Интервью для нашего сайта
Визит
в Россию (8 марта-1 апреля 2000)
Радиопередача
с участием Шрута-шравы Прабху
Лекция, прочитанная 17 июня 2001 года
Шрута-шрава Прабху: "В 1981 году Госвами
Махарадж, тогда президент храма ИСККОН в Лос-Анджелесе, ушел
из него и принял прибежище лотосных стоп Шрилы Шридхара
Махараджа. Несколько недель спустя ушел и я, но, к сожалению, мы не
оставались там долгое время.
Все это стало возможным благодаря доброте и любви, исходивших от Госвами
Махараджа и других духовных братьев: Чидананды Махараджа, Джанардана Махараджа,
Навадвипа даса и других. Я почувствовал, сколько нектара заключено в учении
Шрилы Шридхара Махараджа, и я стал тесно общаться с этими преданными, многие
из которых теперь мои друзья.
В то время, в 1984 году я вновь приехал в Индию. Первый большой Фестиваль
ИСККОНа в Индии состоялся в 1974 году, поэтому я посещал Индию в 1974,
1975, 1976 и 1977 годах. Однако после ухода Шрилы
Прабхупады
у меня не было никакого желания ехать туда. Затем я вновь вдохновился,
и в 1984 году я приехал в Индию в Шри Чайтанья Сарасват
Матх. Меня очень тепло приняли, в том числе, непосредственно Его
Божественная Милость Шрила Шридхар Махарадж.
Все эти события очень сильно повлияли на меня, особенно
мой приезд в Шри Чайтанья Сарасват Матх. Как только я вернулся из
Индии, я переехал в небольшой городок Сакраменто, потому что после
того, как мне выпала счастливая возможность общаться со Шрилой Шридхаром
Махараджем, я понял: я не могу больше жить в уединении в горах, но должен
пытаться передать его послание другим. Через несколько месяцев
приехал Госвами Махарадж (это было в 1985 году), и я вернулся в Шри Чайтанья
Сарасват Матх. У меня завязались очень тесные отношения с преданными
Матха. Я знал тогда только Шрипада Госвами Махараджа, но впоследствии,
познакомился со многими другими прекрасными вайшнавами.
В то время я дружил со Джагаданандой Прабху, Мурали
Чайтаньей Прабху, Б.С.Госвами Махараджем, Набадвипом Прабху, Ашрамом Махараджем
и другими преданными.
Дружба подобна маяку: вдали от берега, в плотном тумане, маяк дает
свет. Дружба с такими преданными -- словно маяк в плотном тумане материального
существования.
После того, как я через год переселился из Сакраменто в Сан-Хосе, моим лучшим другом стал Юдхаманью Прабху, который остается им и поныне. Так же у меня установились чрезвычайно близкие отношения со Шрипадом Абхай Нараяном Махараджем, и эта дружба продолжалась вплоть до его ухода в 1993 году.
Затем, после ухода Его Божественной Милости Шрилы
Шридхара Махараджа, его последователи пришли к лотосным стопам Шрилы Говинды
Махараджа. Шрила Говинда Махарадж всегда, даже после того, как
он стал Ачарьей, проявлял очень сильную любовь к своему Гурудеву, и после
его Первого Всемирного Турне в 1992 году эта любовь засветилась еще
больше. Я был поражен и пленен этим чувством, которое он испытывал.
К тому времени у меня возникли некоторые неприятности
с правительственными органами, и с 1989 года я не мог приезжать в Индию.
Я попал туда в 1988 году, и уже не смог вернуться в Индию до 1992 года.
Поэтому, когда Его Божественная Милость приехал в Калифорнию, у меня появился
шанс увидеть его и получить его святое общение. После этого я стал
чаще ездить в Индию, по крайней мере, раз в год, чтобы видеть его. И кроме
ежегодных поездок в Индию, во время мировых турне Шрилы Говинды Махараджа,
я стараюсь приехать хотя бы в один из тех городов, которые он посещает.
До сих пор у меня не было возможности приехать в Россию.
Итак, моя жизнь не представляет никакого интереса
и говорить о ней не стоит. Я низкого происхождения, занят неквалифицированной
работой, у меня отвратительный характер -- отрицать это бессмысленно. Его
Божественная Милость Шрила Говинда Махарадж очень добр ко мне, Шри Чайтанья
Сарасват Матх дает мне столько милости, и Шрила Шридхар Махарадж очень
добр ко мне. Поэтому моя жизнь сложилась очень удачно...
Когда я после поездки в Россию вернулся в Индию
с Его Божественной Милостью, он попросил меня приехать в Россию. Поэтому
я здесь, благодаря приглашению Джаганнатх Валлабхи Прабху.
Пожалуйста, расскажите о своих встречах со Шрилой
Прабхупадой,
Шрилой
Шридхаром
Махараджем и Шрилой Говиндой
Махараджем.
Что-нибудь об этом... Хорошо. Когда я приехал в
Шри Чайтанья Сарасват Матх, я испытал необычайные и ошеломляющие чувства.
Меня привели к Его Божественной Милости Ом Вишнупаду Бхакти Ракшак
Шридхару
Дев-Госвами Махараджу, и он очень участливо стал расспрашивать меня о ситуации,
в которой я находился, откуда я приехал, хорошо ли я устроился здесь, и
как я перенес дорогу. В этом разговоре не было и тени подозрительных допытываний
-- как, например, кто я, чем я занимаюсь, зачем приехал сюда и т.п. Ничего
подобного -- лишь очень уважительный разговор о моей жизни и моем духовном
пути. Я пробыл там более месяца и удостоился счастья слушать, сидя
у лотосных стоп Шрилы Шридхара Махараджа, его беседы об играх Махапрабху,
играх Шри Кришны, Его преданных.
Это было нечто неповторимое и уникальное. То, как Шрила Шридхар Махарадж
понимал и представлял философию, так же было неповторимо. В этом
не было ничего застывшего, морализирующего -- напротив, очень динамично,
свежо, непредсказуемо, каким и является Кришна-сознание. Многим из
нас свойственно, имея уже некоторый опыт Кришна-сознания, не видеть, не
замечать разницы между застывшими и динамичными концепциями -- разницы,
возможно, даже неизвестной нам, как и многое другое, если не все.
Движение Абсолюта изменяется самым непредсказуемым образом,
и его можно сравнить с извилистым путем движения змеи.
Динамичная природа Кришна-сознания
Ученики Шрилы Прабхупады
утверждают, что в его книгах содержится все. Я согласен с ними --
вопрос лишь в том, кто способен найти и объяснить это. В книгах Шрилы Прабхупады
находится так много знания, но я никогда не мог извлечь его до тех пор,
пока не пришел к лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа и не удостоился
счастья слушать какое-то время его беседы. Когда я вновь стал читать
книги Шрилы Прабхупады, я осознал, как многого я не замечал, не понимал,
сколько я пропустил.
В этом проявляется динамичная природа Кришна-сознания:
каждый раз, возвращаясь к этим книгам, я нахожу в них нечто совершенно
новое -- более высокий уровень сознания.
Застывшая концепция означает: я прочту, пойму что-то и положу
книгу на полку -- в таком случае, моей реализации конец. Первый раз
я стал читать эти книги 25 лет назад, и тогда это был опыт на детском уровне,
а затем моя счастливая судьба привела меня к Шриле Шридхару Махараджу,
который высветил для нас многие вещи, подняв этим наш уровень развития.
Пассивные и живые наставления
Так же хочу сказать о различии между пассивными
и живыми наставлениями. Просто читая книги, мы получаем пассивные
указания, но общаясь со святым,
садху,
дикша или
шикша-гуру,
мы получаем живые наставления, что значительно более необходимо нам, нашему
духовному продвижению вперед. В противном случае, люди читают книги
и приходят к совершенно разным выводам. Каждый отстаивает свою точку зрения,
основываясь на одних и тех же книгах или на одном и том же высказывании.
Как же нам узнать, чье мнение верно? Это невозможно, пока мы не придем
к тому, кто сможет оживить и объяснить эти Писания -- воплощенному Бхагавату.
Бхагавата
Существует личность Бхагавата и книга Бхагавата. Бхагавата-книги прекрасны,
но они дают пассивные наставления, и всегда существует риск неправильно
истолковать их, тогда как личность-Бхагавата всегда приводит нас
к правильному пониманию того или иного учения. Придя к лотосным стопам
Шрилы Шридхара Махараджа, я ощутил настоятельную необходимость общения
с Бхагавата личностью. Столько прекрасных истин изошло из лотосных
уст Его Божественной Милости Шрилы Шридхара Махараджа, которые я просто
не в состоянии и не достоин представлять...
Я невероятно удачлив, что присоединился к движению
Кришна-сознания, ведь я очень падшая личность. Я не могу привести
примера, более понятного русскому человеку, потому что ничего не
знаю о России. В США, например, когда юноша надевает униформу, он страшно
гордится своей принадлежностью к организации. Так и я, когда в первое
время после моего прихода в храм, подстригшись и нанеся тилаку,
выходил на улицу, испытывал большую гордость от того, что являюсь членом
этого Движения. Сейчас я осознаю, какая удача выпала на мою долю, когда
я присоединился к Движению Кришна-сознания, какое благо я получил.
Шрила Говинда
Махарадж
Шрила Говинда Махарадж... что я могу о нем сказать?... Он невероятно добр,
он относится ко мне как к своему лучшему другу. Я почитаю его как
своего
Гуру, потому что понимаю
свое положение. Он мой друг, мой самый лучший друг, и я стараюсь ответить
на его дружбу со своего уровня. Я пытаюсь вести себя с ним как слуга, но
он относится ко мне как к близкому другу. Он ищет меня, он общается
со мной... он дает мне все.
Для меня это настолько непревычно -- вайшнав такого
уровня... Человек может достичь какого-то успеха в жизни, но такой
успех, если он не заслужен какими-то качествами или усилиями, дается как
милость. Если к человеку приходит благо, которое он не заслуживает,
это называется милостью. Поэтому те добрые чувства, которые испытывает
этот возвышенный вайшнав ко мне, падшей личности, я расцениваю как милость.
Его милость проливается на всех, где бы он ни был...
Проблемы начнутся тогда, если я воображу, что из-за
оказанной мне огромной доброты я обладаю некоторой квалификацией.
В таком случае я рискую потерять ее. Поэтому я пытаюсь принять смиренный
вид, принять облик воплощения скромности. Я лишь пытаюсь убедить себя в
том, что не должен вести себя подобным образом, дабы не осквернить ту доброту.
И если я полагаю, что эти качества -- мое личное достояние, тогда я нахожусь
в скверном положении.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о журнале "Шри
Вайшнава Тошани", который Вы издавали.
Около 10 лет назад мне пришла мысль, что у нашей
Миссии нет своего журнала. Шрила Гурудев публиковал на бенгали "Гаудия
Даршан", однако выпуск его прекратился много лет назад. На английском языке
не было ни газеты, ни журнала. В то время у меня было много друзей, имеющих
некоторый опыт в издательском деле, и с их помощью я решился сделать какие-то
шаги в этом направлении. Большую помощь и поддержку мне оказал Шрипад Сарвабхавана
Прабху -- издание стало возможным именно благодаря его энтузиазму, хотя
к тому времени, когда я стал выпускать "Тошани", он был очень занят другими
делами и не мог помогать мне.
Я написал Шриле Гурудеву, прося разрешения, и получив
его согласие, с помощью многих личностей, и главным образом, поддержке
Хасьяприйи Прабху, в декабре 1991 года издал первый номер. Я до сих пор
помню, как мы ехали со Шрипадом Джанарданом Махараджем забирать первый
выпуск из типографии и то волнение, которое я ощутил, взяв номер в руки.
В то время я не мог выехать из страны, но все преданные говорили мне, как
счастлив был Шрила Гурудев видеть его, и много лет первый номер журнала
лежал под стеклом на его столе в Навадвипе. Он очень радовался изданию
журнала, и впоследствие, многие статьи, впервые появившиеся в "Тошани",
были включены в книги, такие как "Benedictine Tree" и другие. Одна статья
была издана небольшой брошюрой под названием "Original Sourse" и позже
переведена на испанский и хинди.
Так же хочу особо упомянуть Лалита Чарана Прабху.
Он очень хотел, чтобы журнал появился на свет и пожертвовал мне сумму,
достаточную для выпуска двух номеров. А затем он посвятил все свое время
оформлению журнала (дизайну); он же является моим лучшим корректором. Благодаря
ему "Тошани" полностью изменился -- без его участия это было бы просто
невозможно.
К сожалению, за последнее время я разленился и впал в гордыню, и вот
уже два года как журнал перестал выходить.
Вопрос: пожалуйста, расскажите о ваших впечатлениях
от первой встречи со Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, со Шрилой
Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем.
Мои впечатления от первой встречи со Шрилой
Прабхупадой трудно облечь в форму слов. Я впервые увидел его в аэропорту
Бостона. Я жил в храме в Майями, и отправился в Бостон, чтобы получить
у него посвящение. Шрила Прабхупада прибыл на Восточное побережье
сначало именно в Бостон. Когда я увидел его, выходящего из самолета,
я испытал такие чувства, которых еще не было в моей жизни. Я не могу
сравнить эти ощущения ни с чем мне известным. Нет ничего материального,
что могло бы сравниться с этими чувствами. Если бы я даже попытался это
сделать, у меня бы ничего не вышло. Первый раз в моей жизни я понял, как
можно чувствовать сердцем...
Что касается Шрилы Шридхара
Махараджа... Это чуство первой встречи не появилось в тот момент, когда
я впервые увидел его физически. Это было, когда я первый раз услышал, как
он говорит об истинном сознании Кришны.
В моем сердце было некое предубеждение, потому что, мне не повезло
-- к несчастью для себя я слышал оскорбления в адрес Его Божественной Милости,
поэтому сначала мне хотелось очиститься, чтобы в моем сердце проснулось
то изначначальное чувство.
Когда я впервые увидел Шрилу
Говинду
Махараджа, у меня возникло чувство, что передо мной -- какая-то очень
особая личность. Но насколько особая и как особая -- этого я тогда не понимал,
да и вряд ли смогу когда-нибудь осознать. Я думаю, многие не понимали
положение Шрилы Говинды Махараджа до его первого всемирного проповеднического
тура. И хотя я провел некоторое время в его обществе, до 1988 года,
когда состоялось его первое кругосветное турне, я не понимал его. Можно
сказать так, что он скрывал себя.
И когда он в 1992 году первый раз прибыл в
США и прилетел в Калифорнию, то у меня было такое ощущение, что отныне
он перестал себя прятать. Я почувствовал, что он имеет какие-то близкое,
интимное отношение ко мне -- не в смысле интимности или фамильярности этого
мира -- там было что-то другое. С одной стороны ты знал, что находишься
в обществе своего Гуру, наставника, но с другой -- что он твой давний и
дорогой друг. Шрила Говинда Махарадж всегда столь очень тепло и близко
общается с тобой, что иногда приходится ущипнуть себя. А иногда необходимо
одергивать себя, чтобы помнить, кто перед тобой находится. К счастью
для всего мира, он совсем не такой человек как я, но он столь добр,
столь доступен, что я почти чувствую, что он похож на меня. Я не
чувствовал этого в личности Шрилы Прабхупады, и даже в Шриле Шридхаре Махарадже
именно такой черты, такой природы, не было. Но это является уникальной
особенностью Шрилы Говинды Махараджа. И так же, хотя он является высочайшим
представителем высочайших концепций, которые присутствуют в Шри Чайтанья
Сарасват Матхе, в его отношении к себе нет и намека на свою исключительность
-- это значит, что он доступен для каждого. Насколько он доступен
для всех, насколько он открыт...
Шрила Говинда Махарадж, который является Ачарьей Всемирной Миссии и имеет примерно 10 тыс. учеников, доступен любому и в любое время. И не имеет значения, когда Вы пришли в Миссию -- 15 дней тому назад или состоите в ней уже 50 лет: когда бы Вы ни захотели увидеть Его Божественную Милость, Вы можете без проблем сделать это. Я думаю, многие видят и ценят это его качество.
Харе Кришна!