Шрипад Шрута-шрава Прабху (США)


 Шрипад Шрута-шрава Прабху -- один из самых известных проповедников Шри Чайтанья Сарасват Матха и любимых учеников Шрилы Б.С.Говинды Махараджа.

Интервью для нашего сайта
    Визит  в Россию (8 марта-1 апреля 2000)
    Радиопередача с участием Шрута-шравы Прабху
Лекция, прочитанная 17 июня 2001 года



 

Шрипад Шрута-шрава Прабху на Ратха-ятре в С.Петербурге  Шрута-шрава Прабху: "В 1981 году Госвами Махарадж, тогда президент храма ИСККОН в Лос-Анджелесе,  ушел из него и принял прибежище лотосных стоп Шрилы Шридхара Махараджа. Несколько недель спустя ушел и я, но, к сожалению, мы не оставались там долгое время.
Все это стало возможным благодаря доброте и любви, исходивших от Госвами Махараджа и других духовных братьев: Чидананды Махараджа, Джанардана Махараджа, Навадвипа даса и других. Я почувствовал, сколько нектара заключено в учении Шрилы Шридхара Махараджа, и я стал тесно общаться с этими преданными, многие из которых теперь мои друзья.
В то время, в 1984 году я вновь приехал в Индию. Первый большой Фестиваль ИСККОНа в Индии состоялся в 1974 году, поэтому я посещал Индию в 1974, 1975, 1976 и 1977 годах. Однако после ухода Шрилы Прабхупады у меня не было никакого желания ехать туда.  Затем я вновь вдохновился, и в 1984 году я приехал в Индию в Шри Чайтанья Сарасват Матх.  Меня очень тепло приняли, в том числе, непосредственно Его Божественная Милость Шрила Шридхар Махарадж.

    Все эти события очень сильно повлияли на меня, особенно мой приезд в Шри Чайтанья Сарасват Матх.  Как только я вернулся из Индии, я  переехал в небольшой городок Сакраменто, потому что после того, как мне выпала счастливая возможность общаться со Шрилой Шридхаром Махараджем, я понял: я не могу больше жить в уединении в горах, но должен пытаться передать его послание другим.  Через  несколько месяцев приехал Госвами Махарадж (это было в 1985 году), и я вернулся в Шри Чайтанья Сарасват Матх.  У меня завязались очень тесные отношения с преданными Матха. Я знал тогда только Шрипада Госвами Махараджа, но впоследствии, познакомился со многими другими прекрасными вайшнавами.
    В то время я дружил со Джагаданандой Прабху, Мурали Чайтаньей Прабху, Б.С.Госвами Махараджем, Набадвипом Прабху, Ашрамом Махараджем и другими преданными.
Дружба подобна маяку: вдали от берега, в плотном тумане, маяк дает свет. Дружба с такими преданными -- словно маяк в плотном тумане материального существования.

    После того, как я  через год  переселился из Сакраменто в Сан-Хосе, моим лучшим другом стал Юдхаманью Прабху, который остается им и поныне. Так же у меня установились чрезвычайно близкие отношения со Шрипадом Абхай Нараяном Махараджем, и эта дружба продолжалась вплоть до его ухода в 1993 году.

Затем, после ухода Его Божественной Милости Шрилы Шридхара Махараджа, его последователи пришли к лотосным стопам Шрилы Говинды Махараджа.  Шрила Говинда Махарадж всегда, даже после того, как он стал Ачарьей, проявлял очень сильную любовь к своему Гурудеву, и после его  Первого Всемирного Турне в 1992 году эта любовь засветилась еще больше. Я был поражен и пленен этим чувством, которое он испытывал.
    К тому времени у меня возникли некоторые неприятности с правительственными органами, и с 1989 года я не мог приезжать в Индию. Я попал туда в 1988 году, и уже не смог вернуться в Индию до 1992 года. Поэтому, когда Его Божественная Милость приехал в Калифорнию, у меня появился шанс увидеть его и получить его святое общение.  После этого я стал чаще ездить в Индию, по крайней мере, раз в год, чтобы видеть его. И кроме ежегодных поездок в Индию, во время мировых турне Шрилы Говинды Махараджа, я стараюсь приехать хотя бы в один из тех городов, которые он посещает. До сих пор у меня не было возможности приехать в Россию.

    Итак, моя жизнь не представляет никакого интереса и говорить о ней не стоит. Я низкого происхождения, занят неквалифицированной работой, у меня отвратительный характер -- отрицать это бессмысленно. Его Божественная Милость Шрила Говинда Махарадж очень добр ко мне, Шри Чайтанья Сарасват Матх дает мне столько милости, и Шрила Шридхар Махарадж очень добр ко мне.  Поэтому моя жизнь сложилась очень удачно...
    Когда я после поездки в Россию вернулся в Индию с Его Божественной Милостью, он попросил меня приехать в Россию. Поэтому я здесь, благодаря приглашению Джаганнатх Валлабхи Прабху.

    Пожалуйста, расскажите о своих встречах со Шрилой Прабхупадой, Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем.
    Что-нибудь об этом... Хорошо. Когда я приехал в Шри Чайтанья Сарасват Матх, я испытал необычайные и ошеломляющие чувства. Меня привели к Его Божественной Милости Ом Вишнупаду Бхакти Ракшак Шридхару Дев-Госвами Махараджу, и он очень участливо стал расспрашивать меня о ситуации, в которой я находился, откуда я приехал, хорошо ли я устроился здесь, и как я перенес дорогу. В этом разговоре не было и тени подозрительных допытываний -- как, например, кто я, чем я занимаюсь, зачем приехал сюда и т.п. Ничего подобного -- лишь очень уважительный разговор о моей жизни и моем духовном пути.  Я пробыл там более месяца и удостоился счастья слушать, сидя у лотосных стоп Шрилы Шридхара Махараджа, его беседы об играх Махапрабху,  играх Шри Кришны, Его преданных.  Это было нечто неповторимое и уникальное. То, как Шрила Шридхар Махарадж понимал и представлял философию, так же было неповторимо.  В этом не было ничего застывшего, морализирующего -- напротив, очень динамично, свежо, непредсказуемо, каким и является Кришна-сознание.  Многим из нас свойственно, имея уже некоторый опыт Кришна-сознания, не видеть, не замечать разницы между застывшими и динамичными концепциями -- разницы, возможно, даже неизвестной нам, как и многое другое, если не все.  Движение Абсолюта  изменяется  самым непредсказуемым образом, и его  можно сравнить с извилистым путем движения змеи.

    Динамичная  природа Кришна-сознания
    Ученики Шрилы Прабхупады утверждают, что в его книгах содержится все.  Я согласен с ними -- вопрос лишь в том, кто способен найти и объяснить это. В книгах Шрилы Прабхупады находится так много знания, но я никогда не мог извлечь его до тех пор, пока не пришел к лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа и не удостоился счастья слушать какое-то время его беседы.  Когда я вновь стал читать книги Шрилы Прабхупады, я осознал, как многого я не замечал, не понимал, сколько я пропустил.
    В этом проявляется динамичная природа Кришна-сознания: каждый раз, возвращаясь к этим книгам,  я нахожу в них нечто совершенно новое --  более высокий уровень сознания.
Застывшая концепция означает:  я прочту, пойму что-то и положу книгу на полку -- в таком случае, моей реализации конец.  Первый раз я стал читать эти книги 25 лет назад, и тогда это был опыт на детском уровне, а затем моя счастливая судьба привела меня к Шриле Шридхару Махараджу, который высветил для нас многие вещи, подняв этим наш уровень развития.

    Пассивные и живые наставления
    Так же хочу сказать о различии между пассивными и живыми наставлениями.  Просто читая книги, мы получаем пассивные указания, но общаясь со святым, садху, дикша или шикша-гуру,  мы получаем живые наставления, что значительно более необходимо нам, нашему духовному продвижению вперед.  В противном случае, люди читают книги и приходят к совершенно разным выводам. Каждый отстаивает свою точку зрения, основываясь на одних и тех же книгах или на одном и том же высказывании.  Как же нам узнать, чье мнение верно? Это невозможно, пока мы не придем к тому, кто сможет оживить и объяснить эти Писания -- воплощенному Бхагавату.

    Бхагавата
Существует личность Бхагавата и книга Бхагавата. Бхагавата-книги прекрасны, но они дают пассивные наставления, и всегда существует риск  неправильно истолковать их, тогда как  личность-Бхагавата всегда приводит нас к правильному пониманию того или иного учения. Придя к лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа, я ощутил настоятельную необходимость общения с Бхагавата личностью.  Столько прекрасных истин изошло из лотосных уст Его Божественной Милости Шрилы Шридхара Махараджа, которые я просто не в состоянии и не достоин представлять...
    Я невероятно удачлив, что присоединился к движению Кришна-сознания, ведь я очень падшая личность.  Я не могу привести примера, более понятного русскому человеку, потому что  ничего не знаю о России. В США, например, когда юноша надевает униформу, он страшно гордится своей принадлежностью к  организации. Так и я, когда в первое время после моего прихода в храм, подстригшись и нанеся тилаку, выходил на улицу, испытывал большую гордость от того, что являюсь членом этого Движения. Сейчас я осознаю, какая удача выпала на мою долю, когда я присоединился к Движению Кришна-сознания, какое благо я получил.

Шрила Говинда Махарадж
Шрипад Шрута-шрава Прабху (слева) и Шрила Б.С.Говинда Махарадж Шрила Говинда Махарадж... что я могу о нем сказать?... Он невероятно добр, он относится ко мне как к своему лучшему другу.  Я почитаю его как своего Гуру, потому что понимаю свое положение. Он мой друг, мой самый лучший друг, и я стараюсь ответить на его дружбу со своего уровня. Я пытаюсь вести себя с ним как слуга, но он относится ко мне как к близкому другу.  Он ищет меня, он общается со мной... он дает мне все.
    Для меня это настолько непревычно -- вайшнав такого уровня...  Человек может достичь какого-то успеха в жизни, но такой успех, если он не заслужен какими-то качествами или усилиями, дается как милость.  Если к человеку приходит благо, которое он не заслуживает, это называется милостью. Поэтому те добрые чувства, которые испытывает этот возвышенный вайшнав ко мне, падшей личности, я расцениваю как милость. Его милость проливается на всех, где бы он ни был...
    Проблемы начнутся тогда, если я воображу, что из-за оказанной мне огромной доброты я  обладаю некоторой квалификацией. В таком случае я рискую потерять ее. Поэтому я пытаюсь принять смиренный вид, принять облик воплощения скромности. Я лишь пытаюсь убедить себя в том, что не должен вести себя подобным образом, дабы не осквернить ту доброту. И если я полагаю, что эти качества -- мое личное достояние, тогда я нахожусь в скверном положении.

    Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о журнале "Шри Вайшнава Тошани", который Вы издавали.
    Около 10 лет назад мне пришла мысль, что у нашей Миссии нет своего журнала. Шрила Гурудев публиковал на бенгали "Гаудия Даршан", однако выпуск его прекратился много лет назад. На английском языке не было ни газеты, ни журнала. В то время у меня было много друзей, имеющих некоторый опыт в издательском деле, и с их помощью я решился сделать какие-то шаги в этом направлении. Большую помощь и поддержку мне оказал Шрипад Сарвабхавана Прабху -- издание стало возможным именно благодаря его энтузиазму, хотя к тому времени, когда я стал выпускать "Тошани", он был очень занят другими делами и не мог помогать мне.
    Я написал Шриле Гурудеву, прося разрешения, и получив его согласие, с помощью многих личностей, и главным образом, поддержке Хасьяприйи Прабху, в декабре 1991 года издал первый номер. Я до сих пор помню, как мы ехали со Шрипадом Джанарданом Махараджем забирать первый выпуск из типографии и то волнение, которое я ощутил, взяв номер в руки. В то время я не мог выехать из страны, но все преданные говорили мне, как счастлив был Шрила Гурудев видеть его, и много лет первый номер журнала лежал под стеклом на его столе в Навадвипе. Он очень радовался изданию журнала, и впоследствие, многие статьи, впервые появившиеся в "Тошани", были включены в книги, такие как "Benedictine Tree" и другие. Одна статья была издана небольшой брошюрой под названием "Original Sourse" и позже переведена на испанский и хинди.
    Так же хочу особо упомянуть Лалита Чарана Прабху. Он очень хотел, чтобы журнал появился на свет и пожертвовал мне сумму, достаточную для выпуска двух номеров. А затем он посвятил все свое время оформлению журнала (дизайну); он же является моим лучшим корректором. Благодаря ему "Тошани" полностью изменился -- без его участия это было бы просто невозможно.
К сожалению, за последнее время я разленился и впал в гордыню, и вот уже два года как журнал перестал выходить.

    Вопрос: пожалуйста, расскажите о ваших впечатлениях от первой встречи со Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, со Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем.
    Мои впечатления от первой встречи со Шрилой Прабхупадой трудно облечь в форму слов. Я впервые увидел его в аэропорту Бостона. Я жил в храме в Майями, и отправился в Бостон, чтобы получить у него посвящение.  Шрила Прабхупада прибыл на Восточное побережье сначало именно в Бостон.  Когда я увидел его, выходящего из самолета, я испытал такие чувства, которых еще не было в моей жизни.  Я не могу сравнить эти ощущения ни с чем мне известным. Нет ничего материального, что могло бы сравниться с этими чувствами. Если бы я даже попытался это сделать, у меня бы ничего не вышло. Первый раз в моей жизни я понял, как можно чувствовать сердцем...

    Что касается Шрилы Шридхара Махараджа... Это чуство первой встречи не появилось в тот момент, когда я впервые увидел его физически. Это было, когда я первый раз услышал, как он говорит об истинном сознании Кришны.
В моем сердце было некое предубеждение, потому что, мне не повезло -- к несчастью для себя я слышал оскорбления в адрес Его Божественной Милости, поэтому сначала мне хотелось очиститься, чтобы в моем сердце проснулось  то изначначальное чувство.

    Когда я впервые увидел Шрилу Говинду Махараджа, у меня возникло чувство, что передо мной -- какая-то очень особая личность. Но насколько особая и как особая -- этого я тогда не понимал, да и вряд ли смогу когда-нибудь осознать.  Я думаю, многие не понимали положение Шрилы Говинды Махараджа до его первого всемирного проповеднического тура.  И хотя я провел некоторое время в его обществе, до 1988 года, когда состоялось его первое кругосветное турне, я не понимал его. Можно сказать так, что он скрывал себя.
    И когда он в 1992 году первый раз  прибыл в США и прилетел в Калифорнию, то у меня было такое ощущение, что отныне он перестал себя прятать.  Я почувствовал, что он имеет какие-то близкое, интимное отношение ко мне -- не в смысле интимности или фамильярности этого мира -- там было что-то другое. С одной стороны ты знал, что находишься в обществе своего Гуру, наставника, но с другой -- что он твой давний и дорогой друг. Шрила Говинда Махарадж всегда столь очень тепло и близко общается с тобой, что иногда приходится  ущипнуть себя. А иногда необходимо одергивать себя, чтобы помнить, кто перед тобой находится. К  счастью для всего мира, он совсем  не такой человек как я, но он столь добр, столь доступен, что я почти чувствую, что он похож на меня.  Я не чувствовал этого в личности Шрилы Прабхупады, и даже в Шриле Шридхаре Махарадже именно такой черты, такой природы, не было. Но это является уникальной особенностью Шрилы Говинды Махараджа. И так же, хотя он является высочайшим представителем высочайших концепций, которые присутствуют в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, в его отношении к себе нет и намека на свою исключительность -- это значит, что он доступен для каждого.  Насколько он доступен для всех, насколько он открыт...

    Шрила Говинда Махарадж, который является Ачарьей Всемирной Миссии и имеет примерно 10 тыс. учеников, доступен любому и в любое время. И не имеет значения, когда Вы пришли в Миссию -- 15 дней тому назад или состоите в ней уже 50 лет: когда бы Вы ни захотели увидеть Его Божественную Милость, Вы можете без проблем сделать это. Я думаю, многие видят и ценят это его качество.

    Харе Кришна!