Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!
   
 

Шри Чаитанья-чаритамрита
Ади-лила

Глава 4
Сокровенные Причины Сошествия Шри Чаитаньи

1. По милости Чаитаньи и несмышленое дитя поймет природу истинную Кришны, который наслаждается во Врадже играми Своими.
2. Слава, слава Шри Чаитанье! Слава Нитьянанде! Слава Шри Адваитачандре! Слава преданным Гауранги!
3. Раскрыто мной значение четвертого стиха. Теперь, о бхакты, услышьте объясненье пятого.
4. Чтоб объяснить первоначальный стих, скажу сначала о его значенье.
5. Вот главное значение четвертого стиха: Господь наш воплотился, чтоб даровать святое имя Бога и чистую любовь к Нему.
6. Причина эта истинна, но все же внешняя она. Теперь узнаете о скрытых внутренних причинах сошествия Чаитаньи.
7. Писания гласят: В Двапара-юге Кришна воплотился, чтоб облегчить ношу Земли.
8. Однако облегченье бремени Земли – обязанность хранителя вселенной – Вишну, а не Кришны.
9. Но время избавления Земли совпало с временем сошествия Шри Кришны.
10. Когда же Господь изначальный явился, то в Нем воплотились Его аватары.
11-12. Нараяна, Чатур-вьюха - Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха - Матсья и остальные лила, юга и манвантара-воплощения, а также многие другие аватары пришли на Землю в теле Кришны. Так низошел Абсолютный Всевышний Бог, Господь Шри Кришна.
13. И потому в то время в теле Кришны пребывал и Вишну. Через Него Шри Кришна демонов уничтожал.
14. Но убиенье демонов второстепенно. Теперь скажу об основной причине сошествия Шри Кришны.
15-16. Господь наш Кришна, обитель радости духовной и самый милосердный, по двум причинам пожелал явиться: чтобы испить нектар любви к Себе и проповедовать повсюду любовное служенье Богу в экстазе беспричинного влеченья.
17. «Всё мироздание Мое величье знает и все ж любовь, ослабленная страхом перед Моим величьем, не радует Меня.
18. И если существо, себя считая подчиненным, относится ко Мне как к Богу, Его любовью не пленяюсь Я.
19. С каким бы отношением Мой бхакт ни поклонялся мне, воздам ему Я тем же. Такова Моя природа».
20. «Насколько бхакт Мой предается Мне, настолько Я его вознаграждаю. Всегда все следуют по Моему пути, о Партха».
21-22. «Тот, чья любовь ко Мне и преданность чисты, кто другом, сыном иль возлюбленным своим Меня считает, кто думает, что он Меня величьем превзошел, иль равен Мне, или Меня сильнее – тому Я подчиняюсь».
23. «Кто мне служение возносит – тот вечность обретет. О девы Враджа дорогие! Ваша любовь ко Мне благословенна. Лишь с помощью ее возможно милость обрести Мою.
24. Думая, что Я беспомощный ребенок, мать охраняет Меня и лелеет, а иногда связывает Меня веревкой, сыном своим Меня считая.
25. Друзья Мои, играя, ко Мне на плечи залезают и смеются: «Где ж Твое величье? С Тобою мы равны».
26. Когда любимые Меня за что-то укоряют, рассердившись, то их упрек уносит ум Мой от гимнов Вед благоговейных.
27 - 28. И взяв с Собой тех чистых бхактов, Я в мир приду, чтоб сотворить божественные игры, неведомые даже на Вайкунтхах. Те игры Самого Меня повергнут в изумленье.
29. Влиянье йогамайи побуждает гопи Меня своим возлюбленным считать.
30. Ни Я, ни гопи не заметим это, настолько очаруют нас краса и качества друг друга.
31. И вопреки религиозным предписаньям соединит нас чистая любовь. Судьба нас то сведет, то разлучит.
32. Испробую Я вкус нектарный наших отношений и этим милость бхактам принесу.
33. Услышав о чистой любви обитателей Враджа, бхакты станут Мне поклоняться в стремлении познать эту спонтанную любовь, оставив все обряды и корыстные деяния».
34. «Чтоб милость бхактам даровать, Шри Кришна совершает игры, явив Свой изначальный вечный образ, подобный человеку. С вниманьем слушая об этих играх, служите Господу Шри Кришне!»
35. В этом стихе слово «бхавет» – «служите» стоит в повелительном наклонении и говорит о необходимости служения. И несогласье с этим – нарушенье долга.
36 – 37. Желанья эти – главная причина появления Шри Кришны; уничтоженье демонов второстепенно. Так и для Шри Чаитаньи, Верховной Личности, провозглашенье дхармы века второстепенным было.
38. Когда по скрытому желанью Своему Господь наш захотел явиться, то появление Его совпало с моментом утвержденья юга-дхармы.
39. Итак, по двум причинам Кришна воплотился с бхактами Своими вместе: чтобы нектаром премы насладиться и воспевать святое имя Бога.
40. Из премы и из имени святого Он сплел гирлянду, увенчав весь мир. И даже среди самых низших Он проповедовал санкиртан.
41. И облачившись в чувства бхакта, Он проповедовал повсюду служенье Богу, Сам вознося его любовно.
42. Четыре вида бхактов – дивные сосуды, что в себя вмещают четыре расы любовных отношений с Богом: слуги к хозяину, друзей, родителей к ребенку и любимых.
43. И каждый бхакт своё считает чувство самым высшим и в этом состоянии он с Кришной наслаждается великим счастьем.
44. Но мы, сравнив все расы беспристрастно, поймем, что лучшая из них – любовь возлюбленных.
45. «Любовь от расы к расе возрастает и самой сладостной является возлюбленных любовь».
46. И потому ее зовут мадхура-раса. Она двухвидна: любовь супругов и любовь вне брака.
47. Особенно сильна любовь вне брака. Подобная любовь доступна лишь во Врадже.
48. Открыто это чувство девам Враджа и более всего проявлено в Шри Радхе.
49. Ее чистейшая и зрелая любовь влечение других затмила. Ее любовь – причина сладости любовных игр для Кришны.
50. И потому Господь Шри Гауранга, который есть Сам Хари, похитил чувства Радхарани и выполнил Свои желанья.
51. «О Шри Чаитанья, обитель всех богов, цель Упанишад, дыханье жизни мудрецов, прибежище всех бхактов и суть любви лотосооких гопи. Узрят ли вновь Тебя мои глаза?»
52. «Шри Кришна возжелал узнать оттенки все любви Шри Радхи, возлюбленной Своей, и ради этого Он стал Чаитаньей. Скрыв темный цвет Свой Ее желтым, любовью Радхики Он насладился. Да одарит нас милостью Своей Господь Чаитанья».
53. «Причина главная Его явленья и утверждения религии для века в том состоит, чтобы познать экстаз любви. Теперь я это объясню, послушайте.
54. Вначале лишь коснулся я значения стиха об основной причине Сошествия, теперь же полностью раскрою его смысл.
55. «Любовь и игры Радхи с Кришной – явления духовной силы Бога, дающей наслажденье (хладини-шакти). Единые по сути, Радха с Кришной навек в два тела разделились. Теперь же в образе Чаитаньи Они соединились вновь. Склоняюсь я к стопам Чаитаньи, который с чувствами и цветом Радхи появился, хотя Он Кришна Сам».
56. Радха и Кришна одно, но разделились в два тела, чтоб наслаждаться друг с другом, вкушая расы любви.
57. Теперь же, чтобы насладиться новым вкусом Своей любви, Они соединились в одном теле – в Господе Чаитанье.
58. Я опишу вначале природу Радхарани и Шри Кришны, чрез это сможете понять всю славу Шри Чаитаньи.
59. Шримати Радхарани – олицетворение любви Шри Кришны, Она – Его внутренняя сила, хладини-шакти.
60. Она дарует Кришне наслажденье, а преданным Его – защиту и поддержку.
61. Тело Господа Кришны вечно, исполнено знания и блаженства. Его единая духовная энергия проявлена в трех формах.
62. Хладини – выражение блаженства, сандхини – бытия, самвит – познанья.
63. «В Тебе, о Господь, о основа всего, три силы – хладини, сандхини, самвит – в единую силу слились. Но материальных качеств нет в Тебе, и гуны, порождающие счастье и страданье, не могут на Тебя влиять».
64. Значительная часть энергии сандхини – шуддха-саттва, чистое существованье. И бытие Всевышнего Шри Кришны основано на ней.
65. Мать и отец, дома, дворцы и ложа, сиденья Господа Шри Кришны – все это проявленья шуддха-саттвы.
66. «Состояние чистой благости (шуддха-саттва), в котором появляется Всевышний Бог, зовется васудева. И когда Господь, непознаваемый для чувств мирских и нареченный Васудевой, Себя являет в этом чистом состояньи, мой ум способен воспринять Его».
67. Суть самвит – это знанье, что Кришна – Верховная Личность. Из этого знанья исходят другие познанья (даже знанье о Брахмане).
68. Суть хладини – любовь к Богу; суть любви – эмоция (бхава), высшее развитие бхавы – махабхава.
69. Шри Радха Тхакурани – олицетворение махабхавы. Она сокровищница всех благих достоинств. И самый дивный самоцвет среди возлюбленных Шри Кришны.
70. «Если сравнить двух гопи – Чандравали и Радху, то Радхика во всем другую превосходит. Она олицетворенье махабхавы и воплощенье самых лучших качеств».
71. Погружены в любовь к Шри Кришне всё Её тело, ум и чувства. Она - энергия Его и помощница по играм.
72. «Изначальному Господу Говинде поклоняюсь, Он пребывает на Голоке с Радхой, которая подобна Его духовному образу и воплощает в Себе энергию экстаза, хладини-шакти. Их окружение – Ее подруги, что изошли из Ее тела и исполнены блаженства духовной расы».
73. Теперь послушайте, как спутницы Шри Кришны помогают Ему наслаждаться расой и содействуют в играх.
74-75. Три вида есть возлюбленных Шри Кришны: богини Удачи, царицы Двараки и наивысшие из всех – пастушки Враджа. И все возлюбленные исходят от Радхи.
76. Как Кришна – источник всех воплощений, так Радха – источник возлюбленных Кришны.
77. Богини счастья – частичные проявления Шри Радхарани, а царицы Двараки – Ее отраженья.
78. Богини счастья – Ее полные части и они проявляются в формах вайбхава-виласа. Царицы же по Своей природе Ее вайбхава-пракаши.
79. Девы Враджа, наделенные различной внешностью – Ее ипостаси и инструменты для усиления сладости рас.
80. Без многочисленных возлюбленных нет радости подобной в расе. И назначенье многих проявлений Радхарани – содействовать Шри Кришне в играх.
81. Все гопи обладают различными чувствами и вкусами любви. Они помогают Шри Кришне испить всю сладость раса-танца и других духовных игр.
82. Шри Радха – Та, что наслаждает Господа Говинду, Его пленяет; Шри Радха – всё для Господа Говинды и самый дивный самоцвет из всех Его возлюбленных.
83. «Духовная богиня, деви, Радхарани от Кришны неотлична. Она – источник всех богинь удачи. В Ней всё пленяет Самого всепривлекающего Кришну. Она высочайшая энергия Бога».
84. Слово «деви» означает «блистающая и прекраснейшая», а также «дивная обитель поклонения и любовных игр Шри Кришны».
85. А «Кришна-майи» означает «Та, для которой Кришна и внутри, и вне всего». Куда Она ни бросит взгляд, повсюду видит Кришну.
86. Другое значение этого слова – Она неотлична от Кришны, ведь Она воплощает в Себе расы любви. Энергия Шри Кришны с Ним едина.
87. В исполнении желаний Кришны состоит Ее поклоненье (арадхана). Поэтому Её зовут в Пуранах Радхикой.
88. «Преданно поклонялась Она Всевышнему Богу и потому Господь Говинда, довольный Ею, уединился с Ней, оставив нас».
89. Итак, Шри Радха – парама-девата, высшая Богиня, почитаемая всеми. Она заступница для каждого и Мать вселенных.
90. Я объяснял уже значение «сарва-лакшми»: Радхарани - это источник и обитель всех Лакшми.
91. Также «сарва-лакшми» означает, что Шри Радха обладает шестью величиями Кришны. И потому Она есть высшая Энергия Шри Кришны.
92. «Сарва-канти» означает, что в Ее теле воплотились вся красота и великолепие. И все богини счастья лишь Ей обязаны своей красой.
93. Слово «канти» может означать – все желанья Господа Шри Кришны. Желания Шри Кришны сосредоточены в Шримати Радхарани.
94. Шримати Радхарани исполняет все желания Кришны. Таково значение слова «сарва-канти».
95. Весь мир очаровал Шри Кришна, но Самого Его пленяет Радха. И потому Она есть наивысшая Богиня.
96. Шри Радха – совершенная энергия. Шри Кришна – источник совершенной энергии. Писания гласят: Они неотличны, едины.
97. И нераздельно их единство, как огонь неотличен от жара, как нет отличья между мускусом и запахом его.
98. Итак, едины Радха с Кришной и все же разделяются в два тела, чтоб насладиться играми Своими.
99 – 100. Чтоб научить любовному служенью Богу (према-бхакти) Шри Кришна с чувствами и цветом Радхи явился как Господь Чаитанья. Таково значение пятого стиха (вступленья).
101. Вначале перед объяснением стиха шестого, я кратко опишу его значенье.
102. Как говорилось ранее, Господь пришел, чтоб проповедовать санкиртан. Но это внешняя причина воплощенья.
103. А главная причина появленья Кришны исходит из Его природы – Он наслаждается любовью.
104. И эта сокровенная причина тройственна. Сварупа Дамодара описал ее.
105. Сварупа Госани – самый близкий спутник Господа Чаитаньи, и потому он знает эту тайну.
106. Сердце Чаитаньи – образ чувств Радхи. В нем постоянно пребывают и боль, и счастье.
107. В последних играх от разлуки с Кришной безумие Чаитанью охватило. Его деянья странными казались. Он часто бредил в исступленьи.
108. Как Радхика вдруг потеряла разум Уддхаву увидав, так и Чаитанья пребывал в безумии разлуки дни и ночи.
109. Ночами Он бессвязно бредил, обняв за шею Дамодару. В экстатическом вдохновении Он говорил Своим сердцем.
110. Чувство, возникшее в сердце Чаитаньи, Дамодара успокаивал песней или стихом, говорящим о том же.
111. Но не время сейчас разбирать эти игры. Позднее опишу их более подробно.
112. Три периода жизни провел во Вриндаване Кришна – младенчество, детство и юность. И юность среди них важней всего.
113. Любовь родителей принесла радость Его младенчеству. Друзья наполнили счастьем Его детство.
114. В юности Он наслаждался нектаром рас, утоляя желания Свои в любовных играх с Радхикой и гопи.
115. И в юности Кришна явил любовные игры с гопи, такие как танец раса, наполнив смыслом бытиё вселенной.
116. «В юности, ночами осенними Господь Мадхусудана наслаждался играми с гопи, что подобны драгоценностям прекрасным, изгоняя этим несчастия мира».
117. «Он Радхику закрыть глаза в смущении заставил, напомнив Ей в кругу Ее подруг об Их любовных играх прошлой ночи. Затем картины этих игр изобразив на персях Радхи, Он доказал, что Он – искуснейший художник. Так Хари, наш Господь, играя в рощах с Радхикой и гопи, наполнил счастьем Свою юность».
118. «О Пурнамаси, если Хари не явится в Матхуру с Радхой, творенье бесполезным станет, в особенности Камадев».
119-120. Подобным способом Шри Кришна, обитель рас, и прежде пил нектар любви, но как Он ни старался, не мог исполнить трех Своих желаний.
121. Вот первое желанье: Сказал Шри Кришна: «Я – причина рас».
122. «Я духовная Истина, Я преисполнен блаженства. Но безумным Я стал от любви Радхарани.
123. Сила любви Шри Радхики, которою Она Меня навечно покорила, Мне неизвестна.
124. Любовь Шри Радхи – Мой учитель, Я танцам у Неё учусь. Ее любовь Мой танец делает всё новым».
125. «Откуда пришла ты, подруга любимая, Вринда?
– От лотосных стоп Шри Хари.
– Но где Он?
– В лесу, у Радхакунды.
– Что делает там?
– Он танцам учится.
– А кто Его учитель?
– Твое отражение, Радха, что в каждом дереве, в травинке каждой проявляясь, все направления пленяет Своим танцем, заставив Кришну гнаться за Собой в безумном танце».
126. «Какую милость Я бы получил, познав Ее любовь ко Мне, что в миллионы раз приносит счастья больше Ей, чем Мне.
127. Как Я – обитель противоречивых качеств, так и любовь Шри Радхарани полна противоречий.
128. Любовь Шри Радхи всё заполняет. Пространства мало для неё, но всё же возрастает она каждое мгновенье.
129. Нет выше ничего Ее любви, лишенной гордости совсем. И это знак величия Ее любви.
130. Нет чище ничего Ее любви. Но своенравная, Она полна лукавства».
131. «Да славится всегда любовь Шри Радхи к Кришне, победителю демона Мура. Заполнив все собой, она все время возрастает. Хоть велика она, но гордости в ней нет. Хотя чиста, но все ж полна лукавства».
132. « Обитель высшая любви – Шри Радхарани, а Я – предмет Ее любви.
133. Вкушаю Я блаженство как объект любви, но наслажденье Радхи, Обители любви, во много миллионов раз превыше.
134. Мой ум желает ощутить то счастье, что получает та Обитель, однако, как Я ни пытался, не смог почувствовать его. Но как же все-таки его познать?
135. Лишь став Обителью такой любви смогу испробовать то счастье».
136. Так думая, Господь наш Кришна необычайно возжелал любовь Шри Радхи ощутить. И в сердце Кришны возгорелось желание любви.
137. Вот первое желанье. Теперь услышьте о втором: Увидя красоту Свою, Господь подумал.
138. «О, как чудесна Моя сладость, как бесконечна и полна. Никто не знает ей предела в трех мирах.
139. Лишь Радха, силою Своей любви вкусила сладости Моей нектар.
140. Любовь Шри Радхики как зеркало чиста, и все ж ее прозрачность, чистота с мгновеньем каждым возрастает.
141. Хоть Моя сладость всё пространство заполняет, но в зеркале любви Шри Радхарани все новою и новою красой она блистает.
142. И состязанье постоянно меж сладостью Моей и зеркалом любви Шри Радхарани. Усилья их с мгновеньем каждым возрастают, но поражения никто не знает.
143. И сладость новая приходит с каждым мигом и бхакты познают ее согласно силе своей любви.
144. Когда же в зеркале красу Свою увижу и возжелаю сладости ее, то не смогу испить.
145. И думая о том, как Мне вкусить нектар красы Моей, Я сознаю, что Радхикой Я должен стать Самой».
146. «Чья сладость может превзойти Мою? Всегда нова она и изумляет всех. Я Сам, от красоты Своей впав в заблужденье, возжаждал насладиться ею, как Радхарани наслаждалась».
147. Красе Шри Кришны присуща сила всех чаровать, мужчин и женщин и даже Самого Шри Кришну.
148. Сердца стремятся видеть или слышать Кришну. И даже Кришна Сам пытается вкусить ту сладость.
149. И ненасытна жажда пьющего нектар красы Его. Она с мгновеньем каждым возрастает.
150. И жаждущие упрекают Брахму в незнании искусства сотворенья.
151. «Ведь он не даровал им миллионы глаз, чтоб наслаждаться прелестью Шри Кришны, чтоб видеть непрестанно лик Его прекрасный. Он дал всего два глаза, да и те моргают».
152. Сказали гопи: «Когда Ты целый день ходил по лесу, Кришна, чудесное Твое лицо и вьющиеся кудри мы видеть не могли, и миг казался долгой тяжкой жизнью. Тогда сочли мы неразумным творца, что создал веки на глазах, стремящихся всегда к Тебе».
153. «На Курукшетре, после разлуки долгой, любимого Шри Кришну увидали гопи, Он в их сердца вошел чрез очи, и обняли они Его и обрели такую радость, что недоступна даже йогам-мудрецам. И прокляли они тогда творца, который создал веки, закрывающие очи».
154. Лишь для того, чтоб Кришну видеть непрестанно, нужны глаза. И бесконечно счастлив видящий Его.
155. Сказали гопи: «О подруги, глаза, что видят лики сыновей Шри Нанды, вовек благословенны. Когда два брата в лес идут с друзьями, играя на флейтах, гоня коров перед собой, они бросают нежные взгляды на жителей Враджа».
156. И женщины Матхуры возгласили: «Что за аскезы совершали гопи? Они всегда очами пьют нектарный образ красоты самой, Шри Кришны, которому нет равных во вселенных. Краса Его – обитель славы и величья. Все совершенства в ней, всегда нова она и необычна».
157. Сладость Господа непревосходима и с силою ее бороться невозможно. Ум, слушая о ней, в волнение приходит.
158. Шри Кришну Самого краса Его пленяет. Но Он не может до конца испить ее усладу и ум Его от этого скорбит.
159. Это желание Его второе, теперь скажу о третьем.
160. Необъятна тема рас и глубока. Лишь Сварупа Дамодара многое знает о ней.
161. Любой, желающий узнать о расах, пусть слушает его, ведь самый близкий он слуга Шри Чаитаньи.
162. Любовь гопи зовется рудха-бхава. Она священна и чиста. И капли похоти в ней нет.
163. Но в то же время, чистая любовь гопи прославлена как страстное томленье. И близкие преданные Господа во главе с Уддхавой желают ощутить ее.
164. Отличны похоть и према, как различны железо и злато.
165. Желанье чувства наслаждать свои есть кама, похоть. Желанье Кришну наслаждать зовется премой.
166. Лишь наслажденье чувств своих – стремленье камы, а премы цель – нести усладу Кришне и тем она сильна.
167-169. «Людей обычаи, запреты Вед и нужды тела, ради плодов дела, застенчивость, терпенье и радость плоти и души, путь ашрамов и варн, с которого уйти так трудно, а также близких, их наказанья и насмешки – оставили все это гопи ради служенья Кришне. И служат Кришне из любви ради Его услады».
170. Любовью твердой к Кришне зовется это. Чиста она, как новая одежда.
171. Отличны похоть и любовь: према светла как солнце, похоть подобна тьме.
172. Ни капли похоти в любви пастушек нет. Их отношенья с Кришной – лишь ради наслаждения Его.
173. «О любимый, Твои нежные стопы мы прижимаем к своей груди, боясь, что Ты поранил их. Ты наша жизнь и мы тревожимся, что стопы нежные Твои изранены о камни, когда бродил Ты по лесным дорогам».
174. И стали безразличны гопи их собственная боль и радость. Деянья их ума и тела посвящены усладе Кришны.
175. Ради Говинды гопи отреклись от мира. Цель их любви – лишь услажденье Кришны.
176. «О любимые гопи, вы всё отвергли – Вед предписания, обычаи, даже своих родных и близких. Ушел Я, желая усилить стремление ваше ко Мне. Ради вашего блага Я удалился, о гопи, и прошу, на Меня не сердитесь».
177. Как прежде обещал Шри Кришна, взаимностью Он отвечает на поклонение Себе.
178. «Как Меня почитают бхакты, так и Я их вознаграждаю. Лишь путем, указанным Мною, всюду следуют эти люди, сын Притхи».
179. Тот завет разрушили гопи своим поклоненьем, им сказал так Сам Кришна об этом.
180. «Не смогу отплатить Я, о гопи, вам за ваше служенье благое, даже если буду стараться целую жизнь Брахмы. Безупречно Мне поклоняясь, вы порвали семейные узы. Да станут вашей наградой деяния славные ваши».
181. Как бы гопи себя ни вели и ни украшали себя, все это - ради служения Кришне.
182. Думают гопи: «Отдам свое тело Кришне, Он владыка Его, пусть оно принесет Ему радость».
183. Будет приятно Кришне видеть тело мое и к нему прикасаться». И поэтому гопи очищали тела свои и украшали чудесно.
184. «Украшают тела свои гопи, их Моими считая, о Партха. Нет любви сильнее и глубже, чем любовь их ко Мне, поверь Мне».
185. Есть еще одно дивное чувство гопи, но постичь его разум не может.
186. Когда видят они Шри Кришну, утопают в бесконечном блаженстве, хоть к нему не стремятся вовсе.
187. Счастье гопи в миллион раз сильнее, чем наслаждение Кришны, когда Он их видит.
188. Не ищут пастушки радости личной, и все же блаженство их возрастает.
189. Я вижу лишь одну разгадку странности этой: счастье гопи от счастья Кришны зависит.
190. Увидит Кришна пастушку – и счастье Его возрастает. И тотчас возрастает сладость Господа Кришны.
191. Думают гопи: «Меня увидев, большую радость Он получает». И эта мысль усиливает их красоту и прелесть.
192. И красота Шри Кришны возрастает при виде красоты пастушек. Чем больше гопи видят Кришну, тем больше красота их возрастает.
193. И вот меж ними состязанье, в котором проигравших не бывает.
194. Краса и благость гопи приносят Кришне радость. И радость их безмерно возрастает при виде счастья Кришны.
195. И видим – радость гопи питает радость Кришны. Поэтому нет похоти греха в любви пастушек.
196. «Я поклоняюсь Господу Кешаве. Когда Он возвращается из леса Враджа, пастушки радостно Его встречают, стоя на крышах своих домов, танцуя на разные лады и бросая на Него лукавые взгляды. Словно большие черные шмели, Его глаза блуждают вокруг грудей пастушек».
197. У любви пастушек есть одно отличье: любовь их вожделенья лишена.
198. Любовь гопи сладость Кришны питает. И сладость Его любви умножает любовь гопи, ведь они познают несказанную радость.
199. Счастье обители любви состоит в счастье объекта любви. И лишены их отношенья желанья счастья для себя.
200-201. Закон любви их – бескорыстье. Любви обитель чувствует блаженство, когда объект любви усладу получает. Когда ж экстаз любви препятствует служенью Кришне, негодование рождается у бхактов на тот экстаз.
202. «Шри Даруку не радовал экстаз любви, из-за которого движенья тела прекращались, и он не мог обмахивать Шри Кришну опахалом».
203. «Негодовала Радха на экстаз любви, что вызывал потоки слез, мешающие Ей смотреть на Господа Говинду».
204. Возносят бхакты, чистые в душе, любовное служенье Кришне не ради услаждения себя или освобожденья.
205. «Как воды Ганги благодатной текут свободно в океан, так преданных умы ко Мне стремятся, лишь слыша обо Мне, живущем в каждом сердце».
206. «Такова природа любовного служения Всевышнему Владыке, Пурушоттаме. Оно вне гун природы, беспричинно и нет препятствий для него».
207. «Мои чистые бхакты не стремятся к четырем видам освобожденья - салокье, саришти, сарупье или самипье - или к единству со Мной, даже если Я Сам им предлагаю это. Они предпочитают служенье Мне».
208. «Мой преданный не жаждет четырех освобождений, которые легко доступны благодаря служенью Мне. Зачем ему любые наслажденья, которые со временем проходят».
209. Нет похоти следа в любви пастушек. Как золото расплавленное светла она, чиста и безупречна.
210. Для Кришны гопи – помощницы, учителя, друзья и жены, служанки, спутницы и ученицы.
211. «Скажу тебе, о Партха, правду: пастушки – Мне помощницы и жены, наставницы, друзья и слуги – всё для Меня они».
212. Знают гопи желанья Кришны, знают, как усладить Его можно. С любовью служат они, даруя любимому радость.
213. «О Партха, Мое величие, все склонности Мои, служенье Мне и почитанье пастушки знают. Но нет того познанья у других».
214. И лучшая из гопи – Радхарани. Всех превосходит в красоте, достоинствах, удаче, и, что всего превыше, в преме.
215. «Она – Его любимейшая гопи. Как Радха дорога Шри Кришне, так озеро, где омывалась Радха, Радха-кунда, дорого Ему».
216. «О Арджуна, средь трех миров особо счастлива Земля, ведь есть на ней Вриндаван. И гопи там прославлены превыше всех, ведь среди них Моя Шримати Радхарани».
217. И увеличивают гопи радость игр Шри Радхи с Кришной. Они орудия Их наслаждений.
218. А Радхика, возлюбленная Кришны, богатство Его жизни. Без Нее не могут гопи радовать Шри Кришну.
219. «И более того, Господь Шри Кришна, Камсы враг, стремясь вкусить суть танца-раса, желаньем этим связанным как цепью, Шримати Радхарани в Своё сердце заключил, забыв об остальных пастушках.».
220. И вот, взяв чувства Радхи, Господь Чаитанья появился в мире. Он благовествовал о дхарме века – любви к Всевышнему и воспеваньи имени Его.
221. Он выполнил Свое желанье, взяв чувства Радхи. И в этом главная причина воплощенья Кришны.
222. Господь Чаитанья – Нанды сын, Шри Кришна, Он воплощенье рас и олицетворение любви возлюбленных.
223. Пришел Он сладость расы той вкусить, а уж вторичная причина – распространить другие расы.
224. «Мои подруги дорогие, взгляните, наслаждается весною Кришна. Он словно воплощение любви в объятьях гопи, Своими играми дарует жизнь им и всему творенью. Лишь с синим лотосом сравниться может нежность рук Его и тела. Для Камадева Он устроил праздник».
225. Обитель рас – Господь Чаитанья Кришна, блаженством рас Он наслаждался многими путями.
226. Он в дхарму века Кали посвящал. И слуги Шри Чаитаньи знают эти тайны.
227-228. О Нитьянанда, Адваита, Шриваса, о Гададхара, Харидаса, Дамодара, Мурари Гупта и остальные бхакты Шри Чаитаньи, простершись ниц пред Вашими стопами, я ставлю их на голову свою с любовью.
229. Лишь кратко я сказал о смысле шестого стиха, теперь раскрою первоначального стиха сокрытый смысл. Внемлите.
230. «Понять величие любви Шри Радхи возжелав, и чудные достоинства Свои, которыми лишь Радха насладиться может через Свою любовь, желая испытать Ее блаженство, возникшее от ощущенья сладости Своей любви, Господь Всевышний Хари, украшенный божественными чувствами Шри Радхи, из лона Шачи появился, как появляется луна из океана».
231. Сокровенные знания эти не подобает обсуждать публично. Но если их сокрыть, не будут поняты они.
232. Я расскажу о них, лишь приоткрыв их сущность. Чтоб их постигли любящие Бога, а для глупцов сокрытыми они остались.
233. Кто пленил в своем сердце Шри Чаитанью и Нитьянанду, тот, слушая об этих запредельных знаньях, блаженство вкусит.
234. Все эти заключения, подобные побегам манго, всегда желанны бхактам, сравнимым с кокилем, кукушкой сладкогласой.
235. Не-бхакты же, сравнимые с верблюдом, проникнуть в знанья те не могут. От этого ликует мое сердце.
236. Остерегаясь их, я не желаю говорить, но если они не понимают, кто может быть счастливее меня во всех мирах.
237. И потому, почтенье бхактам вознеся, я буду говорить без колебаний, чтоб принести им радость и отраду.
238. Однажды размышлял Шри Кришна: «Все говорят – Я совершенное блаженство, во Мне воплощены все расы.
239. Я всем мирам дарю блаженство. Но есть ли кто способный дать блаженство Мне?
240. Мне радость может подарить лишь тот, кто в сотни раз достойнее Меня.
241. Но кто Меня достойней в мире? Лишь в Радхе вижу Ту, кто может даровать Мне наслажденье.
242 – 243. Хотя Моя Краса красу всех Камадевов превосходит, хотя нет равных ей и все три мира радует она, Мои глаза так счастливы, коль видят Радхарани.
244. Чаруют все миры напевы Моей флейты. Но ворожат Меня сладчайшие слова Шри Радхарани.
245. Благоуханье тела Моего расходится по всей вселенной, но ум Мой очарован ароматом, что источает тело Радхи.
246. Из-за Меня творенье полно вкусов, и все ж Меня пленяет нектарный вкус от губ Шри Радхарани.
247. Хотя Мое прикосновенье прохладней миллионов лун, прикосновенье Радхики несет прохладу Мне.
248. Хоть Я причина радости всего творенья, краса и качества Шри Радхи – жизнь Моя.
249. Итак, понятны чувства и любовь Мои к Шри Радхарани, но размышляя, вижу в них противоречье.
250. Когда Я вижу Радху, так счастливы Мои глаза, но глядя на Меня, Она гораздо больше счастья получает.
251. «Звук трущихся стволов бамбука сознанье Радхи похищает, уж очень он похож на звук Моей чудесной флейты. И обнимает Радха дерево тамала, ошибочно считая его Мною.
252. «В Моих объятьях Кришна, – думает Она, – и жизнь Моя достигла совершенства». И обхватив то дерево руками, вся предается мыслям о наслажденьи Кришны.
253. Когда же легкий ветерок доносит до Нее Мое благоуханье, Она теряет разум от любви и вместе с ветром хочет улететь.
254. Когда бетель, попробованный Мною, Она вкушает, то погружается в блаженства океан и забывает всё.
255. И сотни уст не в силах описать Ее блаженство, которое дарует Ей общение со Мною.
256. Я забываю в счастье и Себя, когда по окончаньи Наших игр, Я вижу прелесть Ее тела.
257. Мудрец Бхарата говорил, что наслаждения любовников равны, но Он не знает рас Моих во Врадже.
258. Я в сотни раз блаженства получаю больше, встречая Радхику, чем от общения с другими».
259. «О милая Моя Шри Радхарани! Твое тело - Обитель всякой красоты, Твой лик источает аромат лотоса, Твои сладчайшие речи превосходят голос кукушки, Твои руки и ноги прохладней сандаловой пасты. Все Мои чувства охватывает немыслимая радость при виде Тебя, украшенной всеми добродетелями».
260. «Краса Шри Кришны, врага Камсы, Её глаза очаровала. И от Его касаний радостно трепещет Ее тело. Сладчайший голос Кришны приворожил Её слух. Пленено Её обоняние Его благоуханьем. Язык Её жаждет нектара нежных губ Кришны. Она склоняет Свой лик, подобный лотосу, и лишь благодаря притворству кажется спокойной, не проявляя чувств, хотя внутри охвачена любовью».
261. «Об этом размышляя, Я понял, что во Мне есть раса некая, пленяющая Радху, которая Меня чарует.
262. И Я всегда стремлюсь испробовать ту радость, которую Шри Радха получает от Меня.
263. Однако, как Я ни стараюсь, Я не могу испробовать ее. Когда же вновь Я сладость Радхи вижу, Мое желание испить Ее блаженство возрастает.
264. И чтоб познать те расы, Я в этот мир пришел, и многими путями буду наслаждаться ими.
265. Своими играми Я буду обучать служенью Богу, которое произрастает из любви стихийной бхактов.
266. Но эти три желания неисполнимы: возлюбленный не может знать любимой наслажденье.
267. Пока любовь Шри Радхи не возьму, Я не смогу исполнить три Своих желанья.
268. Поэтому приду со всеми чувствами и цветом Радхарани, и выполню тогда Свои заветные желанья».
269. Так Шри Кришна решенье принял и это совпало со временем для воплощенья юга-аватары.
270. Все это время Шри Адваита поклонялся Кришне и страстною молитвою Его привлек.
271-272. Шри Кришна сделал так, чтобы сначала сошли на Землю родители Его, учителя. Затем Он Сам, как полная луна со всеми чувствами и цветом Радхи явился в Навадвипу из лона Шачидеви, подобной океану молока.
273. Итак, стопы Госвами Рупы созерцая, Я объяснил шестую шлоку.
274. И объяснение пятого и шестого стихов вступления я подкреплю стихом Шри Рупы.
275. «Когда Господь наш возжелал испить нектарный сок любви одной из многочисленных возлюбленных Своих, Шри Радхи, Он принял образ Шри Чаитаньи. И наслаждался Он любовью Радхи, сокрыв Свой темный цвет Ее сияньем желтым. Да одарит нас милостью Своей Господь Чаитанья!».
276. Итак, в шести стихах содержится восхвалительное обращение, раскрывается истинная природа Господа Чаитаньи и цель Его сошествия.
277. У стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, их милости желая, я, Кришнадаса, Чаитанья-Чаритамриту пою.

ОМ ТАТ САТ