Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!
   
 

Его Божественная Милость
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Размышления к Золотому юбилею

Глава 4. Объяснение в Двух Словах.

    Вы присоединились к движению Кришна-сознания в течение последней главы Игр Шрилы Гуру Махараджа. Поэтому вы, фактически, не знаете трех четвертей – то, что вам известно, было последней, заключительной главой. Если вы, не выучив предыдущих уроков, сразу приступайте к последнему, это иногда может быть очень пагубным для усвоения. Только выучив первый, второй и третий урок, вы должны переходить к четвертому. Но в то время, когда к Шриле Гуру Махараджу пришли западные преданные, он не мог ждать. И по этой причине он дал свой четвертый урок. Например:

гайатри-артха-винирййасам
гита-гудхартха-гауравам

    Он дал такое толкование Гайатри-мантры, подобное которому никто и нигде прежде не делал.
    Я провел со Шрилой Гуру Махараджем многие годы и знал его характер. Поэтому я смиренно спросил: (Почему Вы даете толкование Гайатри-мантры? Мы не видели, чтобы это где-нибудь раскрывалось. Предыдущие їчарййи не давали этого. Я считаю, что это не нужно распространять. Почему Вы даете это? "
    Шрила Гуру Махарадж улыбнулся и сказал: (Во-первых, это явилось в моем сердце, и я не могу сдержать себя. Во-вторых, если я не открою данное толкование, то думаю, что в будущем никто не сможет дать его. Это не было дано в прошлом, а если и в будущем этого не произойдет, то я должен дать имеющееся у меня сейчас. Ты можешь контролировать, как это публикуется, но я должен излить свое сердце ". Так Шрила Гуру Махарадж даровал миру объяснение Гайатри-мантры. Но это последний этап его проявленных Игр, и все преданные знают об этом. Вы не найдете такого толкования нигде прежде, ни в одном произведении кого-либо из других їчарййев, включая Рупу Госвами и Санатану Госвами. Шрила Гуру Махарадж говорил, что, быть может, Джива Госвами дал некоторую основу того объяснения Гайатри. Но Шрила Гуру Махарадж не видел указанного. Недавно я обнаружил это в Писаниях Дживы Госвами, но там он делает лишь намек на значение.
    Концепция Шрилы Гуру Махараджа очень высока, и он дал толкование Гайатри во время последнего этапа своей жизни. Но так же необходимо знать его предыдущие дары. Мы можем получить их из его книги (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ". Мы должны принять это Писание в свои сердца, и тогда нам будет доступно осознание остального. В нем Шрила Гуру Махарадж дал первую ступень. Там есть все, включая все высочайшие предметы. Но главным образом, в книге рассматривается одна тема: самопредание – шаранагати. Шаранагати – прежде всего.
    Душа, предавшаяся полностью, способна осознать все. И это на множестве примеров показывается в (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ". Если мы будем думать таким образом и стараться следовать по этому пути, то у нас не будет проблем. Во время же своих последних проявленных Игр Шрила Гуру Махарадж дал, в числе прочего, свое объяснение Гайатри (Риг-мантрам ".
    На средней стадии находятся комментарии Шрилы Гуру Махараджа к (Шримад Бхагавад-гите". Шрила Гуру Махарадж дал определенным частям (Шримад Бхагавад-гиты (особенно возвышенные объяснения. В (Шримад Бхагавад-гите (много шлок, но некоторые: 9.30-31,10.9 и 10.10 заслуживают особого упоминания. Как-то раз, Шрила Гуру Махарадж подробно обсуждал данные стихи со Шрилой Свами Махараджем и Шрилой Джаджаваром Махараджем. В то время там находились Ачйутананда Прабху и Рамануджа Прабху. Они слышали их беседу на бенгали, проходившую в очень радостном расположении духа и не прекращавшуюся час за часом. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж разговаривали, быть может, часа два или три, а затем Свами Махарадж вернулся в свою обитель. Жил он тогда в голубом гестхаусе нашего Матха. Затем Ачйутананда Прабху спросил Шрилу Свами Махараджа: (Прабхупада, о чем вы все так радостно и так долго говорили? Какой предмет вы обсуждали? (Шрила Свами Махарадж ответил: (Даже если бы ты узнал содержание этого только в общих чертах, ты бы упал в обморок. Поэтому тебе не нужно знать! (Слыша о таких предметах, Джаджавар Махарадж захотел остановить Шрилу Гуру Махараджа.
"Шри Рамананда Райа в заключении дал собственное высочайшее объяснение, в ясной форме отсуствующее в Писаниях:

пахилехи рага найана-бханге бхела
анудина бадхала, авадхи на гела
(" Чаитанйа-чаритамритам", Мадхйа, 8.194)

    Когда он произносил те бенгальские стихи, Махапрабху прервал его: (Попридержи свой язык. Не нужно говорить более ". И мы так же видели, что Джаджавар Махарадж захотел удержать язык Шрилы Гуру Махараджа: (Махарадж, не говорите больше. Остановитесь, пожалуйста ". Мы видели это. И это часть последней Лилы Шрилы Гуру Махараджа.
    Шрила Гуру Махарадж открыл мне: (Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада наделил меня богатством, а Нитйананда Прабху приказал: (Ты должен постараться дать это другим ". Поэтому я, в конечном счете, пытаюсь поступать таким образом. Другие, включая Чандидаса, Видйапати и Нароттаму Тхакура, тоже раскрыли некоторые возвышенные концепции. Тот, кто способен понять, поймет это в будущем. Но то, что у меня есть, я хочу явить сейчас ". Таково было желание Шрилы Гуру Махараджа, и потому он даровал такие возвышенные концепции. Но если кто-то попытается изучать четвертый урок, не пройдя вначале первого, второго и третьего, то это будет очень опасно. И это может быть очень пагубным.
    Когда я, по указанию Шрилы Гуру Махараджа, чтобы выучить санскрит, пытался изучать (Харинамамрита-вйакарану ", у меня была еще одна книга – (Амаракоша ", смысла которой я не мог понять. Вначале никто не способен осознать ее суть, потому что это просто книга слов – подбор слов. Там находятся списки главных имен Вишну, Индры, и множество главных альтернативных имен других. На небесах у всего есть огромное количество имен, не просто одно имя. И Шрила Гуру Махарадж велел мне: (Ты должен запомнить это. Иначе ты не сможешь писать или читать на санскрите, так как не будешь понимать его значение ". Просто заучить имена, без какого-либо смысла, для меня очень трудно. Но такие первые уроки просто необходимы. Вчера я смотрел эту книгу, и она напомнила мне об этом.
    Поэтому необходимо завершить первый урок, затем второй и третий; лишь после этого возможно понять четвертый. Те первые три урока, как и четвертый, Шрила Гуру Махарадж дал в (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ". Если вы будете внимательно изучать эту книгу, вы получите все. Шрила Гуру Махарадж раскрыл там значение понятия (шаранагати", особенно в следующей шлоке:

бхагавад-бхактитах сарввам итй утсриджйа видхер апи
каинкарййам кришна-падаика-шрайатвам шаранагатих
(Шрила Гуру Махарадж, (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", 1.35)

    (Действие с верой в то, что служением Всевышнему Господу достигается весь успех, отвержение приверженности даже к наставлениям Писаний и принятие безраздельного прибежища стоп-лотосов Шри Кришны во всякое время, во всяком месте и при всех обстоятельствах, известно как шаранагати – безграничное самопредание".
    Что есть шаранагати? Это бхагавад-бхактитах сарввам – нет необходимости даже в служении какому-либо другому богу или полубогу. Только через служение Кришне мы можем получить все. Поэтому мы должны принять прибежище стоп-лотосов Кришны. Служение Кришне способно дать нам все, и этот тип веры зовется шаранагати. Если вы сможете запомнить одну вышепреведенную шлоку, и принять ее в свое сердце, то из нее вы получите все, что было дано во всех Писаниях.
    Прежде я старался понять что есть шаранагати в нескольких словах. Мы знали, что шаранагати означает самопредание, но этого было недостаточно. Поэтому я спросил Шрилу Гуру Махараджа. Он ответил: (Разве ты не читал (Прапанна-дживанамритам "? (Я ответил: (Да, Махарадж, я читал. Но там есть объяснение? (Тогда он процитировал ту самую шлоку, и в ней – главное.
    Преданный: Я слышал, что Шрила Гуру Махарадж объяснял различие между шаранагати и атма-ниведанам. Разъясните нам, пожалуйста, каково это различие.
    Шрила Говинда Махарадж: Существует шесть видов шаранагати. В (Прапанна-дживанамритам (объясняется это. И в каждом случае приводятся примеры и выражения чувствований других преданных. Если вы прочитаете данную книгу, вы сможете понять. Так Шрила Гуру Махарадж очень ясно и чудесно проливает свет на этот вопрос.
    Преданный: Что означает атма-ниведанам?
    Шрила Говинда Махарадж: Следующий стих описывает шесть признаков шаранагати. їтма-никшепа означает атма-ниведанам.

анукулйасйа санкалпах пратикулйа-виварджджанам
ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха
атма-никшепа карпанйе шад-видха шаранагатих
(Шрила Гуру Махарадж, (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", 1.26,27)

    Шесть слагающих самопредания суть:
1) Принимать все благоприятное для Кришна-Бхакти.
2) Отвергать все неблагоприятное для Кришна-Бхакти.
3) Верить в то, что Кришна дарует Свою защиту.
4) Принимать опеку Кришны.
5) Отдать Ему себя.
6) Считать себя низким и лишенным каких-либо достоинств.
    Преданный: Расскажите, пожалуста о нава-видха-бхакти – девяти основных формах преданности.
    Шрила Говинда Махарадж: Существует девять видов практики преданности: шраванам, кирттанам, вишнох смаранам,пада-севанам,арчанам, ванданам, дасйам, сакхйам и атма-ниведанам *. Они также входят в шаранагати, неограниченное самопредание. Но шаранагати – это самое первое, и оно же – самое последнее. Если вы хотите понять трансцендентальное знание, вы должны прежде всего принять прибежище шаранагати. Это первый урок, и это последний урок.
    Данная книга, (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", охватывает собой все. Постоянно читая ее, вы непременно утвердитесь на уровне преданности. Там дается множество примеров из Писаний, а также из жизни преданных. Она разделяется на главы согласно шести видам шаранагати, часть за частью. Это, без сомнения, чрезвычайно ценная и прекрасная книга, и в ней есть все, включая сказанный Шри Чаитанйей Махапрабху стих:

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но вана-стхо йатир ва
кинту продйан-никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхарттух пада-камалайор даса-дасанудасах
((Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", 7.16)

    (Я не священник, не царь, не торговец, не рабочий (брахмана, кшатрийа, ваишйа, шудра); я также не ученик, не домохозяин, не удалившийся от дел домохозяин, не нищенствующий монах (брахмачари, грихастха, ванапрастха, саннйаси). Я определяю себя лишь как слуга слуги слуги стоп-лотосов Шри Кришны, Господа Гопи, Который есть Личность (вечно являющего Себя) преизобильного океана нектара, что обладает полнотой божественного экстаза ".
    Преданный: Необходимо ли, прежде чем читать (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", изучить (Шримад Бхагавад-гиту ", (Шримад-Бхагаватам (и (Чаитанйа-чаритамритам "?
    Шрила Гуру Махарадж: Такой необходимости нет. Это первая книга для чтения – и это последняя книга для чтения. (Шримад Бхагавад-гита ", несомненно, также является первой и последней книгой для чтения. Но в ней имеется много вещей, примешанных к бхакти. В (Шри Шри Прапанна-дживанамритам (описывается только бхакти, ничего больше. Но в Гите даются описания карммы, йоги, джнаны и многого другого – вот почему каждый любит (Шримад Бхагавад-гиту ". Кармми любят ее, террористы любят (Гиту ", йоги любят (Гиту ", Махатма Ганди любил ее, Джавахарлал любил ее – (Шримад Бхагавад-гиту (любит всякий. Причина этого в том, что каждый из них находит в ней нечто, отвечающее его собственным целям. Но все, что входит в (Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", посвящено исключительно преданности: взаимоотношениям между Кришной и дживой. Она воистину является книгой чистой преданности.
    Шрила Свами Махарадж сказал своей сестре: ((Прапанна-дживанамритам (- очень важная и хорошая книга. У тебя есть деньги. Пожалуйста, используй часть этих денег на издание "Прапанна-дживанамритам (". Ее звали Бхавини Диди. Мы называли ее" Пишимой" или" матерью Мадана". Именно она впоследствии дала деньги на первое издание.
    Другой из очень возвышенных шлок, содержащихся там, является следующий стих Шри Кулашекхары:

настха дхармме на васу-ничайе наива камопабхоге
йад йад бхавйам бхавату бхагаван пурвва-кармманурупам
этат прартхйам мама баху-матам джанма-джанмантаре ’пи
тват падамбхоруха-йуга-гата нишчала бхактир асту
((Шри Шри Прапанна-дживанамритам ", 4.3)

    (Господи! У меня нет веры в благочестие, процветание, или наслаждение чувств. Пусть все это придет в положенное время, так как назначено в соответствии с моей прошлой карммой. Но моя горячая молитва такова: да будет в моем сердце непрестанно, из рождения в рождение, жить преданность Твоим стопам-лотосам". Понять, что такое Кришна-бхакти – не очень тяжело. Дух самопредания – вот что необходимо для этого. Если вы предаетесь, вы сможете понять все. Но если у вас отсутствует полная самоотдача, к вам придет много трудностей. Для предавшейся души трудностей не существует.
    (Слушание и воспевание славы Господа, непрестанное памятование о Нем, служение стопам-лотосам Господа, почитание Божества Господа, вознесение Ему молитв, служение Ему в качестве слуги, служение Ему в качестве друга и полное отдание Господу самого себя.