харекришна.ру :: Библиотека :: Шри Вайшнава Тошани

Шрила Сарасвати Тхакур
журнал Шри Вайшнава Тошани, выпуск №16

Оригинал (на английском) находится по адресу: http://toshani.com.

8 марта 2005 г.

Шрипад Шруташрава Прабху

Шри Шри Гуру Гауранга Джаятах

 

На День Божественного Явления Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Говинда Махараджа очень красиво спел Шри Дайита Даса Пранати Панчакам, а затем произнес эти чудесные слова:

 

никхила-бхувана-майа-чинна-вичинна-картри
вибхуда-бахула-мригйа-мукти-моханта-датри
шитхилита-видхи-рагарадхья-радхеша-дхани
виласату хриди нитьям бхакти-сиддханта-вани

Первым его шагом был решительный удар по миру эксплуатации, так что он раскололся на части; своим вторым шагом он положил конец всем ложным умозаключениям разных ученых, представляющих те или иные идеи спасения и освобождения. Своим третьим шагом он сократил до минимума суровость и догматичность правил и предписаний расчетливого преданного служения. Он сделал это прикосновением божественной любви: минуя Вайкунтху, он одарил нас поклонением Радхе и Говинде. Так пусть же эти сладостные игры Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура вечно будут проявлены в моем сердце.  

Прочитав этот стих, который он сочинил после ухода Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрила Шридхар Махарадж заметил: «Слушая этот стих, мой Гуру Махарадж сказал бы, что я пленил его узами поэзии».


 

Сегодня очень благоприятный для этого мира день. Явление Бхагавана Кришны не было беспричинным, это объясняется в Бхагавад-гите:

йада йада хи дхармасья гланир бхавати бхарата
абхйутанам адхармасья тадатманам шриджами ахам
паритранайа садхунам винашая ча душкитам
дхарма самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге

Когда Кришна явился, он исполнил все свои обязанности: убил асуров, установил религию и поощрил садху, но после этого у него осталось другое желание. Он в недостаточной мере испил нектар игр Вриндавана в мадхурья-расе, его игр с Радхарани и Браджа-Гопи; он хотел вкушать его больше и больше, и поэтому принял божественную форму Махапрабху.

аштабимша чатур-йуге двапарер шеше
браджер шите хой кришнер пракаше

 

Господь Кришна явился в Двапара-Югу, а затем и в Кали-Югу, но уже в форме Махапрабху, чтобы испытать этот экстаз.

 

шри радхайа пранайа махима кидришо ванайайва
свадйо йенадбхута мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам чашйа маданубхатах кидришам вети логхат
тад бхавадйах смаджани шачи-гарбха-синдау хариндух

Кришна принял божественную форму Радхарани, сердце и сияние. Если взять сердце и сияние Радхарани, то он тут же становится Гаурангадевом. Было две цели в этом воплощении, первая — распространить хари-наму санкиртану и раздать каждому Кришна-прему, что прежде никогда не случалось, анарпита чарим чират карунайаватирна калау. Вторая цель — вкусить божественный экстаз мадхурья-расы, который вкушает сама Радхарани. После этого, вместе с шад-госвами Махапрабху проповедовал Сознание Кришны. Все что нужно было для этой проповеди, — книги, священные писания —  он явил через шад-госвами (Шестерых Госвами). Через гуру-парампару это все низошло, но после ухода Махапрабху было практически утрачено. Время от времени Кали демонстрирует силу своей влиятельности, из-за чего души, дживы, не могут обрести подлинное руководство и направление деятельности. После ухода Махапрабху божественная концепция была загрязнена сахаджия-сампрадаями: аула, баула, картабхаджа, нера, даравеша, шани сахаджия, сакхибхеки, смарта, джата-госай, ативари, чудадхари и гауранга-нагари. Несколько госвами приходило, чтобы восстановить концепцию Шри Чайтаньи, но вновь и вновь она загрязнялась таким же образом: тринадцать апа-сампрадай оскверняли чистейшую концепцию Махапрабху. Гуру Махарадж сказал о Бхактивиноде Тхакуре:

дхармас чармагато' джнатаива сатата йогас ча бхогатмако
джнане шуньягатир джапена тапаса кхйатир джигхамс чайва ча
дане данбхиката' нурага-бхаджане дриштапачаро йада
будхим бхудхиматам вибхеда хи йада дхатра бхаван прешита

Вновь он установил высочайшие стандарты концепции Махапрабху, и всю свою энергию он отдал этому, но он был грихастхой и выполнял еще и другое служение. Он не был удовлетворен своими усилиями в направлении распространения Сознания Кришны, поэтому он молился Махапрабху: «Пришли ачарью, который подобно тебе сможет исправить положение».

шри гауранга паришада тхакур бхактивинода
дина-хина патитера бандху
калитамах винашите анилена аваните
тома' акаланка пурна инду

Бхактивинода Тхакур был Гауранга-паришад и он молился Махапрабху и Нитьянанде Прабху: «Дайте одного сына, ачарью, чтобы он распространил Сознание Кришны на весь мир и уничтожил сахаджиизм и майаваду». Такая молитва Бхактивиноды Тхакура стала причиной появления в его семье Прабхупада Сарасвати Тхакура.

Бхактивинода Тхакур служил в Храме Господа Джаганнатхи, т.е. кроме всех своих других занятий, он был еще управляющим в храме. Таким образом, он служил на государственном посту судьи и был еще администратором Храма. В это время Прабхупад Сарасвати Тхакур явился в его доме. Это было чудо: в момент рождения его пуповина обвивала его точно также, как священный шнур брахмана обвивает тело. Уже тогда проявлялось очень много удивительных признаков. Преданные Господа были очень счастливы, когда  узнали, что в Уткхал Пурушоттама Дхам явился чистый посланник Господа. Когда в том же году проходила Ратха Ятра, колесница Ратха остановилась у дверей Бхактивиноды Тхакура и не трогалась с места, до тех пор, пока Сарасвати Тхакура, которого Бхактивинод Тхакур назвал Бимала Прасад, не вынесут на улицу, чтобы он увидел Господа Джаганнатха.

С детства Сарасвати Тхакур проявлял свою храбрость в проповеди Сознания Кришны, и он же сам практиковал его очень серьезно. Бхактивинода Тхакур был очень известен и множество душ, слывших в то время освобожденными, приходило, чтобы увидеть его, так как он занимал высочайшее положение. После встречи с ним они думали: «Мы такие великие — сам Бхактивинод Тхакур встретился с нами!»  

Одной из таких личностей был Чаран Дас Бабаджи, который также пришел встретиться с Бхактивинодой Тхакуром. Бхактивинод Тхакур оказывал почтение каждому, такова была его природа, но еще он всегда говорил правду. Прабхупад Сарасвати Тхакур каждый день, после исполнения всех своих обязанностей, предлагал поклон Бхактивиноде Тхакуру, но когда он увидел в тот день, что он сидит рядом с Чаран Дас Бабаджи, он не совершил свой ежедневный ритуал. С большого расстояния он предложил свой дандават, а Чаран Дас Бабаджи, видя Сарасвати Тхакура, прекрасного юного мальчика, спросил: «Почему он поклонился на таком удаленном расстоянии?» Бхактивинода Тхакур ответил: «Каждый день он приходит поклониться, но не сегодня, ведь он дал клятву, что всегда будет держатся на расстоянии как минимум 100 шагов от сахаджия. А вы и есть сахаджия-бабаджи, и именно поэтому он не подошел к нам...» Такова была природа Бхактивинода Тхакура и Сарасвати Тхакура, они всегда говорили правду.

Сарасвати Тхакур учился в Восточной Духовной Семинарии, а затем изучал Санскрит в колледже. В конце концов, он оставил все и ушел в Майапур. В то время Майапур был уже открыт и исследован Бхактивинодой Тхакуром, который впоследствии попросил Сарасвати Тхакура взять на себя ответственность за Майапур. Сначала Сарасвати Тхакур, будучи всегда в очень отрешенном умонастроении, не хотел брать на себя полномочия управляющего, но Бхактивинода Тхакур настаивал: «Если ты не отдашь свою энергию на служение Махапрбху, то ты будешь майавади. Майавади отрешились от этого материального мира, но это — служение Махапрабху. Это не какая-то мирская работа, но это трансцендентная работа на Махапрабху, в которой ты должен занять себя. Я хочу этого». И тогда Прабхупад взял на себя полномочия главного проповедника в Майапуре. В то время он писал, проповедовал и совершал очень много другой духовной деятельности. Все были поражены, видя его способности и решительность. Он был великим пандитом. Иногда Бхактивинода Тхакур, сказавшись заболевшим, не мог отправиться на собрание пандитов, Балигхай Сабха, и он посылал Сарасвати Тхакура. Три тысячи пандитов собралось тогда, и Прабхупад дал лекцию на тему, кто есть брахман и кто есть вайшнав. В первые два дня он описывал славу брахманов, так что пандиты-брахманы были очень довольны его речью. Затем два дня он прославлял вайшнавов. Брахманы очень покорно слушали вайшнавскую концепцию и в итоге они поняли, что Сарасвати Тхакур сам великий вайшнав, а вайшнава-пада-джал, пада-дхули (пыль со стоп и пот со стоп) может спасти каждого и они попытались заполучить пыль с его лотосных стоп – собралась очень большая толпа. Назревала очень некрасивая ситуация, но вдруг какой-то прозорливый человек взял тазик с водой, опустил туда стопу Сарасвати Тхакура, а потом этой водой обрызгал всю толпу. Эта знаменательная лекция, «Брахман и Вайшнав», была вскоре напечатана издательством Гаудия Матха, и я читал её.

Он принял посвящение у Гаура Кишора Даса Бабаджи Махараджа, который регулярно приходил к Бхактивиноде Тхакуру. Когда Бхактивинода Тхакур был в Навадвипе, Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж часто приходил в его дом, Свананда Сукхада Кунджа. Он приходил туда и оставался там на всю ночь, обсуждая Шримад Бхагаватам с Бхактивинодой Тхакуром; именно в то время Прабхупад Сарасвати Тхакур и принял посвящение. В начале Бабаджи Махарадж не хотел давать посвящение Сарасвати Тхакуру, он хотел испытать его. Несколько раз он отказал ему и Прабхупад Сарасвати Тхакур думал тогда: «Я великая личность, у меня достаточно эго, и именно поэтому Бабаджи Махарадж не инициирует меня, но мне необходимо получить посвящение от него». Он был очень решительно настроен и Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж понял это, и вскоре дал ему посвящение. В то время Прабхупад Сарасвати Тхакур жил в Майапуре, Браджапатхан, место, которое сейчас именуется Чайтанья Матхом. Это был глиняный домик, в котором жил Сарасвати Тхакур. Великие пандиты приходили к нему и всем он наносил поражение в диспутах. Стиль проповеди Сарасвати Тхакура был очень прямолинейным, словно молоток разрушающим ложные представления.

Однажды известный пандит пришел к Сарасвати Тхакуру, и они долго вели философский диспут. В обед, когда уже приготовили бхогу и предложили Махапрабху, служанка Прабхупады принесла этот прасад Сарасвати Тхакуру, оставила его в комнате и сказала: «Ваш прасад уже готов, пожалуйста, примите его». Пандит наблюдал за этим и был очень удивлен. Он спросил: «Это женщина, ваша служанка?..», — «Да!», — «Она принесла вам прасад и она, наверное, из низшего сословия?..» Прабхупад ответил: «Да, из низшего сословия». «Она принесла вам прасад, и что, вы собираетесь его принять?» Он снова ответил: «Да, это прасад Махапрабху, то есть маха-прасад. Причем тут то, что она принесла мне его? Даже если бы вы принесли этот прасад, я бы все равно принял его. Вы великий брахман, но все же майавади. Но вы можете быть майавади, но маха-прасад, даже из ваших рук, я все равно приму. Она же – вайшнав, поэтому, какие здесь вообще могут быть вопросы». Таков был стандарт проповеди Сарасвати Тхакура.

Сарасвати Тхакур был один, но через несколько лет у него появились паршада-спутники. Кунджа Бабу, Кунджабихари Дас Адхикари Видьябхушан, который стал секретарем Гаудия Матха, а также Тиртха Махарадж, Ашрам Махардж, Бон Махарадж, так много великих, высококвалифицированных вайшнавов стали его спутниками. Они присоединились к нему и вместе с ними Сарасвати Тхакур начал свою проповедь в Калькутте. Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж советовал Сарасвати Тхакуру не проповедовать в Калькутте: «Это обитель Кали». Сарасвати Тхакур удивился, но подумал: «Мой учитель наказал мне идти в Калькутту», и он отправился в Калькутту и взял с собой Кунджа Бабу и других. Они были гениями и великими вайшнавами. Они сняли дом и расположились внизу, оставив верх для него. Номер 1, Ульта Дингхи Роад. Там Прабхупад начал проповедовать. В то время он не зарабатывал деньги, он лишь получал шесть или шестнадцать рупий пособия от Царя Майапура. Он учил Принца Манипура английскому языку в течение шести месяцев и за это Царь был благодарен Сарасвати Тхакуру — так он обеспечил ему выплату пособия. На протяжении того времени Сарасвати Тхакур принимал его, но позже отказался.

Чтобы заработать денег для служения, Кунджа Бабу отправился в Месопотамию (сейчас Ирак) и Прабхупад был очень не доволен, когда узнал об этом. Он написал Кундже Бабу: «Я не могу исполнить столь много вещей, и ты знаешь это, но все-таки покидаешь меня ради зарабатывания денег. Это не хорошо». Вскоре он вернулся. Таким образом Сарасвати Тхакур начал проповедь с Ульта Дингхи Роад, номер 1, и именно там наш Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж присоединился к нему. В то время он был в поисках Гуру и нашел Прабхупаду. Он стал постоянно посещать Гаудия Матх в Маяпуре и Калькутте, и вскоре полностью убедился, что нашел своего Духовного Учителя, Прабхупада Сарасвати Тхакура. Также он показал нам как нужно искать...

В начале, один брахмачари, по имени Киртанананда, не позволял Гуру Махараджу видеть Прабхупаду Сарасвати Тхакура. Когда Прабхупад не увидел Рамендра Сундара несколько раз, он спросил, почему Рамендра Сундар не приходит на лекции, а кто-то ответил, что Киртанананда запретил ему. Тогда Прабхупад очень рассердился: «Он может прийти в любое время, чтобы увидеть меня». После этого Шрила Гуру Махарадж мог свободно приходить к Сарасвати Тхакуру.  

Когда Гуру Махараджу запретили приходить, он думал: «Зачем я прихожу сюда? Это же для моего духовного развития, не для самоутверждения. Если там есть хоть капля духовной субстанции, то я должен туда ходить. Даже если они побьют меня метлой, я все равно еще приду. Я родился в семье брахмана, я образованный человек, но для меня нет никакой ценности в том, что я буду находиться в местах, лишенных духовной сути».  Таким образом, Гуру Махарадж решил, что он должен приходить туда. В последствии, когда Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх, Гуру Махарадж присоединился к миссии и проповедовал в умонастроении Сарасвати Тхакура, тем самым полностью удовлетворив желание своего Духовного Учителя. Проповедь Сарасвати Тхакура была очень мощной.

 

Вы все из ряда божественных слуг Сарасвати Тхакура. Весь мир, не только наша миссия. Столь много миссий образовалось в этом мире и все являются божественной группой слуг Сарасвати Тхакура. В конце концов, во всех уголках мира люди получили Харе Кришна маха-мантру, а это и было целью проповеди Сарасвати Тхакура. Сегодня эта трансцендентная, субъективная эволюция распространилась по всему миру. Меня недавно спросили: «Вы видите ситуацию в мире, как вы думаете, что будет дальше?» Я ответил, что верю в то, что мир постепенно станет более Сознающим Кришну и день за днем Сознание Кришны будет распространяться все больше и больше; проповедь не остановится. Сознание Кришны никогда не будет остановлено, наоборот, оно будет расти с каждым днем.

 

   Такая цель была поставлена Сарасвати Тхакуром и его командой. Он хотел проповедовать Сознание Кришны за пределами Индии, во всем мире. За свою жизнь он послал двух или трех учеников в Лондон проповедовать, и на это ушло не мало денег. Эти первые поездки не были очень успешными, без сомнения, но Сарасвати Тхакур очень хотел этого. Кто бы ни пришел увидеться с ним, видя его уникальные способности, он сказал бы: «Вы говорите на замечательном английском, вы обладаете Сознанием Кришны и вы можете его донести до других.» Это проникло в самое сердце Прабхупады А. Ч. Бхактиведанты Свами, и после ухода Сарасвати Тхакура он не забыл этого. Он всегда старался проповедовать и, в конце концов, удача улыбнулась ему. В наше время мы все собираем остатки его пира и ездим из страны в страну. Гуру Махарадж любил его очень сильно и всегда воодушевлял его. Другие завидовали Прабхупаде А. Ч. Бхактиведанте Свами, но не Гуру Махарадж. Наоборот, он всегда делился с ним самой глубокой концепцией Субъективной Эволюции и Свами Махарадж знал это. Он был очень простосердечным вайшнавом и поэтому всегда говорил: «Я учусь у Шридхара Махараджа». Такого рода высказывания не сделаны обычным человеком. Но только тот, кто обладает некой подлинной субстанцией в своем сердце, может сказать такое. «Если вы хотите узнать что-то, идите к Шридхару Махараджу и учитесь у него. Он мой шикша-гуру».

Я знаю его очень хорошо, ведь в то время я был ребенком и жил рядом с ним. Когда во всем мире они проповедуют и воспевают святое имя Господа, я наблюдаю за этим, и понял, что это нисходит свыше, это не что-то материальное. Если это материальная вещь, то после нескольких дней это бы закончилось, но я вижу, как день за днем Сознание Кришны распространяется и дальше будет еще больше. Все это милость и сострадание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он начал в Маяпуском браджапатхане и там не было ни одного слуги, кроме одной служанки, которая убирала, чистила, и т.п., но позже один за другим они присоединились к нему. Сегодня тысячи слуг пытаются проповедовать Сознание Кришны по милости Сарасвати Тхакура. Мы не можем прославить его по достоинству, но мы хотя бы попытались сделать это, насколько возможно, в соответствии с нашими способностями.

 

 


 

Смотрите также:

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования