Логотип Шри Чайтанья Сарасват Матха ХАРЕКРИШНА.РУ: Портал движения Харе Кришна

 

 

Гуру-Вайур (часть 1)

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Южная Индия, шт. Керала, октябрь 2005 г.

Продолжение, начало см. в предыдущем выпуске

После принятия санньясы Махапрабху большую часть своей жизни провел в Джаганнатха Пури. Именно здесь, в узком кругу своих вечных спутников, Он пережил Глубочайшее чувство разлуки с Кришной, которое является великим сокровищем сердца Шримати Радхарани. И все-таки Махапрабху изредка покидал Пури, чтобы пролить милость на обусловленные души. В одном из своих путешествий Он посетил Южную Индию, «Сету Бандху».

Земля Сету

Именем Сету был назван легендарный мост на Шри Ланку, построенный преданными господа Рамачандры. Мост был явлен из камня, который держался на плаву, потому что на каждом камне было написано святое имя господа Рамы. Прошли многие тысячелетия, и Господь опять пожелал посетить эти места, чтобы даровать милость людям этой земли. Господь отправился один, взяв с собой лишь Брахмана Кришнадаса. По просьбе Сарвабхаумы Бхаттачарьи по пути он встретился с Раманадой Раем на берегу священной реки Кавери, где между Господом и его вечным слугой произошла Великая беседа «Рамананда Самвада», позже записанная Кришнадасом Кавираджем в Чайтанья-чаритамрите. Там на берегу Кавери было явлено Величайшее духовное Откровение, которое является основой проповеди Сознания Кришны в линии Махапрабху. Расставшись с Раманандой, Махапрабху отправился дальше на юг и посетил множество святых мест и встретил многих преданных, явив им новое понимание Сознания Кришны. Именно здесь, в Южной Индии, он разыскал две важнейшие Вайшнавские книги: Брахма Самхиту и Кришна Карнамриту. Позже его последователи переписали и распространили эти книги в Вайшнавской среде.

Керала и храмы

Южная Индия, в особенности Керала (где я находился на лечении) — крайне консервативное место и в корне отличается от северной Индии своими традициями, едой, архитектурой, поклонением, языком и культурой, но люди очень приятные и вежливые, хотя и несколько настороженные при виде чужаков (последние больше касается храмов).

Местный язык называется малаялам и похож на санскрит, письменность больше похожа на полукруглый Грузинский алфавит. Храмы и храмовое поклонение скорее относятся к временам Двапара-юги, когда Арчанам был методом достижения Господа. Крупные храмовые комплексы состоят из множества строений строго построенных по всем законам Васту, напоминающий сверху квадратную Янтру с четырьмя выходами, внутри которой находится еще несколько других дворов и в центре сам храм как небольшой мандир, где находится само Божество. В алтарных горят маслянные лампы и нет электричества, а перед входом и выходом зажигаются многоэтажные светильники. Также внутренний двор и стены вечерами становится огромным светильником и на специальной обрешетке зажигаются тысячи лампад, так что кажется, что вся стена горит (вечернее зрелище завораживает красотой и что-то внутри сжимается). В главных храмах постоянно звучит акустика «ом намо нараяная», и мантра становится фоном, ее слышно с утра до ночи уже за десять минут пока подходишь к храму. В храмовый комплекс включено много строений, включая и театрально-танцевальный холл, где в праздники проходили танцевальные и театральные представления, во время которых местные скоморохи-«правдорубы» могли безнаказанно критиковать даже самого Короля. Храмовые кухни, колодцы с лебедками, множество мандиров и специальных ритуальных и непонятных для меня мест, а также театральные мастерские, залы для Каллари-паятту и других боевых искусств и т.д.

Школа боевых искусств «Каллари-паятту»
Школа боевых искусств «Каллари-паятту»



Архитектура совершенно отличается от Бенгалии и Вриндавана, храмы больше похожи на Китай и Индонезию (понятно, откуда они содрали). Само же поклонение отличается от привычного нам стиля Рага-марги и больше напоминает тантрическую процедуру с мантрами, мудрами и определенным порядком посещения самого храма и его святынь. Древние знаки в форме лежащих скульптурок указывают места, где надо поклониться. Порой через специальное отверстие в стене можно увидеть основной спил и сделать ему поклон. Внутреннее убранство храма пораяет прекрасными фресками из Шримад Бхагаватам, резьбой по камню и дереву. Почти каждый древний храм — шедевр архитектуры и истории с древним возрастом и своими традициями. Фестивали собирают тысячи паломников и проводятся с музыкой, десятками украшенных слонов, и массой древних обрядов.


Тришур. Мистическое отверстие в спиле стены



Исторически Керала, как и Джаганнатха Пури — это древняя столица морской торговли. Китайцы и арабы увозили отсюда специи и другие товары в обмен на шелк и сухофрукты. Так что мусульмане и азиаты появились здесь очень давно. Да и христианских храмов здесь на удивление много. Говорят, что один из апостолов Иисуса проповедовал здесь и был здесь же убит. По крайней мере, можно точно сказать, что здесь находится самый первый Христианский храм во всей Индии. С моей точки зрения, христианство прижилось здесь в связи с жесткой кастовой ведической системой, поскольку только высшие касты могли посещать храмы и имели безграничную власть и землю. Так что простой народ подался туда, где проще и понятней. Что же касается Мусульман, то их здесь тоже хватает, и, как известно, они правили Индией какое-то время.

Культурная жизнь

Искусство и музыка здесь в почете и перед самим храмом «Гуру-Вайур», о котором я позднее расскажу подробней, находится большая сцена, на которой для паломников каждый вечер проходит бесплатный концерт музыки и танцев. Театр здесь в большом почете: представления проходят прямо в храме, и существует два основных стиля, которые в целом похожи друг на друга, но отличаются по описанию лил: один посвящен исключительно Кришна-лиле, а другой, более древний, охватывает Рамаяну, пураны и другие истории. Костюмы очень сложные, грим особый, а движения и жесты артистов — это целая система, где при помощи мимики, глаз, жестов, и, иногда, стихов, рассказывают целые истории.

Шри Хануман
Шри Хануман

Смотрится ошеломляюще, но долго выдержать трудно по причине языкового барьера и по-индийски затянутого сюжета. В последние годы идет бум возрождения утраченных традиций и здесь много танцевальных школ в почете, также и аюрведа, которая привлекает богатых туристов, и боевые искусства Каллари-паятт, которые практикуют и преподают, как правило, семейные кланы и где обучают детей с детства. Как всегда, всем не хватает только лишь Сознания Кришны, хотя кое-где в храмах я слышал, как народ повторял маха-мантру. Здесь категорически не хватает Гаудийа-Вайшнавов, и это чувствуется.

Театральная труппа в мастерской
Театральная труппа в мастерской

Институт классических искусств. Галерея и музей театра

Фестивали

Фестивали здесь проходят при скоплении сотен тысяч паломников и представляют собой незабываемое зрелище. Храму принадлежат около 60 слонов, и на фестивали их одевают в специальные украшения, и выстраивают в шеренги. В некоторые храмы слоны заходят на территорию через специальные ворота, звучат настоящие круглые трубы, гонги и барабаны (здесь много видов барабанов и мриданг и несколько другие мотивы, чем в северной Индии).

Продолжение: см. далее >>>