Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Субъективная эволюция сознания

Субъективная эволюция сознания

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание

Мантра Гаятри

В мантре брахма гаятри в сжатом виде сосредоточено всё, о чём говорит Шримад-Бхагаватам, а Бхагаватам есть развёрнутое изложение мантры гаятри. Гаятри не отлична от Бхагаватам, таким образом, в ней выражена вся суть Веданта-сутры.

артхо 'йам брахма-сутранам
бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупау' сау
ведартха-парибримхитах

Гаруда Пурана

Смысл мантры гаятри открывается через Шримад-Бхагаватам. Для того чтобы понять гаятри, нужно выявить скрытое значение каждого её слова. Тогда совокупный их смысл приведёт нас к Шримад-Бхагаватам.

В слове гаятри заключены два санскритских корня: ганат – (песня) и трайате  (дарующий освобождение). Так гаятри означает “великая песня, несущая спасение, свободу и избавление”. Гаятри ещё называют матерью Вед, веда-матой, потому что из неё произошли все Веды. Если рассмотреть ведическую мысль от самой лаконичной до самой расширенной её формы, то обнаружится, что изначальная истина заключена в едином слоге Ом, омкаре. Затем эта истина преображается в мантру гаятри, затем проявляется в виде Вед, и в последствии – Веданта-сутры. Наконец, самое полное выражение ведической истины представлено в Шримад-Бхагаватам. Таким образом, Богооткровенное знание развивается от звука Ом до Шримад-Бхагаватам. И поскольку гаятри – одно из звеньев этой цепи, в ней непременно заключена идея Шримад-Бхагаватам, а именно: Кришна есть высшее понятие Бога.

В этом смысл мантры гаятри – задача лишь в том, чтобы извлечь Шримад-Бхагаватам – образ Абсолюта как Кришны – из чрева гаятри. Я слышал, что об этом писал Рупа Госвами, но в тех книгах, что я прочёл, мне не удалось этого найти. Рассказывают, что он объяснял мантру гаятри как ключ к сознанию Кришны.  Как бы там ни было, во мне возникло желание раскрыть через гаятри понятие Абсолюта (Божественного) как Кришны.

Обычно гаятри переводится: “песнь, дарующая освобождение”. Освобождение следует понимать не как избавление от негативного, а как обретение позитивного. Смысл освобождения не в том, чтобы отказаться от плохого, а в том, чтобы обрести хорошее. Об этом говорит Шримад-Бхагаватам: муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих  – пока душа не достигла наивысшей точки на позитивной стороне бытия, освобождение, мукти, не состоялось. Покинуть негативный сторону бытия ещё не значит достичь освобождения. Гегель говорил, что цель жизни – самоопределение или самовыражение. Самоопределиться значит найти себя в окружающей реальности. Душа должна не просто уйти из негативной сферы бытия, а занять естественное для себя положение в органичном целом – найти своё место в позитивном мире служения. Тогда можно считать, что она достигла цели существования. В этом смысл гаятри.

Итак, Гаятри образована двумя словами: ганат и трайате. Трайате означает “восхождение в позитивной сфере бытия вплоть до наивысшей ступени” – сва-рупена вйавастхитих. Ганат означает “звук”, но не простой, а мелодичный. Мелодия, которая дарует высшее освобождение в позитивном мире, исходит от санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху и флейты Шри Кришны.

Дословное значение мантры брахма-гаятри таково:

Первое слово – Ом. Это семя мантры, в котором заключено всё. Следующее слово – бхур. Бхур – это мир, в котором мы сейчас находимся, мир опытного восприятия – Бхулока. Затем – бхувах или Бхуварлока. Так называется сфера психических ощущений – мир, где накапливается опыт, благодаря которому мы воспринимаем окружающую действительность. Восприятие окружающего мира целиком зависит от состояния нашего ума. Мы оказываемся в мире чувственного опыта не по воле случая, а в результате прошлой кармы. Карма хранится в определённой области, которая называется Бхуварлока. А физический мир – уровень бытия, на котором мы сейчас находимся – всего лишь продукт наших прошлых мыслей и переживаний, порождение тонкого мира кармы (Бхуварлоки).

Следующее слово мантры – свах. Так обозначают мир Свалоки, который находится над Бхуварлокой. Если психический мир (Бхуварлока) – это область бытия, где возникает приязнь и неприязнь, где рождаются симпатии и антипатии, то Свалока – это область, где принимаются решения, мир разума (Буддхилока). Когда у нас возникает желание, разум его анализирует и выносит решение, например: “Тебе это хочется, но лучше не поддаваться соблазну, поскольку это приведёт к нехорошим последствиям”. Уровень бытия, где принимаются решения, называется Свалокой, миром разума. Таким образом, материальный мир образован из трёх основных слоёв: бхур – физический мир, бхувах – психический мир и свах – мир разума. 

При более обстоятельном анализе обнаруживается, что материальный мир состоит не из трех, а из семи уровней: Бхур, Бхувах, Свах, Маха, Джана, Тапа и Сатья. Все они подробно описаны Санатаной Госвами в Брихад-Бхагаватамритам. Но в гаятри эти семь слоёв материального бытия объединены в три основных: физический, психический и интеллектуальный. Они обозначены одним словом: тат.

Дальше в мантре идет савитур, что обычно означает Солнце (Сурья). В переносном смысле, солнце – это то, что освещает, благодаря чему мы видим. Савитур значит “то, что освещает три грубые и тонкие сферы бытия”. А это есть душа: благодаря ей мы воспринимаем окружающий мир. Грубая материя становится видимой не благодаря Солнцу, а благодаря душе, сознанию, следовательно, свет, который делает внешний мир видимым, исходит от души. Она – савитур. Мы видим не солнцем, а сознанием. Об этом говорит Бхагавад-гита: йатха пракашайатй эках критснам локам имам равих. Душа, словно солнце, всё озаряет. Солнце открывает нам мир красок, с помощью уха мы проникаем в мир звуков, а с помощью кожи познаём мир осязаемых вещей. Но в центре всего стоит душа, она “освещает” физический мир. Это душа познаёт мир чувственного опыта, именно она обладает свойством восприятия. В данном случае слово савитур, которое обычно значит “солнце”, имеет другое значение – “душа”, поскольку душа, наподобие солнца, освещает окружающий мир.

Словом тат – «это» –  обозначены семь слоёв материального бытия, которые в мантре гаятри объединены в три основных: бхур, бхувах и свах – физический, психический и интеллектуальный. “Это” (материальный мир) освещается солнцем, которое в данном контексте значит “индивидуальная душа”. Индивидуальная душа сама создаёт свой мир. Не сознание существует в мире, а мир в сознании. С этими словами Беркли нельзя не согласиться. Гаятри гласит: окружающий мир виден благодаря солнцу. Без солнца всё погружается во тьму, исчезает. Без света невозможно видеть. В высшем смысле, свет есть душа. Она – субъект, по отношению к которому семь уровней материального бытия – объекты.

Следующее слово – варенйам. Оно означает пуджйа, тот, кому поклоняются, кого почитают. Дело в том, что, помимо материального мира – внешней стороны бытия, где душа играет роль субъекта, существует другая, внутренняя сторона, где душа призвана служить и оказывать почтение. Там обитель Сверхдуши.

  Этот уровень сверхсубъективного бытия, называется бхарго. Словом бхарго обозначается сверхсубъективная сфера, царство Сверхдуши. Первый стих Шримад-Бхагаватам гласит: дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи. Шрила Вьясадева говорит: речь пойдёт о совершенно другом мире, который настолько чист и непорочен, что один единственный луч оттуда способен разрушить все иллюзии. В этом мироздании душа играет роль субъекта, а все миры опытного восприятия – для неё объекты, или поле деятельности. Однако существует высшая сфера бытия, царство Сверхсубъекта, в котором душа (субъект) занимает положение объекта.

Слово бхарго означает “более тонкий, чем душа”, “занимающий более высокое положение, чем душа”. Т.е. Сверхдуша, Параматма. В общепринятом смысле бхарго означает “свет”. Как рентгеновские лучи способны показать то, что не видно невооруженному глазу, так с помощью бхарго, сварупа-шакти, тонкого и необычайно мощного излучения, можно увидеть душу. Энергия (свет) бхарго исходит от девы. Дева означает “прекрасный, привлекательный, предающийся играм”. Это Шри Кришна – Прекрасная Реальность. Он не однородный дух, Он полон разнообразия и непрерывно играет. Слово дева одновременно означает “прекрасный и играющий” – Кришна.

Его царство – бхарго, источает яркий свет и является варенйам – предметом поклонения души. Сварупа-шакти (свет бхарго) – это ваибхава. Через неё распространяет Себя Шримати Радхарани. Она несёт полную ответственность за служение Кришне; в Её руках сосредоточена вся энергия служения. Бхарго – не что иное, как ваибхава, тело Шримати Радхарани, в котором есть всё для служения Кришне. Бхарго представляет собой Махабхаву, подчиненную половину единого Абсолюта, а дева – Расараджа, Кришну, – господствующую половину Абсолюта.

В мантре гаятри содержится призыв к медитации: бхарго девасйа дхимахи. На что медитирует душа, находясь в мире преданности? Она медитирует не на нечто абстрактное, а на служение объекту любви (кришнанушиланам).

Слово дхимахи означает “быть в потоке самопроизвольной, неконтролируемой любви во Вриндаване”. В награду за эту любовь душа получает дхийо йо нах прачодайат – ещё большее желание и возможность служить. Бескорыстная любовь и преданность растут как капитал в банке, чем больше мы отдаем, тем больше получаем, а чем больше получаем, тем больше можем отдать. Даса кари' ветан море деха према-дхана. Таким образом, преданность увеличивается до бесконечности. Дхимахи означает арадхана, преклонение. Других значений у этого слова нет: арадханапуджа, сева – поклонение, обожание, любовное служение. Слово дхи – производное от буддхи, – обычно переводится как “обретённое с помощью разума”. В данном случае дхи указывает на Божественный разум, который нисходит в низшие сферы бытия, чтобы развить в нас дух служения. Поэтому дхимахи – не медитация на отвлечённый предмет, а преданное служение. Таков скрытый смысл мантры гаятри.

Гаятри, песнь освобождения, также означает санкиртана. Киртана подразумевает воспевание, которое ведёт душу к высшей цели. Санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху позволяет душе занять высшее положение в служении. Поэтому по отношению к Махапрабху брахма-гаятри означает кришна-киртана. Во Вриндаване она превращается в киртану флейты. Чудесные звуки флейты Кришны напоминают каждому преданному о его особом служении. Заслышав их, гопи и остальные преданные обращаются к своей роли в Кришна-лиле. Ночью, под звуки флейты, гопи устремляются к Ямуне. Они уверены, что встретятся там с Кришной. А когда мать Яшода слышит флейту Кришны, она знает, что её сын возвращается домой. Так, в звуках флейты каждый преданный узнает своё служение. Играя на флейте, Кришна напоминает Своим слугам, какое положение они занимают в Его лилах.  

В санскритском комментарии к мантре гаятри я написал, что Радхика воплощает в Себе все виды служения – дхирарадханам эва нанйадити тад радха-падам дхимахи. Они исходят из Неё, как ветви одного дерева. Мадхура-раса как высшая (мукхйа) форма любовных отношений с Господом, содержит в себе все остальные расы. А Шримати Радхарани – Махабхава – воплощает в Себе дух служения.

 В звуках флейты Шри Кришны содержится призыв к служению. Они напоминают нам, что мы слуги Шримати Радхарани и наша задача – помогать Ей и выполнять Её пожелания. Мантра гаятри напоминает душам о лотосных стопах Шримати Радхарани, о том, что мы – Её покорные рабы. Радхика воплощает в Себе мир служения. Служить Радхике значит безропотно подчиняться Её воле, быть преданным Ей и исполнять любое Её указание. Смысл гаятри сводится к радха-дасйам, самоопределению, осознанию своей подлинной природы, (сварупена вйавастхитих).

  При этом изначальная супружеская любовь (мадхура-раса) содержит в себе элементы ватсальи и сакхья-расы. Преданные в ватсалья-расе служат Нанде и Яшоде, а преданные в сакхья-расе – Шридаме и Судаме. Но, в конечном счёте, весь мир служения во всём его разнообразии подчинён Шримати Радхарани.

Высший смысл мантры гаятри – это служение Радхике (радха-дасьям). И это конечная цель каждой души. В Шримад-Бхагаватам содержится суть всех Вед, Упанишад и остальных писаний. Таким образом, в нём изложена наивысшая, полноценная богословская доктрина. Идея Шримад-Бхагаватам представляет собой кульминацию Богооткровенной истины, когда-либо явленной миру. Он учит, что высшей формой самовыражения или самореализации, является служение Шримати Радхарани, т.е. служить Шри Кришне можно только под Её руководством. Для нас нет большего счастья, чем непосредственно служить Шри Радхике.

В чём же внутренний смысл слова бхарго? Бхарго ваи вришабхануджа-атма-вибхава-эка-арадхана-шри-пурам. Бхану значит “солнце” или “тот, кто освещает”. Радхарани – дочь Вришабхану. Поэтому бхану имеет прямое отношение к Радхарани. Когда она распространяет себя вовне, это называется ваибхава. Ваибхава буквально значит “выйти наружу” или “распространить себя”. У одной и той же реалии есть две ипостаси: прабхава – внутреннее содержание – и ваибхава – внешнее проявление. Это две стороны одного явления. Суть сварупа-шакти – это Шримати Радхарани. Сварупа-шакти как таковая (энергия служения) – это внешнее проявление (ваибхавы) Шримати Радхарани и в то же время это обитель Шри Радхики, царство прекрасного и вечного служения.

Как световые лучи есть продолжение Солнца, так вся внутренняя энергия есть продолжение Махабхавы, Шримати Радхарани. Радхика проявляет Себя в бесконечном разнообразии, как прекрасная внутренняя энергия, и тем самым служит Своему Господу. Она Сама создаёт атрибуты, которые Ей нужны для служения Кришне. Радхарани, или Махабхава, – это вся внутренняя энергия в сжатой форме. Когда Радхарани желает служить, Она распространяет Себя в бесконечном разнообразии. Чтобы помочь Ей в служении Шри Кришне, при посредничестве Йога-майи и Баладевы, разворачивается целый духовный мир, в том числе Вриндаван, Матхура и Вайкунтха.

Радха-дасьям – служение Шримати Радхарани – такой сокровенный смысл я вывел из мантры гаятри и попытался показать его в санскритском стихе.

Гаура Хари бол!

 

Содержание |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования