Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Субъективная эволюция сознания

Субъективная эволюция сознания

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 8. Наука против лженауки

Сверхсубект

Вопрос: Можно ли пользоваться  логикой и рассудком в поиске знания о Безграничном?

Шридхар Махарадж: Умение логически мыслить полезно, на каком бы уровне бытия мы ни находились. Но ещё необходима связь с высшим уровнем. Анализ должен осуществляться с правильных позиций. Мы можем рассуждать и анализировать, но продвижение к истине зависит только от милости свыше. Нужна связь с высшим миром, а она возможна только через преданность. Господь нисходит к предавшейся Ему душе и забирает её на иной уровень бытия. Нужно любыми способами попробовать умолить верховную власть проявить к нам благосклонность. Мы обязаны упросить Всевышнего принять нас. А это зависит не столько от наших умений, сколько от покорности и преданности — от жажды получить милость. Другими словами, не от того, насколько мы велики, а от того, насколько мы сознаём свою ничтожность. Я не могу стать субъектом по отношению к безграничному, т.е. сделать Его объектом анализа. Бесконечное всегда останется Высшим Субъектом. Бога нельзя превратить в объект исследования. Он — Сверхсубъект и не поддается анализу. Он субъект по отношению ко мне. Чтобы Господь низошел до моего уровня и проявил благосклонность, нужно занять положение молящего. Логика и знания не имеют ценности, если не приводят к преданности. Чтобы Бог обратил на тебя внимание, нужна преданность. В конечном счёте, всё решает Он. Его власть ничем не ограничена. Всё подчиняется Его воле. Главная задача того, кто решил идти духовным путем, — добиться милости Господа. Для этого нужно признать собственную ничтожность, предаться и стараться снискать Его расположение. Чтобы Господь обратил на тебя внимание, нужно обнаружить в себе не позитивное, а негативное: качества, показывающие твою ничтожность — преданность, покорность и смирение. Тогда можно с полным основанием молиться: “О мой Господин, я самый несчастный, без Твоей милости мне не жить. Я беспомощен. Без Тебя я пропаду”. Чтобы Господь оказал милость, нужно неподдельно умолять о ней. Иначе говоря, нужно признать свою ничтожность, т.е. обнаружить свою “негативную” сторону. Тогда это привлечёт “позитивное” — Кришну.

Только потом можно использовать логику, поскольку наша субъективная природа уже будет действовать как проводник Его воли. Он изнутри вдохновляет нас поступать так или иначе. Предавшись, мы используем логику и рассуждения для исполнения Его повелений. У нас не остаётся собственных интересов, собственных мнений. Мы подчиняемся воле Господа или Его высокопоставленных представителей. На этом этапе работу мысли можно использовать для решения задач более низкого порядка, связанных с исполнением Его воли. Но по отношению к Господу я всегда останусь смиренным, покорным, преданным и верным рабом. На высший уровень бытия можно проникнуть, лишь признав себя рабом. Тот, кто искренне ощущает себя ничтожным и нищим, обретёт милость свыше. Нужно всегда иметь в виду: есть высшее и низшее начала, субъективное и объективное. Кришна не подчиняется никаким правилам. Его власть абсолютна. Это нужно хорошо уяснить и никогда не забывать. Всё происходит по Его воле, а потому наша главная задача — привлечь Его внимание. Это возможно лишь через самоотрицание. Господь может проявить ко мне милость, если я на деле докажу, что больше всех в ней нуждаюсь. Тогда мышление и знание можно будет направить в надлежащее русло, то есть использовать для исполнения Его воли.

Вопрос: В Ишопанишад есть такая мантра:

видйам чавидйам ча йас
тад ведобхайам саха
авидйайа мритйум тиртва
видйайамритам ашнуте

В переводе этой шлоки Шрипад Бхактиведанта Свами Махарадж говорит: “Тот, кто способен научиться незнанию и трансцендентному знанию одновременно, может покинуть круговорот рождений и смертей и вкусить бессмертие”. Что он имеет в виду, говоря об одновременном постижении незнания и знания?

Шридхар Махарадж: Первое — негативное начало, второе — позитивное. Знание означает умение отделить истинное от ложного и затем принять первое и отвергнуть второе. Постичь ложное и истинное значит понять: “Это ложное, это нужно отвергнуть. А это истина, её нужно принять”. Данный стих следует рассматривать в таком ключе. Познать зло или, как здесь сказано, научиться злу, значит увидеть его и отвергнуть, а научиться истине значит принять её. В данном случае “научиться” не значит освоиться в невежестве, чтобы потом пребывать в нём. Эта мантра призывает признать истину и отвергнуть ложь. Нужно проанализировать, чем плоха иллюзия, майя, какова её природа, чем она вредна и опасна. Чтобы не попасть в иллюзию, нужно знать, что это такое. Нужно отвергнуть невежество и постараться принять знание. Увидеть, откуда исходит свет, и устремиться к нему. Чем больше света, тем ближе истина.

Вопрос: В пятнадцатом веке немецкий философ-католик Николай Кузанский выдвинул доктрину учёного неведения. Как она согласуется с философией вайшнавов?

Шридхар Махарадж: Это блестящая формулировка: мудрое неведение. С нашей точки зрения, это гйана-шунья бхакти — преданность, свободная от знания. Мудрое неведение — это отказ от попыток сосчитать всё в этом мире. Это значит предаться, понять тщетность расчётов и положиться на Всевышнего. Так толкуется понятие гйана-шунья бхакти. Мудрое неведение — богатство того, кто понял, насколько он ограничен и ничтожен,  насколько ничтожна его учёность, которая не делает никого подлинным соискателем знания о Безграничном. Лучше предаться Безграничному, и пусть Он решает, что для тебя благо, а что нет. Вершина учёности — преданность и покорность воле Безграничного. Учёное неведение значит понимать, что ты не в силах познать Безграничное. Его возможно познать, только если Оно само пожелает этого. Иного способа нет.

Вопрос: Николай Кузанский говорил: “Бог непостижим для мысли”. Что Вы на это скажете?

Шридхар Махарадж: Верно. Бога можно познать, только отдавшись Ему на милость. Накопление знаний не приведёт к Богу. Знание здесь бессильно. Нельзя изучить бесконечное. Бога можно обрести только Его милостью. Поэтому следует занять позицию преданности и отвергнуть знание. Что может быть абсурднее попыток познать Безграничное? У любого знания есть предел. Там, где кончается знание, начинается вера. Поняв бесполезность знания, душа обретает веру. Нужно развить веру и перестать уповать на знание. Лабораторные опыты не приведут вас к Богу. Когда русский космонавт Юрий Гагарин вернулся из космоса, одна пожилая дама спросила его: “Вы были так высоко: Вы видели Бога?” Будучи атеистом, Гагарин ответил: “Бог — это лошадка, тянущая нашу телегу. Зачем вам Бог? Теперь Он служит нам, с помощью знания и науки мы Его заставили нам служить”. Наука самодовольно заявляет, что заставила Бога подчиняться людям, люди стали выше Бога. “Мы Его сотворили — и Он нам служит”. Как будто Он и вправду творение полусумасшедшей части общества.

Вопрос: Николай Кузанский также учил, что в Боге совмещаются противоположности, что в Нём одновременно существуют малое и великое. Как Вы к этому относитесь?

Шридхар Махарадж: Не только малое и великое, но даже добро и зло. В Боге обретают гармонию любые противоположности. В Нём вмещается и гармонизируется всё: хорошее и плохое, друзья и враги. В Боге антагонизм теряет губительную силу и оборачивается во благо. Господь прямо или косвенно вмещает в Себя всё, Он все гармонизирует и облагораживает. В Кришне, как в высшем понятии Божественности, тезис и антитезис сливаются в высочайший синтез.

 

Содержание | Далее: Глава 8. Наука против лженауки |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования