Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Шри Гуру и Его Милость

Шри Гуру и Его Милость

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 14. Линия Шри Рупы

Глава 13. Жизни Святых

Шрила Шридхара Махарадж: В своей “Чайтанья Шикшамрите” Шрила Бхактивинода Tхакур объясняет, что преданные на ступени прeмарурукшу, начальных уровнях чистой божественной любви, — бывают двух типов. Эти два типа преданных зовутся вивиктананди и гоштхьянанди. Гоштхьянанди, по природе своей, любят проповедовать. Они живут среди вайшнавов. Но есть и другая группа, вивиктананди, которая предпочитает жить в уединении. Там они воспевают Святое Имя Господа и размышляют о Господних играх (лиле). Об обоих группах говорят, что они пребывают на высшем уровне преданного служения, перед самой ступенью чистой любви к Богу. Когда они окончательно достигают наивысшей стадии, между ними исчезает качественное различие: они становятся одним и тем же. Что бы ни захотел Кришна через них сделать, они сделают это, полностью предавшись Ему. Поэтому нельзя говорить, что тот, кто несклонен проповедовать — худший вайшнав.

Бхактивинода Tхакур ясно разделил преданных, вплотную подошедших к самому высокому уровню, на две категории. Есть две группы: проповедники и отшельники, но согласно Шриле Бхактивиноду Tхакуру, нельзя говорить, что одни выше, другие ниже. Они исполнят волю Кришны, чего бы Тот от Них не пожелал. Если Кришна хочет, чтобы преданных проповедовал, он будет это делать, но тех, кто не расположен к проповеди, нельзя называть недостойными. Естественно, что те, кто любят проповедовать, будут отстаивать превосходство проповеднического крыла. Поскольку на это служение их вдохновил Кришна, им сопутствует успех. Кришна говорит: ачарйам мам виджанийат — “Мое вдохновение — вот что воистину может освободить падшие души”. Познать Кришну может тот, кого Он Сам выберет, и никто иной (йам эваиша врнутe тeна лабхйас). Когда Кришна наделяет вайшнава достаточным могуществом и хочет освободить через него множество падших душ, то по Его воле так и происходит. Мы не видим, чтобы Сварупа Дамодара сколько-нибудь широко проповедовал. Про Рамананду Рая тоже нельзя сказать, что он широко проповедовал, — принимал учеников, ходил от двери к двери. С другой стороны. Нитьянанда Прабху и прочие поступали именно так. Кришна выбирает Себе орудия по Собственному желанию.

Kавирадж Госвами молится: вандe 'хам шри гурох шри йута пада камалам шри гурун ваишнавамш ча. Сначала он кланяется группе духовных наставников, которые непосредственно соприкасаются с падшими душами. Затем он говорит: шри рупам саграджатам — кланяется шастра-гуру. Шри Рупа и Санатана практически не соприкасались с массами ради проповеди, но они дали Писания проповедникам. Шастры, правила и предписания, онтологические моменты, — все это дали Рупа и Санатана. Разве они не уттама-адхикари? Они непосредственно не соприкасались с людьми, но, как и хотел от них Шри Чайтанья Mахапрабху, они заложили основу для проповеди гаудия-вайшнавизма. Они шастра-гуру — духовные наставники, через которых даются Богооткровенные Писания.

Сначала Кришнадас Kавирадж Госвами кланяется гуру, набирающим новых последователей, затем, на более высокой ступени — шастра-гуру, а потом Шри Чайтанье Mахапрабху, Который пришел со Своими Спутниками и окружением, чтобы принести в мир новую истину. Он кланяется своим духовным наставникам в пять последовательных этапов, и на высочайших ступенях он склоняется к лотосоподобным стопам Шри Шри Радхи и Говинды и всех гопи, во главе с Лалитой и Вишакхой (шри радха-кршна падан саха-гана лалита шри вишакханвитамш ча). Таким образом, шастра-гуру делают работу, на которую их вдохновляет Шри Кришна. Они непосредственно не соприкасаются с падшими душами. Нельзя сказать, что поскольку они непосредственно не проповедуют падшим душам, они не спарша-мани, — философские камни. Сказать такое — значит всего лишь выразить наше пристрастие к проповеднической группе.

Надо верить в духовного наставника. Мы должны верить, что через него действует Всевышний Господь и что через нашего гуру пришёл Себя проповедовать Кришна. Нужно стараться видеть в гуру Кришну, а в его действиях — заботу о нашем освобождении. Так нас вдохновляют.

Тем не менее, такой взгляд относителен. С очень строгой беспристрастной точки зрения, мы можем определить гуру, в зависимости от его осознания, как преданного среднего (мадхьяма-адхикари), или высшего (уттама-адхикари) уровня.

Среди слуг Кришны одни расположены к Радхарани, другие — к Чандравали, а третьи посередине. Одних преданных сильнее влечет к Враджа-лиле, других — к Гаура-лиле, а третьих равно привлекает и та и другая. Такова природа Игр Господа. Эти различия будут всегда.

Некоторые преданные по характеру своему проповедники, в то время как другие могут тяготеть к уединению, но это не значит, что все те, кто предпочитают уединенную жизнь, — ниже, а все, кто склонны проповедовать, — выше. Так говорить нельзя. Судить о них надо по тому, насколько предались они Кришне и приняли Его. И Гаура-, и Кришна-лила выше всего на Голоке, но если мы достаточно смелы, чтобы утверждать, что Гаура-лила, благодаря своему великодушию, благодаря тому, что она сама себя раздаёт, выше Кришна-лилы, то Гаура-лилу нужно считать более важной. С такой точки зрения она превосходит Кришна-лилы. И если держаться этой линии очень строго, то мы, конечно же, отдадим предпочтение проповедующей части вайшнавов, считая, что они выполняют самый благотворный труд во вселенной (лока хитайа ча): “Проповедники удачливей, потому что через них Кришна старается освободить множество падших душ”.

Относительная точка зрения может выражаться таким образом: “Гаура-лила выше Кришна-лилы. Почему? Потому что Гаура-лила широка и всеобъемлюща — она доступна каждому. В Гаура-лиле Кришна раздаёт Себя падшим”. Это нечто, дополняющее Кришна-лилу. Затем, если мы видим, что кому-то выпало счастье стать представителем Господа, спасающим падшие души, то можем проникнуться к нему большим почтением. Если мы полагаем, что Кришна лучше, когда Он проповедует, чем когда играет в Собственном кругу, то нам будет из-за чего считать проповедников более удачливыми. Естественно, что мы будем отдавать предпочтение проповедникам, которые принесли нам сознание Кришны. Кришна выбирает некоторых преданных в качестве Своих представителей, и они проповедуют Его падшим душам . И в нашем нынешнем состоянии, для нас это желательнее. Поэтому, если наши взгляды развиваются в таком направлении, то мы, конечно, можем сказать, что такие как мы падшие души должны обращать больше внимания на тех, кто служит причиной нашего освобождения. В перспективе же высшей реальности, считать, что одни представители Господа предпочтительней других, потому что у них яснее видны черты великодушия, значит придерживаться относительного взгляда.

Хотя мы зачастую судим о вайшнаве по его делам, это не всегда правильно, так как для того или иного служения преданного избирает Господь, и что бы Господь ни захотел через него сделать, то, по Его воле, и делается. Господний выбор — вот что лежит в основе. Иногда выбор падает на А, иногда на Б, а иногда на В. Все мы в распоряжении Его безграничной воли, от того, как Кришна хочет нас использовать. Такова абсолютная точка зрения. Мы не ошибемся, если свяжем успех с посредником, — в этом тоже есть определенная ценность, но нужно помнить, что за успехом всегда стоит Кришна. Надо постоянно сознавать, что через нас действует божественная, высочайшая воля. Так что не стоит впадать в крайности, судя о преданном по его внешним характеристикам.

Гауракишора дас Бабаджи Махарадж не проповедовал, но его ученик, наш духовный наставник, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур Прабхупада, проповедовал с великим размахом. Шрила Локанатха Госвами вообще не проповедовал, но мы видим, что его единственный ученик, Нароттама дас Tхакур, проповедовал очень широко. Поэтому нельзя судить о вайшнаве только по масштабам его внешней деятельности. Его успех зависит от воли Божьей. Кришна по Собственной воле награждает определенную личность служением и позволяет ей выполнить порученную миссию. Этому есть много примеров.

Шрила Нитьянанда Прабху с великой мощью проповедовал по всей Бeнгалии вдоль и поперёк, а Шрила Гададхара Пандит внешне не играет в лиле Шри Чайтаньи Mахапрабху никакой значительной роли, но сказано, что он — воплощенная бхава, трансцендентное чувство Радхарани. А любовь Гададхары Пандита к Mахапрабху не имеет себе равных.

Итак, нельзя судить о положении вайшнава лишь по размаху его внешней деятельности. Разумеется, мы не можем игнорировать служение преданного. Это благородное, великое дело, но, в конечном итоге, все в руках Господа (экала ишвара кршна, ара саба бхртйа).

Кришна — корень всему, и что бы Он ни пожелал, сбывается. С каким-то слугой Кришна желает танцевать так-то, и, по Собственной свободной воле, успешно это делает. Кришна держит все нити в Своих руках. Он повелитель. Ключ от всего — в Его ладонях. Он повелевает и всеобщим, и частным. Понимая это, мы можем уберечься от пратиштхи — гордыни, жажды славы и высокой репутации. Если мы полностью сознаем, что всё в руках Господа, то не возгордимся.

Чтобы показать нам, что истинного вайшнава нелегко распознать просто по одежде и манерам, Гададхара Пандит внешне ошибся относительно Пундарики Видьянидхи — высокодуховного Спутника Господа.

Однажды Мукунда Датта привел Гададхару Пандита вас увидеться с Пундарикой Видьянидхи. Mукунда происходил с Пундарикой из одной деревни. Mукунда знал его, и потому спросил Гададхару Пандита: “Хочешь увидеть настоящего вайшнава?” “Да, я всегда жажду получить даршан настоящего вайшнава”, — ответил Гададхара Пандит. Тогда Мукунда Датта привел Гададхару Пандита к Пундарике Видьянидхи домой, и Гададхара был ошарашен тем, что там увидел. “Что это? — подумал он. — Передо мной аристократ, с завитыми, надушенными волосами, в изящной, роскошной одежде, он курит трубку с золотой инкрустацией, и вся комната наполнена душистым ароматом. И он — вайшнав?”

Mукунда Датта понял, что у Гададхары на уме и запел стих из “Шримад-Бхагаватам” (3.2.23):


ахо баки йам стана-кала-кутам
джигхамсайапайайад апй асадхви
лeбхe гатим дхатрй-учитам тато 'нйам
кам ва дайалум шаранам враджeма

“О, какое чудо! Сестра Бакасуры (Путана), желая убить Шри Кришну, намазала ядом свои груди и принудила Кришну пить свое молоко. Несмотря на это, Господь Кришна принял её как Свою мать, и она достигла положения, подобающего матери Кришны! В ком же, как не во всемилостивом Кришне, мне принять прибежище?”

Услышав это, Пундарика Видьянидхи сразу же посерьзнел. Он замер, а затем по телу его пробежала дрожь. Вся обстановка переменилась. Он стал судорожно дергать руками и ногами. Отбросив трубку, он начал кататься по ложу, разрывая свои шелковые одежды и простыни и вырывая свои прекрасно завитые и украшенные волосы. Он стал кричать: “В ком же, как не в этом самом великодушном Господе мне принять прибежище? В ком ещё мне найти пристанище?” Крича это, он в исступлении катался по полу.

Так продолжалось долго, а потом он постепенно успокоился. “Как же я ошибся по поводу этого великого человека! — подумал Гададхара. — Внутри он так любит Кришну! Хотя он кажется обычным человеком, рабом роскоши, внутри он великий преданный. Как сильно любит он Кришну!”

Затем он подумал: “Я совершил вайшнава-апарадху, оскорбил великого преданного. Как мне теперь спастись? Я дурно о нем подумал. Как искупить это оскорбление?” Подумав так, он сказал Мукунде: “Я нанес оскорбление этому великому махатме. Как мне избавиться от своей апарадхи? Я думаю, что те, кто приходят в эту преемственность, должны, как правило, официально принять какого-то духовного наставника, а я ещё не принял посвящение ни у какого вайшнава. Если я приму посвящение у Пундарики, он простит меня и избавит от апарадх. Если я предамся его святым стопам, он не воспримет никаких моих оскорблений. Лишь так смогу я искупить свою вину. Но я должен посоветоваться с моим Господом Гаурангой Mахапрабху”. И он пошел за советом к Шри Чайтанье Mахапрабху.

Незадолго до этого случая люди видели, как Шри Чайтанья Mахапрабху звал Пундарику по имени и рыдал: “Пундарика, отец мой! Пундарика! Где же ты?” Совсем неожиданно Он начинал так рыдать. Обычные люди ничего не понимали. Они стали спрашивать: “Кто такой Пундарика? Из-за кого Господь так причитает? Почему Нимаи Пандит кричит: 'Пундарика! Пундарика!'?”

Через несколько дней Пундарика пришел из другой деревни в свой навадвипский дом. Mукунда Датта знал его, потому что был его односельчанином. Когда преданные спрашивали: “Кто этот Пундарика?”, Mукунда Датта отвечал: “У Пундарики небольшое имение, он состоятельный семейный человек”. Итак, Гададхара Пандит спросил Шри Чайтанью Mахапрабху о Пундарике Видьянидхи: “Я оскорбил великого вайшнава, Пундарику Видьянидхи, и теперь чувствую, что ради собственного духовного блага, должен принять у него посвящение. Но я не могу ничего сделать, не посоветовавшись с Тобой и не заручившись Твоим согласием. Дай же Свой ответ. Что мне делать?”

Шри Чайтанья Mахапрабху очень обрадовался его словам: “Да, это прекрасно. Прими его своим гуру”. В авторитетных источниках сказано, что Пундарика Видьянидхи был воплощением Вришабхану Махараджа, — отца Радхарани. И Гададхара Пандит принял посвящение у Пундарики Видьянидхи. Так что нельзя впадать в крайности, судя о преданном только по его внешней деятельности.

 

Содержание | Далее: Глава 14. Линия Шри Рупы |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования