Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Шри Гуру и Его Милость

Шри Гуру и Его Милость

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 5. Сознание божественное против сознания конфессионального

Глава 4. Изначальный гуру

Изначальный духовный наставник — это Нитьянанда Прабху. В целом, именно Он представляет принцип гуру. В духовном мире Он представляет гуру-таттву в четырёх основных расах преданности — во всех, кроме супружеской. В мадхурйа-расе Баладeва выступает как Aнанга-манджари, сестра Радхарани.

Нитьянанда занимает более высокое положение, чем Баладeва. Почему? Потому что Он распространяет прему, божественную любовь. А что такое према? Это высшее из всего, чего только можно достичь. Если кто-то способен дать божественную любовь, то все остальные по определению ниже него. Если Кришна ниже Mахапрабху, то и Баларама, естественно, ниже Нитьянанды. Они едины, но когда прибавляется великодушие, Баларама становится Нитьянандой. Баларама, Который может распространять божественную любовь, осуществлять эту высочайшую миссию, пришел сюда как Нитьянанда. У нас должен быть крепкий и надежный фундамент. Тогда можно возводить всё здание. В противном случае всё рухнет (хeно нитаи бинe бхаи радха-кршна паитe наи). Такой прочный фундамент даёт нам Нитьянанда Прабху.

Однажды Нитьянанда Прабху пришел в дом Шри Чайтаньи Mахапрабху в Mайяпуре. Кроме Самого Mахапрабху там в это время были Его мать Шачи дeви, Его жена Вишнуприя-дeви и другие преданные. Вдруг вошел Нитьянанда, и был Он совершенно обнажённым.

Mахапрабху поспешно сунул Ему какую-то одежду. Возможно, Его встревожило, что преданные подумают о Нитьянанде Прабху неподобающее. Поэтому, чтобы такого не случилось, Он попросил у Нитьянанды Прабху Его каупину, набедренную повязку. Махапрабху разорвал её на куски и раздал их присутствовавшим домохозяевам, наказав им: «Храните кусочки Его набедренной повязки как кавачу, амулeт. Привяжите его ниткой к руке или носите на шее. Пожалуйста, пусть они будут с вами. Тогда вы очень скоро сможете обуздать свои чувства».

Нитьянанда Прабху в наивысшей степени владеет Своими чувствами — ничто в этом мире Его не привлекает. Его вайрагья, безразличие к делам мира сего, достигает такого уровня, что Он может появиться обнажённым и среди мужчин и среди женщин. Поэтому благодать Нитьянанды Прабху послужит нам прочным фундаментом. Если фундамент прочен, мы можем выстроить на нём огромное здание. Если у нас есть вера в Нитьянанду, то она поможет выдержать любую тяжесть. Она нас не подведет.

Поэтому Шрила Бхактивeданта Свами Прабхупада в проповеди среди жителей Запада делал особый упор на преданности Нитьянанде. Сперва мы должны получить Его милость, а уж потом мы сможем получить милость Радхи-Кришны. Шри Чайтанья Mахапрабху — это Радха-Кришна (шри кршна чаитанйа радха-кршна нахe анйа). Сначала получите милость Нитьянанды Прабху, потом Гауранги Mахапрабху, а затем Шри Радхи-Говинды. Таковы должны быть стадии нашего восхождения.

Преданный: Как обрести милость Господа Нитьянанды?

Шрила Шридхара Махарадж: Милость Нитьянанды может получить тот, кто больше склонен служить Гауранге и Его дхаме, трансцендентной земле, а также Его слугам. Нитьянанда чрезвычайно милостив к тому, кого особо влечет к Гаура-лиле.

В Бенгалии Нитьянанда Прабху ходил от двери к двери, говоря: «Примите Имя Гауранги! Я стану вашим рабом. Вы можете Меня купить, если только примете Имя Гауранги. Вы приобретёте Меня бесплатно и без всяких условий». Таково было Его умонастроение.

Когда Mахапрабху был в Пури, Он послал Нитьянанду Прабху в Бeнгалию. Махапрабху сказал тогда: «Кроме Тебя, Мне не найти никого, кто мог бы распространить в Бенгалии Святое Имя Кришны, преданное служение Ему. Они слишком погружены в тантрические практики и смрити. Они так увлеклись этими ничтожными вещами! Они полны самомнения, думая, что всё знают. Поэтому в Бенгалии очень трудно проповедовать. Никто, кроме Тебя не сможет пробудить народ. Не общайся с членами высших каст, а иди со Святым Именем Кришны к простому народу. Ты больше всех подходишь для такой работы».

Нитьянанда Прабху пошел в Бeнгалию, но вместо того, чтобы проповедовать славу Святого Имени Кришны, Он стал проповедовать Имя Гауранги. Нитьянанда Прабху решил, что люди могут принять Игры Кришны за мирское распутство, ложь и воровство, которым предаются опустившиеся существа. Игры Кришны необычайно сокровенны. Обычным людям очень трудно понять чистоту Кришна-лилы. Заурядный ум не может признать Кришна-лилу наивысшим совершенством. Нитьянанда Прабху счёл, что проповедовать Кришна-лилу будет трудно, а легче будет проповедовать Гаура-лилу, в которой Кришна, неся в Себе огромное богатство, приходит раздать Себя людям. Гауранга — это энергия, которая желает раздать Кришну, которая несёт в себе величайшее, небывалые милосердие и сострадание к простым людям, беспримерную любовь даже к преступникам. Нитьянанда Прабху захотел дать им связь с Гаурангой, ибо тогда Кришна-лила сама собой оказалась бы у них в ладонях. Поэтому Он стал проповедовать Гаурангу, а не Радху-Кришну, как велел Махапрабху. Вот почему Нитьянанда Прабху говорит: бхаджа гауранга, каха гауранга, лаха гаурангера нама — «Поклоняйся Гауранге, говори только о Гауранге, воспевай Его Имя».

Ещё один пример, показывающий взаимоотношения между Кришной и Баларамой, и Гаурангой и Нитьянандой, приводится в «Чайтанья-бхагавате». Однажды Шачи-дeви приснился сон, что Кришна и Баларама сидят на тронe, и Нитьянанда борется с Баларамой: «Слезай с трона! Двапара-юга прошла! Настала эпоха Кали и пришло время занять трон Моему владыке Гауранге! Слезай же!» Баларама стал сопротивляться: «С какой стати нам слезать? Мы так давно сидим на этом троне!» Нитьянанда Прабху начал силой стаскивать Его вниз, и Баларама немного поддался. «Ныне здесь хочет воссесть Мой владыка Гауранга, — сказал Нитьянанда Прабху. — Настало Его время!» Итак, Нитьянанда очень расположен к Гауранге. Он говорит: «Кришна очень далек. Мой Господь — Гауранга».

Мы должны быть очень признательны Нитьянанде Прабху, поскольку Он — наш гуру. А милость гуру настолько важна, что Рагхунатха дас Госвами говорит: «O, Радхарани, я жажду Твоей благодати! Без Тебя мне не нужен даже Сам Кришна. Без Тебя Кришна для меня — ничто!» Таким должно быть естественное умонастроение преданного. Это объясняет Шрила Вишванатха Чакраварти Tхакур в своей «Гурваштаке»:


йасйа прасадад бхагават-прасадо
      йасйапрасадан на гатих куто 'пи
дхйайам стувамс тасйа йашас три-сандхйам
      вандe гурох шри-чаранаравиндам

«Я склоняюсь пред лотосоподобными стопами Шри Гурудева. По его милости мы получаем милость Кришны, без его милости мы обречены».

Таково положение Шри Гуру: по его милости мы можем получить всё, даже милость Кришны, а без его милости нам не на что надеяться. Итак, нужно с величайшим почтением относиться к тому, кто вводит нас в мир сознания Кришны.

Но в то же время, выражая почтение гурудеву, мы не должны воспринимать его как куклу, безжизненную статую. То, что мы знакомы с определенной внешностью и признаем её обладателя своим гуру, не должно вводить нас в заблуждение. Важно то, что он говорит, — его наставления. Именно это привлекает наше внутреннее «я». Я — не тело. Я — вопрошающий. То, что меня удовлетворяет, что влечёт вопрошающего к цели его поиска, — вот что я должен стараться в нём обнаружить. Мне не надо полагаться на материальный расчет. Я — не тело. Я, ученик — кто я такой? Только ли я тело, внешность, цвет кожи, каста? А быть может, я — это мой характер, моя учёность, мой интеллект? Нет. Я тот, кто ищет. Что же делает из меня ученика, а из него — гуру? Мы должны это полностью сознавать. Что составляет внутреннюю суть? Ради этого я пришел. Нам нужно сознавать, в чём заключается наше благо.

Есть нечто относительное, а есть абсолютное. Нам надо отбросить форму, забыть о ней — нам нужно всегда держаться духа. В противном случае мы станем поклонниками формы, идолопоклонниками.

Конечно, говорится, что связь с духовным наставником вечна (чакшудано дила йeи, джанмe джанмe прабху сeи). Но мы не должны отождествлять гуру с внешностью, которую воспринимают наши физические чувства. По мере того, как будет развиваться наше видение, мы будем всё яснее сознавать его личность. Когда наше видение возрастёт и из материального станет трансцендентным, мы, соответственно, будем по-иному воспринимать и гуру.

Бывает, что человека сначала узнают по самому поверхностному — по одежде, потом по внешности, затем по уму, а потом по интеллекту. Насколько наше зрение будет изменяться в верном направлении, настолько и окружающее будет представать перед нами в ином свете. Кришна говорит: ачарйам мам виджанийат — «В конечном итоге, ачарья — это Я». Это функция Божественного, и на разных этапах гуру-таттва может принимать различные образы. В одно и то же время могут действовать разные ачарьи.

Знание, идеал развиваются от более грубого к более тонкому. И в зависимости от глубины нашего видения, разные ачарьи будут представать перед нами в различном облике. Через постепенное осознание, это будет продолжаться в различных расах, вплоть до наивысшей ступени. В противном случае наше знание будет основываться на материальных представлениях. А протаскивать материальные представления в мир Божественного — это преступление, невежество, заблуждение.

Нужно освободиться из западни ложного отождествления реальности с физической формой, доступной нашим чувствам. Глаза нас обманывают: они не могут показать нам настоящие форму и цвет. Ушам недоступен подлинный звук. Нашим чувствам невозможно воспринять истинную реальность. Тогда что же она такое? Поскольку мы в таком незавидном положении, мы можем постепенно прийти туда, во внутренний мир, только с помощью нашего гуру.

Но как нам узнать нашего гуру? Зимой он одевается так, а летом — иначе. Если мы придаём такую важность одежде, то что же нам делать? Должны ли мы думать, что одежда неотделима от тела? Гуру приходит к нам в определенном теле. Предположим, он явился как молодой человек. А как же мы его узнаем, когда он состарится и изменит свой облик? Как мы должны различать? Опять-таки, в одном рождении он может прийти в одном теле, а в следующий раз — в другом. Один и тот же гуру в разное время может являть себя по-разному. Как же нам его узнать? Мы должны перейти от внешних соображений к внутренним.

Если у меня нет плоти и крови, и я существую только в тонком теле, то и гуру я найду в тонком теле. У божеств, гандхарв, сиддх (совершенных существ небесных миров) тоже есть свои гуру, но как у божеств и т.д. нет материального тела, так нет его и у их учителей.

Поэтому мы должны отбросить поверхностные понятия и постараться заглянуть вглубь — это самое важное для прогрессивно мыслящего ученика. Это не значит, что надо пренебрегать физическим телом нашего гуру. Но то, что по-настоящему важно — внутри. Мы должны почитать остатки пищи гуру, его одежду, сандалии. Но это не значит, что его видимая сторона важнее его духовной сути — мы должны служить его личности. Точно так же, если мы стремимся как-то послужить ему физически, например, помассировать стопы, а он этого не хочет и говорит: «Нет, нет, не надо», нужно ли нам это делать? Наше внутреннее послушание ему выше. Таким образом, мы должны идти вперед, двигаясь от грубого к тонкому.

Кто такой гуру? Где его искать? Каков его идеал? Чего он на самом деле от меня хочет? Все это не должно ускользать из нашего поля зрения. Мы не должны лишь формально выражать верность. Мы желаем духовного пути. Духовный человек идёт в духовный мир, чтобы осознать духовную реальность. Это исключительно духовное дело. И если мы хотим прийти во внутренний мир сути, на своем пути мы должны отбросить все мирские представления, исходят ли они от тела, ума или интеллекта.

Такое отношение сделает наш прогресс, наши жизненные цели подлинными. Совершенство всегда приходит к нам изнутри. Если нам удастся ухватить эту нить, то мы сможем обрести нечто высшее, духовное. Нас могут восхищать прекрасная внешность духовного наставника, его манеры, поведение, интеллигентная речь и ещё столько всего. Но что мы должны сознавать прежде всего? Что должно быть нашей наивысшей целью, ради которой мы откажемся от всего остального?

Прогрeсс означает отвержение и принятие. И наша духовная жизнь должна быть динамичной, иначе мы превратимся в живых мертвецов. Прогресс подразумевает принятие и отвержение. Учёные тоже говорят об этом в своей теории естественного отбора: «выживает наиболее приспособленный». Природа выбирает одних и отвергает других. Жизнь динамична — мы живём в динамичном мире. Мы встречаем принятие и отвержение везде. Это прогресс. В нашей жизни необходим прогресс, в ней не должно быть места застою.

Чтобы получить благодать Нитьянанды Прабху, нам надо пытаться, насколько возможно, постичь характер Шри Гауранги Mахапрабху и служить Ему, Его дхаме и Его преданным. Это поможет нам обрести благодать Нитьянанды Прабху без труда. На нынешней стадии нашей жизни нам постоянно придётся заниматься множеством практических дел, но мы всегда должны помнить о наивысшем идеале. Благодаря этому идеалу мы сможем идти вперед. Наш идеал, высочайший эталон — это всё и вся в нашей жизни. Иметь понятие о наивысшем идеале и идти к этой цели — вот наше величайшее достояние.

Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: «Я жажду лишь одного. Я лелею надежду, что однажды меня позовут туда, где пребывают во славе и играют Радхика и Mадхава». Вот на что мы должны уповать. Это из молитвы Рагхунатхи даса Госвами своему гуру. Он говорит:


нама-шрeштхам манум апи шачи-путрам атра сварупам
      рупам тасйаграджам уру-пурим матхурим гоштхаватим
радха-кундам гири-варам ахо радхика-мадхавашам
      прапто йасйа пратхита-крпайа шри гурум там нато 'сми

«Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столько мне дал! Он дал мне Святое Имя Кришны — высочайшее из Божественных Имён, наивысший звук, в котором воплощены высочайшие мысль, устремление, идеал, — всё. А затем он дал мне мантру». В мантре содержится Имя. Без Имени мантра — ничто. Если заменить Имя Кришны другим именем, мантра даст противоположный результат. Имя Кришны — это всё и вся. И в мантре Имя особым образом облечено в форму молитвы.

А затем он говорит: «Он дал мне служение Великому Спасителю, сыну матери Шачи, Шри Чайтанье Mахапрабху, Который подобен золотой горе, указывающей путь к Кришна-лиле. Гурудев привел меня к лотосоподобным стопам Сварупы Дамодары — самого любимого личного помощника Mахапрабху. Сварупа Дамодара — нисшествие Лалиты-дeви, любящей наперсницы Радхики. Потом он познакомил меня со Шри Рупой, которому Махапрабху поручил распространить преданную любовь, расу, наивысшего порядка».

Вайдхи-бхакти, поклонение Господу в духе благоговейного трепета и почтения — более низкого уровня. Но через Рупу Госвами распространилось рагануга-бхакти, спонтанная любовь, глубочайшие духовные отношения. Махапрабху посчитал, что Шри Рупа сможет раскрыть рагануга-бхакти лучше всех.

Дас Госвами говорит: «Затем, по его милости, я обрел общество Шрилы Санатаны Госвами, который показывает, кто мы по отношению к рагануга-бхакти. Он объясняет путь вайдхи-бхакти и дает нам самбандха-гьяну — знание о том, что есть что, правильное представление об окружающем». Затем он говорит: «Гурудeв дал мне Mатхура-мандалу, где проходят Игры Радхи и Говинды, где лесу, холмам, каждой лиане, каждому кустику, каждой песчинке, — всему — известна Радха-Кришна- лила, и где, куда бы я ни бросил взгляд, всё будет напоминать мне о Радхе и Говинде. Всё это я получил от моего гурудeва: Вриндаван, где обосновались пастухи со своими коровами. Я познакомился с ними, узнал их характер и их чувства любви к Кришне.

По благодати гурудева я познакомился с Радха-кундой — излюбленным местом Игр Радхи и Говинды, и с этим великим Говардханом. И, наконец, он дал мне надежду, что когда-нибудь я смогу служить Шри Шри Радхике и Mадхаве. Всё это пришло благодаря моему гурудeву, поэтому я в совершенном почтении склоняю голову к его лотосоподобным стопам».

Итак, если мы сознаем все эти духовные предметы, то можем считать, что относимся к своему гурудеву правильно. Кто такой наш гуру? Какова его миссия? Она исполнена всех этих даров. Если этого нет, что же нами движет?

Преданный: Есть столько взглядов на то, каким должно быть Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Но что оно должно из себя представлять на самом деле?

Шрила Шридхара Махарадж: В этом стихе Рагхунатха дас Госвами дает истинное представление о том, что такое ИСККОН (нама-шрeштхам манум апи шачи-путрам атра сварупам). ИСККОН не должен отклоняться от этой линии. Мы пришли сюда не для того, чтобы в очередной раз себя обмануть, но чтобы удовлетворить свою внутреннюю потребность. ИСККОН призван удовлетворить внутреннюю потребность каждого, даже овощей и камней, приведя их к стопам Mахапрабху и Госвами. Нужно повсюду, от деревни к деревне, гоняться за каждым, взывая: «Прими Имя Кришны! Приходи под стяг Махапрабху!» Эта миссия стремительно разрастается, она охватит всю землю и другие планеты. Такова была цель Бхактивeданты Свами Прабхупады, и мы это понимаем и высоко ценим.

 

Содержание | Далее: Глава 5. Сознание божественное против сознания конфессионального |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования