Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 12. Нектар святого имени

Глава 11. Служение святому имени

Ученик: У меня есть вопрос, касающийся повторения Харе Кришна мантры на четках (джапа-мале). Мой духовный учитель дал мне много проповеднических обязанностей, и порой, когда я стараюсь сосредоточиться на джапе, тогда, вместо того чтобы слушать святое имя, я думаю о порученных мне обязанностях.

Шридхар Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивал, что киртан — это не только громкое пение святого имени, но и проповедь. Джива Госвами дал такое определение санкиртаны: бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам: «Когда много людей собираются вместе и славят Всевышнего Господа, Кришну, это называется санкиртаной». Шри Чайтанья Махапрабху пришел и положил начало санкиртане. В век Кали совместное воспевание святого имени очень плодотворно (сангo шакти калау йуге). Проповедническая миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура отличается от так называемого бхаджана, который практикуют сахаджии, имитаторы.

Как-то один из наших духовных братьев получил нелицеприятный отзыв от нашего Гуру Махараджа. Он был человеком добронравным, но больше склонялся к нама-бхаджану. Его не привлекало никакое другое служение, кроме повторения имени Кришны на четках. В то время я был главой храма в Дели и мы были с ним очень дружны, поэтому я написал Прабхупаде: «Если позволите, я приобщу моего духовного брата к проповеди здесь, в делийском храме». У меня до сих пор сохранился ответ Прабхупады. В письме он написал: «Если тебе удастся привести его туда и сделать своим помощником в проповеди, ты окажешь ему услугу, какую может оказать только истинный друг. Просто сидеть в джунглях Балихати и читать мантру на четках — я не признаю это  Кришна-анушиланам, надлежащей практикой сознания Кришны».

Киртан — это проповедь: шраванам, киртанам. Киртана — это не только громкое воспевание мантры, но и проповедь. А проповедовать значит бороться с теми, кто нам противостоит. Киртан — это борьба. Во время киртана рождается божественный звук, который вступает в борьбу со всеми обычными звуками, наполняющими этот мир, и грубыми, и более утонченными. Прабхупада говорил нам, что наши четки из туласи не должны поститься. Он советовал, как минимум, хотя бы раз в день служить святому имени, повторяя на четках мантру Харе Кришна. Дословно он сказал:  малика упаваса на, четки не должны поститься. В общем же и целом он велел как можно больше проповедовать.

Как-то раз я беседовал с одним из главных духовных руководителей удипийского храма в Мадрасе. Он сказал мне: «Иногда я проповедую, рассказываю людям о Мадхвачарье и об учении бхакти, но у меня нет времени для садханы (предписанных духовных занятий: джапы, мантры Гаятри, изучения Писаний и т.д.). Я его поддержал. Наш Гуру Махарадж говорил, что Хари-катха, проповедь о Кришне, не менее важна, чем садхана. Напротив, в ней больше жизни. В проповеди больше жизни. Проповедь естественным образом требует от нас наибольшей сосредоточенности. С другой стороны, мы можем повторять джапу на четках и быть рассеянными. Когда мы рассказываем кому-то о Кришне, наше внимание поглощено полностью. Иначе мы не сможем верно все изложить. Когда мы говорим о Кришне, все наше внимание естественным образом сосредоточено на рассказе. Еще более точным, чем говорящий, должен быть пишущий о Кришне. Поэтому писать о Кришне — это тоже киртан. Сознание Кришны может развиваться даже более интенсивно, когда мы пишем о Кришне.

Проповедническая миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Гаудия Матх, объявила тотальную войну майе, иллюзии, и даже всем прочим ныне существующим религиозным представлениям. И авторитетом для нас служат «Шримад-Бхагаватам» и Шри Чайтанья Махапрабху. Божественная любовь — высочайшая цель для каждой души. Красота и любовь — это суммум бонум, наивысшее из всего, что можно достичь; они, а не могущество и не сила — высшее начало, властвующее над всеми. Красота и любовь находят свое высшее выражение во вриндаванском Кришне. Высшее постижение Абсолютной Истины — это постижение ее как Прекрасной Реальности и божественной любви. Здесь нужно ясно представлять себе разницу между вожделением и любовью. Никаких заблуждений тут быть не должно. Вершина преданности — это любовь к Кришне, явленная обитателями Враджа.

Таким образом, проповедь (санкиртана), а не перебирание четок (джапа) есть истинное служение Кришне. Но поскольку мы дали обет, поскольку Махапрабху и наш гурудев дали нам такой наказ, мы должны повторять святое имя на четках, это наша обязанность. Наш Гуру Махарадж сказал нам: «Джапа-мала (четки) не должна поститься».

Итак, проповедуя, мы, вне всякого сомнения, истинно следуем наказу Махапрабху. Хотя Он советовал нам прочитывать 100 000 имен или 64 круга мантры ежедневно, это второстепенное наставление. Что в действительности самое важное — это дух служения. Мы не слышали, чтобы гопи все время повторяли имя на четках из туласи, однако они занимают высочайшее положение среди слуг Кришны во Вриндаване.

Кришна-нама окажет нам огромную помощь на нашем пути к Вриндавану. Такова ее значимость. Подобно скорому поезду, святое имя Кришны несет нас к цели, не останавливаясь ни на какой другой станции. Если мы повторяем имя, не представляя ему никаких формальных прошений, не моля его: «Дай мне то, дай мне это», то оно, как поезд особого назначения, без остановок пойдет к Вриндавану. Там нет скверны, порожденной кармой или гьяной. Преданные Вриндавана думают только об одном: «Я жажду Кришну. Я не знаю, что хорошо, что плохо. Мне нужен Кришна и только».

Ученик: Сколько кругов мантры ваш Гуру Махарадж просил своих посвященных учеников читать каждый день? Установил ли он какое-то определенное количество?

Шридхар Махарадж: Вообще он рекомендовал прочитывать 25 000 имен, 16 кругов мантры, ежедневно или по меньшей мере 4 круга. Тот, у кого не было работы, мог читать 100 000 имен, т.е. 64 круга.

Ученик: Стал бы Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давать посвящение в Хари-наму тому, кто мог ежедневно повторять только 4 круга?

Шридхар Махарадж: Это в расчет не принималось. Формально нужно было считать круги, но твердо установленных норм не было. Он хотел, чтобы мы всемерно служили Господу под руководством вайшнава, потому что самое главное — это служение. Возрастающее количество прочитанных имен не гарантирует нам достижения цели, мы достигнем успеха, только если улучшим качество своего воспевания.

В Писаниях много речений, которые разными путями способствуют нашему постижению святого имени, но ключевую мысль высказал Шрила Рупа Госвами. Он привел цитату из «Падма-пураны»: атах шри кршна намади на бхавед грахйам индрийаих. Наши ограны чувств, физические или психические, не способны соприкоснуться с запредельным. Имя нематериально (апракрита), запредельно мирским ограничениям (Вайкунтха). Оно принадлежит к иной сфере. Поэтому наши органы чувств — психические или физические — не могут воспринять то, что связано с Кришной, Его именем, образом, качествами или деяниями. Но когда мы проникнемся духом служения, Кришна Сам, по Своему произволению, снизойдет к нам. Только тогда наш язык сможет по-настоящему произнести имя Кришны. В противном случае мы будем производить только физические звуки имени, обозначаемые на письме буквами. Наш язык, руки, порождаемый нами физический звук принадлежат этому миру — они не способны соприкоснуться с Кришной. Необходим связующий элемент, который соединит наше тело с запредельным. И этот элемент — наше искреннее желание служить Кришне, Ему угождать. Лампочка не загорится, если в сети нет электричества. Она будет гореть, только если есть ток. Так и имя может появиться на языке и в ушах, в уме, на письме, но необходимо нечто такое, что свяжет нас, находящихся в материальном мире, с Вайкунтхой. И это нечто есть преданное служение, дух служения, претворенный в действие. Он один свяжет физический мир с Вайкунтхой и Вриндаваном.

Кришна явится по Своей собственной воле. Он низойдет к вам на язык, и тогда ваш язык сможет воспевать имя Кришны. Ружье, заряженное не настоящими, а холостыми патронами, только издает звук, а не стреляет. Так и при повторении святого имени, не проникнутом духом служения, производится звук, но он исходит только с языка. Это все равно что стрелять из ружья холостыми патронами. Наше повторение святого имени должно быть проникнуто духом служения, желанием угождать Кришне.

В противном случае производимый нами звук будет ненастоящим. Он будет лишь подражанием, подделкой. Наши ограны чувств не способны воспринять святое имя. Оно недосягаемо для ума и трансцендентно. Обычный звук этого мира не может быть именем Кришны. Наше ухо не сможет даже услышать имя, если отсутствует этот связующий элемент, дух служения. Искреннее стремление исполнить волю Кришны должно, действуя через ум, стать посредником между Кришной и ухом. Тогда только имя Кришны войдет в наши уши и явит нам Его образ, качества и лилы. Святое имя не материально — оно апракрита, трансцендентное, надмирное. Только привлеченное нашим желанием служить, оно низойдет в этот мир.

Наш Гуру Махарадж подчеркивал в первую очередь необходимость развить в себе дух служения. Иначе все станет подделкой, подражанием. И люди скажут: «О, там нет Кришны. Они все там лицемеры. Они только пляшут и шумят, у них нет желания служить». Только через служение мы сможем прийти в непосредственное соприкосновение с Кришной. Суть в том, чтобы обрести дух служения, вайшнава-севы, чтобы учиться этому. Вайшнав служит, и нужно перенять от него то, что поможет нам обрести дух служения.

Выполняя указания преданного, мы должны учиться себя отдавать. Самоотречение и самопожертвование — вот что необходимо. Это положительные качества, и мы усвоим их от преданного. Если детям с самого начала дать карандаш и бумагу, пользы от этого не будет, поэтому им дают камень и на земле они учатся писать. Так и мы сначала должны учиться тому, как развить в себе желание служить, умение себя отдавать. Это богатство, скрытое у нас внутри, и в этом наше утешение.

Если мы будем стараться возродить в себе дух служения, чистый преданный нам поможет. Говорится, что скупец должен раздавать хотя бы мусор как милостыню. Скупцу велят: «Раздавай по крайней мере мусор, пусть твоя рука научится отдавать». Дух служения — это нечто очень возвышенное. Мы должны учиться отдавать себя служению Кришне.

Не нужно пугаться того, что мы не поднимаемся до высшей формы служения в нама-бхаджане, поклонении святому имени. Не нужно думать: «Почему мне велели мести пол в храме? Это любой может делать». Этого не нужно бояться. Нам необходимо обрести дух служения. Самоотдача, бескорыстие и самозабвение — вот что нам необходимо. Считается, что Сократ показал пример самозабвения, а Иисус Христос — пример самопожертвования. С какой целью? Ради Всевышнего. А для этого у нас должна быть положительная связь с преданным. Исполняя его указания, мы будем связаны с миром служения. Наша энергия достигнет трансцендентной сферы только по его милости, при его посредничестве. Поэтому наш Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, отдавал девяносто процентов значимости тому, чтобы развить готовность служить делу проповеди, и это должно быть нашей целью, какое бы положение мы не занимали.

 

Содержание | Далее: Глава 12. Нектар святого имени |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования