Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 8. Ступени богопознания

Глава 7. За пределами христианства

В этой главе изложена беседа Шрилы Шридхара Махараджа с несколькими студентами-христианами из Америки, в которой он сравнивает различные теистические вероучения.

Христианин: Не могли бы вы пояснить вайшнавский взгляд на христианство?

Шридхар Махарадж: Христианство — это неполный, незавершенный вайшнавизм, но в нем содержится основа религии преданности. Там мы найдем, пусть неполностью выраженную, заповедь «умри, чтобы жить», по крайней мере в ее физическом значении. Христиане говорят, что идеал, явленный Иисусом, — это самопожертвование. В нашем представлении, однако, это не полный теизм, а лишь его основа. Неясное, смутное представление о Боге: «Мы предназначены для Него». Но в какой мере? И в какой форме, с каким отношением? Все это в христианстве не получило объяснения и осталось неясным. Там все довольно расплывчато, как будто увидено издалека. Не облечено в надлежащую форму. Покров не снят полностью, и мы не можем лицом к лицу встретиться с Тем, Кому должны служить. В христианстве есть понятие служения Богу, равно как и вдохновляющий призыв его достичь: таким образом, фундамент заложен крепкий, но то, что на нем возведено — неясно, расплывчато, несовершенно.

Христианин: Христианам очень дороги идеалы преданности, служения Богу, призыв все Ему отдать.

Шридхар Махарадж: Да, и это объединяет их с нами. Но кому они хотят предаться?

Христианин: Они говорят, что путь, указанный Иисусом, — единственный путь.

Шридхар Махарадж: Да, и его путь — это «умереть, чтобы жить», но во имя чего? Чего мы при этом достигнем положительного? Как будем служить Господу? Мало с благодарностью предаться Всевышнему, нужно быть непосредственно связанным с Ним и всецело посвятить себя служению Ему. Заниматься своими делами, молить Бога о хлебе насущном и раз в неделю приходить в церковь — недостаточно. У нас есть возможность служить Богу 24 часа в сутки, и это — совершенный теизм. Бог может занять нас 24 часа в сутки, и к этому нужно стремиться — посвятить Ему все свое существо. Все остальное второстепенно.

Христианин: Некоторые христианские традиции очень близки к сознанию Кришны.

Шридхар Махарадж: Они очень похожи в основе своей. Мы согласны с тем, что нужно всем пожертвовать для Бога. Но кто Он? И кто я? Каковы наши взаимоотношения? Христианство дает нам лишь смутное понятие об этом.

По христианскому учению, когда Адам и Ева были преданы Богу, они не знали забот. Но затем они вкусили плод с древа познания, своекорыстия, пали и были вынуждены трудиться в поте лица своего. Здесь дано лишь общее представление о наших взаимоотношениях с Богом, но нам нужно получить более подробные сведения о Его свойствах и о том, в каком качестве мы сможем к Нему приблизиться. Христианство дает лишь смутное представление об этом.

Как-то христианские священнослужители сказали нашему Гуру Махараджу, что в христианстве тоже можно найти представление о мадхурья-расе (супружеских отношениях с Богом). В средние века у христиан было принято считать Христа женихом, была одна притча, в которой Господь Иисус Христос почитался женихом. И эти священники утверждали поэтому, что в христианстве тоже есть мадхурья-раса, супружеские отношения с Богом. Прабхупада сказал им: «Это отношения не с Богом, а с Его сыном, Его преданным». Сын — это гуру, спаситель.

Они представляют Бога в виде Троицы: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Святому духу, судя по всему, отводится самое высокое место. Если так, то христианство заканчивается в брахмавада-нирвишеше. Понимаете?

Христианин: Да. Думаю, вы уже говорили, что Брахман — это безличная ипостась Бога.

Шридхар Махарадж: Бог-отец — это Бог-создатель. Бог-сын — это гуру. Богу-святому духу в христианстве отводится, наверное, самое высокое место: Он превыше Отца и Сына. В таком случае, Бог в представлении христиан — это безличный Брахман.

Мне рассказывали, что однажды в Германии шел спектакль, в котором изображали Бога. На каком-то возвышении стояла фигура сурового старца с седой бородой и оттуда он отдавал приказы. Таким был показан Бог-отец. Вот их понятие о Боге: Бог — это отец, седобородый старик. Но философия расы и ананды учит, что Бог — средоточие всего многообразия взаимоотношений, Он может быть и сыном, и супругом.

Представление о Боге как об отце ущербно, ибо родители, помимо всего прочего, служат детям. Бог должен находиться в центре, а не на периферии целого. Он не просто надзирает за всем; Кришна — это Бог, стоящий в центре всего. Из всех взаимоотношений с Богом самые возвышенные те, что основаны на любви к Нему. При этом учитывается их интенсивность, и Бог должен стоять в центре всех любовных взаимоотношений. Анандам брахманo видван. Ананда — самое драгоценное из всего, что нам когда-либо может открыться. И олицетворение высшей ананды — это высочайший Абсолют, способный привлечь каждого: привлечь не мощью и не силой, а очарованием. Центр всей притягательности — Кришна. Он пленяет красотой, очарованием и любовью, а не понуждает силой. Таково представление о Боге как о Кришне.

Христианин: Христиане боятся идти дальше Иисуса, ибо Иисус предостерегал нас против обманщиков.

Шридхар Махарадж: Я говорю сейчас не о христианах, а об Иисусе, принесшем идеалы христианства. Я говорю об учении Иисуса. Он дал некоторые отдельные положения, но не открыл всего знания. Мы согласны с тем, что в христианстве есть очень крепкая теистическая основа. Иисуса распяли потому, что он говорил: «Все принадлежит Отцу Моему. Отдайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Основа очень хорошая, замечательная, но это лишь начало теизма.

Кто Он, мой Господь? Какова Его природа? Кто я? Какова моя сущность и как я связан с Ним? Как мне научиться жить так, чтобы всечасно о Нем помнить и Ему служить? Идея о том, что мы предназначены для Него, созданы и уготованы для Него, сама по себе замечательна, но нуждается в пояснении. Мы должны достичь вершины. Ничего этого в христианстве нет. Там дана только идея самопожертвования во имя Бога, и это хорошо, это основная потребность души. Но после этого, к чему нужно стремиться? Молчание.

Христианин: Они боятся идти дальше Иисуса.

Шридхар Махарадж: Это так, но в Божественном столько милости и любви, что Бог может сидеть у нас на коленях и обнимать нас. Вайшнавизм откроет нам более сокровенные связи. Страх же преступить через главную заповедь Иисуса сделает нас сахаджиями (имитаторами). Нужно пожертвовать всем ради нашего Господа и утвердиться в служении Ему. Умереть, чтобы жить. Но что есть жизнь? Нужно понять, что представляет собой настоящая жизнь. Если же, не умерев, мы захотим вовлечь Бога в нашу плотскую игру, то станем сахаджиями, имитаторами.

Нужно переступить через порог, к которому подвел нас Иисус. Он велел: «Умри, чтобы жить». Общение с Господом для нас столь драгоценно, что мы должны быть готовы пожертвовать для Него всем. Материальные достижения суть ничто, это все яд. Мы не должны к ним стремиться. Мы должны быть готовы оставить все: все свои мечты и чаяния, даже свое тело — ради Него. Бог велик. Но каково Его величие? Где мое место? Как мне служить Ему 24 часа в сутки? На это Иисус не дает ответа.

На этом этапе христиане не предлагают конкретной программы действий, и тут нам на помощь приходит вайшнавизм, наполняет сердце надеждой и дает возможность удовлетворить нашу глубинную потребность, какой бы она ни была. Вайшнавизм утолит жажду нашего сердца. Мы можем сознавать или не сознавать, как много у нас потребностей, но все они будут в полной мере и самым чудесным образом удовлетворены лишь там. Мы можем не только издали выражать Богу свое благоговение — Он может быть нам очень близок. Идеал близости и любви к Богу дает нам вайшнавизм, в особенности Шри Чайтанья Махапрабху, «Шримад-Бхагаватам» и Вриндаван, земля Кришны.

Чувство, будто бы в материальном мире нам что-то принадлежит, не может быть настоящим, это — искаженное отражение действительности, но такое чувство должно быть в изначальном мире, иначе откуда бы оно возникло? Откуда исходят разнообразные потребности, так глубоко в нас сидящие? Они должны быть в изначальном мире, ибо все исходит от Кришны. Поэтому потребность каждого атома нашего тела, ума и души будет там совершенным образом удовлетворена. Этому учат вайшнавизм, Шри Чайтанья Махапрабху, «Шримад-Бхагаватам» и Кришна в «Бхагавад-гите».

Христианин: Я слышал о «Бхагавад-гите». Какова ее история, ее происхождение?

Шридхар Махарадж: В «Бхагавад-гите» Кришна говорит Арджуне: «То, о чем Я тебе рассказываю, не ново: Я уже рассказывал об этом Сурье, богу солнца, а он передал Мое послание Ману, прародителю человечества. Так это древнее знание переходило от учителя к ученику, но с течением времени было утеряно. И вот Я снова открываю его — тебе».

О карма-йоге сказано так: «Не думай о последствиях, хороших или плохих, а лишь исполняй свой долг. И твой ум всегда будет спокоен».

Христианин: Каково послание «Бхагавад-гиты»?

Шридхар Махарадж: В «Бхагавад-гите» описаны различные этапы развития: бхакти-йога, карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога — много пластов теизма, но религия чистой преданности открывается словами Кришны: сарва-дхарман паритйаджйа: «Пусть никакие дела: ни благие ни греховные — не прельщают тебя. Всецело предайся Мне. Ничего от Меня не требуй, спрашивай лишь о том, что будет для тебя самым благотворным. А что сделаю для тебя Я? Безраздельно вручи себя Мне, и я отдам тебе Себя».

«Все прочие пути и цели в разной степени благотворны и ценны, но не стремись ни к чему, кроме Меня. Вот твоя высочайшая цель: желать Меня, обладать Мной, жить во Мне, делать то, что Я велю, стать членом Моей семьи, Моим близким. Это будет твоим величайшим достижением. Не ожидай от Меня ничего другого. Если сравнить все религиозные устремления, станет ясно, что высшая и самая глубинная потребность души будет удовлетворена, когда она войдет в Мое ближайшее окружение».

Христианин: Христиане думают, что тот, кто искренен, будет следовать Библии. Мы понимаем слова  Христа очень буквально.

Шридхар Махарадж: Есть разные типы людей с разными наклонностями. Некоторые станут христианами, и когда пройдут эту часть пути, но не утолят жажду, они начнут искать что-то другое. Они будут думать: «Что такое Бог? Я хочу знать больше».

В этой связи приведу один пример. В Англии был некий профессор Никсон. Во время Первой мировой войны он воевал против немцев на стороне французов. Однажды он летел над немецкими позициями и был сбит. Никсон увидел, что его аэроплан падает прямо на окопы немцев. Когда я встретился с ним в Индии, он рассказал мне: «Тогда я стал молиться: «Если есть Бог, пусть Он меня спасет, и я обещаю, что если сейчас не разобьюсь, то отправлюсь его искать. Я посвящу этим поискам всю свою жизнь».»

Аэроплан рухнул на землю, и когда Никсон пришел в сознание, он увидел, что лежит в госпитале, за линией фронта во Франции. Про себя он подумал: «Бог есть! Он услышал мою последнюю молитву». Когда раны зажили, он поехал в Англию, чтобы встретиться со священнослужителями. Он сказал им: «Я хочу искать Бога, хочу днем и ночью Ему служить. Хочу встретиться с Ним лицом к лицу».

Никсон встретился со многими священнослужителями и даже с несколькими епископами.В конце концов они сказали ему: «Если хотите увидеть Бога воочию, поезжайте в Индию. Сами мы не можем вам в этом помочь. Но мы слышали, что в Индии есть йоги, которые поддерживают связь с Господом в сердце. Попытайте счастья там». Так он приехал в Индию и здесь встретился с проректором Лакхнауского университета. Во время беседы с ним профессор Никсон познакомился и с его женой,  которая была гаудия-вайшнави, преданной Махапрабху. Ее совет произвел на Никсона такое сильное впечатление, что он принял ее своим гуру. Впоследствии он дал обет отречения от мира, стал санньяси, и получил имя Свами Кришна-према. Он основал храм здесь, в Индии и проповедовал бхагавата-дхарму и Махапрабху.

Профессор Никсон провел сравнительное изучение всех религий, начиная с христианства, и постепенно пришел к вайшнавизму, привлеченный даром Махапрабху. Один немецкий ученый также сказал: “Ни в одной религии мира никогда не было представления о служении Богу 24 часа в сутки (аштакалия-лиле). Я изучил все религиозные доктрины, но ни в одной из них не нашел упоминания о таком служении. О нем говорится только в «Шримад-Бхагаватам».”

Рупа Госвами дал научное описание Кришны: акхила-расамрта-муртих. Кришна — средоточие всех видов восторга. Все наши порывы к счастью, даже те, которые мы не ощущаем, все это есть в Кришне, и в Нем одном заключен их идеал, чистейшее наслаждение. Он вмещает и объемлет все. Все, чего мы жаждем в глубине сердца, даст Он один.

Христианин: Некоторые христиане очень боятся отойти от Библии — они не станут изучать другие вероучения.

Шридхар Махарадж: Люди покупают то, что могут купить (све све 'дхикаре йа ништха са гунах парикиртитах). На рынке есть много ценных вещей, но у покупателя должны быть средства, чтобы их купить. Риши, продавцы знания, тоже говорят: «Это наивысшее. Не ходите дальше». И Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (3.35): сва-дхарме нидханам шрейах пара-дхармo бхайавахах: «Ни шагу вперед, иначе ты обречен. Стой здесь и не двигайся дальше».

Почему нас так тщательно предостерегают? Учителя, как правило, нам говорят: «Сосредоточь все внимание здесь. Только тогда ты все постигнешь в полной мере и твое движение вперед, к конечной цели будет искренним и успешным. В противном случае твое сердце заполонит сахаджияизм, имитаторство. Неужели ты думаешь, что одним прыжком взберешься на гору? Так не бывает. Иди вперед, но твое движение должно быть искренним. Ты должен по-настоящему совершенствоваться, а не подражать». Такое предостережение нам дают на каждом этапе жизни. «Это для тебя высший предел. Сосредоточь на этом все внимание. Не отвлекайся, не перескакивай с одного на другое. Приложи все силы к тому, чтобы усвоить этот урок, и следующая, более высокая ступень откроется сама собой».

В учебных целях нам говорят, что та ступень познания, на которой мы находимся сейчас, наивысшая. Когда учитель начинает заниматься с ребенком, он учитывает его психологию. Он говорит: «Дойди лишь до этой точки и не двигайся дальше. Это конечная ступень, приложи все усилия, чтобы усвоить нынешний урок, и затем иди дальше». Так, постепенно, нам открывается знание.

Христианин: То есть, разные люди находятся на разных ступенях познания?

Шридхар Махарадж: Бхактивинода Тхакур в «Таттва-сутре» объяснил это следующим образом. Выслушав «Бхагавад-гиту», Арджуна вступил в сражение, но будь на его месте Уддхава, он, услышав заключительный наказ Кришны в «Бхагавад-гите»: «Оставь все и предайся Мне», и вняв ему, ушел бы с поля боя. Один и тот же наказ, но Арджуна поступил так, а Уддхава поступил бы совсем иначе. Выслушав первые наставления Кришны, Арджуна сказал (Б.г., 3. 1–2):


джйайаси чет карманас те
мата буддхир джанардана
тат ким кармани гхoре мам
нийoджайаси кешава

вйамишренева вакйена
буддхим мoхайасива ме
тад экам вада нишчитйа
йена шрейo 'хам апнуйам

«Ты говоришь, что гьяна, знание, лучше кармы, деятельности. Почему же тогда Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную карму сражения?» Кришна ответил: «Ты способен к карме: исчерпай ее и тогда уже стремись к другой ступени — гьяне, ступени познания. Возвыситься над кармой, освободиться от нее и достичь найшкармы, совсем не просто. Сначала исчерпай себя в карме, тогда ты сбросишь ее оковы и постепенно обретешь трансцендентное знание и преданность. Поэтому Я велю тебе: «Сражайся!» Сражаться предназначено не каждому, но тебе и представителям твоего сословия».

Христианин: По вашему мнению, какую ступень богопознания нужно рекомендовать людям?

Шридхар Махарадж: Сознание Кришны нужно проповедовать в общем, и люди откликнутся, каждый по своему. Некоторые будут даже на нас нападать. Коммунисты скажут: «Никакой религиозной проповеди мы здесь не допустим. Все это теории. Вы уходите от конкретного мира и считаете, что абстрактное — это все. От такой проповеди люди только пострадают, поэтому мы ее не потерпим». Это один уровень. За ним следует много других. Когда вы будете проповедовать большому числу людей, те, чье сердце откликнется на вашу проповедь, придут к вам, и многое здесь зависит от глубины осознания. Внутренняя потребность приведет их к глашатаям истины.

Бхактиведанта Свами Махарадж поехал на Запад проповедовать, и столько людей обратилось к сознанию Кришны. Как это получилось? Они не были гаудия-вайшнавами, но почувствовали склонность к гаудия-вайшнавизму. Каждый из нас, странствуя в этом мире, познает что-то новое, ощущает новые вкусы. В зависимости от степени пробужденности, каждый откликнется на зов того, кто проповедует в его пласте. Он обнаружит: «Наконец-то после стольких лет я могу дать выход той потребности, которая жила в моем сердце. Есть сфера, где я могу ее удовлетворить. Я должен обратиться к этому проповеднику и расспросить его о земле моих грез». Так люди начнут искать общества преданных. Рыбак рыбака видит издалека. Повинуясь внутренним склонностям, они соберутся вместе и будут исполнять свои обязанности в той сфере, в том темпе, пока оттуда не поднимутся выше. Иногда в течение одной жизни человек может поменять веру и подняться на более высокую ступень, иногда приходится ждать до следующего рождения.

Христианин: Если качество проповеди слишком высокое, люди могут отчаяться.

Шридхар Махарадж: Одному оно покажется чрезмерно высоким, а для другого будет очень доступным. Оно не будет слишком высоким для всех, в противном случае как бы люди вообще могли обращаться в ту или иную веру? Столько людей становятся мусульманами, христианами, индусами. Не все христиане родились христианами. Что изначально привело их к христианству? Тяга к нему жила в их сердце.

Когда Ачьютананда Свами, первый ученик Бхактиведанты Свами Махараджа, приехал в деревню, где я родился, здесь в Бенгалии, директор местной школы спросил его: «Мы здесь совсем рядом и не способны оценить учения Шри Чайтаньи Махапрабху, как вышло, что ты приехал из такой далекой страны, чтобы посвятить жизнь служению Шри Чайтаньядеву?

Ачьютананда Свами ответил: «Брахманда бхрамите кoна бхагйаван джива. Мы должны обрести такую способность, странствуя в разных телах по всему сотворенному миру». Мы перемещаемся из одной страны в другую, из одной формы жизни в другую и во время своих странствий создаем сукрити, запас благочестия. Агьята-сукрити: сознательно или несознательно мы используем свою энергию для служения Господу и тем самым умножаем запас своего благочестия. На более зрелой стадии сукрити становится гьята-сукрити, сознательно совершаемыми богонаправленными делами. Тогда на поверхность выходит шраддха, вера, внутренняя тяга к универсальной истине. Это значит, что она может появиться на любом этапе. Даже у животных может быть склонность служить Кришне. Многочисленные обитатели Вриндавана: растения, животные, даже вода, заняли там свое место потому, что сознательно того  желали. В таком, на первый взгляд материальном, состоянии они пребывают вечно и так служат Кришне.

Христианин: Есть книга, она называется «Путь странника»н и в ней рассказывается об одном христианине, который читал на четках имя Иисуса.

Шридхар Махарадж: Да, католики тоже используют четки. Некоторые христиане повторяют имя Христа.

Христианин: По мере того как этот человек повторял имя Иисуса, его сердце становилось мягче и постепенно наполнилось великой радостью, великой любовью к Иисусу.

Шридхар Махарадж: В таком случае самое большое, чего он достигнет — это местоположение Иисуса. Может случиться так, что на своем пути к совершенству он остановится там — в вечном окружении Иисуса. Он может там остаться. Если он в полной мере этим удовлетворится, то ему будет суждено находиться там.

По воле Бога и по могущественной воле преданного высокого уровня душа может пробудиться даже ото сна в сиянии безличного Брахмана и приобщиться к преданному служению. Обычно души веками остаются там, в недифференцированной сфере, удовлетворенные своими духовными достижениями; однако в масштабах вечности нет ничего особенно великого или обширного. Они будут находиться там долгое время, материальный мир будет много раз погибать и создаваться вновь, но их сон в любое время может быть нарушен. Тварный мир существует с назапамятных времен, многочисленные души возносятся в сияние Брахмана и снова падают вниз. Таким образом, даже души, находящиеся посреди безграничного сияния, Брахмана, покидают его. Таково вечное, поэтому место Иисуса тоже можно считать вечным, и наступит время, когда сам Иисус станет вайшнавом. Это вполне возможно.

Христианин: Как вы думаете, знал ли Иисус, что Бог — это Кришна?

Шридхар Махарадж: Если самым точным образом определить, чего достиг Иисус в духовной сфере, нужно признать, что в его вечном бытии у него есть возможность прийти к Кришне.

Христианин: Не понимаю.

Шридхар Махарадж: Стоит ли Иисус на месте или движется вперед? Останется ли он навечно на той ступени, которой достиг, или же пойдет даль-ше?

Христианин:  Христиане утверждают, что он обладает всем знанием.

Шридхар Махарадж: Что же, он так и останется там навсегда? Такова его участь? Что говорят епископы? Его место определено окончательно или он продолжает совершенствоваться? А может, Иисус единственный, кому не дано развиваться дальше? Он обитатель динамичного мира или статичного?

Такова природа Бесконечного. Мы, ограниченные существа, собираемся иметь дело с Безграничным? Такое у нас есть нелепое желание. Мы хотим иметь дело с Безграничным, но это же смехотворно!

Почему Кришну считают Абсолютной Истиной? Это нужно познавать научным путем, шаг за шагом. Как я уже сказал: читайте «Шри Кришна-самхиту» и «Брихад-Бхагаватамриту». Внимательно проследите динамичное развитие теизма, как оно представлено в этих книгах.

Христианин: Если я правильно понял, душа, которая грешит, может родиться среди низших существ. Но какая польза душе от такого наказания, если впоследствии она не помнит о своих жизнях в телах животных?

Шридхар Махарадж: Иногда врачу необходимо привести пациента в бессознательное состояние. Иногда бандита сажают в тюрьму и заковывают в кандалы. Если на свободе он опасен для общества, его держат в заключении, в кандалах. Так и живое существо приходится иногда лишать независимости, свободы действий. Когда оно изживет прошлую карму, его выпускают на волю и снова наделяют свободой действий. Если по собственной воле душа совершила много грехов и получила тяжелую карму, становится необходимым временно лишить ее свободы действий. Ей дадут возможность отстрадать за прошлые грехи, а затем снова выпустят на свободу, чтобы она могла действовать должным образом, себе на благо. Когда пьяный становится опасным для окружающих, его берут под стражу. Когда же опьянение пройдет, его снова выпускают на волю.

Христианин: Христиане в большинстве своем не верят, что у животных есть душа.

Шридхар Махарадж: Иисус не стал давать такого представления своим последователям. Он видел, что они пристрастны к мясу и к рыбе, и не хотел смущать их такими вопросами. Он считал, что они должны начать религиозную жизнь, и когда они будут готовы воспринять эту часть знания, в то время им можно будет ее дать.

Жизнь есть не только в телах людей, и другие существа ничуть не хуже человека, но в ходе эволюции души, карма низвергает ее в тела животных. Всюду, где есть жизнь, есть душа. Это естественно, но Иисус считал, что люди не смогут поднять свое восприятие мира так высоко. Он думал: пусть они начнут культивировать теизм, а затем, постепенно, им можно будет дать и это знание.

Он сказал им: «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами». И это хорошо. Но в теле присутствует не только душа, там пребывает Бог: Он вездесущий. Низшие существа тоже испытывают боль и удовольствие. По животным ясно видно, что когда их убивают, им больно. Поэтому жизнь есть и в их телах. Они ощущают боль, у них есть сознание, а душа — частица чистого сознания. Но те, кому проповедовал Иисус, не были готовы раздвинуть границы своего знания до такой степени. Они не были готовы стольким пожертвовать в своей жизни. И тем, кто не готов к таким жертвам, Иисус дал христианство.

Однако и это произошло по велению Того, Кто стоит в центре всего. В христианстве есть необходимость, так же как и в исламе. Во вселенной есть место таким вероучениям. Они необходимы, но их положение относительно.

Каково же тогда положение Абсолютной Истины? Чтобы глубоко в это вникнуть, нужно отправиться в Индию. Там все это изложено очень обстоятельно во всевозможных религиозных учениях. В Индии такое многообразие теологических доктрин, какого нет больше нигде в мире. Но в конечном счете высочайшие религиозные идеи изложены в «Шримад-Бхагаватам». Каким образом? Это нужно очень глубоко понять и проследить. Читайте «Брихад-Бхагаватамриту» и ее более современную версию — «Шри Кришна-самхиту» Бхактивиноды Тхакура.

Христианин: Я читал.

Шридхар Махарадж: Прочтите их более внимательно, вникните в их суть. Читайте их снова и снова, пока не будете удовлетворены и не найдете ответы на все свои вопросы. В этих книгах показана иерархия наших взаимоотношений с Богом и то, как с одной ступени теизма мы вдохновляемся перейти на другую, более высокую ступень.

 

Содержание | Далее: Глава 8. Ступени богопознания |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования