Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 4. Происхождение души

Глава 3. Ископаемоведение против субъективной эволюции

В этой главе изложена часть беседы Шрилы Шридхара Махараджа с нейрофизиологом доктором Дэниелом Мерфи.

Дарвин создал учение об эволюции — ископаемоведение. В веданте изложено учение о субъективной эволюции. Согласно дарвиновской теории объективной эволюции, сознание есть результат эволюции материи. Первоначально существует объект, а затем, в результате его развития, возникает сознание — из камня. Это объективная эволюция. Но объект — понятие относительное; объект не может существовать без субъекта. Субъект первичен. Всякое чувство, ощущение не более чем представления в океане субъективного. Поэтому субъект, сознание первично. Объект, грубая субстанция, возникает из тонкой.

Когда Кришна в образе Маха-Вишну воздействует на ту или иную энергию, материальная энергия приходит в движение и начинает творить (майадхйакшена пракртих суйате са-чарачарам). Ее первый продукт — совокупное эго. Затем из совокупного эго постепенно возникает множество индивидуальных эго. Опыт этого мира возникает из эго. Когда эго взаимодействует с гуной невежества, появляется форма. Когда эго взаимодействует с гуной благости, появляются солнце и свет. Эго соприкасается с тремя гунами материальной природы и порождает объекты чувственного восприятия, материальные чувства и саму способность чувственного восприятия. Так из тонкой субстанции возникают грубые.

Таков процесс эволюции, описанной в веданте. Однако согласно теории Дарвина, грубая субстанция порождает тонкую. Современные люди превозносят учение Дарвина, по которому получается, что камень порождает сознание. Объективная эволюция Дарвина нас поглотила. Хотя внешне мы отвергаем, ненавидим теорию Дарвина, ее призрак поглотил всех нас. Поэтому так трудно заставить людей понять, что сознание более ценно, чем камень. Для сознания не стоит труда породить камень, камню же трудно породить сознание. По ценности сознание превосходит камень. Более ценное способно произвести менее ценное, но как менее ценное может произвести более ценное, объяснить весьма трудно.

Ученые-материалисты считают, что тонкая субстанция возникает из грубой. Они все переставляют с ног на голову. Все совсем наоборот. Не «отцовство ископаемого», а «отцовство Бога». Их теория предполагает «отцовство ископаемого»: ископаемое — отец каждого из нас. Ученые полагают, что все движется снизу вверх. Это неверно. Все движется сверху вниз. Об этом говорится в «Бхагавад-гите» (15.1):


урддхва-мулам адхах-шакхам
ашваттхам прахур авйайам
чхандамси йасйа парнани
йас там веда са веда-вит

«Корни у древа материального мира устремлены вверх, а ветви — вниз. Листья его — ведические гимны. Кто познал древо сие и исток его, тот истинный знаток Вед». Итак, согласно Ведам, все движется сверху вниз, а не снизу вверх.

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Навадвип
Шри Чайтанья Сарасват Матх, Навадвип

Материя не рождает душу, напротив, душа в одной ничтожно малой своей части заключает идею материи. Это своего рода экзема, болезнь. Мир — как экзема на здоровом теле. Так учит веданта. Если бы камень мог породить душу, это было бы, без сомнения, величайшим чудом, но для нас гораздо легче и разумнее предположить, что у души родилось представление о камне. У души есть много понятий, и одно из них — понятие о камне. Все это принадлежит сфере сознания. Но то, что камень способен породить душу, труднопредставимо, смехотворно, непостижимо и неразумно. Все совсем наоборот, что-то вроде теории Беркли о том, что мир заключен в уме, а не ум в мире. Только наш отход от истины приводит нас в материальный мир. Как и где начинается этот отход — в этом еще предстоит разобраться. Но именно отход от истины привел нас в сферу ложного.

Таким образом, все рождается из сознания. Сознание вечно, этот мир бренен. Он сотворен лишь на время, и недолговечный камень не может породить вечное сознание. Чистое сознание — это вечный субъект (нитья санатана). Оно не продукт, а продуктопроизводитель. Эфир производит огонь и землю, но земля не может произвести эфир. Тонкая субстанция более продуктивна, чем грубая. Грубая субстанция второстепенна. Первостепенна душа, атма. Исток всего должен обладать сознанием, начало кладет заинтересованная сторона. У души есть интерес, а у камня нет ни интереса, ни плана, ни цели, — ничего подобного у него нет. Но все в мире продумано и целесообразно, и это важно. Исходя из этого и нужно характеризовать абсолютную, изначальную субстанцию. Объект, обладающий ограниченными характеристиками и возможностями, не может быть изначальной причиной всего. Только то, чьи качества и возможности безграничны, нужно считать причиной целого. Это более разумно. И наука должна это понять. Поэтому есть те, кто считает, что наука постепенно сближается с философией.

Материальная наука лишь расширяет границы бренного мира. Но усиливающееся стремление к эксплуатации нам не поможет. Наука лишь заимствует, вымогает энергию у природы. По Ньютону, «у каждого действия есть равносильное и противоположно направленное следствие». Мы должны это сознавать. Все наши приобретения здесь ничто: подобно бумерангу, они снова вернутся к нулю. Поэтому научный прогресс нельзя назвать прогрессом. Это «прогресс» в неверном направлении. В сущности, первая заповедь для каждого живого организма — спаси себя. Это главное, и с этого нужно начинать.

В Упанишадах сказано: асато ма сад гамайо тамасо ма джйотир гамайо мртйор ма амртам гамайо. «Я смертен, сделай же меня вечным. Я невежда, я полон невежества — открой мне доступ к науке, знанию. Мне грозят беды и несчастья — укажи мне путь к благоденствию». Свой поиск нужно начинать в трех направлениях: нужно стремиться узнать, как спасти себя и мир; как выйти из тьмы к свету; как оградить себя от бед и вкусить нектара, сладостной жизни, жизни вечной, исполненной знания и блаженства (сач-чид-анандам, сатьям, шивам, сундарам).

Вот в каком направлении нужно вести поиск; все остальные сферы познания ложны. Так называемые научные изыскания — это погоня за миражом. Они самоубийственны. Ученые, ведущие ядерные исследования, скоро докажут, что такого рода наука поглощает саму себя, сосет собственную кровь. Она будет жить, питаясь собственной плотью и плотью своих друзей. Материальное научное знание знанием не является. Мы должны ознакомиться с жизненно важными понятиями чистого, истинного знания. Должны сами погрузиться в это знание и приобщить к нему других, прогнать тьму и принести свет, искоренить несчастья и утвердить вечный мир.

Настоящая наука не будет увеличивать сферу эксплуатации, ибо ей хорошо известно, какими последствиями это чревато. Способствуя эксплуатации, мы непременно сами станем ее объектами. Кто сознательно преступает закон, тот получает более суровое наказание. Поэтому так называемый научный прогресс самоубийственен. И тому есть ясное доказательство: ведущие державы мира грозят сейчас друг другу ядерным оружием, высшим достижением ученых.

Какова разница между атомной бомбой и нейтронной? Нейтронная бомба подобна лучу смерти: она убъет людей, но не разрушит строений. Нейтронная бомба: люди будут уничтожены, а дома, другие сооружения и все остальное останется нетронутым. Кровать, другая мебель и все прочее будет стоять, только жизнь уйдет и тела сгниют. Таков результат действия нейтронной бомбы.

И все это достанется победителям. Им нужно будет убрать трупы и заселить дома своими людьми. Таковы действия и их последствия в мире эксплуатации. Вся цивилизация насквозь прогнила. Они эксплуатируют природу ради мнимого благоденствия человечества, но тем самым берут у природы заем, который придется отдать весь до копейки, и с процентами. Поскольку они этому не верят, им не будет пощады. Их принудят отдать долг, природа им не простит. Природа, подобно компьютеру, ведет строгий учет. Поэтому нынешняя цивилизация — это антицивилизация. Здесь все гниль, камуфляж, предательство по отношению к миру души. Но наш принцип другой: жить просто и мыслить возвышенно.

Нужно стремиться извлечь наибольшую пользу из невыгодной сделки. Так или иначе мы уже сюда попали, и сейчас нужно употребить свое время и силы так, чтобы с минимальной эксплуатацией вырваться из этого мира.

Примечание редактора английского издания: вскоре после этой беседы доктор Мерфи стал инициированным учеником Шрилы Шридхара Махараджа.

 

Содержание | Далее: Глава 4. Происхождение души |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования