Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Разное

:: Величие Шри Харинама

<<< Посвящение в Шри Харинам Содержание Десять оскорблений Святого Имени >>>

Величие Шри Харинама и оскорбления, которых следует избегать

Глава 2. Величие Святого Имени

(1) Шри Панча-таттва, Возвышенная Мантра пяти Ликов Шри Чаитанйадева —

Шри Кришна Чаитанйа, Прабху Нитйананда,
Шри Адваита, Гададхара, Шривасади Гаурабхактавринда

 

(2) Высшая Мантра Святого Имени Всевышнего Господа —

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

(3)

cанкиртана-правартака Шри Кришна-Чаитанйа
cанкиртана-йаджне танре бхадже сеи дханйа
cеи та сумедха ара кубуддхи самсара
сарва-йаджна хаите Кришна-нама-йаджна сара

«Господь Шри Кришна Чаитанйа — основоположник санкиртана (совместного воспевания Святого Имени Господа). Тот, кто поклоняется Ему посредством санкиртана — воистину удачлив. Такой человек действительно разумен; другие же, чей разум извращен, должны претерпевать повторяющиеся рождения и смерти. Жертвоприношение воспевания Святого Имени Кршны — суть всех жертвоприношений».
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78)

(4)

прабху боле-кахилан эи махамантра
иха джапа гийа сабе карийа нирббандха
иха хаите сарвва-сиддхи хаибе сабара
сарвва-кшана боло, итхе видхи на хи ара

«Господь сказал: “Я поведал вам эту Махамантру, поэтому пусть каждый воспевает ее с надлежащим усердием. Поступая так, вы все достигнете совершенства. Воспевайте непрестанно — других правил не существует”».
(«Шри Чаитанйа-Бхагавата», Мадхйа, 23.77)

ки шайане ки бходжане, ки ва джагаране
ахарниша чинта Кришна, болохо вадане

«Отдыхаешь ли на ложе, ешь ли, пробуждаешься — днем и ночью думай о Кршне и вслух призывай Его Имя».
(«Шри Чаитанйа-Бхагавата», Мадхйа, 23.78)

(5) Истинная природа Имени

Чистейший Образ Божественного Имени —

нама-чинтаманих Кришнаш-чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто бхиннатван-нама-наминох

«Святое Имя Кршны — Божественный, философский камень, Оно — Сам Кришна, Образ исполненной сознания Божественной Сладости; Оно есть полнота, Оно чисто и вечно свободно, поскольку нет различия между Именем и Его Носителем».

(6) Божественные Мантры,
предписанные для каждой из четырех йуг

В эпоху Сатйа:

нарайанапара веда нарайана паракшара
нарайанапара мукти нарайана парагати

В эпоху Трета:

рам нарайанананта мукунда мадхусудана
Кришна кешава камсаре харе ваикунтха вамана

В эпоху Двапара:

харе мураре мадхукаитабхаре гопал говинда мукунда шауре
йагнеша нарайана Кришна вишну
нирашрайам ман джагадиша ракша

В эпоху Кали:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

(7) Имя Кршны — высшая и подлинная исполненность жизни

калер доша-нидхе раджаннасти хй эко махан гунах
кирттанад эва Кришнасйа мукта-бандхах парам враджет

«О царь, среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кршны живые существа освобождаются от пут мира и достигают обители Самого Господа».
(«Шримад-Бхагаватам», 12.3.51)

(8) Святое Имя как йуга-дхарма

крте йад дхйайато вишнум третайам йаджато макхаих
двапаре паричарйайам калау тад хари-киртанат

«Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатйа, ведическим жертвоприношенем в эпоху Трета и поклонением в Двапара-йугу, в век Кали достигается воспеванием Имени Кршны».
(«Шримад-Бхагаватам», 12.3.52)

(9)

дхйайан крте йаджан йаджнаис третайам двапаре 'рчайан
йад-апноти тад-апноти калау санкиртйа кешавам

«То, что обретается созерцанием в эпоху Сатйа, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в эпоху Двапара, в эпоху Кали легко достигается воспеванием Имени Кршны».
(«Падма-пурана», Уттара-кханда, 42)

(10)

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва гатир анйатха

«Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину, в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути».

(11)

кали-кале нама-рупе Кришна-аватара
нама хаите хайа сарвва джагата нистара

«В этот век Кали Кришна нисходит в форме Своего Святого Имени. Благодаря воспеванию весь мир освобождается».
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 17.22)

(12)

бактйа кари бхагавате кахе бар бар
кали-йуге Кришна-нама-санкиртана сар
кали-йуге йуга-дхарма — намера прачар
татхи лаги питабарна чаитанйа-аватар

«Господь снова и снова настоятельно велит в эту эпоху раздоров и лицемения совершать совместное воспевание Имени Кршны, так как оно является самой сутью всего поклонения. Дхарма для данного времени — распространение Имени Кршны, и с этой целью Кришна снизошел как златой Шри Чаитанйа».

(13) В Кали-йугу только Кришна-Нам

дхарма-прабартана карен браджендра-нандан
преме гайе наче лока каре санкиртан

«Господь Кришна, сын Нанды Махараджа, лично дает начало дхарме эпохи Кали. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан».

аро тина-йуге дхйанадите йеи пхала хайа
кали-йуге Кришна-наме сеи пхала пайа

«В другие три йуги — Сатйа, Трета и Двапара — люди совершали разнообразную духовную деятельность. Каких бы результатов ни достигали они упомянутой деятельностью, в Кали-йугу они могут добиться этого просто воспевая Харе Кришна Махамантру».
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Мадхья, 20.343)

(14) Шри Харинам — лучший друг для каждого

Привлеченный преданностью, Шри Харинам танцует на кончике языка самых удачливых людей. Имя Само по Себе не имеет никакого отношения к этому призрачному миру. Харинам всемогущ. Он наделен силой разрушать мировую иллюзию. В этом временном мире у живых существ нет друга, кроме Шри Харинама. Так утверждает «Чаитанйа-чаритамрта».

(15)

нама бина кали-кале нахи ара дхармма
сарвва-мантра-сара нама — эи шастра-мармма

«В эту эпоху раздоров и лицемерия не существует иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Имя есть сущность всех мантр — так гласят все Писания».
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 7.74)

(16) Распространение Имени Шри Нитйанандой Прабху

Харе Кришна Харе
нитаи ки нам энечхе ре
нитаи нам энечхе, намер хате,
шраддхйа мулйе нам дитечхе ре
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе ре
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ре
(нитаи) джибер даша, малин декхе
нам энечхе враджа тхеке ре
эи-нам Шива джапе панча-мукхе ре
эи-нам Брахма джапе чатур-мукхе ре
эи-нам Нарад бинайартре ре
эи-нам абхасе Аджамил баикунтхе гело ре
эи-нам болте болте врадже чало ре

«“Харе Кришна Харе” — что за драгоценную жемчужину Имени приносит Нитай? Он принес ее на этот рынок имен. Люди покупают ее по великой цене. Видя жалкое положение живых существ, Нитай принес Имя из Врндавана. Это Имя своими пятью устами воспевает Шива. Это Имя воспевает своими четырьмя устами Брахма. Это Имя воспевает Нарада, играя на вине. Благодаря только отблеску этого Имени Аджамил достиг Ваикунтхи. Пойдемте же во Врндаван, воспевая это Святое Имя».

(17) Шри Харинам обладает большей ценностью,
чем любое число паломничеств

В «Вамана-пуране» говорится:

тиртха-коти-сахасрани тиртха-коти-шатани ча
тани сарвванй авапноти вишнор намани кирттанат

«Воспеванием Святого Имени Господа Вишну обретается плод посещения биллионов Святых Мест паломничества».

(18) Тень или даже намек на Хари-Наму имеет большую ценность, чем все акты благочестия

го-коти-данам грахане кхагасйа прайага-гангодака-калпа-васах
йаджнайутам меру-суварна-данам говинда-кирттер на
самам шатамшаих

«Дарение миллионов коров в солнечное затмение, жизнь в течение калпы в Прайаге, у Ганги и т. п., совершение десяти тысяч жертвоприношений и дарение золотой горы не равны даже двум сотым частицам слабейшей попытки воспевать бесконечную славу Всевышнего Господа Говинды».

(19) Шрила Рупа Госвами о славе Имени

акриштих крта-четасам сумахатам-муччатанам чамхасам
ачандаламамукалока-сулабхо вашйаш ча мокшашрийах
но дикшам на ча дакшинам на ча пурашчарйам манагикшате
мантро 'йам расана спрг эва пхалати шри Кришна наматмаках

«Оно есть То, что величайшим образом привлекает умы множества святых; Оно освобождает от грехов; Оно легко доступно всем людям, независимо от их происхождения. Оно заключает в Себе освобождение. Едва произнесенное, Оно дарует плоды, не требуя ни посвящения, ни поклонения Божеству».
(Падйавали, 29)

(20) Имя есть действительное избавление
от всех бед воспевающего

В «Брихад Вишну-пуране» говорится:

сарвва-рого-упашаман сарвва-упадрава-нашанам
шантидан сарвва-риштанан харер-намани кирттанам

«Постоянно воспевающий Имя Хари излечивается от всех болезней и избавляется ото всех беспокойств. Оно всегда исполнено милосердия и удаляет все наши несчастья».

(21) Личность, воспевающая Имя Хари,
освящает свое рождение и окружение

Это утверждается в «Брахманда-пуране»:

махапатака-йукто 'пи кирттайанн анишам харим
шуддхантахкарано бхутва джайате панкти-паванах

«Если великий грешник непрестанно воспевает Имя Хари, его внутреннее существо очищается и он достигает положения дваждырожденного».

(22) Свидетельство из «Шримад-Бхагаватам» о Харинам-Санкиртане в Кали-йугу:

Кришна-варанам твишаКришнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи су-медхасах

«В эпоху Кали Кришна нисходит с золотым цветом тела, воспевая два слога: «Кри-шна». Его сопровождают Его оружия, проявления, шакти и вечные близкие спутники. Разумные люди поклоняются Ему посредством санкиртана-йаджни».
(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32)

(23) Джай Джай Харинам!

джай джай харинам чидананда-амрта-дхам
парататйа акшар-акар
ниджа-йане крпа кари намарупе аватари,
джибе дайакариле апар
джай 'хари', 'Кришна', 'рам'джагайан-субишрам
сарбайана-манаса-ранджан
мунибрнда нирантар, дже намера самадар
кара гай бхарийа бадан
охе Кришна-намакшар, туми сарба-шактидхар
джибера калйана-битаране
тома бину бхава-синдху-уддхарите нахи бандху
асийачха джибе-уддхаране
ачхе таба джибе йата, туми саба каро хата
хелайе томаре экабар
даке йади конйон, хойе дин акинчан
нахи декхи анйа пратикар
таба салпа-спхурти пайе, угра тап дуре джайе
лингаванга хой анайасе
бхактивиноде кайе, джайа харинама джайа
паде тхаки туа пада-аше.

«Шри Харинам — вечная обитель, где царит чистое духовное блаженство. Имя воплощает Собой Божественную трансцендентность. Являясь как Имя, Ты даруешь милость всем, кто славит Тебя. Слова «Харе Кришна» — прибежище покоя и радости для всех. Святые непрестанно с преданностью воспевают Имя. Буквы Имени Кршны всесильны и несут благо всем живым существам. Помимо Него нет никого, кто способен вызволить нас из океана материального бытия, и ради нашего спасения Оно низошло сюда. Оно дарует избавление от всех видов страданий живых существ. Если кто-то в смиренном состоянии поминает Его, он обретает великое блаженство, его животная природа устраняется и вожделение сходит на нет. Припадая к стопам Шри Хари, Бхактивинода говорит: «Слава, слава Харинаму!»»

(24) Плод воспевания Имени

тунде тандавини ратим витануте тундавали-лабдхайе
карна-крода-кадамбини гхатайате карнарбудебхйах спрхам
четах прангана-сангини виджайате сарвендрийанам кртим
но джане джа нита-кийадбхир амртаих кришнети варнадвайи

«Когда Имя Кршны проявляется на устах преданного, Оно начинает экстатический танец. Дальнейшее воздействие Его таково, что преданный больше не владеет собой. И тогда он говорит о желаниии миллионов уст, дабы вкушать Его сладость — одних уст для этого недостаточно. Когда Имя Кршны входит в его уши, тотчас же надмирное чувство охватывает сердце, и преданный вопрошает: «Почему у меня только пара ушей? Какая несправедливость судьбы!!! Мне нужны миллионы ушей — я хочу миллионы ушей, чтобы слушать Имя «Кришна»!» Преданный достигает такой стадии, когда ум его погружается в Имя. Он лишается сознания внешнего мира, исчезает в океане любви. Но позже он снова в отчаянии говорит о своей неспособности познать все милосердие и красоту Имени. Он сокрушается. Он продолжает вопрошать о Его непостижимой и бесконечной красоте. Так преданный переполняется любовью и в ней теряется».
(Шрила Рупа Госвами — «Видагдха-Мадхава»)

(25) Принятие прибежища в Имени Хари —
конечная цель всех Писаний

никхила-шрути-маули-ратна-мала-дйути-нираджита-пада-панкаджанта
айи мукта-кулаир упасйамана паритас твам хари-нама самшрайами

«О Святое Имя! Венец всех Вед, ожерелье самоцветов — Упанишады — сиянием своим вечно поклоняются кончикам пальцев Твоих Стоп-Лотосов. Тебя всегда почитают все великие освобожденные души, такие как Нарада и Шука. О Божественное Имя, во всякое время, во всяком месте и при любых обстоятельствах я предаюсь Тебе».
(Шрила Рупа Госвами, «Шри Намаштакам», шлока 1)

(26) Качества, необходимые для воспевания Имени

трнад апи суничена, тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

«Тот, кто достоин непрестанно воспевать Святое Имя Хари, считает себя ниже травы, более терпелив, чем дерево, не ожидает почтения к себе, но всегда готов оказать уважение другим».
(«Шикшаштака», стих 3)

(27) Поклонение Святому Имени — нектар
для живых существ этого временного мира

идам шарирам шата-сандхи-джарджджарам
пататй авашйам паринама-пешалам
ким аушадхам прччхаси мудха дурммате
нирамайам Кришна-расайанам пиба

«Это тело — просто набор множества органов. Оно обречено на неминуемое разрушение. Оно превратится в груду пепла и кишащих червями нечистот и будет вызывать всеобщее омерзение. Поэтому чрезмерная привязанность к данному преходящему телу — безумие. О ум! Внемли истине: наивысшее лекарство — непрестанное воспевание Имени Кршны, и ничто иное».
(Шри Кулашекхара)

(28) Имя недоступно восприятию материальных чувств

атах шри Кришна намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратйадах

«Поэтому (так как Имя Кршны тождественно с Ним и находится за пределами чувственного восприятия) Имя, Образ, Спутники и Игры Кршны — вне сферы действия чувств. Однако, когда преданный полностью занимает чувства, начиная с языка, в служении Господу, Кришна являет Себя очищенным чувствам того преданного».
(«Бхакти-расамрта-синдху», 2.234)

(29)

нама-санкиртанам йасйа, сарвва папа пранашанам
пранамо духкха саманас, там намами харим парам

«Я почтительно склоняюсь пред Верховным Богом-Личностью Шри Хари, благодаря совместному воспеванию Имени Которого уничтожается всякий грех и благодаря предложению поклонов Которому исчезает всякое несчастье».
(«Шримад-Бхагаватам», 12.13.23)

«Грех включает в себя все, что бессмысленно и не нужно. Плотские наслаждения и спасение — две вещи такого рода. Почему спасение признается грехом? Это неестественное состояние. Наш единственный долг — служить Шри Кршне. Достигнув спасения, мы не в состоянии служить Ему, и поэтому оно есть грех. Отказ от естественного — грех».
(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур)

 

(30) Поклонение Шри Харинаму,
принятие прибежища Его стоп — конечная цель

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамртасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-Кришна-санкиртанам

«Святое Имя Кршны очищает зеркало сознания и гасит великий лесной пожар мирского бытия. Как вечерний лотос расцветает в несущих прохладу лучах Луны, так сердце начинает расцветать в нектаре Имени. И, наконец, душа пробуждается к своему внутреннему сокровищу — жизни в любви к Кршне. Вкушая нектар вновь и вновь, душа все глубже погружается в постоянно увеличивающийся океан экстатической радости. Все возможные грани нашего «я» получают полное удовлетворение и очищение, и в конце концов покоряются всеблагим воздействием Святого Имени Кршны».
(«Шикшаштака», стих 1)

(31) Для воспевания Имени не существует трудновыполнимых
и строгих правил относительно времени, места
и обстоятельств

на деша-нийамо раджанна кала-нийамо-статха
видйате натра сандехо вишнор-намани-киртане
кало-хасти дане йагне ча снане калохасти саджапе
вишнух санкиртане кало настйатра притхиви-тале

«О царь, в воспевании Святого Имени Вишну не существует правил относительно времени и места. В этом нет сомнения. Для раздачи даров и жертвоприношений имеются разнообразные предписания, касающиеся времени и места, как например, принятие омовения и безмолвное произнесение различных мантр. Но Святое Имя Вишну может воспеваться в санкиртане в любое время и в любом месте на земле».
(«Хари-бхакти-виласа», 11.412,413)

(32)

на деша-нийамас тасмин на кала-нийамас-татха
ноччхиштхадау нишедхо 'сти шри харер-намни лубдхака

«О охотник, нет ограничений в отношении того, когда или где воспевать Святое Имя Шри Хари, так же, как и запретов касательно нечистоты рта, из которого Святое Имя исходит».
(«Хари-бхакти-виласа», 11.408)

(33) Воспевание Имени Кршны естественным образом
удаляет эгоизм и неприкасаемость

пашу-пакши-кида-ади болите на паре
шунилеи харинама тара сабе таре
джапила се Кришна-нама апни се таре
учча-санкиртане пара-упакара каре
ата эва учча кари киртана кариле
шатагуна фала хой сарва-шастре бале

«Животные, птицы и насекомые не могут произносить Имя, но когда они слышат Его, то к ним приходит освобождение от мук этого материального мира. Освобождается и сам воспевающий Имя.Даже неосознанное воспевание Харинама приносит благо другим. Воспевание Имени дарует безмерное счастье всем и каждому, вот почему Писания предписывают его».
(«Шри Чаитанйа-Бхагавата», Ади, 7.73)

(34) Сила святости Имени нейтрализует грех
и неправедность в воспевании

экбар харинаме йата папа каре
патакири садхйа наи тата папа каре

«Нечестивец едва ли способен совершить такое количество грехов, какое может быть уничтожено единожды произнесенным Шри Харинамом».
(«Чаитанйа-чаритамрта»)

апарадха-шунйа хайе лаха Кришна-нама
Кришна мата, Кришна пита, Кришна-дхана-прана

«Будучи свободными от оскорблений, принимайте Святое Имя Кршны; Кришна — мать, Кришна — отец, Кришна — наше сокровище, наша жизнь и душа».
(Шрила Бхактивинода Тхакур)

кханда кханда джади хай, джайа деха пран
тобу ами вадане на чходи харинам

«Пусть я буду разорван на куски, пусть расстанусь с жизнью, но ни при каких обстоятельствах я не прекращу воспевать Шри Харинам».
(Шрила Харидас Тхакур)

(35) Воспеванием Имени Хари обретается полнота всего

йад-упа-сана-крийа-карма йаната вапйа-йаната
пурнан бхавату тат-сарван шрихаринама-киртанат

«Мы поминаем это высочайшее Имя в конце жертвоприношений, поклонения и других разнообразных обрядов. Из-за совершенного нами в это время множества ошибок, сознательных или неосознанных, для исправления положения, мы должны прибегать к совместному прославлению Имени Хари. Таким образом поклонение становится успешным».

(36) Шри Харинам — великая панацея

джив джаго джив джаго гаурачанда боле
кота нидра джао майа пишачира коле
бхаджибо болийа эсе самсара-бхитаре
бхулийа рохиле туми авидйара бхаре
томаре лоите ами хоину аватара
ами бина бандху ара ке ачхе томара
энечхи аушадхи майа нашибаро лаги'
хари-нама маха-мантра лао туми маги'
бхакативинода прабху-чаране падийа
сеи хари-нама-мантра лоило магийа

«Пробудитесь, спящие души! Пробудитесь, спящие души! Доколе будете вы спать на коленях демоницы-Майи? Вы пришли в мир со словами: «О мой Господь, я непременно буду поклоняться Тебе». Но, забыв это обещание, вы погрузились в великое невежество. Я пришел спасти вас. Кто же ваш друг, если не Я? Я принес это лекарство, чтобы разрушить иллюзию, которая полностью завладела вами. Теперь молитесь о Харинаме и примите Его. Тхакура Бхактивинода припадает к Стопам-Лотосам Господа Гауранги и, помолясь о Святом Имени, получает Его».

(37) Шри Гаурахари поет сладким голосом:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
грхе тхако, ване тхако, сада 'хари' боле' дако
сукхе духкхе бхуло на' ко, вадане харинам коро ре
майаджале баддха хо'йе, ачхо мичхе каджа ло'йе
экхона о четана пе'йе, 'радха-мадхав'нам боло ре
джибана хоило шеша, на бхаджиле хршикеша
бхактивинод-упадеша, экбар нам-расе мато ре

«Очень сладостным голосом Господь Гаурасундара поет: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Живешь ли ты дома, или являешься лесным отшельником, в счастье или в горе, помни о воспевании Святого Имени, и пусть Харинама всегда будет на твоих устах. Запутавшись в сетях Майи, ты стал ее рабом и тяжело трудишься впустую. Но ныне, получив тело человека и обладая разумом, пой: «Радха-Мадхава». В любой момент твоей жизни может прийти конец, а ты так и не поклонялся Хршикеше, владыке чувств. Наставление Бхактивиноды таково: хоть однажды вкуси Нама-расу, нектар Святого Имени».

(38) Лучший проповедник Святого Имени

браджабасиган прачараки дхан
пратиштха-бхикшук тара нахе саба
прана-ачхе тар се хету прачар
пратиштха-сахин-Кришна-гатха саба
шридайите дас киртанете аш
кара уччаи-сваре харинама раба
киртана-правабе сварана хоибе
се кале бхаджан нирджан самбхав

«Враджа-васи — сокровище Врндаваны — суть истинные проповедники Имени Кршны. Те смиренные преданные не пассивны, но исполнены любви. Они не соблазняются преходящим, они воплощают собой прославление Кршны. С горячим желанием все они воспевают Святое Имя. Такое чудесное совместное воспевание позволяет достичь того же самого результата, который можно обрести уединенным поклонением».
(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур)

(39)

дара сута бандху сабе шмашане томаре лабе
дагдха-кари грхете ашибе
туми кар ке томар абе буджхи декха сар
деханаша авашйа гхатибе
шунитйа самбал чхао хари-гуна сада гао
харинама джапаха садаи
кутарка чходийа ман каро Кришна арадхан
винодера ашрайе тахаи

«В один прекрасный день, твоя жена, сын и друзья вместе возьмут твое мертвое тело и отнесут в место кремации, чтобы предать огню. Просто задумайся, ради кого ты в действительности существуешь, и кто на самом деле твои. Тело твое тленно и, значит, не имеет большой цены. Если ты сознаешь свою потребность в вечном прибежище, воспевай Имя Хари. Отбрось всякие порочные доводы и воспевай Имя Кршны. Именно в этом Винод нашел прибежище».

(40) Харинам — всеобщее прибежище

джибана анитйа джанаха сар, тахе нана-бидха бипада-бхар
намашрайа кари' джатане туми, тхакаха апана кадже
Кришна-нама-судха карийа пан, джудао бхакативинода-пран,
нама бина кичху нахико аро, чаудда-бхувана-маджхе,
джибера калйана-садхана-кам, джагате аси' э мадхура нам,
авидйа-тимира-тапана-рупе, хрд-гагане бирадже

«Знай же наверняка, что эта жизнь исполнена печали, поэтому пусть принятие прибежища Святого Имени станет вашим единственным делом. Пейте же чистый нектар Святого Имени и так доставьте радость душе Тхакура Бхактивинода. В четырнадцати мирах нет ничего, кроме Святого Имени. Чтобы рассеять тьму невежества и благословить все души во вселенной, прекрасное имя Кршны подобно солнцу взошло на небосводе сердца».
(Шрила Бхактивинода Тхакур)

Четыре вида Намабхасы,
или Смутного отражения Имени

(1)

В «Шримад-Бхагаватам» (6.2.14) утверждается:

санкетйам парихасйам ва стобхам хеланам эва ва
ваикунтха-нама-граханам ашешагха-харам видух

«Тот, кто воспевает Святое Имя Господа, немедленно освобождается от последствий бесчисленных грехов, даже если он воспевает непрямым образом: подразумевая нечто иное (как при использовании Святого Имени для отсчитывания такта в игре на мрданге), в шутку, в качестве музыкального выступления или даже пренебрежительно. Это признается всеми знатоками Писаний».

Несведующие люди практикуют призывание Имени Кршны четырех видов. Некоторые используют Имя в качестве названия чего-либо, другие — дразня, некоторые — вероломно, а иные — небрежно.

1. Обозначение чего-то иного

Умирая, Аджамил позвал своего сына: «Нарайана!», и поскольку «Нарайана» — другое Имя Кршны, сам того не осознавая, он обрел благо воспевания Имени. Люди низшего класса, смертельно раненные кабаном, кричат: «Харам! Харам!» Так как это слово содержит звуки «Ха Рам» («О Рама!»), их предсмертные муки в значительнейшей степени уменьшаются. Во всех Писаниях подтверждается, что практика воспевания Святого Имени дарует спасение. Вследствие глубокой взаимосвязи, существующей между звуками и Именем, благодаря произнесению Имени спасение становится менее труднодостижимым. Гораздо легче обрести спасение практикой воспевания Имени Кршны, чем философским познанием Брахмана.

2. Произнесение Имени дразня

Если некто произносит Имя, подтрунивая или шутя, то это считается практикой повторения Имени в передразнивании. Шутливо изображающий Ваишнава являет пример такого воспевания. Высокомерные люди, кичащиеся своей мудростью, неприкасаемые, лишенные истинного знания, и демоны, враждебные к Верховному Существу, также получают спасение, произнося Имя Кршны таким образом.

3. Вероломное произнесение Имени

Это повторение Имени с вызовом. Представим, например, что некий Ваишнав воспевает Имя Кршны, а к нему подходит грубиян со словами: «Ха, вы верите, что ваше Харе Кришна решит все проблемы?» Это вероломное повторение Имени. Повторяющий Имя таким образом может достичь спасения. Такова сила Имени.

4. Имя, повторяемое небрежно

Каждое человеческое существо имеет право принять Имя —

мадхура-мадхурам этан мангаланам
сакала-нигама-валли-сат-пхалам чит-сварупам
сакрд апи паригитам шраддхайа хелайа ва
бхргувара нара-матрам тарайет Кришна-нама

«Это Святое Имя — Наивысшая Благодать из всего благодатного. Оно слаще самой сладости и является Вечным Божественным Плодом на виноградной лозе всех Вед. О лучший из Бхаргав, Святое Имя Кршны немедленно спасет любого, кто хоть однажды воспоет Его надлежащим образом, то есть от всего сердца и без оскорблений — независимо от того, сделает ли он это с верой, или случайно».

(2) Различие в результате при чистом и затененном
воспевании Имени

намаикам йасйа вачи смарана-патха-гатам
шротра-мулам гатамва
шуддхам вашуддха-варнам вйавахита-рахитам
тарайатй эва сатйам
таччхеда-деха-дравина-джаната-лобха-пашана-мадхйе
никшипта сйанн апхала-джанакам шигхрам эватра випра

«О брахмана, если Святое Имя хоть однажды появляется на чьем-то языке, в чьем-то уме или в пределах чьего-то слуха, Оно (Имя) определенно освобождает того человека. Совершенное или несовершенное произношение или расхождение в следовании наставлениям Писаний не влияют на силу Имени. Тем не менее, хотя Имя исполнено всех Божественных Сил, при использовании Его в связи с мирскими вещами (как например, тело, дом, богатство, положение в обществе, жадность и т. д.), Оно не явит Свой милосердный дар немедленно. (Существует два вида препятствий, одно из которых является меньшим, другое же — большим. Меньшее — это когда человек произносит Намабхасу, или смутное отражение Имени. Это может стать помехой в обретении плода воспевания Имени. Второй же случай представляет собой совершение Намапарадхи, оскорбления Имени, что может быть исправлено только непрестанным воспеванием Имени)».
(«Падма-пурана»)

(3) Чистое Имя приходит из общества святых

мама-хамити дехадау хитва митхйартха-дхимра-тим
дхасйе мано бхагавати шуддхан тат-киртанадибхих
ити джама-сунирведан кшана-сангена садхушу
ганга-двара-мупайайа мукта-сарвану-бандханах

«Шри Аджамила сказал: “Я полностью предался этой надмирной реальности, воплощающей истину. Теперь я отброшу свои ложные представления о “я” и “мое” и, очищенный воспеванием Святого Имени, посвящу себя служению Господу”. Аджамил обрел святое общество Вишнудуттов лишь на короткий промежуток времени, но это позволило ему осознать свои истинные потребности. Он освободился ото всех привязанностей и отправился в путешествие к Ганге, дабы поклоняться Господу Кршне».
(«Шримад-Бхагаватам», 6.2.38–39)

(4) Пураны говорят о Маха-мантре:

харе Кришна харе Кришна Кришна Кришна харе харе
ратанти хелайа вапи те критартха на самшайах

«Даже небрежное произнесение Маха-мантры “Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе”, дарует благословение. В этом нет сомнений».
(«Агни-пурана»)

<<< Глава 1. Посвящение в Харинам Содержание Глава 3. Десять оскорблений Святого Имени >>>

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования