Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Разное

:: Величие Шри Харинама

Содержание Величие Святого Имени >>>

Величие Шри Харинама и Оскорбления, которых следует избегать

Глава 1. Посвящение в Харинам

1. Наше сегодняшнее положение

Мы, все без исключения, подвержены разнообразному влиянию. Нам важно мнение общества, близких родственников, друзей и т. д. Но взаимодействуя с окружающими, мы причиняем им столько беспокойств и страданий. Наша неспособность по-настоящему понять, что же является для нас истинным благом, очевидна. Поэтому сейчас наиболее важно верное руководство. Кто может дать нам такое руководство? Только представитель Кршны — Шри Гурудев. С таким пониманием мы должны приблизиться к Стопам-Лотосам духовного учителя.

2. Гурудев — представитель Кршны

Кто такой Гурудев? Когда Господь хочет оказать падшим душам Свою Милость, Он являет Себя как Гурудев: «Все Шастры свидетельствуют: Гуру — Проявление Кршны. Как Гуру, Кришна проливает Свою Милость на Своих преданных». («Чаитанйа-чаритамрта», Ади-лила). Так говорят Священные Писания. Гурудев не есть Сам Господь, но он — олицетворение Его Милости порабощенным материей душам, с незапамятных времен скитающимся из жизни в жизнь в поисках наслаждений. И только при получении истинного знания у нас появляется надежда направить свои усилия в правильное русло.

Гуру дает ученикам все виды знания (видйи): он учит, какова наша истинная природа, почему мы оказались в таком бедственном положении, что есть майа (иллюзия) и каков путь ее преодоления; он учит исполнению своих обязанностей в свете развития Кришна-сознания; он дает наставления в практике Бхакти (пути любовного служения Бхагавану). Это и есть высшее знание и самое большое сокровище. Только полностью предавшись Гурудеву, мы сможем избавиться от последствий нашей греховной деятельности и обрести правильное осознание вышеупомянутых предметов.

Существует два рода Гуру: внутренний, который находится в нашем сердце, и внешний. Видя наше искреннее стремление, первый Гуру приводит нас ко второму (в соответствии с накопленными нами духовными заслугами — сукрити).

Только Милостью Гурудева можно обрести Милость Кршны. Поэтому тот, кто по-настоящему жаждет снискать Милость Господа, должен получить посвящение у истинного духовного учителя и пытаться служить ему. Если ученик не имеет возможности служить Гурудеву лично, он может с должным пониманием следовать его наставлениям.

Нам всегда необходимо помнить — служение Гурудеву наиболее важно для нашей духовной жизни. Здесь не должно быть места никакой корысти или желанию как-то выделиться. Только искренняя самоотдача принесет плоды и поможет нам.

3. Признаки истинного Гуру

Мы должны убедиться, что выбрали истинного Гуру. Признаки истинного Гуру даны в Писаниях:

а) Он сведущ в наставлениях богооткровенных Писаний.
б) Он постоянно подтверждает эти наставления собственным примером.
в) Он свободен от мирских привязанностей.
г) Он получил духовное знание по цепи ученической преемственности и следует наставлениям своего Гуру и учению всей Сампрадайи. Сущность парампары — шикша, духовные наставления. Господь Кришна говорит в «Шримад-Бхагаватам»: «Сначала Я поведал ведическое знание Брахме. Затем оно было передано его ученикам: четырем Кумарам, Маричи, Ангире и другим мудрецам». Первоначально это знание существовало в форме звука, а затем появилось и в форме книг.
д) Он принимает на себя заботу о духовном развитии ученика, но если ученик нарушает его наставления, Гурудев не несет ответственности за его действия.

Итак, не очаровываясь внешними атрибутами, а стараясь понять внутреннюю суть, мы должны увидеть квалификацию духовного учителя (читая его книги, слушая его лекции, беседуя с его учениками) и убедиться, что жизнь Гурудева является подлинным воплощением трансцендентного знания Писаний. Убедившись в правильности своего выбора, нам нужно понять, в каком настроении следует принять прибежище истинного Гуру.

4. Качества кандидата в ученики

Необходимо четыре главных качества:

а) Вера: вера в то, что только истинный представитель Кршны — Гурудев сможет помочь мне, но сам я не способен определить, что по-настоящему хорошо, а что плохо для моей духовной жизни. Даровать мне любовь к Богу способна только личность, обладающая ею. И это есть ее беспричинная милость. Для получения такого дара необходимо подлинное смирение.
б) Полное самопосвящение (самопредание) Гурудеву. Это и есть подлинное смирение. Смирением может быть только стопроцентное Служение. Служение кому? Гурудеву и Ваишнавам. Это наиболее важно. Я должен стремиться служить, а не требовать служения себе. Духовный мир — это мир служения и самопожертвования. Только таким путем я могу обрести высшее благо.
в) Искренность: я должен искренне стремиться выполнять наставления учителя, искренне спрашивать, если возникнут какие-либо вопросы или сомнения, будучи при этом свободным от какого-либо намерения удовлетворить свои эгоистические желания или оскорбить кого-то.
г) Я не должен критиковать Ваишнавов и Гурудева, так как на начальном уровне наше видение ограничено. Гурудев всегда готов ответить на любые вопросы, и в случае каких-то сомнений мы должны обращаться к нему.

Итак, ученик должен получить посвящение в воспевание Харинама (Святых Имен Бога) в таком расположении духа.

5. Что такое посвящение в воспевание Махамантры?

Получение Харинама означает процесс передачи семени любви к Богу от Гуру к ученику. Что такое Махамантра? Махамантра неотлична от Самого Кршны. Она дана живым существам как Его величайшая милость. Даже самые падшие могут воспевать Святые Имена. Для воспевания не существует никаких строгих правил относительно места или времени. В расчет берутся только наши искренность и вера. Но воспевая, мы должны стараться избегать оскорблений Святого Имени. На первых порах это будет трудно, но не следует предаваться унынию. Гурудев знает науку правильного воспевания. И он передает ее нам во время посвящения. Мы должны с должным пониманием принять это богатство и осознать, что повторение Харинама есть служение духовному учителю и Шри Кршне.

Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна, Кришна, Харе, Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама, Рама, Харе, Харе

Общий смысл Махамантры: Имя «Кришна» означает «Всепривлекающий», «Рама» — «Всерадующий», а «Харе» — это обращение к энергии преданного служения Шри Кршне. Итак: «О Всепривлекающий, о Радующий всех Господь, о Сила Господа, позволь мне с преданностью служить Тебе!»

Харе Кришна Махамантра имеет и другие, более сокровенные значения, но они касаются самых возвышенных духовных реальностей, и их обсуждение не входит в цели данной работы.

6. Как практиковать Бхакти-йогу?

Мы должны следовать Садхана-бхакти — практике упорядоченного преданного служения, которая позволит нам задействовать в служении Господу Шри Кршне наши органы чувств и ум. Практика Бхакти-йоги включает в себя девять видов деятельности:

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

(«Шримад-Бхагаватам», 7.5.23)

1) Слушание о Господе;
2) Воспевание Святых Имен Господа;
3) Поминание Господа;
4) Служение Его Стопам-Лотосам и Его преданным;
5) Поклонение Божеству;
6) Вознесение молитв;
7) Принятие положения слуги по отношению к Господу;
8) Служение Шри Кршне в качестве друга;
9) Полное посвящение себя Господу.

Необходимо следовать этим девяти процессам. Но главное в нашей духовной жизни — это совершенное самопредание Шри Кршне. Самопредание, или шаранагати, включает в себя шесть составляющих:

I. Принятие всего благотворного для Кришна-Бхакти;
II. Отвержение всего неблагоприятного для Кришна-Бхакти III.Убежденность, что Кришна — и только Он, защитит нас;
IV. Твердая вера в то, что Кришна — единственный Хранитель и Владыка всего;
V. Отсутствие эгоистических желаний;
VI. Осознание себя жалкой, никчемной душой.

7. Шри Чаитанйа Махапрабху

Кто такой Шри Чаитанйа Махапрабху? Это Сам Кришна, принявший настроение Шримати Радхарани. Явление Господа Гауранги имело две цели:

1) Кришна хотел познать глубину любви, которую испытывает к Нему Шримати Радхика. Поэтому Он, проникшись чувствами Шримати Радхарани и взяв цвет Ее тела (золотистый), явился как Божественный Сын Шримати Шачи Деви.
2) Он пришел, чтобы великодушно, по Своей беспричинной Милости, раздавать чистую любовь к Богу (Према-Бхакти), которая является высшей целью человеческой жизни.

Шри Чаитанйа Махапрабху оставил нам наказ: «Искреннее воспевание Святых Имен Бога — главное средство для достижения искомой цели — любви к Кршне». Гурудев милостиво дает нам шанс следовать наставлениям Махапрабху, потому что является представителем подлинной духовной преемственности, восходящей к Шри Чаитанйе.

8. Шри Рупануга-сампрадайа — Линия Шри Рупы

Среди ближайших последователей Шримана Махапрабху исключительное место принадлежит Шриле Рупе Госвами. Именно ему Шри Чаитанйа, незадолго до окончания Своих проявленных Лил, доверил попечение обо всей Своей Сампрадайе, сделав его хранителем самых возвышенных эзотерических истин Бхакти. Причина этого — в особом положении, занимаемом Шрилой Рупой Госвами в надмирном Служении Шримати Радхарани. Поэтому духовная традиция Махапрабху известна как Шри Рупануга-сампрадайа («Рупануга» означает »последователь Шри Рупы»). В течение веков множество великих учителей и святых явилось в Линии Шри Рупы и распространяло Чистую Преданность в ее высшем выражении, давая ни с чем не сравнимую милость бесчисленным душам. Однако в конце XVIII — начале XIX вв. чистая традиция Махапрабху оказалась почти утраченной, в то время как широко расплодились различные лжеучения, известные под общим названием сахаджийа, которые претендовали на преемственность от Шри Чаитанйадева. Но великий Бхактивинода Тхакур (1838-1914) возродил движение Шри Чаитанйи Махапрабху в его изначальной чистоте и славе и создал основу для его распространения по всему миру. Его дело продолжил его блистательный сын — Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада (1874-1937), основавший Гаудийа Матх — духовную Миссию, являющуюся истинной носительницей учения Махапрабху, — и распространивший весть Шри Чаитанйадева по всей Индии. Среди его многочисленных учеников особое место занимают две личности: Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада и Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж (Парам-Гурудев). Первый принес учение Махапрабху в западный мир, основав широко известное «Международное общество сознания Кршны» (ISKCON). Второму же его Гурудев передал полномочия быть хранителем высших духовных идеалов Шри-Рупануга-сампрадайи.

9. Шрила Шридхар Махарадж 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж (1895-1988) — величайший ваишнавский святой наставник двадцатого столетия. Родившись в благородной брахманской семье, он с самого детства проявлял необычайные духовные качества. В начале двадцатых годов он присоединился к Гаудийа-Матху — Миссии Шрилы Бхакти-сиддханты Сарасвати Тхакура и вскоре стал одним из ведущих ее проповедников. В 1930 году его Гурудев посвятил его в саннйасу (монашество), дав имя «Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж» («Хранитель Преданности Шридхар Махарадж»), которое прекрасно отражает его внутреннюю природу. Шрила Сарасвати Тхакур многократно и различным образом отмечал великие качества Шрилы Шридхара Махараджа. Перед своим уходом из этого мира он попросил его петь «Шри Рупа-манджари-пада» — свой любимый бхаджан, посвященный самым возвышенным и сокровенным духовным истинам. Таким образом он ясно указал на Шрилу Шридхара Махараджа как на своего действительного преемника, которому надлежит стать патриархом всей Шри-Рупануга-сампрадайи.

Из-за возникших через некоторое время после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура трений в Гаудийа Матхе, Шрила Шридхар Махарадж оставил движение и какое-то время жил уединенно. Затем, в 1941 году, он основал собственную Миссию — Шри Чаитанйа Сарасват Матх.

Неизменно почитаемый всеми своими духовными братьями и многими другими Ваишнавами, Шрила Шридхар Махарадж был истинным Бхакти Ракшаком — Хранителем высочайших идеалов Чистой Преданности. Множество искренних душ стекалось в его обитель, расположенную в святой Шри Набадвип-Дхаме. Его чудесные качества: величайшая любовь, скромность, смирение, справедливость, сострадание, умиротворенность, полное отсутствие партийного духа, готовность всегда прийти на помощь, способность все приводить в гармонию, в сочетании с бескомпромиссной верностью Гаудийа-сиддханте, привлекали к нему сердца людей. Его блестящие труды на санскрите и бенгали, а также беседы на английском языке стали несравненными сокровищами духовности Гаудийи.

В конце 70 — начале 80-х годов к Шриле Шридхаре Махараджу стали приходить западные преданные, и постепенно основанная им Миссия — Шри Чаитанйа Сарасват Матх распространилась по всему свету. В 1985 году, незадолго до своего ухода из этого мира, Шрила Шридхар Махарадж официально назначил своим преемником и следующим ачарйей Шри Чаитанйа Сарасват Матха своего ближайшего ученика и слугу Шрилу Бхакти Сундара Говинду Дев-Госвами Махараджа.

10. Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж

Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж (род. в 1929 году) всего в возрасте семнадцати лет принял прибежище Стоп-Лотосов Шрилы Шридхара Махараджа. Его Гурудев, видя исключительные духовные качества юноши, уже в первые дни после прихода Говинды Махараджа определил его как своего преемника и не менял этого решения никогда. В 1985 году Шридхар Махарадж посвятил его в саннйасу и официально провозгласил своим преемником. Начиная с 1992 года Шрила Говинда Махарадж неустанно путешествует по всему миру, проповедуя послание Шри Чаитанйи Махапрабху и являя свою милость множеству удачливых душ на всех континентах планеты. Он неоднократно посещал и Россию.

Шрила Говинда Махарадж пленяет сердца тысяч людей своей любовью, милосердием, смирением и удивительным даром объяснять самые сложные и возвышенные духовные концепции простым языком. «Любовь к Святому Имени, милосердие к живым существам и служение Ваишнавам» — эти слова точно передают суть Миссии Шрилы Говинды Махараджа.

<<< Содержание Глава 2. Величие Святого Имени >>>

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования