Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: imonk.net: статьи Шрипада Акинчана Махараджа

:: Истории из жизни

<<< Преступленеи на ферме Содержание У тебя нет пути назад >>>

Невыбранный путь

Шрипад Б.Л. Акинчан Махарадж

Сокел, Калифорния — Пятница, 21 октября, 2005 год

Каждый день я хожу на вершину холма около прекрасного Сева Ашрама в Сокеле. Наверное, он около 150 метров высотой, временами извилистая тропинка становится очень крутой на подъем, но старания того стоят: с вершины открывается великолепный вид.

В прошлом году, когда Шрила Гурудев жил в этом духовном убежище и эти места украшались его лотосными стопами, я попытался описать эту благоприятную атмосферу безмятежного рая, но увы! я не поэт...

Во время одной из таких прогулок на холм в этот настоящий Сад Эдема (прямо над яблоневым садом — очень даже кстати) я неожиданно увидел.... змею!

Змея

Около девяноста сантимеров в длину и двух с половиной сантиметров в диаметре, две трети ее коричневого пятнистого тела лежали прямыми, словно данда, поперек дороги, загрораживая мне путь. Конец же этого безногого существа исчезал в высокой сухой траве.

Я знаю, что обычно эти змеи кусаются, когда они испуганы (я же родом из Африки), так что я сразу же остановился, застыв на середине шага.

Но змея не была напугана: она лежала совершенно прямо и неподвижно. Мир изсчезает из фокуса: камера (мои глаза) снимает крупный план — только я и змея. Я уставился на нее, а она на меня. Чья сейчас реплика? Как там было у Д. Г. Лоуренса?

И [я] должен ждать, стоять и ждать,
ведь он был [здесь,] передо мной...

Она могла ползать куда угодно, и я уважаю это право, но почему ей не уползти сейчас? Я уверен, что змея живая (ее чешуя блестит на утреннем солнце), и нет никаких выдающих ее выпуклостей на гладком теле, свидетельствующих о недавно проглоченной еде, которая была бы отвествена за такую праздность... Но все равно:

Некто был передо мной...
А я же жду, прийдя вторым.

Почему она лежала там так? Если бы я принял эту вялость за наглость... Я раздражительно топаю ногой. Никакой реакции. Я снова топаю, еще раздражительнее. И все равно ничего...

Голос знанья молвит мне, что
Он, должно быть, мертв...

Эй! Я не на столько несдержан! Господь знает, я не убийца. И потом, чем бы я ее убил?

И слышу голос изнутри: коль скоро ты мужчина,
Возьмешь ты палку и расправишься с ним тут же

«Почему ты такая упрямая?» — вырвалось у меня. «Пошла прочь!». Затем, примирительным тоном я сказал: «Послушай, если из этого тупика можно выйти только через чей-то труп, то он не будет моим. У тебя было достаточно времени, ты сделала свой выбор: ты не боишься меня. Разве этого не достаточно для того, что бы не упасть лицом в грязь? »

Я не знаю, почему я говорю это: у змей все равно нет ушей. Мы смотрим друг на друга. Поскольку у змей также нет и век, не удивительно, что я моргнул первым. Раздраженный, я резко поворачиваюсь и спускаюсь с холма в поисках ... палки!

Не очень похоже на нормальную палку: кривая и довольно хрупкая, но все же палка. «Ей бы лучше уйти к тому времени, как я вернусь...» — бормочу я, все еще не теряя надежды избежать сражения.

Но она не ушла. Она осталась лежать там же, где и лежала.

«Что с тобой?! Убирайся с моего пути!». Я обрушиваю палку где-то в тридцати сантиметров от ее лица, но невероятно! даже эта агрессия не вызывает у нее никакой реакции. «Не заставляй меня убивать тебя...»

Было бы это малодушием, если бы я осмелился убить ее?

Нет. Я вырос в Южной Африке, на родине черных мамб (самые большие, толстые и ядовитые змеи на всем африканском континенте), где убийство змей было обычным делом, которое совершалось при первой же мысли, так что эта змея явно не пугала меня. Столкновение интересов: кто прибегнет к насилию первым?

Кого я обманываю? Несмотря на мои возмущения и вставания в позу, я не могу заставить себя убить эту змею.

Я пытаюсь всунуть палку под змею, но палка захватила только песок, и все что мне удается, это отодвинуть змею немного дальше от меня. И она все равно не двигается!

И снова слышу голоса:
Если б не боялся ты, убил бы ты его!

Раздраженный, я засовываю палку под ее тело и пытаюсь отбросить ее в траву, но поскольку палка такая тонкая и гибкая, змея плюхается на землю в сантиметрах шестидесяти от ее прежнего места...

... Внезапно часть его, о которой было позабыто,
забилась в недостойной спешке.
Как молния, извился и ушел он...

Она скрылась из моего поля зрения, но не из сознания... Путь на вершину холма был свободен, но путь, который я выбрал, был неясным, и меня мучала совесть:«Почему же ты не убил ее?»

Так сложно определить, что стоит делать, а что нет, отличить правильное действие от неправильного (ким карма ким акармети), даже великие ученые не в силах понять это (кавайо 'пй атра мохитах).

Нам говорят, что даже святой человек (садху) доволен, когда убивают змею (модета садхур апи / вришчика-сарпа-хатйа), почему же я не смог заставить себя убить ее?

Мне больше не приносит радости забираться на вершину холма. Каждый раз я вспоминаю теперь об этой змее. Но, по сути, дело не в змее: я боюсь вопроса, который остался без ответа.

«Почему ты не убил ее?»

Почему я не послушался «голоса знанья», голоса моего опыта, голоса шастр? Что я сделаю, если встречу эту змею снова?

Не знаю. Я правда не знаю.

Я думаю о моем так называемом сострадании: а что если эта змея ядовита? Что если она укусит кого-то из преданных, кого-то из детей в Сева Ашраме? Что я почувствую тогда?

 

Оригинал на английском >>>

<<< imonk.net