Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: imonk.net: статьи Шрипада Акинчана Махараджа

:: 2005 г.

<<< (10.07) Приятное прерывание Содержание (09.05) Образцовое поведение >>>

 

Духовный самоанализ

Шрипад Б.Л. Акинчан Махарадж

Навадвип, Западная Бенгалия, Индия — вторник, 14 апреля, 2005 год

Проснуться, принять омовение, поставить тилаки, прочитать гайатри , повторить джапу . Ополоснуться. Затем снова. Ну вы знаете, как это делается. Когда вы уже привыкли к такому режиму Сознания Кришны, то вы делаете все это механически.

Но это не Сознание Кришны: ежедневное, шаблонное следование нашей садхане (практикам преданности) не делает нас сознающими Кришну. А если наша садхана не изменяет наше сознание, то это не более чем ритуал.

Сознание Кришны не ритуал !

Самоанализ, или самопроверка, является существенной частью садханы целеустремленного преданного. Если я не проверяю себя каждый день — мою садхану, мои действия, мои отношения с другими — то каким образом я определю, подлинно ли я прогрессирую или просто монотонно выполняю ритуалы?

Вести дневник (и интернет страничку!) – это очень серьезная помощь, потому что это вынуждает меня в конце дня собраться с мыслями, вспомнить все мои действия, и оценить полезность проделанного. Почти каждый вечер, перед тем как лечь спать, я обдумываю: Был ли я смиренным? Был ли терпеливым ? Оказывал ли почтение окружающим ?

Конечно же, в большинстве случаев, ответом на этот вопрос будет "Нет", но эти самопроверки дольно полезны, поскольку до тех пор, пока я не осознал своих ошибок, я никогда не смогу исправить их. Как я смогу раскаяться и исправиться, если я даже не определил, в чем моя ошибка, и где мои слабые стороны?

Но достаточно ли в этом случае просто воспевать маха мантру на четках?

Нет. Нужно воспевать без оскорблений. Шрила Гуру Махарадж говорит нам: "Имя произведет определенную трансформацию в ментальной системе, поэтому мы должны быть открытыми и непредвзятыми, чтобы быть в состоянии отправиться туда, куда имя пошлет нас. Если же мы всеми силами пытаемся избежать этой трансформации и держимся за нашу нынешнюю жизнь, то это оскорбление Святого Имени: взывать к Нему, а затем игнорировать Его".

Какую же трансформацию воспевание Святого Имени производит внутри меня? Именно самопроверка и поможет нам определить это. Шрила Гуру Махарадж говорит: "Мы должны идти вперед с открытыми глазами". Наше внутреннее зрение — самоанализ — покажет наши результаты.

Если я читаю Бхагавад-Гиту, но не применяю ее философию в моей повседневной жизни, то какова ценность такого чтения? Она служила мне всего лишь развлечением на несколько часов. Но если я буду углубляться в изучение Бхагавад-Гиты, искренне вопрошая об истине, то это произведет революцию в моем сознании. С помощью самоанализа я начну применять выученные уроки в моей повседневной жизни и постепенно начну видеть окружающее глазами священного писания.

Раньше я всегда воодушевлялся, когда читал стих из Бхагавад-Гиты: "Те, кто искренни в своих духовных начинаниях (на хи калйана-крт кашчид), никогда не будут обмануты ( дургатим тата гашчати)" — но это было до тех пор, пока я не осознал его скрытое противоположное предостережение: "Если я не искренен, то я буду обманут!"

Как мне узнать, искренен ли я?

О моей искренности можно судить по степени моего самопредания идеалу Сознания Кришны: беспристрастный самоанализ откроет мои истинные мотивы. В Домашнем Уюте Шрила Гуру Махарадж говорит: "Душа может видеть саму себя, она может сосредоточиться на себе, и посредством исследования себя, осознать свою подлинную природу".

Нам настоятельно рекомендуют "погружаться в глубь реальности", поскольку реальность внутри, а не вовне. Внутреннее развитие — самоанализ — позволит мне соприкоснуться с моим истинным я; это даст мне некое понимание прогресса, который я уже совершил, и позволит увидеть, как далеко мне еще идти.

Я считаю этот процесс самопроверки неотъемлемой частью своих жалких попыток стать сознающим Кришну: это заставляет меня сосредоточиться на своих собственных ошибках, а не на чьих-то. И это необходимое условие для молитвы, или обращения к Богу. Это развивает правильное умонастроение смирения, и заставляет меня полностью раскаяться:

мат-тульйо насти папатма / напарадхи ча кашчана
парихаре 'пи ладжджа ме / ким бруве пурушоттама

"О Господь, не существует такой же греховной и развратной жизни, как моя. Все, что вкладывается в понятие «плохое», находится во мне. Мне даже стыдно предстать пред тобою, чтобы умолять: 'Пожалуйста, прости мне мои оскорбления'. Что же еще я могу сказать ?"

Сократ сказал: "Непроанализированная жизнь недостойна называться жизнью." Я хочу жить ! Я знаю, что если сегодня я не буду духовно самокритичен, иными словами, не буду анализировать свое состояние, то завтра я уйду прочь, разочарованный в Сознании Кришны, и скажу: «Все это был обман! На самом деле, в этом нет ничего подлинного!» — но мне будет некого винить, кроме самого себя!

 

Оригинал на английском
Перевод с английского языка: Сваруп прабху

Перевод с английского языка: Сваруп прабху

 

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования