Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: imonk.net: статьи Шрипада Акинчана Махараджа

:: 2005 г.

<<< (02.05) Рыба без воды Содержание (25.03) Золотая Луна >>>

 

Богач и бедняк

Шрипад Б.Л. Акинчан Махарадж

Калькутта, Индия — пятница, 22 апреля


Эту загадку я помню еще со двора моей начальной школы:

Вопрос: Что выбрасывает бедняк, а богач оставляет при себе?
Ответ: Сопли!

Да, грубо, но это именно те шутки и/или загадки, которые так любят маленькие школьники: самые лучшие шутки — это были всегда те, после которых мы начинали бегать туда-сюда в восторге от омерзения, визжа: «Фу-у-у! Какая гадость!»

Конечно, будучи «воспитанными» детьми, мы думали, что отхаркиваться и плеваться или сморкаться, зажав одну ноздру, было неприличным, но эта загадка заставила нас задуматься. Что хуже: бедняк, которому не достает манер «благородного» общества, отхаркивающийся и плюющийся в сточную канаву, или его более состоятельный двойник, претендующий на звание культурного человека и сморкающийся в носовой платок, а потом носящий с собой эту мокрую слизь в кармане? Действительно, «Фу! Какая гадость!»

Но почему я начал с этой загадки? Ах, да:

Я стою на балконе моей комнаты, напротив главного входа в наш Ашрам в Калькутте. В нат мандире, расположенном ниже, преданные собрались на дневное арати и начали громкий киртан. Я наблюдаю за прохожими на улице, проходящей под балконом.

Обычно более бедные люди набожнее, чем их состоятельные братья: они, по крайней мере, проходя мимо ворот, предлагают формальные поклоны (это как перекреститься три раза, но не делая знака поперечной части креста) установленным в храме божествам.

Богачи же, проезжая мимо (человек, который может позволить себе нанимать рикшу в Калькутте, считается вполне обеспеченным), напротив, даже не смотрят в эту сторону.

Пока я стоял и наблюдал, один из рикш, везущий хорошо одетого, упитанного пассажира, поворачивает за угол и тучный мужчина, услышав киртан, высокомерно отворачивает голову и прижимает портфель к своему тостому животу; рикша объезжает выбоину на дороге и увозит своего тучного клиента по его чрезвычайно важными делами.

После дневного арати мы все принимаем обеденный прасадам в зале на первом этаже. Когда я шел мыть руки и тарелку после обеда, я заметил пожилого человека, сидящего снаружи на скамейке и терпеливо ждущего, когда ему дадут тарелку с прасадом.

У него явно нет денег: на нем нет ни рубашки, ни обуви, а его длинное лунги износились в лохмоться и порвалось. Но он был уважаемым человеком. И не важно, мотивировано ли его подобострастие ожиданием подачки или проявляемое им уважение в самом деле от преданности: он становится на колени и предлагает поклоны всем санньяси и старшим преданым, когда они выходят из зала для прасада.

Шрипад Нишкинчан Махарадж говорит одному из брахмачари дать этому человеку тарелку, старик подносит тарелку с прасадом ко лбу и горячо благодарит Нишкинчан Махараджа, затем начинает есть.

Не имеет значения, проявил ли этот голодный старик смирение по отношению к Вайшнавам и уважение к прасаду сознательно (гьята) или несознательно (агьята) — результат все равно один и тот же: он приобретает бесценное духовное благо (сукрити).

А тем временем, бедный упитанный бизнесмен, у которого нет ни минуты для преданности, носится со своими делами карма-канды, которая, в конце концов, поглотит его со всеми потрохами (дживо дживасйа дживанам)...

Вот еще одна загадка: кто из этих людей богач, а кто бедняк?


Оригинал на английском

(перевод с английского — Кундалата дд)

PS Если у Вас есть какие-либо вопросы, пожелания, просьбы и т.д. Вы можете написать письмо Шрипаду Акинчану Махараджу (писать можно на русском, на страничке ввести имя (Name), свой адрес (Email) и само сообщение (Comments))

 

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования