харекришна.ру :: Библиотека :: Статьи

Два Гуру

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

 

        Мои дорогие духовные братья, любимые и почитаемые вайшнавы, джентльмены, леди и милостивые преданные, я чувствую себя безмерно счастливым оттого, что вашей милостью смог посетить это отделение Шри Чайтанйа Сарасват Матха в Америке. Я вижу, что удача не покидает меня, потому что все вы следуете учению Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа; вы относитесь ко мне так, как этого желал Гуру Махарадж и с той же любовью, какую испытывал ко мне Шрила Свами Махарадж. Однако я – ничего собой не представляющая падшая душа. Я действительно не способен достойно представлять линию и учение Шрилы Гуру Махараджа, если на то не будет милости преданных. Вы очень милостивы ко мне и только поэтому я решаюсь продолжать нашу проповедь учения Шрилы Гуру Махараджа. Вы предоставили мне почетное кресло, на которое возвел меня Шрила Гуру Махарадж, и, тем самым, исполняете его волю. Я чувствую себя не вправе занимать его, потому что, по правде говоря, недостоин этого. Я целиком завишу от милости вайшнавов и только ею возможно продолжение проповеднической миссии. На это я уповаю.

    Когда Его Божественная Милость Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж приехал на Запад, он был одинок. В течение первого года его попытки проповедовать сознание Кришны терпели неудачу. У него не было помощников. Но он не терял твердой веры в своего Гурудева, Ом Вишнупада Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупаду, который много лет назад сказал ему: «Ты хорошо владеешь английским языком и у тебя особый проповеднический дар, поэтому начни проповедовать сознание Кришны в англоязычном мире». Эта вера была его опорой и неиссякаемым источником надежды. Но в начале его проповеднического пути, как я впоследствии слышал от него самого, ему пришлось столкнуться с множеством трудностей.

    Я пришел в Матх семнадцати лет, в 1947 году. Я думаю, что тогда получил его милость. Хотя он был грихастхой, его стремление проповедовать не имело себе равных. В то время Шрила Свами Махарадж был предпринимателем. У него была лаборатория «Вималтоун Лэборэтриз», а этажом выше он отвел две комнаты Шриле Гуру Махараджу (Шриле Б.Р.Шридхару Махараджу -- прим.редактора)  для проповеди. Он очень хотел организовать проведение выездных лекций Гуру Махараджа в Калькутте и близлежащих селениях. Хотя Гуру Махарадж не был склонен возвращаться к широкомасштабной проповеди, Шрила Свами Махарадж горел желанием осуществить свой замысел, поскольку знал исключительную способность Гуру Махараджа объяснять сознание Кришны и его непоколебимую преданность.
    Их связывала очень близкая и достойная восхищения дружба. Шрила Свами Махарадж принимал участие в проповедях Гуру Махараджа, однако в то время Гуру Махарадж проповедовал мало. Но это не останавливало Шрилу Свами Махараджа. С несколькими брахмачари он начал проповедовать в Калькутте. Шрила Свами Махарадж был бизнесменом, и когда к нему приходили клиенты решать деловые вопросы, он проповедовал сознание Кришны. Поэтому состояние его бизнеса оставляло желать много лучшего! Весь его возвышенный образ мыслей и направленность на проповедь не давали ему сосредоточиться на бизнесе. Естественно, это мешало развитию дела. Он даже поместил в газетах объявление примерно такого содержания: «Если есть желающие предоставить свой храм или оказать помощь – мы готовы ее принять». В ответ стали отовсюду приходить звонки и, заручившись согласием двух-трех брахмачари, одним из которых был я, Шрила Свами Махарадж начал проповедовать. Это было нелегко. В то время он был грихастхой (семейным человеком -- прим.редактора), а я – брахмачари в шафрановых одеждах, и, научив меня нескольким шлокам из «Шримад Бхагаватам», он предоставлял мне вйасасану. «Прочти эти стихи, - говорил он, - а затем я объясню их смысл». Так он начинал свою проповедь.

    Его стремление распространять сознание Кришны было невиданным. И Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Прабхупада – они же не слепые – не могли не заметить этого горения. В конце концов, он оставил дом. Его сестра, Шримати Бхаватарини Диди, была очень предана Шриле Гуру Махараджу. Раньше она оказывала служение Шриле Бхакти Сиддханте Сарасвати Прабхупаде. Она хотела принять посвящение в мантру у Шрилы Гуру Махараджа, но так как в то время Шрила Гуру Махарадж никого не инициировал, он направил ее к Шриле Госвами Махараджу. Она считала Шрилу Гуру Махараджа своим Гуру и потому приняла инициацию у Шрилы Госвами Махараджа, но продолжала служить Шриле Гуру Махараджу. Оба – брат и сестра – очень любили Шрилу Гуру Махараджа.

    Поэтому когда Шрила Свами Махарадж решил полностью отдаться проповеди, и рядом не было никого, кто смог бы помочь ему, он не впал в уныние. Приняв санньясу, он отправился на Запад, в Америку. Он решил начать с Америки, поскольку знал, что в Англию и Европу его Гуру, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада уже направлял таких опытных и знающих санньяси, как Шрипада Апракриту Прабху, известного в отречении как Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Однако их проповедь, по всей видимости, не принесла заметных результатов. Они основали матх и читали лекции в кругах высшей знати, которые посещали даже члены королевской семьи, но в целом это не оказало влияния на духовную атмосферу общества, хотя Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада прилагал к тому немалые усилия. Общественное мнение Индии очень благоволило тем, кому удавалось добиться успеха в Лондоне, называвшемся тогда на бенгали «Билат». Поэтому Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада хотел воспользоваться этим; он говорил: «Если мы сможем развить свою миссию в Англии, то индийцы будут относиться к учению Гаудийа Вайшнавов с большим почтением». Но его воля была исполнена годы спустя, после его ухода, Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Махараджем.

Часть Вторая

Кого называют «Прабхупада»?

    Новый смысл слова "Прабхупада"
    «Прабхупадой» сначала называли Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а позже – Шрилу А.Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Шрила Гуру Махарадж был очень рад, узнав об этом: «Да, Прабхупада – Он достоин этого звания». Некоторые из учеников Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады неодобрительно отнеслись к тому, что словом Прабхупада именуют кого-то еще, кроме их Гуру. Однако общепринятое значение этого слова не несет того возвышенного смысла, которое оно приобрело позже. Мы обращаемся к преданным, говоря «Прабху», к санньяси обращаемся «Прабхупада». Брахмачари мы называем «Прабху», а «Пада» - это звание санньяси.         Конечно же, оно очень почетно. Это звание унаследовали также Гуру Джати-Госвами. Они называют всех своих Гуру Прабхупада. Поэтому в Индии очень много людей, именуемых Прабхупада. Но после широкой проповеди Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады учения Шри Чайтаньи Махапрабху, когда вся Индия называла его «Прабхупада», это слово приобрело особый смысл. Звание «Вишнупада» (как обращение к Гуру – Ом Вишнупада) выше, чем «Прабхупада». Но сейчас слово «Прабхупада» приобрело новый оттенок – «тот, кто по всему миру проповедует истину сознания Кришны». Это произошло благодаря таким великим людям, как Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж.
 

    Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Свами Махарадж
    Проповедническая миссия Шрилы Свами Махараджа была исполнением воли его Гурудева, Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады и он не жалел для этого своих сил. Но он был один. Никто не пришел ему на помощь, даже его духовные братья. Но все же за ним всегда стоял Гуру Махарадж, который поддерживал и вдохновлял его. Шрила Свами Махарадж хотел создать миссию с Гуру Махараджем во главе и много раз предлагал ему это. Сначала была «Лига Преданных», затем – «Международное Общество Сознания Кришны». Он предложил Гуру Махараджу возглавить миссию в 1948-49 годах, но Гуру Махарадж отказался занимать такой пост, потому что хотел удалиться от дел. И он уже вел уединенную жизнь. Но фактически он вновь принял это служение после проповеди Шрилы Свами Махараджа!
 

    Тоннель через громаду Западного эго
 Когда Шрила Свами Махарадж впервые приехал на Запад, в течение целого года он испытывал огромные трудности. Я помню, как он делился своими впечатлениями: «В Нью-Йорке у меня не было ни еды, ни денег…» Но у него было такое искреннее стремление, что Нитйьянанда Прабху, Махапрабху и его Гурудев не могли позволить ему переносить такие лишения. Поэтому они даровали ему высочайшее положение проповедника сознания Кришны. Дня два назад, на Гавайях, преданные организовали для меня встречу в парке и там, увидев два больших дерева, я в тот же миг вспомнил, как начинал Шрила Свами Махарадж, сидя под деревом с единственной парой каратал и воспевая Харе Кришна. Махапрабху и Нитьянанда Прабху не могли более вынести, видя такое, и наделили его званием верховного проповедника сознания Кришны. Он совершил здесь большую аскезу; усилия, которые он предпринял в одиночку, были значительны. Мне вспоминается день, когда я первый раз приехал на Запад. У меня было много доброжелательных друзей, учеников Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, они проявили огромную заботу обо мне и предоставили возможность проповедовать сознание Кришны. Они очень гостеприимно приглашали меня приехать к себе, в свои края. Каким образом все это пришло ко мне? Единственная причина всему – это Шрила Свами Махарадж. Он проложил туннель через громаду Западного эго! Он проложил широкий туннель, по которому я смог приехать сюда. Тогда как начало его пути сопровождалось невероятными трудностями, я отовсюду получаю помощь и поддержку. Поэтому мы не можем не быть благодарны ему за это.

    По милости Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа у меня много преданных-друзей в Западном мире и в Австралии. Все они с большим энтузиазмом проповедуют сознание Кришны. Я – недостойная, ничтожная и падшая душа, но они следуют наставлениям Шрилы Гуру Махараджа. Он возложил на меня руководство Миссией, все вы знаете об этом; когда он сказал: «Этот человек достоин и может быть моим преемником», я не мог возражать ему. Но хотя я не чувствую себя достойным, это не тревожит меня, поскольку я окружен множеством друзей, преданных последователей Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, и знания их так глубоки, что им под силу превратить в Гаруду даже ворону. Я в огромном долгу перед вами. Вы оказываете мне почет и уважение, предлагаете мне все, что у вас есть, а что могу дать вам я? Мне нечего предложить вам. Шрила Свами Махарадж дал вам очень много, и еще больше вы узнали от Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Свами Махарадж создал условия, при которых обычной обусловленной душе легче понять сознание Кришны, а Шрила Гуру Махарадж наделил ее всем необходимым для правильного развития.
 

    Единый образ
    Мне представляется, что из двух Гуру один явился как Аватара (Воплощение), другой – как Аватари (Источник всех Воплощений). Махапрабху пришел как Югаватара, а Шрила Свами Махарадж – как Югаватара-проповедник. Но в Махапрабху присутствует еще один Образ. И я вижу Шрилу Свами Махараджа и Шрилу Гуру Махараджа в едином Образе – как Аватару и Аватари. Вы знаете, что Гуру Махарадж объяснил нам самые возвышенные понятия, тогда как Шрила Свами Махарадж приготовил умы к восприятию сознания Кришны; он возделал почву и посадил семена, дав им возможность прорасти. Гуру Махарадж обеспечил росткам хороший полив и питание. Таково мое представление и в каждом из них  я вижу Шикша- и Дикша-Гуру. Но это общий и, скорее, поверхностный взгляд.     Внутренний смысл гораздо глубже. Вполне естественно, что кто-то, вероятно, не воспользовался этой возможностью, но большая часть удачливых душ примет или уже приняла сокровище сознания Кришны.
 Сейчас Харе Кришна Махамантру воспевают во всем мире. Кто прежде знал о ней? Кто знал имена Махапрабху Чайтаньядева, Нитьянанды Прабху, Панча-Таттвы и Радха-Кришны до появления здесь Шрилы Свами Махараджа? Никто этого не знал. Поэтому всем вам повезло необычайно. Сейчас вы не только знаете о Них, но и посвящаете Им свои жизни. Гуру Махарадж часто цитировал слова из песни Васудева Гхоша:

йади гаура на ха`та, табе ки хаита,
кемани дхаритам де
радхара махима, према-раса-сима
джагате джаната ке?

    «Если бы Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир, как могли бы мы узнать Кто суть Шри Шри Радха-Кришна и Их Према – Божественная Любовь и Красота? Мы никогда бы не узнали об этом».
Поэтому наша необыкновенная удача состоит в том, что мы получили это знание; возможно, не все, а какую-то часть, но даже ее достаточно, чтобы осчастливить крохотную душу. Эка бинду джагат дубай – одной капли этой милости хватит, чтобы затопить Кришна-премой весь мир. Они одарили нас ею и тьма, развеявшись перед нашим взором, уступила место сознанию Кришны. Сознание Кришны – это самое глубокое понимание Образа Бога. Существует множество, огромное множество Образов Господа, о которых мы можем узнать, но Высочайшая Личность Бога, Шри Кришна, как и Его Любовь, Красота, Сияние – все – наиболее полно, совершенно и неповторимо. Это знание дали миру Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж.
 

    Из сердца в сердце -- Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Шридхар Махарадж
    Я считаю, что и сам бесконечно удачлив, потому что с юности их милость и любовь ко мне были поистине беспредельны. Я получил от них так много, что не устаю задаваться вопросом о том, какое служение я могу оказать им и преданным. Их основной целью было служение Вайшнавам, Божествам Шри Шри Гуру Гауранга-Гандхарвва-Говиндасундар и Миссии. Таково было желание Шрилы Гуру Махараджа. Когда он давал посвящение искреннему искателю или на вопрос о том, какое служение необходимо, Гуру Махарадж неизменно говорил: «Служите Божествам, преданным и Шри Чайтанья Сарасват Матху». Служение Вайшнавам и Шри Шри Гуру-Гауранге – цель нашей жизни и посредством этого мы достигнем всего – Шри Шри Радха-Кришны и Их Игр во Вриндаване. Хотя с нашего, земного плана мы не можем этого увидеть и почувствовать, деятельное служение Гуру и Вайшнавам раскроет нам смысл всего. Таким было их мировоззрение, и многое из него они преподали нам самым совершенным и утонченным образом. Все преклонялись перед философскими заключениями Шрилы Гуру Махараджа, отводя ему высочайшее положение; среди них были не только ученики Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, но и сам Учитель. Поэтому естественно, что многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа очень любили и почитали его. За день до того, как Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур пожелал оставить сей мир, он созвал своих самых ближайших спутников, и когда они собрались в его комнате, он попросил Шрилу Гуру Махараджа спеть

шри-рупаманджари пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана

    Шрилы Гуру Махараджа в этот момент в комнате не было, и Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур сказал: «Позовите Шридхара Махараджа». В те дни Гуру Махарадж дежурил в комнате Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Каждый дежурил по два часа в сутки и Гуру Махарадж выбрал самое тяжелое время – с двух до четырех часов утра. В это время особенно хочется спать, однако Гуру Махарадж взял именно эти часы. После четырех часов утра, когда его сменил другой, Гуру Махарадж пошел к себе прилечь. Он не спал, а просто лежа отдыхал, поскольку через час было время арати, к которому все собирались. Тогда его и позвали к Шриле Бхакти Сиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру. Гуру Махарадж пришел в комнату и его Гурудев обратился к нему: «Шридхар Махарадж, спой Шри-Рупаманджари пада, сеи мора сампада». Все знали, что Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур скоро покинет этот мир, поэтому были полны самого напряженного внимания. Гуру Махарадж не был искусен в пении и, чувствуя некоторую робость, не решался начать эту проникновенную песню. Тогда Кунджабихари Видьябхушана Прабху, тогдашний секретарь и управляющий Гаудия Матха (позже Шрипад Б.В. Тиртха Махарадж), указал на одного брахмачари, одаренного великолепным голосом и велел ему петь вместо Гуру Махараджа. Он имел полное право распоряжаться, кому петь, поскольку был близким слугой и секретарем Прабхупады. Но Прабхупада запротестовал, услышав пение брахмачари Прабху, и сказал: «Мне не нужна мелодия, эту песню будет петь Шридхар Махарадж».  Все были ошеломлены. Гуру Махарадж был тоже очень взволнован, однако начал петь и после того, как он закончил всю песню, Прабхупада сказал: «Я счастлив». Тогда он велел остальным петь такие песни, как «туху дайа-сагара тарайите прани» и другие. Но с того дня я не раз слышал, как духовные братья Гуру Махараджа говорили: «Раньше мы никогда не знали, как происходит передача из сердца в сердце; но в тот день мы были свидетелями тому, что Прабхупада передал свои полномочия в Рупануга Сампрадае (Гуру Махараджу)». После этого все оказывали Гуру Махараджу величайшее уважение как Сампрадая Ачарье Линии Рупануга.
В то время среди учеников Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Махараджа было много достойных и высокообразованных санньяси, грихастх и брахмачари. После ухода Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура многие из этих брахмачари и грихастх приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа.
 

    "Мне нужна санньяса как можно скорее!"
    Шрила Свами Махарадж тоже хотел принять санньясу у Шрилы Гуру Махараджа и обратился к нему с этой просьбой. Но их связывала очень тесная дружба, и Гуру Махарадж знал всю историю семью Шрилы Свами Махараджа. Кроме того, они в течение многих лет жили вместе, практически, одной семьей. Поэтому Гуру Махарадж сказал, что если ему придется дать санньясу Шриле Свами Махараджу в ближайшее время, он будет нести ответственность за его семью в том случае, если вследствие этого возникнут сложности; это поставило бы его в очень затруднительное положение. Он посоветовал Шриле Свами Махараджу отправиться во Вриндаван и прожить там с полгода. Но Шрила Свами Махарадж отверг это предложение: «Нет, у меня нет времени! Мне нужна санньяса как можно с я уеду». Тогда Шрила Свами Махарадж добавил, что Шримати Бхаватарини Диди, его сестра, обещала взять на себя заботу о его семье. Она поддержала его: «Дада, принимай санньясу, бизнес не для тебя, ты не можешь заниматься им. Отправляйся проповедовать». Она заверила его, что будет опекать его семью. Но поскольку Шрила Свами Махарадж и Шрила Гуру Махарадж были очень близкими друзьями, Шрила Гуру Махарадж колебался. После настоятельных просьб Шрила Гуру Махарадж сказал: «Я дал санньясу Шриле Кешаву Махараджу, поэтому, если ты хочешь принять санньясу у меня, он может дать тебе мантры – это будет решением вопроса».

Часть Третья

Об имени «Бхактиведанта»

 Тогда Шрила Свами Махарадж спросил о том, какое у него будет имя, и Шрила Гуру Махарадж ответил: «Твое имя – Бхактиведанта и ты можешь взять к нему любой титул». Это имя Шрила Гуру Махарадж называл ему и ранее. Духовное положение Шрилы Гуру Махараджа в Сампрадае Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура было очень высоко и все относились к нему с большим почтением. Если в Сампрадае случались какие-либо сложности или кто-то сталкивался с особенно трудным вопросом, всегда обращались за помощью к Шриле Гуру Махараджу и следовали его совету. После ухода Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура почти все его известные духовные братья приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа, другие же обращались к Шриле Гуру Махараджу с тем, чтобы он направил их к человеку, достойному поддержать престиж Санньяса-Гуру. Шрила Мадхав Махарадж, человек очень высокой духовной реализации, как-то сказал Гуру Махараджу: «После Прабхупады – Вы мой Гуру». Хотя Шрила Гуру Махарадж не давал ему санньясы, он попросил его: «Я считаю Вас своим Санньяса-Гуру, но если Вы не дадите мне санньясу, дайте мне имя». Гуру Махарадж предложил ему два имени, одно из них было Шри Бхакти Дайита Мадхава, которое он и принял. Затем Шрила Мадхава Махарадж простерся перед Шрилой Гуру Махараджем в полном дандавате и отправился принимать обет отречения у другого санньяси. Все преданные превозносили Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а после его ухода чтили  Шрилу Гуру Махараджа как своего Гуру.
 

    Симхавалоканам
 Гуру Махарадж был очень тверд в самой сути учения Рупануга Сампрадаи, и за это все его глубоко уважали; однако он никогда не стремился к почестям, которые ему, тем не менее, всегда выказывали. Гуру Махарадж никуда не выезжал, напротив, все приезжали к нему и общение с ним  доставляло необыкновенное счастье. Например, Шрила Госвами Махарадж, занимавший в то время в Миссии очень высокое положение, в своей лекции, которую я записал на пленку, сказал: «Мы с огромным энтузиазмом проповедуем сознание Кришны, но время от времени нам очень интересно, что думает о нашей проповеди Шрила Шридхар Махарадж, как он оценивает ее. Если одобряет, мы ощущаем удвоенный прилив энергии!»
    Идя вперед, лев временами оборачивается, чтобы взглянуть назад. Это заложено в его природе и носит на санскрите название симхавалоканам. Поэтому Шрила Госвами Махарадж сказал: «Мы вкладываем в проповедь все свои силы, но иногда оглядываемся назад – что думает об этом Шрила Шридхар Махарадж?» И прибавил: «Это чувство испытываем все мы, собравшиеся здесь».

    Первый распространитель
     Возвращаясь в Индию после поездок по всему миру, Шрила Свами Махарадж всегда встречался с Шрилой Гуру Махараджем. Гуру Махарадж был очень рад этим рассказам о событиях и результатах поездок, а Шрила Свами Махарадж был счастлив тому, что «Шрила Шридхар Махарадж все одобрил». Они часто обсуждали тончайшие нюансы сознания Кришны. Эти беседы касались очень высоких тем, и я безмерно счастлив тому, что у меня была возможность слушать их. Они с большой любовью относились ко мне. Нас, брахмачари, было в Матхе очень немного, и я все время находился подле Гуру Махараджа, поэтому на меня проливалась их милость. В юности я жил в доме Шрилы Свами Махараджа и руководил местным отделением Шри Чайтанья Сарасват Матха на Сита Канта, Банерджи Лэйн, 7. Гуру Махарадж велел мне изучать Шримад «Бхагавад-Гиту» под началом Шрилы Свами Махараджа в то время, когда сам он уезжал в Калькутту. Гуру Махарадж много раз брал меня с собой, отправляясь проповедовать. Помимо этого я проповедовал на Бара Базаар, ходя от магазина к магазину, но тогда у меня не было книг для распространения. Шрила Свами Махарадж говорил мне: «Раздавай журнал «Back to Godhead» («Обратно к Господу»)». Он выпустил два или три номера, но за недостатком средств не мог продолжать его публикацию. В комнате его хранились стопки экземпляров. Кто будет распространять его? Никто своих услуг не предлагал. Поэтому Шрила Свами Махарадж сказал мне, когда я пришел: «Возьми журнал и раздавай его от двери к двери. Таким образом, я стал первым распространителем «Back to Godhead»».

    Я не боюсь вопросов
Итак, богатство приходило ко мне разными путями. Богатство означает любовь Гуру. Возможно, я был недостоин ее. Я даже не закончил школы. Я был непослушным мальчишкой. Учитель наказывал меня каждый день, поэтому я не приходил в школу и, следовательно, не занимался. Но всем знаниям, которые я приобрел, я обязан Гуру Махараджу. У меня нет страха. Многие боятся вопросов, но я очень люблю, когда мне их задают. Это – по милости Гуру Махараджа и Вайшнавов. Я всегда говорю: «Я люблю отвечать на вопросы, вы можете спрашивать все, что вас интересует в сознании Кришны». Я ничего не боюсь, потому что так долго слушал Гуру Махараджа, что приобрел определенное понимание; если я чего-то не знаю, их милостью оно придет ко мне. Например, английский язык – сейчас я на нем говорю, но мои друзья здесь хорошо помнят то время, когда мы вместе ехали в поезде и не могли сказать друг другу ни слова! А сейчас я могу говорить на нем…
    По милости Шрилы Гуру Махараджа, после ухода Шрилы Свами Махараджа, Гуру Махарадж принял всех его спутников и учеников. Он был очень близким и любящим другом Шрилы Свами Махараджа и поэтому принял всех его последователей и старался способствовать развитию движения сознания Кришны. И сейчас, как вы видите, оно развивается.

 

В Гаудия Матхе Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду принято называть, как и всех остальных вайшнавов, принявших отреченный образ жизни, по санньяса-имени: Шрила Свами Махарадж.

    В Шри Чайтанья Сарасват Матхе Шрилу Б.Р.Шридхара Махараджа называют Шрила Гуру Махарадж, показывая таким образом огромную любовь и почтение к этому вайшнаву.

 

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования