харекришна.ру :: Библиотека :: Статьи

Вселенская милость

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Выступление Его Божественной Милости
Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа
в Лоден Нельсон Центре, город Санта-Крус, Калифорния,
 30 июня 1992 года


ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

ванчха-калпатарубхйаш`ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

намо маха-ваданйанйа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна чайтанйа-намне гаура-твише намах

     Уважаемые преданные, мои духовные братья и сестры, достопочтенные леди и джентльмены, вашей милостью я смог приехать сюда, чтобы встретиться с вами и общение наше я хотел бы посвятить сознанию Кришны. Познания мои неглубоки и, более того, мой английский весьма несовершенен, но, поскольку вы очень расположены и неизменно благожелательны ко мне, я постараюсь сказать несколько слов о сознании Кришны.
 

    Позиция Шрилы Прабхупады
    Зачем я приехал сюда, на Запад? Много лет назад великий полководец сознания Кришны, Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ощущал настоятельную необходимость проповеди сознания Кришны, особенно в западном мире. Он не мог откладывать выполнение этой задачи и потому постарался приехать как можно скорее. Он приехал сюда один. Но что заставило его сделать это? Чего в действительности он хотел и почему? Имея непосредственное отношение к этому сознанию, я могу сказать, что его привело сюда понимание того, что является жизненно важным для обусловленной души. Тот, кто это осознает, не может не поделиться этим знанием с другим. Такова была позиция Шрилы Прабхупады. Он испытывал сострадание к обусловленным душам, претерпевающим бесчисленные страдания в мире материи. Обусловленные души не способны понять что является благом для их истинной жизни, их вечной жизни. Это чувство привело его на запад. Конечно же, он следовал велению своего Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, но он был не единственным, кому об этом говорил его учитель.
       Стремление принести благо другим всегда жило в сердце Шрилы Свами Махараджа. У него не было ни денег, ни достаточного опыта, но его большое доброе сердце было исполнено любви и горячего желания помочь ближнему. Эти качества не позволяли ему мириться с невежеством джив, лишенных сознания Кришны, и он решился приехать на Запад как можно скорее. Он прикладывал немалые усилия для распространения сознания Кришны и, хотя в течение первого года его преследовали неудачи и лишения, его настойчивость и глубокое сострадание в конце концов принесли его проповеднической миссии ошеломляющий успех.

           Он начал в одиночку, но – эко `хам баху сйам -  «Я, Единый, становлюсь многим». Так сказано в  Упанишадах. Бхагаван, Всевышний Господь, вначале был Един, но затем, исполненный Любви, проявил Себя во множестве Форм. Подобным образом Шрила Свами Махарадж, чье сердце переполняла божественная любовь, стремился распространить сознание Кришны. Он сознавал, что для обусловленных душ это является безотлагательной необходимостью; что ждет их, если они не получат этого? Как они будут жить?
         Он не мог оставаться равнодушным к тому, что обусловленные души вынуждены бесконечно вращаться в круговороте иллюзорного бытия. Решимость его была очень велика. Он хотел развеять эту тьму и, прежде всего, ту, что царила в западных умах.
 

    Сознание Кришны бесконечно
   Я приехал сюда, чтобы встретиться со всеми вами – моими друзьями и семьями моих друзей. Встретиться с вами мне позволила ваша милость. Милость – это проявление вашей любви. Она побудила меня приехать к вам, и ростки этой любви появились благодаря свету сознания Кришны. В противном случае я жил бы в Индии, а вы – в Америке, в странах, разделенных огромными расстояниями. Но привязанность, взаимное притяжение и любовь, которые возникли благодаря сознанию Кришны, дали мне возможность приехать сюда и увидеться с вами. Что я могу вам дать? Вам доступны все материальные блага. Но сознание Кришны бесконечно. Мы можем лишь начать и продолжать следовать ему, но достичь его пределов невозможно. Оно бесконечно. Сознание Кришны не имеет пределов.

    Голока Вриндавана
    В служении Кришны есть несколько типов взаимоотношений и переживания в них столь же бесконечны. Наша связь с Бесконечным всегда придает бесконечность нашим взаимоотношениям с Ним. И наше настроение служения будет всегда иметь бесконечное продолжение в этом Бесконечном Мире. Такова Голока Вриндавана. Некоторые считают высшим планом Паравйому или Вайкунтху, однако самым важным является практика сознания Кришны, это – цель нашей жизни. Наше истинное «я» обладает духовной природой, оно неподвластно времени и у него есть возможность вступить в мир служения. Если по милости возвышенной души мы обретем связь с Духовным Миром, то наши самые заветные чаянья найдут там свое осуществление. Об этом беспокоилось сердце Шрилы Свами Махараджа. Разными способами он пытался начать свою миссию в Индии, но, в конце концов, пришел к решению: «Мое место на Западе, я попробую проповедовать там».

           Все религии ведут нас горними путями: одни – на небеса, другие – на Вайкунтху, третьи – на Голоку; каждая из них обращает наши взоры наверх, а не вниз. Это цель каждой религии.
        Большинство людей испытывает определенный интерес к индийской религии. В действительности, нет религии индийской или американской, есть только религия дживы. Джива существует вечно, обладая способностью мыслить, чувствовать и волить. Она исповедует религию служения Кришне, своему Господу, служения, которое она оказывает на Духовном Плане. Здесь она находит всю полноту счастья, божественного экстаза, очарования и Неземной Любви. Все, что мы, пребывая в обусловленном состоянии, ищем в этом материальном мире, находится вне его, в Духовном Царстве, где Божественная Любовь всегда ждет, чтобы заключить нас в свои сладостные объятия. Таково истинное положение души и тот, кто способен это понять, не может не поделиться этим даром с другим. Это сознание Кришны.
         Пробудившись и соприкоснувшись однажды с этим сознанием, мы никогда не сможем оставить его. Мы должны следовать шаг за шагом к Враджадхаме, Голоке Вриндавана. Такова религия всех джив.

    Время от времени сюда приходят милостивые махатмы, или великие святые учителя, чтобы дать нам возможность подняться над этим иллюзорным окружением. Одни религии ведут нас на небеса, другие – на Брахмалоку, третьи – на Вайкунтхалоку; все они освещают пути к высшим сферам. Но, в конечном итоге, все Писания и самые близкие слуги Кришны воплощаются в этом материальном мире, чтобы показать нам высшую цель нашей жизни – Служение нашему Божественному Возлюбленному, Господу Шри Кришне. Знающий это обязательно приведет нас к Кришналоке. Этими проводниками являются садху. Садху не ищут наслаждений, они одаривают ими других, но в этих наслаждениях нет ни тени мирского, лишь надмирная радость, блаженство, упоение. Кришналока или Голока Вриндавана  замечательно описано в «Брахма Самхите», «Шримад Бхагаватам» и других Писаниях, раскрывающим нам Божественное Знание и сладость служения в Божественном Мире.
    Итак, я приехал увидеться с вами, но отнюдь не для взаимного услаждения чувств или обмена преходящим и суетным. Вы мои братья и сестры в Боге, мои духовные родственники.

Часть Вторая

      Атма, душа, пришла из безбрежного океана энергии, и все мы являемся его частицами. В этом смысле все мы родственники. Когда известный садху, приехав из Индии, обращается к аудитории: «Мои американские братья и сестры…», каждому приятно слышать это. Мы действительно связаны братскими узами на высшем плане реальности, там, где нам знаком извечный, нетленный образ друг друга, называемый чайтанья-дживатма, где все помыслы наши заняты служением Божественному Возлюбленному, Господу Шри Кришне. В этом смысле мы все связаны друг с другом. Мы должны помогать друг другу совершенствовать сознание Кришны, и тогда мы без труда достигнем своего предназначения. Так советуют Писания.
    Таким образом, мне необходимо общение с вами. Я чувствую огромную любовь и привязанность с вашей стороны, в которых нет ничего мирского и суетного. В общении с вами я, возможно, смогу поддержать вас на пути к нашему истинному предназначению, показать вам то, что является истинно вашим и раскрыть богатство вашей души. Я должен попытаться помочь вам, а вы, со своей стороны, можете вдохновить меня на такое Трансцендентное Служение. Я очень надеюсь на это. У вас есть многое в этом материальном мире, но самое важное - это постоянное, непрекращающееся желание жить в сознании Кришны. Такое стремление не имеет пределов и, возрастая, наполняет душу все более прекрасными и сладостными чувствами. Направьте на это всю силу ваших сердец и, проповедуя сознание Кришны, вы сможете принести неизмеримое благо другим. Я постараюсь помочь вам в этом и ответить на вопросы, которые возникают в вашей духовной практике.

    Мое посредственное владение английским языком не позволяет мне прочесть лекцию на должном уровне и в этом затруднительном положении мне было бы легче отвечать на ваши вопросы. Будучи тесно связанным в течение долгого времени с движением моего Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, я получил от них некоторую милость. Кроме того, это мой долг по отношению к каждому из вас. Если я смогу помочь вам достичь внутреннего удовлетворения в вашей практике сознания Кришны, то мое служение одарит меня тем же чувством. Поэтому, если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте их, я с радостью отвечу на них.

    Вопрос: Мы привлеклись сознанием Кришны благодаря великой душе, но случается так,  что мы не всегда полностью, до конца следуем ему. Что может помочь нам идти к своей цели, не сворачивая с полпути?
    Шрила Говинда Махарадж: Это замечательно важный вопрос, я очень вам за него благодарен. Он относится не только к вам, но и ко всем нам. Мы предались Лотосным Стопам Шри Кришны и пытаемся следовать к своей цели, но в жизни возникает такое множество помех и препятствий, что эта цель начинает казаться недостижимой. Здесь мы должны помнить следующее: первое, если мы совершенно предались Лотосным Стопам Кришны, Он обязательно увидит нас. В этом нет места сомнению. В Писаниях сказано:

сакрид эва прапанно йас тавасмити ча йакате
абхайам сарввада тасмай дадами этад вратам мама

                                                                 ("Шри Шри Прапанна дживанамритам ", 9.4)

    Господь Рамачандра сказал это о Бибхишане. Все желали изгнания Бибхишаны. Бибхишана приходился братом Раване, а Равана был врагом Рамачандры, поэтому все решили, что Бибхишана – не кто иной, как шпион и лазутчик. Однако Рамачандра сказал: «Шпион он или нет – какая разница, коль скоро он принял Мое покровительство, я обязан защищать и обещать ему полную безопасность».
Поэтому, принимая прибежище, необходимо в первую очередь задаться вопросом: нет ли в нас самих недостатков и несовершенств? Иначе, почему начав, мы оставляем сознание Кришны. Случается, что многие перестают практиковать его в силу возникающих в их жизни препятствий. Есть ли способ обойти или устранить их? Он есть и заключается в следующем:
    Кришна говорит:

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж джошанад ашв-апаварга-вартмани
шраддха-ратир бхактир анукрамишйати

                                                        ("Шримад-Бхагаватам", 3.25.25)

    Нужны хорошие друзья и благотворное общение, это даст нам возможность счастливо избежать трудностей пути.
    И второе: совершенная преданность открывает сердце вере, посланнице горней обители, которая поселяется в нем, ограждая и укрепляя нас. Тот, кто полностью предан Кришне в Его Образе Гуру или садху, всегда находится под Его защитой. Вопрос лишь в том, когда Кришна примет такого преданного и сколько времени Он уделит ему. Однако это не должно вселять в нас уныние. Мы сами поймем когда время настанет. Оно может наступить очень скоро – в самом ближайшем будущем – или спустя долгое, очень долгое время. Сколько займет это ожидание? Быть может, несколько жизней, но что они значат в сравнении с бесконечностью? Кришна – вот единственный источник наших надежд и упований. И если мы хотим вырваться из пут материального существования и достичь своего предназначения, то общение с преданными Кришны будет для нас жизненно важным. Такое общение способно освежить и укрепить душу и ум.

    Господь Капиладева сказал Своей Матери, Девахути: «Матушка, не волнуйся. Ты женщина и тебе недоступно ни чтение Вед, ни занятия йогой, ни многое другое, но, тем не менее, у тебя нет повода для беспокойств. Мои преданные, занятые в служении Мне двадцать четыре часа в сутки всегда доставляют Мне истинную радость. Старайся лишь держаться их общества, это окажет твоей душе огромное благо». Здесь имеется в виду шраванам, киртанам, ванданам. Господь говорит: «Если знания обо Мне ты получаешь от Моих преданных, радостно воспеваешь с ними Харе Кришна маха-мантру и славишь Меня, то лучшей духовной практики тебе не найти. В результате ее ты обретешь твердую, неколебимую преданность и сильную привязанность к Моему Трансцендентному Образу». Для тех, кто следует этому пути, необычайно важны истинная садху-санга и общение со святыми.

    Садху-санга бывает двух видов: шастра-бхагавата (Святые Писания) и бхакта-бхагавата (общение со святым). Когда мы лишены общения с садху, помощь и опору можно найти в святых книгах. В этот век такой вид садху-санга очень поддерживает и направляет практикующих. Наш Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж оставили после себя много святых книг, полных духовных наставлений. Чтение этих книг придает сил и позволяет беспрепятственно следовать к духовной цели.

    Поэтому, если у меня нет возможности непосредственного общения с садху, я должен читать его книги. Другое средство, доступное нам – напрямую обращаться к Кришне, произнося Его Святое Имя, Харе Кришна маха-мантру. Этот способ возможен только в Кали-югу, им нельзя воспользоваться в другие эпохи. Он дает обусловленным душам Кали-юги благоприятнейшую возможность общения с Кришной, ведь в образе маха-мантры Кришна являет Себя в Своем Имени. Харе Кришна маха-мантра и Кришна неотличимы друг от друга. Этому учат все Писания.
    Имя и Личность суть одно. Они духовны и вечны. Если мы будем воспевать Святое Имя без оскорблений, с верой и почтением, мы вступим в непосредственное общение с Кришной, а наше желание служить Ему усилится.
    Итак, в нашем распоряжении три метода. Мы можем воспользоваться всеми тремя одновременно, что принесет нам большую пользу; но какой бы из них мы не избрали, мы должны оказывать почтение Харе Кришна маха-мантре, воспевать Харе Кришна и стремиться к святому общению с Ним. И если в духовной практике мы лишены возможности общения со святым человеком, садху, мы всегда можем получить совет, читая святые писания. Это поможет нам в достижении цели.

Часть Третья

    Вопрос: Когда Шрила Прабхупада приехал на Запад, он повсюду щедро раздавал сознание Кришны. Спустя годы многие из нас приобрели, возможно, не совсем правильные привычки, например, повесив на стену изображение Радхи-Кришны, мы не воздаем им должных почестей, не кланяемся, говоря «Харибол» и т.д. Следует ли нам здесь, на Западе, попытаться изменить свое отношение к этому?

    Шрила Говинда Махарадж: Если бы Шрила Прабхупада сразу открыл то, что он хотел принести западному миру, вряд ли это кто-либо смог бы усвоить. Шрила Прабхупада стремился широко распространить на Западе сознание Кришны. Давая сознание Кришны, он определял процесс и необходимые условия. «Вы хотите воспевать Харе Кришна? Будете ли вы следовать четырем ограничительным принципам*?» (*не играть в азартные игры; не употреблять опьяняющих веществ; не вступать во внебрачные половые отношения; не есть мяса.) «Да». Тогда он давал мантру и наставлял: «Вы должны воспевать ежедневно шестнадцать кругов и следовать четырем ограничительным принципам. Если вы хотите вести жизнь брахмачари, вы можете жить в матхе или, если хотите, оставаясь в Матхе, жить как грихастха».  Он предоставлял и такую возможность. Он знал образ жизни людей западного мира, насколько Запад отличается от Индии. Культуры Индии и Запада очень различны. В Индии на собраниях женщины сидят по одну сторону, мужчины – по другую. Это совсем не похоже на то, что принято на Западе.
    Здесь, в Америке, в Австралии, я повсюду вижу за рулем женщин, они водят не только легковые, но и огромные большегрузные машины. Они легко управляют ими, чувствуя себя совершенно раскованно. Здесь принято оказывать всем знаки уважения, я особенно замечал это в Австралии. Мы стояли на дороге, а мимо на большой скорости промчалась машина с женщиной за рулем. Хотя она не знала нас, а мы – ее, она все же приветствовала нас, оказав нам уважение.

    Почему Шрила Прабхупада ввел 4 ограничительных принципа
    Культуры Индии и Соединенных Штатов различны, как и образ жизни их жителей. Прабхупада рассуждал следующим образом: «Если я дам им сознание Кришны согласно индийскому укладу, они не смогут принять его». Поэтому он дал определенный метод, следуя которому необходимо придерживаться четырех ограничительных принципов. Привычки, регулируемые этими принципами, здесь распространены очень широко. Все пьют алкогольные напитки, разве что за исключением тех, кому это не позволяет здоровье. Отец, мать, жена, дети – все пьют, сидя за общим обеденным столом. Во взаимоотношениях полов здесь тоже нет особых запретов или ограничений; каждый волен поступать сообразно своим желаниям. Запад предоставляет много свобод и, увидев это, Прабхупада решил ввести эти ограничительные принципы. Он полагал так: «Если они смогут соблюдать их, они уже достигнут много на пути к Кришне».

    16 кругов Маха-мантры
    Что касается ежедневного воспевания шестнадцати кругов, он рассудил так: «Они ничего не знают о Кришна-наме, Хари-наме». Поэтому он говорил: «Прежде всего воспевайте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Воспевайте! Воспевайте! Потом вы поймете, что за этим стоит».
    Когда я впервые услышал эту мантру, я был очень мал, двенадцати лет от роду. Я не знал санскрита, на котором явлена эта мантра. Брахманы дают мантры для медитации, но на вопрос, что они значат, обычно отвечают: «Этого знать необязательно. Просто медитируйте на то, что я сказал вам и мантра раскроет свой смысл вашему сердцу». Таков их совет. Маха-мантра действительно трансцендентна и сама явит себя вашему сердцу.
    Шрила Свами Махарадж советовал всем: «Воспевание шестнадцати кругов составляет ежедневный минимум. Лишь таким образом к вам придет привычка к воспеванию. Сначала она должна укорениться и тогда ваша духовная практика станет значительно легче. Когда в сердце усилится искреннее духовное устремление, с высшего плана немедленно придет помощь. Таковы основные этапы этого процесса». Прабхупада не всегда обо всем говорил вам, однако каждого спрашивал: «Будете ли вы следовать четырем ограничительным принципам?» «Да, сэр». «Вы будете воспевать Харе Кришна?» «Да». «Прекрасно. Тогда берите эти четки и воспевайте ежедневно шестнадцать кругов». Так он наставлял каждого.

    Кришне нужно лишь наше сердце
    Кришна очень милостив. Его не заботит внешняя, видимая сторона деятельности преданного. Кришне нужно лишь его сердце. Он хочет видеть, есть ли в служении Ему любовь и привязанность. Кришна хочет этого. Его не интересует американец вы или индиец, в какой части света вы родились. Кришне нужны только чистая любовь, устремленность к Нему, привязанность, полные искренней веры. Обнаружив это, Он не может не воздать в ответ Своей милостью. Однако практикой этого достичь трудно, она лишь вспомогательное средство. Если я стану говорить «Харибол, Харибол», окружающие примутся мне подражать, повторяя «Харибол». Таким путем они получат определенную самскару (приобретенные привычки или представления).

    Сознание Кришны вне религий и верований
    Сравнить самскару Востока и Запада практически невозможно, но и у вас, и у них есть право практиковать сознание Кришны. Сознание Кришны существует вне всяких религий и верований. Сознание Кришны – единственная насущная потребность дживы. И Прабхупада постарался дать это знание Западному миру.

    Писания и башмаки
    Индийская и Западная культуры очень различны. Я вспоминаю одного преданного, ученика Шрилы Свами Махараджа, который практиковал сознание Кришны на протяжении пятнадцати лет. Когда мы встретились в Набадвипе, у него с собой была сумка, и он обратился ко мне с просьбой: «Махарадж, я уезжаю на 2-3 дня в Калькутту; могу я оставить свою сумку в Вашей комнате?» Я ответил: «Да, Прабху, конечно». Он оставил ее у меня. Я ушел, не посмотрев, куда он поместил свою поклажу, а когда вернулся, обнаружил ее возле двери. Я обратил внимание, что внутри сумки виднелась пара огромных башмаков. Мне пришла в голову мысль: «Нет ли в сумке каких-нибудь святых вещей?» Поэтому я немедленно вытащил из нее обувь и увидел «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагават-Гиту». Это привело меня в замешательство, которое я попытался разрешить следующим образом. Я обратился с извинениями к Кришне: «Он не понимает что к чему. Прошу Тебя, прости ему эти оскорбления  и меня за то, что я их не предотвратил».
    Когда спустя несколько дней этот молодой человек вернулся, я сказал ему: «Ох Прабху, что ты наделал! Ты положил свои башмаки поверх «Бхагаватам» и «Гиты». Это очень скверно». Он возразил: «Нет, Махарадж, я не клал обуви в сумку. Возможно, кто-то другой положил ее туда». Я отвечал: «Нет, Прабху, никто, кроме тебя, в мою комнату не входит и ничего в ней не трогает. Здесь каждая вещь находится на своем месте. Один я знаю, что где лежит». Однако он решительно отрицал: «Нет, Махарадж, я не мог сделать такого. Я практикую сознание Кришны вот уже пятнадцать лет, и знаю что есть что. Я не мог сделать этого ни при каких обстоятельствах!» В заключение, придя к мысли, что я, должно быть, рассержен на него и, испытывая ко мне очень трогательную привязанность, он разрыдался. Я обнял его, плачущего и сказал: «Я верю, что ты этого не делал. Ты утверждаешь, что это сделал не ты и я охотно тебе верю. Утри слезы и воспрянь духом». Услышав это, он перестал плакать, и лицо его осветилось счастьем. Желая выразить мне свои уважение и свою любовь, он упал в полный дандават, дандават пранам. Но как раз в это время он воспевал на четках. Куда, по-вашему, он положил свои четки, имея большой – пятнадцать лет – стаж в сознании Кришны? Ничтоже сумняшеся, он положил свои молитвенные четки поверх своих башмаков! Этот пример дает представление о том, что означает самскара.
    Он положил четки прямо на свои огромные башмаки. Он решил так: «Это самое высокое место. Если я положу их на пол, это будет оскорблением, нужно найти место повыше». Увидев, что башмаки образуют некоторое возвышение, он и поместил на них свои четки.
    Я сказал ему: «Ох Прабху, что же ты сделал? Ведь этого делать нельзя». Тут он окончательно расстроился и проговорил: «О Махарадж, я не кто иной, как млеччха. Простите мои оскорбления. Я не имею ни малейшего представления о том, что верно и что неверно. Прошу Вас, простите мне мои оскорбления».
Я вновь обнял его со словами: «Кто я такой, что ты просишь у меня прощения? Кришна обязательно простит тебя, ведь Он знает причины всех поступков. Ты обрел счастье, следуя сознанию Кришны и это свидетельство твоих высочайших духовных качеств. Кришна не видит, куда ты кладешь четки из Туласи, но я должен  это видеть, потому что с детства воспитан в духе индийской философии. Но ни индийская, ни западная философии не приведут освобождению, как не приведут и к преданности. Подлинное освобождение и преданность придут из сердца. И у тебя именно такое сердце. Поэтому не волнуйся, Прабху».

    Два пути к преданности Богу
    Я еще раз обнял его и привел шлоку из Писаний:

муркхо вадати вишнайа дхиро вадати вишнаве
убхайос ту самам пунйам бхаваграхи джанардданах
                                                                 (Шри Чайтанйа Бхагавата, Ади 11.108)

    На этом материальном плане бытия Кришне ничто не доставляет такой радости, как настроение преданности. К преданности можно прийти двумя путями. Один из них предполагает точное следование указаниям Вед, без понимания их внутреннего смысла. Все положения и наставления Вед ведут нас к обретению преданности. И Кришна очень милостив к тому, кто без остатка предан Ему. Но какими бы богоугодными ни казались подношения тех, в ком не преданности, Он оставит их без внимания.
    Я объяснил ему значение этой шлоки и на лице его показалась счастливая улыбка. Я прибавил: «Никогда больше не делай этого. Ты можешь нанести оскорбление, но не от своего, а от моего имени, потому что я знаю что хорошо и что – нет. Ты этого не знаешь, поэтому Кришна простит тебе, но не простит мне, за то, что я это допускаю. Кришна знает, что мне с детства привиты должные навыки, тогда как тебе они в новинку. Ты считаешь, что если башмаки выше уровня земли, на них можно положить четки. В этом ты совершенно безгрешен».

    Кришна ждет любви
    Если малышу случится испачкать пеленки на коленях у матери в то время, когда она ест, разве она сбросит его брезгливо на пол? Она вымоет дитя и окружит его еще большей лаской и нежностью. Кришна относится к нам как мать и как отец, Он неизменно добр и милостив к нам. От Него исходит огромный поток любви, на который мы едва ли в состоянии ответить. Он постоянно занят поиском заблудшей дживы, задаваясь вопросом: «Когда же она наконец вернется домой?»
Кришна предоставил дживе вечное право свободы выбора. Обладая этой свободой, джива может оставить материальный мир, отдавшись Божественному Служению Кришне. Он дает ей свободу именно для этого. Он ждет служения, ждет любви. Он полон любви и ищет возможности обменяться ею с дживой. Поэтому Кришна не замечает наших недостатков. Нужно лишь искреннее желание служить Ему, то единственное, что Он видит в нас.
    Мы должны следовать определенным правилам и предписаниям, это благоприятно и благочестиво, однако не существенно. Это существенно лишь с точки зрения общественного правопорядка. Шрила Гуру Махарадж говорил, что система варнашрамы есть способ «найти оптимальное положение в окружающем мире» и «гармоничные взаимоотношения с природой». Таков ее смысл. Всем нам необходимы гармоничные взаимоотношения с природой. Но даже если мы не сможем наладить их, Кришна никогда за это не разгневается и не отвернется от нас, увидив подлинное настроение преданности. Это ответ, Прабху, на ваш вопрос.

Окончание

    Вопрос: Какими мы должны представлять себе Кришну во время воспевания Мантры? И какое положение в сравнении с Ним следует отводить себе, чтобы сохранить сознание Кришны?

    Шрила Говинда Махарадж: Однажды, во время обряда получения Хари-нама-дикши, инициируемые спросили Шрилу Гуру Махараджа: «О чем нам следует думать во время воспевания Харе Кришна?» Гуру Махарадж ответил: «Не нужно ни о чем думать. Вы должны лишь знать, что Харе Кришна Маха-мантра трансцендентна. Если вы правильно воспеваете эту мантру, вы сможете постичь ее своим сердцем. Правильно воспевать значит избегать десять оскорблений. Во время воспевания вы должны молить Святое Имя: «О Харе! О Кришна! Пожалуйста, яви Себя моему сердцу»».

    Господь может явить Себя в сердце любого из нас
    Мантра содержит призыв к Господу. Харе Кришна означает Радха Кришна, по вам необязательно знать ее буквальный смысл. Вам нужно лишь знать, что Кришна – это Всевышний Господь и в этом преходящем мире Он являет Себя в Образе Харе Кришна Маха-мантры. Он может проявить Свой полный Образ в сердце любого из нас; это в Его власти. Святое Имя Кришны неотличимо от Самого Кришны, поэтому я молю Харе Кришна Маха-мантру: «Пожалуйста, яви Себя моему сердцу, дай моему языку ощутить Твой Божественный Танец». Не нужно думать ни о чем другом. Этому учил нас Шрила Гуру Махарадж. Мы живем в материальном мире и язык наш тоже материален, а материальное не может произнести Трансцендентное Имя.

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

    Имя, Образ, Достоинства и Игры Кришны духовны, в то время как мы находимся в материальном мире и наделены материальным сознанием. Здесь мы не можем правильно воспевать Кришна-нам. Это невозможно. Материальное и духовное несовместимы, но материальное может преобразиться, соприкасаясь с духовным. И мы должны молить Кришну: «Пожалуйста, надели меня духовными качествами и яви моему сердцу Твой Образ, позволь моему языку вкусить сладость Твоего танца. Молю Тебя об этом». Когда Кришна откроет Себя нашему сердцу, тогда мы почувствуем, мы поймем – мы можем обрести качества надмирной реальности. Таков был ответ Шрилы Гуру Махараджа.
 

    Вопрос: Однажды в парке преданный дал мне книгу, из которой я узнал Харе Кришна Маха-мантру. Я начал воспевать и вскоре почувствовал, что окружающий мир больше не привлекает меня. Однако я никогда не получал разрешения на воспевание или наставлений вайшнава высокого уровня. Сейчас я думаю, что, возможно, совершаю оскорбления. Что мне делать? Чем мне следует руководствоваться?

    Шрила Говинда Махарадж: Тем или иным способом вы уже получили связь с Божественным планом, и произошло это по милости Кришны. Вы приобрели вкус к воспеванию Кришна-нама, следовательно, наитие пришло к вам свыше, озарив ваше существование.
    В жизни Дхрувы Махараджа, у которого тоже не было Гуру, произошло следующее. Мать сказала ему: «Если ты хочешь получить богатство, ступай к Лакшмипати-Нараяне, Вишну. Постарайся умилостивить Его. Он отправился в джунгли, не имея ни малейшего представления о том, как совершать тапасью (аскезу), как и о многом другом. Но, поскольку мать наказала ему: «Лишь медитируй на Нараяну», он, преисполненный веры и решимости, пытался следовать ее совету. Он стал размышлять: «Я должен умилостивить Нараяну». На этой мысли он попытался сосредоточиться и Нараяна, пребывающий в сердце каждого живого существа, в тот же миг понял, чего хочет Дхрува. Он сказал Нарада Муни: «Нарада, этот мальчик хочет обрести связь со Мной, но это возможно только через достойного посредника, такого, как ты». Такое посредничество возможно в  линии ученической преемственности. Мантра нисходит в этот мир, передаваясь из сердца в сердце и таким образом проявляется в сердце преданного. Кроме того, существует особая милость, которая может пролиться на каждого из нас. И вместе с тем, все же необходимо получить непосредственную связь с Трансцендентным Словом, возможную лишь в линии ученической преемственности. Поэтому Нараяна сказал Нараде: «Иди и посвяти его в Мантру». Нарада дал посвящение Дхруве Махараджу и благодаря этой Мантре Дхрува удостоился даршана (возможности созерцать божественный Образ) Нараяны.

    Нараяна не намерен нарушать им же установленных правил. Влечение ума и внутренняя расположенность к Святому Имени сами по себе не несут оскорблений, оскорбительно незнание правильного процесса воспевания Харе Кришна Маха-мантры. Существует десять видов оскорблений, которые необходимо избегать и, кроме того, Мантра должна прийти из истинного источника. Мантру можно прочесть в книге или от кого-нибудь услышать, но она не принесет должного результата. Определенный эффект, конечно же, будет. Любой может услышать и привлечься ею. Это называется намабхаса – отзвук Имени, неясный, смутный образ Его. Вашим обретением может стать такая намабхаса. Святое Имя не может принести вреда, Оно приносит только благо, в этом нет сомнения. Но нужно обратиться к  достойной личности, которая даст вам духовное семя этой Мантры и наставления по правильному воспеванию Святого Имени.
Я могу посоветовать вам избегать десяти видов оскорблений, что немедленно скажется на вашем духовном продвижении. Но необходимо еще принять наставления. Учитель нужен всегда, где бы мы не учились – в начальной, средней или высшей школе. Даже чтобы съесть что-нибудь правильно – тоже нужен совет.
 

    Вопрос: Мне хотелось бы, чтобы в Санта Крусе развивался центр сознания Кришны, но здесь, похоже, существуют два лагеря: лагерь Шрилы Шридхара Махараджа и лагерь ИСККОНа. Можете ли вы предложить что-нибудь для того, чтобы соединить их в единое целое?

    Шрила Говинда Махарадж: Я приехал сюда не для сектантской пропаганды. Я живу в том сознании, в котором мои наставники, мои Гуру общаются свободно и беспрепятственно. Оба они – Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж – мои Гуру. Шрила Шридхар Махарадж – мой Гуру-наставник и мой Дикша-Гуру (Гуру, давший посвящение). Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, по милости Шрилы Шридхара Махараджа – тоже мой Гуру-наставник. Поэтому единственное, чего я хочу – это следовать сознанию Кришны. У меня нет партийных пристрастий. Я не знаю, кто какой партии принадлежит, кто живет в Индии, а кто – в Америке. Я не ищу различий. Мы хотим следовать сознанию Кришны – тому, что мы получили от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Это наша линия преемственности. И в этой линии мне выпала невероятная удача быть учеником двух Гуру, и многих других. Но эти двое – мои высшие наставники и Гуру, я стараюсь следовать их указаниям и их духовному пути. Именно это я проповедую всем своим друзьям и тем, кто верит мне. Я занимаюсь проповедью сознания Кришны, а не выявлением личностей, заслуживающих или не заслуживающих, на мой взгляд, доверия.

    Величайшее препятствие
    Духовное продвижение невозможно без таких качеств, как смирение, терпимость и почтение к другим. Этот путь указал нам Махапрабху. Вы знаете эту шлоку, третью шлоку из «Шикшаштакам». Чтобы достойно воспевать Святое Имя, необходимо смирение, оно должно стать неотъемлемым свойством вашей души наравне с терпимостью и уважением к другим. Благодаря этим качествам можно легко избежать вайшнава-апарадхи. Вайшнава-апарадха – это величайшее препятствие при воспевании Харе Кришна Маха-мантры. Через вайшнавов Маха-мантра нисходит сюда с высшего плана. Она распространяется в этом мире через Панча-таттву – Шри Кришна Чайтанью, Прабху Нитьянанду, Шри Адвайту, Шри Гададахару и Шриваса Тхакура. Но если вы наносите Им оскорбления, Маха-мантра не явит вам Своего благодатного Образа. Махапрабху говорил о необходимости избегать вайшнава-апарадхи и девяти других оскорблений Харинама. Суметь избежать их довольно нетрудно.
 
    Самая насущная потребность
    Что важнее – нос или дыхание? С отсутствием носа можно смириться, но, перестав дышать, мы погибнем. В чем назначение жизни? Мы живем для того, чтобы следовать сознанию Кришны. Это то, что нам всем необходимо. Самой насущной, жизненно важной потребностью каждой дживы является сознание Кришны. Кто мы такие при этом – не столь важно. Ученик ты Шрилы Шридхара Махараджа или Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – это не имеет особого значения.
    Существенно лишь то, что нам необходимо практиковать сознание Кришны под руководством истинного вайшнава, того, кто обладает тремя вышеупомянутыми качествами, кто развил в себе истинное понимание сознания Кришны и кто сведущ в Трансцендентном Знании о Шри Кришне. Общение с ним должно стать частью нашей жизни. Мы должны искать их общества, слушать их возвышающие душу беседы. В ИСККОНе или в Матхе Шрилы Шридхара Махараджа инициирован преданный – для меня значения не имеет, важно лишь одно: является ли общение с ним садху-сангой и где бы ни был садху, я буду стремиться к общению с ним. Садху не делает различий между лагерями и партиями, он видит лишь уровни преданности. Чистая преданность, и только она привлекает его. Я стараюсь следовать тому же. В каждом я хотел бы видеть друга и доброжелателя, но не врага. Это заложено во мне с детства. Я делаю поклоны каждому, кого встречаю на своем пути. Я не наношу оскорблений вайшнавам. Я не хочу оскорбить преданного если он принадлежит не к нашей, а, например, Рамануджа- или любой другой Вайшнава-Сампрадайе.
 
    Откажитесь от духа партийности
    Проблемы, касающейся ИСККОНа, не существует. Того, кто убежден в обратном, в ком силен дух партийности, я настоятельно просил бы отказаться от таких взглядов. Оставьте это мышление и воспевайте Харе Кришна Маха-мантру, которую дали нам Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж или Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж. Они не думали о создании ограниченной узкими рамками секты, зачем же тогда это делать нам? Мы хотим гармонии со всем сущим. Гармонизировать отношения между этими обществами совсем не трудно.
    «Общество» подразумевает некое множество людей. Людям присущи недостатки и изъяны характера. Эго – наш злейший враг и необходимо стараться избегать влияния ложного эго. Чего я лишусь, если окажу уважение другому? Если во мне есть смирение и терпимость, они сообщат моей натуре лишь благостные свойства. Махапрабху учил, что это необходимый уровень для воспевания Харе Кришна, только тогда мы будем способны воспринимать подлинно Трансцендентную Харинама-Маха-мантру. Святое Имя неотличимо от Кришны и потому это хороший способ попытаться выйти за рамки партийного мышления. Цель нашей жизни – практика сознания Кришны без оскорблений Харинама и там, где нам предоставляют такую возможность, мы смиренно преклоняем колена.
    Для чего я живу? Зачем я приехал сюда? Если я смогу принести благо другим, тогда мои усилия не напрасны. В противном случае – это бесполезная трата денег, в которые вложена энергия преданных. Если моя миссия не принесет успеха, мне будет очень грустно. В чем состоит моя миссия? Во встречах с друзьями и их семьями. И коль скоро я получил возможность говорить о сознании Кришны, я буду стараться проповедовать его вне каких-либо течений и направлений. Таким я вижу это служение. Я буду очень счастлив, если благодаря общению со мной кто-то почувствует желание следовать сознанию Кришны. Даже если это будет один человек, я буду неизмеримо счастлив. Тогда я увижу, что моя миссия была успешной.
    Нам всем необходимо сознание Кришны и мы должны стараться следовать ему, где бы такая возможность ни представилась. Многие Миссии поддерживают дух партийности. Иногда это приносит пользу, но иногда приводит ко множеству ошибок. Нам чужд такой образ мыслей. К цели нашего существования, которой нужно придерживаться прежде всего и при любых обстоятельствах, мы можем двигаться, не возмущая окружающего пространства и не беспокоя других. Необходимо всегда видеть цель. И если в результате наших действий вокруг нас воцарится гармония, будет просто замечательно. Это вдохнет в нас новые силы и создаст благоприятную атмосферу всеобщей доброжелательности и взаимной приязни. Это прекрасно, однако, в реальной жизни труднодостижимо. Я могу управлять своим эго и, может быть, эго кое-кого из моих друзей, но мне неподвластно эго всех остальных. И, поскольку, собственное эго – наш злейший враг, достижение всеобщей гармонии больше похоже на утопию.
    Другой вопрос состоит в том, что Кришна не желает раздавать Према-бхакти всем подряд. Кришна готов, не считаясь, одаривать мукти, освобождением, но Он очень осторожен с бхакти. Даже если Его преданный разбрасывает повсюду семена бхакти, Кришна иногда пытается воспрепятствовать этому, потому что Он попадает в зависимость от Своего преданного.
    Обычного искателя смысла жизни такое положение едва ли воодушевит на дальнейшее продвижение в сознании Кришны. Но мы должны практиковать его даже в том случае, если Кришна не расположен давать нам бхакти; Он ничего не сможет поделать, если этого захочет Его преданный. Но в отсутствии преданного Кришна может попытаться утаить ее. Кришну не оставишь в дураках! Нам не предугадать исход сделок Духовного Мира.

    В Писаниях говорится: муктим дадати кархичит сма на бхакти-йогам. Вот причина того, почему каждое общество постигают те или иные трудности. Когда преданный хочет уйти, Кришна не чувствует Себя вправе оказывать на него давление. Сознание Кришны доступно всем без ограничений, но, приняв его, необходимо ему следовать и практиковать. Преданный, давший вам его семя, не будет это делать за вас. Практикующий может совершить ошибку, которая побудит Кришну отдалиться от него. Ошибки могут нарастать снежным комом, мешая и затрудняя развитие, заставив, в конечном итоге, уйти с выбранного пути. Экзамен провален и претендент дисквалифицирован. На соревнованиях в беге каждый бежит по своей дорожке; сойдя с нее, бегун отстраняется от участия в соревнованиях и получает дисквалификацию. Но при поддержке чистого вайшнава мы никогда не свернем с правильного пути.
 
    Привести все в гармонию
    Шрила Гуру Махарадж всегда старался привести окружающее пространство в гармонию. К нему постоянно приходили за советом члены Гаудия Миссии и даже представители враждебно настроенных групп, совершавших выпады и оскорбления в его адрес. Как-то раз, когда к нему пришел лидер оппозиционной группы, Шрила Гуру Махарадж спросил его: «Зачем вы приходите ко мне, если наши мнения столь несхожи?» Человек этот отвечал: «Махарадж, вы не принадлежите ни к каким партиям. Ваши неизменное здравомыслие, высокая образованность и равнодушие к мирским радостям влекут меня к Вам несмотря ни на что. В беседах с Вами я ощущаю подлинное счастье. Поэтому Вы видите меня здесь».
    Я ученик Шрилы Шридхара Махараджа и с юности впитывал это мировоззрение. В каждом я вижу друга. И если человек не испытывает ко мне дружеских чувств, я стараюсь расположить его к себе. Я не хочу иметь врагов.
    У меня много друзей в ИСККОНе и с некоторыми из них меня связывает очень тесная дружба. В обществах, основанных духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа и моими духовными братьями, многие преданные питают ко мне очень теплые чувства, их милость поистине поддерживает мою жизнь. Они очень добры ко мне и когда их милость проливается на меня, я чувствую, как она устраняет препятствия с моего духовного пути. Поэтому, следуя моему Шриле Гуру Махараджу, я стараюсь находиться в гармонии со всем окружающим. Таково мое отношение к миру.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования