харекришна.ру :: Библиотека :: Статьи

Высшее благо

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Лекция Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа,
прочитанная на о-ве Маврикий
Из книги "Благословенное древо Божественного вдохновения"

 

     Дорогие моему сердцу преданные души, досточтимый вайшнавы, леди, джентльмены и возлюбленные дети, благотворные порывы ваших искренних сердец побудили Всевышнего Господа пролить на меня Свою милость, благодаря которой у меня появилась возможность предстать сегодня перед вашими светлыми взорами и в великом почтении вознести вам свои смиренные молитвы. Прославляя молитвою нашего Божественного Учителя, мы осознаем также и то, что чистые души, жаждущие услышать повествования о Кришне, становятся достойными самого глубокого почтения.
    Всевышний Господь пребывает во всем творении. Мы обнаруживаем Его присутствие повсюду. Его Божественной Обителью, где во всей полноте разворачивается действие Его вечных Игр, являются Вайкунтха и Голока, однако не следует думать, что это единственное место, где пребывает Господь. Существует множество Форм, в которых предстает Всевышний.

 Из "Шримад Бхагаватам" мы знаем о трех основных аспектах Господа: Брахма, Параматма и Бхагаван. Наша невероятно далекая точка обозрения являет нам весьма смутную идею Бога, которая носит название Брахма. Примерно так мы можем судить о солнце, видя его ослепительное огненное сияние - при этом на самом солнце происходит непрерывное движение материи: воздуха, огня, кислорода и множества других стихий и элементов. Но попасть в обитель солнца мы не можем, в наших силах лишь наблюдать его лучезарный образ с расстояния. К подобному восприятию сияющего света Господа приводят и наши попытки увидеть Его с огромного удаления.
    Другим аспектом Господа является Параматма. Параматма пребывает в каждой дживе, будучи вечным Свидетелем ее поступков и мыслей. Дживы по природе своей склонны втягиваться в сценарий своего воплощения, все больше погружаясь в зависимость от результатов собственной деятельности, но Господь, в силу Своих Духовных Качеств, не затрагивается материальной энергией. Находясь в каждой душе, Господь в образе Параматмы наблюдает за деятельностью души или дживатмы. Кроме того, Он присутствует в каждом атоме творения; Писания утверждают, что во всей вселенной нет места, в котором бы не было Господа. Пытаясь наслаждаться иллюзорной энергией Бога - майей - дживы забывают о своей естественной предрасположенности к служению и берут на себя роль наслаждающегося. Но даже эти падшие души дороги Ему - Он желает вернуть их домой, в Свою Божественную Обитель, известную как Паравьома-дхама, Вайкунтха или Голока.

    Души принадлежат татастха-шакти или Пограничной Энергии Господа. Нерожденные, они обрели существование по Его воле - об этом свидетельствуют все Писания. Проявляясь таким образом, они принимают множество форм.
    Все религии этого мира, будь то христианство, буддизм, мусульманство или индуизм, направляют нас к одной, общей для всех цели. Возникновение и распространение различных вероисповеданий - следствие разных точек зрения на причину проявления материального мира. Но Ведическая религия, или учение, изложенное в Ведах, объясняет, что душа берет свое начало в Пограничной Энергии Господа, наделяемая способностями мыслить, чувствовать и желать. Именно эти способности определяют ее сознание и, следовательно, жизнь.

    Современные ученые, исследующие строение атома, нейтроны, протоны и другие субатомные частицы, обнаружили, что всё во вселенной находится в движении. Вокруг каждого атома на определенной орбите вращаются другие тела. Об этом же свидетельствует Ведическое учение - жизнь присутствует повсюду. Ученые приходят к этому выводу на основании новейших исследований и экспериментов, но уже тысячи и тысячи лет назад Ведическое учение содержало знания о том, что все сущее является четана, т.е. обладает сознанием, жизнью.
    Даже цемент и строительный кирпич - тоже четана. Хотя в данный момент невозможно обнаружить в кирпичной стене какого-либо движения, через несколько сотен лет оно станет явным по тем разрушениям, которые будет претерпевать здание. В действительности ничего не разрушилось, стало лишь видимым внутреннее движение вещества.
    Состояние четана - сознания или жизни - присуще всему в двух своих основных формах: стхавара и джангама или неподвижное и подвижное. Дерево считается стхавара или неподвижным, однако каждая его клетка излучает жизнь. Бенгальские ученые обнаружили и продемонстрировали с помощью измерительных приборов, что растения испытывают положительные и отрицательные эмоции, такие как удовольствие и боль. Другими словами, жизнь - неотъемлемое свойство всех проявлений бытия и называется атма или душа. В нашем теле в различных формах живут миллионы душ, но только одна, главная, управляет телом, являясь его хозяином; она называется дехи или атма. Таким образом, жизнь есть повсюду, и ее подвижная форма называется джангама, а неподвижная - стхавара.

Что происходит, когда тело покидает душа? Через 2-3 дня оно являет первые признаки разложения. Оно теряет способность двигаться, хотя движение в нем все еще есть, обнаруживаемое как разложение. Примерно через месяц остаются лишь кости, которые тоже с течением времени подвергаются разрушению. Наблюдателем или Свидетелем всех действий душ во всех их формах является Параматма, обитающая внутри всего, что Господь привел к жизни.
    Бхагаван - это Личность Всевышнего Господа, и по Его непостижимой природе Его лила, или Божественные Игры, имеет свойство продолжаться вечно. Этот относительный мир, в котором, словно узники, томятся татастха-шакти дживы, является отражением относительного аспекта лил Господа. В тюрьме содержится крайне малая часть населения - один процент или менее того. Остальная часть не нуждается в наказании лишением свободы, ее составляют здравомыслящие люди, живущие в своих домах и занятые своей работой. Злоумышленников закон предписывает сажать в тюрьму. Законы установлены для всех, и нарушителей ждет заключение. Земной шар населяют миллиарды людей, из них лишь несколько сотен тысяч сидят под стражей. Оставшиеся живут свободной жизнью и занимаются своими делами. Подобным образом, обитатели Духовного Мира, известного как Паравьома-дхама, живут счастливой, лишенной тревог жизнью; этот план носит также название Сева-бхуми или Земля Служения. Здесь каждый приносит радость всем окружающим. Все служат Всевышнему Господу, а Он в ответ служит им - как сын служит своему отцу, а отец - сыну. Нечто схожее можно встретить и в этом мире, в семьях, где отец, мать, братья и сестры живут вместе радостно и счастливо.

    Но чем мы заняты здесь? Один становится мужем, другой - хозяином, третий - слугой, однако в чем же их истинное предназначение? В служении. Это то, чем должны быть заняты здесь все. Отец принимает служение со стороны сыновей и, в свою очередь, тоже служит им, заботясь о них и опекая. Поэтому служения не может избежать никто. Но служение в этом мире временно, быстротечно и не может принести подлинного удовлетворения. Построив большой дом, мы полагаем, что обеспечили себе, своим детям и близким родственникам счастливую и беззаботную жизнь. Но какое-то время спустя срок нашей жизни подойдет к концу. Тем или иным путем нам суждено покинуть этот мир; этого не минует никто. Следующее поколение тоже уйдет из этого мира. Никто не явится исключением, ни молодые, ни старые; в городах, деревнях, одиноких хижинах люди умирают, уходя один за другим.

    У нас достаточно опыта, чтобы понять, что оставляя тело, мы оставляем этот мир, никто не может жить в этом теле вечно. Десять лет, двадцать, двадцать пять или сто, два месяца или четыре - какой бы ни был отпущен срок, каждому суждено умереть. Смерть неизбежна. Пока существует рождение, существует и смерть. Поэтому, как ни старайся, счастья здесь не найти. Мы придаем такое значение деньгам, но сделали ли они счастливым хоть одного богача? Какой удел ему может уготовить судьба? Серьезный недуг вдруг поразит его внутренности, и вся его трапеза будет состоять из горсти пресного риса. И тот, кого природа наделила красотой, недолго будет радоваться ей. Перебои сердца иссушат его тело тревогами и покроют бледностью его лицо. Кто сегодня купается в славе, завтра может быть разбит параличем. Все в этом мире временно и преходяще, и несмотря на всю нашу привязанность к нему, мы не можем остаться в нем навсегда.
Дом, построенный нами, мы недолго будем считать своим, как и наши дети, которые его унаследуют. Сбережения, которыми мы хотим обеспечить их будущее, могут быть ими же спущены на наркотики или другие пагубные страсти. Один копит, другой проматывает, так заведено в этом мире.

    Итак, все души берут свое начало в  татастха-шакти или Пограничной Энергии Господа, и их настоящий дом - необъятный и безграничный Духовный Мир, Паравьома-дхама. В большинстве своем туда они и направляются, желая без остатка посвятить себя служению Господу. Лишь малая горстка таких душ, как мы, бросает полные вожделения взгляды на тюремные стены иллюзорного мира майи, отвернувшись от служения в Духовном Мире; это роковое вожделение является источником всех наших бед и злоключений. Именно поэтому дживы и оказались в материальном мире, и нельзя не согласиться с тем, что в этом им некого винить, кроме самих себя. Мишура и декорации мира майи рождают в них мечтания: "Здесь, наконец, я смогу главенствовать и повелевать, ведь мое превосходство столь очевидно." Таким образом они притягиваются к плану иллюзии, майи, который тотчас смыкает за ними тяжелые тюремные врата.

    И все же Всевышний Господь делает все, чтобы вернуть их в Духовный Мир. Он приходит в материальный мир, когда тот одолевают напасти. Так начальник стражи лично является в охваченную беспорядками тюрьму и выстрелами усмиряет взбунтовавшихся заключенных. Всевышний Господь нисходит Лично, мощь Его беспредельна, и потому Он не знает тревог. Когда Нараяна спускается с Вайкунтхи, это отнюдь не означает, что Он  покинул Вайкунтху. Просто Его волей сюда может спуститься другой Нараяна. С Ним всегда Его могущество знания, чувств и воли; но если тот план - четана, т.е. исполнен сознания и жизни, то этот план - джада - материален и инертен.

Иллюзорная природа этого плана - тоже энергия Господа, но, скорее, тень этой энергии. Например, у пламени есть собственно образ и тень этого образа. Образ пламени обладает своим независимым существованием, без которого тень его возникнуть не может. Свет делает тень видимой. И мы пали в эту теневую сторону энергии Господа, которая по природе своей также вечна. Она не имеет конца, как и Божественные Игры Господа - лилы - неподвластные времени.
    Священную книгу "Бхагавад-гиту" сейчас знают во всем мире. Многим знаком этот известный стих:

йада йада хи дхарммасйа
гланир бхавати бхарата
абхйуттанам аддхарммаасйа
тад атманам шриджамй ахам

    Когда в мире возникают серьезные нарушения законов и религиозных предписаний, Всевышний Господь спускается Лично, чтобы восстановить порядок. Как? Паритранайа садхунам. В этом мире находятся и добродетельные души - среди тюремных узников многие могут задумываться о своем истинном благе. Чтобы защитить их, спасти от жестокого приговора и возвысить, Господь нисходит Лично.

паритранайа садхунам
винашайа душкритам
дхармма-самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге

    С приходом Господа все зло исчезает; он подобен восходу солнца, прогоняющему тьму. Появление Господа рассеивает мрак этого мира. Поскольку Пограничная Энергия Господа непрерывно испускает огромное количество джив, этот иллюзорный мир постоянно пополняется новыми жителями, как тюрьма, которая никогда не пустеет. Узники, отбывшие свой срок, один за другим покидают ее, чтобы насладиться своим истинным счастьем.
    Иногда страна, получившая независимость, освобождает из-под стражи всех своих заключенных. Бывает так, что при смене президента новое правительство издает указ об амнистии. Время от времени такое случается в подлунном мире, однако это - лишь слабая тень деяний Первопричины всего творения. С приходом Господа множество душ спасается, навеки покидая иллюзорный мир.
    Господь нисходит Лично или посылает Своих представителей. Его представитель известен как садху или гуру. Он приходит сюда, чтобы учить души: джива джаго джива джаго гора чанд боле, кота нидра джао майа пишачира коле - "Вы спите! Проснитесь! Пробудитесь к реальной жизни! Ваша природа духовна, исполнена сознания и вечной жизни, а ваш дом - Надмирная Обитель Божественной Воли и Бытия. Там вы найдете все: свой дом и домашний уют. Будьте готовы последовать туда."

 уттиштхата, джаграта,
прапйа варан нибодхата
кшурасйа дхара нишита дуратйайа
дургам патхас тат кавайо ваданти

    Здесь, в "Упанишадах", мы находим суть Ведической философии. Писания говорят нам: "Пробудитесь от тяжелых сновидений мира страданий и скорби и обратите свой взор в сторону удачи. Следуйте за святыми!" Они говорят нам о том, кто мы есть, и в чем состоит наше счастье: шринванту вишве амритасйа путтрах. Ом тат сат - эти слова отдаются эхом по всей вселенной.
    Духовный Мир - Мир Истины, Всевышняя Личность Господа - Вместилище Истины и наша судьба - жить с Ним в этой высочайшей Реальности. Мы - частицы этого Мира, одной с Ним природы.
    Испепеляющей энергией солнца обладают и испускаемые им лучи. Солнечный свет содержит также все семь основных цветов солнечного спектра. Подобным образом, как лучезарные искры сияния Господа, мы наделены мышлением, чувствами и волей. Поскольку Господь - пурна-четана или Всевышняя Ипостась Первопричины Сознания, мы, индивидуальные души - анучетана или атомарные частицы сознания. В "Шветашватаропанишад" душа описывается как существо столь малое, что неразличимо глазом:

балагра-шата-бхагасйа
шата-дха калпитасйа ча
бхаго дживах са виджнейах
са чанантйайа калпате

    Размер души определяют как одну десятитысячную кончика волоса. Другими словами, она невидима. Но несмотря на крохотные размеры, ее мощь велика. В этом невидимом образе она обитает в самых потаенных уголках сердца, и до сих пор ее никто не смог найти. Современные ученые говорят, что им удалось запечатлеть на пленке некий расплывчатый, неясный образ души, но обнаружить ее неуловимо мельчайшее проявление им, все же, не под силу. Кроме этого тела, согласно описанию, приведенному в "Гите", душу скрывают другие оболочки:
 

индрийани парани ахур
индрийебхйах парам манах
манасас ту пара буддхир
буддхер йах паратас ту сах

    Они составляют уровни все более и более утонченной и нежной субстанции, окутывающие душу. За телесной оболочкой следует более тонкая оболочка чувств, затем - ума, после нее - разума и, наконец, под ней - тончайшего плана невидимое существо - душа - атма. Таким образом, душа таится под несколькими слоями оболочек, и как она выглядит, нам неизвестно.
    И все же, несмотря на крохотные размеры, душа представляет собой живую, наделенную сознанием единицу, и ей вечно присущи качества сознающей себя жизни, а именно: мышление, ощущения и воля. Каждое существо, наделенное энергией, может совершать действия - как плохие, так и хорошие - и джива обладает поистине огромным потенциалом такого рода. Маленький огонек свечи может вызвать невиданной силы пожар. От тоненькой свечки можно зажечь большую свечу, а от нее - еще большую, и свойства пламени маленькой и большой свечей будут совершенно одинаковы. Сходным образом, сат, чит и ананда - вечные существование, сознание и блаженство - присущие Первоначальному Образу Всевышнего Господа, неотъемлемо присущи душе, являющейся Его частью (амса).

    Однако в нынешнем положении душа закрыта наслоениями материи. Электрическая лампочка излучает свет, но огонь, вызывающий это свечение и тепловые волны, находится внутри нее, а не вовне. Есть также холодное свечение, например, в неоновых лампах, которое не вызывает нагрева. Шнур микрофона несет невидимые огненные потоки электричества, обеспечивающие его работу. Таким образом, энергия проявляет себя во множестве форм. Потенциал души может быть использован, как во благо, так и во зло. Если злоумышленник препятствует удачливым душам, стремящимся направить свои силы на благие дела, Господь является Лично, чтобы смести с их пути источники помех. Те, кто творят добро, сами добры. Он говорит в "Гите": "Я прихожу, чтобы защитить праведных и покарать злодеев." Чем меньше душа помышляет о благе, тем большее ее ждет наказание, а тому, кто стремится к добру, Господь предоставляет шанс: "Ты хочешь добра, поэтому Я наделяю тебя добродетелью. Добродетель будет твоим богатством. Что Мне твои сокровища? Я ни в чем не испытываю недостатка." В "Упанишадах" мы находим:
 

  ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачьяте
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишьяте


   "Безграничный Полный Источник всех Аватар и Безграничная Полная Аватара всегда Полны, т.е. обладают всей Энергией и Силой. Безграничная Полная Аватара возникает из Безграничного Полного Источника всех Аватар с целью явить Свои Игры. Дабы исполнить Свои Игры, Безграничная Полная Аватара принимает Свой Безграничный Полный Образ, но Безграничный Полный Источник всех Аватар всегда остается Полным, и Совершенство Всевышнего Господа никогда не бывает ущербным."

    Если из Бесконечного Целого вычесть Бесконечное Целое, останется Бесконечное Целое. В Писаниях Всевышний Господь описывается как ниджа-лабха-пурна - Он - средоточие совершенства и полноты. Поэтому Он ни в чем не нуждается; по Его Божественной Воле (иччха-шакти) свершаются Его вечные Игры, в которых удачливые души самозабвенно посвящают себя Божественному Служению Ему, а Он в ответ служит им, в экстазе отдавая Самого Себя. Восторг и счастье, которые охватывают Господа в этом взаимообмене служением, в два раза сильнее, чем то упоение, которое переживают Его преданные. Такова природа Духовного Мира, Паравьома-дхамы, Божественной Обители Голоки.

    Господь проявляет Себя во множестве самых различных Образов, и в каждом Образе Он наслаждается своеобразием соответствующих ему Игр; душа может получить доступ в определенную лилу согласно виду своей преданности. Уровни Экстатических Божественных Взаимоотношений известны как шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхура-раса или пассивное служение, активное служение, дружба, родительская и супружеская любовь. Чистые преданные оказывают служение Господу в соответствии с расой или внутренним влечением своего сердца.
    Мы говорим: "служение Богу", однако при этом следует знать, что и Господь служит Своему преданному. Узнав, что Кришна украл масло, Мать Яшода пытается поймать Его и наказать хворостиной. "Зачем Ты украл масло? Ведь у нас вдоволь масла, а у Тебя - вкусной еды, зачем же Ты стащил его?" И она привязывает Его веревкой к дереву. Так Господь служит Своим преданным в этом настроении взаимоотношений, как сын Своих родителей.
    Отношениями супружеской любви Господь обменивается с гопи.

    В Духовной Обители беззаветное служение, оказываемое в пяти типах Божественных взаимоотношений, длится вечно. Взаимообмен служением происходит в Обители четырехрукого Образа Господа Нараяны, в Обители Господа Рамачандры и повсюду, где Господь проявляет Себя в многоликости Образов и Форм, наслаждаясь Божественными Настроениями. Но мы поклоняемся Шри Кришначандре и Его вечным Божественным Играм, потому что именно благодаря этому Образу, Его изначальному Образу, явлено самое совершенное и беззаветное служение во всех пяти расах, дарующее дживам высочайший экстаз. Такого упоения невозможно ощутить больше нигде.
    Друзья говорят Господу: "Давай играть! Тот, кто проиграет, будет носить победителя на плечах!" Надкусив прекрасный спелый плод, они сразу же протягивают его Кришне: "О братец, он так сладок - попробуй, пожалуйста!" Такие искренние дружеские отношения можно встретить только в Кришна-лиле и нигде больше. Гопи видят Кришну своим мужем, поэтому относятся к Нему, как к супругу. В этом их служение Господу.
Нам поведано об Играх Господа и Славе Его Светлого Имени, и если мы обретем связь с Его миром, то получим шанс быть допущенными в эти Игры. Таков путь бхакти, который зовется Преданностью Всевышней Личности Господа; и этой Личностью является Кришна.

    Посмотрите, как прекрасно Имя "Кришна". "Кришна" значит "Тот, кто привлекает в Свою Обитель все души и дарует им упоительный экстаз." Таков Кришна.


  кришир бху-вачаках шабдо
нас ча нирврити-вачаках
тайор аикйам парам брахма
кришна иту абхидхйате
                                             (Махабхарата)

   "Корень "криш" выражает Всепривлекающее Бытие, а слово "на" - Высший Экстаз. Вместе они образуют Имя "Кришна", обозначающее Парама Брахму - Всевышнюю Абсолютную Истину, Бога."
    Он привлекает все души, не отбирая у них, при этом, Им предоставленной независимости. Это можно рассматривать равно как счастье, так и несчастье дживы. Господь наделил всех джив независимостью - с самого начала своего существования они обладают способностями мыслить, чувствовать и желать. Это предоставлено нам Господом. Зачем? Чтобы повинуясь одному желанию своего сердца, мы предпочли служение Ему. Направляя все свои помыслы, прилагая все свои силы, мы можем использовать все, чем располагаем, для Божественного Служения Богу.
    Замысел Господа таков: "Я предоставил вам независимость и никогда не лишу вас ее. Если вы хотите служить Мне - у вас есть для этого все возможности, в противном случае вы подпадаете под влияние майи. Поступайте как пожелаете. Но счастье вас ждет в служении Мне. Почему вы достигнете счастья только на этом пути? Служа вечному, вы обретаете вечное, служа преходящему, вы остаетесь с преходящим."
"Каждое действие имеет равное и обратно направленное противодействие" - гласит третий закон Ньютона. Поэтому Кришна говорит: "Служи Мне и твое служение умножится вдвое." Когда друг Кришны пробует спелый сладкий плод, он отдает его Кришне: "Возьми, дорогой Брат, он Тебе очень понравится." Кришна начинает есть и говорит: "Да, он необыкновенно вкусен, но как Я могу есть один? Давай съедим его вместе!" И они с восторгом делят сочный плод друг с другом. В Играх с гопи на  берегах Ямуны Кришна одаривает счастьем всех, Он готов ради этого отдать Самого Себя. Несчастного Он благословляет двойным счастьем. Но концепция, которую принес Шри Чайтанья Махапрабху, еще более высока: вираха-милана, Единение в Разлуке, оно дает еще более захватывающее ощущение счастья. В этом мире можно порой испытать сходные переживания. Например, муж находится в далекой стране, не имея возможности в течение нескольких лет вернуться домой, к жене. Какое счастье переполняет обоих при долгожданной встрече! Мы можем только представить, что в этот момент испытывают два любящих сердца.

    Радость воссоединения после долгой разлуки поднимает на пик высочайших и острейших переживаний. Такие чувства можно обнаружить исключительно в Играх Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху милостиво предоставляет каждому из нас шанс стать Их полноправным участником и жить во Вриндаване. Здесь, в благоухающих рощах дивного Царства Любви, среди немыслимого изобилия лесных цветов, деревьев, коров, дающих молоко, вы можете окунуться в мир непринужденного общения с Кришной - играть с Ним, бегать наперегонки, смеяться - здесь нет предела выдумкам и затеям. Упоительность этих Игр несравнима ни с чем.
 

В первый же год моей жизни в Матхе, когда семнадцатилетним юношей я в 1947 году пришел к Шриле Гуру Махараджу, он сказал мне: "Иногда мне придется уезжать из Калькутты, поэтому изучай "Бхагавад-гиту" под началом Свами Махараджа Прабхупады."
    Когда Шрила Свами Махарадж читал "Гиту", он переводил шлоки и объяснял мне их смысл. В то время мы жили в доме Шрилы Свами Махараджа. Это было до того, как он принял санньясу. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж были очень близкими друзьями. Мне было семнадцать лет, как и сыну Шрилы Свами Махараджа, и мы подружились. Иногда в споре мы мерялись силой, чтобы убедить друг друга в весомости своих аргументов.

    Каждый день я отправлялся проповедовать на Бара Базаар и во время проповеди слушатели задавали мне вопросы: "Почему ты решил стать садху? Какой смысл ты находишь в такой жизни? Зачем ты оставил учебу ради того, чтобы просить подаяния на улицах?" Люди забрасывали меня подобными вопросами. Однажды меня спросили: "Почему ты не поклоняешься Матери Кали? Если ты станешь поклоняться ей, она одарит тебя всем. Просто повторяй молитву: "Дханам дехи, рупам дехи, джанам дехи, йасам дехи, ..." и ты получишь все: богатство, красоту, семейное счастье, престиж. Мать Кали даст тебе все, поэтому почему бы тебе не поклоняться ей? Почему ты поклоняешься Кришне?"
    Слова моих собеседников звучали убедительно, и я обнаружил, что не смогу возразить по существу. Поэтому, когда я вернулся домой, то рассказал об этом Шриле Свами Махараджу; я имел обыкновение делился с ними всем, что происходило за день. Когда я изложил ему аргументы поклонников Матери Кали, он воскликнул: "О, неужели ты не нашелся что им ответить? Ты предан Кришне и поклоняешься Кришне - в чем вопрос; они преданы Матери Кали и поклоняются Матери Кали - тоже нет вопросов. Но когда тебе нужно переубедить их, неужели нельзя сказать хоть что-нибудь?"
    Я попытался оправдаться: "Что я мог им ответить? Они сказали, что поклонение Матери Кали приносит богатство, красоту, благополучие в семье и все прочее."

    Тогда Шрила Свами Махарадж спросил: "Скажи, ты будешь жить вечно или когда-нибудь умрешь?"
"Все на этой земле умрут в положенное время, и мы не исключение."
    "Так. Если ты искренне поклоняешься Кришне, в конце ты обретаешь прибежище на Кришналоке, верно?"
Я ответил: "Да, это правда. Если мы верим в Кришну и поклоняемся Ему, мы можем получить Его милость, и если мы получим Его милость, мы можем попасть на Кришналоку."

    После этого Свами Махарадж подошел к главному: "А куда ты направишься после смерти, если боготворишь Мать Кали? Ты достигнешь обители Матери Кали. Когда ты умилостивишь ее своим служением, она сделает тебя одним из своих спутников. Что ты обретешь, став ее спутником, и куда последуешь за своим кумиром? Она обитает в местах кремации или предается покою мирной жизни с Господом Шивой на вершинах Гималайских гор. Там царит вечный холод. Если тебе придется сопровождать ее к погребальным пепелищам, тебя ожидает другое, не менее хлопотное обстоятельство - коль скоро тебе предстоит быть зачисленым в ее свиту, то знай, что все ее спутники становятся ведьмами, колдунами, привидениями и духами. Оба ее сына стали одними из них, так что тебе не избежать этой участи! Спору нет, ты будешь богатым, уважаемым человеком, окруженным любящей семьей, получишь все, чего пожелаешь, но что тебя ждет, когда твое поклонение заслужит ее благосклонность? Подумай об этом.
    Кроме того, у Матери Кали есть одна особенность - она не имеет обыкновения носить одежду. Художники изображают ее одетой, но Писания говорят, что она нагая. Она закрывает свою наготу руками. Чьими руками? Руками своих сыновей. Ты называешь ее "матерью" - чья же она мать? Твоя. Она отрезает руки у демонов и использует их как одежду. Она завлекает их, отрубает им головы и носит нанизанные черепа, как гирлянду. Какое благо ты получишь от всего этого? Став ее преданным, тебе придется превратиться в ведьму или привидение, чтобы быть рядом с ней!"

    Произнеся эту речь в адрес моих предполагаемых оппонентов, Шрила Свами Махарадж обратился ко мне: "Ты не мог им этого сказать?"
    "Если бы они услышали от меня нечто подобное, то набросились бы на меня с кулаками! - Представил я возможные последствия нашего спора. - Они бы возмутились: "Что это тут за проповедь такая?""
Шрила Свами Махарадж сказал: "Тогда ты мог бы ответить им: "Что ж, замечательно, что вы хотите стать сыновьями Матери Кали; однако нас не привлекают преимущества этого. Мы предпочитаем вкушать фрукты, сливки, сыр и масло, находясь в обществе Кришны во Вриндаване, и попасть в Его Игры на Кришналоке: Ямуна-лилу, Раса-лилу и т.д. Что вам нравится больше? Вы можете выбрать то, что вам больше по вкусу; решайте!""
    Так, находясь в веселом расположении духа, Шрила Свами Махарадж, бывало, подшучивал надо мной в дни моей юности.

Люди, как правило, рассуждают так: "Кали даст мне богатство, семью, красоту, молодость и все, что я захочу." Но Прабхупада говорит: "Да, вы все это получите, но оно не будет принадлежать вам вечно. Однажды вы потеряете все. После этого, если вы достигнете положения великого преданного Кали, вам предстоит постоянно находиться подле нее. Задумайтесь над тем, что вас ожидает. Но если мы становимся великими преданными, нас ожидает общение с Кришной. Мы вступаем в обитель Кришны!"

    Кришналока - это План особых, ни с чем не сравнимых Духовных Игр Кришны. Там проявляются высочайшие уровни Духовного Бытия, давая возможность раскрыться Божественным Взаимоотношениям в дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхура-расе.
    На Нараяна-локе или Вайкунтха-локе Божественные Игры проходят в двух с половиной расах: шанта-расе, дасья-расе и половине сакхья-расы. В Писаниях вы никогда не найдете упоминаний о том, что у Нараяны есть друзья. Все обитатели Вайкунтха-локи - Его исполненные почтения слуги или боготворящие своего Повелителя близкие спутники, в ком дружеские чувства смешаны с благоговейным трепетом, как, например, Лакшмидеви, Супруга Нараяны. Ее отношение к Нараяне можно выразить такими словами: "Что будет угодно моему Господину?"
    Она никогда не позволит себе фамильярности, как сакхи (подруги) или выразить недовольство Им, прибавив: "Кришна, оставь меня!" Все общение с Господом в Его Образе Нараяны сводится на Вайкунтхе, главным образом, к почтительному служению. Это не Кришналока, где Мать Яшода может бранить Кришну, схватив Его за ухо: "Что Ты опять натворил?", а Кришна будет играть роль нашкодившего ребенка.

    Однажды несколько пастушек, гопи, пришли в дом Матери Яшоды, чтобы пожаловаться на проделки Кришны. Они принялись наперебой перечислять шалости и проказы ее Сына: "Он пробирается в наши дома и творит там Бог весть что, открывает горшки с молоком, смешивает йогурт и сметану и портит нам все молочные продукты."
    Но Кришна отрицает все обвинения: "Да нет же, посмотри на Мои руки - Я не трогал их молока и масла, ты бы сразу почувствовала запах. Я ем только то, что ты Мне даешь, и большего Мне не нужно. Они все выдумывают."
    "Но тогда для чего им понадобилось приходить ко мне и говорить заведомую ложь?!"
    "Видишь ли, они приходят сюда лишь затем, чтобы увидеть Меня. В этом кроется вся разгадка. Но они не могут сказать тебе правды, поэтому прячут ее за своими обвинениями."
    Услышав Его слова, пастушки начинают смеяться, вслед за ними - Кришна и Мать Яшода, и дознание прекращается. Но когда гопи возвращаются в свои дома, Кришна неожиданно возникает у них на пути: "Это что такое? Вы приходите к Моей Матери и пеняете ей на Меня? За это я отплачу вам тем, что стану вашим мужем - и что вы с этим поделаете?"

    Таковы Игры Кришны на Кришналоке. Игры Кришны не может явить никакой иной Образ Господа. Например, Господь Рамачандра - Всесовершенная Личность Господа - пурна-брахма, полностью Трансцендентный к материальному плану - что Он являет в Своей лиле? Он никогда не выходит за рамки закона. Он почтительно склоняет голову перед Ведическими правилами и предписаниями, и непогрешим перед лицом закона. Таким Он пребывает от века и потому известен как марйада-пурушоттама или Всевышний Господь, Охраняющий Ведические законы. Он - никто иной, как Сам Всевышний Господь, однако ведет Себя совершенно особым образом. Свободный и независимый от всех предписаний, Он, вместе с тем - образец послушания Ведическому кодексу поведения. Когда Его ушей коснулся слух о том, что Его жена находилась в чужом доме, Он не медля изгоняет Шримати Ситадеви в лес. В этой Инкарнации Господь демострирует нерассуждающую законопослушность.
    Но в лилах Кришны нет места закону. Он даже не берет на Себя труд задуматься о существовании каких-то законов. Его свобода абсолютна, но в ней сосредоточена любовь, красота, очарование в самом сильном, великолепном и притягательном проявлении, какое только возможно в мире и за его пределами; все в Кришна-лиле исполнено совершенства.

        Когда Кришна пришел в этот мир, Он объявил: "Я - Всевышний Господь!" В "Гите" мы читаем это в следующих строках:

там ева шаранам гаччха, сарва-бхавена бхарата

                                                                                  ("Бхагавад-гита" 18.62)

И:

мам хи партха вйапашритйа, йе 'пи сйух папа-йонайах
стрийо ваишйас татха шудрас, те 'пи йанти парам гатим
                                                                                     (9.32)

    "О Арджуна, тот, кто принимает полное прибежище во Мне, будь он низкорожденным грешником, отвергнутым всеми кастами, женщиной, торговцем или рабочим, достигнет в своем истинном облике Высшей Обители, Обители служения Мне."

сарвва-дхармман паритйаджйа
мам екам шаранам враджа

    Кришна говорит: "Я - Бог, Всевышний Господь. Прими прибежище во Мне!"

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру

    "Отдай себя Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня."

даива хй еша гунамайи мама майа дуратйайа

мам ева йе прападйанте майам етам таранти те

    Здесь Господь называет майю, иллюзорную энергию, Своей, указывая на ее подчиненное положение, из чего естественно вытекает следующее: "Любого, кто предается Мне, Я освобождаю от влияния майи, и более того, Я позволяю ему вступить в Мои Игры. Я всесилен, Я - Бхагаван."
    Кришна открыто заявляет об этом - и никто не может опровергнуть Его слов. Как мы уже говорили, существует множество Образов Господа, например, Рама, Нарисимха, Вамана и др. Он раскрывает Себя в этих Образах соответственно особенностям и характеру Своих Игр. Но Игры Кришны находятся вне каких-либо условностей и правил: Господь создает законы и Сам же может их нарушить; ничто не имеет власти над Ним. Именно в этом Образе Он совершает Свои Трансцендентные Деяния. Поэтому в "Шримад-Бхагаватам" говорится:
 

ете чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

                                                       ("Шримад-Бхагаватам" 1.3.28)

    Господь имеет неисчислимое множество воплощений и проявлений, обладающих Его полной Божественной Силой, но Изначальный Всевышний Господь, Бхагаван - Кришна. В Своем Изначальном Образе - Бхагавана - Он являет Свои Игры, а в Образе Всепроникающей Высшей Души - Параматмы - обитает в сердцах всех живых существ. Поэтому Божественные Принципы вайшнавизма учат нас: дживе саммана дибе джани' 'кришна' - адхиштхана ("Чайтанья-чаритамрита" Антья 20.25) - предлагать поклоны всем душам и почитать их, потому что в них пребывает Кришна.

    Вы должны предлагать поклоны даже собственному сыну, но ради его блага делать это в мыслях. Иначе ему недолго возгордиться: "Если мне кланяется мой отец, стало быть, я значу больше, чем он." Его следует почитать как душу, в которой обитает Господь.
    Итак, сегодня мы собрались все вместе, чтобы услышать послания Господа. Господь - величайшее богатство, которым мы наделены уже только потому, что существуем, и Он во Славе Своей сияет в наших сердцах. У него множество Образов, а перед нами - множество путей к Нему, однако высшим путем является бхакти, Преданность. Духовное знание, которое Господь преподал в "Гите", почитается во всем мире. Почему? Потому что Учение, изложенное в ней - для всех без исключения. Сама книга невелика - 700 стихов. "Шримад-Бхагаватам" содержит 18 000 стихов, а "Махабхарата" и "Падма Пурана" - 100 000.
    "Гита" включает в себя только 700 шлок, но ее знают и почитают повсюду. Ее наставлениями руководствуются карми (работающие ради плодов своей деятельности), джнани (ищущие освобождения), йоги (медитирующие в уединении) и бхакты или преданные. Даже анархист может частенько заглядывать в "Гиту", поскольку в ней очень ясно изложен способ достижения свободы от внешнего мира. Учение "Гиты" распространяется и завоевывает сердца и умы людей во всем мире, даже в России (лекция состоялась в 1993 году - прим. ред.). Оно не знает границ и выше всех предрассудков.

    Господь благословляет человека, зарабатывающего на жизнь трудом:
 

нийатам куру карма твам, карма джйайо хй акарманах
шарира-йатрапи ча те, на прасиддхйед акарманах

                                                                           ("Бхагавад-гита" 3.8)

    "Совершай свои ежедневные обязанности! Иначе ты не сможешь добыть средств даже на поддержание жизни. Человек должен работать, поэтому работай, чтобы достичь своего высшего блага. Это будет для тебя самым благоприятным." И далее Он разъясняет:
 

йаджнартхат кармано 'нйатра, локо 'йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа, мукта-сангах самачара

                                                                                                        (3.9)

    Смысл состоит в том, чтобы не привязываться к своей деятельности. Вам нужно освободиться от материальных пут, поэтому трудитесь так, чтобы достичь этой цели. Один индийский поэт написал: "Рождаясь, ребенок плачет, но окружающие радостно встречают его приход улыбками и смехом: "Как замечательно, у вас родился ребенок - мальчик или девочка? Какой крепыш! Только посмотрите - он плачет!" В начале своей жизни ребенок плачет, а весь окружающий мир смеется. Но вы должны работать так, чтобы покидая этот мир вы смеялись - вы не были к нему привязаны - а все остальные скорбели." Такая работа называется Служением Всевышнему Господу.
 


 

йат кароши йад ашнаси, йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа, тат курушва мад арпанам

                                                                           ("Бхагавад-гита" 9.27)

"О сын Кунти, любое свое действие - ешь ли ты, проводишь жертвоприношение, занимаешься благотворительностью или принимаешь обет - совершай как подношение Мне."
    Кришна говорит: "Таким образом, трудясь только для Меня, ты никогда не привяжешься к этому миру. Кто Я? Я - Вишну, Всевышняя Личность Бога. Йаджнартхат карммано 'нйатра локо 'йам кармма-бандханах." Поэтому ваша деятельность для Вишну всегда благословенна и непременно успешна. Все, что вы предпримете, будет неизменно благоприятным.
    Ваши мысли могут принять примерно такое направление: "В моем саду много прекрасных цветов, но они бесполезно отцветают, роняя увядшие лепестки на дорогу. Если я соберу распустившиеся бутоны и предложу их Господу, они станут предметом поклонения, и я с благодарностью смогу коснуться ими своего лба."
Траву в изобилии растущую на газонах и дорожках, мы, не задумываясь, топчем ногами. Но стоит самой скромной былинке удостоиться чести быть использованной в служении, как мы в великом почтении сочтем за счастье коснуться ею своей головы.
    Господь наставляет нас: "Используйте в своем служении все. Дайте своему разуму впитать мудрость, тогда все привязанности оставят вас, и даже в этом мире вы сможете обнаружить подлинное счастье. Тот, чье сердце чисто, невозмутимо встречает как радости, так и печали этого мира. Тот, кто обрел истинное сознание, ни на что не сетует (гатасун агатасумс ча нанушочанти пандитах [2.11])."
    Такое восприятие действительности будет правильным. Кто бы у вас в семье ни родился, сын или дочь, ваш долг - заботиться о ребенке. Мы должны понимать, что Господь доверил его нам, и теперь наша обязанность - опекать его и служить ему. Если вдруг случится так, что ребенок умрет, не следует горестно оплакивать его, зная, что Господь забрал его. Все принадлежит одному Богу.
 

Приготовив еду, необходимо сначала предложить ее Господу и лишь затем принять Остатки Его Божественной Трапезы, прасадам. Прежде чем что-либо отдавать, следует вначале предложить это Господу и уже после отдать преданному для служения Ему. Тогда все, что мы делаем, живя в миру, становятся благоприятными. Когда мы предаемся лотосным стопам Кришны, вся наша жизнь, все существование имеет своим центром Всевышнего Бога.
    Для обозначения планетной системы, вращающейся вокруг Солнца, используют термин "гелиоцентрическая"; систему, вращающуюся вокруг Земли, обозначают термином "геоцентрическая". Что касается нас, то нам необходимо сделать свою жизнь Богоцентрической. Мы должны пригласить Господа в свой быт, в свою семью. Если все свои действия мы вначале предлагаем Господу, они очищаются от своей эгоистической подоплеки. Сверх того, они приобретают трансцендентные свойства. Никакая скверна не может коснуться их - все становится благословенным. Это - Служение Всевышнему Богу, Бхагавану. "Сарвам кармакхилам партха, джнане парисамапйате ("Гита" 4.33) - все виды жертвоприношений достигают своей окончательной кульминации в Божественном Знании." Это означает, что вершиной Знания является бхакти:

тапасвибхйо 'дхико йоги, джнанибхйо 'пи мато 'дхиках
кармибхйаш чадхико йоги, тасмад йоги бхаварджуна

                                                                         ("Бхагавад-гита" 6.46)

    "Йог, поклоняющийся Сверхдуше, стоит выше совершающих суровые аскезы, такие как чандрайана, выше поклоняющихся Брахману и выше работающих ради желанных результатов. Знай, что таково Мое мнение. Поэтому, о Арджуна, стань йогом!"

йогинам апи сарвешам, мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам, са ме йуктатамо матах

                                                                                                     (6.47)

"Среди множества различных йогов самый возвышенный - преданный, обладающий полной верой в авторитетные Священные Писания, которые описывают самопредание Мне - тот, кто поклоняется Мне всем сердцем, слушая и воспевая Мою божественную славу, и всецело поглощен служением Мне. Воистину, таково Мое мнение."

бахунам джанманам анте, джнанаван мам прападйате
васудевах сарвам ити, са махатма судурлабхах

                                                                                                                                 (7.19)

    "После многих и многих рождений такой стремящийся к истине (которому посчастливилось обрести общение с Моим чистым преданным) в конце концов понимает, что все движущиеся и неподвижные существа во вселенной обладают лишь природой Васудевы и все они подчинены Васудеве. Постигнув это, он предается Мне. Знай, что такая великая душа чрезвычайно редка."
    Так говорит Господь в "Бхагавад-гите". Сутью Его Учения является необходимость полного самопредания Ему. Речь идет не о том, чтобы Ему, взирающему с высоты Своего трона, далекому и недоступному, воздавать почести и предлагать подношения. Он здесь, в вашем сердце, в вашем храме, в каждом живом существе. Он пребывает везде и всегда (васудевах сарввам ити). Зная это, вы легко поймете, что необходимо: бхакти, сева - служение Божественному Плану в роли беззаветно преданного раба. Корень санскритского слова "бхакти" - "бхадж": бхадж-дхатух севайам. Основной смысл корня "бхадж" - "служение". Мы стремимся к плану полной отдачи себя служению.

    Писания объясняют, что мир, в котором мы живем, основан на эксплуатации - если вы роете яму, рядом всегда образуется холм извлеченной из нее земли. Этот пример - прекрасная аналогия этого мира. Вы ведете добропорядочный образ жизни, выполняя свой долг перед обществом и семьей, но, вместе с тем, на каждом шагу вы вынуждены совершать насилие. Без него мы не могли бы выжить. Писания запрещают убивать живые существа и, в особенности, употреблять в пищу мясо, рыбу и т.д. Но чтобы поддерживать жизнь в своем теле, мы должны что-то есть. Нам необходимо постоянно обеспечивать себя пищей.
    На это можно сказать, что природа выручила нас в сей щекотливой ситуации, предоставив многообразие вкусных и питательных овощей и фруктов. Однако сам плод населен миллиардами крохотных жизненных форм, и мы не можем не лишить их жизни, употребив его в пищу. Рассмотрев под микроскопом каплю коровьего молока, мы обнаружим в ней миллионы живых организмов, мечущихся в беспорядочном движении. Мы очень любим йогурт и знаем, что процесс его приготовления требует особой тщательности; микроскопическое исследование покажет нам, что превращение молока в йогурт совершается благодаря огромной популяции живущих в нем молочнокислых бактерий.

    Итак, что же нам есть, если все продукты являются средой обитания несметного количества микроорганизмов? Что бы вы ни задумали съесть, вы неизбежно погубите чью-то жизнь. Если вы решите повременить с едой, вы не можете принудить себя не дышать; прекращения дыхания вы уж точно не переживете. Но каждый вдох вбирает внутрь биллионы микроскопических живых организмов...             Следовательно, рамки альтруизма не выдерживают, когда речь идет о поддержании физического тела, потому этот мир и зовется миром эксплуатации. Мы не можем существовать, не убивая других, иначе мы не выживем. Поэтому мы вынуждены ежеминутно совершать насилие.
    Но Писания говорят: "Почему вы решили открыть собственный счет? Он вам совершенно не нужен." Если полицейские не могут настичь в погоне убийцу, они имеют право стрелять в него; при этом не исключено, что случайными жертвами могут стать невинные люди, но будут ли стрелявшие виновны за это? Полицейский может получить увечья или погибнуть в этом преследовании; кто же будет отвечать за последствия?
Вся ответственность ложится на государство. Раненый полицейский, поймавший преступника, получит повышение по службе или удвоенное жалование. Все расходы на лечение будут оплачены государством. Если последствия ранения сделают его негодным к службе, всю оставшуюся жизнь ему будут выплачивать в качестве компенсации двойную пенсию. Его ждет щедрое вознаграждение.
    Застрелив человека, вы будете немедленно арестованы по обвинению в самом ужасном злодеянии, тогда как ответственность за убийство, совершенное полицейским при попытке поймать преступника, полностью несет государство.
    Выход в условиях невозможности выжить по-иному, нежели за счет жизни или ущемления потребностей других, есть, и он состоит в том, чтобы предлагать всю свою деятельность Господу, отдавая Ему плоды и результаты совершенных поступков: "О Господь, все мое имущество, дом, семья, дети - принадлежат Тебе. Я всего лишь слуга Твоей семьи и служу всем, кто живет в Твоем доме. Позволь мне вкушать Твой прасад, который сделает меня совершенно счастливым." Таким образом, того, кто сделает свою жизнь Богоцентрической, во всем ждет успех.
    Мы рассматриваем три основных плана существования: эксплуатация, отречение и преданность. Предавшаяся душа - посвятившая себя Господу полностью и безоговорочно - не может поступать неверно. Все, что она совершает, идет на счет Господа, Который принимает ответственность за ее поступки. Господь сказал:

йанти дева-врата деван, питри йанти питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа, йанти мад-йаджино 'пи мам

                                                                     ("Бхагавад-гита" 9.25)

    "Поклоняющиеся полубогам достигают обители того бога, которому поклоняются; поклоняющиеся предкам и регулярно соблюдающие церемонию шраддха, достигают обители предков, Питрилоку; но Мои преданные приходят ко Мне."
    "Мои преданные достигают Моей Обители. Их не затрагивают три качества материальной природы: благость (правдивость, благочестие), страсть (беспокойство, активность) и невежество (глупость, косность) - (саттва-гуна, раджо-гуна и тамо-гуна)".

урддхвам гаччханти саттва-стха, мадхйе тиштханти раджасах
джагханйа-гуна-вритти-стха, адхо гаччханти тамасах
                                                                        ("Бхагавад-гита" 14.18)

    "В гуне благости люди возвышаются (вплоть до Сатья-локи), в гуне страсти остаются в средних мирах (в человеческом обществе), а деградировавшие невежды обречены пасть (на адские планеты)".
    Те, кто действуют согласно упомянутым качествам, получают соответствующий результат. Но Господь говорит: манникетан ту ниргунам - "Тот, кто живет в Моем доме, живет на Духовном Плане. Он  не связан материальной природой. Все, что совершается в Моей Обители, продиктовано Преданностью Мне, бхакти, и эта Преданность - источник всех Благословений и Благодеяний." Все Писания уделяют бхакти самое возвышенное положение. Не важно, каковы ваши способности - предлагайте, отдавайте всего себя Лотосным Стопам Господа. Не имеет значения, кто вы - грихастха, санньяси или брахмачари, в любом укладе жизни вы можете обрести высшее благо. Это - направление, указываемое Ведической религией.

    Итак, как я уже сказал, мы собрались здесь, чтобы услышать о Бхагаване, Всевышней Личности Бога. Я попытался в меру своих возможностей рассказать вам о Нем. Вы предоставили мне для этого неограниченное время, и я считаю особым благословением, что вы так терпеливо слушали мои повествования о Господе. Мне хочется, чтобы вы обрели благо. Существует очень много форм и видов религий, но подлинная религия живет в вашем сердце. Она - ваше желание, ваше устремление - составляет богатство души и называется Любовью к Всевышнему Господу, Божественной Любовью, премой. Она живет в сердце каждого и является достоянием каждого. Господь ищет Своего заблудшего слугу. Он неустанно разыскивает Своего дорогого слугу, а в нас никогда не угасает желание найти Его.
    В начале своего пути мы можем опереться на почву, что у нас под ногами, как это делает ребенок, учась ходить. Поначалу он падает, но, опираясь на землю, вновь встает, обретает уверенность в себе и, наконец, после нескольких попыток, начинает шагать. Повзрослев, он легко пробегает милю за четыре минуты. К нему приходят силы и крепость. Подобным образом, делая первые шаги по пути Преданности Высшей Цели, мы можем получить помощь от того мира, в котором живем. Затем мы придем к своему высшему благу. Нужно ощутить в себе желание делать добро другим. Так мы обретем благо и способность приносить добро всему миру. Вишвам пурна-шукхьяте. Когда мы будем жить и поддерживать своих ближних Служением, но не эксплуатацией других, то обнаружим, что на этом пути нет никаких сложностей и противоречий.

    Если мы не являемся причиной рождения других, то, соответственно, не будем рождаться сами. Этого заключения придерживаются многие брахмачари, поэтому они избегают семейных уз и живут в безбрачии. Но те, кто женаты - у них тоже свой духовный путь. На самом деле, согласно Писаниям, они занимают высочайшее положение в мире религиозных устоев, потому что поддерживают все остальные ашрамы или религиозные уклады, на которые делится человеческое общество. Поэтому, в каком бы положении вы ни находились, вы можете начать свое путешествие на Кришналоку. Вы уже живете жизнью, исполненной поиска счастья, в которой постепенно рассеивается мрак безнадежности; лишь в силу законов этого мира радости и печали приходят и, не найдя ответа, покидают вас.

матра-спаршас ту каунтейа, шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас, тамс титикшасва бхарата

                                                                     ("Бхагавад-гита" 2.14)

    "О сын Кунти, лишь соприкосновение чувств с их объектами порождает ощущения холода, жары, наслаждения и боли. Но эти следствия временны - они приходят и уходят. Поэтому научись их терпеть, о Бхарата".
    За радостью следует печаль. Восход солнца сменяется закатом, закат - рассветом и вновь солнце садится и восходит. Счастье сменяется горестью, а горесть - радостью. В этом мире нет недостатка в счастье. Оно приходит само по себе. Но когда, достигнув человеческой формы жизни, мы узнаем из Писаний и от преданных о Всевышнем Господе Кришне и Его Святой Обители, мы исполняемся непреходящим ощущением счастья и стремлением найти свой дом и вечное пристанище души. Если мы будем просто пытаться следовать в направлении Духовного Мира, то придем к своему естественному, изначально присущему положению.
Мы знаем, что никто из нас не сможет остаться в этом мире. Каждому придется его однажды покинуть. Но если хоть раз в жизни в мыслях устремиться к своему настоящему дому, мы получим возможность ступить на путь, ведущий прямо к нему. Господь, вне всякого сомнения, благословит вас. Он говорит, что тому, кто умрет, не придя к совершенству в духовной жизни, в следующем воплощении будет даровано более благоприятное положение (шучинам шриматам гехе йога-бхрашто 'бхиджайате). Тот, кто хоть однажды предпринял попытку найти верный путь, никогда не падет жертвой заблуждений (на хи калйана-крит кашчид дургатим тата гаччхати). Он будет продвигаться все в более и более высоком направлении.

    Мудрость "Гиты" необыкновенно прекрасна. В ней содержится все, что интересует каждого человека. Поэтому "Гиту" проповедуют и читают во всем мире. Много святых чистых душ называют "Шри Гиту" вратами в духовную жизнь. Если человек способен оценить сокровище "Гиты", он может надеяться достичь более высоких духовных уровней; это подобно вступительным экзаменам в колледж. Каждый сможет извлечь из этой книги неоценимую пользу и получить духовную помощь.
    Я очень благодарен вам за то, что вы предоставили мне время для этой беседы. Я приехал сюда по желанию и милостью всех преданных и должен попытаться, насколько возможно, помочь вам. Пожалуйста, продолжайте вместе воспевать Святое Имя Господа, Харинама санкиртану, и тогда все Духовное Знание раскроется в вашей душе. Харинама-санкиртана - это юга-дхарма или Религия этого века, и если вы будете с верой следовать ей, Господь, Который всегда пребывает в наших сердцах, милостиво явит Себя. Ведь Бог и Его Имя едины:

нама-чинтаманих
кришна-чайтанья-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитья-мукто
'бхиннатван нама-наминох
                                            (Падмапурана)

    "Святое Имя "Кришна" - драгоценный камень, исполняющий все желания, Сам Кришна, Источник Неземного Блаженства, Абсолютное Совершенство, Вечно Независимое и Неподвластное иллюзии; потому что Имя и Носящий Имя - едины."
    Итак, милостью Всевышнего Господа у нас есть сегодня возможность воспевать Его Святое Имя, и мы воспользуемся ею для благоприятного завершения нашей встречи.
 

 

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования