харекришна.ру :: Библиотека :: Статьи

Где преданность, там и вечность

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

    Вопрос: Гурудев, в одной из записанных на магнитофон бесед, Гуру Махарадж говорит: "Бхактивинода Тхакур пишет: "По Его (Кришны) воле даже сама душа может прекратить существование"".
     Следует ли на основе этого сделать вывод:
     Сотворенные живые существа полностью зависят от воли Божьей. Если Бог желает, чтобы мы были вечны, то нам не грозит смерть; если же Он захочет, чтобы мы перестали существовать, то мы прекратим бытие. Кришна решает, достойна ли душа вечной жизни.
     Он есть все, и наша единственная обязанность – просто служить Ему, ничего не желая для себя, не выдвигая никаких требований, не стремясь к вечной жизни. Вечная жизнь относится к сфере Его полномочий, а не к нашей.
     "В Субъективной эволюции сознания", в главе под названием "Тезис, антитезис и синтез" Гуру Махарадж говорит: "Он (Кришна) один знает предназначение всего... Он единственный знает Свои пути – никто другой этого не ведает. Мы можем узнать лишь столько, сколько Он пожелает нам от-крыть. И по Его свободной воле это тоже может измениться".

    Верно ли следующее:
     Кришна может нас уничтожить, и Он способен изменить наши представления о Нем когда пожелает. Это означает, что мы не можем знать духовное, относящееся к Писаниям, или материальное, а потому нам остается лишь служить Кришне и воспевать Его Святое Имя. Это наш единственный сладостный долг.
     Другими словами, знание о Господе Шри Кришне означает просто знать, что мы Его не ведаем, даже если бы Он явил нам отблеск Своей красоты. В этом заключена своего рода горькая сладость, которая вводит нас в состояние некой беспомощности. И это самое высокое.
     Вопросы вкратце: 1)правда ли что душа вовсе не обязательно будет существовать вечно? 2) может ли Кришна скрыть то, что явил раньше?
     Является ли Восьмой стих "Шикшаштаки" Махапрабху сутью всего ска-занного, выраженной поэтическим языком?
 
 

     Шрила Говинда Махарадж: Все есть сила Кришны, а Кришна – Верховный Господь. Ишварах парамах кришнах. Он – Верховная Божественная Личность, сат-чит-ананда-виграха. Так как Он вечен, Его лучик в виде души тоже должен быть вечен. Но по Его божественной воле возможно все. Поэтому наша вечность, и все остальное, зависят от желания Кришны. Но тут есть один сложный момент.
     Игры Кришны, которые проходят во Враджа-дхаме, вечны, и не могут прекратиться никоим образом. Но джива и майя-шактиджива и апара-шакти – те, которые действуют (в сфере джива- и майя-шакти), по воле Кришны могут принять вечную или  временную форму – бхеда и абхеда. Махапрабху сказал: ачинтйя бхеда-абхеда. Это возможно.
     В "Субъективной эволюции сознания" Гуру Махарадж сказал, что Кришна один знает предназначение всего. Но что здесь имеется ввиду? То, что создано на материальном уровне Санкаршаной, Нараяной, Маха-Вишну и т.п. Но игры Кришны, которые проходят во Враджа-дхаме, никогда не прекратятся. Кришна не захочет это  остановить, потому что в этой Обители все приносит Ему радость. Он Сам наслаждается этим миром, окружением и т.п., и Ему доставляют радость Его слуги в настроениях шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура (умиротворенности, услужения, дружбы, родительства и супружества). И это вечно и непреходяще. Но то, что проявляется на более низких уровнях из Маха-Вишну и т.д., полностью зависит от воли Кришны.

    Бхактивинода Тхакур сказал, что будем ли мы существовать вечно или нет – зависит от воли Кришны. В таком случае, нам надо принять мнение Бхактивиноды Тхакура. В Обители же Кришны царит вечность, и когда джива входит туда, то обретает вечную жизнь. Что касается тех, кто находится ниже этой Обители... Есть еще очень много вечных образов Бога. Джива может войти в один из этих миров, таких, как миры десяти аватар, Маха-Вишну, Гарбхадакашайи-Вишну, Кширодакашайи-Вишну – все зависит от воли Всеывшнего Господа. Когда Маха-Вишну спит, все души пребывают внутри (Него). Во время маха-нидры все творение возвращается в Него.

    Далее: понятие "вечный" – очень сложное для понимания, потому что если бы Верховная Божественная Личность прекратила Свои игры, то ничего нельзя было бы воспринять, а это невозможно. Кавирадж Госвами сказал: кришнера йатека кхела сарвоттана наралила. Йатека кхела означает прекрасную игру Сладчайшего Абсолюта, и это никогда не прерывается. Но все прочее, если Кришна захочет, может стать вечным, а может, опять же по Его воле, и лишиться, потерять ее. Такова истина. Вечность обретают по воле Кришны, потому что Его желание занимает высшее положение. Он поручил  Свои игры и т.п. Йогамайе и Сам вошел в нее.

    Далее, в игре Сладчайшего Абсолюта не может быть ничего временного, противоположного вечности. Там все вечно. Джйотир-абхйан-таре рупам, атулам шйамасундарам. Итак, вплоть до брахмаджйоти существуют вечность и невечность, и все есть ачинтья-бхада-абхеда (одновременное непостижимое единоство и различие), все возможно и невозможно. И все это во власти Кришны. 

Вы спрашиваете: "Правда ли, что дживе не гарантировано вечное бытие?" Душа будет вечна только тогда, когда она получит доступ к Играм Господа Кришны. В других состояниях такая гарантия тоже всегда есть, но может случиться так, что Кришна по Своей воле отнимет это.
Если Кришна может, когда пожелает, открыться нам, то Он способен так же и скрыться от нас. Такое возможно.

    И мы помним "Шикшаштаку", восьмой стих. Если джива полностью отдает себя на волю Кришны и получает доступ к Его играм, то она будет существовать вечно. Во всех остальных случаях этого (уничтожения души) обычно не происходит, но если нас спросят: "Возможно ли такое или нет?", то мы должны ответить: "Возможно, если Кришна этого захочет".

    Тот, кто вступил в лилу Кришны, не будет отвергнут. Тот, кто полностью предался Кришне и утвердился в Кришна-концепции: ашлишйа ва пада-ратам пинасту мам: "обнимет ли Он меня, или отвергнет, – Он волен делать все, что захочет", не будет изгнан.

ашлишйа ва пада-ратам пинасту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

    Вот как звучит полностью эта шлока.  Она означает: "Он – моя жизнь и душа, Он – мой владыка, Он все для меня. Он может обнять меня, может отвергнуть – это в Его власти". Когда душа предается Кришне, Он занимает асан, место в ее сердце. Тогда душа сама собой вступает в лилу Кришны и там обретает вечность. Тут не идет речь ни о концепции Брахмана, ни о концепции Параматмы – только о Бхагаване. Иначе нельзя было бы говорить об объятиях. На уровне, о котором говорится в этом стихе, и обретается вечность.

    Душа бессмертна, но Кришна, если захочет, может отнять это. Если бы Кришна не обладал бы такой властью, Он не был бы Кришной. Кришна – повелитель, и для Него нет ничего невозможного. Но во Врадже, Кришна находится под властью Йогамайи.  Кришна сам отдает бразды правления Йогамайе, и может, как Рамачандра, забыть, что он Бог. Рамачандра думает: : "Я кшатрий, воин". Абхиман. И наралила, Его игры, в точности напоминают действия человека. Но поскольку Он – Верховный Господь, все подвластно Ему. Всевышний постигается как Брахман, Параматма и Бхагаван... Где есть преданность, там всегда вечность, а где преданности недостает, там возможно все – и бессмертие и временное бытие.

 

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования