Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

Содержание

Братья

Шрипад Б.С. Госвами Махарадж

Часть первая

Обложка книги 'Братья'
(увеличить изображение)

Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Дев-Госвами Махарадж впервые встретились в 1930 году в Аллахабаде (Индия). В беседе, записанной при их встрече в 1973 году, Бхактиведанта Свами вспоминает: «Нам выпала великая удача слушать Его Божественную Милость Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарйа Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа. Он старше меня и по возрасту, и по опыту. Мне посчастливилось общаться с ним в течении довольно продолжительного времени, начиная где-то с 1930 года. Тогда он еще не принял санньясу; он оставил дом и, как ванапрастха, в белом, приехал в Аллахабад.

[Шриле Шридхаре Махараджу:] Махарадж, помнишь тот случай, когда ты приехал в Аллахабад? Тогда-то мы и познакомились. Это длинная история...

В течении нескольких лет я имел возможность общаться со Шридхарой Махараджем. Кришна и Прабхупада избрали его, чтобы подготовить меня.

Шридхара Махарадж жил в моем доме много лет и, естественно, разговоры и отношения у нас были самые доверительные. Я очень серьезно относился к его наставлениям и советам, потому что с самого начала я знал его как чистого Вайшнава, чистого преданного. Я хотел общаться с ним и старался ему помогать. Мы очень близки».

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

В этих словах прослеживается вся суть их трансцендентной лилы — взаимоотношений чистых преданных Господа. Обратившись к Шриле Шридхаре Махараджу как к «Его Божественной Милости» и «Ом Вишнупаду» — формы обращения, применяемые только по отношению к духовному учителю — Шрила Бхактиведанта Свами вышел за рамки общественного этикета и поверхностных формальностей. Близко общаясь со Шрилой Шридхарой Махараджем в течении более чем пяти лет, зачастую по 5–7 часов, он был уверен: «Кришна и Прабхупада избрали его, чтобы подготовить меня» — подготовить к предстоящей обширной миссионерской деятельности на Западе. Вспоминая те сокровенные беседы, Шрила Шридхара Махарадж отмечал их глубокую проникновенность: «Однажды, обсуждая со Свами Махараджем стих дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те [Б.Г.10.10: “Я наделяю их внутренним божественным вдохновением, которое помогает им приблизиться ко Мне”], я предложил, что здесь упайанти указывает на паракийа-расу. Он согласился: “Да, здесь имеется ввиду именно паракийа-раса Враджи. Ничто другое не может быть высшим заключением Бхагавад-гиты”».

С самого начала признавая Шрилу Шридхару Махараджа «чистым Вайшнавом, чистым преданным», Шрила Бхактиведанта Свами очень высоко ценил его наставления и советы. Он часто обсуждал со Шрилой Шридхарой Махараджем духовную пользу своих неудач в бизнесе и на семейном поприще.

Шрила Бхактиведанта Свами старался помогать Шриле Шридхаре Махараджу в его проповеднической деятельности. Пример тому — его высокая оценка уникальной способности Шрилы Шридхары Махараджа выявлять саму суть Писаний: Шрила Свами Махарадж финансировал публикацию «Прапанна-дживанамриты» —уникальной санскритской работы своего старшего духовного брата. Наряду с санскритскими стихами, написанными самим Шрилой Шридхарой Махараджем, в книгу вошли шлоки из сокровищницы Гаудийа-Ваишнавской мысли, принадлежащие преданным прошлого. Книга последовательно описывает шесть слагающих шаранагати.

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

В постоянном общении, будь то в Аллахабаде, Калькутте или других местах Индии, отношения братьев продолжали развиваться. Шрила Бхактиведанта Свами вспоминает: «Будучи домохозяином, я открыл для своего бизнеса офис в Бомбее. Местный Гаудия Матх был основан Шридхарой Махараджем и мною. Мы создали две группы по сбору пожертвований. Был я, Шридхара Махарадж и Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Я водил их к своим коллегам фармацевтам, и мы собрали что-то около пяти тысяч рупий. Шридхар Махарадж проповедовал, я знакомил, а Госвами Махарадж просил о пожертвовании». В Шрила Прабхупада-лиламрите, Сатсварупа даса Госвами пишет: «Абхай часто сопровождал Шридхара Махараджа и его помощников на проповеднических программах, где он играл на мриданге. А когда Шридхара Махарадж болел, Абхай возглавлял остальных преданных в их проповеди. Он пел киртан, играл на мриданге и проводил лекцию по Бхагаватам».

Тогда же, в Бомбее, Шрила Бхактиведанта Свами и Шрила Шридхара Махараджа были среди тех, кто встречал санньяси Гаудийа Матха по его возвращению из Европы. Хотя и смущенные изменениями его внешнего вида — отсутствием триданды Гаудия санньяси, вайшнавской шикхи, а также традиционного облачения, преданные жадно распрашивали его об успехах проповеди на Западе. «Они задавали вопросы, на которые было невозможно дать ответ», — заметил санньяси. Озабоченный, Шрила Свами Махарадж попросил рассказать об этом поподробнее. Санньяси начал приводить самые тяжелые вопросы, и один за одним, Шрила Шридхара Махарадж ответил на все. Санньяси был ошеломлен, а Шрила Бхактиведанта Свами смело провозгласил: «Сегодня Европа была повержена Азией!»

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования