Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

Первый урок

Лекция Шрипада Бхакти Судхира Госвами Махараджа,
которая освещает некоторые фундаментальные положения философии Сознания Кришны. Была дана в качестве ответов на вопросы Марии, паломницы из США, недавно встретившей преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха.

16 июля 2006 г.,
Шри Чайтанья Сарасват Кришнанушилана Сангха,
Калькутта, Индия

Вторая часть

[img]
Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Мария спрашивает об абортах и ответственности за них.

Шрипад Госвами Махарадж: Прежде всего, я должен сказать, что это личное решение, которое принимается индивидуальным образом. В ходе принятия такого решения могут учитываться самые разные факторы. Однако нам следует понимать, что каким бы ни было наше решение, неизбежны реакции. Возможны ли обстоятельства, которые диктуют уничтожение плода? Да, они возможны. Но с чьей санкции мы будем принимать такое решение? Нашей собственной? Или это будет решать высший авторитет? В случае смертного приговора… если такое решение примете вы — лишить кого-то жизни, по тем или иным причинам, вас могут арестовать. Но если это сделают военные или правительственные служащие, их могут представить к награде. Или же высшая инстанция может решить, что это была ошибка, и наказать их. Таким образом, все это следует принимать во внимание. Когда принимается подобное решение, необходимо сознавать потенциальные кармические реакции. Есть ли у кого-то «право» уничтожать чужую жизнь? В мире свободы воли — да, они могут поступать так, но это не означает, что они свободны от реакций. Характер этих реакций будет определяться многими факторами. Существуют реакции на любое действие, независимо от того, насколько благородно намерение. Единственный ответ, который могу дать я — индивидуальный выбор, но люди должны знать, что они делают, поскольку сплошь и рядом они совершают тот или иной выбор, используя эвфемизмы, которые скрывают истинный характер действия. Поэтому я говорю — это индивидуальный выбор, но пусть люди знают, что они делают. Вы уничтожаете жизнь. И не нужно говорить, что это не жизнь и т. д. и т. п. Почему бы не назвать вещи своими именами? Вы принимаете решение — по тем или иным причинам — прекратить жизнь другого существа. Окей? Осознайте, что вы делаете. У вас есть право сделать это, но вы также не свободны от кармических реакций, которые могут быть суровыми. Мне кажется, это более реалистичный подход. Информированный. Не пытайтесь скрыть истинный характер действия за обтекаемой терминологией. Конечно, градация есть повсюду. Существует ли разница между зародышем в самом начале созревания и девятимесячным младенцем? Однозначно. Одно время в Китае — не сейчас, но в недавнем прошлом — насаждалось представление относительно беременности и абортов, согласно которому «жизнь начинается вне утробы». Вплоть до девятого месяца, это еще не жизнь. Когда ребенок появляется на свет, тогда он «живой». То была их официальная политика. Разумеется, многие люди могут с этим не согласиться. Если вы посмотрите на всех этих людей на земном шаре, разве это зрелище не скажет вам о чем-то, в том случае, если вы будете смотреть непредвзято? Как возможно все, что происходит? Все эти представления не могут не иметь некое основание — с определенной точки зрения. Невозможно свести все к черному и белому. Поэтому я верю, что сутью жизни является выбор и его последствия. Необходимо знать это. В чем суть жизненного процесса? В свободе воли. Если Сам Бог не вмешивается… Он легко может заставить всех повиноваться Ему. Для Него это не проблема. Он дает свободу воли крошечным живым существам. Он дает им свободу выбора — идти к Нему или удаляться от Него.

Мария: Жить с Ним или жить отдельно от Него.

Шрипад Госвами Махарадж: Это дар, божественный дар. Без свободы воли, мы ничем не лучше камней. Свобода воли делает нас теми, кто мы есть. Наше тождество заключается в этом. Перспектива выбора. Возможность стать лучше или деградировать. Любовь или ненависть. Преданность или эксплуатация. Все это — выбор.

Мария: Бог также обладает свободой выбора?

Шрипад Госвами Махарадж: Да, безграничной степенью свободы. Наша свобода ограниченна. Его свободная воля безгранична. Он не обязан делать что-либо. Мы являемся микроскопическими подобиями Его существа. Вы знаете, что все мы испытываем симпатию, расположение к тем, кто любят нас. Они могут быть хорошими, плохими или ужасными, но если они любят нас, мы любим их. Он тоже таков. Хотя в целом Он нейтрален, если кто-то испытывает к Нему любовь, Он отвечает взаимностью. Если кто-то предается Ему, Он предается этой личности. Если кто-то полностью предается Ему, Он полностью предается в ответ. Такова непостижимая сила любви и преданности. Та истина, что Безграничное полностью предается ограниченному началу, непостижима, но именно такова перспектива сознания Кришны.

Мария: Кришна и Радхарани — это единое целое, или же два отдельных существа?

Шрипад Госвами Махарадж: И то, и другое. Он обладает индивидуальным тождеством в качестве господствующего начала, Он — Верховный Мужчина; Радхарани — Верховная Женщина, подчиненное начало. Она служит Ему, отдает Себя Ему, Кришна — наслаждающийся, потребитель. Вместе Они образуют Абсолютную Истину. Традиционные религии однобоки. В них преобладает концепция Бога Мужчины, доминирующего начала, тогда как подчиненное начало, женская ипостась практически отсутствует. В концепции сознания Кришны Она занимает равное Ему положение; более того, в нашей концепции Она стоит на первом месте.

Мария: Такое положение вещей может изменяться или оно статично?

Шрипад Госвами Махарадж: Оно динамично. В Их динамичных взаимоотношениях иногда доминирует Она, иногда Он. Но Ее группа, Ее служанки естественным образом хотят, чтобы доминировала Она, они хотят видеть Ее занимающей главенствующее положение, а Кришну — покорным Ей, послушным Ее воле и желаниям. Это нечто, подобное отношениям возлюбленных в этом мире, когда подчас они гневаются друг на друга безо всяких видимых причин. И это игра. Они также ведут такую игру. Иногда Радхарани столь обезоружена Кришной… следует помнить, что Он обладает немыслимой красотой: если красоту десяти миллионов Купидонов объединить в одной личности — такой степенью соблазнительного очарования и красоты наделен Кришна… Она столь пленена Кришной, что иногда принимает Свою тень за другую женщину и начинает завидовать ей. Самые разные явления возможны в Их царстве. Но само Ее имя — «Радха», «арадхита», «арадхана» - означает «Та, которая поклоняется посредством того, что отдает Себя». Она без остатка отдает Себя Кришне и служению Ему. И в этом взаимообмене, Кришна полностью отдает Себя Ей. Он — Олицетворенный Экстаз. То, что Она переживает в этой взаимности, с точки зрения Кришны, хотя Он и является Олицетворенным Экстазом, в десять миллионов раз превосходит Его собственные переживания. В Нем возникает страстное желание стать тем Началом, которое отдает Себя. Он хочет узнать, что есть в Нем такого, что Она находит настолько привлекательным, что жертвует Собой в крайней, запредельной степени. И Он нисходит как Махапрабху, Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Радха бхава дйути сувалитам науми кршна сварупам. Кришна принимает Ее Сердце, и когда это происходит… обычно Он глубокого темного цвета — это не цвет этого мира, такое описание является намеком… Ее Сердце золотое, оно сияет вовне, и его сияние окутывает, покрывает эту темную Форму, и Он становится Гаурангой, золотым. Это Золотой Господь, Золотая Аватара. И Он падает на землю в экстазе, узнавая, что это такое — быть Ею, без остатка отдавать Себя Кришне. Благодаря Ее обществу, благодаря соприкосновению с Ней Кришна становится преданным Кришны! И Он Сам видит, насколько прекрасно сознание Кришны. Сутью всего это является самоотдание, самопожертвование, больше того — самозабвение. Утрата себя, если хотите, но не до степени самоуничтожения. Настолько полное отдание себя другому, что отдельная личность как бы перестает существовать. Именно этого люди ищут в любовных отношениях в любом случае; вершину любовного союза, когда они не знают, кто из них кто. Это намек на Их уровень единения. Но вместе Они образуют Абсолютную Истину. Верховный Мужской Аспект и Верховный Женский Аспект — вместе. И все остальные существа являются Их проявлением. Но нам говорят, что мы являемся частью женского аспекта. Женского начала. Находимся мы в мужском или женском теле, это не имеет значения; истина такова, что мы принадлежим к категории женского начала. Дающего начала. Поэтому для нас видеть себя в качестве эксплуатирующих, пытаться состязаться с Кришной — глупо. Он может наслаждаться миллиардами и биллионами Гопи. Мужчина в этом мире едва может справиться с половиной женщины, знаете ли. Какова наша способность наслаждаться? Мы знаем, что Радхарани обладает безграничной способностью взаимодействовать с Кришной. На равном с Ним уровне. Это вопрос мастерства, таланта. Представьте, что мы идем на овощной рынок и покупаем картошку, помидоры и прочее. Соответственно вашим способностям, вы можете приготовить какое-то блюдо. И я могу попробовать. Но если есть гениальный повар, в наших же интересах будет отнести продукты ему. Мы приносим их специалисту. И то, что первоначально было сырой картошкой, в руках мастера претерпевает такую трансформацию, что в итоге нам трудно поверить, что это была картошка — мы чувствуем только нектарный вкус. Мы охаем и ахаем, чувствуем насыщение, экстаз, поглощая этот кулинарный шедевр, и этот вкус усиливает аппетит, желание насладиться еще. Нечто в этом роде. Наша энергия, наша способность служить мала. Если речь идет о прямом взаимодействии с Кришной — что мы можем предложить в этом взаимообмене? Но мудрая стратегия преданных такова: «Я буду служить под началом преданного Кришны». «Преданный» значит Гуру. Гуру — представитель Радхарани. Это значит, что, служа Гуру, мы служим Ей. Гуру передает наше служение своему Гуру, тот своему Гуру, и так служение восходит к Ней. Она взаимодействуют с Кришной с энергией, увеличенной благодаря вкладу Ее слуг. Она извлекает мед, нектарную субстанцию из Центра… Кришна — это центральная концепция Абсолюта, Олицетворенный Экстаз… а затем распространяет этот экстаз в качестве вознаграждения, движимая чувством сердечной благодарности, Своим слугам. Но, поскольку Ее способность извлекать экстаз очень велика (экстаз, ту субстанцию, которая выходит далеко за пределы нашей конституциональной способности наслаждаться ею), Она говорит: «Вот, попробуйте то, чем наслаждаюсь Я». Когда некто испытывает этот вкус, все иные вкусы становятся для него жалкими. И чистые преданные думают, что Она знает, как служить Кришне: «Давайте помогать Ей». Если присутствует любовь… любовь означает, что если мы хотим сделать кого-то счастливым, мы будем искать того, кто способен доставить этой личности счастье. Мы устроим все так, чтобы выдвинуть вперед этого достойного слугу. Почему мать нанимает клоуна на вечеринку по случаю дня рождения ее дочери? Потому что этот человек знает, как рассмешить ее дочь. Она может чувствовать, что лишена такого таланта, поэтому нанимает кого-то. А когда дочь смеется, мать счастлива. Это грубый пример. Природа Кришны немыслима для нас. В настоящее время, мы находимся на расстоянии 93 млн. миль от солнца. Это 150 млн. км. в европейских понятиях. Это расстояние как нельзя более подходит нам. На этом расстоянии мы выживаем. Иногда ученые говорят, что будь мы чуть-чуть ближе, мы бы умерли от жары, а чуть-чуть дальше — замерзли. В точности такое расстояние подходит нам. Почему? Потому что солнце невероятно интенсивно в смысле своего жара, температуры. Даже на расстоянии в 93 млн. миль мы не можем смотреть на солнце прямо. Только боковым зрением. Схожим образом, насколько интенсивен Кришна? Рассматривая интенсивность солнечного света и жара, мы можем провести параллель с Кришной в смысле Его очарования, красоты. Речь идет о личности, которая обладает такой запредельной степенью красоты, влекущей силы, соблазнительности. Эта личность настолько красива, что на нее невозможно смотреть. Невозможно иметь с ней дело непосредственно. На расстоянии в 93 млн. миль — да, можно выжить. В силу своей конституции мы нуждаемся в прибежище высшей энергии. Есть те, кто состоят из более высокой субстанции. Шрила Гуру Махарадж приводил пример… Как, знаете, в школьных учебниках можно прочитать: вот, мол, город Детройт, центр тяжелой металлургии, а вот цех, а вот плавильная печь, а сама сталь варится в особой емкости, «горшке». И обязательно находится ребенок, который поднимает руку и спрашивает: «А из какого же материала сделан сам этот «горшок», что он выдерживает огромную температуру?» И учителя объясняют, что он сделан из некого сверхпрочного материала. В нем можно варить сталь, но сам он не плавится. Схожим образом, мы будем «расплавлены» интенсивностью красоты, очарования и сладости Кришны. Настолько Он прекрасен; Его красота за пределами любых представлений. Но Его окружение, Его слуги состоят из «сверхпрочного материала». Они способны выдержать интенсивность красоты Кришны и Его сладости. Приняв прибежище в них, мы можем идти вперед. Они будут нашим щитом.

Мария: Кришна не зависит от нас?

Шрипад Госвами Махарадж: Да, существование Кришны независимо от нашего существования. Однажды Шрила Гуру Махарадж сказал… это связано с тем, о чем мы говорили выше — каков Его уровень и каков наш — он сказал, что хотя это может звучать удручающе (первоначально об этом говорил один из наших великих Гуру, Бхактивинод Тхакур), но могущество Кришны таково, что хотя джива — мы дживы — вечна, Он может прекратить ее существование, если пожелает. Подобная мысль не радует, но Он может сделать это, если захочет. Хотя вы вечны, он может «стереть ваш файл», словно вас никогда не было. «Стереть» навсегда.

Мария: Материальный мир — это Его игра?

Шрипад Госвами Махарадж: Да, это так. Материальный мир подобен площадке для игр. Это поле битвы или место, куда Он может приходить и спасать души, совершать игры спасения. На днях, цитируя стих Бхагавад-гиты, «паритранайа-садхунам» и т. д. — «Кришна вечно приходит в этот мир в качестве Своих аватар, воплощений, чтобы наказать злодеев и спасти преданных», Гурудев шутливо сказал: «Если у преданных нет проблем, Кришне нечем заняться». Хотя Он наслаждается в Своем собственном мире, когда Его преданные попадают в беду, Он нисходит сюда, чтобы спасти их. «Я спасу вас, Я избавлю вас…» Материальный мир, наряду с тем, что предназначен для проявления свободы воли и обитания тех, кто отрицают Бога, также позволяет осуществляться спасению и играм спасения. Таким образом, относительное начало необходимо для того, чтобы создавать контраст и содействовать Абсолюту.

Мария спрашивает о характере современной эпохи.

Шрипад Госвами Махарадж: Существуют четыре эпохи, продолжительность которых последовательно сокращается. Мы живем в Кали-йугу, которая длится 437 тысяч лет, и с ее начала прошло пять тысяч лет. Когда она завершится, начнется следующий золотой век. К концу этой эпохи, когда человечество воистину деградирует, придет Калки аватар и принесет освобождение. Но пять столетий тому назад явился йуга-аватар Шри Чайтанья Махапрабху, Сам Кришна, испытывающий влияние Сердца и Сияния Радхарани. Что Он делает? Он ходит по Набадвипу, воспевая Свое собственное имя. Кришна узнает, какой нектар содержится в Его имени. Он танцует в экстазе, Он настолько удовлетворен, что эта радость побуждает его танцевать, и Он без ограничений раздает эту радость другим, посредством движения сознания Кришны. Это не имеющая себе равных возможность достичь спасения, данная падшим душам этой эпохи. Вовсе не так, что чем более падшими становятся живые существа, тем менее милостив становится Бог или усложняет религиозный метод; скорее, чем более падшими мы становимся, тем большее милосердие Он проявляет. Чем более серьезной болезнью человек страдает, тем более сильное лекарство или доза ему необходимы. Имя Кришны неотлично от Кришны. Поскольку люди столь ленивы, в смысле духовных наклонностей, столь осаждаемы пропагандой эксплуатации, сбиты с толку т. н. «лидерами», процесс этой эпохи прост, но глубок и основан на принятии самой мощной субстанции, которой является Божественное Имя Кришны, как в Харе Кришна Махамантре. Благодаря этому процессу, можно обрести величайшее благо в легкодоступной форме. В современном мире это движение сознания Кришны, которое в большей или меньшей степени доступно по всему миру. Какое-то время эта возможность будет доступна нам. Но, согласно нашему пониманию, положение вещей будет ухудшаться. Хотя эта возможность присутствует, и, в то же время, общество идет вперед в смысле достижений технологии, происходит процесс, который один специалист в области окружающей среды определил так: «Внешняя эрозия, которую мы видим повсюду вокруг нас, является неизбежным следствием внутренней эрозии. Эти два явления взаимосвязаны». Нам не следует обманываться всем тем т. н. «прогрессом», который мы совершаем с точки зрения технологии, поскольку внутренняя эрозия неуклонно растет. Но сознание Кришны — это шанс, если не на коллективном, то индивидуальном уровне изменить направление движения. Возможность превзойти самые плачевные обстоятельства и восстановить утраченную духовную сущность. С самого начала мы говорили об этой истине: у вас есть вечное духовное естество в мире сознания. Вы — сознающее живое существо. Но вы находитесь в таком положении, что ваше сознание приковано к материи, к бренному. Неизбежно, это удручающее предложение с ограниченными перспективами. Ваша безграничная перспектива лежит в том тонком измерении, которое противоположно нынешним реалиям, окружающим вас. В том мире у вас есть «я», в мире, который зиждется на преданности, не эксплуатации, где мы можем вести вечную жизнь любви, которую мы ищем. Мы ищем вторую половину. И это начало безгранично. Второй половиной ограниченного существа является Безграничное. То, что мы ищем, безгранично, и это Нечто обладает безграничной способностью любить. Поскольку люди, ситуации и обстоятельства этого мира не соответствуют этому идеалу, мы разочарованы, или же разочарованы до той степени, что сомневаемся в самом существовании подобного явления. Мы говорим: «О, это для молодых и наивных». Нет, наше соответствие, вторая половина, которую мы ищем, существует. Гуру Махарадж напоминает нам, что само слово «Ом» означает «Да!». Да, то, что ты ищешь, твое второе вечно любящее «я», которого жаждет каждый атом твоего сердца, существует. Но где? В сфере сознания. На земле преданности, в духовном мире. И ты можешь обрести связь с этим явлением посредством сознания. Преданные всегда говорят о служении и славе служения. И мы учимся служить. Служение обладает великой силой. Оно может «подчинить» Кришну. Скажем, высокопоставленный военный, генерал, может одним движением пальца, нажав на кнопку, стереть с лица земли страну. Когда он возвращается домой, его маленький ребенок берется за папин палец, и водит его по всему дому, играя с ним. Это возможно в силу естественной любви и нежности ребенка. Это человек столь могущественен, столь велик, но маленький ребенок заставляет его сердце таять. Сердце человека, которого другие люди могут считать холодным, бесчувственным истуканом, этот ребенок одним движением пальца заставляет таять. И подчиняет его своему контролю. Такова сила любви и преданности, которой подчиняется Безграничное, и это — перспектива сознания Кришны.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джайа!
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джайа!
Шри Рупануга гуру-варга ки джайа!
Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джайа!
Шри Чайтанья Сарасвата Кришнанушилана Сангха ки джайа!
Ганга Деви Джамуна Деви Бхакти Деви Туласи Деви ки джайа!
Ом Вишнупад Вишва-варенйам Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупад ки джайа!
Саннйаси-вринда ки джайа!
Сева-вринда ки джайа!
Самавета бхакта-вринда ки джайа!
Нитай Гоура премананде!

Транскрипция и перевод с английского: Муралишвар Прабху

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования