харекришна.ру :: Библиотека :: “Садху-Санга”

Глоссарий

Анартхи (мн.ч. от анартха) недостатки, препятствующие духовному развитию.

Арати (арати) церемония поклонения Божеству в храме.

Ачарья (ачарья) – духовный наставник, тот, кто учит духовным истинам как наставлениями, так и собственным примером.

Ашрая-виграха (ашрайа-виграха) – титул чистого вайшнава, означающий «Проявление Всевышнего Господа; тот, у кого следует принять прибежище».

Ашта-калия-лила (ашта-калия-лила) – деяния Шри Кришны и Его вечных спутников, проходящие в божественной обители Голоки. Сутки там делятся на восемь периодов, в каждый из которых происходят определенные события. О них рассказывают в своих произведениях великие ачарьи гаудия-вайшнавов, однако размышления на эти возвышенные и сокровенные темы без благословения чистого преданного могут повредить духовному развитию неофита.

Бабаджи (бабаджи) живущий в отречении подвижник.

Брахма-вимохана-лила (брахма-вимохана-лила) одна из бесчисленных лил Верховного Господа, в которой ослепленный иллюзией Брахма бросил вызов Кришне, похитив Его друзей-пастушков и телят. В ответ Кришна распространил Себя в новых телят и пастушков. Увидев в каждом из них Господа, потрясенный Брахма вознес Ему молитвы, изложенные в Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам».

Брахман (брахман) – термин, букв. означающий «величайший». Обычно относится к безличному, лишенному качеств всепроникающему сиянию духовного облика Кришны, хотя в некоторых контекстах может также означать Самого Кришну (Парам-брахман).

Брахмалока (брахмалока) – безличное сияние Брахмана. Господь Чайтанья в наставлениях Рупе Госвами объясняет, что область Брахмалоки находится выше реки Вираджи, а над Брахмалокой расположено духовное небо (Паравьома), царство внутренней энергии Кришны.

«Брахма-самхита» (Шри Брахма-самхита) – философское поэтическое произведение, написанное Брахмой в начале творения вселенной. Для гаудия-вайшнавов эта работа является своего рода азбукой сиддханты, поскольку содержит основные положения учения Шри Чайтаньи Махапрабху. До нас дошла лишь пятая глава «Брахма-самхиты», обнаруженная самим Махапрабху в одном из монастырей Южной Индии.

«Бхагавад-гита» (Бхагавад-гита) – «Песнь Бога». Знаменитая беседа Шри Кришны с Арджуной перед битвой на Курукшетре. В ней в сжатой форме раскрывается суть духовного знания, а преданность (бхакти) провозглашается высшей целью души. Представляет собой часть эпоса «Махабхарата», хотя широко издается и читается как самостоятельное произведение.

Бхаджан (бхаджан) – 1) интенсивная духовная практика; 2) религиозное песнопение.

Бхакти (бхакти) происходит от глагола бхадж (служить, поклоняться). Поэтому главное значение этого слова – «служение». Бхакти – это преданное служение Всевышнему Господу Шри Кришне, совершаемое из чистой бескорыстной любви, не оскверненной кармой и гьяной

Бхактивинода Тхакур (Шрила Бхактивинода Тхакур) (1838–1914) – великий вайшнавский святой, богослов и философ. Во второй половине X|X столетия положил начало возрождению гаудия-вайшнавизма. Отец Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

«Бхакти-расамрита-синдху» (Бхакти-расамрита-синдху) – произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее подробное описание всех аспектов преданного служения.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) (1874 – 1937) – величайший вайшнавский святой первой половины XX столетия, широко распространивший учение Чайтаньи Махапрабху по всей Индии и создавший основу для его проповеди по всему миру. Неутомимый проповедник, основатель духовного движения «Гаудия Матх». Сын и продолжатель дела Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Духовный наставник Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и многих других великих вайшнавов нашего столетия.

Вираджа (вираджа) – река, разделяющая мир материи и мир духа.

Враджабхуми (враджабхуми, также Враджа (враджа)) – область в округе Матхура, Индия. Здесь находится Вриндаван, где проходили детские и юношеские деяния Шри Кришны.

Вриндаван дас Тхакур (Вриндавана даса Тхакур) – великий вайшнавский святой XVl столетия, поэт, воплощение Вьясадевы, в гаура-лиле ученик Нитьянанды Прабху. Написал поэму под названием «Чайтанья-Бхагавата», описывающую деяния Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху и Их спутников.

Гаура-лила (гаура-лила) – деяния Шри Чайтаньи Махапрабху и Его вечных спутников. Они запечатлены в таких книгах, как «Шри Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджи, «Шри Чайтанья-Мангала» Лочана даса Тхакура, «Шри Чайтанья-Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура и других.

Госвами (госвами) – букв. «повелитель своих чувств», титул санньяси. Человек, способный управлять речью и умом, сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий.

Гуны (мн.ч. от гуна) – букв. «нити», «веревки», а также «качества». Три основных свойства, или состояния материальной природы, различные сочетания которых создают все разнообразие проявлений материального мира: саттва-гуна (бытие, свет, благость), раджа-гуна (активность, страсть) и тамо-гуна (тьма, косность, невежество).

Гьяна (джняна) – философский поиск Абсолютной Истины, путь мудрости и отречения. Гьяна может привести к просветлению и освобождению сознания от обусловленности, но не даст чистой любви к Богу (бхакти).

Дайви-варнашрама дхарма (дайви-варнашрама дхарма) – общественно-религиозная система, в которой каждый человек служит Шри Кришне согласно своим возможностям и способностям.

Джата-госани (джата-госани) – приверженцы т. н. наследственного брахманизма, считающие, что право повторять Святое Имя, проповедовать и поклоняться Божествам имеют лишь те, кто родился в брахманической династии. Однако согласно учению вайшнавов, преданное служение Кришне – деятельность души, не зависящая от внешних условий.

Йогапитх (йогапитх) – букв. «священное место, куда совершают паломничество». Место в Маяпуре, где явился Чайтанья Махапрабху. Шрила Бхактивинода Тхакур основал здесь храм, где установил Божества Шри Чайтаньи и Его вечной супруги Шримати Вишнуприи.

Каништха-адхикари (каништха-адхикари) – начинающий преданный, которого отличает слабая вера и неглубокое понимание писаний.

Кришнадас Кавирадж Госвами (Кришнадаса Кавираджа Госвами) – великий вайшнавский святой, поэт, младший современник шести Госвами Вриндавана, автор «Шри Чайтанья-чаритамриты».

Лила (лила)  «игра», духовные деяния Бога или Его чистого преданного.

Мадхура-раса (мадхура-раса) – высшая из рас, супружеская любовь чистой души к Шри Кришне.

Мадхьяма-адхикари (мадхйама-адхикари) преданный среднего уровня, получивший посвящение и развивший твердую веру в гуру, хотя еще недостаточно искушенный в понимании смысла священных писаний.

Майявада (майявада) – общее название ряда философских доктрин, в которых Абсолют полагается безличным, а мир, индивидуальные живые существа и Бог – порождением иллюзии (майи). Учение майявады, являясь, по сути, скрытой формой буддизма, противоречит смыслу Вед и несовместимо с принципами чистой бхакти.

Манджари-бхава (манджари-бхава) глубочайшее чувство безраздельной любви к Шри Радхе и Шри Кришне, достояние манджари – юных служанок гопи. В линия гаудия-вайшнавизма поклоняются Рупе Госвами, который в вечной духовной реальности является Рупой Манджари. Поэтому манджари-бхава – неприкосновенный и недостижимый идеал последователей Шри Рупы.

Мукти (мукти) освобождение от рабства материи. Как правило, означает слияние с безличным Брахманом, цель майявади и тех, кто идет путем гьяны. Вайшнавов не интересует такое освобождение.

Нишанта-лила (нишанта-лила) –  часть ашта-калия-лилы, деяния Шри Кришны, проходящие в рассветные часы.

Паравьома (паравйома) – вечная безграничная сфера духа, находящаяся за пределами материального мира.

Парикрама (парикрама) – обход священных мест под руководством старших вайшнавов.

Прабхупада (прабхупада) – «тот, у чьих стоп сидят мудрецы», почетный титул, который в традиции гаудия-вайшнавизма носили Шрила Рупа Госвами, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Рагхунатха дас Госвами (Рагхунатха Даса Госвами) (1495–1571) – один из шести Госвами Вриндавана. Почитается гаудия-вайшнавами как прайоджана-таттва-ачарья, учитель высшей цели жизни. В своих молитвах раскрыл высший уровень чистой преданности.

Раса (раса) – вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и дживы, достигшей чистой любви к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Подробнее о расах см. в статье Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Cокровище бхакти» (журнал «Садху-санга», №2).

Раса-катха (раса-катха) откровения о вечной   расе души.

Раса-лила (раса-лила) наиболее глубокая и сокровенная из всех лил Шри Кришны, в которой проявилась высшая степень взаимной любви гопи и Кришны.

Раса-шикша (раса-шикша) наставления о том, как развить вечную свою вечную расу с Кришной.

Расика (расика) возвышенный вайшнав, полностью сознающий свою вечную расу.

Ратха-ятра (ратха-ятра) «праздник колесниц», который устраивают в честь лилы возвращения Кришны во Вриндаван. Во время этого фестиваля Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут на красочных колесницах в сопровождении огромных толп верующих.

Рупа Госвами (Рупа Госвами) (1489–1564) – вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, главный из шести Госвами Вриндавана. Был лично избран Господом Чайтаньей в качестве Своего преемника и главы сампрадаи. Вследствие уникального положения, которое Шрила Рупа Госвами занимает среди последователей Махапрабху, их также называют «рупанугами» (последователями Шри Рупы). Рупа Госвами признается гаудия-вайшнавами раса-таттвачарьей (наставником, раскрывающим науку о расе).

Санатана Госвами (Санатана Госвами) (1488–1558) – один из шести Госвами Вриндавана, старший брат и духовный наставник Шрилы Рупы Госвами. Автор многих книг, высоко почитаемых вайшнавами.

Санкиртана (санкиртана) громкое совместное пение Святых Имен Господа.

Сахаджии (пракриита-сахаджии) – разнообразные учения, главный принцип которых состоит в том, что можно обрести чистую любовь к Шри Кришне, не отказываясь от материальных желаний. Такая философия противоречит учению Чайтаньи Махапрабху и поэтому не имеет никакой духовной ценности.

Сиддханта (сиддханта) – «совершенное заключение»; основополагающие философские принципы.

«Упадешамрита» (упадешамрита) – труд Шрилы Рупы Госвами, посвященный практическим вопросам преданного служения. На русском языке издан с комментариями А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады под названием «Нектар наставлений».

Уттама-адхикари (уттама-адхикари) преданный, чье служение Шри Кришне достигло высшего уровня. Обладает безусловной верой в Кришну и абсолютным знанием священных писаний.

Хари-катха (хари-катха) повествования о деяниях Господа, Его преданных и бескорыстном служении Им.

Шри Чайтанья Махапрабху (Чайтанья Махапрабху) (1486–1534) – Всевышний Господь Шри Кришна в Своем Образе божественного великодушия, принявший чувства и цвет тела Шримати Радхарани чтобы ощутить вкус любви, которую Она к Нему испытывает. Он приходит на землю в образе преданного и одаривает людей божественной любовью (премой) в ее наивысшем проявлении,  распространяя главный духовный метод для нашего времени – санкиртану.

Чатурмасья (чатурмасья) – период сезона дождей в Индии, продолжающийся четыре месяца. Поскольку в это время свобода передвижения ограничена, то люди, занимающиеся духовной практикой, остаются на одном месте и соблюдают аскезы и обеты.

Шаранагати (шаранагати) – шесть составляющих безусловной преданности Господу, описанные в вайшнавской литературе. Также название знаменитого цикла молитв Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Шравана-киртана (шравана-киртана) – два первых и основных принципа преданного служения: слушание из уст святых о деяниях Шри Кришны и о чистом преданном служении (шравана) и прославление Верховного Господа, проповедь Его учения миру (киртана).

Шримати Радхарани (Шримати Радхарани, Радха) – высшая внутренняя духовная энергия Господа в Своем наивысшем выражении, вечная супруга Шри Кришны.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования