харекришна.ру :: Библиотека :: “Садху-Санга” №3 :: У истоков миссии
<<< Прирожденный проповедник Содержание номера Самое почитаемое место >>>

Садху-санга, №3 «Вьясапуджа»
(декабрь 2003 г.)

У истоков миссии

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Вопрос: Сейчас мы отмечаем золотой юбилей, пятидесятую годовщину Шри Чайтанья Сарасват Матха, Навадвип. Расскажите, пожалуйста, немного о ранней истории Матха, и особенно о том, почему Шри Чайтанья Сарасват Матх признан столь необычным местом?

Шрила Говинда Махарадж: После ухода Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Прабхупады, основанная им Миссия — Гаудия Матх — начала двигаться в нежелательном направлении, поэтому многие из его выдающихся учеников покинули ее. После того как Шрила Гуру Махарадж вышел из Гаудия Матха, около половины старших преданных последовали его примеру. Все очень почитали Шрилу Гуру Махараджа, поэтому, когда он ушел из нее, многие поступили так же. Среди тех, кто отошел в те дни от Гаудия Матха, были Хаягрива Брахмачари (впоследствие Мадхава Махарадж), Госвами Махарадж, отвечавший за проповедь на Западе, Кешава Махарадж (тогда Винод Бихари Брахмачари) — управляющий центрального Матха Шрилы Прабхупады, Чайтанья Матха в Маяпуре, Нарахари Прабху — управляющий-консультант Чайтанья Матха, Нарасимха Махарадж, Джаджавар Махарадж, Ваикханас Махарадж, и еще много других.

Большинство верных последователей покинуло Миссию. Остались только трое: Нишиканта Санньял, Бхакти Судакаш Прабху — он был человеком выдающихся личных качеств, и Сундарананда Видьявинод, редактор и издатель «Gaudiya Мagazine» и многих других публикаций Гаудия Матха. Милостью Шрилы Прабхупады в то время он сделал много севы.

После распада Гаудия Матха Шрила Гуру Махарадж уже не проявлял к проповеди прежнего энтузиазма. Он не хотел создавать другую миссию, и поэтому ушел во Вриндаван. Затем преданные потеряли его из виду. Все духовные братья Шрилы Гуру Махараджа стремились вернуть его к активной проповеди и поэтому повсюду его искали. В конце концов, несколько духовных братьев нашли Шрилу Гуру Махараджа в Набадвипе. Я видел дом, в котором он тогда жил, это помещение, рассчитанное на одного человека, находилось прямо на берегу Ганги.

Узнав об этом к Шриле Гуру Махараджу пришли другие духовные братья с намерением привлечь его к проповеди. Они пытались организовать новую миссию при поддержке Шрилы Гуру Махараджа. Кешава Махарадж, Госвами Махарадж и Нарасимха Махарадж приняли в ту пору санньясу. Они стали тремя первыми санньяса-учениками Шрилы Гуру Махараджа и основали «Гаудия Веданта Самитти» в Девананда Гаудия Матхе. Но затем между преданными опять возникли разногласия.

Шрила Гуру Махарадж был склонен к уединению, поэтому как только начались трения, он отдал все Кешаве Махараджу.

Он стал жить один и не выходил даже просить подаяние. Его младший брат, Мани Бабу, был крупным служащим на Восточной железной дороге. Каждый месяц он давал Шриле Гуру Махараджу десять рупий, благодаря которым тот мог жить, не прибегая к сбору милостыни. Гуру Махарадж жил в доме Магер Бади, неподалеку от того места, где ныне находится Шри Чайтанья Сарасват Матх, и выплачивал две рупии в месяц за его аренду. Этот дом ныне не сохранился.

Тогда к нему присоединились двое его духовных братьев. Позже выяснилось, что истинным мотивом их помощи Шриле Гуру Махараджу в организации новой миссии была надежда в надлежащее время унаследовать ее. Но Шрила Гуру Махарадж был очень простодушным, и не видел их тайных помыслов. Он вновь стал проповедовать, но уже не так широко, как раньше.

В то время Сакхи Бабу, духовный брат Шрилы Гуру Махараджа, вызвался купить для него участок земли. Сакхи Бабу был выдающимся учеником Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Прабхупады, сделавшим очень многое для служение Чайтанья Матху. Это он построил для Шрилы Прабхупады храм в Йогапитхе, Бхактивиджай Бхаван, провел там электричество и построил дорогу. Сакхи Бабу сказал Шриле Гуру Махараджу: «Найди землю для Матха, я дам денег на ее приобретение». И Шрила Гуру Махарадж избрал для своего бхаджан-ашрама место, где теперь находится Шри Чайтанья Сарасват Матх. Первоначально участок, площадью один акр, простирался от бамбуковых деревьев на одной стороне до дома Шрилы Гуру Махараджа, и далее на шесть футов в противоположном направлении до моего нынешнего дома на этой стороне. Юго-западный угол был обозначен небольшим помещением для омовений, от которого сейчас остались одни развалины.

Когда Шрила Гуру Махарадж выбрал этот участок, тут было лишь несколько деревьев. Одно из них погибло одновременно с уходом Шрилы Гуру Махараджа.

После покупки этой земли в 1941 году, Шрила Гуру Махарадж построил крытый тростником дом, и на Ратха-ятру того же года поселился в основанном им Матхе.

Поскольку Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада основал Гаудия Матх, то многие его ученики включали слово «Гаудия» в названия своих Миссий. Но Шрила Гуру Махарадж мыслил иначе: истинный основатель нашей сампрадаи — Шри Чайтанья Махапрабху, и она развивается под Его божественным водительством. Хотя мы принадлежим к Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадае, подлинное учение о рагануга-бхакти впервые было явлено Мадхавендрой Пури, «Гуру-Дедом» Шри Чайтаньядева. Он дал миру семя этого учения, а уже Чайтанья Махапрабху явил его в виде огромного, могучего дерева. Поэтому, помня о главной Личности нашей сампрадаи, Шрила Гуру Махарадж включил в название своего Матха имя Шри Чайтаньи. Гурудева Шрилы Гуру Махаражда звали Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада. Таким образом, чтобы показать, к какой сампрадае относятся его храм и Миссия, Шрила Гуру Махарадж назвал ее «Шри Чайтанья Сарасват Матх».

Шрила Гуру Махарадж собственноручно купил у некоего Нараяны Гхоша, владевшего большой бамбуковой рощей, очень длинный, крепкий и дорогой бамбуковый шест. Приехав в Матх, он в первый же день поднял на этот высокий бамбуковый флагшток флаг и установил его там, где ныне находится храм.

Он избрал это место по множеству причин. Одна из них — здесь находится апарадха-бханджан-пат. Коладвип — это место, где прощаются все оскорбления тех, кто предается Господу. Это место также является Гирираджем Говардханом, Гупта (скрытым) Говардханом. Кроме того, когда Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада проповедовал по всей Индии, в Коладвипе он встречал сильное противодействие со стороны местных пандитов. И Шрила Гуру Махарадж, естественно, хотел обратить этих людей.

Он начал проповедовать группе местных пандитов в доме своей тети, Сароджабасини Деви. Она пользовалась всеобщей любовью и уважением, и ее имя включено в почетный список, выгравированный на стене храма Махапрабху. Когда Шрила Гуру Махарадж стал проповедовать в ее доме, туда приходили представители враждебно настроенной оппозиции — и были им обращены.

Вскоре к Шриле Гуру Махараджу примкнули несколько его духовных братьев, а спустя еще немного времени — и другие. Эти брахмачари присоединились всего через несколько месяцев после открытия Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Гуру Махарадж был одаренной творческой натурой, его перу принадлежит множество прекрасных стихотворных произведений. Когда был основан Шри Чайтанья Сарасват Матх, он написал следующую шлоку:

шримач-чаитанйа-сарасвата-матхавара-
удгита-киртир джайа-шрим
бибхрат самбхати ганга-тата-никата-
навадвипа-коладри-радже
йатра шри-гаура-сарасвата-мата-нирата-
гаура-гатха гринанти
шримад-рупануга шри-критамати-гуру-
гауранга-радха-джиташа

«На берегу Ганги в Коладвипе, Набадвип, вознесся сияющий Шри Чайтанья Сарасват Матх. В вышине развевается флаг, возвещая его славу всему миру. Он — прибежище душ, посвятивших себя служению Господу Гауранге и Шри Шри Радха-Говинде. Они следуют пути Шри Шри Рупы и Рагхунатхи, Хранителей Бесценного Сокровища Божественной Любви, осененные верой и исполненные благой надежды обрести милость Господа».

Однажды Сакхи Бабу, его духовный брат, услышав этот стих, сказал: «У Шрилы Гуру Махараджа нет ничего, кроме крытого тростником дома, но он уже установил там высокий бамбуковый шест с флагом и сложил эту шлоку!» Но Шрила Гуру Махарадж ответил ему: «Посмотришь, что будет здесь в будущем!» И впоследствии всем нам открылась истинность этих слов.

Вопрос: Какого размера было первоначальное, крытое тростником помещение?

Шрила Говинда Махарадж: Строение было семь метров в длину и примерно четыре в ширину. Первое время там не было даже кроватей, но Шрила Гуру Махарадж вскоре сделал две из бамбука. Через полгода-год, пришли брахмачари и построили бамбуковый дом с крышей из гофрированного олова. Когда я присоединился к Миссии, то сначала жил в нем.

Гиридхари, Которого Гуру Махарадж привез из Вриндавана, находился в крытом тростником доме, размером приблизительно два на три метра, который Гуру Махарадж соорудил рядом с собственным жилищем. В настоящее время там расположены кухня и склад бхоги. Я увидел это здание, когда впервые пришел сюда во время праздника Нрисимха-чатурдаши в 1946 или 1947 году. К тому времени оно существовало уже около двух лет. Его возвели из кирпичей, пожертвованных владельцем находящегося неподалеку кирпичного завода. И поныне уже третье поколение его семьи приходит сюда, выражая свое почтение. Некоторые представители этого рода приняли дикшу в нашем Матхе.

Здание было построено из земли и кирпичей и покрыто штукатуркой. Цемент не использовался. Оно стоит до сих пор, хотя время от времени мне приходится его ремонтировать. Верхний этаж появился здесь много позже, и при его строительстве уже применялся цемент.

Шрила Гуру Махарадж установил там Гиридхари и Махапрабху. В комнате справа, где сейчас живет Шрипад Аранья Махарадж, был Махапрабху. Когда я пришел в Матх, Шрила Гуру Махарадж жил в левой от Махапрабху комнате. Впоследствии он перешел в правую комнату, а Махапрабху переселился в левую.

Я сделал две уборные — одну для комнаты, где теперь проживает Хари Чаран Прабху, а другую для комнаты Шрилы Гуру Махараджа. Примерно в 1957 году, когда для Шрилы Гуру Махараджа мы построили комнату наверху, я переселился в его старую комнату.

Первые брахмачари были полны желания служить Шриле Гуру Махараджу, однако некоторые из них преследовали свои тайные цели. Основываясь на его гороскопе, они заключили, что он проживет не более пятидесяти восьми лет. К тому же его здоровье не отличалось большой крепостью, и три-четыре раза в месяц он испытывал сильные головные боли. Они полагали, что Шриле Гуру Махараджу осталось жить совсем недолго и после его ухода рассчитывали стать хозяевами его Матха. Но сам Шрила Гуру Махарадж о назначении главным севаите, или владельцем Матха, ни с кем из них не говорил, поскольку хотел сохранить свою наставническую линию, также как и свою Гуру-парампару.

Гуру-парампара передается через учеников. Поэтому Шрила Гуру Махарадж искал кого-нибудь младше себя, чтобы подготовить для продолжения своей парампары. Таковы были обстоятельства, при которых в 1947 году я пришел в Миссию. На седьмой день, после беседы со мной, Шрила Гуру Махарадж принял решение назначить своим преемником меня. Не в силах скрывать что-либо, он выразил это пожелание Кришнадасу Бабаджи Махараджу, Раме Диди, матери Гопала, своей тете, Кришнамайи Диди, своим духовным братьям и другим людям.

Вопрос: Каков был в то время обычный распорядок дня?

Шрила Говинда Махарадж: Поклонение проводилось по полной программе.

Махапрабху установили в 1944 или в 1945 году. Таким образом, на алтаре находились Махапрабху и Гиридхари. Проводились утренние, дневные и вечерние арати, а также другие программы — в точности как это делается сейчас. Программы проходили на веранде.

Вопрос: В то время, когда Вы впервые пришли сюда, сколько здесь было преданных?

Шрила Говинда Махарадж: Было восемнадцать преданных: двенадцать зрелого возраста и шесть молодых. Они обычно ездили проповедовать в Калькутту. Шрила Гуру Махарадж учредил калькуттский Матх приблизительно за два или три года до моего прихода. Он был основан по желанию Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами Махараджа.

Шрила Свами Махарадж всегда очень сердечно относился к Шриле Гуру Махараджу и время от времени навещал его. Он как-то сказал Шриле Гуру Махараджу: «У меня два дома. В одном живу я с семьей, а в другом, на нижнем этаже, лаборатория. Я могу предоставить тебе для проповеди две комнаты наверху. Если ты согласишься приезжать туда и оставаться там сколько сочтешь нужным, я буду очень рад». Так возникло отделение Шри Чайтанья Сарасват Матха на Ситаканта Банержди лейн, д.7.

Вопрос: Шрила Гуру Махарадж пришел в Коладвип еще и для того, чтобы отойти от проповеднической деятельности. Получается, что он основал новый Матх для проповеди в Калькутте исключительно по просьбе Шрилы Свами Махараджа?

Шрила Говинда Махарадж: Шрила Гуру Махарадж всегда хотел оставаться в тени. Он не желал занимать положение, позволявшее бы ему набирать людей, принимать учеников и т.п. Но Шрила Свами Махарадж очень хотел сделать что-нибудь, например, создать другую Гаудия Миссию во главе со Шрилой Гуру Махараджем. Он много раз высказывал Шриле Гуру Махараджу свое пожелание, но у того не было ответного энтузиазма. Только близкие дружеские отношения со Шрилой Свами Махараджем заставили его принять это предложение.

Когда Шрила Гуру Махарадж приезжал на Ситаканта Банерджи лейн, Свами Махараджа устраивал встречи с известными людьми. Так к Миссии присоединились преданные-грихастхи. Время от времени Шрила Гуру Махарадж приезжал к Свами Махараджу, иногда останавливаясь там на два-три месяца, в то время как Матхом здесь, в Набадвипе, управляли брахмачари.

Вопрос: Каким служением занимались те, кто оставался тут, в Матхе?

Шрила Говинда Махарадж: Тогда регулярно проводились все храмовые программы, также как и земледельческие работы. Придя сюда, я разбил перед зданием цветник. Кроме того, мы выращивали овощи и фрукты.

После того, как ушли некоторые брахмачари, решившие основать собственную миссию, образовалась новая группа, состоявшая в основном из непосредственных учеников Шрилы Гуру Махараджа. Туда входили я, Хари Чаран Прабху, Кришна Шаран Прабху (теперь Шрипад Аранья Махарадж) и еще двое или трое преданных. Мы жили здесь и выходили из ашрама на проповедь. Обычно мы ходили от дома к дому, рассказывая людям о Шриле Гуру Махарадже и собирая милостыню. Джаджавар Махарадж, Госвами Махарадж и Мадхусудан Махарадж были первыми, кто стал помогать Шриле Гуру Махараджу после ухода начальной группы брахмачари. Они первыми стали проповедовать о Шриле Гуру Махарадже и заложили прочную основу для нашей проповеди. Кроме того, они собирали пожертвования. Мы ходили с ними. И гораздо позднее, когда они перестали заниматься этим, мы продолжала сбор пожертвований в тех же самых местах.

У каждого из этих санньяси были собственные Миссии, но они собирали пожертвования для Шрилы Гуру Махараджа. Они присоединялись к нам и возглавляли нашу группу. Благодаря их проповеди у нас были рис, бхога и кое-какие деньги. Так они помогали Шриле Гуру Махараджу.

Даже тогда, когда Шри Чайтанья Сарасват Матх представлял собой просто два крытых тростником строения, сюда приходили тысячи людей, чтобы принять участие в празднованиях и принять прасад — так же, как это происходит и сейчас. Благодаря пожертвованиям, собираемым преданными, Шрила Гуру Махарадж мог обеспечить прасадом всех желающих.

Под руководством Шрилы Гуру Махараджа я устроил первую Набадвип-Дхам-Парикраму.

Вопрос: Я слышал, что были организованы парикрамы и по другим святым местам.

Шрила Говинда Махарадж: Я водил группы паломников в другие места Индии, в том числе и в Бадарикашрам. Кроме этого, мы стали совершать различные парикрама-туры по святым местам Южной Индии, Западной Индии, Пури, Вриндавана, Двараки и т. д. Мы подружились с разными людьми, и многие из них приняли инициацию у Шрилы Гуру Махараджа. Многие из участников парикрам стали преданными; кроме того, благодаря турам мы сумели собрать в то время много денег. Помню, что каждый тур приносил не менее 5000 рупий. Оказывая нам поддержку, люди были очень счастливы.

Три или четыре раза Шрила Гуру Махарадж тоже ходил с нами. Он участвовал в железнодорожных турах, а также в пешем паломничестве в Бадрикашрам.

Вопрос: Участие Шрилы Гуру Махараджа в этих турах должно было означать существенное улучшение его здоровья.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Хотя Гуру Махарадж часто нездоровилось, тем не менее, он принимал участие в этих турах.

Как ни странно, но в то время в Шри Чайтанья Сарасват Матхе не было человека, обладающего необходимыми для поддержания его Миссии качествами. В возрасте 55 лет Шрила Гуру Махарадж составил завещание. Он назначил меня Севаите и Ачарьей; Госвами Махарадж, Джаджавар Махарадж и духовный брат Гуру Махараджа, Сакхи Бабу, стали доверительными собственниками, а Парамахамса Махарадж — консультантом. Шрила Гуру Махарадж думал, что он уйдет еще при их жизни и поэтому сделал их доверительными собственниками. Но все они покинули этот мир до него. В 1964 году, когда прошло несколько лет с тех пор, как он достиг своего 58-летия (возраста, в котором, как ожидали некоторые, его жизнь должна была прерваться), он зарегистрировал »Акт о порядке наследования».

Вопрос: Говоря о Матхе, преданные прежде всего имеют в виду храм. Когда он начал являть себя?

Шрила Говинда Махарадж: Строительство храма началось, вероятнее всего, в 1955 году. Сначало был только один, крытый соломой дом. Затем появился второй, потом здание из кирпичей, шлама и штукатурки. Впоследствии, постепенно появлялись другие постройки. После паломнического тура в Бадрикашрам мы собрали 5000 рупий, и по возвращении я обратился к Шриле Гуру Махараджу с предложением построить храм. Шрила Гуру Махарадж сказал: «Ну что ты сможешь сделать, имея только 5000 рупий? Он велел мне позвать Джаджавара Махараджа. Кроме него, пришел также Мадхусудан Махарадж. Было время Гаура-пурнимы, и они приехали на фестиваль с проповедью. Тогда же прибыл один крупный жертвователь — Кишори Мохан Дас Вайрагья. Поскольку он пообещал финансировать возведение храма, Шрила Гуру Махарадж начал строительство. Я не очень хорошо запоминаю исторические даты, но мне кажется, что это было в 1955 году. Позднее Кишори Бабу пожертвовал примерно десять-двенадцать тысяч рупий — большие по тем временам деньги.

Вначале построили помещение для Божества. Крыша была завершена, но не было веранды. После ее появления Шрила Гуру Махарадж установил там Божество. Я помню, что первый абхишек Божества проводился в старом здании.

Вопрос: Где преданные совершали бхаджан, когда храм представлял собой только храмовую комнату, без веранды?

Шрила Говинда Махарадж: Преданные совершали бхаджан в крытом соломой бараке перед храмом, представлявшем собой подобие маленького Нат-мандира. Он был сделан из бамбука и гофрированной жести.

Вопрос: Сколько времени ушло на строительство храма?

Шрила Говинда Махарадж: Строительство храма заняло двадцать лет, а когда оно завершилось, Нат-мандира все еще не было. Примерно в 1975 году одна преданная Гуру Махараджа пожертвовала 5000 рупий, и мы начали возведение Нат-мандира.

Почти до самого окончания строительства храма было только одно, помимо него самого, здание из кирпича — дом Шрилы Гуру Махараджа. Здание, в котором я сейчас живу, тоже построили примерно в то время. Первоначально оно предназначалось для кухни.

Строительство храма было завершено в 1973 году. Потом соорудили двухэтажную кухню и начали возведение Нат-мандира.

В период строительства храма земли Матха расширялись. Симхаджули, где выращивается рис для Матха, было приобретено в 1962 году. Шрила Гуру Махарадж лично наблюдал за ходом земледельческих работ на этой территории.

Благоустраивая территорию вокруг Матха, Гуру Махарадж своими руками посадил живую изгородь и выполнил много другой физической работы. Я как мог старался помогать ему в этом.

Вопрос: Привлекаются ли для сельскохозяйственных работ наемные работники?

Шрила Говинда Махарадж: В основном сельскохозяйственные работы выполняют брахмачари Матха, но в отдельных случаях нанимается рабочая сила на стороне. Приблизительно в 1962 году мы приобрели для полевых работ двух очень больших и сильных буйволов. Я управлял ими, и они очень привязались ко мне. Они были сильные, ширококостные и невероятно крупные. Поперечины на повозке были особенно широкими — под стать буйволам.

Они обыкновенно играли со мной, но Шрила Гуру Махарадж опасался, что они могут убить меня. Буйволы были большими, молодыми и сильными, и Гуру Махарадж не хотел, чтобы я все время возился с ними. Я обычно выводил их пастись перед храмом Махапрабху. Однажды я был там с ними, и Шрила Гуру Махарадж сказал мне: «Не подходи к буйволам слишком близко». Но я уверил его: «Эти буйволы не нападут на меня». Он возразил: «Это все-таки животные, они могут кинуться на тебя».

Я ответил: «Нет, Махарадж, они не похожи на прочих животных». Сказав это, я стал перед самым крупным из них, затем быстро обошел его сзади и шлепнул по ноге. Он резко развернулся ко мне и выставил вперед увенчанную рогами голову, однако сделал это очень осторожно. Наблюдая за происходящим, Шрила Гуру Махарадж забеспокоился: «Он не накинется на тебя?» И я вновь заверил его, что нет и продолжал поддразнивать буйвола. Шрила Гуру Махарадж следил и все удивлялся, что всякий раз, когда буйвол, казалось, вот-вот набросится, я слегка поднимал руки и тот останавливался, словно играя, в нескольких сантиметрах от меня.

Этого буйвола звали Рамдас. Другой буйвол носил имя Шьямдас. Когда Шьямдас умер, я купил нового буйвола по имени Харидас. Это были очень сильные животные, и они вспахивали поля, тянули повозки и делали всю тяжелую работу.

Вопрос: Нас часто спрашивают о судьбе состарившихся коров в Матхе.

Шрила Говинда Махарадж: Обычно коровы проводят здесь всю свою жизнь. Как правило, тут они стареют и умирают. Но иногда, когда их становится слишком много, мы некоторых продаем. Престарелых коров мы оставляем в Матхе. Продаем мы только тех, что дают молоко или могут иметь телят. Да и то, только в том случае, когда животных слишком много.

Когда я впервые пришел сюда, здесь было две коровы. Одну из них звали Сурабхи, другую — Шьямали. Шьямали имела очень озорной нрав и бросалась в атаку на каждого. Я думаю, что, возможно, ей не нравились пища, которую она получала.

В юности я привык употреблять большое количество молока. Но после трех-четырех лет жизни в Матхе, здоровье мое ухудшилось, и врач определил,что я страдаю от недостатка молока. Я был очень нездоров, и доктор прописал одно-два яблока и литр молока в день. Я предложил Шриле Гуру Махараджу: «Я хотел бы совершать севу Шьямали. Тогда она будет давать для меня достаточно молока, и таким образом, не возникнет необходимости покупать дополнительное количество на рынке ».

Шрила Гуру Махарадж охотно согласился. В то время Шьямали давала 2,5 л молока, но после того, как я начал служить ей, она преисполнилась счастьем и стала давать до 6,25 л. Когда я уезжал в Калькутту, обычно она давала меньше молока, а после моего возвращения — больше. Тогда у нас было немного коров: Шьямали была первой, затем Сурабхи, и немного позже появилась Нандини.

Позднее, когда количество коров увеличилось, построили гошалу. Первоначально, мы покупали коров, но затем все животные либо рождались здесь, либо давались в качестве пожертвования.

Вопрос: Каким образом мы можем осознать духовные качества Шри Чайтанья Сарасват Матха?

Шрила Говинда Махарадж: Определенные представления о духовной сущности Матха мы можем получить из того, что говорил Шрила Гуру Махарадж. Благодаря его философским концепциям и наставлениям наше собственное видение расширится. Когда Сакхи Бабу однажды шутя сказал: «Шрила Шридхар Махарадж установил лишь длинный бамбуковый флагшток, а  уже сочинил такую величественную шлоку!», Шрила Гуру Махарадж ответил ему: «Увидишь, что здесь проявится в будущем». Теперь мы можем видеть то, что проявилось — и это касается не только зданий. Когда был завершен цокольный этаж храма, по Своей воле сюда пришел Коладвип-адхипати, Владыка Коладвипа, в образе Божества Шалаграм-шилы. Он прибыл сюда благодаря Джаджавару Махараджу и Госвами Махараджу из дома брахмана, где ему воздавали царские почести. Сначала мы не знали, какой это вид Шалаграм-шилы. Но по указанию Шрилы Гуру Махараджа я исследовал «Гаруда-пурану» и на основании расположенных на Нем знаков установил, что это Лакшми-Варахадева. Чтобы подтвердить мое заключение, Шрила Гуру Махарадж написал письмо брахману, заботившемуся о Нем. В своем ответе тот засвидетельствовал, что Шалаграм действительно является Лакшми-Варахадевой. При этом он также упомянул, что брахмана брахмачари, который станет служить этому Шалаграму, ожидает великое счастье.

Узнав это, Шрила Гуру Махарадж сказал мне: «Устрой так, чтобы каждый день для Лакшми-Варахадева готовился особый сладкий рис — параманна. Это Ему очень понравится, а Матх обретет удачу». С того дня брахман брахмачари постоянно совершает Ему поклонение и предлагает параманну.

Шрила Гуру Махарадж видел Набадвип-Дхам как апарадха-бхаджанпат, а Коладвип как кшетру, землю, Лакшми-Варахадевы. «Кола» означает «Варахадева». Своим духовным зрением Шрила Гуру Махарадж воспринимал подлинную реальность этого места. То, что проявляется здесь, уже существует в Коладвипе, и благодаря преданному служению постепенно раскрывает себя.

Мы наблюдали здесь необыкновенные вещи, особенно после ухода Шрилы Гуру Махараджа. С юных лет я старался смотреть на деревья и убранство Шри Чайтанья Сарасват Матха как нечто нематериальное. Мы видели множество признаков этого.

В юности я был очень вспыльчивым и иногда в порыве негодования хотел покинуть Матх. Но в таких ситуациях я всегда просил разрешения уйти у деревьев, коров и т.п. Следовательно, я могу сделать вывод, что у меня было особое восприятие всего этого места. Иначе зачем бы я ходил от дерева к дереву, спрашивая у них разрешения? Более того, они не позволяли мне уйти! Я не знаю, насколько правильным было мое видение. Я могу сказать, что в определенной степени обладаю тем восприятием Святой Дхамы, о котором говорится в Писаниях. Мы пытаемся видеть зрением Шрилы Гуру Махараджа и порой нам это удается.

Вопрос: Какие наставления давал Шрила Гуру Махарадж относительно того, как следует видеть эту местность?

Шрила Говинда Махарадж: Он говорил, что оно очень благодатно, и тут находится Гупта Говарддхан. Рядом с холмом Говарддхан есть Манаса Ганга, а кроме того, Говинда Кунда — в память о Говинда Кунде у Говарддхана. Во Вриндаване есть Манаса Ганга, а тут, в Набадвипе — Ганга. На Говарддхане проходит лила Кришны, а здесь — лила Гандхарвва-Говиндасундара; Игры Господа у Говинда Кунды происходят тут. Мы помним и о Кусум Сароваре, но из-за постоянной занятости служением у нас очень мало времени, и я до сих пор не сделал его. Я всегда хотел выкопать пруд позади гостиницы и превратить его в Кусум Саровар. Таков был мой план. И я спросил Шрилу Гуру Махараджа, возможно ли выкопать там изящную кунду, к которой вели бы ступени. Он с радостью согласился.

Вы можете увидеть Коладвип-лилу здесь:

кулийа-грамете аси' шри-кришна-чаитанйа
хена нахи, йа 'ре прабху на карила дханйа

(«Шри Чайтанья-Бхагават», Антья,3.541)

Шриман Махапрабху явил здесь Свои Игры, чтобы освободить множество падших душ. Каждый, кто примет прибежище этого святого места, будет избавлен от своих невзгод.

<<< Прирожденный проповедник Содержание номера Самое почитаемое место >>>
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования