харекришна.ру :: Библиотека :: “Садху-Санга” :: №1
Вайшнавский журнал “Садху-санга”   Журнал “Садху-Санга” Выпуск №1 >>>

Гуру, дарующий семя любви
Путь в мир служения

Шрила Говинда Махарадж
Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Я очень рад, что мне посчастливилось приехать в Россию и увидеться со всеми вами. Я даже не предполагал, что когда-нибудь смогу посетить Россию, чьи духовные традиции так глубоки.

По милости Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады у меня появилась возможность проповедовать по всему миру. Я езжу из страны в страну и встречаюсь со множеством преданных и просто ищущих людей.

Для индийцев Россия всегда была страной загадочной и таинственной. Между нашими странами уже больше полувека существуют тесные и дружеские взаимоотношения. Россия всегда отстаивала в ООН интересы Индии.

С первых дней моего пребывания здесь меня поразило то, насколько русской душе близки истинно вайшнавские качества; это превзошло все мои ожидания. Вайшнав всегда должен проявлять смирение, терпимость и почтение к ближнему. Я не встретил здесь человека, кто хоть в какой-то мере этими качествами не обладал.

Ещё несколько лет назад мир даже не подозревал о том, что в России таится такой мощный духовный потенциал. Она была под гнётом тотального внутреннего контроля. Но как только стена, отделяющая её от внешнего мира, рухнула, многие религиозные лидеры стали открыто проповедовать россиянам свои убеждения.

Обложка журнала Садху-Санга, №1
(увеличить изображение)

Когда я услышал, как тысячи людей воспевают под стенами Кремля Харе Кришна Махамантру, мое сердце стало танцевать от радости. В политическом отношении Россия всегда была другом Индии, но когда я обнаружил, что между ними существует такое близкое духовное родство, трудно описать то счастье, которое охватило моё сердце.

Я слышал, как Шрила Прабхупада много рассказывал о России. У него не было возможности открыто проповедовать здесь, однако его ученики всё же не оставляли попыток донести до людей сознание Кришны. Они продолжали проповедовать, даже несмотря на то, что подвергались гонениям и репрессиям. Но с приходом в Россию политических и религиозных свобод сознание Кришны стали исповедовать тысячи и тысячи людей. Оно хлынуло в сердца русских людей и одарило их милостью Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху.

Возможно, я недостоин той миссии, что на меня возложена, но так или иначе милостью Гуру Махараджа и Нитьянанды Прабху я получил возможность проповедовать сознание Кришны. Проповедь — это служение всей моей жизни, и я пытаюсь вкладывать в него свою душу. Когда я езжу по миру и вижу, как люди внимают учению Махапрабху, я чувствую особенное воодушевление. Я могу сказать, что проповедь сознания Кришны в России будет очень успешна.

В "Чайтанья-чаритамрите" сказано:

учалила према-ванйа чаудике ведайа
стри, вриддха, балака, йува, сабаре дубайа

садж-джана, дурджана, пангу, джада, андха-гана
према-ванйайа дубаила джагатера джана
(“Чайтанья-чаритамрита”, Ади, 7.25,26)

Когда Чайтанья Махапрабху проповедовал по Индии сознание Кришны, Его учение привлекало и вдохновляло всех, кто Его слушал. После ухода Махапрабху оно было скрыто, но сейчас мир вновь получил возможность приобщиться к Его учению. Оно пришло в Россию, и я чувствую, что мое служение здесь необходимо. Если у вас есть вопросы, я с радостью поделюсь с вами тем, что получил от моего Гуру Махараджа, а также Шрилы Бхактисиддханты Прабхупады Сарасвати Тхакура и Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Вопрос: Писания говорят, что ученик должен видеть своего духовного учителя как проявление Нитьянанды Прабху. Как мы можем развить такое видение духовного учителя?

Ответ: Через веру. Без веры ничего невозможно. В первую очередь нужно верить в таких великих учителей, как Шрила Прабхупада и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а также во всю нашу гуру-парампару. Вера — основа всех религий, не только одного вайшнавизма. И в христианстве, и в исламе, и в буддизме основополагающим принципом является вера. Без веры вы не можете двигаться вперед. Вы должны верить в великих учителей или в слова Господа Кришны, запечатленные в "Бхагавад-гите". Господь Кришна сказал в "Шримад-Бхагаватам":

тасмат твам уддхавотсриджйа
чоданам пратичоданам
правриттин ча нивриттин ча
шротавйам шрутам ева ча
(“Шримад-Бхагаватам”, 11.12.14)

"Прими прибежище во Мне, и ты найдешь любовь, красоту, очарование и счастье, которые ищешь. Но имей веру в Мои слова, иначе ты не обретешь желаемого".

тасмад гурум прападйета
джиджйасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам
("Шримад-Бхагаватам", 11.3.21)

"Гуру должен быть достойным, а ученик — верить в своего Гурудева. Встретив гуру, ученик должен обратиться к нему со всем смирением, почтением и верой".

Прежде всего необходима вера. Иного пути нет.

 

Вопрос: Почему в мире существует зло и демонизм? Если Кришна — источник всего, откуда появилось зло?

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Ответ: Это хороший вопрос. Кришна обладает тремя энергиями. Одна из них называется чит-шакти, другая — джива-шакти и третья — майя-шакти. Чит-шакти и джива-шакти являются духовными энергиями. Деяния Господа всегда проходят в чит-шакти. Как только у Кришны появляется какое-то желание, Его энергии тут же его исполняют, отсюда такое бесконечное разнообразие Его образов и форм. Реальность всегда существует для себя и по себе, иначе она не была бы реальностью. Реальность обладает способностями чувствовать, мыслить и желать, и в Кришне они представлены во всей полноте.

Лилы Прекрасного Абсолюта происходят при участии Его энергий. Дживы исходят из джива-шакти, и по милости трансцендентного сияния все, за небольшим исключением, отправляются в духовный мир. Это духовное сияние пробуждает в дживе настроение служения и предвкушение сладости игры с Кришной. Поэтому почти все они отправляются в Обитель Господа и присоединяются к Его божественным играм.

Другая энергия называется майя-шакти, она — тень чит-шакти. Она также предназначена для участия в играх, где Господь является главным действующим лицом. Ее участие помогает развитию этих игр. Когда дживы исходят из джива-шакти, часть из них, те несчастные, что прельстились иллюзорной возможностью материального наслаждения, бросаются в эту теневую сторону, майю. Девяносто девять и девять десятых процентов всех джив предпочитают служение в духовном мире, где они обретают подлинно вечную жизнь и становятся участниками Деяний Господа. Лишь немногие неудачники, едва появившись на свет, привлекаются майя-шакти. Они считают, что роль наслаждающегося принадлежит им, и надеются вкусить сладость господства над миром. Майя притягивает их к себе, связывает и играет словно куклами.

Все происходит по воле Господа. Стоит появиться тезису, как вслед за ним немедленно возникает антитезис. Затем они объединяются в синтезе. В спектакле, где занято множество персонажей, каждый вносит свой вклад в развитие сюжета. Когда являет свою игру тезис — Прекрасный Абсолют, — как противопоставление ему тут же неизбежно появляется антитезис. Затем все будет приведено в гармонию синтезом, которым Господь уравновесит противостояние действующих лиц, и это тоже часть божественной игры. Прекрасный Абсолют появляется Лично, чтобы устранить хаос, вызванный разрушительным действием антитезиса.

йада йада хи дхармасйа
гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасйа
тадатманам сриджамй ахам
(“Бхагавад-гита” 4.7.)

Эта шлока перечисляет предпосылки пришествия Господа. Хаос возникает по воле Абсолюта — такова Его сладостная игра. Затем Господь нисходит и восстанавливает мир. Во время Его лил всё приходит в гармонию, воцаряются благоденствие и порядок, но вскоре опять начинаются беззаконие и смута. Если бы всё было иначе, наделённое сознанием тело не знало бы смерти. Без горечи нельзя ощутить сладости. Нельзя ощутить полноту экстаза духовной жизни, не изведав её противоположности. Но Кришна всегда протягивает руку помощи Своим преданным, защищая их от демонов и давая возможность двигаться к свету. Такова Его игра. Кришна нисходит, чтобы спасти Своего заблудшего слугу от страданий.

Вопрос: Многие ищут любви, но как понять, что такое божественная любовь? Мы стремимся к любви, но у нас нет никакого представления о ней.

Ответ: Вы не сможете понять, что такое божественная любовь, не отправившись на её поиски в тот мир, где она живет. В первую очередь необходимо всем естеством устремиться в её обитель и отыскать плод, что растет на духовном древе чистой, бескорыстной преданности. Это древо называется бхакти-лата. Когда семя бхакти-латы прорастет в вашем сердце благодаря заботливому уходу, вы получите этот плод. Адау шраддха. Сначала садху должен посадить семя в плодородную почву верящего сердца. Когда оно получит всё необходимое для своего развития благодаря садхане, оно прорастёт. Этот процесс называется бхаджана-крия.

адау шраддха татах садху-
санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'анартха-нивриттих-сйат
тато ништха ручис татах
(“Бхакти-расамрита-синдху” 1.4.15)

Ответ на этот вопрос содержится в "Бхакти-расамрита-синдху", и описываемый в ней процесс приведет вас в мир любви. Когда человек погружается в служение, в нём развивается привязанность к Господу и ослабляются путы, держащие его в плену материальных желаний.

На стадии анартха-нивритти нельзя ощутить подлинную Кришна-прему. Когда её семя, полученное от Гурудева, бхакти-лата-биджа, окружено бережным и правильным уходом, оно, в ответ на заботливость и старание, даёт в вашем сердце росток. В вас развивается любовь к Господу, которая привязывает вас к Нему все больше и больше. Все материальные привязанности будут постепенно сходить на нет, а влечение к духовным переживаниям будет возрастать. С каждым днем они будут становиться острее и ярче, и вскоре появится ручи, духовный вкус. Тогда дживу уже не подстерегает опасность падения. Когда такое настроение служения охватывает её целиком, она все двадцать четыре часа в сутки посвящает своему возлюбленному, Господу Кришне.

Вопрос: В “Бхагавад-гите” сказано, что Арджуна отказался участвовать в битве. На это Кришна отвечает ему, что такое решение недостойно арии. Объясните, пожалуйста, кто такие арии?

Ответ: В те времена ариями называли тех, кто следовал ведической культуре.

Вопрос: Российские учёные обнаружили места поселения ариев вдоль реки Урал. Ещё в древности арии оставили долину Урала и переселились в Индию. На месте их поселения археологи нашли развалины города Аркаима, имевшего форму лотоса. В центре города была площадь, на которой совершали ягью. Доказывает ли эта теория, что на территории современной России некогда существовала ведическая цивилизация?

Ответ: Такое вполне возможно, однако эта теория подкреплена лишь историческими фактами. Нужно понимать, что Веды — апаурушейя — не являются продуктом человеческого ума. Духовное знание нисходит в сердца обусловленных существ из высших сфер, и, получив его, они начинают следовать пути духовного совершенствования под руководством гуру.

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Время бесконечно, а мир огромен, поэтому иногда ведическая культура может проявляться в отдельных местах планеты и существовать в продолжение тысяч и тысяч лет. Оттуда она может распространиться по миру. Представители многих наций утверждают, что исторически связаны с арийской цивилизацией. Например, Италия, Германия или Россия с полным правом могут заявлять о своем родстве с ариями. Арийское знание принадлежало ариям, но со временем оно распространилось по всему миру. В одних странах оно живет и по сей день, в других — забыто с течением времени. Было бы неверным говорить, что арийская цивилизация ограничена рамками определенной эпохи.

Не так давно в Пакистане, в Махиндре, была обнаружена Бхагават-шлока, высеченная на стене в пещере. Ученые предполагают, что ей около пяти тысяч лет. Бхагават-шлоки содержат ведическое знание. Стало быть, люди, живущие в этой местности, имеют все основания утверждать, что являются потомками ариев, что арийская цивилизация зародилась именно там и оттуда распространилась по свету. Но такие находки нельзя считать исчерпывающим доказательством. Некогда в Германии утверждали, что арии отличаются определенными внешними признаками, и в этом есть доля правды. Астрология подтверждает, что на принадлежность к ариям указывают характерные черты лица: особая форма носа, разрез глаз и т.п.

Если исторические и археологические находки свидетельствуют о том, что где-то в древности существовал очаг арийской цивилизации, мы, естественно, не можем отрицать этого факта. Однако арии были носителями арийской культуры, которая была очень близка ведической культуре. Ведическая культура приходит через ведическое знание, и это знание может распространиться по всему миру. Символы этого знания обнаруживаются всюду, где существовала ведическая культура. Восемьдесят процентов населения Индии исповедуют индуизм. Древние арийцы селились возле реки Синдху. Сейчас индуизм претерпел значительные изменения, и уже далеко не все жители этих мест относят себя к индуистам. Большинство из них — около восьмидесяти процентов — мусульмане. А территория, по которой протекает Синдху, сейчас относится к Пакистану. Все меняется; перемены происходят в любую эпоху, на любом этапе человеческой истории.

Вопрос: Каким образом духовный учитель принимает карму своих учеников во время инициации? В “Харинама-чинтамани” Харидас Тхакур говорит, что духовный учитель может дать своему ученику доступ в нама-расу. Как это происходит и как внутренне и внешне изменяется ученик, достигший нама-расы?

Ответ:

дикша-кале бхакта каре атма-самарпана
сей-кале кришна таре каре атма-сама

сйи деха каре тара чид-ананда-майа
апракрита-дехе тамра чарана бхаджайа
(“Чайтанья-чаритамрита”, Антья-лила 4.192,193)

«Во время посвящения, когда ученик предается гуру, Сам Кришна в образе Гурудева принимает его. Он принимает его таким, как он есть, со всеми его достоинствами и недостатками». Всё, что Кришна принимает в образе гуру, обретает благо. Мы сталкиваемся с подобным в своей жизни. Когда большой банк покупает маленький, клиенты последнего автоматически становятся клиентами большого банка. Если у маленького банка были задолженности или невыполненные обязательства, ответственность берет на себя большой банк.

Когда искренний искатель принимает прибежище в Кришне, его «счета» переходят на «счета» Кришны. Тогда Кришна в образе Гурудева принимает ответственность за него. Всё — плохое и хорошее — переходит на счёт Кришны. Карму тоже берёт на себя Кришна, являясь ученику в образе гуру. Кришна решает, когда взять предавшуюся Ему душу — в этой или в следующей жизни. Всё в Его руках. Если вся моя предыдущая карма переходит к Кришне — что мне остается делать? Я должен практиковать сознание Кришны и стремиться к совершенству в своем служении, поскольку имею дело не со своей собственностью, а с собственностью Кришны.

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Вторая часть вопроса состоит в том, как ведет себя человек, который обрел нама-расу. Нама-раса — это особое, духовное состояние. Эта раса (трансцендентный нектар) нематериальна, она не сравнима с вкусом земных плодов. Когда гуру дает посвящение, мы — ученики — начинаем медитировать на Кришну. Внутренний смысл мантры связывает нас с Кришной. Мы медитируем на Кришну, объединяющего в Себе все энергии и их источник, и полностью предаемся Его лотосным стопам. Получив мантру, мы должны с её помощью медитировать. Я получаю от Гурудева семя преданности, и после этого силой медитации ко мне приходит служение. Благодаря практике сознания Кришны, семя начнет прорастать и являть свою красоту, очарование, восторг, нежность и любовь. Мои усилия помогают мне увидеть духовную суть этого дара Гурудева. Гуру Махарадж говорил: премно хи биджа прадам. Мы получаем семя Кришна-премы. Определённый тип взаимоотношений, которые существуют между дживой и Господом, называются нама-раса. Придет время, и эти взаимоотношения проявятся в наших сердцах.

Бхактивинода Тхакур объяснил это в своей “Джайва-дхарме”. Бабаджи Махарадж дал при инициации мантру Вайшнава дасу. Он велел Вайшнава дасу повторять мантру в должном сознании, пообещав, что она явит себя в его сердце. Он сказал, что она раскроет себя ощущением неземного чувства привязанности к Богу,  и тогда он сам будет испытывать потребность служения к Господу. Нама-раса значит любовные взаимоотношения с Господом, основанные на искренней привязанности к Нему. Вы отдаете всё, чем располагаете, служению Кришне, вас охватывает всё больший восторг и всё возрастающая радость, а желание служить притягивает к вам всё больше и больше севы.

Вопрос: Известно, что обусловленные души не связаны с Кришной никакими отношениями. Когда духовный учитель дает ученику при посвящении духовное имя, означает ли это, что он устанавливает взаимоотношения между своим учеником и Господом?

Ответ: В зеркале своего сердца гуру видит, каким образом в будущем проявятся взаимоотношения его ученика и Кришны. В соответствии с этим он дает ученику новое имя. Обусловленная душа не знает, какова ее роль в играх Господа. Но гуру чувствует это в своей медитации и на основе своего понимания природы взаимоотношений Кришны и конкретной дживы связывает их друг с другом. Эти взаимоотношения могут со временем измениться, поскольку настроение преданности ученика может принять иные формы. Кроме того, тот же самый гуру может прийти в ином образе. Такие изменения взаимоотношений могут произойти на уровне освобождения.

Вопрос: Можем ли мы установить связь с духовным миром, просто читая священные книги и Писания? Обязателен ли для этого духовный учитель?

Ответ: Читая писания, вы находите некий идеал. Но чтобы достичь его, нужна связь с подлинным гуру. Можно привести пример с бомбой. Внутри бомбы находится механизм, детонатор, и чтобы она взорвалась, этот механизм необходимо запустить. Бомба взрывается лишь в том случае, когда получает сигнал от детонатора. Писания дают нам представление о духовном мире, но это представление будет неполным и далеким от  реальности, пока вы не найдёте верный канал или посредника, который называется гуру.

Это очень важно понять, потому что в этом мире 99,9 процентов гуру указывают неверный путь. Мир эксплуатации, в котором оказалась джива, чреват плачевными ситуациями. Здесь нас постоянно эксплуатируют. Добро неизбежно сменяется злом. За тезисом следует антитезис. Писания утверждают: хари бхакти судурлабха — «В этом мире очень трудно встретить истинного гуру».

Чтобы изучить науку, которая нас интересует, нужно поступить в тот университет, где ее преподают. Для того чтобы познакомиться с духовным знанием Индии, следует  отправиться туда, где его можно получить. За хорошим углем нужно ехать в Ньюкасл.

Но вместе с тем у всех джив есть спасительная надежда. Если мы ищем связи с миром духовной реальности — а духовное знание открыто тому, кто его ищет искренне и с чистым сердцем, — нас всегда ожидает возможность обрести эту божественную связь. Духовный мир может явить себя в любое время и в любом месте. Необходимо лишь искреннее желание, и всё сложится таким образом, что мы сможем получить к нему доступ. Не стоит отчаиваться.

Шрила Рупа Госвами привел прекрасный пример. Птица чатака никогда не станет пить воду, упавшую на землю. Она ожидает, воздев к небу клюв, когда туча прольется на неё дождем. Если дождя не будет, она не притронется к воде.

вирачайа майи дандам динабандхо дайам ва
гатириха на бхаватах качид анйа мамаств
напатату сата-коти нирбхарам ва навамбхас
тад апи  кила пайодах стуйате чатакена
(“Прапанна-дживанамритам” 7.21)

«О мой Господь! В Твоей воле поразить меня молнией или напоить небесной влагой. Ты можешь дать мне всё, что захочешь, но мне нужна лишь вода, пролившаяся с небес, и ничего более». Птица чатака всегда поет славу грозовому облаку. Облако может метнуть в неё молнию или одарить милостью, напоив водой, но она не перестанет петь ему славу. Нам необходимо такое стремление и такая искренность.

 

(Эту и другие статьи Вы можете прочитать в первом номере журнала “Садху-Санга”. Заказать журнал можно по email).

 

К содержанию номера >>>

Смотрите также:

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования