харекришна.ру :: Библиотека :: “Садху-Санга” :: №1
Вайшнавский журнал “Садху-санга”   Журнал “Садху-Санга” Выпуск №1 >>>

Гаудия-Кантахара
Избранное из первой главы «Гуру-Таттва» (Принцип Гуру)

Поиск истинного гуру в авторитетной ученической преемственности

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

1. тад виджнартхам са гурум эвабхигаччхет
самит паних шротрийам брахма-ништхам

Тот, кто хочет обрести знание об Абсолютной Истине, должен обратиться к истинному гуру и предложить ему всё, что необходимо для совершения жертвоприношения. Этот гуру должен быть сведущим в Истине, услышанной из подлинного источника. («Мундака Упанишад» 1.2.12)

2. ачарайаван пурушо веда

Познать Истину может лишь тот, у кого есть Гуру. («Чандогья Упанишад» 6.18.2)

4. йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

Лишь тем великим душам, кто с беззаветной преданностью служат гуру и Кришне, полностью открывается смысл Вед. («Шветашватара Упанишад» 6.23)

10. (еи рупа) брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
тате кришна бхадже каре гурура севана
майаджала чхуте пайа шри кришна чарана

Блуждая по вселенной, удачливая душа по милости Шри Кришны встречает истинного духовного учителя. Милосердие гуру дарует ей семя трансцендентного любовного служения Господу. Поклоняясь Кришне и служа духовному учителю, живое существо освобождается из пут иллюзорного мира майи и достигает лотосных стоп Шри Кришны. («Чайтанья-чаритамрита» 19.151, 22.25)

12. чаитанйа лиламрита пура, кришна лила сукарпура, духе миле хайа сумадхурйа
садху-гуру-прасаде, таха йеи асваде, сеи джане мадхурйа прачурйа

Игры Шри Чайтаньи — средоточие нектарной любви Всевышнего Господа — можно сравнить со сгущённым молоком. Игры Шри Кришны подобны камфаре. Явленные вместе, они неописуемо сладостны. По милости Гаудия-вайшнава гуру — олицетворения святости — человек может ощутить безграничную сладость этих игр. («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.277) 

13. ло исйа лабхда
ашчарйо джната кушаланушиштах

Мало кому посчастливится услышать истину о душе, но, даже узнав о ней, немногие понимают её, потому что трудно найти настоящего гуру, способного видеть истину. Истинный гуру — величайшая душа, какие встречаются очень редко. Однако постичь истину может лишь тот ученик, кто, совершенствуясь в науке о Боге, следует всем наставлениям боговдохновенного гуру. Такие ученики тоже необычайно редки. Потому осознать истину о душе могут лишь единицы («Катха-упанишад» 1.2.7.)

15. крипа-синдхух су-сампурнах
сарва-саттвопакараках
нихсприхах сарватах сиддхах
сарва-видйа-вишарадах
сарва-самшайа самчхетта
'наласо гурур ашритах

В «Хари-бхакти-виласа» приводится следующее определение гуру: тот, кто подобен океану милости, кто совершенен во всех отношениях, полон всех благих качеств, заботится обо всех живых существах, свободен от вожделения, в совершенстве знает писания и сведущ в науке сознания Кришны, кто способен устранить все сомнения своих учеников и всегда погружен в служение Господу, может называться гуру. («Хари-бхакти-виласа» 1.45,46)

17. шат-карма нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
аваишнаво гуру на сйад
ваишнавах швапачо гурух

Брахман может быть знатоком мантр, ритуалов и квалифицированно исполнять шесть видов брахманической деятельности: совершать жертвоприношения, обучать правилам их проведения, изучать писания, толковать их, раздавать милостыню, принимать дары, однако, если он не вайшнав, он не может быть гуру. В то же время, вайшнав может стать гуру, даже родившись в семье неприкасаемых. («Хари-бхакти-виласа», Падма Вачана)

19. киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи гуру хайа

Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, если он сведущ в науке о Кришне, его следует принять как гуру. («Чайтанья-чаритамрита»,Мадхья 8.127)

20. киба варни, киба шрами, киба варнашрама хина
кришна таттва йеи, сеи ачарйа правина
асала катха чхайи бха иварне йе каре ара
асад-гуру кари та ире винайта пурвапара

Того, кто сведущ в сознании Кришны, следует принять как ачарью, независимо от его касты. Человек, который отвергает этот принцип и признает гуру лишь по его положению в обществе, примет ложного гуру и тем самым будет обречен на прозябание в невежестве. («Према-Виварта»)

23. ачиноти йах шастрартхам
ачаре стхапайатй апи
свайам ачарате йасма
ачарйас тена киртитах

Ачарьей называют того, кто в совершенстве знает выводы Богооткровенных писаний. Он не только на словах, но и на личном примере учит глубоким истинам, заключенным в божественных наставлениях. («Вайю-Пурана»)

24. йад йад ачарати шрештхас
тат тад еветаро джанах
са йат праманам куруте
локас тад анувартате

Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру, И какие бы нормы он ни устанавливал своим поведением, их придерживается весь мир. («Бхагавад-гита», 3.21)

25. апане ачаре кеха на каре прачара
прачара карена кеха, на карена ачара
ачара прачара намера караха дуи карйа
туми сарва-гуру туми джагатера арйа

Одни живут согласно своим убеждениям, но не проповедуют, другие же проповедуют, но сами не следуют тому, что говорят. Но совершенный учитель сам следует тому, что проповедует и является Гуру всей вселенной. Ты (Харидас Тхакур) — истинный джагад-гуру, ибо ты следуешь тому, о чём говоришь. («Чайтанья-чаритамрита», Антья 4.102,103)

28. ачарйам мам виджанийам
наваманйета кархичит
на мартйа буддхйасуйета
сарва-дева майо гурух

(Кришна говорит Уддхаве): «Воспринимай ачарью как Самого Меня. Ачарья — это Я. Никогда не завидуй ачарье, не хули его и не считай обычным человеком. Поскольку ачарья связан с Безграничным, он неизмеримо более велик, чем всё ограниченное. Поэтому он выше всех полубогов». («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27)

33. шикша гуруке тай джани кришнера сварупа
антарйами, бхакта-шрештха — еи дуи рупа

В наставляющем гуру (шикша-гуру) следует видеть Самого Кришну. Как гуру, Кришна предстает в двух ипостасях: как Сверхдуша и как лучший из преданных. («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.47)

34. дживе сакшат нахи, тате гуру чаиттйа-рупе
шикша-гуру хайа кришна маханта-сварупе

Поскольку увидеть Сверхдушу воочию невозможно, Кришна предстает перед нами как преданный, достигший освобождения. Такой шикша-гуру есть не кто иной, как Сам Кришна.

35. наивопайантй апачитим кавайас тавеша
брахмайушапи критам риддха мудах смарантах
йоинтар бахис тану-бхритам ашубхам видхунванн
ачарйа-чаиттйа вапуша сва-гатим вйанакти

(Уддхава говорит Шри Кришне): «О мой Господь! Поэты, воспевающие истины трансцендентной философии,   и знатоки духовности не были бы способны выразить всю свою признательность Тебе, даже будь их жизнь столь же долгой, как жизнь Брахмы, ибо Ты являешь Себя в видимом образе ачарьи, и невидимом — Сверхдуши, чтобы освободить живые существа, открывая им науку божественного служения и путь божественной любви». («Шримад-Бхагаватам» 11.29.6)

46. маха-кула прасуто 'пи
сарва-йаджнешу дикшитах
сахасра-шакхадхйайи ча
на гурух сйад аваишнавах

Даже родившись в благородной брахманской семье, получив посвящение с точным соблюдением всех обрядов и жертвоприношений и изучив великое множество разделов Ведического знания, человек не может быть гуру, если он не является вайшнавом. («Хари-бхакти-виласа» 1.45)

54. аваишнавопадиштена
мантрена нирайам враджет
пунаш ча видхина самйаг
грахайед ваишнавад гурох

Тот, кто получил мантру от учителя, ведущего по пути, далекого от пути преданности или склонного к чувственным наслаждениям, обречён на жизнь в аду. Такому человеку надлежит немедленно обратиться к стопам истинного гуру-вайшнава и получить от него мантру. («Хари-бхакти-виласа» 4.366)

55. нр-дехам адйам сулабхам судурлабхам
плавам сукалпам гуру-карнадхарам
майанукулена набхасватеритам
пуман бхавабдхим на тарет са атма-ха

Человеческая форма жизни необычайно ценна, редко достижима и превосходит все другие формы жизни, потому что, обретя её, можно без труда преодолеть океан материального существования. Человеческую форму жизни сравнивают с лодкой, в которой можно пересечь океан материального бытия. Гуру — её капитан, а милость Шри Кришны подобна попутному ветру, направляющим её к месту назначения. Тот, кто не использует преимуществ человеческой формы жизни, чтобы с помощью гуру и Кришны пересечь океан рождений и смертей, совершает духовное самоубийство. («Шримад-Бхагаватам», 11.20.17)

56. гуруш нара-матир йасйа ва нараки сах

Говорится, что тот, кто считает гуру обычным человеком, идет прямой дорогой в ад. («Падма Пурана»)

57. йасйа сакшад бхагавати
джнана-дипа праде гурау
мартйасад-дхих шрутам тасйа
сарвам кунджара-шаучават

Гуру следует считать Всевышней Личностью Господа, поскольку он наделяет своих учеников светом духовного знания. Поэтому для того, кто смотрит на Гуру сквозь призму материального восприятия, всё предстаёт в ложном свете. Его усилия в духовной жизни, такие как изучение Вед и писаний, епитимьи и аскезы, в конечном счёте так же бессмысленны, как купание слона (который, выйдя из воды, осыпает себя пылью). («Шримад-Бхагаватам» 11.20.17)

58. тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

Ищи истину, обращаясь к тем, кто её познал. Прими прибежище истинного духовного учителя, смиренно вопрошай его и служи его лотосным стопам. Великая душа, достигшая самоосознания, раскроет тебе это божественное знание, потому что она соприкоснулась с ним. («Бхагават-гита», 4.34)

59. евам гурупасанайаика-бхактйа
видйа-кутхарена шитена дхирах
вивршчийа дживашайам апраматтах
сампадйа чатманам атха тйаджастрам

Лезвием трансцендентного знания, вручённого тебе Гурудевом, ты сможешь отсечь все грубые и тонкие материальные привязанности. Освободившись от них, ты должен сложить оружие знания. Хотя оно и способно избавить человека от тяги к материальному наслаждению, Шри Кришну, Имя Которому Безграничный, нельзя осмыслить с помощью знания и логики. Однажды использовав оружие знания по своему назначению и избавившись от материальных привязанностей, отложи его в сторону. Так, освободившись от тонких оболочек гун материальной природы, можно достичь уровня осознания Параматмы. Для этого ученику необходимо с верой и преданностью поклоняться и служить Гурудеву. Гурудев постепенно откроет искреннему искателю смысл бескорыстного любовного служения Кришне, трансцендентного к знанию и потому известного как джнана-шунья-бхакти. («Шримад-Бхагаватам» 11.12.24)

62. амнайах шрутайах сакшад
брахма-видйети вишрутах
гуру-парампара-прапта
вишва-картур хи брахманах

Духовное знание, полученное через гуру-парампару или преемственность учителей, берущую начало от Брахмы, творца вселенной, и воплощенное в Шрути, или Ведической литературе, известно как амнайах, или авторитетное священное знание. («Махаджана-карика»)

 


(Эту и другие статьи Вы можете прочитать в первом номере журнала “Садху-Санга”. Заказать журнал можно по email).

 

Все статьи первого номера >>>

Смотрите также:

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования