харекришна.ру :: Библиотека :: “Садху-Санга”

Глоссарий

Журнал «Садху-санга», №5 (июль 2005 г.)

Аватара (аватара) — проявление Господа в мире материи в каком-либо образе, наделенном той или иной степенью могущества.

Анартха-нивритти (анартха-нивритти) — стадия пути бхакти, на которой происходит очищение сердца от низменных склонностей, мешающих духовному развитию.

Апарадха (апарадха) — оскорбление Господа, Его Святого Имени, Его преданного, духовного наставника, дхамы или Писаний.

Апара-шакти (апара-шакти) — внутреняя, низшая из трех энергий Господа, лишенная сознания материя. См. также пара-шакти, кшетрагья-шакти.

Атма (атма) — истинная сущность, внутреннее «Я»

Ачарья (ачарья) — совершенный духовный наставник, который учит как наставлениями, так и собственным примером.

Ачинтья-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхедабхеда-таттва) — учение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху  о «непостижимом одновременном отличии-неотличии» Господа и Его энергий.

Ачит (ачит) — то, что лишено чит, или сознания; мертвая материя.

Бабаджи (бабаджи) — подвижник, живущий в отречении.

Брахман — 1) (Брахман): безличный, бескачественный, безграничный аспект Господа; 2) (брахман): священнослужитель, учитель, представитель высшего сословия в индуистском обществе.

Брахма-нирвана (брахма-нирвана) — состояние покоя и просветления, приходящее, когда личностное начало растворяется в безличном Брахмане; цель майявади.

Бхава (бхава) — ступень совершенства преданности, предшествующая безраздельной чистой любви к Богу. На этой стадии проявляются признаки глубокого духовного экстаза.

Бхаджан (бхаджан) — интенсивная духовная практика.

Бхакти (бхакти) — преданное служение Господу, совершаемое из чистой бескорыстной любви, не оскверненной примесями кармы и гьяны.

Бхакти-йога (бхакти-йога) — путь самопознания, суть которого — пробуждение в сердце чистой любви к Богу посредством преданного служения Ему.

Вайшнава-дхарма (вайшнава-дхарма) — то же, что и вайшнавизм, и Джайва-дхарма — вечная религия чистого преданного служения Господу.

Вайшнавизм – см. Вайшнава-дхарма.

Ватсалья-раса (ватсалья-раса) — чистое преданное служение Господу в настроении родительской любви.

Вираса (вираса) — искаженное проявление духовной любви в мире материи.

Гаятри-мантра (гаятри-мантра) — сокровенная ведическая мантра из двадцати четырех слогов; раскрывает сущность вечного слова Ом; содержит в себе описание духовной и материальной реальности; особый тайный смысл Гаятри-мантры был явлен Шрилой Шридхаром Махараджем.

Гьяна-йога (джняна-йога) — путь философского поиска Абсолютной Истины, мудрости и отречения. Он может привести к просветлению и освобождению, но не сможет дать чистой любви к Богу (бхакти).

Гьяна-марга (джняна-марга) — см. Гьяна-йога

Даршан (даршан) — непосредственное лицезрение Божества или духовного наставника.

Дасья-раса (дасья-раса) — чистое преданное служение Господу в настроении слуги.

Джайва-дхарма (джайва-дхарма) — см.Вайшнава-дхарма.

Джива (джива) — душа, вечное живое существо, крошечная духовная частица Господа.

Дхама (дхама) — обитель Господа; святое место, связанное с Его деяниями.

Йогамайя (йогамайя) — внутренняя энергия Господа, создающая все необходимое для  Его лилы.

Карма-йога (карма-йога) — путь самопознания, следуя которому связь с Божественным устанавливают при помощи исполнения мирских обязанностей.

Кришна-лила (кришна-лила) — см. Лила.

Кришна-према (кришна-према) — чистая, безраздельная духовная любовь к Господу, наивысшее совершенство и конечная цель жизни каждого человека.

Кшетрагья-шакти (кшетраджня  шакти) — средняя среди трех основных энергий Господа: Внутренней (пара-шакти), Внешней (апара-шакти) и
Граничной (кшетрагья-шакти).  К ней относятся дживы — крошечные частички Господа.

Лила (лила) — духовные деяния Господа или Его чистых преданных.

Мадхура, или Мадхурья-раса (мадхурья-раса) — высочайший вид взаимоотношений с Господом, божественное супружество.

Майявада (майавада) — общее название ряда философских доктрин, в которых Абсолют полагается безличным, а мир, индивидуальные живые существа и Бог — порождением иллюзии. Учение майавады, являясь по существу скрытой формой буддизма, противоречит смыслу Вед и несовместимо с принципами чистой бхакти.

Майявади (майавади) — последователь философии майявады.

Маха-мантра (маха-мантра) — великая мантра, принесенная Махапрабху : Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. 

Мукти (мукти) — состояние освобождения, отрешения от мирских привязанностей.

Ништха (ништха) — стадия Бхакти-йоги, на которой достигают непоколебимой веры в путь служения гуру и вайшнавам.

Пара-бхакти (пара-бхакти) — чистая преданность Господу.

Парамахамса (парамахамса) — букв.«лучший среди лебедей» — эпитет,  которым награждают святого преданного, достигшего высочайшего духовного уровня.

Парам-гуру (парам-гуру) — гуру моего духовного наставника.

Пара-шакти (пара-шакти) — внутренняя духовная энергия Господа, высшая из трех Его энергий. См. апара-шакти, кшетрагья-шакти.

Парикрама (парикрама) — обход священных мест под руководством старших вайшнавов.

Прасад (прасад) — букв. «милость»: пища или другие предметы, освященные тем, что были предложены Господу.

Пратиштха (пратиштха) — гордыня, одна из самых сильных анартх — препятствий на пути чистого преданного служения Господу.

Пхалгу-вайрагья (пхалгу-вайрагья) — ложная отрешенность майявади и близких к ним мыслителей от разнообразия и богатства мира материи. Вайшнавы не отвергают мира, являющегося одной из энергий Господа. Искусственной отрешенности имперсоналистов вайшнавы противопоставляют истинную отрешенность — юкта-вайрагью, рассматривая материальное как подношение Господу, предназначенное для служения Ему.

Раса (раса) — вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и дживы, достигшей чистой любви к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность, служение, дружба, родительская забота и супружеская любовь

Садхана (садхана) — духовная практика, на пути бхакти — стадия, когда служение совершают из чувства долга, согласно указаниям шастр.

Садху (садху) — святой вайшнав.

Садху-санга (садху-санга) — общение с истинными святыми, без которого невозможно следовать пути преданности.

Сакхья-раса (сакхья-раса) — чистое преданное служение Господу в настроении дружеской привязанности.

Сат-чит-ананда (сат-чит-ананда) — слова из «Брахма-самхиты», определяющие духовный облик Господа как исполненный вечности (сат), чистого сознания (чит) и бесконечного блаженства (ананда).

Сварупа-шакти (сварупа-шакти) — то же, что и пара-шакти.

Татастха (татастха) – “расположенный на границе”, слово, описывающее онтологическое положение дживы как граничной из трех основных энергий Господа. См.пара-шакти, кшетрагья-шакти, апара-шакти.

Шанта-раса (шанта-раса) — чистое преданное служение Господу в настроении умиротворенности.

Шраддха (шраддха) — вера, особая энергия, пробуждающая в сердце стремление к чистому преданному служению. Вера — знак милости вайшнава и Господа.

Журнал «Садху-санга», №5 (июль 2005 г.)
<<< К содержанию номера

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования