харекришна.ру :: Библиотека :: “Садху-Санга”

Путь к совершенству

Журнал «Садху-санга», №5 (июль 2005 г.)

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

По милости Шримана Махапрабху, Шрилы Гуру Махараджа, Шрилы Прабхупады и вайшнавов мне выпала возможность проповедовать по всему миру. Как все вы, я — всего лишь крошечная джива, порабощенная иллюзией, но милость нашего великого парам-гуру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура дала всем нам шанс на спасение. «Пытайтесь распространять сознание Кришны, — говорил он, — Это принесет благо и окружающим, и вам самим».

Только сознание Кришны поможет дживе вырваться из этого иллюзорного окружения. По дороге на эту программу я думал, что поскольку еду на встречу, организованную индуистским обществом, то по всей вероятности, на ней будет много индийских друзей, которым близки и интересны темы, связанные с сознанием Кришны. Затем мне пришла в голову такая мысль: «Кто же мы на самом деле?» Мы не знаем настоящих себя. Первая сутра «Веданта-даршаны» гласит: атхато брахма-джигьяса — «Вопрошай о Брахмане». Следующий стих продолжает: джанмадйасйа йатах — «По воле Господа вы воспринимаете проявленный мир, но причина всех причин скрыта от вас. Эта первопричина и есть Брахман».

йато ва имани бхутани джайанте
йена джатани дживанти
йат прайантй абхисам-вишанти
тад виджиджнасасва тад эва брахма

(Таиттирийа Упанишад, 3.1.1)

Самое общее представление о Брахмане — это йато ва имани бхутани джайанте — «Он творец всего сущего, основа всех миров — материальных и духовных — и в Него же погружается все во время маха-пралайи, разрушения вселенной».

В «Брахма-самхите» сказано:

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади пурушам там ахам бхаджами

 (Брахма-самхита, 5.40)

«Я поклоняюсь Предвечному Господу Говинде, Чье могущество — источник безличного Брахмана, пребывающего вне пределов этого мира с его миллионами планет и уровней бытия. Он неделимая бесконечная Абсолютная Истина».

Все пронизано светом Брахмана. Поэтому «Веданта-даршана» гласит: атхато брахма-джиджнаса. Этот призыв очень важен, ибо в поиске Брахмана — решение основного вопроса бытия. В материальном мире мы считаем себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами и т.д. Существует множество различных религий, и под влиянием условий рождения, традиций, национальности мы относим себя к какой-то из них, однако на самом деле мы все пришли из Брахмана. Имани бхутани джайанте — мы неотъемлемые частицы Брахмана. Какова же наша истинная религия: индуизм, буддизм, ислам или христианство? Ни одна из них. Они не имеют отношения к нашей подлинной сути. Если мы по природе своей неотъемлемые частицы Брахмана, то почему считаем себя индуистами, христианами, иудеями, мусульманами?

Наше истинное «я» — атма, она управляет всем: телом, чувствами, умом, разумом. Все исполнено сознания. Атма находится в теле каждого живого существа как крохотная частица высшего сознания Вишну.

Самое первое представление о Брахмане — сияние, ослепительный свет, подобный тому, что излучает солнце. «Нарада-панчаратра» и другие писания утверждают, что такое представление расплывчато, его можно сравнить с теми неясными образами, которые дает наблюдение за солнцем, луной и другими планетами на большом расстоянии. Однако истинная реальность Брахмана, его сокровенная суть — это вечные лилы Господа Вишну. Он создатель всего и Тот, Кто всем наслаждается, а мы предназначены служить Его желаниям. Поэтому на самом деле все мы вайшнавы, ибо источник нашего существования — Вишну.

Вишну обладает тремя энергиями. Одна из них духовная, она устраивает лилы Господа. Другая — пограничная; из нее исходят души-дживы. В писаниях сказано:

вишну-шактих пара прокта   кшетра-джнакхйа татха пара
авидйа карма-самджнанйа   тритийа шактир ишйате

(Вишну-пурана, 6.7.61)

У Господа три энергии: кшетрагья-шакти, пара-шакти и апара-шакти. Апара-шакти — это майя-шакти. Так называется область творения, покрытая иллюзией. По своей ошибке мы оказались именно здесь, желая наслаждений, которыми соблазняет нас майя. Однако то единственное, к чему мы предназначены — это служение Верховной Личности, Которую можно уподобить солнцу, а нас — его лучам. Лучи имеют почти ту же природу, что и само солнце, но их энергия бесконечно мала в сравнении с ним. Вишну обладает бесчисленными вечными качествами и достоинствами, и именно они делают трансцендентный мир столь привлекательным для дживы. И поэтому другое имя Вишну — Кришна (Тот, Кто привлекателен для всех). Вишну и Кришна суть одно, о чем сказано в «Шримад-Бхагаватам»:

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох
шраддханвито ’нушринуйад атха варнайед йах
бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам
хрид-рогам ашв-апахинотй ачирена дхирах

(Шримад-Бхагаватам, 10.33.39)

Этой шлокой Вьясадева завершает описание раса-лилы, чтобы вдохновить нас на духовном пути. викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох шраддханвито — любой, кто будет слушать и рассказывать о раса-лиле, делая это с верой (шраддханвитах), избавится от власти иллюзии и сможет одолеть мирские соблазны. Он обретет пара-бхакти, высшую преданность Господу Вишну. Раса-лилу здесь называют «деяниями Господа Вишну», а значит Кришна и Вишну едины и отличаются только именами. У Вишну есть много имен: Вишну, Нараяна, Кришна, Вайкунтха, Дамодара, Хришикеша, Кешава, Мадхава, Говинда, Пундарикакша, Джанардан, Питамбар, Упендра, Адхокшаджа, Падманабха, Тривикрама, Вамана, Ачьюта и т.д.

Наш источник — Вишну, и поэтому мы принадлежим тому миру сознания, где каждый служит Господу Вишну. Почему в том мире все служат? Потому что это изначально присущее нам свойство. Наше предназначение — служить другим, кем бы мы ни были: семейными людьми, монахами, студентами или кем-то еще. Мы хотим служить. Эта потребность заложена в самой природе атмы или наделенной сознанием нашей личностной форме.

Махапрабху объяснил наше истинное положение:

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но вана-стхо йатир ва
кинту продйан никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

 (Чайтанья-чаритамрита. Мадхья, 13.80)

«Я не брахман, я не кшатрий, не вайшья и не шудра. Не брахмачари, не домохозяин, не ванапрастха и не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосных стоп Господа Шри Кришны, повелителя гопи. Он океан нектара, источник духовного блаженства, озаренный вечным сиянием».

Такова наше изначальное положение. Ошибочно считать вайшнава-дхарму частью индуизма. Все дживы являются вайшнавами, и их религия — джайва-дхарма или вайшнава-дхарма. Индуизм — лишь ее часть. Мы привыкли считать иначе, но если серьезно рассмотреть этот вопрос в свете учения Махапрабху, то невозможно прийти к иному выводу. Мы не брахманы (ученые), не кшатрии (воины), не вайшьи (торговцы) и не шудры (рабочие). Мы не грихастхи (домохозяева), не ванапрастхи (отшельники), не санньяси (монахи) и не брахмачари (послушники). Мы слуги слуг слуг Господа Кришны.

Тому, кто захочет постичь Брахман, он предстанет вначале словно огромная светящаяся сфера, подобная солнцу. Мантра брахма-гаятри гласит: тат савитур варенйам. Савитур означает душа-джива. Джива поклоняется девасйа бхарго (энергии Господа), и черпает в ней надежду и силу. Отсюда становится совершенно ясно, что частица Брахмана всегда будет обращена к вечной энергии Господа Кришны.

бхарго ваи вришабхануджатма
вибхаваикарадхана шри-пурам

Из мира арадхана шри-пурам, духовного служения Господу в пяти видах взаимоотношений, в наш мир нисходит вдохновение через гаятри-мантру.

Кто я? Я не тело, не ум и нахожусь здесь не для того, чтобы наслаждаться преходящими удовольствиями. В этом мире я отбываю наказание за свои прошлые поступки.

Каждое действие вызывает равное по силе противодействие. Подвергаясь наказанию за свои поступки, я должен понять, что мне необходимо исправиться, и материальный мир — самое подходящее для этого место. Но я забыл обо всем, поэтому Бхагаван снова и снова нисходит сюда из Своей трансцендентной обители, чтобы напомнить мне об истинной цели. Кроме того, Он посылает сюда Своих самых дорогих спутников — садху, гуру и вайшнавов. Они проявление божественной милости Господа.

Суть духовного совершенствования, идет ли речь о карма-йоге, джняна-йоге, аштанга-йоге и бхакти-йоге, описаны в «Бхагавад-гите». В ней Кришна провозглашает: «Я — Бог».

ман-мана бхава мад-бхакто   мад-йаджи мам намаскуру

(Бхагавад-гита, 18.65)

«Думай обо Мне, служи Мне, поклоняйся Мне, предлагай Мне всего Себя, и ты, несомненно, достигнешь Меня».

ахам хи сарва-йаджнанам   бхокта ча прабхур эва ча
на ту мам абхиджананти   таттвенаташ чйаванти те

(Бхагавад-гита, 9.24)

«Один лишь Я наслаждаюсь всеми жертвоприношениями и вознаграждаю за них. Но те, кто не знает Меня таким, вновь рождаются, болеют, стареют и умирают».

Никто другой не осмелится с полным правом сказать о себе такое. Слова, которые Кришна произнес, пять тысяч лет назад, почитаются по сей день, и мы обсуждаем их и сегодня. В Матхуре или Вриндаване вы увидите миллионы людей, совершающих парикраму (обход) Гирираджа Говардхана. Почему? Потому что семилетним мальчиком Кришна поднял этот холм, и все верят в это. Праздник Говардхан-пуджи пользуется такой популярностью, что каждый год на него съезжаются люди со всей Индии. Они верят, что Кришна, будучи ребенком, поднял холм Говардхан одной рукой. У них не возникает в этом никаких сомнений. Вера говорит нам, что Кришна — Верховная Личность Бога. Только так можно понять, кто есть Кришна. Нет нужды перечитывать для этого тома священных писаний.

Кришне под силу все, что угодно. Он утверждает это в «Бхагавад-гите». Сначала Он объясняет карма-йогу, но не обычную, а карма-йогу  в духе преданности, затем переходит к гьяна-йоге, но тоже в духе преданности.

сарвам кармакхилам партха   джнане парисамапйате

(Бхагавад-гита, 4.33)

Любая карма (деятельность) бесполезна, если она не приводит к знанию. За этим следует предупреждение:

дхармах свануштхитах пумсам   вишваксена катхасу йах
нотпадайет йади ратим   шрама эва хи кевалам

 (Шримад-Бхагаватам, 1.2.8)

Если в вашем сердце нет стремления прославлять Кришну и слушать о Его играх и величии, то все ваши достижения бесполезны. Самое главное во всем, что вы делаете — это помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем.

В этой шлоке все предписания и запреты шастр сводятся к одному предписанию и одному запрету: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем.

смартавйах сататам вишнур   висмартавйо на джатучит
сарве видхи-нишедхах сйур   этайор эва кинкарах

 (Падма-пурана)

Смысл всех правил — напоминать нам, что мы должны служить Кришне и никогда не забывать, что Он — Верховная Личность Бога, наш Господь. Все писания: Веды, Веданта, Упанишады, Рамаяна, Махабхарата, Пураны и даже Аюрведа и Джйотирведа направляют нас к этой высшей цели — кришна-бхакти.

В «Шримад-Бхагаватам» есть такие слова:

джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо ’джита джито ’пй аси таис три-локйам

 (Шримад-Бхагаватам, 10.14.3)

Все ваше знание — тяжелый и бесполезный груз. Скиньте это бремя. Джнане прайасам, джнане чешта — не накапливайте знаний, ут-апасйа — отбросьте их. Наманта эва — предайтесь Кришне, слушайте кришна-катху, служите Кришне, общайтесь с преданными Кришны и живите счастливо. Кришна сказал в «Шримад Бхагавад-гите»:

сарва-дхарман паритйаджйа   мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо   мокшайишйами ма шучах

(Бхагавад-гита, 18.66)

«Не тревожься о своих грехах. Оставь их Мне, теперь Я буду заботиться о твоей судьбе. Ни о чем не беспокойся». Ахам значит: «Я Лично буду вести счет тому хорошему и плохому, что ты совершишь». На протяжении всей «Бхагавад-гиты» Господь рассказывает о религии, но в конце беседы Он говорит: «Оставь все религии и приди ко Мне. Предайся Мне». Что это означает? Это значит, что нашей целью должно стать служение Господу, без этого никакие духовные практики, никакие виды поклонения не имеют смысла.

Ум подобен строптивой лошади, которую трудно держать в узде. Опытный наездник знает, что иногда нужно ослабить поводья, и когда лошадь немного успокоится, ее можно будет обуздать. Так нужно поступать и с нашим умом.

Шрила Сарасвати Тхакур говорил: «стегайте ум, как свинью». Гуру Махарадж объяснял, что когда свиней загоняют на корабль, они упираются, поэтому их бесполезно тянуть. Их подстегивают сзади, потому что иначе их не заставить идти вперед.

Наша природа такова, что, увидев свет, излучаемый религией, мы пугаемся и норовим повернуть обратно. Поэтому для начала нам нужно дать что-нибудь, вроде карма-йоги, гьяна-йоги или аштанга-йоги. Но затем Кришна говорит:

тапасвибхйо ’дхико йоги   джнанибхйо ’пи мато ’дхиках
кармибхйаш чадхико йоги   тасмад йоги бхаварджуна

 (Бхагавад-гита, 6.46)

«Йог, поклоняющийся Сверхдуше, стоит выше совершающих суровые аскезы, выше поклоняющихся Брахману и выше работающих ради желанных результатов. Знай, что таково Мое мнение. Поэтому, о Арджуна, стань йогом!»

Кришна примет вас, когда вы станете йогом:

йогинам апи сарвешам   мад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мам   са ме йуктатамо матах

 (Бхагавад-гита, 6.47)

«Среди множества различных йогов самый возвышенный тот, кто верит в авторитетные священные писания, описывающие самозабвенную преданность Мне. Он поклоняется Мне всем сердцем, слушая и воспевая Мою божественную славу, и целиком поглощен служением Мне. Воистину, таково Мое мнение».

Слово бхаджате означает «для служения Кришне» (бхадж дхату севайа). Его значение совершенно очевидно. Все виды йоги обретают высший смысл в бхакти-йоге, достижении преданности, но преданности кому? Верховной Личности Бога. В «Брахма-самхите» говорится:

ишварах парамах кршнах   саччидананда-виграхах
анадир адир говиндах   сарва-карана-каранам

 (Брахма-самхита, 5.1)

«Кришна, известный как Говинда — Всевышний Господь, Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам начало всего сущего и причина всех причин».

Что здесь сложного? Просто поверьте в это. Обратите свою веру к лотосным стопам Кришны. Присоединитесь к движению сознания Кришны и будьте счастливы! Оставьте сомнения. Все писания и все садху говорят об этом. Что же здесь может быть сложного? Господь Кришна Сам приходит и учит вас, выступая в роли гуру. Арджуна говорит Ему: шишйас те ‘хам шадхи мам твам прапанам — «Я принимаю у Тебя прибежище, я предаюсь Тебе как ученик учителю. Пожалуйста, наставь меня». И Кришна наставляет Арджуну, обращаясь к нему в конце беседы как к близкому другу:

ман-мана бхава мад-бхакто   мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйасе сатйам те   пратиджане прийо ’си ме
сарва-дхарман паритйаджйа   мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо   мокшайишйами ма шучах

 (Бхагавад-гита, 18.65–66)

«Думай обо Мне, служи Мне, поклоняйся Мне, предлагай Мне всего Себя, и ты несомненно достигнешь Меня. Таково Мое обещание, ибо ты Мой дорогой друг. Оставь все виды религии и предайся Мне одному. Я освобожу тебя от всех грехов».

Смысл этих слов ясен и доступен тому, кто обладает верой, ибо вера лежит в основе всех религий. Вера — единственный путь к пониманию сути духовной практики. Иным путем ее понять невозможно.

шраванам киртанам вишнох   смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам   сакхйам атма-ниведанам

 (Шримад-Бхагаватам, 7.5.23)

Такова практика преданного служения, и мы должны следовать ей в своей жизни.

Четыре эпохи сменяют друг друга: сатья-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга — и для каждой из них предписан свой духовный путь. В сатья-югу главное место отводится дхьяне, или медитации. Все риши и муни погружают ум в созерцание лотосных стоп Господа. В трета-югу риши совершают огненные жертвоприношения. В двапара-югу выполняют паричарью, храмовое поклонение, богослужение и т.д. Но в кали-югу, как гласят писания, из четырех опор религии три сломаны, поэтому все прежние религиозные практики становятся невозможны.

Нам часто приходилось видеть, как в Индии проводят огненные жертвоприношения, чтобы вызвать дождь. В них порой участвует до ста известных своей ученостью и набожностью пандитов, но эти жертво-
приношения не приводят к желанному результату. Где найти настоящих брахманов? Брахманы должны обладать определенными качествами (брахма джанад ити брахмана), но в эту эпоху такие качества встречаются очень редко. Те брахманы, которые ими обладают, не проводят жертвоприношений, а повторяют мантру и медитируют на нее. Это лучше всего подходит для века Кали, поскольку сейчас невозможно погружаться в долгие медитации, приносить огненные жертвоприношения или удовлетворять Господа храмовым поклонением. Вы можете только повторять святое имя Господа, которое снизошло с Голоки Вриндаваны в форме трансцендентной вибрации маха-мантры «Харе Кришна».

Во всех бенгальских календарях приводятся мантры для каждой из четырех юг, и там написано, что для кали-юги тарака-брахма-намой является маха-мантра «Харе Кришна». Для сатья-юги тарака-брахма-нама такова:

нарайана-пара-веда,   нарайана-паракшарах
нарайана-пара-муктир,   нарайана-пара-гатих

Для трета-юги:

рама-нарайанананта, мукунда мадхусудана
кришна кешава камсаре, харе ваикунтха вамана

Для двапара-юги:

харе мураре мадху-каитабхаре
гопала говинда мукунда шауре
йаджнеша нарайана кришна вишно
нир-ашрайам мам джагадиша ракша

И, наконец, для кали-юги:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Шри Чайтанья Махапрабху, юга-аватара, даровал этому миру Свою милость, широко распространив среди обусловленных душ милость в образе маха-мантры. «Повторяйте мантру «Харе Кришна» — не уставал говорить Господь. — Она вознесет вас с материального на трансцендентный уровень».

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

(Брихан-нарадийа Пурана, Ч.-ч. Ади, 17.21)

Нет иного пути, кроме повторения Святого Имени Господа. Святое Имя — это трансцендентный звуковой образ Бога, нама-брахма. Поэтому взывайте к Нему в молитвенном духе, отбросив посторонние мысли и сомнения: «Проявись в моем сердце. Я призываю Тебя в свое сердце вместе с Твоей трансцендентной энергией (супругой). Яви мне и всему материальному миру Свою милость».

Именно так нужно повторять Святое Имя. Махапрабху говорит:

йаре декха, таре каха ‘кришна’-упадеша
амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша

 (Чаитанйа-чаритамрита. Мадхья, 7.128)

Старайтесь помочь не только себе, но и другим, действуя во имя их высшего блага. Творя благо другим, вы сами получите благо. Таков путь, указанный Махапрабху. Старайтесь давать другим, и вам вернется сторицей.

бхарата бхумите хаила манушйа джанма йара
джанма сартхака кари’ кара пара-упакара

 (Чаитанйа-чаритамрита. Ади, 9.41)

Первейшая обязанность того, кто родился в Индии — творить благо другим. Это указание Кришны. Кришна — изначальный гуру, и в образе Гурудева Он несет Свою милость всему миру. Сейчас, куда бы вы ни отправились, по милости наших гуру вы везде услышите маха-мантру. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада велел своим ученикам распространять учение Махапрабху по всему миру. Многие из них приложили немало усилий, чтобы исполнить его наказ. Но только Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада посвятил этому все свои усилия и внимание. Он отдал всего себя этому служению, и на него снизошла вся благодать, сила и божественное милость. Он распространил маха-мантру по всему миру, и теперь, куда бы вы ни попали — в Россию или Бразилию, на Южный или Северный полюс — вы услышите пение маха-мантры Харе Кришна.

Повторяя маха-мантру, нужно избегать десяти оскорблений. Эти оскорбления перечислены в писаниях, и нужно быть внимательным, чтобы не допустить их при повторении Святого Имени.

Шрила Гуру Махарадж безвыездно жил в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, но на протяжении всей своей жизни он с большим энтузиазмом проповедовал сознание Кришны. Самые видные вайшнавы того времени приходили к нему за советом. Шрила Свами Махарадж Прабхупада был его близким другом. Вы уже слышали об их отношениях, свидетелем которых довелось быть мне. Теперь, по милости этих гуру — Шрилы Прабхупады и Шрилы Гуру Махараджа — я получил широкие возможности для проповеди сознания Кришны по всему миру. Несколько дней назад я побывал в Праге, и скоро поеду в Мексику, Бразилию и Лондон. В прошлом невозможно было даже представить такие туры, но время все меняет, и вот теперь настала и мне пора проповедовать. Я уже еле хожу, но не могу прекратить служение моему Гуру Махараджу. Я всем сердцем стремлюсь сделать все возможное, хотя я всего лишь ничтожная, крошечная душа.

Я делаю все, что в моих силах, и мне помогают вайшнавы по всему миру. Мне очень повезло. Я верю, что все получат от этого благо, и поэтому не могу прекратить проповедовать. Все удачливые души должны получить возможность следовать по пути сознания Кришны. Единственное спасение — принять сознание Кришны и тогда душа обретет счастье. Об этом говорят все писания, садху и гуру. Мы не исповедуем никакой другой религии. Мы хотим лишь одного — своей преданностью ублаготворить нашего творца, Господа Кришну, океан всех рас (акхила-расамрита-муртих).

Преданные стараются удовлетворить Его в пяти видах взаимоотношений с Ним: в шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расах. Даже самое отвратительное с точки зрения морали — внебрачная любовь — становится наивысшей возможностью для служения, если наслаждающимся является Верховный Господь, а мы — теми, кто приносит наслаждение. В обители Господа Кришны, Шри Дхаме Вриндаване, все необыкновенно прекрасно. Мы приглашаем всех вас во Вриндавану Дхаму насладиться служением Господу Кришне.

Шрила Б.С. Говинда Махарадж

Журнал «Садху-санга», №5 (июль 2005 г.)
<<< К содержанию номера

Следующая статья >>>

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования