Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Дейли-Даршан

:: Январь—март 2003 г.

<<< 18.01.03 Огненное ложе разлуки Содержание

Дейли-даршан

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев Госвами Махарадж

Вторник, 28 января 2003 г.,
Шри Чайтанья Сарасват Кришнанушилана Сангха,
Калькутта, Индия

Флейта Кришны

Песня Лотосных Стоп Радхарани (часть 1)

Шрила Говинда Махарадж предлагает глубокое прозрение в несравненное объяснение Шрилой Шридхаром Махараджем Гайатри Мантры: флейта Кришны поет песню служения лотосным стопам Радхарани (гайатри муралишта киртана-дханам радха-падам-дхимахи).

Существует гайатри мантрам , но то, что повторяем мы, называется мантра: Харе Кришна маха-мантра. О ней упоминается в писаниях:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Рама Харе Харе

Это не мантрам, но маха-мантра. Она требует особого комментария. Писания говорят, что во время второго посвящения мы принимаем гайатри мантру. Это мантрам, гайатри мантрам.

Во время первого посвящения мы получаем от Гуру маха-мантру. Нам следует сознательно различать мантру и мантрам. В Чайтанья Чаритамрите Кришнадас Кавирадж Госвами ясно определяет разницу: Кришна мантра освобождает от материального существования, но только Кришна-нам открывает доступ на землю преданности и дарует служение лотосным стопам Кришны (кршна-мантра хаите хабе самсара-мочана, кршна-нама хаите пабе кршнера чарана).

Помня об этом, мы можем понять, что есть что. Если мы хотим войти в трансцендентный мир, прежде всего, мы нуждаемся в помощи маха-мантры, потому что маха-мантра может спасти того, кто находится на самом низком уровне и возвысить до высочайшего уровня. Для гайатри-мантры необходима некоторая квалификация: существуют правила и ограничения, многие препятствия и т. д. Гайатри — это мантрам, а харинам (Святое Имя Кришны) — это маха-мантра. Харинама маха-мантра предназначена для этого века, для Кали йуги. Каждая йуга имеет свою собственную маха-мантру, это называется тарака брахма нам (духовное имя, дарующее спасение).

Подобно реву слона, это звук, который столь велик, что пленяет сердца и захватывает внимание каждого. Но этот звук не имеет материальной формы - это чистый духовный звук. Этот божественный звук нисходит в этот мир из флейты Господа Кришны.

Иногда по утрам я смотрю на лого нашего Матха, украшающий храм : в центре находится цветок лотоса (ученик), находящий прибежище в воде (гуру) и питаемый светом солнца ОМ (Кришна), а в основании находится флейта Кришны, поющая божественную песнь освобождения, нисходящую в этот мир). Я думаю о том, как сладостно и разумно Шрила Гуру Махарадж описал это в своем объяснении Гайатри Мантры

Гайатри означает «Пой и будешь спасен!» (ганат трайате ити гайатри). Какой прекрасный стиль! «Танцуй, пой, и ты будешь спасен!» Ганат трайате — это гаятри. Никто, нигде и никогда не объяснял эту трансцендентную звуковую форму Господа таким образом. Ни одна религия не говорит: «Пой, танцуй, и ты будешь спасен!»

Каково же содержание этой песни? Мурали — это флейта Кришны, звук, который исходит из флейты Кришны (муралишта-киртана-дханам). Флейта Кришны поет. Удел флейты — петь, она не предназначена для брани или насилия. Сладостный звук флейты Кришны приносит в сердце мир.

Что поет флейта? Она преследует некую цель. Когда мы поем, у нас есть некая цель в уме. Мы также используем рифму и размер. Флейта имеет свой размер — имя Радхарани. Никакой другой звук не исходит из флейты, только «Радхе, Радхе, Радхе, Радхе, Радхе!» Исходит только этот звук — по-разному проявляя себя.

Изучая жизнь и качества Рагхунатха Даса Госвами, мы можем понять что-то в этом отношении. Каждый день Дас Госвами поет:

радхе вриндавана-виласини радхе радхе
радхе кану-мано мохини радхе радхе
радхе ашта-сакхира широмани радхе радхе

В этой песне каждый стих завершается словами «Радхе, Радхе!». Каждый день эту песню поют в храме Радха Дамодара. Когда Прабхупада Сарасвати Тхакур впервые встретил Гаура Кишора Даса Бабаджи, Бабаджи Махарадж пел эту песню. Он всегда пел ее, гулял ли он по дороге или сидел в бхаджане , он всегда пел ее. Этот звук — единственная песня, исходящая из флейты Господа Кришны. Звуковое проявление ее божественного влияния распространяется на все трансцендентные и материальные миры.

Такое понимание мы получаем из описания Раса Лилы в Шримад Бхагаватам. Вначале Кришна, играя на флейте, зовет всех Гопи собраться на Раса Лилу. Это тот самый чистый зов. Он — истинное богатство всех душ (джив). Мы понимаем это благодаря Бхактивиноду Тхакуру:

джив джаго, джив джаго гаурачанда боле
кота нидра джао майа-пишачира коле

Это подлинный зов или…? Мы спим в невежестве на коленях Майи, но раздается громкий призыв: «Проснись!» Упанишады говорят, уттишата джаграта прапйа варан нибодхата: «Проснись, восстань и начни поиск Шри Кришны. Пришло время обрести любовь к Кришне». Упанишады, Бхактивинод Тхакур, песнь флейты Кришны — суть этого звука, его богатство, постигается благодаря связи с лотосными стопами (служением) Шримати Радхарани ( Радха Дасйам). Кришна привлекается только своей Божественной Силой. От всего сердца и с великим разнообразием она служит со своими спутницами Кришне. Она известна как Радхарани. Кришна всегда думает исключительно о Ней.

Звук флейты Кришны регулирует не только мадхура расу, но и все остальные расы. Радхарани возглавляет мадхура расу, все иные расы поддерживаются мадхура расой. Мадхура раса — это ади раса, основная раса, из которой прорастают все иные расы. Мадхура раса поддерживает все разнообразие духовных взаимоотношений: пассивных, активных (слуги), друга, родителя (хранителя) — шанта раса, дасйа раса, сакхйа раса, ватсалйа раса). Поддерживать значит сохранять. Верховное сладостное настроение служения Радхарани поддерживает все духовное существование.

Гайатри-муралишта-киртана-дханам. В целом, мы считаем Харе Кришна маха-мантру или любую песнь преданности киртаном или санкиртаной. Существует некоторое различие между двумя этими явлениями. То, что человек совершает в одиночестве, может быть названо киртаном. Санкиртан же происходит в собрании преданных, их сердца ликуют, такой киртан зовется санкиртаной ( бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам ).

Здесь Гуру Махарадж особо упоминает киртана дханам. Киртан не только рекомендуется для каждого, но это богатство нашей жизни, потому что через него мы обретаем доступ в Раса Лилу — божественную игру с Кришной, Радхарани, Враджа Гопи — игру, пение, танец. Это богатство освобожденных джив (душ).

Гуру Махарадж говорит не просто «киртан», но «киртана дханам». Флейта — это не деревянная палочка или что-то сделанное из металла. Она живая. Это значит, что она сознательное живое существо (четана). Каждый в материальном и духовном мирах наделен свободной волей, эту свободу Кришна дал всем. Тело флейты – это форма сознания. Она обладает желаниями и свободной волей, как любое существо, но использует эту свободу для своего непостижимого служения Господу Кришне. Экстаз флейты заключается в пении песни лотосных стоп Радхарани (Радха Дасйам).

сакхи мурали вишала-ччхидра-джалена-пурна
лагхур атикатхина твам грантхила нирашаши
тад апи бхаджаси свашвач чумбанананда-сандрам
хари-кара-парирамбхам кена пунйодайена
(Видагдха Мадхава, Рупа Госвами)

«Эй, подруга-флейта, что же столь хорошего ты сделала, что такой твердый, сухой кусок бамбука, как ты, в котором больше изъянов (сучков), чем дырочек, наслаждается постоянным объятием лотосных рук Кришны и бесконечным потоком нектара его уст?»

Шлока Рупы Госвами Прабху прославляет флейту.

Флейта живет своей собственной жизнью, которая отдана этой в высшей степени желанной и сладостной песне (иштха киртана дханам). Больше этого я не могу выразить на английском. Но я могу видеть в глазах. Не могу выразить – да, может быть. Но то, что флейта играет, правда: об этом написано везде. Она поет имя Верховной Служанки Господа Кришны. Верховный Образ Служения Господу Кришне  — Шримати Радхарани.

Все это полностью описано в Гарга Самхите. Может быть, вчера я увидел это — открыл книгу и понял. Это милость Гуру Махараджа. Когда я стоял на арати и смотрел на Лого Матха над Божествами, мои мозги заработали. Мозг материален, а материя не может соприкоснуться с трансцендентным, но все возможно по милости Гурудева. Поэтому милостью Гуру Махараджа я питаю великую надежду. Смысл Гайатри явлен Шрилой Гуру Махараджем следующим образом: флейта Кришны поет песню лотосных стоп Радхарани (Радха Дасйам).

Перевод с английского языка — Муралишвара Прабху
Оригинал на английском

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования