Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Дейли-Даршан

:: Июль 2002 г.

<<< 15.07.02 Сколько еще дней? Содержание 17.07.02 Смирение и духовное здоровье >>>

Дейли-даршан

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Вторник, 16 июля 2002 г.,
Соквель, Калифорния

В окружении ядовитых мыслей

 

Шрила Шридхар Махарадж дает прекрасный ответ на вопрос "Что, если духовное умственное упражнение совершается с верой?" (включая ашта-калийа-лилу и т.п., но не ограничиваясь этим). И отвечает просто цитатой из Бхагавад Гиты. Попытайтесь прочитать это вслух и медленно.

Ум — отдельная субстанция. Шраддха связана с душой, атмой, а ум — это материя. Ум материален, он является частью материальной энергии. Бхагавад Гита также вносит ясность в это:

бхумир апо 'нало вайух
кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме
бхинна пракртир аштадха
(Бхагавад Гита 7.4)

Ум порожден материальной энергией, а джива — порождение парашакти, главной энергии; а Сварупа-шакти, Личная Энергия Господа, выше дживы. Природа ума — это ментальная, умственная спекуляция (манодхарма). Это не имеет ничего общего с истиной. Это извлекается из материального мира, мира заблуждения. Ум полон ложных представлений (аван-манасо гочарах) и не способен достичь уровня ощущения или восприятия истины. Он связан только с материальными явлениями, эксплуатацией.

Но разве чистый ум не является плодом шраддхи?

Ум не может быть чистым, так же, как ископаемое не может породить жизнь. Схожим же образом, ум не может породить шраддху. Шраддха изначальна и фундаментальна. Когда Верховный Господь является в сердце, ум уничтожается. Реальность прямо противоположна уму. Тьма не может породить свет: когда приходит свет, тьма рассеивается. Итак, истина является, когда возникает подлинное чистое сознание, и тогда разрушается умственная спекуляция.

Ум связан с заблуждением. Это элемент апарашакти, низшей энергии. Эта энергия имеет как грубую, так и тонкую природу. Земля, вода, огонь, воздух и эфир — это грубые начала; ум, разум и эго — тонкие; но все они материальны. Душа трансцендентна. А Сварупа-шакти, Личная Энергия Господа, бхаджана или Божественное Служение, Голока Вриндавана — все это Сверхъестественно и Трансцендентно, пребывает по другую сторону от души, но не на низшей стороне, где находится ум.

Ум исходит из эго, то есть ложного эго, и состоит из склонности эксплуатировать. Но Махапрабху говорит, мора мана —врндавана: «Мой ум пребывает на другой стороне — во Вриндаване». Этот ум не является элементом этого бренного мира.

Т.е. чистый ум все-таки существует?

Строго говоря, слово «ум» вообще не заслуживает того, чтобы его использовать в этом контексте, иначе все будет воспринято в ложном свете. Обитатели Голоки также обладают чувствами и т. д., но явления бренного мира никогда не тождественны этому. Материальный ум, умонастроение — порождение эксплуатации, эксплуатации чувств.

Мы нуждаемся в освобождении от такого ума. Мы окружены ядовитыми мыслями. По словам Триданди-саннйасина в «Шримад-Бхагаватам» 11.23.45, все дисциплины сходятся в том, что ум должен быть обуздан.


Перевод с английского языка —
Муралишвара Прабху

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования