Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Дейли-Даршан

:: Май 2002 г.

<<< 22.05.02 Сокровенное «Я» привлекается звуком Содержание 24.05.02 Плата Божественной Любовью >>>

Дейли-даршан

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Четверг, 23 мая 2002 г.
Киев, Украина

Царь испражнений или червь в нектаре

Шрилу Шридхара Махараджа спросили: «Как можем мы понять положение дживы (души) по отношению к духовному и материальному мирам?»

Мы обладаем скудным знанием: оно крайне мало как количественно, так и качественно — оно ущербно. Духовный мир — это истинное представление, а материальный мир — заблуждение; между ними пребывает джива (душа). Вкратце, определение таково:

дживера 'сварупа' хайа — кришнера 'нитйа-даса'
кришнера 'татастха-шакти' 'бхедабхеда пракаш'

С глобальной точки зрения, мы подчинены центру — чит-джагат — духовному миру Истины. Но мы находимся на окраине духовного мира (татастха-шакти — это последняя точка чит-джагат). Ачит означает ложное представление о природе чит, на границе истинной концепции духовного мира, совсем рядом с миром заблуждения.

Поэтому наше положение крайне неустойчивое. Чит очень слаба. Прежде чем истинная концепция превращается в заблуждение, ее положение очень неустойчивое. Смутное представление. Истинная концепция превращается в заблуждение, и последняя точка — джива. Углубляясь в детали, некоторые становятся ближе к заблуждению. Существует множество видов загрязненного сознания: некоторые живые существа ближе к истинному пониманию, а некоторые — к ложному. Если нам очень нравится анализировать, мы можем обнаружить эти явления в деталях.

Даже без анализа столь многих явлений мы можем благодаря вере понять: «О, вот истина! Я понял!». Мы можем обрести такую интуицию внутри себя. У нас не необходимости в анализе многих явлений: обрести практическое знание возможно благодаря вере. Подобным же образом, когда мы едим, нам не нужно анализировать, сколько протеина, сколько углеводов и т.д. содержится в пище — мы едим и получаем благо. Благодаря шраддхе мы можем освободиться от бремени анализа.

Мы должны понять следующее: нас будут искушать. Мы хотим сладости, мы хотим ананды, мы хотим красоты. Главный вопрос только в том, хотим ли мы быть царями или слугами высшего начала: быть господином в аду или слугой на небесах. Мы должны сделать свой выбор. Мильтон говорит устами Сатаны: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах». Но Вайшнавы утверждают противоположное: «Лучше служить в раю, чем править в аду». Идея господства в аду — это сатанинская идея; она исходит из уст Сатаны.

Нам следует занять противоположную позицию. Владычество имеет свои последствия, и служение влечет свои нектарные последствия. Только глупцы предпочтут владычество, которое почти невозможно — которое самоубийственно. У них нет никакой предусмотрительности. Служение на небесах — внешне служение, но, на самом деле, через общение оно привлекает в качестве вознаграждения то, что наделено самыми замечательными качествами. Однако необходимо понять, что в этом царстве все господа, а мы — слуги. С таким умонастроением нам позволят войти в высокие и еще более высокие сферы, природу которых невозможно даже представить.

Если некто царствует, он царствует в мире испражнений: гораздо лучше быть червем в нектаре.

 

Перевод с английского языка — Муралишвара Прабху

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования