Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Дейли-Даршан

:: Май 2002 г.

<<< 08.05.02 За пределами 14 измерений сознания Содержание 11.05.02 Прыжок в Безграничное >>>

Дейли-даршан

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Четверг, 9 мая 2002 г.
Москва, Россия

Коперниковская революция теизма

 

Это старый неотвеченный вопрос: «Битлз» или «Стоунз», Иисус или Иегова, Аллах или Яхве, Вишну или Шива?

Существует множество теистических концепций, вращающихся в борьбе за превосходство вокруг центральной истины. Христиане верят, что спасение может быть достигнуто только через Иисуса Христа, мусульмане — через Мохаммеда, а индусы — милостью Шри Гуру. Каждый предлагает различные концепции божественного на основе реализации своих святых и авторитета священных писаний. Шрила Шридхар Махарадж замечает: "Согласно своей внутренней потребности и жажде истины, человек обретает связь с определенным уровнем теистической концепции и общения".

Бог обладает бесчисленными Аватарами, которые нисходят в этот мир согласно времени, месту и обстоятельствам, а также согласно потребностям и способностям людей данной эпохи. Кроме того, истина воспринимается соответственно темпераменту, и видоизменяется согласно индивидуальной природе — пракрити-ваичитрйад. На этом фундаменте возникает религиозная традиция — парампарйена.

В самом общем смысле, Бог воспринимается как воплощение всеобъемлющего, безграничного величия. Более утонченное видение являет скрытое, всепроникающее присутствие божественного. Это, соответственно, два полюса Безграничного. Однако глубокое проникновение в природу этого — более близкое и личностное — являет всепривлекающую личность Бога. Личность не просто недостижимую или неизбежную, но неотразимую. Кришна концепция божественного указывает на непреодолимое влечение, исходящее от любви к самому центру Безграничного — Прекрасной Реальности.

На определенной стадии признание множественности теистических представлений достойно восхищения, но следующая стадия в прогрессивной реализации — понять, что существует градация, т.е. взвешивать и измерять. Теолог-диссидент Джон Хик пишет в письме в Ватикан:

«...плюралистический богоцентризм провозглашается способом, с помощью которого можно превзойти Христоцентризм, смещением парадигмы, коперниковской революцией, в которой вместо Христа, рассматриваемого как центр религиозной вселенной, а все религии (включая Христианство) воспринимаются как вращающиеся вокруг Бога — высшей трансцендентной божественной реальности».

Все планеты вращаются вокруг солнца, но не по одной орбите; те, что находятся ближе, обладают наиболее схожими с солнцем качествами и атмосферой. Все религии вращаются вокруг Абсолюта, но на основе какого стандарта следует измерять соответствующую глубину их концепции?

Мы признаем множественность валют в мире денег: доллары, фунты, рубли и т. д. Все это деньги. Все они обладают ценностью. Но все они не равны между собой. Их относительная стоимость утверждается на основании определенного стандарта. Кто-то может сказать: «“Всемогущий Доллар” — Верховный». Другой говорит: «Его Королевское Величество Фунт Стерлингов — Верховный». А еще один говорит: «Рубль Матери России занимает высшее положение — ни одна другая валюта не признается и не находится здесь в обращении». Однако истинная стоимость будет измеряться на основании абсолютного стандарта, независимо от местных сантиментов, предрассудков или пользы.

В таком случае, что будет стандартом измерения в мире теизма? Гаудийа Ваишнавы утверждают, что Раса — это валюта духовного капитала. Раса, или близость, — это стандарт, на основании которого мы измеряем сравнительную ценность любой духовной концепции.

Для рядового гражданина, президент страны — фигура запредельной величины, обычно воспринимаемая как недосягаемая. Человек испытывает трепет и благоговение пропорционально дистанции в отношениях, но не следует ошибочно считать, что это единственно возможное выражение искреннего чувства. У президента также есть окружение, которое, в силу своей близости к нему, воспринимает его личность, выходя за рамки президентского положения. Их трепет и благоговение усилены и дополнены теплым дружеским чувством. Кроме того, они обладают привилегией наблюдать его шутливое обращение с близкими друзьями и знакомыми. Близкая дружба дозволяет даже «непочтительность», оскорбительную на более низком уровне, но чарующую и полную любви на более высоком. Материнская же и супружеская любовь еще больше усиливают эту близость. То, что неуместно для одного, является совершенной необходимостью для другого.

По мере духовного развития, превосходя «президентскую» природу божественного, высвобождается естественный, спонтанный поток сердца. Это известно как бхакти раса. Концепция Расы исходит от Шрилы Рупы Госвами и его книги «Бхакти Расамрита Синдху», где он представил науку духовной эволюции.

В целом, индуизм и Гаудийа Ваишнавизм, в частности, неизбежно принимают разнообразие религиозных верований — поэтому они идеальны для сохранения неумолимой плодовитости плюралистической демократии. Мы же должны помнить, что спасение одного человека — ад для другого. Если «спасение» или «рай» лишены потенциала служения, близких отношений с Личностью Бога, Вайшнавы считают их нежелательными.

 

Перевод с английского языка — Муралишвара Прабху

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования