Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Дейли-Даршан

:: Апрель 2002 г.

<<< 25.04.02 Ад во Вриндаване Содержание 29.04.02 Гитлер и Россия — око за око >>>

Дейли-даршан

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Воскресенье, 28 апреля 2002 г.
Новосибирск, Россия

Сверхпроводники божественного потока — безграничная сила негативности

 

Последний раз, когда я был в Сибири (в декабре 2001 г.), я сделал следующую заметку: «На улице 30 градусов ниже нуля, и мои мысли обращаются к безграничной силе негативности...»

Обычно, люди склонны думать, что благодаря силе позитивного мышления, творческой визуализации, самоутверждению: «Я обожаю себя» — они достигнут жизненного успеха и реализуют свой потенциал. Нам говорят: «Поверь в себя!», «Просто cделай это!» и т. д. Но если поводья самоограничения отпущены под именем открытия своего «я», как далеко заведут нас чувства, подобные лошадям? Несколько лет тому назад реклама бесстыдно предложила следующий девиз: «Полное потворство своим желаниям — и никакой вины».

В статье из «Нью-Йорк Таймс», озаглавленной «Проблемы с самоуважением», психолог Лорен Слейтер пишет: «В этой стране мы столь долго питали байроническое верование, что человеческая природа, в основе своей, хороша или прекрасна, что за внешним покровом кожи скрывается маленький сияющий шар, пригодный для созидательных целей».

Эта система мысли, гуманизм, стала рекламной кампанией для эгоцентричного существования. Что неплохо, я думаю, если вы — центр бытия. Однако, если вы не являетесь таковым, ситуация становится проблематичной, особенно, когда волны личных интересов одного человека сталкиваются с эгоцентрическими волнами других людей, считающих себя центром существования.

«Самоуважение как конструкция, как квази-религия, — замечает Слейтер, — является неотъемлемой частью традиции, которая одновременно определяет и ограничивает нас как американцев. Если бы мы разрушили здание самоуважения, подвергли сомнению его ценность, тогда, в определенном смысле, мы бы усомнились в том, кто мы такие как нация и индивидуальности. Мы поставили бы под угрозу наше самоуважение».

Убедительно? Да, поскольку одно из неожиданных последствий этого духа — неспособность признать ценность или величие в других, индивидуально и коллективно, как это происходит в других культурах: что говорить о величии ад инфинитум — Божественного.

Слейтер продолжает: «До недавних пор не подвергалось сомнению, что высокая самооценка, определяемая просто как большая любовь к себе, положительное мнение о своих действиях и способностях, существенна для благополучия, тогда как противоположная позиция ответственна за преступность, наркоманию, проституцию, убийства, изнасилования и даже терроризм.

Все это звучит настолько здраво, что нам и в голову не приходило подвергать это сомнению. Чем меньше вы самоуверенны, тем хуже поступаете; чем больше самоуверенны, тем лучше поступаете; и вот, блистающий круг замыкается». Но недавно исследователи начали «замечать неожиданную точку зрения, согласно которой самоуважение переоценивается и предполагается, что оно даже может быть преступником, а не лекарством.

В одном только прошлом году было представлено три исследования, разрушительных для теории самоуважения, отчеты о которых были обнародованы в Соединенных Штатах, и все они несли одну и туже основную идею: люди с высоким самоуважением представляют бОльшую угрозу для окружающих, чем люди с заниженной самооценкой...

Исследование оригинально, заставляет задуматься и закладывает фундамент для нового, важного вида повествования о том, что является подлинной ценностью в жизни — если мы захотим слушать, что может быть тяжело. В конце концов, один из центральных догматов этой страны — погоня за счастьем, которую странным образом объединяют с погоней за чувством собственного достоинства. Изменение парадигмы никогда не бывает легким».

Чтобы оставить предрассудки, мы должны быть готовы радикально изменить наш образ мыслей, если мы хотим рассматривать такое явление, как смирение, как способствующее увеличению силы, а не бессилия. И это особенно справедливо, когда речь идет о духовной реализации.

Установление перспективы является основанием духовной жизни (самбандха гьяна). Мы должны объективно оценивать себя, нашу жизненную ситуацию и наш потенциал взаимоотношений с другими, включая божественное, исходя из нашего нынешнего положения в окружающем мире. Реалистичная оценка определяет сравнительную важность: относительное положение Абсолюта. Когда такое знание есть, могут быть совершены необходимые изменения. Перефразируя этот аргумент с духовной точки зрения: каким должно быть отношение ограниченного начала, наделенного сознанием, к Безграничному Сверхсознанию? Смирение — хорошая отправная точка.

Мы сказали бы, что смирение — это духовная температура, благоприятная для Божественного откровения и уменьшения кармической активности. Вы готовы работать ради интересов Другого, направляемые Его близкими.

Близость к великому учит чувству смирения. Когда человек стоит на вершине Эвереста, его существо поглощено восторгом. Если кто-то переполнен чувством преклонения перед творческим потоком другого человека, это не обязательно говорит о низкой самооценке.

Мы приписываем художнику величие в той степени, в которой он отсутствует в своей работе. Мистический поток, изливающийся из художника и, соответственно, «видимое по отсутствию» его присутствие в произведении, являются признаком гения, а не неспособности выразить себя.

Подобным образом, соответственно степени восприятия глубины в Божественном существует параллельное этому осознание «от противного» собственной ограниченности. Когда духовные адепты выражают чувства самоуничижения, не следует ложно истолковывать это как недостаток самоуважения, скорее, их переполняет божественный поток. Это внешнее выражение, указывающее на внутреннюю глубину переживания. Они даже могут подчиняться потребностям и жажде своей аудитории, в то время как божественный поток проходит через них.

Концепция Сверхпроводимости утверждает, что определенные керамические материалы проводят поток электричества с ничтожно малым внутренним сопротивлением при температурах, близких к абсолютному нулю. Подобным образом, при наличии определенной глубины реализации, постижения Абсолюта, и при сопутствующем смирении, человек становится Сверхпроводником Божественного в силу нулевого внутреннего сопротивления Божественному потоку.

- продолжение следует...

 

Перевод с английского языка — Муралишвара Прабху

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования