«Четыре юги и духовная практика». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 ноября 2007 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.9 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Четыре юги и духовная практика

(1 ноября 2007 года)

 

Мы рады видеть тех людей, те лица, которые видели вчера вечером. Поскольку некая предварительная, вступительная лекция в сознание Кришны была дана вчера, то я предпочел бы, чтобы вы задавали вопросы, если они у кого-то есть. Пожалуйста, любые вопросы, независимо от того, был ли кто-то вчера здесь вечером или нет. Вы пришли сюда сегодня в поисках чего-то, и теперь настало время об этом спрашивать.

#00:00:49#

Вопрос: Чем отличаются Пураны от Вед?

Госвами Махарадж: Прежде всего необходимо понять, что такое веда. Веда означает буквально «знай». Буквально слово «веда» означает «знать» — в повелительной форме: «знай!». Оно не переводится, как «знать» или «знание» и т. п., но как повеление, повелительная форма — «знай!».

#00:01:57#

Это похоже на что-то вроде объявления о параде во время войны, на какое-то важное обращение к людям, когда форма обращения именно такая: «Услышьте!» — повелительная форма. И Веды, на что указывает само слово, Веды говорят: «Сейчас услышь следующее!» Ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣[1]. Эти слова Вед означают: «Послушайте, вы все являетесь детьми нектара! Вы пришли сюда из мира нектара. Тот [духовный] мир — ваш дом и источник вашего бытия!» Нектарный означает бессмертный, исполненный вечности и блаженства. Этот божественный звук, который нисходит из мира высшей Реальности сюда, в этот мир, провозглашает нам следующее: «Проснись, пробудись к своей истинной природе — природе ребенка того мира, той земли нектара. Проснись, очнись и начни искать Божественное!» Таков призыв Вед.

#00:04:04#

Люди, жившие в прежние эпохи, обладали долгим сроком жизни, обладали острым умом и памятью и были склонны к познанию высших истин и изучению писаний. Поэтому, когда эти люди слышали подобный призыв писаний, они немедленно направляли на него свое внимание и принимали эту истину, начинали поиск, поиск Абсолюта, поиск Кришны.

#00:04:49#

Согласно ведическому пониманию истории — подобно тому, как существуют времена года, существуют исторические эпохи. И мы знаем, что каждый сезон, каждое время года имеет свои отличительные черты и по-своему влияет на окружающий мир. Скажем, каждый из нас сейчас одет в соответствии с сезоном. Летом мы будем одеты по-другому. И, согласно Ведам, существуют четыре эпохи, которые называются на санскрите Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга. Люди, которые живут в эти четыре эпохи, «одеты» в разные ментальные одежды, имеют разные настроения и природу.

#00:06:14#

Говорится, что продолжительность жизни людей, живших в Сатья-югу, достигала ста тысяч лет. И процессом богопознания в ту эпоху, согласно Ведам, являлась медитация на Вишну. Люди обладали способностью совершать медитацию на протяжении тысяч лет.

#00:06:55#

Бог глубок. Реальность также глубока. Поэтому речь идет о медитации на Божественное, совершаемой в течение тысяч и тысяч лет. Это означает концентрацию на чем-то, в высшей степени глубоком и захватывающем сердце.

#00:07:30#

Но течение времени приносит с собой деградацию, упадок. С ходом времени продолжительность человеческой жизни уменьшается. По прошествии Сатья-юги, которая длилась несколько миллионов лет, в сменившую Сатья-югу эпоху продолжительность человеческой жизни заметно сократилась. Предписанным религиозным путем для людей той эпохи [Трета-юги] была ягья, т. е. обряды, жертвоприношения.

#00:08:42#

В Сатья-югу люди, живущие на Земле, относятся к одному классу, к той категории людей, которые называются парамахамсами. Парамахамса буквально означает «возвышенный, великий человек, подобный лебедю». Почему лебедю? Потому что он способен извлечь чистую суть реальности из происходящего с ним. И хотя в первую эпоху жизни человечества качества людей, их природа были одинаковы для всех, в последующие века в этом проявились разделения. Качества людей стали различаться, поэтому появилась социальная структура, появилось деление людей на слои общества. И Веда, которая была дана первоначально как единое знание, была с течением времени поделена на три раздела — для того, чтобы приспособить это ведическое знание к пониманию людей. Для того, чтобы Веды были доступны людям.

#00:10:44#

Итак, в эту вторую эпоху люди стали совершать жертвоприношения, которые требовали многочисленных ингредиентов, начиная от гхи (топленого масла) и заканчивая золотом и многими другими предметами и атрибутами, которые мы, если бы захотели провести одно из таких жертвоприношений сейчас, вряд ли бы сумели достать, настолько сложными и изощренными они были.

#00:11:18#

В наше время тоже есть люди, которые способны медитировать. Но их способность к медитации все же не насколько велика, как способность людей той эпохи [Сатья-юги]. С течением времени концентрация людей на духовном, их стремление к духовному было обращено в сторону ягьи (жертвоприношений). И мы видим, что даже в наши дни огонь играет особую роль в жизни человека. Скажем, огонь традиционно — это очаг, он находится в центре дома, и тому подобные вещи.

#00:12:12#

Но речь идет о влиянии времени. Затем наступает третья эпоха — Двапара-юга. В эту эпоху продолжительность жизни людей становится еще меньше и достигает тысячи лет. Рекомендованным религиозным путем этого времени становится храмовое поклонение, поклонение Божеству в храме. Это происходит потому и для того, чтобы ведическое знание оставалось по-прежнему доступным для людей.

#00:13:30#

Как раз в то время Ведавьяса составил, систематическим образом изложил знание Вед в различных произведениях, таких как Пураны и другие тексты.

#00:13:50#

И, наконец, заключительный период жизни человечества — это эпоха, известная как Кали-юга. Та эпоха, в которую мы живем сейчас. Та эпоха, когда продолжительность человеческой жизни снижена до ста лет и менее того. И продолжительность [жизни] падает. И то, что зовется юга-дхармой, религией этой эпохи, известно как нама-санкиртана.

#00:14:32#

пра̄йен̣а̄лпа̄йуш̣ах̣ сабхйа
кала̄в асмин йуге джана̄х̣
манда̄х̣ суманда-матайо
манда-бха̄гйа̄ хй упадрута̄х̣[2]

Люди этой эпохи обладают специфическими качествами. Эти качества выродились по сравнению с тем, чем обладал человек прежде. А именно: жизнь коротка в эту эпоху; ум человека постоянно возбужден и не способен сконцентрироваться на одном предмете длительное время; память также слаба. Поэтому религиозный путь, данный людям этого века, — это нечто особо простое и доступное для всех.

#00:16:06#

кр̣ш̣н̣е сва-дха̄мопагате
дхарма-джн̃а̄на̄дибхих̣ саха
калау наш̣т̣а-др̣ш́а̄м эш̣а
пура̄н̣а̄рко ’дхунодитах̣[3]

Говорится, что когда Кришна уходил из этого мира, в завершение Двапара-юги, то дхарма (религиозность) и все остальные хорошие, благие начала человечества также ушли вместе с Ним. Мир с уходом Кришны погрузился во тьму. Но эта верховная Пурана [«Шримад-Бхагаватам»], которая сравнивается с солнцем, появилась для человечества. Подобно солнцу, взошедшему на горизонте, она осветила своим сиянием тьму этой эпохи.

#00:17:38#

Веды иногда сравниваются с деревом. Это древо Вед приносит цветок в форме произведения, известного как «Веданта[-сутра]». Веданта означает буквально «окончание, заключение или венец Вед». Но подобно цветку, который вырастает на дереве, этот цветок заключает в себе сущность, и эта сущность — аромат, благоухание. Цветок дает то, что можно назвать даром этого ведического древа.

#00:18:42#

нигама-калпа-тарор галитам̇ пхалам̇,
ш́ука-мукха̄д амр̣та-драва-сам̇йутам
пибата бха̄гаватам̇ расам а̄лайам,
мухур ахо расика̄ бхуви бха̄вука̄х̣[4]

Говорится, что этот плод — суть ведической мудрости, которую по-другому называют «Шримад-Бхагаватам». Тот «Шримад-Бхагаватам», который содержит в себе Кришна-концепцию Божественного, т. е. представление о Боге как о Кришне. Можно сказать, что это та концепция Бога или те представления о Боге, в которых есть вкус или некий сок. Мы можем сказать, что это обладающее восхитительным вкусом представление о Его природе. Почему это так? Потому что здесь идет речь о Боге как о Существе, Которое способно любить и чувствовать, и многое другое, и при этом быть связанным со Своими спутниками любящими взаимоотношениями.

#00:20:20#

Нам говорят, что прообраз или модель этой человеческой цивилизации и жизни человечества — мир Кришны и жизнь в Его мире. Это не так, что Бог является продуктом человеческого воображения. Скорее, мы порождение Его воображения. Но то, что воображает Он, обладает подлинным существованием. Это нечто уникальное и свободное.

#00:21:04#

Мы наделены свободой волей. Наделены сознанием и возможностью выбора, что нам делать, и кем мы хотим быть, и где нам быть. В каком существовании? В какой реальности? Кульминация «Шримад-Бхагаватам» — истина о нама-санкиртане, т. е. о воспевании святых имен Бога.

#00:21:45#

Источник всех разделов ведического знания — Бог. Но Бог присутствует полностью в Своем [Святом] Имени. Поэтому говорится, что те, кто призывает это Имя Бога, вполне постигли суть ведического знания. И метод, путь постижения, особо рекомендованный для этой эпохи, — повторение Его имен в форме Харе Кришна маха-мантры.

#00:22:45#

Ту же самую концепцию, то же самое представление можно обнаружить в самой Веданте, где сказано, что благодаря звуковой вибрации возможно достичь освобождения.

#00:23:03#

сарва-веда̄нта-са̄рам̇ хи…[5]

Эта истина почитается самой сутью, «сливками» Веданты. Сарва-веда̄нта-са̄рам̇ хи

Есть ли другие вопросы?

#00:23:19#

Слушатель: Вопроса три. Первый: если постижение Абсолютной Истины приводит нас к абсолютному знанию, которое неизменно [неразборчиво], человек, осознавший эти истины, не остановится в своем духовном развитии?

Второй вопрос: состояние благости приводит к тому, что у человека исчезают страсти; возможно ли вообще духовное развитие, если нет страстей?

И третье: если осознание божественного света приводит к ощущению счастья, почему ваши песнопения в основном звучат довольно печально?

#00:24:44#

Муралишвар Прабху: Позвольте со второй части, с вопроса о том, почему такие печальные песни.

#00:24:51#

Госвами Махарадж: Потому что быть разлученным с существом, которого любишь, — это всегда источник печали. Почему в присутствии подобной любви, красоты и сладости мы предпочитаем жить, подобно свиньям в грязи? Это нечто печальное.

#00:25:30#

Однажды произошло следующее: царь райского мира, Индра, был проклят и обречен жить в теле свиньи. Согласно ведическому представлению, Индралока, т. е. мир Индры, царя райского мира, обладает невероятным великолепием. Там есть дворцы, женщины небесной красоты. Говорится, что их телесное благоухание более чарующее, чем запах лотоса. Первоначально Индра занимал положение царя этого мира, этой локи, но впоследствии он был проклят и был вынужден родиться в теле свиньи. И он стал вести жизнь свиньи. У него была «жена» свинья и дети поросята. Они жили, естественно, в грязи и были относительно счастливы. Играли в грязи, наслаждались той едой, которую обычно едят свиньи. Но наступило время, когда срок проклятия должен был подойти к концу. Некая великая личность, некий великий мудрец, и, возможно, Брахма, пришли к Индре в теле свиньи и сказали ему: «Срок твоего проклятия истекает, скоро ты вновь вернешься в свое райское царство».

#00:27:47#

[обрыв записи]

…отклонение от центра. Когда живое существо находится в этом положении[6], его сознание пребывает в дремлющем, в неразвитом состоянии. Перед ним раскрываются две перспективы или две возможности выбора. У него есть смутное восприятие мира духовной реальности и некое общее представление о мире материи. И, находясь в этой позиции выбора, живое существо, по словам Шрилы Говинды Махараджа, «прыгает» в материальную реальность, принимая себя в качестве владыки, господина этой материальной сферы бытия.

#00:29:05#

По словам Джона Мильтона, мы предпочитаем «царствовать в аду, чем служить на небесах».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Кришна Прия Прабху
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас

 


[1] «Внемлите, о дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).

[2] «В нынешний век Кали жизнь людей коротка. Люди сварливы, ленивы, лгут себе и другим, на них все время обрушиваются несчастья, и они пребывают в постоянной тревоге» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

[3] «После того как Господь Кришна удалился в Свою обитель, а вместе с Ним ушли религиозные принципы и трансцендентное знание, на небосклоне Кали-юги взошла, словно солнце, эта Пурана, „Шримад-Бхагаватам“, даруя свет всем, кто утратил духовное зрение» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.43; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.321).

[4] «О, искушенные и вдумчивые люди, вкусите „Шримад-Бхагаватам“ — зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадева Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.3).

[5] Сарва-веда̄нта-са̄рам̇ хи, ш́рӣ-бха̄гаватам иш̣йате / тад-раса̄мр̣та-тр̣птасйа, на̄нйатра сйа̄д ратих̣ квачит — «Суть и сок всей Веданты („венца Вед“) называют „Шримад-Бхагаватам“. Тот, кто однажды утолил свое сердце бессмертной расой „Шримад-Бхагаватам“, уже никогда не почувствует интереса ни к какому другому писанию» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.15).

[6] Речь идет о брахмаджьоти, трансцендентном сиянии Всевышнего, частью которого являются души. В этом положении они лишены возможности действовать и не сделали своего выбора — стать ли им частью духовного мира, либо материального.

 

← Изумрудные поля фермы «Говинда» | Стань ближе к своей настоящей природе ·• Архив новостей •· «Кто не рискует, рискует всем». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж и Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 17 апреля 2018 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования