Беседа об учителях. Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 13 сентября 2017 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 39.68M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Беседа об учителях

(14 сентября 2017 года. Москва, Кисельный)

 

Мадхусудан Махарадж: Я только что думал о Навадвипе. И думал, что я никогда не мог предположить, что я буду когда-то сидеть здесь с вами. Я лишь смиренный слуга Гурудева, Гуру Махараджа. С теми возможностями служения, которые были, я пытался служить им в Навадвипе, вне всякого сомнения. И вы пришли сюда, чтобы слушать меня, но, на самом деле, все, что я могу вам сказать, — это то, что они хотели, по крайней мере от меня, но в том числе они хотят этого от вас. Я пришел для того, чтобы рассказать вам о них и об их учении. И это удивительное настроение, [духовный] вкус, который царил в обществе Гурудева, Гуру Махараджа, он сопровождал нас на протяжении долгого времени. И это настроение — это очень нежное настроение делать благо для каждого.

#00:02:27#

И, естественно, они были выдающимися учеными в том смысле, что они обладали обширнейшими знаниями писаний и могли достойно ответить на любой вызов, процитировав нужное место из писаний по памяти. Но оба они подчеркивали простоту в служении из преданности. Здесь нет ничего сложного. Но, тем не менее, у нас есть сложное объяснение, почему дживе, душе, необходимо служение. Так, у нас есть 18 000 потрясающих стихов [«Шримад-Бхагаватам»], написанных гением из гениев [Шрилой Вьясадевом] о служении в преданности. Эти 18 000 стихов повествуют нам о преданности. И 100 000 стихов… Если я не прав, поправьте меня. 100 000 стихов «Махабхараты». Четыре раздела Вед. И многочисленные Пураны, которые помогают нам, объясняют Веды. Почти полмиллиона стихов, написанных Дживой Госвами, многочисленные писания гаудия-вайшнавов, в частности: Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами.

#00:05:25#

Затем позже — многочисленные большие комментарии Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура, объясняющие разные писания. И комментарии Шрилы Бхактивинода Тхакура [к священным писаниям] и его авторские работы. В сегодняшние дни, в эти дни, [появились] Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж и его труды, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, который явил писания на многочисленных языках мира, и Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж — эти три величайших Гуру современности, которые добавили к этой копилке, сокровищнице знаний, они добавили еще свои работы также. Поэтому у нас очень много есть трудов, работ, которые поддерживают, объясняют эту идею служения в преданности.

#00:07:32#

Все эти писания предназначены прежде всего для того, чтобы убедить людей в этой идее. Потому что многие, кто-то скажет: «Нет. Вряд ли Бог существует, Вселенная возникла сама по себе». И для них написаны части, которые объясняют устройство мироздания, как на самом деле все устроено. Мы сегодня уже об этом днем говорили с вами.

#00:08:36#

Но Шрила Говинда Махарадж привлекал простых искренних искателей не своей ученостью и не побеждал их в дебатах, но скорее он привлекал людей своим сердцем. Он — удивительная личность, он — олицетворение самой идеи преданности. Его сердце — это та мощная сила, которая меняла остальных, которая привлекала людей. И когда мы сидели перед Гуру Махараджем, у нас не было такого ощущения, что мы сидим перед каким-то мудрецом, источником знания. Скорее мы чувствовали, что перед нами подлинная реальность в своей олицетворенной форме, что перед нами подлинная личность, человек не из этого мира, который пришел для того, чтобы рассказать нам об этом, который пришел дать нам нечто настоящее.

#00:11:16#

Мы также видели… если вы почитаете жизнеописание Бхактиведанты Свами Прабхупады, то он тоже не участвовал именно в таких дебатах, он не покорял людей сложными объяснениями философских истин, заключений. Скорее его простота, его устремленность и его сердце привлекали людей. Мы видим, что с [тысяча девятьсот] шестьдесят пятого по шестьдесят восьмой год, самые первые годы его проповеди, столь много молодых людей присоединилось к нему, просто видя в нем пример, пример этого учения и живое подтверждение этих идей.

#00:12:41#

Мы видели также, что люди, которые были полностью противоположной природы, то есть которые не только не задумывались о преданности, но которые даже не задумывались о своей жизни, они текли по течению, и было не похоже, что они вообще когда-нибудь задумаются, которые были на самом дне жизни. Но вместе с тем, просто общаясь с такими великими личностями, как Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж (мы были свидетелями этому удивительному преобразованию), они внезапно пробуждались от этого сна и думали: «Что мы делаем со своей жизнью? Надо меняться». И они действительно менялись полностью. Это было удивительно.

#00:13:50#

Их [наших учителей] природа была такова, что сразу же, когда их кто-либо встречал, в его сердце рождалось естественное желание: «Могу ли я чем-нибудь помочь? Что я могу для вас сделать?» И это открывало путь в мир служения, путь в мир бескорыстия. Бескорыстия не для чего-либо, а бескорыстия для самого главного — для служения. [Кланяются божествам на алтаре.] Джай!

#00:15:11#

В Навадвипе у нас было очень простое служение — мы были рады любому служению, которое нам давали. Иногда нас просили помыть перед алтарем, а иногда и почистить канализацию. Мы всегда воспринимали это как величайший дар, как милость, которая приходит от Гуру Махараджа и Гурудева. Гурудев много раз подчеркивал во многих местах, что наша удача — не быть непосредственным служителем Кришны или вайшнава, а быть слугой слуги слуги слуги. Из опыта нашей жизни здесь, в этом мире, нам кажется, что если кто-то стоит между нами или что-то закрывает от меня Луну, то я не смогу увидеть. Но здесь приводится пример телескопической системы — чем больше линз в телескопе, тем ближе Луна к нам, тем более близки мы к духовному. Поэтому он всегда подчеркивал — необходимо быть слугой слуги слуги слуги. И как обрести возможность служения? Только через очень горячее желание. Гурудев постоянно это подчеркивал.

#00:17:48#

И наши учителя всегда подчеркивали, показывали, насколько велико разнообразие служения — каждый может найти свое место в служении. Подобно тому, как в этом мире все постоянно чем-то заняты, точно так же есть огромная возможность для самых разных видов служения [Богу]. Мы были подле Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа, но мы также были рядом с преданными, которые приезжали к ним. И мы были также с преданными, которые были с теми преданными, которые приезжали к ним. И мы всегда были очень счастливы, если нам предоставлялась возможность служить слугам слуг слуг слуг слуг слуг Господа. Гурудев и Гуру Махарадж всегда говорили нам, что самое лучшее положение — это быть слугой вайшнавов, преданных.

#00:19:49#

Самое лучшее — это быть слугой преданных, потому что преданные служат преданным, а те служат другим преданным, и так эта линия восходит к аккаунту Кришны. Наш капитал преумножается, наш банк никогда не обанкротится, потому что он самый крупный. Когда что-либо направлено к Центру, тогда и все нужды естественным образом удовлетворены. Мы всегда должны пребывать в настроении служения, в настроении поиска служения. Мы всегда должны вопрошать: «Могу ли я для вас хотя бы что-то сделать?» Даже самая незначительная возможность никогда не является потерей — это наш вечный капитал. Это я хотел вам сказать.

#00:21:31#

Преданный: Вот такой вопрос. Что делать в случае, если мы испытываем апатию по отношению к служению?

#00:22:50#

Мадхусудан Махарадж: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Необходимо прежде всего регулярно делать что-то. В частности, воспевать святое имя и читать книги наших учителей, потому что нам нужно самих себя заинтересовывать. У нас слишком много отвлечений в этом мире. Вот мы сегодня ходили по городу, прогуливались, и мы видели столько рекламы дорогих бутиков, видели дорогие машины: Бентли, Роллс-ройсы. И очень многое привлекает: «Ты должен вот это взять, тогда ты будешь счастлив, вот это, вот это». Но также как реклама — для того, чтобы задержаться, купить что-то дорогое, нам нужна также реклама в духовной жизни. Поэтому наши писания, наши книги — это духовная реклама. Читая книги, мы естественным образом обретем духовный интерес и духовную жажду, духовный голод. И тогда будет проще прийти к этим идеям, расстаться с апатией.

#00:24:22#

Гуру Махарадж еще объяснял так: «Если мы будем сами пытаться действовать, если мы будем пытаться заниматься служением, то через это к нам придет и жажда большего служения, а также больше возможностей служить, квалификация к служению повысится». Также Гуру Махарадж говорил такое: «Не бойтесь, что служение отбирает энергию — на самом деле это полностью противоположно. Служение не отбирает, а дает энергию, в то время как противоположное, вовлечение в мирские дела, — вот это полная потеря сил». Также мы должны пользоваться помощью ума. Ум постоянно считает: «Это хорошо, это плохо». Надо сделать его своим другом. Приходит на помощь Бхагавад-гита и другие писания, которые направляют движение ума, говорят: «Да, вот то, что я хочу, вот это делать — это хорошо, я хочу действовать в этом направлении».

#00:26:55#

Мы всегда должны быть сосредоточены на своем служении, а не на чужом: «Вот этот человек не помыл пол». Мы должны оба быть [задействованы в служении]… «У меня свой участок, у него свой участок. Я помыл, а она ленится». На самом деле, если кто-то не помыл, значит, у меня есть больше возможностей служения — я могу помыть еще и там. У каждого должно быть такое восприятие. Мы должны искать возможности служения и пытаться, как только оно появилось, пытаться сразу же это служение заполучить. Гурудеву очень нравилось, когда преданных не приходилось о чем-либо просить, чтобы они сделали. Преданные видели, допустим, лампочка перегорела, они не звали кого-то, чтобы эту лампочку вкрутить, они не говорили: «Я же не электрик, это служение другого человека» и [не] уходили прочь. Они сами подрывались и бежали на рынок, покупали лампочку, вкручивали. Я могу предоставить список разных [видов] служений. Гурудев очень ценил, что преданные сами используют свою интуицию, свое понимание, как должно быть все для того, чтобы использовать возможности служения правильным образом. То есть увидел — сделал. И Гурудев говорил: «Да, вот этот преданный вот это сделал, вот тот — вот то». Он очень ценил такое настроение.

#00:31:19#

На самом деле есть преданные, которым говоришь: «Вот, нужно сделать вот это», и они к тебе никогда больше не подойдут с вопросом: «А где я могу взять для этого инструменты? А как это сделать правильно? А как еще что-то? А как вот это?» Были два человека, мы буквально недавно с Притху Прабху говорили об этих двух людях. Один был Анинда Сундар [Прабху] из Франции. Он один совершал кругосветное путешествие на своей яхте, и, соответственно, шторма закалили его. А второй человек был Мадхавананда [Прабху] — он альпинист из Америки. Тоже понимаете, что горы — это серьезно. И вот этих двух людей их род деятельности закалил настолько, что они всегда шли навстречу вызову. Поэтому, когда я им говорил: «Вот такое служение», каким бы сложным оно ни было, они тут же его принимали и находили возможности и тут же его выполняли. И никогда не задавали лишних вопросов.

#00:33:02#

Мы говорили сейчас о том, что Гурудеву нравилось. Хочу сказать также о том, что Гурудеву не нравилось, а именно — слово «извините». Когда преданный не справлялся со служением вовремя или по какой-то причине находил возможность его не делать, и когда Гурудев его спрашивал: «Почему служение не выполнил?», он говорил: «О, Гурудев, извините». А дальше начиналась как бы оправдательная демагогия — Гурудеву такое настроение вообще не нравилось. Он говорил: «Я не принимаю слово „извините“. Служение есть служение — его надо выполнять». Харе Кришна! [Смеется.] У нас в жизни очень много примеров разных преданных — есть на кого равняться.

#00:34:52#

И Гурудев, и Гуру Махарадж, и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада — они были такими личностями, которые привлекали людей через свою простоту, свое сердце, свое устремление. Они были для всех примерами того, о чем они читали в писаниях. И поэтому совершенно естественным образом ни у кого не возникало никогда другого желания, кроме как чем-то быть им полезным. Как только их встречали, их… Они были такими личностями, что никто не мог, соприкоснувшись с ними, не изменить свое сердце. Что-то с каждым происходило. Да, возможно, у всех в жизни были какие-то обстоятельства, какие-то препоны, кто-то не мог чисто следовать линии преданности, но, по крайней мере, каждый чувствовал: «Я хочу, я могу что-то сделать для них». Это поразительная вещь — как их сердца меняли сердца людей.

#00:37:04#

Я чувствую, что Гуру Махарадж и Гурудев послали сюда меня к вам для того, чтобы поделиться этими вещами. В противном случае я бы был счастлив находиться в Индии, и я безвыездно находился там много лет, я бы продолжал там находиться. Но они командировали меня сюда и для этого должна быть какая-то причина. Я чувствую, что причина этому — чтобы я мог поделиться их настроением, их видением. И я очень счастлив пытаться вдохновлять вас. Если вы примете эти возможности, то вы даже не представляете, насколько ярким будет ваше будущее.

бхагавад-бхактитах̣ сарвам итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карййам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣[1]

Процитированная шлока раскрывает смысл «Шаранагати». И то, что вы обретете взамен, превосходит все ваши ожидания, все ваши даже самые смелые фантазии. Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:38:21#

Преданная: Относительно того, когда Гурудеву говорили «извините». Мы знаем, что Гурудев безгранично милостив, но как он реагировал, когда постоянно ему отвечали вот так?

#00:39:08#

Мадхусудан Махарадж: У преданных обычно смелости уже не хватало, на третий, по крайней мере, раз — точно. [Смеется.] Им достаточно было пережить один раз реакцию Гурудева, максимум — два, чтобы больше уже не повторяться, чтобы выполнять служение замечательным образом. Таким же естественным образом, как мы хотим удовлетворить таких возвышенных личностей, таким же естественным образом мы ни в коем случае не хотим в чем-то их разочаровать. Также мы слышали о том, что не только когда нас хвалят, но когда нас ругает духовный учитель или преданные — это тоже особого рода милость. Но эту милость бывает очень сложно переварить.

Притху Прабху: Эго сопротивляется.

#00:41:48#

Мадхусудан Махарадж: Мы читали буквально на днях в «Чайтанья-Бхагавате», как Ямарадж вместе со всеми своими спутниками и другими богами, как они танцевали в великом экстазе, когда увидели, как Махапрабху простил двух самых великих грешников: Джагая и Мадхая. Мы увидели, что он [Ямарадж] подлинный вайшнав, что он радуется, сопереживает милости Господа. И говорят, что у нас тоже есть шанс. В то самое время, когда обычные люди приходят на суд к Ямараджу, он с ними строг, но справедлив — им зачитывается приговор на основе тех поступков, которые они совершили. Там невозможно нанять хорошего адвоката или каким-то образом отнекиваться, говорить: «Нет-нет, извините, меня попутало. Извините, это не я, это другой». Все, что наше, — мы за все это «заплатим» [пожнем плоды своих поступков].

[Лекция обрывается.]

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  «Направляемый верой в то, что служением Господу достигается полнота совершенства, более не служит ничему иному, даже предписаниям Вед; лотосоподобные стопы Шри Кришны всегда и всюду — его единственное прибежище. Это и есть шаранагати» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.35.).




←  «Уход Шрипада Тапасви Махараджа». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 7 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Праздничный зум в честь Вьяса-пуджи Шрилы Б. Р. Мадхусудана Махараджа 2 сентября 2023 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 41.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Беседа об учителях

(14 сентября 2017 года. Москва, Кисельный)

 

Мадхусудан Махарадж: Я только что думал о Навадвипе. И думал, что я никогда не мог предположить, что я буду когда-то сидеть здесь с вами. Я лишь смиренный слуга Гурудева, Гуру Махараджа. С теми возможностями служения, которые были, я пытался служить им в Навадвипе, вне всякого сомнения. И вы пришли сюда, чтобы слушать меня, но, на самом деле, все, что я могу вам сказать, — это то, что они хотели, по крайней мере от меня, но в том числе они хотят этого от вас. Я пришел для того, чтобы рассказать вам о них и об их учении. И это удивительное настроение, [духовный] вкус, который царил в обществе Гурудева, Гуру Махараджа, он сопровождал нас на протяжении долгого времени. И это настроение — это очень нежное настроение делать благо для каждого.

#00:02:27#

И, естественно, они были выдающимися учеными в том смысле, что они обладали обширнейшими знаниями писаний и могли достойно ответить на любой вызов, процитировав нужное место из писаний по памяти. Но оба они подчеркивали простоту в служении из преданности. Здесь нет ничего сложного. Но, тем не менее, у нас есть сложное объяснение, почему дживе, душе, необходимо служение. Так, у нас есть 18 000 потрясающих стихов [«Шримад-Бхагаватам»], написанных гением из гениев [Шрилой Вьясадевом] о служении в преданности. Эти 18 000 стихов повествуют нам о преданности. И 100 000 стихов… Если я не прав, поправьте меня. 100 000 стихов «Махабхараты». Четыре раздела Вед. И многочисленные Пураны, которые помогают нам, объясняют Веды. Почти полмиллиона стихов, написанных Дживой Госвами, многочисленные писания гаудия-вайшнавов, в частности: Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами.

#00:05:25#

Затем позже — многочисленные большие комментарии Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура, объясняющие разные писания. И комментарии Шрилы Бхактивинода Тхакура [к священным писаниям] и его авторские работы. В сегодняшние дни, в эти дни, [появились] Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж и его труды, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, который явил писания на многочисленных языках мира, и Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж — эти три величайших Гуру современности, которые добавили к этой копилке, сокровищнице знаний, они добавили еще свои работы также. Поэтому у нас очень много есть трудов, работ, которые поддерживают, объясняют эту идею служения в преданности.

#00:07:32#

Все эти писания предназначены прежде всего для того, чтобы убедить людей в этой идее. Потому что многие, кто-то скажет: «Нет. Вряд ли Бог существует, Вселенная возникла сама по себе». И для них написаны части, которые объясняют устройство мироздания, как на самом деле все устроено. Мы сегодня уже об этом днем говорили с вами.

#00:08:36#

Но Шрила Говинда Махарадж привлекал простых искренних искателей не своей ученостью и не побеждал их в дебатах, но скорее он привлекал людей своим сердцем. Он — удивительная личность, он — олицетворение самой идеи преданности. Его сердце — это та мощная сила, которая меняла остальных, которая привлекала людей. И когда мы сидели перед Гуру Махараджем, у нас не было такого ощущения, что мы сидим перед каким-то мудрецом, источником знания. Скорее мы чувствовали, что перед нами подлинная реальность в своей олицетворенной форме, что перед нами подлинная личность, человек не из этого мира, который пришел для того, чтобы рассказать нам об этом, который пришел дать нам нечто настоящее.

#00:11:16#

Мы также видели… если вы почитаете жизнеописание Бхактиведанты Свами Прабхупады, то он тоже не участвовал именно в таких дебатах, он не покорял людей сложными объяснениями философских истин, заключений. Скорее его простота, его устремленность и его сердце привлекали людей. Мы видим, что с [тысяча девятьсот] шестьдесят пятого по шестьдесят восьмой год, самые первые годы его проповеди, столь много молодых людей присоединилось к нему, просто видя в нем пример, пример этого учения и живое подтверждение этих идей.

#00:12:41#

Мы видели также, что люди, которые были полностью противоположной природы, то есть которые не только не задумывались о преданности, но которые даже не задумывались о своей жизни, они текли по течению, и было не похоже, что они вообще когда-нибудь задумаются, которые были на самом дне жизни. Но вместе с тем, просто общаясь с такими великими личностями, как Шрила Говинда Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж (мы были свидетелями этому удивительному преобразованию), они внезапно пробуждались от этого сна и думали: «Что мы делаем со своей жизнью? Надо меняться». И они действительно менялись полностью. Это было удивительно.

#00:13:50#

Их [наших учителей] природа была такова, что сразу же, когда их кто-либо встречал, в его сердце рождалось естественное желание: «Могу ли я чем-нибудь помочь? Что я могу для вас сделать?» И это открывало путь в мир служения, путь в мир бескорыстия. Бескорыстия не для чего-либо, а бескорыстия для самого главного — для служения. [Кланяются божествам на алтаре.] Джай!

#00:15:11#

В Навадвипе у нас было очень простое служение — мы были рады любому служению, которое нам давали. Иногда нас просили помыть перед алтарем, а иногда и почистить канализацию. Мы всегда воспринимали это как величайший дар, как милость, которая приходит от Гуру Махараджа и Гурудева. Гурудев много раз подчеркивал во многих местах, что наша удача — не быть непосредственным служителем Кришны или вайшнава, а быть слугой слуги слуги слуги. Из опыта нашей жизни здесь, в этом мире, нам кажется, что если кто-то стоит между нами или что-то закрывает от меня Луну, то я не смогу увидеть. Но здесь приводится пример телескопической системы — чем больше линз в телескопе, тем ближе Луна к нам, тем более близки мы к духовному. Поэтому он всегда подчеркивал — необходимо быть слугой слуги слуги слуги. И как обрести возможность служения? Только через очень горячее желание. Гурудев постоянно это подчеркивал.

#00:17:48#

И наши учителя всегда подчеркивали, показывали, насколько велико разнообразие служения — каждый может найти свое место в служении. Подобно тому, как в этом мире все постоянно чем-то заняты, точно так же есть огромная возможность для самых разных видов служения [Богу]. Мы были подле Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа, но мы также были рядом с преданными, которые приезжали к ним. И мы были также с преданными, которые были с теми преданными, которые приезжали к ним. И мы всегда были очень счастливы, если нам предоставлялась возможность служить слугам слуг слуг слуг слуг слуг Господа. Гурудев и Гуру Махарадж всегда говорили нам, что самое лучшее положение — это быть слугой вайшнавов, преданных.

#00:19:49#

Самое лучшее — это быть слугой преданных, потому что преданные служат преданным, а те служат другим преданным, и так эта линия восходит к аккаунту Кришны. Наш капитал преумножается, наш банк никогда не обанкротится, потому что он самый крупный. Когда что-либо направлено к Центру, тогда и все нужды естественным образом удовлетворены. Мы всегда должны пребывать в настроении служения, в настроении поиска служения. Мы всегда должны вопрошать: «Могу ли я для вас хотя бы что-то сделать?» Даже самая незначительная возможность никогда не является потерей — это наш вечный капитал. Это я хотел вам сказать.

#00:21:31#

Преданный: Вот такой вопрос. Что делать в случае, если мы испытываем апатию по отношению к служению?

#00:22:50#

Мадхусудан Махарадж: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Необходимо прежде всего регулярно делать что-то. В частности, воспевать святое имя и читать книги наших учителей, потому что нам нужно самих себя заинтересовывать. У нас слишком много отвлечений в этом мире. Вот мы сегодня ходили по городу, прогуливались, и мы видели столько рекламы дорогих бутиков, видели дорогие машины: Бентли, Роллс-ройсы. И очень многое привлекает: «Ты должен вот это взять, тогда ты будешь счастлив, вот это, вот это». Но также как реклама — для того, чтобы задержаться, купить что-то дорогое, нам нужна также реклама в духовной жизни. Поэтому наши писания, наши книги — это духовная реклама. Читая книги, мы естественным образом обретем духовный интерес и духовную жажду, духовный голод. И тогда будет проще прийти к этим идеям, расстаться с апатией.

#00:24:22#

Гуру Махарадж еще объяснял так: «Если мы будем сами пытаться действовать, если мы будем пытаться заниматься служением, то через это к нам придет и жажда большего служения, а также больше возможностей служить, квалификация к служению повысится». Также Гуру Махарадж говорил такое: «Не бойтесь, что служение отбирает энергию — на самом деле это полностью противоположно. Служение не отбирает, а дает энергию, в то время как противоположное, вовлечение в мирские дела, — вот это полная потеря сил». Также мы должны пользоваться помощью ума. Ум постоянно считает: «Это хорошо, это плохо». Надо сделать его своим другом. Приходит на помощь Бхагавад-гита и другие писания, которые направляют движение ума, говорят: «Да, вот то, что я хочу, вот это делать — это хорошо, я хочу действовать в этом направлении».

#00:26:55#

Мы всегда должны быть сосредоточены на своем служении, а не на чужом: «Вот этот человек не помыл пол». Мы должны оба быть [задействованы в служении]… «У меня свой участок, у него свой участок. Я помыл, а она ленится». На самом деле, если кто-то не помыл, значит, у меня есть больше возможностей служения — я могу помыть еще и там. У каждого должно быть такое восприятие. Мы должны искать возможности служения и пытаться, как только оно появилось, пытаться сразу же это служение заполучить. Гурудеву очень нравилось, когда преданных не приходилось о чем-либо просить, чтобы они сделали. Преданные видели, допустим, лампочка перегорела, они не звали кого-то, чтобы эту лампочку вкрутить, они не говорили: «Я же не электрик, это служение другого человека» и [не] уходили прочь. Они сами подрывались и бежали на рынок, покупали лампочку, вкручивали. Я могу предоставить список разных [видов] служений. Гурудев очень ценил, что преданные сами используют свою интуицию, свое понимание, как должно быть все для того, чтобы использовать возможности служения правильным образом. То есть увидел — сделал. И Гурудев говорил: «Да, вот этот преданный вот это сделал, вот тот — вот то». Он очень ценил такое настроение.

#00:31:19#

На самом деле есть преданные, которым говоришь: «Вот, нужно сделать вот это», и они к тебе никогда больше не подойдут с вопросом: «А где я могу взять для этого инструменты? А как это сделать правильно? А как еще что-то? А как вот это?» Были два человека, мы буквально недавно с Притху Прабху говорили об этих двух людях. Один был Анинда Сундар [Прабху] из Франции. Он один совершал кругосветное путешествие на своей яхте, и, соответственно, шторма закалили его. А второй человек был Мадхавананда [Прабху] — он альпинист из Америки. Тоже понимаете, что горы — это серьезно. И вот этих двух людей их род деятельности закалил настолько, что они всегда шли навстречу вызову. Поэтому, когда я им говорил: «Вот такое служение», каким бы сложным оно ни было, они тут же его принимали и находили возможности и тут же его выполняли. И никогда не задавали лишних вопросов.

#00:33:02#

Мы говорили сейчас о том, что Гурудеву нравилось. Хочу сказать также о том, что Гурудеву не нравилось, а именно — слово «извините». Когда преданный не справлялся со служением вовремя или по какой-то причине находил возможность его не делать, и когда Гурудев его спрашивал: «Почему служение не выполнил?», он говорил: «О, Гурудев, извините». А дальше начиналась как бы оправдательная демагогия — Гурудеву такое настроение вообще не нравилось. Он говорил: «Я не принимаю слово „извините“. Служение есть служение — его надо выполнять». Харе Кришна! [Смеется.] У нас в жизни очень много примеров разных преданных — есть на кого равняться.

#00:34:52#

И Гурудев, и Гуру Махарадж, и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада — они были такими личностями, которые привлекали людей через свою простоту, свое сердце, свое устремление. Они были для всех примерами того, о чем они читали в писаниях. И поэтому совершенно естественным образом ни у кого не возникало никогда другого желания, кроме как чем-то быть им полезным. Как только их встречали, их… Они были такими личностями, что никто не мог, соприкоснувшись с ними, не изменить свое сердце. Что-то с каждым происходило. Да, возможно, у всех в жизни были какие-то обстоятельства, какие-то препоны, кто-то не мог чисто следовать линии преданности, но, по крайней мере, каждый чувствовал: «Я хочу, я могу что-то сделать для них». Это поразительная вещь — как их сердца меняли сердца людей.

#00:37:04#

Я чувствую, что Гуру Махарадж и Гурудев послали сюда меня к вам для того, чтобы поделиться этими вещами. В противном случае я бы был счастлив находиться в Индии, и я безвыездно находился там много лет, я бы продолжал там находиться. Но они командировали меня сюда и для этого должна быть какая-то причина. Я чувствую, что причина этому — чтобы я мог поделиться их настроением, их видением. И я очень счастлив пытаться вдохновлять вас. Если вы примете эти возможности, то вы даже не представляете, насколько ярким будет ваше будущее.

бхагавад-бхактитах̣ сарвам итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карййам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣[1]

Процитированная шлока раскрывает смысл «Шаранагати». И то, что вы обретете взамен, превосходит все ваши ожидания, все ваши даже самые смелые фантазии. Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:38:21#

Преданная: Относительно того, когда Гурудеву говорили «извините». Мы знаем, что Гурудев безгранично милостив, но как он реагировал, когда постоянно ему отвечали вот так?

#00:39:08#

Мадхусудан Махарадж: У преданных обычно смелости уже не хватало, на третий, по крайней мере, раз — точно. [Смеется.] Им достаточно было пережить один раз реакцию Гурудева, максимум — два, чтобы больше уже не повторяться, чтобы выполнять служение замечательным образом. Таким же естественным образом, как мы хотим удовлетворить таких возвышенных личностей, таким же естественным образом мы ни в коем случае не хотим в чем-то их разочаровать. Также мы слышали о том, что не только когда нас хвалят, но когда нас ругает духовный учитель или преданные — это тоже особого рода милость. Но эту милость бывает очень сложно переварить.

Притху Прабху: Эго сопротивляется.

#00:41:48#

Мадхусудан Махарадж: Мы читали буквально на днях в «Чайтанья-Бхагавате», как Ямарадж вместе со всеми своими спутниками и другими богами, как они танцевали в великом экстазе, когда увидели, как Махапрабху простил двух самых великих грешников: Джагая и Мадхая. Мы увидели, что он [Ямарадж] подлинный вайшнав, что он радуется, сопереживает милости Господа. И говорят, что у нас тоже есть шанс. В то самое время, когда обычные люди приходят на суд к Ямараджу, он с ними строг, но справедлив — им зачитывается приговор на основе тех поступков, которые они совершили. Там невозможно нанять хорошего адвоката или каким-то образом отнекиваться, говорить: «Нет-нет, извините, меня попутало. Извините, это не я, это другой». Все, что наше, — мы за все это «заплатим» [пожнем плоды своих поступков].

[Лекция обрывается.]

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] «Направляемый верой в то, что служением Господу достигается полнота совершенства, более не служит ничему иному, даже предписаниям Вед; лотосоподобные стопы Шри Кришны всегда и всюду — его единственное прибежище. Это и есть шаранагати» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.35.).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования