«Явление Бхактивинода Тхакура». Сахадев Прабху. 4 сентября 2017 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 40.72M)

Russian

Сахадев Прабху

Явление Бхактивинода Тхакура

(4 сентября 2017 года. Москва, Кисельный)

 

Сахадев Прабху: Те люди, которые именуются сараграхи, живут сутью. Внешне они могут быть воинами или политиками, но внутренне они пребывают в [духовном] измерении, они могут быть гопи, которые совершают сокровенное служение во Вриндаване. Таким образом описал это сам Бхактивинод, и сам он был человеком такой категории.

#00:00:30#

Мы видим, что социальная активность Бхактивинода была совершенно невероятной. Во-первых, он был судьей, он был крупным государственным чиновником, он сотрудничал непосредственно с английской администрацией, которая попросила его предотвратить хищения и злоупотребления в храме Джаганнатха.

#00:00:56#

Еще одно из направлений деятельности Бхактивинода Тхакура была ловля «аватаров». Потому что в Индии, если ты приличный гуру, у тебя больше сотни учеников, то сто первый ученик уже обязан сказать, что на самом деле наш гуру — это «аватар». Можно колебаться, «аватар» это Рамы или Кришны, но если ты приличный индийский гуру с более чем сотней учеников, то не быть «аватаром» — это, сами понимаете, неприлично. Я помню, когда мы со Шрилой Авадхутом Махараджем путешествовали [в Индии, в 2013 году] во время Кумбха-мелы [в Аллахабаде], практически после [встречи] каждого второго гуру подходили [их] ученики и на ухо шептали: «Ну вы же понимаете, что это „аватар“».

#00:01:44#

В Гаудия Матхе была такая шутка. Рассказывали историю, когда Кришна отсек голову поддельному [Васудеве], Паундраке Васудеве, который изображал из себя Кришну, аватара, и потребовал у Кришны отказаться от Своей чакры. Кришна сказал: «Лови чакру», и отсек ему голову. Паундрака Васудева, который имитировал Кришну, получил освобождение на Вайкунтхе, потому что его оскорбление было снято, собственно, а стремление осталось и стало очищенным. То есть с ним все было очень хорошо[1].

#00:02:14#

И в Гаудия Матхе, когда [окружающие] говорили: «Вот этот гуру — „аватар“, вот этот гуру — „аватар“, шутили так: «Тогда пусть все эти „аватары“ сразятся друг с другом, как это было во время битвы Кришны и Паундраки Васудевы, а потом мы уже будем работать и беседовать с победителем, который самым главным оказался из всех». Это была такая шутка. Почему? Потому что Индия полна «аватаров». Там всегда по разным частям бродят несколько сатья саи бабов — не только тот, который кудрявый, а другие, несколько шив, то есть все в порядке.

#00:02:50#

Некоторые из них злоупотребляли настолько, что один из них, которого звали Бишикешен (он обладал определенной мистической силой), говорил: «Я — Кришна», проповедовал молодым девушкам и потом, собственно, создавал себе гарем, вымогал деньги. В результате Бхактивинод Тхакур отправил Бишикешена под арест, усомнившись в его положении верховной личности Бога.

#00:03:17#

А тот был мистиком, который хранил свою мистическую силу в волосах. И Бишикешен стал медитировать, совершать аскезы, и [тогда] заболела семья Бхактивинода, у него самого поднялась температура, ему самому стало плохо. Тогда он стал молиться Господу и увидел в своем откровении, что сила Бишикешена содержится в волосах.

#00:03:41#

Поэтому, пока тот спал, Бхактивинод, несмотря на свое плохое самочувствие, прокрался в камеру, состриг его волосы, и проблемы прекратились. Таким образом происходила история.

#00:03:51#

Преданная: Что, прям серьезно?

Сахадев Прабху: Ну как, надо, чтобы фотки здесь [были предоставлены]? Я прикалываюсь? Шутка? Нет, на самом деле это серьезная лекция, у нас же Махавир Махарадж присутствует, у нас же все официально, съемка на камеры, даже «петлю» [микрофон] повесили. Все, что записываем… Как это? Во всем, что записывается на камеру, лжи быть не может, вы же знаете. [Только] правда. Все, что мы говорим — это правда. Больше правды. Таким образом.

#00:04:27#

Как работал Бхактивинод Тхакур? У него было восемь детей, причем все они носили имена: Лалит Прасад, Бимал Прасад так далее, все были каким-то прасадом Господа. Семья была настолько уникальной, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возглавлял направление, которое развивало чистый вайшнавизм, а его брат, Лалит Прасад, был лидером сахаджиев.

#00:05:05#

Причем у всех них периодически были какие-то «отжиги» [все они высказывали что-то неожиданное]. Например, у Лалита Прасада была идеальная формулировка для всех обусловленных лекторов, он говорил: «Я готов общаться только с молодыми, красивыми посетителями моих лекций». У него райдер был такой: «Если кто-то хочет поговорить со мной о Божественном, если они молодые, красивые, я с удовольствием расскажу им о Господе. А если нет, то пусть лесом идут».

#00:05:38#

Сарасвати Тхакур написал такую статью: «Баба Радха» (как-то так называется) [в которой утверждается], что через Бхактивинода Тхакура действовала сама Радхарани, [он] Гуру, который в высшей степени является проявлением Шримати Радхарани. А Лалит Прасад воспринимал Бхактивинода как своего отца, как главу клана.

#00:06:01#

Бхактивинод в общем-то был очень смиренным, он ни с кем не спорил. У него было пять сыновей, три дочери. Нормальная конструктивная индийская семья. Он активно занимался государственной службой. Каким образом строился его день? Где-то в девять-десять утра он шел на работу, потом приходил с работы, занимался семьей какое-то время — до десяти, до одиннадцати вечера, может быть до девяти, потом семья засыпала. Бхактивинод, возможно, тоже спал днем или вечером несколько часов, потом просыпался, и какое-то время ночью и утром читал маха-мантру, а какое-то время писал книги. Соответственно, спал он буквально три часа, днем занимался государственной службой, а ночью либо читал святые имена, либо писал книги.

#00:07:00#

Мы знаем, что… каким образом Шрила Шридхар Махарадж заинтересовался учением Шри Чайтаньи? Это была книга «Анима-Нимай-чарита» Шишира Кумара Гхоша[2], которая была очень сладостной по своей сути, очень романтичной. Шридхар Махарадж, собственно, через нее привлекся личностью Шри Чайтаньи.

#00:07:19#

Но философски Шишир Кумар Гхош писал ее, чуть ли не вспоминая об ушедшей супруге или с какой-то такой ерундой, поэтому Сарасвати Тхакур очень ругал эту книгу и говорил: «Эта книга сладостна по форме, но по философской глубине нулевая. Это совершенно не „Чайтанья-чаритамрита“». Шридхар Махарадж говорил, насколько эта книга поверхностная, а в других лекциях он говорил: «Ну, вообще, она, конечно, классная. Прочитайте. Но поверхностная».

#00:07:50#

То есть сам он узнал о Шри Чайтанье благодаря книге «Анима-Нимай-чарита», «Господь Гауранга», Шишира Кумара Гхоша. Почему я говорю о Шишире Кумаре Гхоше? Потому что это Шишир Кумар Гхош сказал о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, он издавал периодические издания «Амрита Базар Патрика», [где он] сказал: «Мы слышали о шести Госвами Вриндавана: Рупе, Санатане[3], но Бхактивинод Тхакур по объему своего литературного труда может быть провозглашен седьмым Госвами. Он является гением-литератором».

#00:08:24#

Бхактивинод Тхакур, если мы посмотрим библиографию его трудов, то в ней около сотни изданий. Это человек, у которого было два направления [литературной] деятельности. Первое направление его издательской деятельности было издание классики. Допустим, мы всей миссией с мучением издаем перевод Бхагавад-гиты уже четыре года. Ну, издали, рабочее название: «Маленькая красная книжица». Вот. А, соответственно, Бхактивинод Тхакур издавал одновременно Бхагавад-гиту с комментариями Баладева Видьябхушана, перевод с санскрита на бенгали, Бхагавад-гиту Вишванатха Чакраварти, перевод с санскрита на бенгали, еще с сохранением санскрита, и говорил: «Ребята, вот вам целые две Бхагавад-гиты предлагаем вашей миссии».

#00:09:18#

Он издавал «Шримад-Бхагаватам» с комментариями святых, он опубликовал «Брахма-самхиту». Также он понял, что надо писать свои книги, собственные труды. Его книги являются классикой вайшнавской мысли. Это прежде всего «Джайва-дхарма», книга о вечной религии души. Первый том — для всех практикующих, второй том сокровенный. Это «Чайтанья-шикшамрита», учение Шри Чайтаньи. Это «Таттва-вивека», полемика с различными философскими системами и мировоззрениями. Это замечательная книга «Према-виварта» Джагадананды Пандита. Причем кто-то говорит, что [автор этой книги] — это Джагадананда, кто-то говорит, что сам Бхактивинод.

#00:10:02#

Ну, допустим, в «Према-виварте» Бхактивинод Тхакур говорит, что во многих системах йоги есть промежуточные практики, которые отпадают, которые сначала ты практикуешь, потом не надо. Допустим, типа очищений в медитативной йоге.

#00:10:19#

Но в бхакти-йоге, он говорит в «Према-виварте», что цель является и средством. Что мы практикуем? Мы практикуем поклонение Божествам. А какова наша цель? На самом деле когда-нибудь поклониться Божествам. Увидеть их как Божества, а не как каменные изваяния. Что мы делаем? Мы читаем маха-мантру. А цель какая? Когда-нибудь прочитать маха-мантру, как это описано Рупой Госвами:

#00:10:52#

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе,
карн̣а…[4]

«Когда это святое имя входит в мои уши, мне хочется иметь миллионы ушей. Когда это имя касается языка, мне хочется иметь миллионы языков. Я даже не знаю, сколько нектара вмещает всего два слога: Криш-на». Вот таким образом [мы желаем] повторить Харе Кришна мантру хотя бы один раз.

#00:11:14#

Бхактивинод Тхакур создал «Кришна-самхиту», где он объяснил символические смыслы лил Кришны во Вриндаване. Огромное количество других работ. Библиография, насколько я помню, насчитывает несколько сотен [книг]. Не одна, две книжки, а несколько сотен. Он был плодотворнейшим литератором. При этом, если вы думаете, в обычной жизни он скучал? Нет. Вы думаете, он только одними судами занимался? Нет, в мистическом видении ему явилось, что надо открыть место явления Шри Чайтаньи.

#00:11:52#

И то, каким образом Бхактивинод открывал место явления Шри Чайтаньи, показывает его как подлинного вайшнава, обладающего высочайшим пониманием того, как должен вайшнав относиться к своим откровениям. Бхактивинод Тхакур, я могу ошибаться, но, скорее всего, на тот момент времени жил в Годруме, в Навадвипе. В Годруме он однажды в мистическом откровении увидел сияние, которое исходит с территории Маяпура.

#00:12:27#

Когда он увидел это сияние, он не сказал: «Я видел сияние, там Йогапитх». Он сказал: «Надо посмотреть карты». Он пошел в библиотеки, поднял [из архива] старые карты и увидел, что Ганга сменила свое русло. Почему? Потому что, когда аватары уходят, происходит «склейка» многомерной духовной реальности и нашей плоской трехмерной. Зачастую эту «склейку» затапливает водой, чтобы скрыть это соединение реальности.

#00:12:58#

Например, Дварака — крепость Кришны, индийская Атлантида, уходит под воду. Когда Шри Чайтанья уходит, Ганга меняет свое русло и затапливает Маяпур, скрывает место Его явления, Его деяния, а потом опять меняет русло. И вот Бхактивинод Тхакур обнаружил, что то место, которое считают местом явления Шри Чайтаньи, таковым не является.

#00:13:30#

А место, которое называют Мияпур, или Миднапур, вот это место — это бывший Маяпур, место явления Шри Чайтаньи, где в своем ночном видении Бхактивинод увидел некое сияние, удивительных существ, столб света. Тогда, уже проверив свое мистическое откровение картами, Бхактивинод отправился в это место, в Йогапитх, увидел, что там живет много мусульман, которые огородничают, в том числе сажают картофель.

#00:14:07#

Но именно в том месте, которое должно было быть предполагаемым местом явления Шри Чайтаньи, картофель посажен не был, и все было покрыто растениями туласи. Тогда Бхактивинод Тхакур с хитрым выражением лица невинно поинтересовался у мусульман: «Почему картофель не сажаете?» Мусульмане сказали: «Да пробовали. Две проблемы: первая — он не растет, а второе — те, кто сажают его, начинают болеть. Мы решили, что не будем сажать здесь картошку, неурожайное место».

#00:14:37#

Если бы кто-то был на месте Бхактивинода ([как подтверждение:] заросли туласи, мистическое откровение, карты), то он бы сказал: «Ага, я открыл место явления Шри Чайтаньи». Но Бхактивинод всегда говорил: «Я могу ошибаться». Дурак всегда очень уверен в себе, умный человек всегда говорит: «Я могу ошибаться, я могу быть не прав». И каким образом Бхактивинод Тхакур на высшем уровне проверил, поверил свое откровение? Он пошел к Джаганнатху Дасу Бабаджи, который уже практически не мог ходить. Ему (Джаганнатху Дасу Бабаджи) было за сто лет, слуга носил его в корзине. Когда Джаганнатх Дас Бабаджи был принесен слугой на это место, то он радостно выпрыгнул из корзины и начал танцевать. Хотя до этого он был неходячим инвалидом, но какое-то время танцевал на этом месте.

#00:15:32#

Тогда Бхактивинод Тхакур сказал: «Да, это место явления Шри Чайтаньи. Я вижу, что если святой вайшнав подтвердил это, то это главное подтверждение». Мы видим эту удивительную черту Бхактивинода, [который] очень системно в своих песнях пишет: «Даже если Кришна явится ко мне, я буду считать, что, возможно, это Майя. Я не осмелюсь считать [что передо мной Господь]…» Как говорил Шридхар Махарадж: «Я не осмелюсь считать, что видел Кришну».

#00:15:59#

Но у нас любой глюк, любое видение: «Все, это мой духовный опыт». Подлинные святые, которые имеют реальный духовный опыт, даршан Кришны, думают: «Быть может, это мое воображение». Но у материалистов любая яркая фантазия: «Это мой духовный опыт, мой духовный опыт».

[Закрывается алтарь. Сахадев Прабху прославляет: «Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарвика-Радха-Раман-Сундарджиу ки джай!»]

Таким образом.

#00:16:25#

Бхактивинод Тхакур обнаружил это место, но каким образом открыть [храм], каким образом поддерживать это место? И тогда он стал ходить и просить подаяние, собирать деньги. Причем он заходил не только к тем, кто был его благожелателем, но даже к тем людям, которым он в свое время выписывал штрафы, которым он предписывал определенные наказания как чиновник, как налоговик, даже к ним он приходил.

#00:16:58#

Ну, представляете, стук в дверь, стоит начальник налоговой инспекции Москвы и говорит: «Не пожертвуете несколько сотен рублей на храм Христа Спасителя?» Все теряли дар речи. Бхактивинод даже ходил к недоброжелателям. И все были настолько очарованы его смирением, его искренностью, что не только доброжелатели, но даже люди, которым он выписывал штрафы, которых он сажал [в тюрьму] на какие-то сроки, они, видя его искренность, его «космическое» смирение, давали ему деньги, жертвовали.

#00:17:30#

На эти деньги он организовал первый храм. Причем людей надо было фактически заманивать в Маяпур. Бхактивинод Тхакур организовывал выставку с забавным названием «Птицы святой дхамы». То есть: «Хотите посмотреть на птичек?» — «Да, хотим». — «А вот, кстати, у нас тут еще место явления Шри Чайтаньи».

#00:17:52#

Все начиналось очень скромно, все держалось на энтузиазме Бхактивинода Тхакура. В дальнейшем он перепоручил поддержание храма, поддержание места явления Шри Чайтаньи Сарасвати Тхакуру. Сарасвати Тхакур вначале думал: «Господи, я буду это поддерживать? Как жить вообще?» Но когда он предался Господу, то Господь послал ему людей и средства. Если вначале Йогапитх, место в Маяпуре, было простым зданием, где повар боялся сидеть, чтобы на него никто не напал, где, чтобы заманить людей, нужно было устраивать выставки про птиц святой дамы, то каково положение Маяпура сейчас?

#00:18:41#

Благодаря усилиям Шрилы Сарасвати Тхакура, благодаря этому [служению дхаме], когда лодка приплывает к Маяпуру [в наши дни], когда вы выходите из лодки, [перед вашими глазами] целая улица из храмов. Все эти храмы построены учениками Сарасвати Тхакура либо им самим непосредственно, и они ведут к жемчужине, к центру Маяпура, к Йогапитху, к месту явления Шри Чайтаньи, которое открыл Шрила Бхактивинод Тхакур.

#00:19:14#

Также считается, что один обитатель Голоки может призывать другого обитателя Голоки, и Шрила Бхактивинод Тхакур чувствовал, что и как. Если сравнивать его и Сарасвати Тхакура, то они были как Маркс и Энгельс. Или, скажем, Маркс и Ленин. Маркс создал некое учение, но на практике никто не рвался его воплощать, а Ленин устроил революцию, воплотил это учение на практике. Подобным же образом Бхактивинод Тхакур призвал Сарасвати Тхакура, и Сарасвати Тхакур на практике совершенно революционными методами воплотил в жизнь, распространил учение Бхактивинода Тхакура.

#00:20:00#

Но хотя Бхактивинод Тхакур сам не был его непосредственным распространителем, скорее создателем наследия, у него было множество мистических откровений, и в одном из них он написал, что наступит время, когда русские, немцы, американцы вместе встанут под знамена Шри Чайтаньи и будут идти и воспевать святые имена[5]. Это было написано фактически на стыке XIX и XX веков, когда Индия являлась колонией Британии, когда британцы высокомерно смотрели на все индийское. Идея о том, что русские, которые проповедуют коммунизм и атеизм, захотят проповедовать и воспевать имена Шри Чайтаньи, была революционной.

#00:20:45#

Шридхар Махарадж рассказывал: «Мы, конечно, знали об этом предсказании Бхактивинода, но мы знали также об относительности времени в сознании святого. Мы понимали, что, возможно, что когда Бхактивинод говорит: „Скоро наступит то время“, то это может быть другая юга. По меркам Брахмы это же очень скоро». Не пройдет и пары тысяч лет, и русские [начнут воспевать и проповедовать святое имя Господа]. Но Шридхар Махарадж говорит: «Мы столь удачливы, что благодаря проповеди Сарасвати Тхакура, Бхактиведанты Свами мы увидели, как прямо у нас на глазах это пророчество сбылось». Более того, потом все они [люди с Запада] приехали к Шридхару Махараджу.

#00:21:25#

И он говорил: «Да, я не думал, что я поучаствую». Все читали Бхактивинода Тхакура, роняли слезу, и Шридхар Махарадж и не предполагал, что ему потом в 90 лет придется читать по три часа лекции каждый день, в том числе о биографии Бхактивинода Тхакура. Но пути Господа удивительны, мистичны. Когда речь заходит о чистых преданных, сам Господь заботится о том, чтобы их проекты удавались, чтобы у них были силы, средства.

#00:21:57#

Поэтому Господь, когда Он видит, что кто-то вручил Ему сердце, Он служит Своим преданным, Он никогда не будет служить материалистам. Господь [говорит]:

#00:22:11#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно…[6]

Он говорит: «В Моем сердце — Мои чистые преданные. Мои преданные в Моем сердце, Я в их сердцах». Таким образом.

#00:22:20#

Если мы говорим об идеях Шрилы Бхактивинода Тхакура, то кто-то может сказать: «Ну, наверное, идеи Бхактивинода Тхакура, который писал, создавал свои книги в XIX веке, уже давно реализованы. Наверное, мы все поняли. Наверное, сейчас уже следующий этап развития вайшнавизма». Ответ: «Ничего подобного». На самом деле ряд идей Бхактивинода Тхакура, которые он выдвинул, до сих пор «перевариваются» и не вполне восприняты вайшнавским сообществом.

#00:22:58#

Например, одна из его богословских идей была о том, что существует определенная общее представление [о том], что души являются частицами Брахмана, а Брахман является сиянием тела Говинды. Таким образом. И Бхактивинод Тхакур сказал, что в действительности души исходят от Кришны. Те души, которые происходят из Кришны, — это все обитатели Голоки. И те души, которые из Санкаршаны, — обитатели Голоки.

#00:23:36#

Но существует особое существо, которое называется Маха-Вишну, великий Вишну. И цель этого Вишну [такова]: Он выдыхает из Своих пор все материальные вселенные. То, что мы называем Большим взрывом, это выдох Вишну с точки зрения Вед. Бхактивинод сказал, что на самом деле души — это не сияние тела Кришны, Говинды или даже Нараяны. Наши души — это [частицы] сияния Маха-Вишну. Эту идею он выдвинул в своей книге, которая называется «Джайва-дхарма».

#00:24:11#

До сих пор разные переводчики, в зависимости от того, насколько они готовы это воспринять, мучаются, как же это перевести так, чтобы души происходили из духовного мира. В конечном итоге победила не эта прогрессивная идея Бхактивинода, которую принимали Сарасвати Тхакур, Шридхар Махарадж, а более христианская. Типа [происхождения] Адама и Евы. Когда-то мы были в раю, потом скушали яблоко и пали [в мир смерти]. Идея о том, что все мы были с Кришной, а потом вдруг пали с Голоки.

#00:24:43#

Но идея Шридхара Махараджа, идея Бхактивинода, которая [содержится] в «Джайва-дхарме», та, что душа происходит не из Голоки Вриндавана, она никогда не была в духовном мире, она является татастха-шакти, пограничной энергией, сиянием Маха-Вишну, не сиянием Кришны.

#00:25:02#

Та идея, что душа происходит из Кришны, — это общее описание, и Бхактивинод его конкретизирует. До сих пор эта идея частью вайшнавского сообщества принимается, частью не принимается. [Существуют] дебаты, когда не хочется работать, надо поспорить о происхождении души. Мне часто этот вопрос задавали в Лахте за обедом. Видимо, обед вообще располагает к обсуждению этой темы: «Давайте еще поговорим о происхождении [души]…» Представляете, обед приносят. Происхождение души — вот что интересует людей в храме за обедом.

#00:25:36#

Эта идея до сих пор [обсуждается]. Другая идея совершено гениальная. [Источник ее —] это «Кришна-самхита» Бхактивинода Тхакура, где он очень мистическим образом выдвигает глубочайшую богословскую идею, которая, на мой взгляд, является перспективной для всего мирового богословия, для всех религий. До сих пор эта идея особо не замечена, она где-то там «валяется», она не обнаружена. Каким образом Бхактивинод Тхакур пишет свою «Кришна-самхиту»?

#00:26:12#

К книге есть вступление, и во вступлении Бхактивинод Тхакур ставит вопрос. Он говорит о том, что существует взгляд историков на развитие ведической литературы, и он очень прост и понятен. Естественно, они говорят, что ведическая литература создавалась поэтапно, что наиболее древними являются Риг-, Яджур-, Атхарва-, Сама-веды, гимны, обращенные к богам. Позже возникает идея, что за всеми этими богами есть единое поле сознания — Брахман. [Так] возникают Упанишады. Позже возникает идея о том, что за этим сиянием Брахмана есть некая личность [Всевышнего]. Это уже Пураны. Главной из Пуран является «Шримад-Бхагаватам». Итихасы, такие как «Рамаяна» и «Махабхарата». Ну и под конец мы уже приходим к Богу как к личности.

#00:27:06#

А каков взгляд ведических мудрецов? Что это все записывает одним разом Вьясадева. И, более того, Вьясадева до сих пор жив, с ним все хорошо, никуда не делся. Таким образом. Соответственно, Бхактивинод Тхакур говорит: каким образом привести [эти разные точки зрения к гармонии]? Допустим, археологи, историки говорят, что мы не можем археологически [доказать], выкопать полные доказательства того, что все происходило. Как можно говорить об историчности таких вещей, когда [в ведических источниках утверждается, что] на поле битвы Курукшетра помещаются все воины Земли?

#00:27:47#

Ладно, бог с ним с Курукшетрой, а как быть с тем, что под холмом Говардхан помещаются все обитатели Вриндавана? И здесь историческое трехмерное пространство никуда не годится. Поэтому Бхактивинод говорит, что взгляд историков и взгляд богословов — это два разных взгляда. Противоречие между ними может смутить или даже уничтожить веру начинающего практикующего.

#00:28:16#

Но на самом деле ответ есть. И так как в дальнейшем все вайшнавское сообщество сочло всех вайшнавов абсолютно начинающими, то эта тема особо никогда не обсуждается, хотя Бхактивиноду она была интересна. И вот Бхактивинод Тхакур в начале «Кришна-самхиты» «забрасывает удочку», ставит вопрос, а потом ничего на него не отвечает. И ты такой: «А, а». А он переходит совсем к другой теме, он начинает говорить о символическом смысле, о философии кришна-лилы, о деяниях Кришны и об аллегорических смыслах [роли участников игр Господа]. Допустим, Путана, демоница, которая в роли прекрасной кормилицы пытается отравить Кришну, является ложным гуру. А демоны в образе ослов — это материалисты. А Триниварта [в образе шторма] — это материалистичные философы. И так далее, и так далее. Он говорит о кришна-лиле. Казалось бы, это никак не связано со вступлением, с постановкой вопроса.

#00:29:15#

Говоря о кришна-лиле, Бхактивинод Тхакур пишет гениальную мистическую шлоку на санскрите, которая помещает кришна-лилу в совершенно особую категорию реальности. Как звучит эта шлока? В «Кришна-самхите» Бхактивинод Тхакур пишет:

#00:29:29#

ш́рӣ кр̣ш̣н̣а-чаритам̇ са̄кш̣а̄т сама̄дхи-дарш́итам̇ кила
на татра калпана̄ митхйа̄ нетиха̄со джад̣а̄ш́ритах̣[7]

Что пишет Бхактивинод Тхакур? Он говорит, что кр̣ш̣н̣а-чаритам̇ са̄кш̣а̄т: удивительные деяния Кришны, [описания] которых [приведены] на страницах священных писаний, —что это такое? Сама̄дхи-дарш́итам̇ кила: это то, что увидели святые в своих откровениях. Это никакая не история. Как Кришнадас Кавирадж записывает «Чайтанья-чаритамриту»? Он говорит: «Я стар, мои руки дрожат, я ничего не вижу, но руки сами пишут». Вот так являются священные писания. Моисею прилетают скрижали. Не так, что черновичок, заготовочка, редактор, наброски сюжета, ничего подобного.

#00:30:16#

Сама̄дхи-дарш́итам̇ кила: это то, что видят святые в своих откровениях, и поэтому: на татра калпана̄ митхйа̄, поэтому это нельзя считать выдуманным. Почему это нельзя считать выдуманным? Писатели имеют больше связи с измерением воображения, ума, а ум также материален. Ум, разум они материальны. Бхагавад-гита говорит:

#00:30:42#

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄[8]

Существует восемь материальных элементов, такие как [земля,] воздух, вода, огонь, эфир и три тонких: ум, разум и ложное эго. И все они являются пракрита, все они являются материальными. Наше воображение материально. Если кто-то говорит, что наше воображение безгранично, свободно, [ничем] не обусловлено, ну, нафантазируйте хороший сценарий, напишите книгу, которую будут читать тысячи людей. Оказывается, что наше воображение материальное, очень слабенькое. Мы даже не можем дотянуть не то, что до уровня Германа Гесса и Дарьи Донцовой, которые являются для нас недостижимым идеалом в плане тиражей. Вот и вся безграничная сила писательского воображения.

#00:31:29#

Бхактивинод говорит: «Нет, нет, откровения святых, которые свободны от всех материальных влечений, которые живут не в мире вожделения, а в мире кришна-премы, ни в коем случае эти откровения нельзя считать на калпана̄, нельзя считать выдумкой, игрой воображения, подобной писательской игре. Но, — говорит он, — нетиха̄со джад̣а̄ш́ритах̣: но также неправильно считать эти описания священных писаний историческими».

#00:31:59#

И вот здесь как раз начинается буря в стакане, потому что в современном вайшнавском богословии [существует] один из основных пафосов. Для чего создавался Институт Бхактиведанты и так далее? Одна из установок, которая была взята на вооружение с определенной подачи Бхактиведанты Свами Прабхупады, что все это является 100% историческими событиями, это научно, это исторично, археологи и ученые должны доказать, что все это было, вот такой Кришна ходил, вот отпечаток стопы Кришны, вот фрагмент Двараки, вот фрагмент оружия, которым бились воины «Махабхараты». А если что-то не совпадает у историков с данными «Махабхараты», с данными «Шримад-Бхагаватам», тогда ученые-материалисты врут.

#00:32:46#

Но что делать с тем, когда не совпадают [описания] «Чайтанья-Бхагаваты» и «Чайтанья-чаритамриты»? Что делать с тем, когда не совпадают [описания] «Махабхараты» с «Шримад-Бхагаватам»? Кто же из них прав? Тогда мы должны уйти от концепции одномерной реальности. Существует прекрасная статья Шрилы Сарасвати Тхакура, которая полностью поддерживает именно точку зрения Бхактивинода, а не точку зрения воинствующего историзма, который до сих пор так популярен, в том числе в вайшнавских кругах, что все это было: «Вот ракушка с древним изображением Шивы из Мохенджо-Даро[9]…» Ну, я сам такие лекции читал. Много причем. Приходится. Но если мы говорим о глубокой идее, то в «топку» ракушку. О чем идет речь?

#00:33:36#

Шрила Сарасвати Тхакур пишет. Эта статья — это фрагмент лекции, которую он читал на Вьяса-пуджу, он говорит: «Когда Господь нисходит сюда, то многомерная реальность, реальность многих измерений, нисходит в нашу трехмерную реальность». И в Бхагавад-гите сказано, Кришна говорит:

#00:33:56#

джанма карма ча ме дивйам…[10]

«Мои деяния божественны, не находятся в зоне действия материальной энергии».

#00:34:02#

Поэтому, когда духовная реальность вместе с аватарами нисходит в этот мир, то скорее мы говорим о концепции божественного гипноза, о концепции того, что разные святые могут по-разному описывать одну и ту же лилу, и все они разные, потому что многомерная духовная реальность ближе к реальности литературной, к реальности мистической. Например, в ней пространство и время являются подчиненными категориями, а не властвующими, как в реальности исторической.

#00:34:33#

Например, у Говинды Махараджа есть такие воспоминания, он говорил: «Мне с детства рассказывали, как Шримати Радхарани и гопи ходят из одной части Вриндавана в другую [на Кусум-саровар] собирать цветы. Я поражался, как они это делают, ведь там огромные расстояния. Хрупкие девушки, как они их проходят?» Потом Шрила Шридхар Махарадж объяснил, что в духовной реальности время и пространство, наоборот, подстраиваются под желания обитателей духовного мира, и расстояния могут сокращаться.

#00:35:06#

И наоборот, во время танца раса или санкиртаны Махапрабху одна ночь может равняться многим сотням лет. Таким образом. В этой духовной реальности, которая нисходит в трехмерную реальность, все воины мира могут уместиться на поле битвы Курукшетра, все обитатели Вриндавана поместиться под холмом Говардхан. Почему? Потому что это не является нашей трехмерной реальностью, это является реальностью многомерной и неисторичной.

#00:35:36#

Эту идею фактически высказывает Бхактивинод Тхакур и поддерживает Сарасвати Тхакур в своей статье. Но так как людям нужен историзм, фотографии ракушек, скелеты человека на фоне скелета динозавра, то тема не прижилась. Но мы понимаем, насколько перспективной является эта идея для богословия в принципе. Когда мы мирим историков и богословов, говоря: «Ребята, наши писания, они…» Как Кастанеда говорил, что у магов есть своя отдельная реальность, в которой они живут, которую они используют, и которая отличается от одномерной реальности смертных.

#00:36:12#

Подобным же образом, проецируя эту идею, мы говорим, что священные писания не должны быть историчными. Мы видим, что Рупа и Санатана, которые являются близкими друзьями, которые пишут совместно книги во Вриндаване, по-разному объясняют кришна-лилу.

#00:36:31#

Когда Шридхар Махарадж спросил Сарасвати Тхакура: «Так как же тогда они договорились?», Сарасвати Тхакур сказал: «Это адхокшаджа, это непостижимо». Таков глубокий взгляд, что деяния аватаров, все, что мы видим на страницах священных писаний, — это особая реальность, которая является невыдуманной, но неисторической, является трансцендентной.

#00:36:53#

А что же тогда выкапывают археологи, изучают историки? Это некие трехмерные муляжи, это некая тень этой реальности. В нашем имманентном, не в трансцендентном мире, все может быть по-другому, и взгляд историков не обязательно надо противопоставлять взгляду богословов. Мы говорим, что с точки зрения мистической, трансцендентной, Вьясадева, который до сих пор жив, создает ведические писания. Но, с точки зрения относительной, бренной, различные мудрецы проявляют их на протяжении столетий в нашем мире, и Бхактивинод Тхакур предлагает: «Давайте не будем противопоставлять эти точки зрения друг другу».

#00:37:33#

Но в современном вайшнавском богословии прижилась совсем другая, более «пэтэушная» версия, которая говорит, что ученые все врут, они все врут. Но Бхактивинод Тхакур предложил [иное объяснение]. Что мы можем сказать? Что до сих пор фундаментальные идеи Бхактивинода о природе, которые поддерживал Сарасвати Тхакур, о происхождении души из татастха-шакти, а не о падении души из духовного мира, о внеисторизме кришна-лилы, до сих пор еле-еле принимаются только очень прогрессивной частью вайшнавского сообщества и до сих пор они не оценены по достоинству.

#00:38:12#

Бхактивинод Тхакур был гением, который, как подлинный гений, дал идеи, которые не только оплодотворили и способствовали развитию вайшнавского движения XIX–XX веков, но которые могут стать интереснейшими, плодотворнейшими идеями для вайшнавизма века XX и века XXI.

#00:38:34#

Точно так же, говоря о духовной практике, Бхактивинод Тхакур всегда пытался создать так называемый несектантский вариант. Он говорил: «Вайшнавизм может практиковаться семьями, не обязательно всем становиться монахами». Но проблема в чем оказалась? Когда люди начинают заниматься семьями, им уже не до Кришны. Вот. Но возможно, когда-нибудь появятся семьи, люди, которые, несмотря на семейную жизнь, смогут быть также активными проповедниками, активными духовными деятелями, а не просто [будут] выживать, работая на трех работах, падать замертво, заворачиваясь в одеяло. Ну, все как мы любим, да?

#00:39:18#

Даже эта социальная идея вайшнавизма Бхактивинода до сих пор является неоцененной. Мы видим, что это был духовный гений, [который] пришел с Голоки и дал настолько глубокие духовные идеи, что до сих пор многие из них, начиная от богословия и заканчивая практиками, [люди] не способны реализовать. Настолько гениальной и глубокой была эта личность, перед которой трепетал Шрила Сарасвати Тхакур, который сам был гипер-проповедником, которой посвятил множество поэм Шрила Шридхар Махарадж

#00:39:53#

Это настолько выдающаяся фигура, настолько культурная, интеллигентная, что, конечно, за сорок минут на Кисельном [мы] не сможем описать даже часть его славы. Поэтому рекомендую всем, у кого есть силы, «батарейки», посмотреть обязательно прекрасные лекции Говинды Махараджа, Шридхара Махараджа, которые публикуются на сайте harekrishna.ru.

Джай Шрила Бхактивинод Тхакур ки джай!

#00:40:23#

Преданная: А можно маленький вопрос?

Сахадев Прабху: Конечно!

Преданная: Я не расслышала. А как Бхактивинод познакомился с учением [бхакти-йоги], с вайшнавизмом?

Сахадев Прабху: Это еще на час.

Преданная: Можно сократить: сначала он ходил в школу, потом на работу, а потом уже начал.

#00:40:37#

Сахадев Прабху: Ну, это к Махавиру Махараджу, он же специалист по биографии. Но если Бхактивинод Тхакур родился в Бенгалии [в первой половине XIX века], то какую религию можно считать наиболее прогрессивной? Ответ очевиден: ну, конечно, христианство. В Москве самое прогрессивное — это гаудия-вайшнавизм, а в эпицентре [распространения] учения Шри Чайтаньи какая религия окажется [наиболее прогрессивной]? В своем отечестве никогда нет пророка, поэтому Шри Чайтанья сказал: «Я склонил Своей проповедью царя Пратапарудру, я привлек всю Ориссу, главный храм Джаганнатха — Мой, но бенгальцы мне не доверяют. Поэтому, Нитьянанда, Ты должен спасти Бенгалию. Я сделать это не в силах».

#00:41:15#

Они [бенгальцы] говорят: «Ну, мы про Тебя [Нимай Пандит, Шри Чайтанья] все знаем: Ты выдающийся ученый. Причем здесь Харе Кришна?» И так далее. Поэтому какой религией Бхактивинод сначала заинтересовался? Конечно, сначала он был знаком с Даффом (?), главой Шотландского католического колледжа, он очень интересовался христианством, сопоставлял христианство [с вайшнавизмом], говорил даже…

#00:41:36#

Допустим, одна из его идей, что в христианстве есть идея мадхура-расы, концепция мадхура-расы, которая тоже с трудом принимается многими вайшнавскими проповедниками. Идеи Бхактивинода были настолько революционными, прогрессивными, что до сих пор многие вайшнавские проповедники говорят: «Э, а, как мадхура-раса? Это же ватсалья, Он [Господь] же Отец», и так далее.

#00:42:00#

Бхактивинод Тхакур написал речь по «Бхагаватам», в которой сказал (до сих пор множество баталий), что описания адов, возможно, аллегоричны. И такой идет гул постоянно: «Насколько аллегоричны? Совсем аллегоричны? Не полностью аллегоричны? Так что, теперь их нет?» Они есть. На самом деле ады есть, но, возможно, это не совсем так со сковородками, как мы себе представляем. Поэтому все [его] идеи [революционны].

#00:42:27#

На самом деле почему? Бхактивинода же особенно не издают, постоянно изучают, как-то правильно пытаются перевести санскрит. Почему? Потому что не «влезает» он [в удобный формат]. Нам же нужны такие, чтобы было все чинно, благородно, мы были [самые] главные, умные: «Нет мадхура-расы в христианстве». Бхактивинод был слишком революционен в своих идеях.

#00:42:50#

Он был вежливым, скромным, а [его] идеи такие, что до сих пор их побаиваются вайшнавские богословы. Вот. Ну и так положено. Интеллигентный человек, а идеи такие, что… «О, вы же интеллигентный человек. Как вы можете так?» Таким образом.

#00:43:05#

Потом было движение Брахма-самадж, и в Бенгалии было целое движение, которое основывалось на идее духовного возрождения. Такой прото-нью-эйдж, где все хорошие: Вишну и Шива, и христианство, все есть истина. Учение очень сладостное. Весь нью-эйдж современный: Рамакришна, Вивекананда, они в принципе «сперли» [все] у Шанкары. Шанкара сказал: «Делай что угодно, ты прав». У Шанкары просто задача была объединить «гремучую смесь» [духовных воззрений того времени]. С левой стороны — аскеты, с правой — вайшнавы, там шиваиты, там Ганешу хотят. Он говорил: «Прекрасно, братья, делайте [что хотите], вы не ошибетесь».

#00:43:50#

Такие идеи всегда популярны в обществе. Но потом, когда Бхактивинод Тхакур попадает в Ориссу, Бенгалию, он [принимает вайшнавизм]… Вообще всех культурных людей очень напрягает Кришна. Шридхара Махараджа напрягал Кришна. Бхактивинод Тхакур вспоминал: «Я был очарован личностью Шри Чайтаньи». Почти как Шридхар Махарадж говорил: «Я был очарован личностью Чайтаньи, но я не понял только, почему у Него верховное Божество — это Кришна. Все было хорошо с Шри Чайтаньей. Я первый раз прочитал „Чайтанья-чаритамриту“, второй раз, а на третий раз я был очарован уже и Чайтаньей, и Кришной».

Транскрипцию выполнил: СРД
Редактор: Традиш Дас




1  Паундрака Васудева — царь Пундры, чье имя упоминается в «Шримад-Бхагаватам». Говорится, что он был союзником Джарасандхи, царя Магадхи, и Шакуни, царя Гандхары. Враг Господа Кришны. Паундрака Васудева подражал Кришне, считая себя Васудевой, личностью Бога. Позже был убит Кришной в бою.

2  Шишир Кумар Гхош (1840–1911) — известный бенгальский журналист, борец за свободу Бенгалии. В 1868 году основал «Амрита Базар Патрику», газету на бенгальском языке. В 1875 году основал Индийскую лигу с целью пробудить в людях чувство национализма. Был последователем гаудия-вайшнавизма, писал о Шри Чайтанье Махапрабху.

3  Остальные четверо — это Рагхунатх Дас Госвами, Рагхунатх Бхатта Госвами, Гопал Бхатта Госвами и Джива Госвами.

4  Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда святое имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание святого имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость святого имени. Затем святое имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар святого имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в святом имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа).

Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

5  «Господь Чайтанья низошел не для того, чтобы спасти избранных людей в Индии. Нет. Его главной целью было спасение всех живых существ во всех странах мира и проповедь вечной религии, санатана-дхармы. В „Чайтанья-Бхагавате“ приводятся такие слова Господа: „В каждом городе, стране и селении будут петь Мое имя“. Не приходится сомневаться в том, что настало время исполнения этого пророчества. Совсем скоро не имеющий равных путь харинам-санкиртаны будет провозглашен по всему миру… О день, когда счастливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, подняв знамена и взяв мриданги и караталы, начнут киртан на улицах своих городов! Когда же наступит этот день? О день, когда светлокожие люди из дальних стран, присоединившись к бенгальским преданным, запоют: „Джай Шачинандана, джай Шачинандана ки джай!“» («Саджджана-тошани», 1885, стр. 4,5).

Под словами Господа слова Господа: «В каждом городе, стране и селении будут петь Мое имя» имеется в виду стих из «Чайтанья-Бхагаваты» (Антья-кханда, 4.126): пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма.

Также он приводится в комментариях Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двум стихам «Чайтанья-чаритамриты» (Ади-лила, 17.203 и Мадхья-лила, 25.264). Иногда цитируемый стих упоминают в связи со стихом 41 главы 9 Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

6  Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

7  «Деяния Кришны (ш́рӣ кр̣ш̣н̣а-чаритам̇), представленные на страницах священных писаний, не являются ни выдуманными (на калпана̄), ни историческими (нетиха̄со). Они несопоставимы с деяниями людей, пребывающих в ограниченном мире майи (джад̣а̄ш́ритах̣). Описания различных деяний Кришны на страницах писаний — это откровения святых, которые созерцают в мистическом трансе духовную реальность (сама̄дхи-дарш́итам̇)» («Шри Кришна-самхита», 3.16).

8  «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это составляющие Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4).

9  Мохенджо-Даро (буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд, в 28 км южнее современного города Ларкана.

10  Джанма карма ча ме дивйам, эвам̇ йо ветти таттватах̣ / тйактва̄ дехам̇ пунар джанма, наити ма̄м эти со ’рджуна — «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна» (Бхагавад-гита, 4.9).




←  День явления Шрилы Бхактивинода Тхакура. Общение преданных в зуме. 27 сентября 2023 года ·• Архив новостей •· “Life and Heritage of Srila Bhaktivinod Thakur.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 12 September 1981. Navadwip Dham, India  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.7 МБ)

Russian

Сахадев Прабху

Явление Бхактивинода Тхакура

(4 сентября 2017 года. Москва, Кисельный)

 

Сахадев Прабху: Те люди, которые именуются сараграхи, живут сутью. Внешне они могут быть воинами или политиками, но внутренне они пребывают в [духовном] измерении, они могут быть гопи, которые совершают сокровенное служение во Вриндаване. Таким образом описал это сам Бхактивинод, и сам он был человеком такой категории.

#00:00:30#

Мы видим, что социальная активность Бхактивинода была совершенно невероятной. Во-первых, он был судьей, он был крупным государственным чиновником, он сотрудничал непосредственно с английской администрацией, которая попросила его предотвратить хищения и злоупотребления в храме Джаганнатха.

#00:00:56#

Еще одно из направлений деятельности Бхактивинода Тхакура была ловля «аватаров». Потому что в Индии, если ты приличный гуру, у тебя больше сотни учеников, то сто первый ученик уже обязан сказать, что на самом деле наш гуру — это «аватар». Можно колебаться, «аватар» это Рамы или Кришны, но если ты приличный индийский гуру с более чем сотней учеников, то не быть «аватаром» — это, сами понимаете, неприлично. Я помню, когда мы со Шрилой Авадхутом Махараджем путешествовали [в Индии, в 2013 году] во время Кумбха-мелы [в Аллахабаде], практически после [встречи] каждого второго гуру подходили [их] ученики и на ухо шептали: «Ну вы же понимаете, что это „аватар“».

#00:01:44#

В Гаудия Матхе была такая шутка. Рассказывали историю, когда Кришна отсек голову поддельному [Васудеве], Паундраке Васудеве, который изображал из себя Кришну, аватара, и потребовал у Кришны отказаться от Своей чакры. Кришна сказал: «Лови чакру», и отсек ему голову. Паундрака Васудева, который имитировал Кришну, получил освобождение на Вайкунтхе, потому что его оскорбление было снято, собственно, а стремление осталось и стало очищенным. То есть с ним все было очень хорошо[1].

#00:02:14#

И в Гаудия Матхе, когда [окружающие] говорили: «Вот этот гуру — „аватар“, вот этот гуру — „аватар“, шутили так: «Тогда пусть все эти „аватары“ сразятся друг с другом, как это было во время битвы Кришны и Паундраки Васудевы, а потом мы уже будем работать и беседовать с победителем, который самым главным оказался из всех». Это была такая шутка. Почему? Потому что Индия полна «аватаров». Там всегда по разным частям бродят несколько сатья саи бабов — не только тот, который кудрявый, а другие, несколько шив, то есть все в порядке.

#00:02:50#

Некоторые из них злоупотребляли настолько, что один из них, которого звали Бишикешен (он обладал определенной мистической силой), говорил: «Я — Кришна», проповедовал молодым девушкам и потом, собственно, создавал себе гарем, вымогал деньги. В результате Бхактивинод Тхакур отправил Бишикешена под арест, усомнившись в его положении верховной личности Бога.

#00:03:17#

А тот был мистиком, который хранил свою мистическую силу в волосах. И Бишикешен стал медитировать, совершать аскезы, и [тогда] заболела семья Бхактивинода, у него самого поднялась температура, ему самому стало плохо. Тогда он стал молиться Господу и увидел в своем откровении, что сила Бишикешена содержится в волосах.

#00:03:41#

Поэтому, пока тот спал, Бхактивинод, несмотря на свое плохое самочувствие, прокрался в камеру, состриг его волосы, и проблемы прекратились. Таким образом происходила история.

#00:03:51#

Преданная: Что, прям серьезно?

Сахадев Прабху: Ну как, надо, чтобы фотки здесь [были предоставлены]? Я прикалываюсь? Шутка? Нет, на самом деле это серьезная лекция, у нас же Махавир Махарадж присутствует, у нас же все официально, съемка на камеры, даже «петлю» [микрофон] повесили. Все, что записываем… Как это? Во всем, что записывается на камеру, лжи быть не может, вы же знаете. [Только] правда. Все, что мы говорим — это правда. Больше правды. Таким образом.

#00:04:27#

Как работал Бхактивинод Тхакур? У него было восемь детей, причем все они носили имена: Лалит Прасад, Бимал Прасад так далее, все были каким-то прасадом Господа. Семья была настолько уникальной, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур возглавлял направление, которое развивало чистый вайшнавизм, а его брат, Лалит Прасад, был лидером сахаджиев.

#00:05:05#

Причем у всех них периодически были какие-то «отжиги» [все они высказывали что-то неожиданное]. Например, у Лалита Прасада была идеальная формулировка для всех обусловленных лекторов, он говорил: «Я готов общаться только с молодыми, красивыми посетителями моих лекций». У него райдер был такой: «Если кто-то хочет поговорить со мной о Божественном, если они молодые, красивые, я с удовольствием расскажу им о Господе. А если нет, то пусть лесом идут».

#00:05:38#

Сарасвати Тхакур написал такую статью: «Баба Радха» (как-то так называется) [в которой утверждается], что через Бхактивинода Тхакура действовала сама Радхарани, [он] Гуру, который в высшей степени является проявлением Шримати Радхарани. А Лалит Прасад воспринимал Бхактивинода как своего отца, как главу клана.

#00:06:01#

Бхактивинод в общем-то был очень смиренным, он ни с кем не спорил. У него было пять сыновей, три дочери. Нормальная конструктивная индийская семья. Он активно занимался государственной службой. Каким образом строился его день? Где-то в девять-десять утра он шел на работу, потом приходил с работы, занимался семьей какое-то время — до десяти, до одиннадцати вечера, может быть до девяти, потом семья засыпала. Бхактивинод, возможно, тоже спал днем или вечером несколько часов, потом просыпался, и какое-то время ночью и утром читал маха-мантру, а какое-то время писал книги. Соответственно, спал он буквально три часа, днем занимался государственной службой, а ночью либо читал святые имена, либо писал книги.

#00:07:00#

Мы знаем, что… каким образом Шрила Шридхар Махарадж заинтересовался учением Шри Чайтаньи? Это была книга «Анима-Нимай-чарита» Шишира Кумара Гхоша[2], которая была очень сладостной по своей сути, очень романтичной. Шридхар Махарадж, собственно, через нее привлекся личностью Шри Чайтаньи.

#00:07:19#

Но философски Шишир Кумар Гхош писал ее, чуть ли не вспоминая об ушедшей супруге или с какой-то такой ерундой, поэтому Сарасвати Тхакур очень ругал эту книгу и говорил: «Эта книга сладостна по форме, но по философской глубине нулевая. Это совершенно не „Чайтанья-чаритамрита“». Шридхар Махарадж говорил, насколько эта книга поверхностная, а в других лекциях он говорил: «Ну, вообще, она, конечно, классная. Прочитайте. Но поверхностная».

#00:07:50#

То есть сам он узнал о Шри Чайтанье благодаря книге «Анима-Нимай-чарита», «Господь Гауранга», Шишира Кумара Гхоша. Почему я говорю о Шишире Кумаре Гхоше? Потому что это Шишир Кумар Гхош сказал о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, он издавал периодические издания «Амрита Базар Патрика», [где он] сказал: «Мы слышали о шести Госвами Вриндавана: Рупе, Санатане[3], но Бхактивинод Тхакур по объему своего литературного труда может быть провозглашен седьмым Госвами. Он является гением-литератором».

#00:08:24#

Бхактивинод Тхакур, если мы посмотрим библиографию его трудов, то в ней около сотни изданий. Это человек, у которого было два направления [литературной] деятельности. Первое направление его издательской деятельности было издание классики. Допустим, мы всей миссией с мучением издаем перевод Бхагавад-гиты уже четыре года. Ну, издали, рабочее название: «Маленькая красная книжица». Вот. А, соответственно, Бхактивинод Тхакур издавал одновременно Бхагавад-гиту с комментариями Баладева Видьябхушана, перевод с санскрита на бенгали, Бхагавад-гиту Вишванатха Чакраварти, перевод с санскрита на бенгали, еще с сохранением санскрита, и говорил: «Ребята, вот вам целые две Бхагавад-гиты предлагаем вашей миссии».

#00:09:18#

Он издавал «Шримад-Бхагаватам» с комментариями святых, он опубликовал «Брахма-самхиту». Также он понял, что надо писать свои книги, собственные труды. Его книги являются классикой вайшнавской мысли. Это прежде всего «Джайва-дхарма», книга о вечной религии души. Первый том — для всех практикующих, второй том сокровенный. Это «Чайтанья-шикшамрита», учение Шри Чайтаньи. Это «Таттва-вивека», полемика с различными философскими системами и мировоззрениями. Это замечательная книга «Према-виварта» Джагадананды Пандита. Причем кто-то говорит, что [автор этой книги] — это Джагадананда, кто-то говорит, что сам Бхактивинод.

#00:10:02#

Ну, допустим, в «Према-виварте» Бхактивинод Тхакур говорит, что во многих системах йоги есть промежуточные практики, которые отпадают, которые сначала ты практикуешь, потом не надо. Допустим, типа очищений в медитативной йоге.

#00:10:19#

Но в бхакти-йоге, он говорит в «Према-виварте», что цель является и средством. Что мы практикуем? Мы практикуем поклонение Божествам. А какова наша цель? На самом деле когда-нибудь поклониться Божествам. Увидеть их как Божества, а не как каменные изваяния. Что мы делаем? Мы читаем маха-мантру. А цель какая? Когда-нибудь прочитать маха-мантру, как это описано Рупой Госвами:

#00:10:52#

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе,
карн̣а…[4]

«Когда это святое имя входит в мои уши, мне хочется иметь миллионы ушей. Когда это имя касается языка, мне хочется иметь миллионы языков. Я даже не знаю, сколько нектара вмещает всего два слога: Криш-на». Вот таким образом [мы желаем] повторить Харе Кришна мантру хотя бы один раз.

#00:11:14#

Бхактивинод Тхакур создал «Кришна-самхиту», где он объяснил символические смыслы лил Кришны во Вриндаване. Огромное количество других работ. Библиография, насколько я помню, насчитывает несколько сотен [книг]. Не одна, две книжки, а несколько сотен. Он был плодотворнейшим литератором. При этом, если вы думаете, в обычной жизни он скучал? Нет. Вы думаете, он только одними судами занимался? Нет, в мистическом видении ему явилось, что надо открыть место явления Шри Чайтаньи.

#00:11:52#

И то, каким образом Бхактивинод открывал место явления Шри Чайтаньи, показывает его как подлинного вайшнава, обладающего высочайшим пониманием того, как должен вайшнав относиться к своим откровениям. Бхактивинод Тхакур, я могу ошибаться, но, скорее всего, на тот момент времени жил в Годруме, в Навадвипе. В Годруме он однажды в мистическом откровении увидел сияние, которое исходит с территории Маяпура.

#00:12:27#

Когда он увидел это сияние, он не сказал: «Я видел сияние, там Йогапитх». Он сказал: «Надо посмотреть карты». Он пошел в библиотеки, поднял [из архива] старые карты и увидел, что Ганга сменила свое русло. Почему? Потому что, когда аватары уходят, происходит «склейка» многомерной духовной реальности и нашей плоской трехмерной. Зачастую эту «склейку» затапливает водой, чтобы скрыть это соединение реальности.

#00:12:58#

Например, Дварака — крепость Кришны, индийская Атлантида, уходит под воду. Когда Шри Чайтанья уходит, Ганга меняет свое русло и затапливает Маяпур, скрывает место Его явления, Его деяния, а потом опять меняет русло. И вот Бхактивинод Тхакур обнаружил, что то место, которое считают местом явления Шри Чайтаньи, таковым не является.

#00:13:30#

А место, которое называют Мияпур, или Миднапур, вот это место — это бывший Маяпур, место явления Шри Чайтаньи, где в своем ночном видении Бхактивинод увидел некое сияние, удивительных существ, столб света. Тогда, уже проверив свое мистическое откровение картами, Бхактивинод отправился в это место, в Йогапитх, увидел, что там живет много мусульман, которые огородничают, в том числе сажают картофель.

#00:14:07#

Но именно в том месте, которое должно было быть предполагаемым местом явления Шри Чайтаньи, картофель посажен не был, и все было покрыто растениями туласи. Тогда Бхактивинод Тхакур с хитрым выражением лица невинно поинтересовался у мусульман: «Почему картофель не сажаете?» Мусульмане сказали: «Да пробовали. Две проблемы: первая — он не растет, а второе — те, кто сажают его, начинают болеть. Мы решили, что не будем сажать здесь картошку, неурожайное место».

#00:14:37#

Если бы кто-то был на месте Бхактивинода ([как подтверждение:] заросли туласи, мистическое откровение, карты), то он бы сказал: «Ага, я открыл место явления Шри Чайтаньи». Но Бхактивинод всегда говорил: «Я могу ошибаться». Дурак всегда очень уверен в себе, умный человек всегда говорит: «Я могу ошибаться, я могу быть не прав». И каким образом Бхактивинод Тхакур на высшем уровне проверил, поверил свое откровение? Он пошел к Джаганнатху Дасу Бабаджи, который уже практически не мог ходить. Ему (Джаганнатху Дасу Бабаджи) было за сто лет, слуга носил его в корзине. Когда Джаганнатх Дас Бабаджи был принесен слугой на это место, то он радостно выпрыгнул из корзины и начал танцевать. Хотя до этого он был неходячим инвалидом, но какое-то время танцевал на этом месте.

#00:15:32#

Тогда Бхактивинод Тхакур сказал: «Да, это место явления Шри Чайтаньи. Я вижу, что если святой вайшнав подтвердил это, то это главное подтверждение». Мы видим эту удивительную черту Бхактивинода, [который] очень системно в своих песнях пишет: «Даже если Кришна явится ко мне, я буду считать, что, возможно, это Майя. Я не осмелюсь считать [что передо мной Господь]…» Как говорил Шридхар Махарадж: «Я не осмелюсь считать, что видел Кришну».

#00:15:59#

Но у нас любой глюк, любое видение: «Все, это мой духовный опыт». Подлинные святые, которые имеют реальный духовный опыт, даршан Кришны, думают: «Быть может, это мое воображение». Но у материалистов любая яркая фантазия: «Это мой духовный опыт, мой духовный опыт».

[Закрывается алтарь. Сахадев Прабху прославляет: «Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарвика-Радха-Раман-Сундарджиу ки джай!»]

Таким образом.

#00:16:25#

Бхактивинод Тхакур обнаружил это место, но каким образом открыть [храм], каким образом поддерживать это место? И тогда он стал ходить и просить подаяние, собирать деньги. Причем он заходил не только к тем, кто был его благожелателем, но даже к тем людям, которым он в свое время выписывал штрафы, которым он предписывал определенные наказания как чиновник, как налоговик, даже к ним он приходил.

#00:16:58#

Ну, представляете, стук в дверь, стоит начальник налоговой инспекции Москвы и говорит: «Не пожертвуете несколько сотен рублей на храм Христа Спасителя?» Все теряли дар речи. Бхактивинод даже ходил к недоброжелателям. И все были настолько очарованы его смирением, его искренностью, что не только доброжелатели, но даже люди, которым он выписывал штрафы, которых он сажал [в тюрьму] на какие-то сроки, они, видя его искренность, его «космическое» смирение, давали ему деньги, жертвовали.

#00:17:30#

На эти деньги он организовал первый храм. Причем людей надо было фактически заманивать в Маяпур. Бхактивинод Тхакур организовывал выставку с забавным названием «Птицы святой дхамы». То есть: «Хотите посмотреть на птичек?» — «Да, хотим». — «А вот, кстати, у нас тут еще место явления Шри Чайтаньи».

#00:17:52#

Все начиналось очень скромно, все держалось на энтузиазме Бхактивинода Тхакура. В дальнейшем он перепоручил поддержание храма, поддержание места явления Шри Чайтаньи Сарасвати Тхакуру. Сарасвати Тхакур вначале думал: «Господи, я буду это поддерживать? Как жить вообще?» Но когда он предался Господу, то Господь послал ему людей и средства. Если вначале Йогапитх, место в Маяпуре, было простым зданием, где повар боялся сидеть, чтобы на него никто не напал, где, чтобы заманить людей, нужно было устраивать выставки про птиц святой дамы, то каково положение Маяпура сейчас?

#00:18:41#

Благодаря усилиям Шрилы Сарасвати Тхакура, благодаря этому [служению дхаме], когда лодка приплывает к Маяпуру [в наши дни], когда вы выходите из лодки, [перед вашими глазами] целая улица из храмов. Все эти храмы построены учениками Сарасвати Тхакура либо им самим непосредственно, и они ведут к жемчужине, к центру Маяпура, к Йогапитху, к месту явления Шри Чайтаньи, которое открыл Шрила Бхактивинод Тхакур.

#00:19:14#

Также считается, что один обитатель Голоки может призывать другого обитателя Голоки, и Шрила Бхактивинод Тхакур чувствовал, что и как. Если сравнивать его и Сарасвати Тхакура, то они были как Маркс и Энгельс. Или, скажем, Маркс и Ленин. Маркс создал некое учение, но на практике никто не рвался его воплощать, а Ленин устроил революцию, воплотил это учение на практике. Подобным же образом Бхактивинод Тхакур призвал Сарасвати Тхакура, и Сарасвати Тхакур на практике совершенно революционными методами воплотил в жизнь, распространил учение Бхактивинода Тхакура.

#00:20:00#

Но хотя Бхактивинод Тхакур сам не был его непосредственным распространителем, скорее создателем наследия, у него было множество мистических откровений, и в одном из них он написал, что наступит время, когда русские, немцы, американцы вместе встанут под знамена Шри Чайтаньи и будут идти и воспевать святые имена[5]. Это было написано фактически на стыке XIX и XX веков, когда Индия являлась колонией Британии, когда британцы высокомерно смотрели на все индийское. Идея о том, что русские, которые проповедуют коммунизм и атеизм, захотят проповедовать и воспевать имена Шри Чайтаньи, была революционной.

#00:20:45#

Шридхар Махарадж рассказывал: «Мы, конечно, знали об этом предсказании Бхактивинода, но мы знали также об относительности времени в сознании святого. Мы понимали, что, возможно, что когда Бхактивинод говорит: „Скоро наступит то время“, то это может быть другая юга. По меркам Брахмы это же очень скоро». Не пройдет и пары тысяч лет, и русские [начнут воспевать и проповедовать святое имя Господа]. Но Шридхар Махарадж говорит: «Мы столь удачливы, что благодаря проповеди Сарасвати Тхакура, Бхактиведанты Свами мы увидели, как прямо у нас на глазах это пророчество сбылось». Более того, потом все они [люди с Запада] приехали к Шридхару Махараджу.

#00:21:25#

И он говорил: «Да, я не думал, что я поучаствую». Все читали Бхактивинода Тхакура, роняли слезу, и Шридхар Махарадж и не предполагал, что ему потом в 90 лет придется читать по три часа лекции каждый день, в том числе о биографии Бхактивинода Тхакура. Но пути Господа удивительны, мистичны. Когда речь заходит о чистых преданных, сам Господь заботится о том, чтобы их проекты удавались, чтобы у них были силы, средства.

#00:21:57#

Поэтому Господь, когда Он видит, что кто-то вручил Ему сердце, Он служит Своим преданным, Он никогда не будет служить материалистам. Господь [говорит]:

#00:22:11#

ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно…[6]

Он говорит: «В Моем сердце — Мои чистые преданные. Мои преданные в Моем сердце, Я в их сердцах». Таким образом.

#00:22:20#

Если мы говорим об идеях Шрилы Бхактивинода Тхакура, то кто-то может сказать: «Ну, наверное, идеи Бхактивинода Тхакура, который писал, создавал свои книги в XIX веке, уже давно реализованы. Наверное, мы все поняли. Наверное, сейчас уже следующий этап развития вайшнавизма». Ответ: «Ничего подобного». На самом деле ряд идей Бхактивинода Тхакура, которые он выдвинул, до сих пор «перевариваются» и не вполне восприняты вайшнавским сообществом.

#00:22:58#

Например, одна из его богословских идей была о том, что существует определенная общее представление [о том], что души являются частицами Брахмана, а Брахман является сиянием тела Говинды. Таким образом. И Бхактивинод Тхакур сказал, что в действительности души исходят от Кришны. Те души, которые происходят из Кришны, — это все обитатели Голоки. И те души, которые из Санкаршаны, — обитатели Голоки.

#00:23:36#

Но существует особое существо, которое называется Маха-Вишну, великий Вишну. И цель этого Вишну [такова]: Он выдыхает из Своих пор все материальные вселенные. То, что мы называем Большим взрывом, это выдох Вишну с точки зрения Вед. Бхактивинод сказал, что на самом деле души — это не сияние тела Кришны, Говинды или даже Нараяны. Наши души — это [частицы] сияния Маха-Вишну. Эту идею он выдвинул в своей книге, которая называется «Джайва-дхарма».

#00:24:11#

До сих пор разные переводчики, в зависимости от того, насколько они готовы это воспринять, мучаются, как же это перевести так, чтобы души происходили из духовного мира. В конечном итоге победила не эта прогрессивная идея Бхактивинода, которую принимали Сарасвати Тхакур, Шридхар Махарадж, а более христианская. Типа [происхождения] Адама и Евы. Когда-то мы были в раю, потом скушали яблоко и пали [в мир смерти]. Идея о том, что все мы были с Кришной, а потом вдруг пали с Голоки.

#00:24:43#

Но идея Шридхара Махараджа, идея Бхактивинода, которая [содержится] в «Джайва-дхарме», та, что душа происходит не из Голоки Вриндавана, она никогда не была в духовном мире, она является татастха-шакти, пограничной энергией, сиянием Маха-Вишну, не сиянием Кришны.

#00:25:02#

Та идея, что душа происходит из Кришны, — это общее описание, и Бхактивинод его конкретизирует. До сих пор эта идея частью вайшнавского сообщества принимается, частью не принимается. [Существуют] дебаты, когда не хочется работать, надо поспорить о происхождении души. Мне часто этот вопрос задавали в Лахте за обедом. Видимо, обед вообще располагает к обсуждению этой темы: «Давайте еще поговорим о происхождении [души]…» Представляете, обед приносят. Происхождение души — вот что интересует людей в храме за обедом.

#00:25:36#

Эта идея до сих пор [обсуждается]. Другая идея совершено гениальная. [Источник ее —] это «Кришна-самхита» Бхактивинода Тхакура, где он очень мистическим образом выдвигает глубочайшую богословскую идею, которая, на мой взгляд, является перспективной для всего мирового богословия, для всех религий. До сих пор эта идея особо не замечена, она где-то там «валяется», она не обнаружена. Каким образом Бхактивинод Тхакур пишет свою «Кришна-самхиту»?

#00:26:12#

К книге есть вступление, и во вступлении Бхактивинод Тхакур ставит вопрос. Он говорит о том, что существует взгляд историков на развитие ведической литературы, и он очень прост и понятен. Естественно, они говорят, что ведическая литература создавалась поэтапно, что наиболее древними являются Риг-, Яджур-, Атхарва-, Сама-веды, гимны, обращенные к богам. Позже возникает идея, что за всеми этими богами есть единое поле сознания — Брахман. [Так] возникают Упанишады. Позже возникает идея о том, что за этим сиянием Брахмана есть некая личность [Всевышнего]. Это уже Пураны. Главной из Пуран является «Шримад-Бхагаватам». Итихасы, такие как «Рамаяна» и «Махабхарата». Ну и под конец мы уже приходим к Богу как к личности.

#00:27:06#

А каков взгляд ведических мудрецов? Что это все записывает одним разом Вьясадева. И, более того, Вьясадева до сих пор жив, с ним все хорошо, никуда не делся. Таким образом. Соответственно, Бхактивинод Тхакур говорит: каким образом привести [эти разные точки зрения к гармонии]? Допустим, археологи, историки говорят, что мы не можем археологически [доказать], выкопать полные доказательства того, что все происходило. Как можно говорить об историчности таких вещей, когда [в ведических источниках утверждается, что] на поле битвы Курукшетра помещаются все воины Земли?

#00:27:47#

Ладно, бог с ним с Курукшетрой, а как быть с тем, что под холмом Говардхан помещаются все обитатели Вриндавана? И здесь историческое трехмерное пространство никуда не годится. Поэтому Бхактивинод говорит, что взгляд историков и взгляд богословов — это два разных взгляда. Противоречие между ними может смутить или даже уничтожить веру начинающего практикующего.

#00:28:16#

Но на самом деле ответ есть. И так как в дальнейшем все вайшнавское сообщество сочло всех вайшнавов абсолютно начинающими, то эта тема особо никогда не обсуждается, хотя Бхактивиноду она была интересна. И вот Бхактивинод Тхакур в начале «Кришна-самхиты» «забрасывает удочку», ставит вопрос, а потом ничего на него не отвечает. И ты такой: «А, а». А он переходит совсем к другой теме, он начинает говорить о символическом смысле, о философии кришна-лилы, о деяниях Кришны и об аллегорических смыслах [роли участников игр Господа]. Допустим, Путана, демоница, которая в роли прекрасной кормилицы пытается отравить Кришну, является ложным гуру. А демоны в образе ослов — это материалисты. А Триниварта [в образе шторма] — это материалистичные философы. И так далее, и так далее. Он говорит о кришна-лиле. Казалось бы, это никак не связано со вступлением, с постановкой вопроса.

#00:29:15#

Говоря о кришна-лиле, Бхактивинод Тхакур пишет гениальную мистическую шлоку на санскрите, которая помещает кришна-лилу в совершенно особую категорию реальности. Как звучит эта шлока? В «Кришна-самхите» Бхактивинод Тхакур пишет:

#00:29:29#

ш́рӣ кр̣ш̣н̣а-чаритам̇ са̄кш̣а̄т сама̄дхи-дарш́итам̇ кила
на татра калпана̄ митхйа̄ нетиха̄со джад̣а̄ш́ритах̣[7]

Что пишет Бхактивинод Тхакур? Он говорит, что кр̣ш̣н̣а-чаритам̇ са̄кш̣а̄т: удивительные деяния Кришны, [описания] которых [приведены] на страницах священных писаний, —что это такое? Сама̄дхи-дарш́итам̇ кила: это то, что увидели святые в своих откровениях. Это никакая не история. Как Кришнадас Кавирадж записывает «Чайтанья-чаритамриту»? Он говорит: «Я стар, мои руки дрожат, я ничего не вижу, но руки сами пишут». Вот так являются священные писания. Моисею прилетают скрижали. Не так, что черновичок, заготовочка, редактор, наброски сюжета, ничего подобного.

#00:30:16#

Сама̄дхи-дарш́итам̇ кила: это то, что видят святые в своих откровениях, и поэтому: на татра калпана̄ митхйа̄, поэтому это нельзя считать выдуманным. Почему это нельзя считать выдуманным? Писатели имеют больше связи с измерением воображения, ума, а ум также материален. Ум, разум они материальны. Бхагавад-гита говорит:

#00:30:42#

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣,
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме,
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄[8]

Существует восемь материальных элементов, такие как [земля,] воздух, вода, огонь, эфир и три тонких: ум, разум и ложное эго. И все они являются пракрита, все они являются материальными. Наше воображение материально. Если кто-то говорит, что наше воображение безгранично, свободно, [ничем] не обусловлено, ну, нафантазируйте хороший сценарий, напишите книгу, которую будут читать тысячи людей. Оказывается, что наше воображение материальное, очень слабенькое. Мы даже не можем дотянуть не то, что до уровня Германа Гесса и Дарьи Донцовой, которые являются для нас недостижимым идеалом в плане тиражей. Вот и вся безграничная сила писательского воображения.

#00:31:29#

Бхактивинод говорит: «Нет, нет, откровения святых, которые свободны от всех материальных влечений, которые живут не в мире вожделения, а в мире кришна-премы, ни в коем случае эти откровения нельзя считать на калпана̄, нельзя считать выдумкой, игрой воображения, подобной писательской игре. Но, — говорит он, — нетиха̄со джад̣а̄ш́ритах̣: но также неправильно считать эти описания священных писаний историческими».

#00:31:59#

И вот здесь как раз начинается буря в стакане, потому что в современном вайшнавском богословии [существует] один из основных пафосов. Для чего создавался Институт Бхактиведанты и так далее? Одна из установок, которая была взята на вооружение с определенной подачи Бхактиведанты Свами Прабхупады, что все это является 100% историческими событиями, это научно, это исторично, археологи и ученые должны доказать, что все это было, вот такой Кришна ходил, вот отпечаток стопы Кришны, вот фрагмент Двараки, вот фрагмент оружия, которым бились воины «Махабхараты». А если что-то не совпадает у историков с данными «Махабхараты», с данными «Шримад-Бхагаватам», тогда ученые-материалисты врут.

#00:32:46#

Но что делать с тем, когда не совпадают [описания] «Чайтанья-Бхагаваты» и «Чайтанья-чаритамриты»? Что делать с тем, когда не совпадают [описания] «Махабхараты» с «Шримад-Бхагаватам»? Кто же из них прав? Тогда мы должны уйти от концепции одномерной реальности. Существует прекрасная статья Шрилы Сарасвати Тхакура, которая полностью поддерживает именно точку зрения Бхактивинода, а не точку зрения воинствующего историзма, который до сих пор так популярен, в том числе в вайшнавских кругах, что все это было: «Вот ракушка с древним изображением Шивы из Мохенджо-Даро[9]…» Ну, я сам такие лекции читал. Много причем. Приходится. Но если мы говорим о глубокой идее, то в «топку» ракушку. О чем идет речь?

#00:33:36#

Шрила Сарасвати Тхакур пишет. Эта статья — это фрагмент лекции, которую он читал на Вьяса-пуджу, он говорит: «Когда Господь нисходит сюда, то многомерная реальность, реальность многих измерений, нисходит в нашу трехмерную реальность». И в Бхагавад-гите сказано, Кришна говорит:

#00:33:56#

джанма карма ча ме дивйам…[10]

«Мои деяния божественны, не находятся в зоне действия материальной энергии».

#00:34:02#

Поэтому, когда духовная реальность вместе с аватарами нисходит в этот мир, то скорее мы говорим о концепции божественного гипноза, о концепции того, что разные святые могут по-разному описывать одну и ту же лилу, и все они разные, потому что многомерная духовная реальность ближе к реальности литературной, к реальности мистической. Например, в ней пространство и время являются подчиненными категориями, а не властвующими, как в реальности исторической.

#00:34:33#

Например, у Говинды Махараджа есть такие воспоминания, он говорил: «Мне с детства рассказывали, как Шримати Радхарани и гопи ходят из одной части Вриндавана в другую [на Кусум-саровар] собирать цветы. Я поражался, как они это делают, ведь там огромные расстояния. Хрупкие девушки, как они их проходят?» Потом Шрила Шридхар Махарадж объяснил, что в духовной реальности время и пространство, наоборот, подстраиваются под желания обитателей духовного мира, и расстояния могут сокращаться.

#00:35:06#

И наоборот, во время танца раса или санкиртаны Махапрабху одна ночь может равняться многим сотням лет. Таким образом. В этой духовной реальности, которая нисходит в трехмерную реальность, все воины мира могут уместиться на поле битвы Курукшетра, все обитатели Вриндавана поместиться под холмом Говардхан. Почему? Потому что это не является нашей трехмерной реальностью, это является реальностью многомерной и неисторичной.

#00:35:36#

Эту идею фактически высказывает Бхактивинод Тхакур и поддерживает Сарасвати Тхакур в своей статье. Но так как людям нужен историзм, фотографии ракушек, скелеты человека на фоне скелета динозавра, то тема не прижилась. Но мы понимаем, насколько перспективной является эта идея для богословия в принципе. Когда мы мирим историков и богословов, говоря: «Ребята, наши писания, они…» Как Кастанеда говорил, что у магов есть своя отдельная реальность, в которой они живут, которую они используют, и которая отличается от одномерной реальности смертных.

#00:36:12#

Подобным же образом, проецируя эту идею, мы говорим, что священные писания не должны быть историчными. Мы видим, что Рупа и Санатана, которые являются близкими друзьями, которые пишут совместно книги во Вриндаване, по-разному объясняют кришна-лилу.

#00:36:31#

Когда Шридхар Махарадж спросил Сарасвати Тхакура: «Так как же тогда они договорились?», Сарасвати Тхакур сказал: «Это адхокшаджа, это непостижимо». Таков глубокий взгляд, что деяния аватаров, все, что мы видим на страницах священных писаний, — это особая реальность, которая является невыдуманной, но неисторической, является трансцендентной.

#00:36:53#

А что же тогда выкапывают археологи, изучают историки? Это некие трехмерные муляжи, это некая тень этой реальности. В нашем имманентном, не в трансцендентном мире, все может быть по-другому, и взгляд историков не обязательно надо противопоставлять взгляду богословов. Мы говорим, что с точки зрения мистической, трансцендентной, Вьясадева, который до сих пор жив, создает ведические писания. Но, с точки зрения относительной, бренной, различные мудрецы проявляют их на протяжении столетий в нашем мире, и Бхактивинод Тхакур предлагает: «Давайте не будем противопоставлять эти точки зрения друг другу».

#00:37:33#

Но в современном вайшнавском богословии прижилась совсем другая, более «пэтэушная» версия, которая говорит, что ученые все врут, они все врут. Но Бхактивинод Тхакур предложил [иное объяснение]. Что мы можем сказать? Что до сих пор фундаментальные идеи Бхактивинода о природе, которые поддерживал Сарасвати Тхакур, о происхождении души из татастха-шакти, а не о падении души из духовного мира, о внеисторизме кришна-лилы, до сих пор еле-еле принимаются только очень прогрессивной частью вайшнавского сообщества и до сих пор они не оценены по достоинству.

#00:38:12#

Бхактивинод Тхакур был гением, который, как подлинный гений, дал идеи, которые не только оплодотворили и способствовали развитию вайшнавского движения XIX–XX веков, но которые могут стать интереснейшими, плодотворнейшими идеями для вайшнавизма века XX и века XXI.

#00:38:34#

Точно так же, говоря о духовной практике, Бхактивинод Тхакур всегда пытался создать так называемый несектантский вариант. Он говорил: «Вайшнавизм может практиковаться семьями, не обязательно всем становиться монахами». Но проблема в чем оказалась? Когда люди начинают заниматься семьями, им уже не до Кришны. Вот. Но возможно, когда-нибудь появятся семьи, люди, которые, несмотря на семейную жизнь, смогут быть также активными проповедниками, активными духовными деятелями, а не просто [будут] выживать, работая на трех работах, падать замертво, заворачиваясь в одеяло. Ну, все как мы любим, да?

#00:39:18#

Даже эта социальная идея вайшнавизма Бхактивинода до сих пор является неоцененной. Мы видим, что это был духовный гений, [который] пришел с Голоки и дал настолько глубокие духовные идеи, что до сих пор многие из них, начиная от богословия и заканчивая практиками, [люди] не способны реализовать. Настолько гениальной и глубокой была эта личность, перед которой трепетал Шрила Сарасвати Тхакур, который сам был гипер-проповедником, которой посвятил множество поэм Шрила Шридхар Махарадж

#00:39:53#

Это настолько выдающаяся фигура, настолько культурная, интеллигентная, что, конечно, за сорок минут на Кисельном [мы] не сможем описать даже часть его славы. Поэтому рекомендую всем, у кого есть силы, «батарейки», посмотреть обязательно прекрасные лекции Говинды Махараджа, Шридхара Махараджа, которые публикуются на сайте harekrishna.ru.

Джай Шрила Бхактивинод Тхакур ки джай!

#00:40:23#

Преданная: А можно маленький вопрос?

Сахадев Прабху: Конечно!

Преданная: Я не расслышала. А как Бхактивинод познакомился с учением [бхакти-йоги], с вайшнавизмом?

Сахадев Прабху: Это еще на час.

Преданная: Можно сократить: сначала он ходил в школу, потом на работу, а потом уже начал.

#00:40:37#

Сахадев Прабху: Ну, это к Махавиру Махараджу, он же специалист по биографии. Но если Бхактивинод Тхакур родился в Бенгалии [в первой половине XIX века], то какую религию можно считать наиболее прогрессивной? Ответ очевиден: ну, конечно, христианство. В Москве самое прогрессивное — это гаудия-вайшнавизм, а в эпицентре [распространения] учения Шри Чайтаньи какая религия окажется [наиболее прогрессивной]? В своем отечестве никогда нет пророка, поэтому Шри Чайтанья сказал: «Я склонил Своей проповедью царя Пратапарудру, я привлек всю Ориссу, главный храм Джаганнатха — Мой, но бенгальцы мне не доверяют. Поэтому, Нитьянанда, Ты должен спасти Бенгалию. Я сделать это не в силах».

#00:41:15#

Они [бенгальцы] говорят: «Ну, мы про Тебя [Нимай Пандит, Шри Чайтанья] все знаем: Ты выдающийся ученый. Причем здесь Харе Кришна?» И так далее. Поэтому какой религией Бхактивинод сначала заинтересовался? Конечно, сначала он был знаком с Даффом (?), главой Шотландского католического колледжа, он очень интересовался христианством, сопоставлял христианство [с вайшнавизмом], говорил даже…

#00:41:36#

Допустим, одна из его идей, что в христианстве есть идея мадхура-расы, концепция мадхура-расы, которая тоже с трудом принимается многими вайшнавскими проповедниками. Идеи Бхактивинода были настолько революционными, прогрессивными, что до сих пор многие вайшнавские проповедники говорят: «Э, а, как мадхура-раса? Это же ватсалья, Он [Господь] же Отец», и так далее.

#00:42:00#

Бхактивинод Тхакур написал речь по «Бхагаватам», в которой сказал (до сих пор множество баталий), что описания адов, возможно, аллегоричны. И такой идет гул постоянно: «Насколько аллегоричны? Совсем аллегоричны? Не полностью аллегоричны? Так что, теперь их нет?» Они есть. На самом деле ады есть, но, возможно, это не совсем так со сковородками, как мы себе представляем. Поэтому все [его] идеи [революционны].

#00:42:27#

На самом деле почему? Бхактивинода же особенно не издают, постоянно изучают, как-то правильно пытаются перевести санскрит. Почему? Потому что не «влезает» он [в удобный формат]. Нам же нужны такие, чтобы было все чинно, благородно, мы были [самые] главные, умные: «Нет мадхура-расы в христианстве». Бхактивинод был слишком революционен в своих идеях.

#00:42:50#

Он был вежливым, скромным, а [его] идеи такие, что до сих пор их побаиваются вайшнавские богословы. Вот. Ну и так положено. Интеллигентный человек, а идеи такие, что… «О, вы же интеллигентный человек. Как вы можете так?» Таким образом.

#00:43:05#

Потом было движение Брахма-самадж, и в Бенгалии было целое движение, которое основывалось на идее духовного возрождения. Такой прото-нью-эйдж, где все хорошие: Вишну и Шива, и христианство, все есть истина. Учение очень сладостное. Весь нью-эйдж современный: Рамакришна, Вивекананда, они в принципе «сперли» [все] у Шанкары. Шанкара сказал: «Делай что угодно, ты прав». У Шанкары просто задача была объединить «гремучую смесь» [духовных воззрений того времени]. С левой стороны — аскеты, с правой — вайшнавы, там шиваиты, там Ганешу хотят. Он говорил: «Прекрасно, братья, делайте [что хотите], вы не ошибетесь».

#00:43:50#

Такие идеи всегда популярны в обществе. Но потом, когда Бхактивинод Тхакур попадает в Ориссу, Бенгалию, он [принимает вайшнавизм]… Вообще всех культурных людей очень напрягает Кришна. Шридхара Махараджа напрягал Кришна. Бхактивинод Тхакур вспоминал: «Я был очарован личностью Шри Чайтаньи». Почти как Шридхар Махарадж говорил: «Я был очарован личностью Чайтаньи, но я не понял только, почему у Него верховное Божество — это Кришна. Все было хорошо с Шри Чайтаньей. Я первый раз прочитал „Чайтанья-чаритамриту“, второй раз, а на третий раз я был очарован уже и Чайтаньей, и Кришной».

Транскрипцию выполнил: СРД
Редактор: Традиш Дас




[1] Паундрака Васудева — царь Пундры, чье имя упоминается в «Шримад-Бхагаватам». Говорится, что он был союзником Джарасандхи, царя Магадхи, и Шакуни, царя Гандхары. Враг Господа Кришны. Паундрака Васудева подражал Кришне, считая себя Васудевой, личностью Бога. Позже был убит Кришной в бою.

[2] Шишир Кумар Гхош (1840–1911) — известный бенгальский журналист, борец за свободу Бенгалии. В 1868 году основал «Амрита Базар Патрику», газету на бенгальском языке. В 1875 году основал Индийскую лигу с целью пробудить в людях чувство национализма. Был последователем гаудия-вайшнавизма, писал о Шри Чайтанье Махапрабху.

[3] Остальные четверо — это Рагхунатх Дас Госвами, Рагхунатх Бхатта Госвами, Гопал Бхатта Госвами и Джива Госвами.

[4] Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда святое имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание святого имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость святого имени. Затем святое имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар святого имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в святом имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа).

Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

[5] «Господь Чайтанья низошел не для того, чтобы спасти избранных людей в Индии. Нет. Его главной целью было спасение всех живых существ во всех странах мира и проповедь вечной религии, санатана-дхармы. В „Чайтанья-Бхагавате“ приводятся такие слова Господа: „В каждом городе, стране и селении будут петь Мое имя“. Не приходится сомневаться в том, что настало время исполнения этого пророчества. Совсем скоро не имеющий равных путь харинам-санкиртаны будет провозглашен по всему миру… О день, когда счастливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, подняв знамена и взяв мриданги и караталы, начнут киртан на улицах своих городов! Когда же наступит этот день? О день, когда светлокожие люди из дальних стран, присоединившись к бенгальским преданным, запоют: „Джай Шачинандана, джай Шачинандана ки джай!“» («Саджджана-тошани», 1885, стр. 4,5).

Под словами Господа слова Господа: «В каждом городе, стране и селении будут петь Мое имя» имеется в виду стих из «Чайтанья-Бхагаваты» (Антья-кханда, 4.126): пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма.

Также он приводится в комментариях Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двум стихам «Чайтанья-чаритамриты» (Ади-лила, 17.203 и Мадхья-лила, 25.264). Иногда цитируемый стих упоминают в связи со стихом 41 главы 9 Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

[6] Ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно, хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо, бхактаир бхакта-джана-прийах̣ — [Господь Кришна сказал Дурвасе Муни:] «Я полностью подчинен Своим преданным. Воистину, Я вовсе не независим. Поскольку Мои преданные полностью лишены мирских желаний, Я живу лишь в глубине их сердец. Что говорить о Моих преданных, даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

[7] «Деяния Кришны (ш́рӣ кр̣ш̣н̣а-чаритам̇), представленные на страницах священных писаний, не являются ни выдуманными (на калпана̄), ни историческими (нетиха̄со). Они несопоставимы с деяниями людей, пребывающих в ограниченном мире майи (джад̣а̄ш́ритах̣). Описания различных деяний Кришны на страницах писаний — это откровения святых, которые созерцают в мистическом трансе духовную реальность (сама̄дхи-дарш́итам̇)» («Шри Кришна-самхита», 3.16).

[8] «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — все это составляющие Моей материальной энергии» (Бхагавад-гита, 7.4).

[9] Мохенджо-Даро (буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд, в 28 км южнее современного города Ларкана.

[10] Джанма карма ча ме дивйам, эвам̇ йо ветти таттватах̣ / тйактва̄ дехам̇ пунар джанма, наити ма̄м эти со ’рджуна — «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна» (Бхагавад-гита, 4.9).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования