«Вайшнава Шива» (на русском и английском языках). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет положение Господа Шивы как лучшего из вайшнавов. 23 января 1993 года

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Вайшнава Шива

Шрила Гурудев объясняет положение Господа Шивы как лучшего из вайшнавов.

23 января 1993 года

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/vayshnava-shiva.html

 

Господь Шива способен дать освобождение. Он обладает подобным могуществом и является совершенным посредником Господа Кришны. В последней главе «Шримад-Бхагаватам» (12.13.16) мы находим следующее утверждение:

нимна-га̄на̄м̇ йатха̄ ган̇га̄ дева̄на̄м ачйуто йатха̄
ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ пура̄н̣а̄на̄м идам татха̄

[«Как Ганга — величайшая из всех рек, Господь Ачьюта — величайшее из всех Божеств, а Господь Шива — величайший из вайшнавов, так и „Шримад-Бхагаватам“ — величайшая из всех Пуран».]

Из этого утверждения можно понять, что Господь Кришна наделил могуществом других богов, и что Господь Шива — высший из вайшнавов. Что повторяет Господь Шива? Он воспевает Имя Рамы. А на кого Господь Шива медитирует? На своего господина — Раму, Вишну. Так каково же настроение Господа Шивы? Почему он медитирует и воспевает? Когда вы сумеете это понять, вы сумеете понять природу сознания Кришны.

Однажды Парвати Деви спросила Господа Шиву: «Какая форма Господа является высшим объектом поклонения?» Парвати ожидала, что Господь Шива скажет: «Моя. Я есть Верховная Личность». Но Господь Шива не сказал этого. Господь Шива ответил:

а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеш̣а̄м̇ виш̣н̣ор а̄ра̄дханам̇ парам…

«Высший объект поклонения есть Личность Бога Вишну, Кришна».

Тогда Парвати Деви подумала: «Я не поклоняюсь Господу Вишну. Я поклоняюсь Господу Шиве». Господь Шива улыбнулся и заметил:

…тасма̄т паратарам̇ деви тадӣйа̄на̄м̇ самарчханам

«Нараяна есть Верховная Личность Бога, и любой, кто поклоняется Нараяне, поклоняется Верховному Господу, но даже выше таких поклоняющихся стоит тот, кто поклоняется преданным Нараяны».

Парвати Деви была очень довольна, услышав подобный ответ. Она знает, что Господь Шива медитирует на Вишну и служит Ему. Она знает, что он есть ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣, лучший из вайшнавов, поэтому она подумала: «Он служит Вишну, а я служу ему, поэтому я занимаю очень достойное положение».

В свое время на юге Индии ведическая культура процветала и носила упорядоченный характер, но сейчас она деградировала. Вы видели многочисленные изъяны в жителях Южной Индии, особенно среди представителей брахманского сословия. Они усвоили внешнюю форму ведической культуры, но не внутреннюю составляющую, и в таком духе осуществляют поклонение Господу Шиве. Во времена Рамануджи Ачарьи произошел широкомасштабный конфликт из-за этого. Когда наступил расцвет шайва-сампрадаи и рамануджа-сампрадаи, шанкара-сампрадая пришла в упадок, и произошло столкновение шайва- и рамануджа-сампрадай. Шайва-сампрадая хотела иметь монополию на поклонение Господу Шиве, и их стиль поклонения не был должным. Мы по-прежнему видим это в Южной Индии в наши дни. Они очень привязаны, фанатичны, можно сказать. Рамануджа-сампрадая также отклонилась — спустя сто лет после Рамануджи, быть может. Они начали оскорблять шайва-сампрадаю своей проповедью:

вйа̄гхрен̣а кха̄дама̄не ’пи на гаччхет ш́ива-мандирам

Их теория была следующей: «если ты видишь, как к тебе приближается тигр, намереваясь убить тебя, то, даже если поблизости находится храм Господа Шивы, куда ты можешь забежать, затворить ворота и спасти себя от участи быть съеденным, то не входи в храм Шивы. Лучше позволить тигру убить тебя и оставить тело, нежели вступать в храм Шивы!» Так они проповедовали — радикально; на самом деле, это не подлинная ведическая проповедь.

Повсюду присутствует определенная система. Источник всей иерархии — Голока Вриндавана. Трансцендентное знание нисходит и расставляет все на свои места. Повсюду в Паравьома Дхаме присутствуют обители и формы Господа Вишну, там определенное положение занимает и Господь Шива. Господь Шива есть шуддха-саттва, но когда Господь Шива приходит в этот бренный мир в качестве владыки майи, он становится гуна-аватаром [владыкой материального качества невежества]. В этой ипостаси Господь Шива не столь светел. В наши дни все поклоняются этому Шиве, гуна-аватару Шиве. Мы вайшнавы, и поклоняемся форме Шивы в качестве Садашивы в Паравьома Дхаме.

Вы знаете, что во Вриндаван Дхаме пребывают Расешвар Шива, Гопишвар Шива и многие другие ипостаси Господа Шивы. Мы поклоняемся этим формам. Мы предлагаем следующий пранам Гопишвару Шиве.

вр̣нда̄вана̄вани-пате джайа сома сома-
мауле санандана-сана̄тана-на̄радед̣йа
гопӣш́вара враджа-вила̄са-йуга̄н̇гхри-падме
прӣтим̇ нийаччха нитара̄м̇ нирупа̄дхикам ме

(«Шри Санкалпа-калападрума», 103)

[«О, защитник Вриндаван Дхама! О, супруг Умы, короной которому служит луна! О, Шива, тебе поклоняются Санандана, Санатана, Нарада и все мудрецы. Слава тебе! О, хранитель гопи! Пожалуйста, дай мне непоколебимую и безусловную преданность лотосоподобным стопам Божественной Четы, совершающей Свои игры во Врадже».]

Господь Шива открывает доступ в раса-лилу Господа Кришны. Он — хранитель врат в Раса-стхали. Однако в этой форме Шива не является мужчиной. В образе девушки, гопи, он охраняет врата Раса-стхали, и, когда мы предлагаем там пранам, то используем этот мантрам.

Мы просим его о преданности Кришне и о доступе в раса-лилу Кришны. Он дает эту визу, и тогда мы проникаем в Раса-стхали. Таким образом, Господь Шива занимает два положения: гуна-аватара и шуддха-Шивы. Мы всегда почитаем каждого, не только гуна-аватаров, манвантара-аватаров или лила-аватаров. Мы почитаем всех и вся, но следуем линии исключительной преданности Господу Кришне. Такова наша позиция.

 

 

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj

Vaishnava Shiva

Śrīla Gurudev explains Lord Śiva’s position as the best of Vaiṣṇavas.

Spoken 23 January 1993.

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/vaishnava-shiva/

 

Lord Śiva can give liberation. He has that power, and he is a perfect agent of Lord Kṛṣṇa. In the last chapter of Śrīmad Bhāgavatam (12.13.16), you will see:

nimna-gānāṁ yathā gaṅgā devānām achyuto yathā
vaiṣṇavānāṁ yathā śambhuḥ purāṇānām idam tathā

[“As the Gaṅgā is the greatest of all rivers, Lord Achyuta the greatest of all deities, and Lord Śiva the greatest of the Vaiṣṇavas, so Śrīmad Bhāgavatam is the greatest of all Purāṇas.”]

Here you can understand that Lord Kṛṣṇa has given power to other demigods, and also that Lord Śiva is the supreme Vaiṣṇava. What does Lord Śiva chant? He chants the Name of Rāma. And on whom does Lord Śiva meditate? On his master, Rāma, Viṣṇu. So, what is the mood of Lord Śiva? Why does he meditate and chant? When you can understand this, then you can understand Kṛṣṇa consciousness.

Once, Parvatī Devī asked to Lord Śiva, “Which form of the Lord is supremely worshippable?” Parvatī expected Lord Śiva to say, “Me. I am the Supreme Personality.” But Lord Śiva did not say that. Lord Śiva said:

ārādhanānāṁ sarveṣāṁ viṣṇor ārādhanaṁ param…

“The supremely worshippable Personality of Godhead is Viṣṇu, Kṛṣṇa.”

Then, Parvatī Devī thought, “I am not worshipping Lord Viṣṇu. I am worshipping Lord Śiva.” Lord Śiva smiled and said,

…tasmāt parataraṁ devi tadīyānāṁ samarchanam

“Nārāyaṇ is the Supreme Personality of Godhead, and someone who worships Nārāyaṇ worships the highest worshippable Lord, but even more than them is someone who worships the devotees of Nārāyaṇ.”

Parvatī Devī was very happy to hear this. She knows Lord Śiva meditates on Viṣṇu and serves Viṣṇu. She knows he is Vaiṣṇavānāṁ yathā Śambhuḥ, the best of all Vaiṣṇavas, so she thought, “He serves Viṣṇu, and I am serve him, so I am in a very peaceful position.”

Vedic culture was very widely and properly organised in South India, but now it is going in the wrong way. You have seen many wrong things in nature of South Indians, especially in the brāhmaṇ class. They are taking the outer form of the Vedic culture, not the inner form, and in that way they have organised the worship of Lord Śiva. Much clash came over this in the time of Rāmānuja Āchārya. When the Śaiva sampradāya and the Rāmānuja sampradāya rose, the Śaṅkar sampradāya went down, and the Śaiva and Rāmānuja sampradāyas clashed. The Śaiva sampradāya wanted to worship Lord Śiva and no one else, and their style of worship was not proper. We can still see this in South India today. They are very addicted, fanatic, you can say. The Rāmānuja sampradāya also deviated maybe a hundred years after Rāmānuja. They began to abuse the Śaiva sampradāya by preaching:

vyāghreṇa khādamāne ’pi na gachchhet śiva-mandiram

Their theory was this: if you see a tiger coming to kill you, then even if there is a Temple of Lord Śiva nearby where you can run, close the door, and save yourself from being eaten, do not go to the Śiva Temple. Better to allow the tiger to kill you and give up your body than go inside a Śiva temple!” They preached like this in an extreme way; it is not real Vedic preaching actually.

Everywhere there is some systematic adjustment. Proper adjustment comes down from Goloka Vṛndāvan. Transcendental knowledge comes down and adjusts everything. Everywhere in the Paravyoma Dhām there are abodes and forms of Lord Viṣṇu, and there also Lord Śiva has a position. Lord Śiva is also śuddha-sattva, but when Lord Śiva comes to in the mundane world as the master of Māyā, then he becomes a guṇāvatār [the controller of the material mode of ignorance]. That position of Lord Śiva is not so fair. Now everyone worships that Śiva, the guṇāvatār Śiva. We are Vaiṣṇavas, and we worship Śiva’s form as Sadāśiva in the Paravyom Dhām.

You know that in Vṛndāvan Dhām there is Rāseśvar Śiva, Gopīśvar Śiva, and many other forms of Lord Śiva. We worship these forms. We offer praṇām to Gopīśvar Śiva in this way:

vṛndāvanāvani-pate jaya soma soma-
maule sanandana-sanātana-nāradeḍya
gopīśvara vraja-vilāsa-yugāṅghri-padme
prītiṁ niyachchha nitarāṁ nirupādhikam me

(Sri Sankalpa-kalpadruma: 103)

[“O protector of Vṛndāvan Dhām! O husband of Umā, whose crown is the moon! O Śiva, you are worshipped by Sananda, Sanātan, Nārad, and all the sages! All glory to you! O guardian of the gopīs! Please give me resolute and unconditional devotion to the lotus feet of the Divine Couple who play in Vraja.”]

Lord Śiva gives entrance to the Rāsa-līlā of Lord Kṛṣṇa. He is the doorkeeper of the Rāsa Sthali. That form of Śiva, however, is not a male form. In the form of a girl, a gopī, he is the gatekeeper of the Rāsa Sthali, and when we are offer praṇām there, we use this mantra. We ask him for devotion to Kṛṣṇa and entrance to the Rāsa-līlā of Kṛṣṇa. He gives that visa, and then we go inside the Rāsa Sthali. So, Lord Śiva has two positions: one as guṇāvatār, and the other as Śuddha Śiva. We always respect everybody, not only Guṇāvatārs, Manvantārāvatārs, or Līlā-āvatārs. We respect everything, but we are in the line of exclusive devotion to Lord Kṛṣṇa. That is our position.

 

← Ушёл Шрипад Юдхаманью Прабху Сева Викрам ·• Архив новостей •· «О вере» (с переводом). Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 24 февраля 2017 года. Гупта Говардхан →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования