«Автор „Шри Чайтанья-чаритамриты“» (часть 2). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»
(часть 2)

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из второго номера XXVII тома за июль 1929 года)

 

Его ашрам

Поклоняясь семейному Божеству Шри Мадана-Гопалу, Кришнадас Кавирадж Госвами обладал врожденной преданностью Вишну, что становится ясно из того, как он разорвал все отношения со своим братом. Нельзя сказать наверняка, жил ли он в Джаматпуре семейной жизнью. Его брат показал, что не имеет веры в Господа Нитьянанду (всепроникающей и всепронизывающей Высшей Души и Первопричины всего сущего), тем самым вступив на путь саморазрушения, или, иными словами, он стал безбожником и атеистом.

По приказу Господа Нитьянанды Кришнадас отправился в святой Вриндаван и освободился от всего зла, что несет в себе близость этому миру. Это подразумевает, что он начал новый этап своей жизни (ашрам). Относительно его прежней жизни существуют различные мнения. Некоторые говорят, что человеку легче всего отречься от мира и направиться в святой Вриндаван, будучи брахмачари (учеником-холостяком); в противном случае мы бы услышали о том, как трудно ему было разорвать все связи с этим миром. Другие полагают, что он не упоминал об этом, поскольку не подобает тому, кто решился порвать со своей семейной жизнью, подробно рассказывать об этом. Поэтому он даже не намекнул о своей прошлой жизни. Независимо от того, какую жизнь он вел до того, как отправился во Вриндаван, определенно, что, придя туда, он посвятил все время служению Кришне, став полностью безразличным к мирским делам. Такова последняя стадия жизни, которая должна быть посвящена исключительно служению Всевышнему. Он написал «Шри Чайтанья-чаритамриту» (шедевр мировой литературы), когда прошел все стадии жизни и достиг статуса парамахамсы (высочайшего духовного положения).

В обществе святых преданных Бога он больше известен под именем Кавирадж Госвами. Тхакур Нароттам называл его путеводной звездой для преданных, которые идут во Вриндаван. В конце каждой главы «Шри Чайтанья-чаритамриты» он называет себя самым смиренным последователем Шри Рупы Госвами и Шри Рагхунатха Даса Госвами, двоих первопроходцев религиозного ренессанса нашей эпохи. Среди своих современников он был известен как один из самых выдающихся последователей Шри Рупы Госвами. Он говорил о шести Госвами Враджи как о своих духовных учителях. Шри Нитьянанда (Спаситель мира) даровал Кришнадасу служение Божественной Чете Шри Радхе-Говинде — трансцендентному Господу и Его вечной Супруге. Лишь по Его милости он обрел благосклонность Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами, Шри Рагхунатха Даса Госвами и Шри Дживы Госвами. Он был самой жизнью тех преданных, что жили во Вриндаване. Он питал сердечную привязанность к Шри Рагхунатху Дасу Госвами и Шри Сварупе Дамодару (второму воплощению Всевышнего, Господа Шри Чайтаньи).

Что касается его отношений с членами его семьи, мы знаем лишь то, что он разорвал отношения со своим братом из-за того, что у того не было веры в его духовного учителя, Господа Нитьянанду. Больше о своей мирской семье он ничего не рассказывал. Он считал своими близкими лишь тех, кто был верным преданным Всевышнего, Господа Шри Чайтаньячандры. 

Его личность

Как ближайший слуга Всевышнего, он принадлежал к высочайшему рангу преданных. Труды Шри Рагхунатха Даса Госвами, а также самого Кришнадаса свидетельствуют о его привязанности и любовной преданности Шри Рагхунатху. Несмотря на свои высочайшие достоинства (энциклопедические познания и литературный гений), он был самим воплощением смирения — «смиреннее травинки».

Даже самый поверхностный читатель «Шри Чайтанья-чаритамриты», независимо от степени своего самомнения и тщеславия, непременно будет поражен тем духом смирения, которым проникнута каждая буква этой священной книги. «Я, — говорит автор, — греховней Джагая и Мадхая, и более ничтожен, чем навозный червь. Просто услышав мое имя, человек утрачивает плоды своего благочестия, ибо любой, кто произносит мое имя, совершает грех».

Автор всегда был искренне привязан и предан Всевышнему и пользовался высочайшим почтением всего вайшнавского мира. В вайшнаве сполна проявляются все благочестивые достоинства и качества характера, а Кавирадж Госвами был признан всеми как вайшнав высочайшего уровня. Насчитывается двадцать шесть святых качеств, присущих вайшнавам, и Кавирадж Госвами перечисляет их в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.75–77). Они таковы: милосердие, ненасилие, честность, невозмутимость, безупречный нрав, великодушие, мягкость, чистота, самоотверженность, доброжелательность, самообладание, полная и исключительная преданность Кришне, бескорыстность, свобода от эгоизма, спокойствие, контроль шести телесных побуждений, воздержание, рассудительность, благопристойность, смирение, уравновешенность, сострадание, дружелюбие, благоразумие, искусность и сдержанность.

Каждая строчка его книг была наполнена его трансцендентным пониманием и выражала его этичность и преданность Господу.

Также он умел искусно использовать кулинарные приправы и питал благочестивую склонность к предложению изысканной пищи своим духовным наставникам, не наслаждаясь при этом сам, но доставляя наслаждение Тому, Кто является единственным Наслаждающимся всем во вселенной. Таков единственный путь избавления от низменной склонности удовлетворять свой язык; но, как ни прискорбно, мы не слушаем наставлений святых, духовных лекарей, которые обладают всем необходимым знанием о том, какое лечение подходит для тех, кто болен нравственно и умственно.

Обширные познания этого великого автора относительно трансцендентной реальности, его совершенный способ аргументации, его замечательный такт и способность ясно описывать трудные для понимания темы простым людям, его искусность в поэзии, риторике, составлении эпических поэм и знание математики не только даровали ему высокое положение в литературном мире, но и позволили ему украсить свои работы редчайшими литературными нюансами и наполнить их несчетным числом удивительных нововведений, так что языковеды признали, что однажды весь мир будет стремиться изучать этот забытый язык, дабы просто познакомиться с этой поразительной частью мировой литературы.

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

 

 

The Author of Sri Chaitanya-Charitamrita
(part 2)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 2, Vol. XXVII, July 1929)

 

His Asram

A WORSHIPPER of the family Deity Sri Madan Gopal, Krishna Das Kaviraj Goswami had an innate devotion to Vishnu as revealed in his dealings with his brother with whom he severed all connections. It cannot be known for certain whether he lived the life of a house-holder while at Jhamatpur. His brother showed want of faith in Lord Nityananda the all-pervading and all-permeating Oversoul and the Prime Cause of all existence, thereby courting self-annihilation or, in other words, turned an infidel atheist.

By the order of Lord Nityananda he went to Holy Brindaban, and was freed from the evils of worldly affinity; this clearly shows that he entered into a new phase of life (asram). There are different opinions regarding his mode of life even before that. Some say that it is easy for one to renounce the world and go to Holy Brindaban while still a Brahmachari (a bachelor student); otherwise we would have heard from him much of how difficult it is to tear asunder the knotty ties of the world. Others hold that he did not mention it, as it is not at all proper for one who has cut off his connection with family life to recount them; so he did not give even a hint on his past life. Whatever sort of life might he have lived before he left for Brindaban, it is sure that after he had gone there he spent the whole time in the service of Krishna and was utterly indifferent to worldly matters. This is the last stage of life, which should be solely devoted to the service of the Supreme Lord. It was when he attained the status of a Paramahamsa (the highest spiritual plane) after passing all the stages of life that he composed Sri Chaitanya Charitamrita a masterpiece of world literature.

In pious circles, he is commonly known by the name of Kaviraj Goswami. Thakur Narottam styled him the cynosure of the devotees who had gone to Brindaban. At the end of each chapter of Sri Chaitanya Charitamrita he calls himself the humblest follower of Sri Rupa Goswami and Sri Raghunath Das Goswami—the two pioneers of the religious renaissance of the age. In his time he was known as one of the most prominent followers of Sri Rupa Goswami and looked upon as the esoteric teacher of the Lord’s own who flourished in later ages. He speaks of the Six Goswamis of Braja as his own spiritual guides. Sri Nityananda the Saviour of the world conferred on Krishna Das the service of the Divine Couple Sri Radha Gobinda the Transcendental Lord and His Transcendental counter-whole. It was by His Grace alone that he won the favour of Sri Rupa Goswami, Sri Sanatana Goswami, Sri Raghunath Das Goswami and Sri Jiva Goswami. He was, as it were, the very life of those devotees who resided at Brindaban and was cordially attached to Sri Raghunath Das Goswami who was the very heart, as it were, of Sri Damodar Swarup the second embodiment of the Supreme Lord Sri Chaitanya.

So far as his relations with the members of his family are concerned we know only this that he severed his connection with his brother who was disloyal to his spiritual guide Lord Nityananda. As regards other family matters he is quite silent. None but those who were assiduously devoted to the Supreme Lord Sri Chaitanya Chandra were regarded by him as his own people. 

His Character

As an intimate servant of the Supreme Lord he belonged to the highest order of devotees. Sri Raghunath Das Goswami’s as well as Krishna Das’s own writings bear testimony to his attachment and loving devotion to Sri Raghunath. Though a towering personality of sterling worth, an erudite scholar and a literary genius, he was still the very embodiment of humility—humbler than a blade of grass.

Even a most cursory reader of Sri Chaitanya Charitamrita, however much might be his conceit and vanity, cannot fail to be impressed with the spirit of humility infused into every letter of the sacred book. “I am,” says the author, “a worse sinner than Jagai and Madhai, and more insignificant than the worm on the dung-hill. Whosoever hears my name is bound to find his pious inclinations on the wane, and whosoever utters my name commits sin.”

The author was assiduously attached and devoted to the Supreme Lord and is held in the highest esteem in the Vaishnava world. All pious accomplishments are ever found in full perfection in a Vaishnava and Kaviraj Goswami was avowedly a Vaishnava of the highest order. These accomplishments are twenty-six in number, Kaviraj Goswami enumerates them in Sri Chaitanya Charitamrita, Middle Part, Ch. XXII, 75–77. They are clemency, harmlessness, integrity, equanimity, immaculate character, magnanimity, mildness, purity, selflessness, benevolence, self-control, absolute surrender to Krishna only, disinterestedness, want of selfish activities, calmness, control over the six appetites, temperance, sobriety, modesty, humility, gravity, compassion, friendliness, wisdom, dexterity and reticence.

Every line of his writing is suffused with his transcendental spirit and reveals his ethics and devotion.

He was also an adept in the art of the administration of culinary condiments and cherished a pious craving for offering the best foods to his Divine Master—not to enjoy them—but to conduce to the enjoyment of Him who is the sole Enjoyer of all things in the universe. This is the only way to get rid of the degenerating tendency to satisfy the palate; but, unfortunately for us, we are not inclined to listen to the words of the saint—that physician who possesses knowledge enough to prescribe the regimen for us who are diseased morally and mentally.

The vast learning of this great author his keen insight into the transcendental reality, his masterly way of argumentation, his wonderful tact and capacity for making abstruse matters clear to the common run of humanity and his study of Poetry, Rhetoric, Epics and Mathematics not only places him high in the estimation of the literary world, but has enabled him to embellish his works with a combination of materials, rarely available elsewhere and fill it with a crowd—a host of perpetual and perennial novelties—so much so that linguists hold that the elite of the whole world will one day strive to learn this neglected language if only to have an acquaintance with this monumental piece of literature.

(To be continued)

The author is unknown

 

← «Новогоднее обращение и ответ на вопрос». Шрила Авадхут Махарадж, 27 декабря 2016 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Выбор души, вера и неверие» (с переводом). Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 26 декабря 2016 года. Гупта Говардхан →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования