«Предвкушение». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 9 августа 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.8 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Предвкушение

(9 августа 2012 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Рупа Госвами описывает воспевание Святого Имени. Существует сладостный океан, и если начать его вываривать, получится море нектара. Что можно сделать из моря нектара, помешивая при выпаривании? Сладость будет становиться все более и более концентрированной, и из сиропа получится леденец. Но сказано, что человек, печень которого поражена желтухой, даже леденец воспринимает как нечто горькое. Поэтому мы не должны удивляться, что не можем почувствовать вкус кришна- и гаура-лилы. Однако говорится, что леденец также есть лекарство: слушая из уст вайшнава, постепенно у нас пробудится вкус, и сердце начнет резонировать с этими идеями. Вначале эти идеи кажутся нам неважными, неглубокими, неофиты не придают им значения. Но когда наши Гуру говорят нам об этом постоянно, тогда мы можем нечто понять.

#00:02:14#

Господь Кришна явился лично в конце Двапара-юги. Существует множество разных Кришн: Кришна Кришне рознь. Кришна, присутствующий здесь [в лахтинском храме], — изначальный, Сваям Бхагаван, Говинда, Иштадева. Он вместе с Радхарани: Радхарани всегда находится по левую сторону от Кришны. Изначальный Кришна никогда не покидает Вриндаван. Другие Его формы — Кришна-Дваракеш, Кришна-Васудев и так далее. Даже во Вриндаване Кришна распространяется во множество форм, как мы знаем из истории: в телят, в пастушков, в сам Вриндаван, в Говардхан. Тем не менее, продолжая распространяться бесконечно, Он остается в Своем изначальном облике. Здесь — духовное посольство, и тот Кришна, Который здесь представлен, — это Сам Господь.

#00:03:18#

Когда Шрила Шридхар Махарадж пришел в Гаудия Матх, он спросил пуджари: «Как вы понимаете Божества, которым поклоняетесь?» Существует различное понимание Божеств в разных сампрадаях, и пуджари сказал очень четко: «Сакшат, ’бхиннатва̄н на̄ма-на̄минох̣[1]. Он неотличен от Имени, от формы, поэтому перед тобой стоит Сам Господь».

#00:03:55#

Это невозможно понять обусловленным умом: здесь перед нами присутствует Вриндаван, Говардхан, Кришна. Мы находимся, можно сказать, у входа в зазеркалье, и единственное, что мешает нам пройти в эту реальность, — это наше эго. Как только эго и невежество будут устранены, мы сможем увидеть Голоку и Гокулу неотличными друг от друга. Иногда Нарада видит, что Вайкунтха и Голока пусты, он удивлен: «Где все? Они низошли на Землю». Но зачем? Ведь это пурнам — полное целое. Приходя на землю, лила достигает еще большей полноты, потому что в гокула-лиле существуют демоны.

#00:05:28#

Кришна-лила закрыта, это камерный театр. Хотя там якобы присутствуют демоны, но в «Гарга-самхите» рассказывается, что эти роли исполняют преданные, случайных там нет. Но в гаура-лиле происходит невероятный катарсис: это Вриндаван, который раздает себя. Хотя ключевые игроки гаура-лилы — те же самые гопи, обитатели духовного мира, но все-таки это лила милости, ее природа — давать милость падшим. Хотя ключевые фигуры, вечные спутники Господа, играя роль падших, на самом деле такими не являются, Махапрабху действительно спасает всех живых существ. Это называется аударья — Он одаривает всех живых существ милостью.

#00:06:43#

Есть такое понятие, как взрыв и взрывная волна, последствия. В Чернобыле взрыв произошел сегодня, но радиация может оставаться сотни лет. Так и мы находимся в своеобразной «радиации» гаура-лилы. Говорится, что гаура-лила продолжается вечно.

#00:07:05#

Шрила Шридхар Махарадж раскрывает природу вечной лилы. У Нанды и Яшоды появляется Кришна, затем Он покидает Вриндаван. Они переживают глубокую разлуку — настолько, что в определенный момент думают, что у них никогда не было сына, и они начинают молиться Кришне: «Стань нашим сыном!» И Кришна рождается у них снова.

#00:07:37#

В материальном мире мы можем это понять так: смерть обновляет наше бытие, в каждой жизни мы начинаем все по-новому. Но в трансцендентном мире смерть отсутствует, поскольку она мешает севе, служению. Возлюбленный и преданные отдаляются друг от друга, и разлука объединяет их еще сильнее. Идея разлуки и встречи в высшей степени проявлена в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:08:21#

Гурудев создал самадхи Шрилы Шридхара Махараджа. Он построил «Храм любви в разлуке». Но позже, когда был явлен джала-мандир, он решил поместить Махапрабху в одну комнату со Шрилой Шридхаром Махараджем. В Гамбхире Махапрабху испытывал самые сокровенные переживания, Он жил молитвами Сварупы и Рамананды, их «обезболивающими уколами», они делали Его разлуку еще слаще.

#00:09:05#

Шрила Шридхар Махарадж не был удовлетворен тем, что делает большинство людей в Индии на Джанмаштами. (Опять же, Шрила Госвами Махарадж может прокомментировать это гораздо глубже). Люди говорят о кришна-лиле, но это — нечто закрытое. В день Джанмаштами в нашей миссии мы читаем о рождении Шри Чайтаньи Махапрабху из «Чайтаньи-чаритамриты», тем самым мы открываем эту реальность для себя через Гаурангу — йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде[2].

#00:09:45#

Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
[тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна][3]

«Кто поймет Меня, Мое рождение, Мое окружение…» Как можно понять то, что понять невозможно? Кришна-лила за пределами интеллекта, через гаура-лилу мы можем войти туда.

#00:10:27#

Таким образом мы соприкасаемся с высшим планом бытия. Нас не интересует теория. Теория — очень важная часть духовной жизни, но Рупа Госвами представляет абхидхею, процесс. Нас интересует процесс: как можно соприкоснуться с Кришной? Поэтому наша концепция — Гуру-Гауранга Радха-Мадхава — Гуру присутствует здесь, без Гуру ничего невозможно достичь.

#00:11:06#

Однажды Гурудева спросили: почему Шрила Прабхупада дал Гауру-Нитая, а в храме в Сан-Хосе поклоняются Гауранге? Гурудев ответил, что Гаура-Нитай — это аударья-лила, Он раздает Себя падшим душам. Но когда Гауранга без Нитьянанды, Он пребывает в умонастроении мадхурья — ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[4], Он переживает чувства Радхарани. Поэтому Нитьянанда Прабху появляется и исчезает, чтобы дать Ему возможность пережить то, ради чего Он пришел.

#00:11:54#

Я задал Гурудеву следующий вопрос: «Шрила Прабхупада дал Гауру-Нитая, наградил падшие души милостью Гауранги и Нитьянанды, а вы дали нам еще более высокую идею: Махапрабху переживает Свои внутренние чувства. Но где тогда Нитьянанда Прабху? Как это понять, ведь без милости Нитьянанды мы не можем осознать это?» Гурудев подумал и сказал: «Нитьянанда Прабху в данном случае принимает форму Гуру». В «Чайтанья Бхагавате» мы узнаем, что Нитьянанда принимает форму постамента, зонта, лампады, мриданги, каратал, Нитьянанда Прабху становится храмом, Он — Ананта.

#00:12:43#

В Таиланде у асаны, на которой сидит Гурудев, есть капюшон в форме змей — будто Ананта распространил Себя в асану, Свой вечный облик. Распространяя Себя в разные формы, служа Кришне таким образом, Он приходит как Гуру. Гурудев явил это уникальное откровение. Нитьянанда присутствует, в противном случае мы не смогли бы понять высшие идеи.

#00:13:14#

Гуру — это нечто динамичное. Гуру — это не портрет, не фотография. Это тот, кто может явить нам истину, дать нам соприкоснуться с высшим миром. Между вашим компьютером и интернет-провайдером должен быть вай-фай-модуль, без него связь не может осуществляться. Гуру осуществляет эту функцию, через него поток проходит в сердца живых существ, поэтому Шрила Шридхар Махарадж сказал: Гуру-Гауранга Радха-Мадхава — полноразвитый теизм. Без Гуру, без Гауранги это недостижимо.

#00:14:07#

Некоторые спрашивают: кто у вас на алтаре? Почему трое? Одни думают, что это Рама, Сита, другие — что, может быть, это Лалита или Радхарани. Можно по-разному смотреть на эту концепцию, и такое понимание тоже отчасти будет истинным, но не в линии Шри Чайтанья Сарасват Матха, не в линии Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа. Здесь присутствует полноразвитый теизм. Мы празднуем рождение Господа Кришны, но для нас Он явился через Махапрабху.

#00:14:49#

Кто-то может упрекать нас: вы не то делаете, не так. Мы можем сказать: да, действительно. Праздновать день рождения Кришны таким образом, как празднует большинство в Индии, — это быть на очень далеком расстоянии, но если мы хотим близкого соприкосновения, мы не сможем этого сделать без Махапрабху.

#00:15:14#

Госвами Махарадж сегодня читал прекрасные шлоки из «Према-Дхама-Дева-стотрам». Шрила Шридхар Махарадж сказал однажды: «Я дал свои комментарии [на „Шри Чайтанья-чаритамриту“], но на эти комментарии позже возникнут другие комментарии». Я надеюсь, что эти комментарии изойдут из уст Шрилы Госвами Махараджа. Санатана Госвами и другие ачарьи сампрадайи писали комментарии к комментариям. Существуют короткие, концентрированные комментарии, а есть комментарии расширенные, раскрывающие смысл детально. Бхактивинода Тхакур коротко говорит, а Сарасвати Тхакур берет идеи Бхактивинода и раскрывает их широко.

#00:16:28#

Если в некой научной статье в интернете есть много ссылок, то ее ценность увеличивается. Если статья или книга публикуется, то обязательно в конце есть список использованной литературы. Иногда одна короткая профессиональная статья в одну страницу изобилует ссылками на сотни книг, и мы можем сказать, что в этой статье сконцентрирована суть всех этих книг.

#00:17:23#

Шрила Шридхар Махарадж явил «Према-Дхама-Дева-стотрам» как суть «Чайтанья-чаритамриты», которая является квинтэссенцией «Бхагаватам» и всех священных писаний. Он создал сокровище, бриллиант, он собрал самое прекрасное. В «Прапанна-дживанамритам» он говорит: «Пчелы — величайшие святые — пьют нектар стоп Господа, их способность пить безгранична. Я же дал вам одну каплю». Как одной каплей цианистого калия можно отравить большое количество воды, так одна капля трансцендентного нектара способна очистить тысячи и тысячи душ.

#00:18:32#

Сегодня адхивас [канун явления Господа]. Христиане тоже предвкушают явление Бога. С явлением Господа, говорят Веды, начинается самая благоприятная жизнь преданного. Преданные мечтают о Кришне, даже такие преданные, как Нанда и Яшода, всегда желают, чтобы Кришна родился у них вновь. К каждому Господь приходит индивидуально в форме преданного, вайшнава. Но есть день явления Господа для всех. До рождения Кришны в этот мир явились великие святые, до рождения Махапрабху сюда пришли Его преданные, Адвайта Ачарья предвещал Его приход. Всегда есть предвестник новой эпохи.

#00:19:41#

И сегодня такой день — предвкушение духовного праздника. Мы будем очень счастливы в эти дни пить нектар общения с преданными, слушать о деяниях Господа, которые описаны в разных писаниях. А завтра мы будем читать «Чайтанья-чаритамриту», мы услышим самую сокровенную часть этих деяний.

Транскрипцию выполнила: Ревати Деви Даси
Редакторы: Шьяма Рупа Деви Даси, Динанатх Дас

 


[1] На̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́, чаитанйа-раса-виграхах̣ / пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто, ’бхиннатва̄н на̄ма-на̄минох̣ — «Святое Имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, ибо Оно — Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно и воплощает в Себе все духовные вкусы. В Нем нет ничего материального, и Оно не уступает в могуществе Самому Кришне. Имя Кришны не осквернено материей, поэтому не может быть и речи о Его связи с майей. Неподвластное законам материальной природы, Имя Кришны духовно и всегда свободно. Причина всего этого в том, что Имя Кришны неотлично от Него Самого» («Падма-пурана»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.133).

[2] Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣ / татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣ — «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[3] «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна» (Бхагавад-гита, 4.9).

[4] Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» (Шрила Сварупа Дамодар Госвами; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.5; 4.55)).

 

← «Воображение и/или вера». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 24 марта 2016 года | Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Расписание Шрилы Авадхута Махараджа в Москве и Санкт-Петербурге →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования