«Традиция экадаши». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 3 апреля 2016 года. Киев, Украина



скачать (формат MP3, 79.95M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Традиция Экадаши

(3 апреля 2016 года. Киев, Украина)

 

Ашутош Кришна Прабху: Я попросил Махараджа рассказать что-то об Экадаши. Я вижу, что здесь собрались и уже практикующие преданные, и, может быть, гости.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Экадаши… Мы узнали об Экадаши благодаря знакомству со Шрилой Гуру Махараджем и Гурудевом.

#00:00:36#

И сегодня как раз Экадаши. Экадаши — это одиннадцатый день после новолуния и полнолуния. В данном случае после полнолуния. Кстати, последнее полнолуние одиннадцать дней назад — это была Гаура-пурнима, большой праздник.

Итак, на одиннадцатый день после полной луны, на одиннадцатый день после новой луны наступает день Экадаши. На самом деле само название «Экадаши» переводится как «одиннадцатый», одиннадцатый день. В самом деле я могу подтвердить, что и Шрила Шридхар Махарадж (Гуру Махарадж) и Шрила Гурудев (Шрила Говинда Махарадж) подчеркивали важность Экадаши. Они считали, что важно, чтобы все следовали Экадаши. Наши учителя не были в целом сторонниками слишком строгих аскез, ограничений, в особенности Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж. Однако все наши учителя подчеркивали, что важно соблюдать Экадаши. Соблюдать Экадаши — означает, как минимум, в эти дни не есть зерновых: зерновые, бобовые, чечевичные — такого рода пищу.

#00:02:40#

Когда человек хочет получить инициацию в нашей традиции, в Навадвипе, в Индии, то есть несколько вещей, понимание которых от него ожидают, прежде чем он получит посвящение. И одно из них — то, что человек должен понять: «Да, от меня ожидают, что отныне я буду следовать Экадаши».

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху обратился к Своей матери с просьбой. Это было еще до принятия Им санньясы, то есть в то время, когда Шри Чайтанья Махапрабху, Он же Гауранга Сундар, был гениальным, талантливейшим ученым, домохозяином, семейным человеком. И однажды Он обратился к Своей матушке (ее звали Шачидеви): «Матушка, могу ли Я тебя попросить кое о чем?» И Его мама отвечала, даже не зная, о чем именно Он ее попросит. Она сказала ему заранее: «Да, конечно, что бы Ты ни попросил, я непременно это исполню». Можно так сказать, дала обещание заранее. И тогда Нимай Сундар, Шри Чайтанья Махапрабху, сказал: «Мама, у Меня только одна просьба: пожалуйста, не кушай зерна на Экадаши».

#00:04:46#

И она немедленно отвечала: «Да, конечно, сынок, все сделаю, как Ты скажешь. Отныне я больше не буду кушать зерно на Экадаши». Знаете, как родители чувствуют нежность к своим детям, в особенности к маленьким детям. Если маленький ребенок о чем-то попросит своих родителей, то они сделают все, что угодно, лишь бы исполнить его просьбу. Но это была, можно сказать, неожиданная просьба со стороны Нимая Сундара. Он попросил не кушать зерна на Экадаши.

В писаниях описаны различные вещи: об Экадаши, о том, что происходит с зерновыми в этот день. Но можно сказать, что подтверждение идеи, что Экадаши следовать важно, пришло около пятисот лет назад вместе с тем самым Нимаем Сундаром.

И в случае наших учителей, то есть Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа, мы знаем, что они ожидали, чтобы преданные следовали Экадаши, соблюдали этот пост на Экадаши. Также важно соблюдать точное время выхода из поста, так называемый паран, который происходит на следующий день после Экадаши. Обычно этот день совпадает с двадаши.

#00:07:22#

Я расскажу один пример, одну историю о следовании Экадаши. Однажды один преданный, семейный человек, у него была жена, двое детей; его жена не была преданной, и его двое детей тоже не были преданными, но они были хорошие люди… Итак, этот преданный приехал в Калькутту, точнее прилетел в Калькутту и немедленно отправился [в Навадвипу], чтобы встретиться с Гурудевом. И они добрались как раз утром, можно сказать, поздним утром. И преданный прежде всего отправился к Шриле Гурудеву, предложил ему свои поклоны. Мы обычно так и поступаем, когда приезжаем издалека — мы прежде всего идем к Гурудеву, предлагаем ему свои поклоны. И тот преданный, поскольку прилетел издалека, он стал рассказывать [о себе]; Гурудев стал расспрашивать, как у него дела, все ли хорошо. То есть, приехав откуда-либо, мы прежде всего, так сказать, регистрируемся у Гурудева, отмечаемся у него. И обычно Гурудев заботится о том, чтобы преданные, которые приехали, сразу же получили прасадам, освященную пищу, чтобы они сразу же могли покушать и почувствовали себя как дома.

#00:09:30#

И Гурудев в этот день сказал этому преданному: «К сожалению, поскольку сегодня Экадаши, то сейчас утром у нас нет готовой пищи, чтобы тебя накормить». Дело в том, что в наших храмах традиционно в дни Экадаши не завтракают, поэтому на завтрак ничего не готовится. Поэтому Гурудев сказал ему: «Поэтому мы сейчас накормить тебя не можем, но скоро уже будет обед, и на обед, конечно же, будет анукалпа». То есть прасадам, освященная пища без зерновых, пища, допустимая на Экадаши. И тот преданный отвечал Гурудеву:

— О, нет, не переживайте, пожалуйста, я уже покушал, пока мы летели в самолете. В самолете я покушал.

— А что вы покушали? — спросил Гурудев.

— Ну, там был рис и такие-то блюда… — преданный подробно описал, что именно он кушал.

Тот преданный размышлял так: «В этот день я, поскольку путешествую, поскольку я нахожусь с семьей, у меня нет возможности соблюдать Экадаши». И тогда Гурудев с большой силой подчеркнул тому преданному:

— Прабху, то, что вы сделали, то, как вы поступили, — это неправильно.

Он подчеркнул это, но он обращался к нему с нежностью. Можно так сказать, что он отругал этого преданного. Он сказал:

— Прабху, вы преданный, вы инициированы, поэтому вы должны следовать Экадаши. У вашей семьи другое положение, они могут не следовать, они не преданные, от них это не ожидается.

Таким образом Гурудев подчеркнул этому преданному, что от него ожидается, что он будет соблюдать Экадаши.

#00:12:24#

Поэтому, вне зависимости от наших обстоятельств, идет ли речь о том, что мы путешествуем или у нас какая-то тяжелая работа — мы весь день грузили мешки, в любом случае не следует думать: «О, если я сегодня так тяжело трудился, то мне можно поесть и зернового, я могу поесть риса». Нет. Наши учителя снова и снова повторяли, подчеркивали: «Мы следуем дням Экадаши, и [это] следование означает, по крайней мере, не есть зерновые, зернобобовые в день Экадаши». И да, я знаю, сразу же могут возникнуть множество «почему?». «А почему, а почему, а почему?» Но если мы оставим в стороне эти «почему?» и скажем просто: «Потому что наши хранители, наши опекуны, наши любящие хранители, наши учителя попросили нас следовать Экадаши», — тогда все становится просто. И мы делаем это, то есть мы следуем Экадаши, потому что это хорошо для нас. Это способствует нашему развитию в духе преданности. Кроме того, день Экадаши — это день самого Кришны, поэтому это удачный день для того, чтобы, соблюдая его, удовлетворить Кришну.

#00:14:03#

Шрила Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, в своих книгах так же указывает, что соблюдение Экадаши полезно для вашего здоровья. Ведь тогда ваша пищеварительная система два раза в месяц получает перерыв на один день. Перерыв от переваривания тяжелой зерновой пищи. Поэтому наши учителя всегда хотят делать то, что вам во благо. Поэтому мы будем соблюдать Экадаши. И да, вы можете услышать различные версии о том, как следует соблюдать Экадаши. Кто-то скажет, что в день Экадаши нельзя есть ничего вплоть до следующего дня, до выхода из поста. Кто-то скажет: «Ну, можно, по крайней мере, воды попить, но только вечером, после захода солнца». А кто-то скажет: «Можно кушать только то, что растет над поверхностью земли, то есть овощи можно, но только те, которые растут над поверхностью земли». Есть много различных версий. Мы следуем тому, о чем нас попросили Гуру. И наши Гуру дали нам следующий стандарт, следующую норму соблюдения Экадаши: в дни Экадаши мы не кушаем зерновые, бобовые, чечевичные — эти категории пищи.

#00:16:42#

Это правда, что когда мы живем в храме, то следовать Экадаши легко. Это получается само собою, потому что в храме мы питаемся тем, чем нас кормят, что нам дают. И в храме, разумеется, в эти дни для преданных готовят только экадашную пищу без зерна. Другое дело, когда мы путешествуем, как в случае того преданного, который путешествовал, летел в самолете, тогда труднее, потому что, если мы путешествуем, то нам остается кушать только яблоки, бананы да арахис. И часть принципа Экадаши заключается в том, что это не тот день, когда мы пытаемся наслаждать себя прежде всего. На самом деле это касается всех дней, но в особенности дня Экадаши. В этот день мы стараемся сосредоточиться на удовлетворении Господа — Он наслаждается. А себя мы соответственно стараемся ограничить в удовольствиях. Это день, когда мы посвящаем как можно больше сил удовлетворению Господа. И на самом деле одно из альтернативных обозначений таких дней, как Экадаши, — это день Хари, день Господа. Поэтому соблюдение Экадаши — это, если угодно, минимальная аскеза. Но это помогает нам помнить в особенности то, что сегодня — день Господа.

#00:18:56#

Прожив в Индии, в Навадвипе много лет, мы замечали, что очень многие преданные, приехавшие из западного мира в Индию, думают, что самый лучший день для крепкого обеда — это как раз Экадаши. Потому что во все остальные дни, кроме Экадаши, типичный обед в храмах состоит из риса, огромного количества риса. Вы можете, даже не глядя, предсказать, что кушают — много риса. Также горчичное масло, которое нельзя кушать на Экадаши, и большое количество чили, которое нельзя или не следует кушать на Экадаши. Поэтому многие преданные, больше привыкшие к западной кулинарии, на Экадаши радуются: «Ура! Наконец-то снова Экадаши, поменьше чили!» И мы видели, что наши западные преданные также очень сведущи в том, как готовить всевозможные блюда экадашного характера, то есть без зернобобовых, вкусные блюда без зерна. На самом деле то, что мы кушаем на Экадаши, технически называется анукалпа. Дословно — «небольшое количество пищи». Ану означает «маленькая», «маленькое количество». Это означает, что мы принимаем небольшое количество пищи. Такова идея — просто чтобы поддержать в себе силы, чтобы у нас были силы на дальнейшую севу. В конце концов, день Экадаши — это день, когда мы пытаемся с еще большей энергией совершать свою севу, заниматься служением. Таковы некоторые мысли об Экадаши. Есть ли какой-либо вопрос об Экадаши?

#00:22:25#

И прежде чем кто-либо задаст такой вопрос, я заранее отвечу на него. Что? Шоколад?! Нет, нельзя! Иногда люди думают: ну, ведь шоколад — это бобы или вид фрукта (какао-бобы), или это вид зерна? Гурудеву задавали этот вопрос неоднократно, и он рассматривал это с такой стороны: «Вне зависимости от того, чем считать какао-бобы, шоколад — считать ли это зерном, бобом или фруктом, — дело не в этом. Дело в том, что употребление шоколада противоречит самому духу Экадаши». Поэтому нет, в Экадаши шоколад кушать не следует.

#00:23:05#

Вопрос из зала: А спагетти? Это что у нас — тоже зерно?

#00:23:20#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Ну, это же из пшеницы делается. Конечно, зерно. Это же из пшеницы. Спагетти из пшеницы.

#00:23:29#

Вопрос из зала: А орехи?

#00:23:34#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Орехи — да, можно кушать орехи на Экадаши. Понимаете, я-то жил в Индии, а в Индии есть только арахис. Поэтому, когда вы говорите «орехи», то у меня сразу же ассоциация: орехи — арахис. Я не владею всякими техническими деталями, то есть [не могу] все виды орехов проанализировать. Я не знаю, что говорят конкретно о грецких орехах, о других видах орехов, поэтому мне пришлось бы проконсультироваться с кем-то, кто знает лучше, чтобы ответить на подробные вопросы: какие орехи и когда [следует принимать в пищу]. Но я могу сказать вам, что кушают или как поступают в нашем центральном, в нашем главном Матхе, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, который является родным домом на самом деле для всех нас. В этот день они кушают корнеплоды, фрукты и молочные продукты. То есть в этот день в нашем храме в Навадвипе, например, не кушают капусту, цветную капусту, другие овощи, но только корнеплоды, фрукты. Также не кушают то, что красного цвета, например, свеклу, хотя она [растет] под землей, [этот] корнеплод в Экадаши в нашем храме, в Навадвипе, также не кушают.

#00:25:36#

И поскольку арахис иначе называется земляным орехом, то есть он растет под землей, поэтому арахис кушают в дни Экадаши. Типичная еда в день Экадаши в нашем храме — это картошка и зеленая папайя, такая жидкая похлебка из картошки и зеленой папайи. [Также подается] отдельно жареная картошка. На чем жарят, правда, я не уверен. И имбирь используют, чтобы добавить немножко такого «дзиня» дословно. [Смех в зале.] На десерт готовят сладкое блюдо из тапиоки, которое еще называется сегулы, если я не ошибаюсь, или какое-то название близкое к этому. Это также растет под землей и выглядит как снег, как снежинки, белые маленькие шарики. И молочные продукты. [Обращаясь к кому-то в зале.] Я вижу, у вас на футболке написано «веган». Мы можем также затронуть вопрос веганства сейчас, потому что в западном мире эта тема вызывает большие споры, следует ли употреблять в пищу молоко, молочные продукты или нет.

#00:28:32#

Именно этот вопрос о том, следует ли употреблять в пищу молоко или не следует, задавали самому Гурудеву, Шриле Говинде Махараджу. И не просто задавали отвлеченно или вскользь, но очень подробно сопроводили этот вопрос описанием всех ужасов, всех страшных вещей, что происходят в молочной индустрии. Я не знаю, как здесь, но во многих странах молочная индустрия связана с ужасными вещами, со страданиями животных. Таким образом, вопрос был сформулирован в таком духе: «С мясом все понятно, мясо — это явное убийство животных, [принимать в пищу мясо] нельзя, это отвратительно; но молочная индустрия также отвратительна, она также преступна», — говорили люди, которые задавали этот вопрос Гурудеву. И я присутствовал непосредственно при этом случае, когда люди спрашивали Гурудева. Не то, что я услышал это в чьем-то пересказе, я сам был там. Этот вопрос сопроводили красочным описанием всего плохого, что происходит при получении молока. И в итоге спросили: «Поэтому нам кажется, и многие преданные считают, что от молочных продуктов следует отказаться. Но, — продолжали преданные. — У нас есть вы — Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, поэтому, пожалуйста, скажите, как правильно?»

#00:30:06#

И Гурудев отвечал: «Если у вас есть возможность, то старайтесь брать молоко из чистого места». Например, у нас, в Навадвипе, есть своя собственная гошала, свой собственный коровник, где преданные заботятся о коровах, которые счастливо живут до естественной смерти. Далее Гурудев рассуждал таким образом: «Мы пытаемся служить Кришне, Кришне очень нравится молоко, поэтому мы будем предлагать Кришне молоко, даже если единственное молоко, которое мы можем получить в наших условиях, — это молоко из супермаркета, которое, вполне вероятно, связано со всеми вышеупомянутыми страданиями, с очень тяжелыми обстоятельствами». Далее Гурудев рассматривал эту ситуацию так: «Во-первых, если мы не будем предлагать это молоко Кришне, то Кришна не будет доволен. А если мы будем предлагать это молоко Кришне, то и все те коровы и телята, которые участвовали в том, чтобы дать это молоко, все они так же обретут благо. Ведь как иначе все эти коровы, которые страдают в молочной индустрии, обретут духовное благо, если преданные перестанут предлагать Кришне молоко, полученное таким образом?»

#00:33:04#

В другой раз нас пригласили на дебаты, на публичную дискуссию, посвященную этой теме. Собственно, тогда я и узнал, что это очень большая дискуссия, очень спорный вопрос в западном мире. Туда были приглашены очень большие люди, в том числе крупные политики. Если не ошибаюсь, там был даже кто-то из министров Индии. Туда пригласили представителей ИСККОН, представителей Джи-Би-Си — руководящего комитета ИСККОН, туда пригласили нас, многие люди там присутствовали. И все преданные, все участники этого собрания пытались прийти к выводу: следует ли преданным в таких условиях использовать молоко или следует от него отказаться? И, согласно плану этого собрания, потом должно было произойти голосование, и результаты этого голосования, то есть большинства голосов, определят, будут ли после этого вайшнавы принимать молоко в таких условиях или же откажутся от него.

#00:35:05#

Мы же в очень удачном положении. Поскольку нам нет необходимости собираться в круг, организовывать круглый стол, устраивать голосование: девять голосов против трех голосов, двадцать семь против двенадцати или что-то в этом роде. У нас есть один достоверный источник, к которому мы обращаемся, которому мы полностью доверяем, — наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж. И если он принял какое-то решение, то мы просто следуем ему, потому что он [так] сказал. Хотя он также приводит обоснование, почему это разумная идея, почему так следует поступать. Таким образом, мы спасены от бесконечных комитетов, совещаний, голосований, и если же нас пригласят на какие-то совещания такого характера, где люди проигнорируют или не примут доводы, которые привел наш Гурудев, то какое тогда от этого для нас благо? Мы стараемся отдать все свои силы служению, мы пытаемся отдать свою голову, свои силы, свою жизнь в служении центру, в служении нашему духовному учителю, Шриле Говинде Махараджу.

#00:36:45#

Такова вайшнавская точка зрения. Конечно же, среди людей, среди вайшнавов в том числе, встречаются и веганы, встречаются фрукторианцы, встречаются люди разных воззрений, взглядов. Этому по личным причинам люди могут следовать. Кто-то для здоровья, кто-то по каким-то личным мотивам. Но вайшнавская точка зрения такова, что мы принимаем молоко, мы предлагаем его Кришне и принимаем эти молочные продукты.

И, возвращаясь к той истории с тем преданным, который, когда летел на самолете в день Экадаши, кушал рис: тот преданный, объясняя свое поведение, сказал Гурудеву:

— Да, но я слышал, что, если путешествуешь, тогда можно кушать зерно даже в Экадаши.

Гурудев спросил его строго:

— Где ты это слышал?!

И он сказал:

— В такой-то миссии, одной из братских миссий.

И Гурудев сказал:

— Ну, неважно где слышал, но это не так. Мы следуем нашей традиции.

И опять мы возвращаемся к этому моменту, что мы находимся в очень удачливом положении. Мы спасены от бесконечных сомнений, обсуждений, споров, голосований: а может быть так можно поступать, а может быть так не следует делать, когда у нас есть один центр — наш духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж. И если он говорит каким-то образом, то мы следуем этому. Это большая наша удача.

#00:39:27#

Но по личным причинам люди, конечно же, могут быть и веганами, и фрукторианцами. Например, я немедленно могу вспомнить минимум два примера преданных, которые питаются как на Экадаши каждый день в году, триста шестьдесят пять дней в году. Просто у них, так сказать, вечный Экадаши. У нас есть преданные, которые чего только ни делают. [Смех в зале.] Некоторые занимаются антигравитационной йогой. И Гурудев никогда не останавливал, не отговаривал преданных. Это личное дело каждого, какую диету для себя выбирать. Человек имеет в этом свободу. Другое дело, что у нас есть наша традиционная вайшнавская точка зрения, а если конкретнее, то вайшнавская точка зрения именно нашей семьи. И в тех случаях, когда возникают подобные дискуссии, мы неизменно ссылаемся на мнения наших учителей, на мнение Гурудева.

Есть ли еще вопросы? У вас был вопрос, да? Вы же поднимали руку. А, про орехи, да? А кто знает — может быть, кто-то из собравшихся, — на самом деле знает, не предполагает, а знает, какие орехи можно есть на Экадаши, а какие нет? В Навадвипе, насколько я знаю, орехов даже и не купить. [Смеется.] Может, и можно, но я не знаю таких мест.

#00:41:44#

Вопрос из зала: А мед можно?

#00:41:48#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Мед? Да, мед можно кушать.

#00:41:57#

Вопрос из зала: А почему не завтракают в Навадвипе?

#00:42:07#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Потому что так устроил Гуру Махарадж. И Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, поддерживал этот стандарт везде, но в особенности в Навадвипе. Не только в этом вопросе, но и во многих других деталях он старался тщательно придерживаться, если только есть такая возможность, тех стандартов, которые были заданы Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем.

Итак, это правда, что в дни Экадаши в нашем храме, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, не подают завтрак. Однако это не означает, что вы не имеете право пойти на рынок и купить там папайю или еще какие-то фрукты, какую-то пищу, приготовить для себя что-то самостоятельно и скушать. Никто не будет на вас косо из-за этого смотреть, говорить: «О, ты нарушил Экадаши, это нехорошо». Это нормальное положение вещей. Но мы, живущие в храме, иногда единственно как узнаем, что наступил Экадаши — приходишь на завтрак, а никого нет. «А, Экадаши сегодня!»

#00:44:09#

И вы могли заметить, что именно в Экадаши просыпается очень большой голод на завтрак. В другие дни еще ладно, по-разному: ну, завтрак, хорошо. Но в этот день — нет. Вот сегодня мне точно нужно позавтракать! И это как раз Экадаши. И лекарства являются исключением из этого правила. Лекарства можно принимать на Экадаши, если это в самом деле лекарство, если это не предлог: «У меня есть очень вкусненькое лекарство, наемся-ка я им». [Смех в зале.] В Индии часто люди говорят, что Экадаши обязательны для следования людьми с определенного детского возраста и до определенного пожилого возраста. Для более молодых и более старых это необязательно. Однажды один из преданных процитировал эту ссылку на писание, обратившись к Гурудеву. На самом деле нет никакой необходимости ссылаться на писания, обращаясь к Гурудеву, он и так прекрасно знает все. Но, так или иначе, поскольку Гурудев иногда проявлял свои игры плохого здоровья, в особенности в пожилом возрасте, то один из преданных сослался на этот пример. Но Гурудев даже в самом пожилом возрасте всегда следовал Экадаши, то есть не то, что он в какой-то момент, после определенного дня рождения сказал: «Все, отлично, вот теперь отныне мне можно наконец-то кушать зерно на Экадаши». Он следовал ему до самого конца, вплоть до своего ухода, до пожилого возраста. То же самое можно сказать о Шриле Гуру Махарадже: он также вплоть до своих зрелых лет, до девяноста лет, всегда соблюдал Экадаши, до самого ухода.

#00:47:37#

Также важно соблюдать точное время прерывания поста. В календаре всегда указано точное время: прервать пост следует на следующий день между таким-то временем и таким-то временем. И меня лично ругал Шрила Гуру Махарадж однажды за нарушение этого правила, поэтому я точно знаю, что важно прерывать пост именно в этот интервал, в это время, в противном случае мы нарушаем Экадаши. Я пришел к Гуру Махараджу, и большинство из тех, кто пришли к Гуру Махараджу в те годы, то поколение, пожалуй, большинство преданных того времени пришли к Гуру Махараджу после некоторого опыта [духовной практики] в одной из наших братских вайшнавских миссий.

#00:49:13#

Прежде в другом месте меня учили, что следует прерывать пост между рассветом и каким-то определенным временем, которое может варьироваться. И мне говорили: вообще в целом лучше всего как можно раньше после рассвета, в первые мгновения прерывать пост, поскольку иногда не знаешь, до какого времени ограничение, когда последний срок, когда можно прерывать пост. Я не знаю точно, кто именно меня там научил [этому], но это было общепринятым знанием, все поступали так. И я никогда не слышал ранее о том, что бывает точное время, с которого нужно начинать пост и до которого нужно успеть прервать пост. И уже позже, когда я пришел к Гуру Махараджу, пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх, это было зимой восемьдесят третьего года, я на следующий день после Экадаши, как только взошло солнце, прервал пост и затем, позже, отправился на веранду к Шриле Гуру Махараджу. Он этим утром сидел на своей кровати, той кровати, которая была ближе к внешнему миру, то есть кровать [у стены], которая обращена к Ганге, к Говинда-кунде. Он сидел и беседовал. Тем утром было очень немного человек у него, быть может, всего четыре человека сидело у него. И в какой-то момент он сказал: «Итак, теперь вы можете пойти и прервать пост после Экадаши».

#00:52:24#

Тогда трое преданных, сидевших рядом со мной, поднялись, чтобы пойти и прервать пост, а я спросил Гуру Махараджа: «Скажите, могу ли я остаться, потому что я уже прервал пост? Этим утром после рассвета я скушал немного зерновых». На что Гуру Махарадж ответил мне: «О, ты поступил неправильно». Он твердо, но с нежностью, с любовью объяснил мне, что именно этим утром есть определенный промежуток: между таким-то временем, не раньше, и таким-то временем следует прервать пост, не раньше и не позже. Может быть, это было с семи до восьми или что-то в этом роде, это время может различаться. Таким образом, я знаю из первоисточника, знаю достоверно, что важно прерывать пост в указанное в календаре время. Не то, что я откуда-то услышал, что это якобы благоприятно для нас, а я слышал это непосредственно от самого Гуру Махараджа, поэтому я достоверно знаю, что так следует поступать.

#00:53:52#

И, опять же, тогда я спросил Гуру Махараджа... Во-первых, Гуру Махарадж подчеркнул, что, когда мы прерываем пост в неправильное время, это эквивалентно не следованию Экадаши или неправильному следованию Экадаши, поэтому это важная часть. Также я спросил тогда Гуру Махараджа:

— Скажите, а следует ли мне поститься сегодня, раз я нарушил таким образом пост?

Он ответил:

— Нет. В любом случае ты сегодня уже принял зерно.

Я спрашивал:

— А следует ли мне тогда поститься завтра или в другой день?

Гуру Махарадж поразмыслил над этим вопросом и ответил:

— Нет. Просто будь осторожен в следующий раз. Более не нарушай Экадаши.

И, находясь в Индии много лет, я видел, как правило, среди западных преданных, не среди индусов, но среди преданных с Запада, бытует такое представление: «Да, я знаю, что сегодня Экадаши, мне удобнее сегодня кушать, а поститься я буду завтра». Простите, но так не делается. Вы не можете разменять свое Экадаши на другой день, завтрашний или какой-либо еще.

#00:56:19#

И еще один вопрос недавно дошел до меня. Некоторые вещи к нам приходят только сейчас, по необходимости, можно сказать. Еще одна тема никогда прежде меня не касалась, я никогда не слышал подобных версий. Итак, не так давно преданные, не в Киеве, спросили меня о том, какую мантру следует повторять на бусине Сумеру и следует ли вообще что-либо на ней повторять. Бусина Сумеру — это на четках из ста восьми бусин отдельная большая длинная бусина, которая разделяет. Обычно она очень явно заметна, выделена, ее не спутаешь ни с чем. Преданные между собой обсуждали это так: кто-то утверждал, что на этой бусине, прежде чем начать повторять круги, следует повторять Панча-таттва мантру. Другие преданные говорили: нет, на этой бусине ничего не следует повторять. И после этой дискуссии они обратились ко мне, что я скажу по этому поводу. Подобные ложные понимания, подобные заблуждения могут с легкостью накапливаться, когда один человек что-то недопонял, потом пересказал другому, тот передал другому.

#00:57:54#

Мы присутствовали при многих инициациях. Я, собственно, и сам получил инициацию у Гуру Махараджа, у Шрилы Шридхара Махараджа. И мы видели много инициаций, которые проводили и Гуру Махарадж, и Гурудев. И неизменно видели, что в своих наставлениях они всегда говорили, что на бусине Сумеру, на этой отдельной бусине, мы ничего не повторяем. И дело в том, что это правда, что перед повторением кругов, перед тем, как начать повторять джапу на четках, следует повторять Панча-таттва мантру (ее еще называют Панча-таттва маха-мантрой). Но мы не повторяем ее на какой-либо конкретной бусине, мы просто ее повторяем, прежде чем приступить к повторению своих кругов [Харе Кришна маха-мантры]. А затем начинаем повторять Харе Кришна маха-мантру, начиная с большой бусины. Не с бусины Сумеру, которая отдельная, а с большой бусины, что находится рядом с бусиной Сумеру. Таким образом, на самой этой бусине Сумеру мы никогда не повторяем каких-либо мантр.

#00:59:38#

Когда вы доходите до конца, то есть круг завершается, то вы не пересекаете Сумеру, к которой вы снова подошли с другой стороны, вы разворачиваетесь на той маленькой бусине, на которой закончился круг, разворачиваетесь назад и движетесь в обратную сторону, никогда не пересекая бусину Сумеру. И я предполагаю, что вы все-все это и так уже знали, но почему я об этом счел нужным упомянуть? Дело в том, что иногда удивляешься, откуда у людей появляются такие странные представления или вопросы. Дело в том, что тогда мне такой вопрос задавали о том, что следует ли повторять на Сумеру какую-то мантру, а неделю спустя в другом месте мне задали такой же вопрос. И поэтому я подумал: «Если этот вопрос или такое сомнение существует среди преданных, то, может быть, стоит лишний раз это проговорить и объяснить, что да, мы слышали от наших учителей, что на бусине Сумеру мы ничего не повторяем, это совершенно точно». В связи с этим, если у вас есть какие-либо вопросы, если вы не уверены в том, как точно делать что-то, если у вас есть какие-то сомнения, вопросы по деталям, и если вы думаете: «Мадхусудан Махарадж был с Гуру Махараджем много лет, он был с Гурудевом, он может мне что-то рассказать важное», то, пожалуйста, не стесняйтесь, спрашивайте, задавайте ваши вопросы. Я, по крайней мере, могу рассказать то, что я сам лично видел и слышал. Я не могу, конечно же, рассказать вам того, чего я не знаю, но я могу рассказать то, что я видел и слышал. Есть ли у вас какой-либо вопрос, который хотели бы прояснить?

#01:02:12#

Вопрос из зала: Кроме поста в Экадаши есть какие-нибудь еще рекомендации, как его правильно проводить, с каким настроением? Или какие-то особые песни, бхаджаны есть?

#01:02:49#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Да. Да, вам следует использовать определенным образом то время, что у вас высвобождается, которое вы в обычное время, в обычный день потратили бы на приготовление пищи, на собственно еду. А именно — это день, когда следует больше сил направить на служение, на джапу, на киртаны. И да, в песеннике есть некоторые особые киртаны для этого дня.

[Махарадж и Ашутош Кришна Прабху обсуждают, бхаджан «Шри Хари-васара-гити» поется утром или вечером в день Экадаши.]

#01:03:27#

Кану Прабху: «Шуддха-бхаката ватсала»

Ашутош Кришна Прабху: Это вечерняя — «Бхакта-ватсала», а утренняя — «Шри Хари-васаре Хари-киртана-видхана», 238 страница. Здесь написано: песня поется утром в дни Экадаши. Ну, просто… [неразборчиво] программа.

[Махарадж и Ашутош Кришна Прабху уточняют, какие из двух бхаджанов поются утром и вечером.]

#01:03:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Итак, по вечерам поется «ш́уддха-бхаката-чаран̣а-рен̣у», а по утрам — «ш́рӣ хари-ва̄саре хари-кӣртана-видха̄на».

Ашутош Кришна Прабху: И та, и другая песня есть в нашем песеннике. В конце [песенника] упомянуто, что в какие дни поется. Вот, перед индексом по алфавиту вы можете, если внимательно прочитаете, увидеть, что [поется] в дни Экадаши утром, вечером. Это все указано в нашем песеннике.

#01:04:56#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Если бы я знал, что сегодня будет беседа именно об Экадаши, то я бы подготовился, я бы взял с собой материалы, которые были изданы на сайте www.gaudiyadarshan.net Шрипадом Бхакти Камалом Тьяги Махараджем, — материалы наших учителей. Но если коротко, их суть сводится к тому, что [Экадаши —] это день, когда мы стараемся все делать для удовлетворения Господа. Журнал «Шри Гаудия[-даршан]» издавался много лет назад на бенгальском языке, на протяжении долгого времени нашими учителями под руководством Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Гуру Махараджа. Это сокровищница очень ценных знаний, и это большая удача для нас, что в наше время Шрипад Тьяги Махарадж мало-помалу, по небольшим частям извлекает оттуда какие-то статьи, какие-то жемчужины и публикует их в переводе на английский язык на сайте www.gaudiyadarshan.net. Что-то появляется позже также в русском переводе.

#01:06:33#

И вы спросили, что нужно делать на Экадаши, но еще есть вещи, которых не нужно делать на Экадаши. В Экадаши не следует бриться, в Экадаши не следует стричь ногти, в Экадаши не следует стричься. Но что я хотел сказать… не знаю, стоит ли говорить… Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, ждал специально наступления следующего дня после Экадаши, чтобы уйти из этого мира, вероятно думая о тех преданных, которые в будущем будут думать: а как же нам устраивать пир в честь дня ухода Гурудева в день Экадаши? Поэтому Гурудев ушел не в Экадаши, а на следующий день в двадаши. Харе Кришна!

И Гурудев, и Гуру Махарадж очень счастливы, что вы здесь, что вы здесь собираетесь. Здесь в основном у нас сейчас присутствует семья преданных. Я знаю, что есть и гости, несколько человек, кто, быть может, впервые к нам пришли. Но в основном вы все уже имеете некоторый опыт, и Гурудев, и Гуру Махарадж очень счастливы, что вы здесь.

#01:08:58#

Вы исполняете волю Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, вы исполняете предсказание Шрилы Бхактивинода Тхакура, вы исполняете волю наших учителей, распространяя способность ценить важность пения святых имен Господа, помогая другим оценить Шри Чайтанью, Шри Нитьянанду, оценить Шри Рупануга-сампрадаю, эту бесценную драгоценность.

Сейчас мы все собрались здесь. Как мы пришли в этот мир, мы достоверно не знаем. Так или иначе, мы по одному, каждый по-своему, пришли в этот мир. Но сейчас мы все собрались здесь. И в наше время желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура [таково], чтобы все — каждый мужчина, женщина и ребенок, — все собрались под знаменами Нитьянанды и Гауранги. Потому что это право, право каждого человека в эту эпоху, право соприкоснуться с этой высочайшей концепцией Нитьянанды и Гауранги. Когда вы читаете «Чайтанья-чаритамриту», то зачастую вы встречаете описание удивительных качеств паршадов, то есть вечно совершенных душ, спутников Нитьянанды и Шри Чайтаньи Махапрабху. И эти описания иногда просто изумляют.

#01:11:53#

Иногда, читая эти описания, мы думаем: «Насколько это чудесно! Как такие люди вообще могут существовать?! Какова должна быть удача тех, кто явился во времена Шри Чайтаньи, Нитьянанды и участвовали в Их играх». Но в присутствии наших учителей — Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа — мы чувствуем реальность все того же высшего мира. Мы чувствуем, что тот высший мир реален и доступен нам, доступен через пение святых имен Господа. Шрила Говинда Махарадж был, можно сказать, лучшим учеником Шрилы Гуру Махараджа, его образцово-показательным учеником и последователем с самой юности. Он пришел еще подростком. Шрила Прабхупада, в свою очередь, выражал все почтение Шриле Шридхару Махараджу, называя его своим шикша-гуру, своим наставляющим учителем, который научил его учению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И сам Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур передал этот основной поток Рупануга-сампрадаи никому иному, как Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Махараджу.

#01:14:17#

В особенности через Шрилу Прабхупаду, через Шрилу Шридхара Махараджа, через Шрилу Говинду Махараджа эта волна пения Святого Имени, эта волна Рупануга-сампрадаи заполнила весь мир. Другие великие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура, духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, неизменно оглядывались на Шрилу Шридхара Махараджа, почитая его образцом или стандартом, мерой, если угодно, с которой они соизмеряли свой собственный успех, с которой они соотносили свое собственное поведение. Они всегда смотрели на то, одобряет ли Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, то, что они делали. Если он одобрял, то они двигались в правильную сторону. Он был для них эталоном их поведения. И по своей удаче нам повезло оказаться в этом удивительном потоке. В потоке, который через Шрилу Прабхупаду, через Шрилу Говинду Махараджа восходит к Шриле Шридхару Махараджу, далее — к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.

#01:16:31#

И один момент, который подчеркивали наши учителя, — это важность верности или, иначе говоря, целомудрия по отношению к своим учителям, верности учителям. Когда же мы начинаем смотреть шире, когда мы начинаем искать самые разные источники, например, мы услышали, что некий человек, оказывается, был духовным братом другого человека: послушаю-ка я и его тоже. А такой-то человек был наставником такого-то человека: послушаю-ка я его тоже. Такие поиски, подобные блуждания, по словам Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, очень опасны для нас. Почему опасны? Потому что как мы определим, как мы поймем, кто настоящий, кто нет? Где достоверный источник, а где нет? Но у нас есть достоверный источник, и этот достоверный источник — Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, и его линия. Шрила Гурудев иногда, говоря о своем учителе, о Шриле Шридхаре Махарадже, объяснял так: «Даже если рассмотреть с нейтральной точки зрения… Со своей субъективной, не нейтральной точки зрения, я его ученик, он мой Гуру Махарадж, он для меня все. Но даже если рассмотреть с нейтральной, отстраненной точки зрения, то я могу вам точно так же сказать, — говорил Гурудев. — Шрила Гуру Махарадж — это опора, это основа всей Рупануга-сампрадаи. Вся эта линия держится благодаря ему».

#01:19:14#

Вся линия нашей сампрадаи, нашей традиции Шри Чайтанья Сарасват Матха заключается в этом. Это наш идеал — любовное служение с верой Шриле Гурудеву, Шриле Гуру Махараджу, Шриле Сарасвати Тхакуру и далее-далее-далее вплоть до Шрилы Рупы Госвами, Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды. Если мы сможем оставаться в потоке, если мы сможем сохранить свою верность основному потоку, не уходя в побочные, сторонние рукава, то тогда мы сумеем обрести все сокровище, что даруют нам наши учителя. И это суть того, что хотел нам дать Гурудев. Он хотел, чтобы мы оставались в безопасном окружении, и в этом безопасном и здоровом окружении могли спокойно повторять Харе Кришна и быть счастливыми.

#01:20:40#

Вопрос из зала: Мне приходилось читать об Экадаши, что перед Экадаши пища тоже должна быть очень легкой и без риса, можно сказать тоже экадашной. Она остается какое-то время в организме, и, допустим, если вы очень поздно ночью покушали что-то не экадашное, то на утро, можно сказать, уже нарушили Экадаши. Это так?

#01:21:39#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Раньше мы уже упоминали, что есть разные представления о принципах следования Экадаши. И наш стандарт, наш эталон, заданный нашими учителями, таков, что мы кушаем обычную пищу, то есть с зерном, как обычно, предыдущим вечером. И ничего не едим уже после этого, разумеется. В день Экадаши мы не кушаем никакого зерна. Вот таков стандарт, данный нашими учителями. И не только можно вечером кушать, иногда это даже поощряется. Например, иногда я вечером думал, что уже пропущу еду вечером перед Экадаши, полагая, что уже позднее время, очень поздно и нет аппетита, но Гурудев говорил мне: «Нет-нет, ты лучше покушай, завтра Экадаши. Ты, что, забыл?» И мы счастливы следовать тому, на что указывают наши учителя. Мы просто это принимаем. И да, вы правы, можно прочитать и то, что вы процитировали, и многие другие вещи. Есть источники, которые описывают множество различных строгих правил, норм, ограничений, связанных с Экадаши, и это может быть применимо к тем, кто желает следовать всем этим нормам. Мы следуем линии наших учителей. Во многих отношениях путь, указанный нашими учителями, — это срединный путь, что означает: какие-то аскезы есть, но не в крайней степени. Например, мы кушаем в предыдущий вечер перед Экадаши, но мы отказываемся от завтраков в день Экадаши. Срединный путь, который иногда формулируется философски как юкта-вайрагья. Это наш подход, без крайностей. А ваш вопрос по Бхагавад-гите?

#01:24:46#

Преданная: Я хотела уточнить. В прошлый раз вы говорили, что самые важная глава Бхагавад-гиты — это десятая глава, части [стихи] восемь, девять, десять, одиннадцать. Хотелось бы уточнить. Я сегодня их прочла, но хотела бы еще раз [спросить]: самые-самые важные главы я прочла или нет?

#01:25:34#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это четыре главных стиха, можно сказать. Их называют четырьмя центральными мантрами, четырьмя центральными текстами Бхагавад-гиты. Да, десятая глава, восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый тексты. Но многие стихи очень важны для нас. Например, как обратиться к Гуру, отказавшись от всего. Или другой текст: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни раздавал, делай это все ради Господа»[1]. Как обрести божественное знание? А именно, обратившись к духовному учителю, со смирением задавая уместные вопросы и служа ему[2]. Но сейчас мы цитировали или ссылались на другие стихи, а те стихи, про которые вы спросили, то есть восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый текст десятой главы, их действительно называют чатур-шлоки, и их выделяют как главнейшие, серьезнейшие. В издании Бхагавад-гиты Шрилы Шридхара Махараджа есть комментарии к этим стихам. Но это не означает, что нужно читать только эти четыре стиха. Пожалуйста, читайте всю Бхагавад-гиту.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

2  Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).




←  «Экадаши — вайшнавский пост». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия. «Проповеди хранителя преданности» (часть 4) ·• Архив новостей •· «Соблюдение Экадаши». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 18 августа 2013 года | “Observing Ekadasi.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 18 August 2013  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 83.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Традиция Экадаши

(3 апреля 2016 года. Киев, Украина)

 

Ашутош Кришна Прабху: Я попросил Махараджа рассказать что-то об Экадаши. Я вижу, что здесь собрались и уже практикующие преданные, и, может быть, гости.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Экадаши… Мы узнали об Экадаши благодаря знакомству со Шрилой Гуру Махараджем и Гурудевом.

#00:00:36#

И сегодня как раз Экадаши. Экадаши — это одиннадцатый день после новолуния и полнолуния. В данном случае после полнолуния. Кстати, последнее полнолуние одиннадцать дней назад — это была Гаура-пурнима, большой праздник.

Итак, на одиннадцатый день после полной луны, на одиннадцатый день после новой луны наступает день Экадаши. На самом деле само название «Экадаши» переводится как «одиннадцатый», одиннадцатый день. В самом деле я могу подтвердить, что и Шрила Шридхар Махарадж (Гуру Махарадж) и Шрила Гурудев (Шрила Говинда Махарадж) подчеркивали важность Экадаши. Они считали, что важно, чтобы все следовали Экадаши. Наши учителя не были в целом сторонниками слишком строгих аскез, ограничений, в особенности Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж. Однако все наши учителя подчеркивали, что важно соблюдать Экадаши. Соблюдать Экадаши — означает, как минимум, в эти дни не есть зерновых: зерновые, бобовые, чечевичные — такого рода пищу.

#00:02:40#

Когда человек хочет получить инициацию в нашей традиции, в Навадвипе, в Индии, то есть несколько вещей, понимание которых от него ожидают, прежде чем он получит посвящение. И одно из них — то, что человек должен понять: «Да, от меня ожидают, что отныне я буду следовать Экадаши».

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху обратился к Своей матери с просьбой. Это было еще до принятия Им санньясы, то есть в то время, когда Шри Чайтанья Махапрабху, Он же Гауранга Сундар, был гениальным, талантливейшим ученым, домохозяином, семейным человеком. И однажды Он обратился к Своей матушке (ее звали Шачидеви): «Матушка, могу ли Я тебя попросить кое о чем?» И Его мама отвечала, даже не зная, о чем именно Он ее попросит. Она сказала ему заранее: «Да, конечно, что бы Ты ни попросил, я непременно это исполню». Можно так сказать, дала обещание заранее. И тогда Нимай Сундар, Шри Чайтанья Махапрабху, сказал: «Мама, у Меня только одна просьба: пожалуйста, не кушай зерна на Экадаши».

#00:04:46#

И она немедленно отвечала: «Да, конечно, сынок, все сделаю, как Ты скажешь. Отныне я больше не буду кушать зерно на Экадаши». Знаете, как родители чувствуют нежность к своим детям, в особенности к маленьким детям. Если маленький ребенок о чем-то попросит своих родителей, то они сделают все, что угодно, лишь бы исполнить его просьбу. Но это была, можно сказать, неожиданная просьба со стороны Нимая Сундара. Он попросил не кушать зерна на Экадаши.

В писаниях описаны различные вещи: об Экадаши, о том, что происходит с зерновыми в этот день. Но можно сказать, что подтверждение идеи, что Экадаши следовать важно, пришло около пятисот лет назад вместе с тем самым Нимаем Сундаром.

И в случае наших учителей, то есть Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа, мы знаем, что они ожидали, чтобы преданные следовали Экадаши, соблюдали этот пост на Экадаши. Также важно соблюдать точное время выхода из поста, так называемый паран, который происходит на следующий день после Экадаши. Обычно этот день совпадает с двадаши.

#00:07:22#

Я расскажу один пример, одну историю о следовании Экадаши. Однажды один преданный, семейный человек, у него была жена, двое детей; его жена не была преданной, и его двое детей тоже не были преданными, но они были хорошие люди… Итак, этот преданный приехал в Калькутту, точнее прилетел в Калькутту и немедленно отправился [в Навадвипу], чтобы встретиться с Гурудевом. И они добрались как раз утром, можно сказать, поздним утром. И преданный прежде всего отправился к Шриле Гурудеву, предложил ему свои поклоны. Мы обычно так и поступаем, когда приезжаем издалека — мы прежде всего идем к Гурудеву, предлагаем ему свои поклоны. И тот преданный, поскольку прилетел издалека, он стал рассказывать [о себе]; Гурудев стал расспрашивать, как у него дела, все ли хорошо. То есть, приехав откуда-либо, мы прежде всего, так сказать, регистрируемся у Гурудева, отмечаемся у него. И обычно Гурудев заботится о том, чтобы преданные, которые приехали, сразу же получили прасадам, освященную пищу, чтобы они сразу же могли покушать и почувствовали себя как дома.

#00:09:30#

И Гурудев в этот день сказал этому преданному: «К сожалению, поскольку сегодня Экадаши, то сейчас утром у нас нет готовой пищи, чтобы тебя накормить». Дело в том, что в наших храмах традиционно в дни Экадаши не завтракают, поэтому на завтрак ничего не готовится. Поэтому Гурудев сказал ему: «Поэтому мы сейчас накормить тебя не можем, но скоро уже будет обед, и на обед, конечно же, будет анукалпа». То есть прасадам, освященная пища без зерновых, пища, допустимая на Экадаши. И тот преданный отвечал Гурудеву:

— О, нет, не переживайте, пожалуйста, я уже покушал, пока мы летели в самолете. В самолете я покушал.

— А что вы покушали? — спросил Гурудев.

— Ну, там был рис и такие-то блюда… — преданный подробно описал, что именно он кушал.

Тот преданный размышлял так: «В этот день я, поскольку путешествую, поскольку я нахожусь с семьей, у меня нет возможности соблюдать Экадаши». И тогда Гурудев с большой силой подчеркнул тому преданному:

— Прабху, то, что вы сделали, то, как вы поступили, — это неправильно.

Он подчеркнул это, но он обращался к нему с нежностью. Можно так сказать, что он отругал этого преданного. Он сказал:

— Прабху, вы преданный, вы инициированы, поэтому вы должны следовать Экадаши. У вашей семьи другое положение, они могут не следовать, они не преданные, от них это не ожидается.

Таким образом Гурудев подчеркнул этому преданному, что от него ожидается, что он будет соблюдать Экадаши.

#00:12:24#

Поэтому, вне зависимости от наших обстоятельств, идет ли речь о том, что мы путешествуем или у нас какая-то тяжелая работа — мы весь день грузили мешки, в любом случае не следует думать: «О, если я сегодня так тяжело трудился, то мне можно поесть и зернового, я могу поесть риса». Нет. Наши учителя снова и снова повторяли, подчеркивали: «Мы следуем дням Экадаши, и [это] следование означает, по крайней мере, не есть зерновые, зернобобовые в день Экадаши». И да, я знаю, сразу же могут возникнуть множество «почему?». «А почему, а почему, а почему?» Но если мы оставим в стороне эти «почему?» и скажем просто: «Потому что наши хранители, наши опекуны, наши любящие хранители, наши учителя попросили нас следовать Экадаши», — тогда все становится просто. И мы делаем это, то есть мы следуем Экадаши, потому что это хорошо для нас. Это способствует нашему развитию в духе преданности. Кроме того, день Экадаши — это день самого Кришны, поэтому это удачный день для того, чтобы, соблюдая его, удовлетворить Кришну.

#00:14:03#

Шрила Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, в своих книгах так же указывает, что соблюдение Экадаши полезно для вашего здоровья. Ведь тогда ваша пищеварительная система два раза в месяц получает перерыв на один день. Перерыв от переваривания тяжелой зерновой пищи. Поэтому наши учителя всегда хотят делать то, что вам во благо. Поэтому мы будем соблюдать Экадаши. И да, вы можете услышать различные версии о том, как следует соблюдать Экадаши. Кто-то скажет, что в день Экадаши нельзя есть ничего вплоть до следующего дня, до выхода из поста. Кто-то скажет: «Ну, можно, по крайней мере, воды попить, но только вечером, после захода солнца». А кто-то скажет: «Можно кушать только то, что растет над поверхностью земли, то есть овощи можно, но только те, которые растут над поверхностью земли». Есть много различных версий. Мы следуем тому, о чем нас попросили Гуру. И наши Гуру дали нам следующий стандарт, следующую норму соблюдения Экадаши: в дни Экадаши мы не кушаем зерновые, бобовые, чечевичные — эти категории пищи.

#00:16:42#

Это правда, что когда мы живем в храме, то следовать Экадаши легко. Это получается само собою, потому что в храме мы питаемся тем, чем нас кормят, что нам дают. И в храме, разумеется, в эти дни для преданных готовят только экадашную пищу без зерна. Другое дело, когда мы путешествуем, как в случае того преданного, который путешествовал, летел в самолете, тогда труднее, потому что, если мы путешествуем, то нам остается кушать только яблоки, бананы да арахис. И часть принципа Экадаши заключается в том, что это не тот день, когда мы пытаемся наслаждать себя прежде всего. На самом деле это касается всех дней, но в особенности дня Экадаши. В этот день мы стараемся сосредоточиться на удовлетворении Господа — Он наслаждается. А себя мы соответственно стараемся ограничить в удовольствиях. Это день, когда мы посвящаем как можно больше сил удовлетворению Господа. И на самом деле одно из альтернативных обозначений таких дней, как Экадаши, — это день Хари, день Господа. Поэтому соблюдение Экадаши — это, если угодно, минимальная аскеза. Но это помогает нам помнить в особенности то, что сегодня — день Господа.

#00:18:56#

Прожив в Индии, в Навадвипе много лет, мы замечали, что очень многие преданные, приехавшие из западного мира в Индию, думают, что самый лучший день для крепкого обеда — это как раз Экадаши. Потому что во все остальные дни, кроме Экадаши, типичный обед в храмах состоит из риса, огромного количества риса. Вы можете, даже не глядя, предсказать, что кушают — много риса. Также горчичное масло, которое нельзя кушать на Экадаши, и большое количество чили, которое нельзя или не следует кушать на Экадаши. Поэтому многие преданные, больше привыкшие к западной кулинарии, на Экадаши радуются: «Ура! Наконец-то снова Экадаши, поменьше чили!» И мы видели, что наши западные преданные также очень сведущи в том, как готовить всевозможные блюда экадашного характера, то есть без зернобобовых, вкусные блюда без зерна. На самом деле то, что мы кушаем на Экадаши, технически называется анукалпа. Дословно — «небольшое количество пищи». Ану означает «маленькая», «маленькое количество». Это означает, что мы принимаем небольшое количество пищи. Такова идея — просто чтобы поддержать в себе силы, чтобы у нас были силы на дальнейшую севу. В конце концов, день Экадаши — это день, когда мы пытаемся с еще большей энергией совершать свою севу, заниматься служением. Таковы некоторые мысли об Экадаши. Есть ли какой-либо вопрос об Экадаши?

#00:22:25#

И прежде чем кто-либо задаст такой вопрос, я заранее отвечу на него. Что? Шоколад?! Нет, нельзя! Иногда люди думают: ну, ведь шоколад — это бобы или вид фрукта (какао-бобы), или это вид зерна? Гурудеву задавали этот вопрос неоднократно, и он рассматривал это с такой стороны: «Вне зависимости от того, чем считать какао-бобы, шоколад — считать ли это зерном, бобом или фруктом, — дело не в этом. Дело в том, что употребление шоколада противоречит самому духу Экадаши». Поэтому нет, в Экадаши шоколад кушать не следует.

#00:23:05#

Вопрос из зала: А спагетти? Это что у нас — тоже зерно?

#00:23:20#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Ну, это же из пшеницы делается. Конечно, зерно. Это же из пшеницы. Спагетти из пшеницы.

#00:23:29#

Вопрос из зала: А орехи?

#00:23:34#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Орехи — да, можно кушать орехи на Экадаши. Понимаете, я-то жил в Индии, а в Индии есть только арахис. Поэтому, когда вы говорите «орехи», то у меня сразу же ассоциация: орехи — арахис. Я не владею всякими техническими деталями, то есть [не могу] все виды орехов проанализировать. Я не знаю, что говорят конкретно о грецких орехах, о других видах орехов, поэтому мне пришлось бы проконсультироваться с кем-то, кто знает лучше, чтобы ответить на подробные вопросы: какие орехи и когда [следует принимать в пищу]. Но я могу сказать вам, что кушают или как поступают в нашем центральном, в нашем главном Матхе, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, который является родным домом на самом деле для всех нас. В этот день они кушают корнеплоды, фрукты и молочные продукты. То есть в этот день в нашем храме в Навадвипе, например, не кушают капусту, цветную капусту, другие овощи, но только корнеплоды, фрукты. Также не кушают то, что красного цвета, например, свеклу, хотя она [растет] под землей, [этот] корнеплод в Экадаши в нашем храме, в Навадвипе, также не кушают.

#00:25:36#

И поскольку арахис иначе называется земляным орехом, то есть он растет под землей, поэтому арахис кушают в дни Экадаши. Типичная еда в день Экадаши в нашем храме — это картошка и зеленая папайя, такая жидкая похлебка из картошки и зеленой папайи. [Также подается] отдельно жареная картошка. На чем жарят, правда, я не уверен. И имбирь используют, чтобы добавить немножко такого «дзиня» дословно. [Смех в зале.] На десерт готовят сладкое блюдо из тапиоки, которое еще называется сегулы, если я не ошибаюсь, или какое-то название близкое к этому. Это также растет под землей и выглядит как снег, как снежинки, белые маленькие шарики. И молочные продукты. [Обращаясь к кому-то в зале.] Я вижу, у вас на футболке написано «веган». Мы можем также затронуть вопрос веганства сейчас, потому что в западном мире эта тема вызывает большие споры, следует ли употреблять в пищу молоко, молочные продукты или нет.

#00:28:32#

Именно этот вопрос о том, следует ли употреблять в пищу молоко или не следует, задавали самому Гурудеву, Шриле Говинде Махараджу. И не просто задавали отвлеченно или вскользь, но очень подробно сопроводили этот вопрос описанием всех ужасов, всех страшных вещей, что происходят в молочной индустрии. Я не знаю, как здесь, но во многих странах молочная индустрия связана с ужасными вещами, со страданиями животных. Таким образом, вопрос был сформулирован в таком духе: «С мясом все понятно, мясо — это явное убийство животных, [принимать в пищу мясо] нельзя, это отвратительно; но молочная индустрия также отвратительна, она также преступна», — говорили люди, которые задавали этот вопрос Гурудеву. И я присутствовал непосредственно при этом случае, когда люди спрашивали Гурудева. Не то, что я услышал это в чьем-то пересказе, я сам был там. Этот вопрос сопроводили красочным описанием всего плохого, что происходит при получении молока. И в итоге спросили: «Поэтому нам кажется, и многие преданные считают, что от молочных продуктов следует отказаться. Но, — продолжали преданные. — У нас есть вы — Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, поэтому, пожалуйста, скажите, как правильно?»

#00:30:06#

И Гурудев отвечал: «Если у вас есть возможность, то старайтесь брать молоко из чистого места». Например, у нас, в Навадвипе, есть своя собственная гошала, свой собственный коровник, где преданные заботятся о коровах, которые счастливо живут до естественной смерти. Далее Гурудев рассуждал таким образом: «Мы пытаемся служить Кришне, Кришне очень нравится молоко, поэтому мы будем предлагать Кришне молоко, даже если единственное молоко, которое мы можем получить в наших условиях, — это молоко из супермаркета, которое, вполне вероятно, связано со всеми вышеупомянутыми страданиями, с очень тяжелыми обстоятельствами». Далее Гурудев рассматривал эту ситуацию так: «Во-первых, если мы не будем предлагать это молоко Кришне, то Кришна не будет доволен. А если мы будем предлагать это молоко Кришне, то и все те коровы и телята, которые участвовали в том, чтобы дать это молоко, все они так же обретут благо. Ведь как иначе все эти коровы, которые страдают в молочной индустрии, обретут духовное благо, если преданные перестанут предлагать Кришне молоко, полученное таким образом?»

#00:33:04#

В другой раз нас пригласили на дебаты, на публичную дискуссию, посвященную этой теме. Собственно, тогда я и узнал, что это очень большая дискуссия, очень спорный вопрос в западном мире. Туда были приглашены очень большие люди, в том числе крупные политики. Если не ошибаюсь, там был даже кто-то из министров Индии. Туда пригласили представителей ИСККОН, представителей Джи-Би-Си — руководящего комитета ИСККОН, туда пригласили нас, многие люди там присутствовали. И все преданные, все участники этого собрания пытались прийти к выводу: следует ли преданным в таких условиях использовать молоко или следует от него отказаться? И, согласно плану этого собрания, потом должно было произойти голосование, и результаты этого голосования, то есть большинства голосов, определят, будут ли после этого вайшнавы принимать молоко в таких условиях или же откажутся от него.

#00:35:05#

Мы же в очень удачном положении. Поскольку нам нет необходимости собираться в круг, организовывать круглый стол, устраивать голосование: девять голосов против трех голосов, двадцать семь против двенадцати или что-то в этом роде. У нас есть один достоверный источник, к которому мы обращаемся, которому мы полностью доверяем, — наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж. И если он принял какое-то решение, то мы просто следуем ему, потому что он [так] сказал. Хотя он также приводит обоснование, почему это разумная идея, почему так следует поступать. Таким образом, мы спасены от бесконечных комитетов, совещаний, голосований, и если же нас пригласят на какие-то совещания такого характера, где люди проигнорируют или не примут доводы, которые привел наш Гурудев, то какое тогда от этого для нас благо? Мы стараемся отдать все свои силы служению, мы пытаемся отдать свою голову, свои силы, свою жизнь в служении центру, в служении нашему духовному учителю, Шриле Говинде Махараджу.

#00:36:45#

Такова вайшнавская точка зрения. Конечно же, среди людей, среди вайшнавов в том числе, встречаются и веганы, встречаются фрукторианцы, встречаются люди разных воззрений, взглядов. Этому по личным причинам люди могут следовать. Кто-то для здоровья, кто-то по каким-то личным мотивам. Но вайшнавская точка зрения такова, что мы принимаем молоко, мы предлагаем его Кришне и принимаем эти молочные продукты.

И, возвращаясь к той истории с тем преданным, который, когда летел на самолете в день Экадаши, кушал рис: тот преданный, объясняя свое поведение, сказал Гурудеву:

— Да, но я слышал, что, если путешествуешь, тогда можно кушать зерно даже в Экадаши.

Гурудев спросил его строго:

— Где ты это слышал?!

И он сказал:

— В такой-то миссии, одной из братских миссий.

И Гурудев сказал:

— Ну, неважно где слышал, но это не так. Мы следуем нашей традиции.

И опять мы возвращаемся к этому моменту, что мы находимся в очень удачливом положении. Мы спасены от бесконечных сомнений, обсуждений, споров, голосований: а может быть так можно поступать, а может быть так не следует делать, когда у нас есть один центр — наш духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж. И если он говорит каким-то образом, то мы следуем этому. Это большая наша удача.

#00:39:27#

Но по личным причинам люди, конечно же, могут быть и веганами, и фрукторианцами. Например, я немедленно могу вспомнить минимум два примера преданных, которые питаются как на Экадаши каждый день в году, триста шестьдесят пять дней в году. Просто у них, так сказать, вечный Экадаши. У нас есть преданные, которые чего только ни делают. [Смех в зале.] Некоторые занимаются антигравитационной йогой. И Гурудев никогда не останавливал, не отговаривал преданных. Это личное дело каждого, какую диету для себя выбирать. Человек имеет в этом свободу. Другое дело, что у нас есть наша традиционная вайшнавская точка зрения, а если конкретнее, то вайшнавская точка зрения именно нашей семьи. И в тех случаях, когда возникают подобные дискуссии, мы неизменно ссылаемся на мнения наших учителей, на мнение Гурудева.

Есть ли еще вопросы? У вас был вопрос, да? Вы же поднимали руку. А, про орехи, да? А кто знает — может быть, кто-то из собравшихся, — на самом деле знает, не предполагает, а знает, какие орехи можно есть на Экадаши, а какие нет? В Навадвипе, насколько я знаю, орехов даже и не купить. [Смеется.] Может, и можно, но я не знаю таких мест.

#00:41:44#

Вопрос из зала: А мед можно?

#00:41:48#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Мед? Да, мед можно кушать.

#00:41:57#

Вопрос из зала: А почему не завтракают в Навадвипе?

#00:42:07#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Потому что так устроил Гуру Махарадж. И Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, поддерживал этот стандарт везде, но в особенности в Навадвипе. Не только в этом вопросе, но и во многих других деталях он старался тщательно придерживаться, если только есть такая возможность, тех стандартов, которые были заданы Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем.

Итак, это правда, что в дни Экадаши в нашем храме, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, не подают завтрак. Однако это не означает, что вы не имеете право пойти на рынок и купить там папайю или еще какие-то фрукты, какую-то пищу, приготовить для себя что-то самостоятельно и скушать. Никто не будет на вас косо из-за этого смотреть, говорить: «О, ты нарушил Экадаши, это нехорошо». Это нормальное положение вещей. Но мы, живущие в храме, иногда единственно как узнаем, что наступил Экадаши — приходишь на завтрак, а никого нет. «А, Экадаши сегодня!»

#00:44:09#

И вы могли заметить, что именно в Экадаши просыпается очень большой голод на завтрак. В другие дни еще ладно, по-разному: ну, завтрак, хорошо. Но в этот день — нет. Вот сегодня мне точно нужно позавтракать! И это как раз Экадаши. И лекарства являются исключением из этого правила. Лекарства можно принимать на Экадаши, если это в самом деле лекарство, если это не предлог: «У меня есть очень вкусненькое лекарство, наемся-ка я им». [Смех в зале.] В Индии часто люди говорят, что Экадаши обязательны для следования людьми с определенного детского возраста и до определенного пожилого возраста. Для более молодых и более старых это необязательно. Однажды один из преданных процитировал эту ссылку на писание, обратившись к Гурудеву. На самом деле нет никакой необходимости ссылаться на писания, обращаясь к Гурудеву, он и так прекрасно знает все. Но, так или иначе, поскольку Гурудев иногда проявлял свои игры плохого здоровья, в особенности в пожилом возрасте, то один из преданных сослался на этот пример. Но Гурудев даже в самом пожилом возрасте всегда следовал Экадаши, то есть не то, что он в какой-то момент, после определенного дня рождения сказал: «Все, отлично, вот теперь отныне мне можно наконец-то кушать зерно на Экадаши». Он следовал ему до самого конца, вплоть до своего ухода, до пожилого возраста. То же самое можно сказать о Шриле Гуру Махарадже: он также вплоть до своих зрелых лет, до девяноста лет, всегда соблюдал Экадаши, до самого ухода.

#00:47:37#

Также важно соблюдать точное время прерывания поста. В календаре всегда указано точное время: прервать пост следует на следующий день между таким-то временем и таким-то временем. И меня лично ругал Шрила Гуру Махарадж однажды за нарушение этого правила, поэтому я точно знаю, что важно прерывать пост именно в этот интервал, в это время, в противном случае мы нарушаем Экадаши. Я пришел к Гуру Махараджу, и большинство из тех, кто пришли к Гуру Махараджу в те годы, то поколение, пожалуй, большинство преданных того времени пришли к Гуру Махараджу после некоторого опыта [духовной практики] в одной из наших братских вайшнавских миссий.

#00:49:13#

Прежде в другом месте меня учили, что следует прерывать пост между рассветом и каким-то определенным временем, которое может варьироваться. И мне говорили: вообще в целом лучше всего как можно раньше после рассвета, в первые мгновения прерывать пост, поскольку иногда не знаешь, до какого времени ограничение, когда последний срок, когда можно прерывать пост. Я не знаю точно, кто именно меня там научил [этому], но это было общепринятым знанием, все поступали так. И я никогда не слышал ранее о том, что бывает точное время, с которого нужно начинать пост и до которого нужно успеть прервать пост. И уже позже, когда я пришел к Гуру Махараджу, пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх, это было зимой восемьдесят третьего года, я на следующий день после Экадаши, как только взошло солнце, прервал пост и затем, позже, отправился на веранду к Шриле Гуру Махараджу. Он этим утром сидел на своей кровати, той кровати, которая была ближе к внешнему миру, то есть кровать [у стены], которая обращена к Ганге, к Говинда-кунде. Он сидел и беседовал. Тем утром было очень немного человек у него, быть может, всего четыре человека сидело у него. И в какой-то момент он сказал: «Итак, теперь вы можете пойти и прервать пост после Экадаши».

#00:52:24#

Тогда трое преданных, сидевших рядом со мной, поднялись, чтобы пойти и прервать пост, а я спросил Гуру Махараджа: «Скажите, могу ли я остаться, потому что я уже прервал пост? Этим утром после рассвета я скушал немного зерновых». На что Гуру Махарадж ответил мне: «О, ты поступил неправильно». Он твердо, но с нежностью, с любовью объяснил мне, что именно этим утром есть определенный промежуток: между таким-то временем, не раньше, и таким-то временем следует прервать пост, не раньше и не позже. Может быть, это было с семи до восьми или что-то в этом роде, это время может различаться. Таким образом, я знаю из первоисточника, знаю достоверно, что важно прерывать пост в указанное в календаре время. Не то, что я откуда-то услышал, что это якобы благоприятно для нас, а я слышал это непосредственно от самого Гуру Махараджа, поэтому я достоверно знаю, что так следует поступать.

#00:53:52#

И, опять же, тогда я спросил Гуру Махараджа... Во-первых, Гуру Махарадж подчеркнул, что, когда мы прерываем пост в неправильное время, это эквивалентно не следованию Экадаши или неправильному следованию Экадаши, поэтому это важная часть. Также я спросил тогда Гуру Махараджа:

— Скажите, а следует ли мне поститься сегодня, раз я нарушил таким образом пост?

Он ответил:

— Нет. В любом случае ты сегодня уже принял зерно.

Я спрашивал:

— А следует ли мне тогда поститься завтра или в другой день?

Гуру Махарадж поразмыслил над этим вопросом и ответил:

— Нет. Просто будь осторожен в следующий раз. Более не нарушай Экадаши.

И, находясь в Индии много лет, я видел, как правило, среди западных преданных, не среди индусов, но среди преданных с Запада, бытует такое представление: «Да, я знаю, что сегодня Экадаши, мне удобнее сегодня кушать, а поститься я буду завтра». Простите, но так не делается. Вы не можете разменять свое Экадаши на другой день, завтрашний или какой-либо еще.

#00:56:19#

И еще один вопрос недавно дошел до меня. Некоторые вещи к нам приходят только сейчас, по необходимости, можно сказать. Еще одна тема никогда прежде меня не касалась, я никогда не слышал подобных версий. Итак, не так давно преданные, не в Киеве, спросили меня о том, какую мантру следует повторять на бусине Сумеру и следует ли вообще что-либо на ней повторять. Бусина Сумеру — это на четках из ста восьми бусин отдельная большая длинная бусина, которая разделяет. Обычно она очень явно заметна, выделена, ее не спутаешь ни с чем. Преданные между собой обсуждали это так: кто-то утверждал, что на этой бусине, прежде чем начать повторять круги, следует повторять Панча-таттва мантру. Другие преданные говорили: нет, на этой бусине ничего не следует повторять. И после этой дискуссии они обратились ко мне, что я скажу по этому поводу. Подобные ложные понимания, подобные заблуждения могут с легкостью накапливаться, когда один человек что-то недопонял, потом пересказал другому, тот передал другому.

#00:57:54#

Мы присутствовали при многих инициациях. Я, собственно, и сам получил инициацию у Гуру Махараджа, у Шрилы Шридхара Махараджа. И мы видели много инициаций, которые проводили и Гуру Махарадж, и Гурудев. И неизменно видели, что в своих наставлениях они всегда говорили, что на бусине Сумеру, на этой отдельной бусине, мы ничего не повторяем. И дело в том, что это правда, что перед повторением кругов, перед тем, как начать повторять джапу на четках, следует повторять Панча-таттва мантру (ее еще называют Панча-таттва маха-мантрой). Но мы не повторяем ее на какой-либо конкретной бусине, мы просто ее повторяем, прежде чем приступить к повторению своих кругов [Харе Кришна маха-мантры]. А затем начинаем повторять Харе Кришна маха-мантру, начиная с большой бусины. Не с бусины Сумеру, которая отдельная, а с большой бусины, что находится рядом с бусиной Сумеру. Таким образом, на самой этой бусине Сумеру мы никогда не повторяем каких-либо мантр.

#00:59:38#

Когда вы доходите до конца, то есть круг завершается, то вы не пересекаете Сумеру, к которой вы снова подошли с другой стороны, вы разворачиваетесь на той маленькой бусине, на которой закончился круг, разворачиваетесь назад и движетесь в обратную сторону, никогда не пересекая бусину Сумеру. И я предполагаю, что вы все-все это и так уже знали, но почему я об этом счел нужным упомянуть? Дело в том, что иногда удивляешься, откуда у людей появляются такие странные представления или вопросы. Дело в том, что тогда мне такой вопрос задавали о том, что следует ли повторять на Сумеру какую-то мантру, а неделю спустя в другом месте мне задали такой же вопрос. И поэтому я подумал: «Если этот вопрос или такое сомнение существует среди преданных, то, может быть, стоит лишний раз это проговорить и объяснить, что да, мы слышали от наших учителей, что на бусине Сумеру мы ничего не повторяем, это совершенно точно». В связи с этим, если у вас есть какие-либо вопросы, если вы не уверены в том, как точно делать что-то, если у вас есть какие-то сомнения, вопросы по деталям, и если вы думаете: «Мадхусудан Махарадж был с Гуру Махараджем много лет, он был с Гурудевом, он может мне что-то рассказать важное», то, пожалуйста, не стесняйтесь, спрашивайте, задавайте ваши вопросы. Я, по крайней мере, могу рассказать то, что я сам лично видел и слышал. Я не могу, конечно же, рассказать вам того, чего я не знаю, но я могу рассказать то, что я видел и слышал. Есть ли у вас какой-либо вопрос, который хотели бы прояснить?

#01:02:12#

Вопрос из зала: Кроме поста в Экадаши есть какие-нибудь еще рекомендации, как его правильно проводить, с каким настроением? Или какие-то особые песни, бхаджаны есть?

#01:02:49#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Да. Да, вам следует использовать определенным образом то время, что у вас высвобождается, которое вы в обычное время, в обычный день потратили бы на приготовление пищи, на собственно еду. А именно — это день, когда следует больше сил направить на служение, на джапу, на киртаны. И да, в песеннике есть некоторые особые киртаны для этого дня.

[Махарадж и Ашутош Кришна Прабху обсуждают, бхаджан «Шри Хари-васара-гити» поется утром или вечером в день Экадаши.]

#01:03:27#

Кану Прабху: «Шуддха-бхаката ватсала»

Ашутош Кришна Прабху: Это вечерняя — «Бхакта-ватсала», а утренняя — «Шри Хари-васаре Хари-киртана-видхана», 238 страница. Здесь написано: песня поется утром в дни Экадаши. Ну, просто… [неразборчиво] программа.

[Махарадж и Ашутош Кришна Прабху уточняют, какие из двух бхаджанов поются утром и вечером.]

#01:03:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Итак, по вечерам поется «ш́уддха-бхаката-чаран̣а-рен̣у», а по утрам — «ш́рӣ хари-ва̄саре хари-кӣртана-видха̄на».

Ашутош Кришна Прабху: И та, и другая песня есть в нашем песеннике. В конце [песенника] упомянуто, что в какие дни поется. Вот, перед индексом по алфавиту вы можете, если внимательно прочитаете, увидеть, что [поется] в дни Экадаши утром, вечером. Это все указано в нашем песеннике.

#01:04:56#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Если бы я знал, что сегодня будет беседа именно об Экадаши, то я бы подготовился, я бы взял с собой материалы, которые были изданы на сайте www.gaudiyadarshan.net Шрипадом Бхакти Камалом Тьяги Махараджем, — материалы наших учителей. Но если коротко, их суть сводится к тому, что [Экадаши —] это день, когда мы стараемся все делать для удовлетворения Господа. Журнал «Шри Гаудия[-даршан]» издавался много лет назад на бенгальском языке, на протяжении долгого времени нашими учителями под руководством Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Гуру Махараджа. Это сокровищница очень ценных знаний, и это большая удача для нас, что в наше время Шрипад Тьяги Махарадж мало-помалу, по небольшим частям извлекает оттуда какие-то статьи, какие-то жемчужины и публикует их в переводе на английский язык на сайте www.gaudiyadarshan.net. Что-то появляется позже также в русском переводе.

#01:06:33#

И вы спросили, что нужно делать на Экадаши, но еще есть вещи, которых не нужно делать на Экадаши. В Экадаши не следует бриться, в Экадаши не следует стричь ногти, в Экадаши не следует стричься. Но что я хотел сказать… не знаю, стоит ли говорить… Шрила Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, ждал специально наступления следующего дня после Экадаши, чтобы уйти из этого мира, вероятно думая о тех преданных, которые в будущем будут думать: а как же нам устраивать пир в честь дня ухода Гурудева в день Экадаши? Поэтому Гурудев ушел не в Экадаши, а на следующий день в двадаши. Харе Кришна!

И Гурудев, и Гуру Махарадж очень счастливы, что вы здесь, что вы здесь собираетесь. Здесь в основном у нас сейчас присутствует семья преданных. Я знаю, что есть и гости, несколько человек, кто, быть может, впервые к нам пришли. Но в основном вы все уже имеете некоторый опыт, и Гурудев, и Гуру Махарадж очень счастливы, что вы здесь.

#01:08:58#

Вы исполняете волю Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, вы исполняете предсказание Шрилы Бхактивинода Тхакура, вы исполняете волю наших учителей, распространяя способность ценить важность пения святых имен Господа, помогая другим оценить Шри Чайтанью, Шри Нитьянанду, оценить Шри Рупануга-сампрадаю, эту бесценную драгоценность.

Сейчас мы все собрались здесь. Как мы пришли в этот мир, мы достоверно не знаем. Так или иначе, мы по одному, каждый по-своему, пришли в этот мир. Но сейчас мы все собрались здесь. И в наше время желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура [таково], чтобы все — каждый мужчина, женщина и ребенок, — все собрались под знаменами Нитьянанды и Гауранги. Потому что это право, право каждого человека в эту эпоху, право соприкоснуться с этой высочайшей концепцией Нитьянанды и Гауранги. Когда вы читаете «Чайтанья-чаритамриту», то зачастую вы встречаете описание удивительных качеств паршадов, то есть вечно совершенных душ, спутников Нитьянанды и Шри Чайтаньи Махапрабху. И эти описания иногда просто изумляют.

#01:11:53#

Иногда, читая эти описания, мы думаем: «Насколько это чудесно! Как такие люди вообще могут существовать?! Какова должна быть удача тех, кто явился во времена Шри Чайтаньи, Нитьянанды и участвовали в Их играх». Но в присутствии наших учителей — Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа — мы чувствуем реальность все того же высшего мира. Мы чувствуем, что тот высший мир реален и доступен нам, доступен через пение святых имен Господа. Шрила Говинда Махарадж был, можно сказать, лучшим учеником Шрилы Гуру Махараджа, его образцово-показательным учеником и последователем с самой юности. Он пришел еще подростком. Шрила Прабхупада, в свою очередь, выражал все почтение Шриле Шридхару Махараджу, называя его своим шикша-гуру, своим наставляющим учителем, который научил его учению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И сам Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур передал этот основной поток Рупануга-сампрадаи никому иному, как Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Махараджу.

#01:14:17#

В особенности через Шрилу Прабхупаду, через Шрилу Шридхара Махараджа, через Шрилу Говинду Махараджа эта волна пения Святого Имени, эта волна Рупануга-сампрадаи заполнила весь мир. Другие великие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура, духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, неизменно оглядывались на Шрилу Шридхара Махараджа, почитая его образцом или стандартом, мерой, если угодно, с которой они соизмеряли свой собственный успех, с которой они соотносили свое собственное поведение. Они всегда смотрели на то, одобряет ли Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, то, что они делали. Если он одобрял, то они двигались в правильную сторону. Он был для них эталоном их поведения. И по своей удаче нам повезло оказаться в этом удивительном потоке. В потоке, который через Шрилу Прабхупаду, через Шрилу Говинду Махараджа восходит к Шриле Шридхару Махараджу, далее — к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.

#01:16:31#

И один момент, который подчеркивали наши учителя, — это важность верности или, иначе говоря, целомудрия по отношению к своим учителям, верности учителям. Когда же мы начинаем смотреть шире, когда мы начинаем искать самые разные источники, например, мы услышали, что некий человек, оказывается, был духовным братом другого человека: послушаю-ка я и его тоже. А такой-то человек был наставником такого-то человека: послушаю-ка я его тоже. Такие поиски, подобные блуждания, по словам Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа, очень опасны для нас. Почему опасны? Потому что как мы определим, как мы поймем, кто настоящий, кто нет? Где достоверный источник, а где нет? Но у нас есть достоверный источник, и этот достоверный источник — Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, и его линия. Шрила Гурудев иногда, говоря о своем учителе, о Шриле Шридхаре Махарадже, объяснял так: «Даже если рассмотреть с нейтральной точки зрения… Со своей субъективной, не нейтральной точки зрения, я его ученик, он мой Гуру Махарадж, он для меня все. Но даже если рассмотреть с нейтральной, отстраненной точки зрения, то я могу вам точно так же сказать, — говорил Гурудев. — Шрила Гуру Махарадж — это опора, это основа всей Рупануга-сампрадаи. Вся эта линия держится благодаря ему».

#01:19:14#

Вся линия нашей сампрадаи, нашей традиции Шри Чайтанья Сарасват Матха заключается в этом. Это наш идеал — любовное служение с верой Шриле Гурудеву, Шриле Гуру Махараджу, Шриле Сарасвати Тхакуру и далее-далее-далее вплоть до Шрилы Рупы Госвами, Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды. Если мы сможем оставаться в потоке, если мы сможем сохранить свою верность основному потоку, не уходя в побочные, сторонние рукава, то тогда мы сумеем обрести все сокровище, что даруют нам наши учителя. И это суть того, что хотел нам дать Гурудев. Он хотел, чтобы мы оставались в безопасном окружении, и в этом безопасном и здоровом окружении могли спокойно повторять Харе Кришна и быть счастливыми.

#01:20:40#

Вопрос из зала: Мне приходилось читать об Экадаши, что перед Экадаши пища тоже должна быть очень легкой и без риса, можно сказать тоже экадашной. Она остается какое-то время в организме, и, допустим, если вы очень поздно ночью покушали что-то не экадашное, то на утро, можно сказать, уже нарушили Экадаши. Это так?

#01:21:39#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Раньше мы уже упоминали, что есть разные представления о принципах следования Экадаши. И наш стандарт, наш эталон, заданный нашими учителями, таков, что мы кушаем обычную пищу, то есть с зерном, как обычно, предыдущим вечером. И ничего не едим уже после этого, разумеется. В день Экадаши мы не кушаем никакого зерна. Вот таков стандарт, данный нашими учителями. И не только можно вечером кушать, иногда это даже поощряется. Например, иногда я вечером думал, что уже пропущу еду вечером перед Экадаши, полагая, что уже позднее время, очень поздно и нет аппетита, но Гурудев говорил мне: «Нет-нет, ты лучше покушай, завтра Экадаши. Ты, что, забыл?» И мы счастливы следовать тому, на что указывают наши учителя. Мы просто это принимаем. И да, вы правы, можно прочитать и то, что вы процитировали, и многие другие вещи. Есть источники, которые описывают множество различных строгих правил, норм, ограничений, связанных с Экадаши, и это может быть применимо к тем, кто желает следовать всем этим нормам. Мы следуем линии наших учителей. Во многих отношениях путь, указанный нашими учителями, — это срединный путь, что означает: какие-то аскезы есть, но не в крайней степени. Например, мы кушаем в предыдущий вечер перед Экадаши, но мы отказываемся от завтраков в день Экадаши. Срединный путь, который иногда формулируется философски как юкта-вайрагья. Это наш подход, без крайностей. А ваш вопрос по Бхагавад-гите?

#01:24:46#

Преданная: Я хотела уточнить. В прошлый раз вы говорили, что самые важная глава Бхагавад-гиты — это десятая глава, части [стихи] восемь, девять, десять, одиннадцать. Хотелось бы уточнить. Я сегодня их прочла, но хотела бы еще раз [спросить]: самые-самые важные главы я прочла или нет?

#01:25:34#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это четыре главных стиха, можно сказать. Их называют четырьмя центральными мантрами, четырьмя центральными текстами Бхагавад-гиты. Да, десятая глава, восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый тексты. Но многие стихи очень важны для нас. Например, как обратиться к Гуру, отказавшись от всего. Или другой текст: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни раздавал, делай это все ради Господа»[1]. Как обрести божественное знание? А именно, обратившись к духовному учителю, со смирением задавая уместные вопросы и служа ему[2]. Но сейчас мы цитировали или ссылались на другие стихи, а те стихи, про которые вы спросили, то есть восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый текст десятой главы, их действительно называют чатур-шлоки, и их выделяют как главнейшие, серьезнейшие. В издании Бхагавад-гиты Шрилы Шридхара Махараджа есть комментарии к этим стихам. Но это не означает, что нужно читать только эти четыре стиха. Пожалуйста, читайте всю Бхагавад-гиту.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] Йат карош̣и йад аш́на̄си, йадж джухош̣и дада̄си йат / йат тапасйаси каунтейа, тат куруш̣ва мад арпан̣ам — «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[2] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования