«Service: Do or Die | Служение: выполни или умри». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 июня 2015 года. Гупта Говардхан



скачать (формат MP3, 55.08M)

 Больше лекций Госвами Махараджа на mahamandala.com

Russian


Как выполнять служение,
для которого не хватает навыков?

[Госвами Махарадж:] Есть ли вопросы?

[Динашрая дас:] От Павана Кришны Прабху, Гупта Говардхан, Чианг Май. Что делать, если к тебе приходит служение, а ты не способен выполнить его, потому что не хватает навыков? Что важнее: качество выполнения или сам факт того, что служение выполнено — несмотря ни на что?

[Госвами Махарадж:] В случае с Гуру Махараджем мы видим, что когда ему сообщили об одном предполагаемом служении, то он перечислил те свои недостатки, которые, по его мнению, помешали бы ему выполнить это служение. Речь идёт о неудачной попытке принести сознание Кришны на Запад. После того, как предыдущий проповедник вернулся назад полуобращённым, Шрила Сарасвати Тхакур хотел послать человека, которого невозможно обратить. — И на ум ему пришёл Шрила Гуру Махарадж. Нужно отметить, что это очень «престижное» служение. Но Гуру Махараджа больше заботился не о том, чтобы быть на виду, а о том, будет ли, в конечном счёте, выполнено служение. Поэтому он сказал Сарасвати Тхакуру, что не подходит по нескольким причинам, одна из которых — его природа затворника и отсутствие склонности близко общаться с людьми. И поскольку — речь шла о проповеди в англоязычном мире — хотя Шридхар Махарадж бегло говорил по-английски, ему трудно воспринимать интонации носителей языка. Он сказал: «Конечно, если Вы настаиваете, я поеду. Но я просто хотел, чтобы Вы знали всё это, ведь, полагаю, что Вы рассчитываете на определённый результат». Уже другой преданный сказал Гуру Махараджу: «Знаете, почему Прабхупад, Сарасвати Тхакур хотел, чтобы именно Вы поехали? — Потому Вас нельзя заставить отказаться от своих убеждений», — на что Гуру Махарадж ответил: «Да, это верно». Над этим нужно серьёзно поразмыслить. Но мы можем взять, например, готовку, чтобы посмотреть на вещи под другим углом. Зададим тот же вопрос: важно ли на кухне получить определённый результат или просто выполнить это служение? — Нет, мы должны получить конкретный результат в допустимых пределах. Нельзя просто испортить что-то или приготовить нечто несъедобное, сказав при этом: «Ну, служение-то, какое от меня просили, я сделал».
 

Это потерпят раз-другой, но менеджер проследит, чтобы этому человеку поручили что-нибудь ещё, а кто-то другой встал на его место. И хотя не всегда так можно поступить, но мы должны понять принцип.

Квалификация для служения
приходит из высшей реальности

Бывает и так, что человек не имеет опыта, но желает предложить себя в качестве инструмента для выполнения данного служения — тогда на него может снизойти и наполнить сила свыше. В «Чайтанья-чаритамрите» используется слово санчарйа. Говорится о рамананда-санчарйа:

[рāмā]бхидха-бхакта-мегхе
бхакти-сиддханта… ратнāлайатāм… 
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.1)
Поскольку в том была особая божественная потребность — конечно, он на него это снизошло: бхакти-сиддханта-чаямритани (ЧЧ, Мадхья, 8.10) — океан бхакти-сиддханты, из которого появилось столько сокровищ.

Конечно, можно сказать: «Это же Рамананда, он же — Вишакха». Всё равно, сами принципы остаются неизменными, поэтому из уст Рамананды звучит: «Я — как музыкальный инструмент, на котором Господь играет». Мы тоже можем так думать: инструмент не играет сам по себе. Некая посторонняя сила должна вмешаться, повлиять на него, чтобы можно было выразить что-либо.

В «Бхагавад-гите» есть такое выражение: нимитта-матрам бхава савйа-сачин (Б.-г. 11.31), что переводится как «стать инструментом». Шрила Прабхупад, Бхактиведанта Свами Прабхупад множество раз говорил — и не просто из вежливой скромности, а чтобы донести конкретную мысль: «Это за пределами моих возможностей. Я не учёный-санскритолог, не пандит (мудрец)» — он никогда не претендовал на подобное. И несмотря на это, предложив себя во служение, он был наполнен этой силой свыше настолько, что Гуру Махарадж назвал его «шактьявеша». Божественная сила снизошла и стала работать через него — настолько искренне пытался он выполнить приказ Гуру Махараджа.

Ещё во время их первой встречи в 1922 году Сарасвати Тхакур сказал о проповеди на английском языке на Западе. И на протяжении многих лет он именно этот приказ он хранил в своём сердце и сознании. Так много всего практического нужно сделать, но есть и такие указания, которым следуешь всю жизнь. Или божественные наставления — в общем. Например — раздавать сознание Кришны другим.
āмāра āгйāйа гуру ханā тāра’ эи деша
йāре декха, тāре каха ‘кришна’-упадеша
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 7.128) 
В самом приказе проповедовать уже заключена сила, потенция и всё необходимое, чтобы его выполнить.


Когда Шрила Прабхупада, следуя приказу Бхактисиддханты Сарасвати, поплыл на том корабле, «Джаладута», то посреди этого трансатлантического путешествия он пережил сердечный приступ, может быть, даже не один. Он решил, как говорится, всё поставить на карту, ничего не оставил для себя. Иногда он говорил, что читал комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура на шлоку: вйавасāйāтмикā буддхир экеха куру-нандана (Б.-г. 2.41). И в нём говорится, что наказ Гуру должен стать синонимом того, что французы называют «Raison d’être» — причина существования, смысл жизни. А Гуру Махарадж сказал, что Свами Махарадж полностью очистил себя от всех иных мыслей и соображений, кроме указания своего духовного наставника. Легко сказать. Но просто задумайтесь над этим: он полностью убрал всё ненужное…


Ум играет с нами, бросая из стороны в сторону. Но Шрилу Прабхупаду на ментальном уровне ничто не отвлекало. Он всегда искал способы распространить сознание Кришны.

Алтарь самопожертвования



Йена тена пракарена манах кршне нивешайет (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.4) Всегда жертвовал собой — таким образом. Алтарь самопожертвования. Как во время ягьи подношения бросаются в огонь, предлагаются огню. Идея в обновлении, появлении новой жизни. Воплощение идеи «умереть, чтобы жить».


Такие, как мы сейчас. Умереть такими, какие мы есть сейчас: неспособными выполнить данное служение. Пожертвовать таким собой, подчиниться приказу Гуру и вайшнавов. Тогда вас может наполнить божественная сила, необходимая для выполнения этой севы.

Шрила Гуру Махарадж обращал наше внимание: в молитвах Шрилы Прабхупады, Свами Махараджа — до того, как корабль причалил в Нью-Йорке, он попал в Бостонскую бухту, но права высадки на берег у них не было. И находясь на корабле, Прабхупад создал несколько стихов.


Один из них назывался «Маркине Бхагавата-дхарма» или «Проповедь сознания Кришны в Америке». А в 1976 в округе Вашингтон праздновалось 200-летие американской революции и Прабхупад в это время был там, мы — тоже. Мы также отмечали и годовщину приезда Прабхупады. Не 4-го июля, конечно, но тоже в начале месяца — в августе или сентябре: время, когда он прибыл в Америку. И мы читали вслух сочинённые им стихи в его присутствии. В том самом, «Ма̄ркине Бха̄гавата-дхарма», есть такие слова:
тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати
(Шримад-Бхагаватам 1.2.19) 

И кое-что ещё о том, как люди находятся под властью страстей и неведения. Плюс, несколько живописаний: каково это — быть под их влиянием. Прабхупад был приятно удивлён, когда услышал это. Он улыбнулся и сказал: «Как я мог всё это знать? — Ведь тогда я ещё не сошёл на берег». Ш́а̄стра-чакшу– видеть глазами писаний. Как думаете, какой будет Америка? — Прабхупад уже знал ответ на этот вопрос, потому что это было известно ещё Ведавьясу. Один из моих духовных братьев сказал: «Что люди думают? — Если Ведавьяс ни разу не был в Нью-Йорке, то он не знает, что здесь творится?» Прабхупаду наше чтение понравилось. Он тихонько посмеивался и комментировал происходящее.

Близкий друг Кришны

Но другое его произведение носит характер более внутренний: это молитва лотосным стопам Кришны. Она состоит из неповторимых мыслей, мыслей-откровений. А Гуру Махарадж лучше всех смог объяснить смысл этого стиха. В нём Прабхупада обращается к Кришне, как Его друг. Он говорит о разлуке с Господом. И будучи на пике этой разлуке в тот день, Прабхупад начинает взывать к Кришне. Он ужасно скучает по тем дням, когда они играли и резвились в лесах Вриндавана, вместе сидели на пикнике — и всё это описано в очень сладостных выражениях. Но оканчивается молитва тем, что Прабхупада умоляет Кришну — и это удивительно, следующими словами: «Я знаю Тебя. Знаю, чего Ты хочешь».

Мы говорили о прия-нарма сакха — самые возвышенные и приближённые мальчишки-пастушки — например, Субал. Как говорил Гуру Махарадж, они знают сокровенные желания Кришны. У Кришны есть желания «обычные», внешние, а есть и внутренние. И эти пастушки желают их исполнить. Субал-милан… Однажды в полдень Кришну захлестнуло чувство разлуки со Шримати Радхарани. И у Него начинается… Забыл слово — когда у вас малярия и вы начинаете говорить, как сумасшедший.
[Бхакти Лалита]: Бред.
[Госвами Махарадж]: Бредовый. Чувство разлуки со Шримати Радхарани настолько велико, что у Кришны начинается бред. — Что вы на это скажете? — Может ли Абсолют, Атма-рама, Прекрасная Реальность, Бог стать невменяемым? Если этот Бог — Кришна, только в этом случае — Он становится безумен в разлуке со Шримати Радхарани и посылает Субала, чтобы тот что-нибудь придумал и сделал. Но это практически невозможно, потому что дело происходит днём. Однако нам известно, что Субал принадлежит к одной семье со Шримати Радхарани, поэтому внешне они довольно похожи. Только представьте себе — насколько он должен быть красив — этот мальчик, пастушок, который похож, очень похож на Шримати Радхарани. Поэтому он отправляется туда под предлогом того, что ищет заблудившегося телёнка. Видя его, девушки спрашивают: «О, Субал, что случилось?» — а он отвечает: «Да вот — телёнок потерялся…» А Радхарани он потом говорит: «Кришна бредит — из-за разлуки с Тобой. Ему нужно Тебя увидеть». — «Субал, но это невозможно. Солнце ещё… Хотя, может быть…» — И они обмениваются одеждой. Теперь Субал одет, как Радхарани, а Она прячет Свои волосы под тюрбан и прижимает к Себе телёнка. Субал же остаётся сидеть в той же позе, что Радхарани. Она идёт обратно. — «О, Субал, нашёл-таки телёнка?» — «Да-да». Они расходятся, а настоящий Субал остаётся там сидеть, так что все могут видеть Её, а на самом деле — его.


А Радхарани приходит к Кришне, но в виде Субала и говорит: «Ничего не получилось». А Тот в полубреду спрашивает: «Что ты такое говоришь?» — «Сейчас самый разгар дня, ничего не получится». А Кришна бредит всё больше и больше, почти уже теряет сознание. Радхарани же, чтобы испытать Его, говорит: «Но можно позвать Чандру» — то есть Чандравали. — «Её я могу сейчас привести», а Кришна отвечает: «Нет, ты не понимаешь! Нужна только Радхарани» — и Он почти теряет сознание. Тогда Она снимает с Себя тюрбан, так что становятся видны Её волосы: «Неужели Ты не узнаёшь Свою служанку. Я Твоя вечная слуга — не узнаёшь Меня?»


Поэтому Шрила Прабхупада — он знает, чего хочет Кришна. И по словам Гуру Махараджа, Прабхупада говорит: «Мой Гуру — это Радхарани» — таково понимание гаудия-вайшнавов. С одной точки зрения Гуру — Нитьянанда Прабху, но с позиций мадхура-расы он — Шримати Радхарани. А у этих пастушков есть связь с тем самым служением. Поэтому Прабхупад говорит: «Я знаю, чего Ты хочешь, но мой Гурудев…» — речь идёт о Сарасвати Тхакуре и — если смотреть шире — о Шримати Радхарани — «Он дал мне это служение. Если Ты поможешь мне выполнить эту севу, довести её до конца, достичь успеха — тогда Ты получишь Ее благосклонность, порадуешь Её и обретёшь с Ней связь». И как сказал Шрила Гуру Махарадж, так сладостно, так умоляюще, так непреодолимо Шрила Прабхупада, Шрила Свами Махарадж занял самого Кришну этим служением. И божественная сила низошла, чтобы действовать на его стороне. Так что нет ничего невозможного для искреннего слуги. По милости Гуру, а значит и Кришны, возможно всё.

Служение Кришне:
нет единого для всех решения

[Госвами Махарадж]: Ещё вопросы?
[Динашрая дас]: Махарадж, у меня вопрос, связанный с предыдущим. Мне вспоминается, что в одной лекции Шрила Шридхар Махарадж рассказывал: обращаясь к Арджуне, Кришна сказал: «Теперь, Арджуна, иди и сражайся! » Но если бы на месте Арджуны был Уддхава, то Кришна бы этого не произнёс. [Госвами Махарадж]: Гуру Махарадж сказал немного по-другому: «Выслушав эти наставления, Арджуна решает сражаться».

каришье вачанам тава (Бхагавад-гита, 18.73) — я готов следовать Твоим указаниям. И Гуру Махарадж говорит, что в «Уддхава-гите», когда Кришна так наставляет Уддхаву, что тот решает уйти в лес. Смысл в том, что нет единого решения для всех: «Иди и сражайся!» Также Гуру Махарадж сказал, что по окончании всей этой войны из Махабхараты, Арджуна вновь обратился к Кришне и попросил Его повторить свою речь. Ему казалось, что в первый раз обстановка его отвлекала. И Кришна ответил: «Мы, конечно, можем поговорить снова, но в точности то же самое, что и в первый раз, Я тебе уже не скажу. Это будет уже нечто другое — окрашено в другие цвета и выглядеть будет по другому». Я не могу утверждать — как мы только что сказали — что на этот вопрос можно ответить только так и не иначе.
 

Как говорят предавшиеся души… Шрила Гуру Махарадж сказал Сарасвати Тхакуру: «Если Вы настаиваете, я это сделаю. Но мне кажется, вам нужен конкретный результат. И вот две причины, по которым я не подхожу для этого дела». Это как если бы мы обратились к Динашрае Прабху: «Нужно, чтобы ты сделал халаву к празднику». А он бы ответил: «С удовольствием! Только предупреждаю, что до этого я халаву никогда не делал. И… людям моя стряпня обычно не нравится». — Я не говорю, что так оно и есть [смеются]. И потом бы он прибавил: «Но если больше желающих нет, то я готов!» А все бы замялись и сказали: «Ладно, мы ещё поищем». Или же, наоборот: «Да, больше никого нет — придётся тебе. Вот — просто делай по рецепту». Всё должно быть живым. Всё может меняться.
 

Например, командир наблюдает через бинокль. Полевой командир. И отдаёт приказы: «Направо!» Солдаты перемещаются, он снова смотрит и — новый приказ: «Теперь налево! Стоять! Ничего не предпринимайте! Отступаем! Вперёд!» И всё — исходя из текущей, живой оценки ситуации; того, что требуется для службы. Но в общем-то, любой солдат готов сделать всё, что потребуется. Такова главная идея, принцип: сделать шаг вперёд, когда появляется задание. Это уже потом может выясниться, что один — меткий стрелок, а другой принесёт армии больше пользы в качестве повара. Гуру Махарадж говорил — кажется, это слова Наполеона: «Один сытый солдат стоит десятка полуголодных».
 

Считается, что у Гаура Кишора Дас Бабаджи Махараджа был всего один ученик — Шрила Сарасвати Тхакур, у которого, в свою очередь, была тысяча учеников. Локанатх [Дас] Госвами — один ученик: Нароттам Тхакур, а у Нароттама Тхакура — сто тысяч. И как правильно истолковать наставления? — Мы недавно упоминали 64 принципа Рупы Госвами, некоторые из них гласят: не читайте много книг, не заводите много учеников — то есть не переусердствуйте в этих вопросах. А иначе это может стать…
 

атьяхарах прайасаш ча... (Упадешамрита, 2) Гуру Махарадж как-то спросил Сарасвати Тхакура: что если, опираясь на эти наставления Рупы Госвами — не принимать много учеников, не открывать много хармов, Матхов — кто-нибудь обвинит в этом Гаудия Матх. На что Сарасвати Тхакур легко ответил: «Всё зависит от способностей». Пример Гуру Махараджа был таков: один человек — генерал, который командует миллионами солдат и у него ещё остаётся свободное время. А у другого — жена с ребёнком — и ни минутки свободной. Так что всё зависит от способностей.
 

Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему миру, применяя принцип «делай то, что необходимо». Он очень любил это выражение: «делай то, что необходимо». Многие преданные, я в том числе — мы делали вещи, о которых и помыслить не могли. Например, когда я был в группе, которая проповедовала университетским преподавателям. Я и подумать о таком не мог. Но так или иначе мы это делали. Люди из нашей группы — они придумали, как всё это осуществить. Фактически, раньше такого не было. — Как сделать так, чтобы эти преподаватели заказали наши книги, потом отнесли их в свои библиотеки. Этим, в частности, занимались двое преданных: Махабуддхи Прабху; Ганашьям, который позже стал Бхакти Тиртхой — они придумали, как всё это воплотить, а потом научили тому же других.

«Движение сознания Кришны авторитетно»

И в процессе мы поняли, например, что нам нужен каталог. Казалось бы — логично: книжный каталог. До этого у нас его не было. Мне пришла в голову идея, как это можно сделать. Один мой друг — Субхананда — был прекрасным писателем. В общем, я полетел в Лос-Анджелес, чтобы претворить свою идею в жизнь. Там у меня были друзья: один отвечал за издательство журнала “Back to Godhead” («Обратно к Богу»), а другой печатал большие книги, такие как «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита». Моя маленькая брошюрка не представляла для них особого интереса. Поэтому, по умолчанию, решено было, что займусь этим я. А я прежде ничего подобного не делал. Но я был немного знаком с издательствами «ИСККОН Пресс», «Бхактиведанта Бук Траст». У меня там были друзья среди корректоров, санскритологов, фотографов, искусствоведов — и много где ещё. Они показывали мне, как сделать то, как сделать это. Так я переходил от одного к другому. И уже где-то через несколько недель я смог всё это сделать. С их помощью мы смогли напечатать эту маленькую брошюрку, которая называлась «Движение сознания Кришны. Одобрено» (“The Krishna Consciousness Movement is Authorized”). Общий тираж был 5 тысяч или 25 — уже не помню точно.

[Динашрая дас]: 25 тысяч — это невероятно!

[Госвами Махарадж]: Да. Но что получилось — этот буклет был не только полезен нам, он ещё и понравился Шриле Прабхупаде. И он попросил напечатать сто тысяч. Поэтому мы запустили второй тираж в сто тысяч экземпляров. Нам самим нужно было пять-десять копий, всё остальное было для Движения [сознания Кришны]. Прабхупаде понравилась сама идея: «Движение сознания Кришны. Одобрено». Это был не просто книжный каталог, буклет показывал, что движение — не секта.

The Guardian of Devotion Press:
как всё начиналось

Как бы то ни было, Прабхупаде это действительно понравилось, и на всех, кто участвовал, пролилась его милость. Я же познакомился со всем этим процессом. Это было где-то в 1974-75 году. А с августа 1981 и далее в 1982 мы получили связь и стали общаться с Гуру Махараджем. Тогда же было создано издательство «Хранитель Преданности» (“The Guardian of Devotion Press”). Теперь нам самим нужно было выпускать книги. И всё то, что я узнал ранее — это была тренировка, подготовка к тому, чтобы выпускать книги в “[The] Guardian of Devotion Press”: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и Его Милость», «Золотой Вулкан Божественной Любви», «Любовный Поиск Потерянного Слуги», «Субъективная эволюция сознания».
 

Мы с Махайоги совершали смелые, в чём-то поспешные и безрассудные действия. Купили большой станок для вёрстки, хотя понятия не имели, как им пользоваться. Стоило это удовольствие около 20,000 $. Мы ломали над ним голову, а потом догадались пригласить Сарвабхавану Прабху, из испанского Би-Би-Ти (Бхактиведанта Бук Траст). Он прилетел к нам как-то на выходные и провёл двухдневный курс по эксплуатации этой машины. Так мы научились её использовать. Следующей покупкой был печатный станок. Однажды, что касается этого станка… Приходят специальные люди, которые чистят коврики, всё профессионально. А мы не знали, как на нём работать. Пресс стоил 50,000 $. Это было серьёзной задачей. Мы сидели в комнате с этим прессом. Я достал Махайоги инструкцию, он что-то в ней прочёл и говорит: «Так, думаю…»

И как раз пришёл этот уборщик, который чистит коврики. Он не знал: мы просто хотели, чтобы эта машина хоть что-нибудь нам показала. Так что мы открыли чернила и специальным ножом чуть-чуть помазали валик в машине. И тут парень, чистивший коврики, подал голос: «А вы уверены, что это делается именно так?» [смех] Даже он подумал: «Бог ты мой…» — «Вы уверены, что делать нужно именно так?» [смех] Но один наш преданный из Англии, Кали-юга Павана, чей отец был типографистом, точнее, наборщиком — он рос в этой атмосфере и сам был профессиональным печатником. Он приехал с Видагдха Мадхавой и другими преданными. Видагдха Мадхава делал всё, что касается фотографии; до этого он уже работал в печати. Никто и представить себе не мог, что будет этим заниматься, но вдруг оказалось, что всё в издательстве и печати запущено и идёт полным ходом: всё — благодаря преданным. В каких-то случаях, у них был совсем небольшой опыт работы, но они стали настоящими профессионалами. Почему? — Потому что это были предавшиеся души и они хотели порадовать Гуру. Вот как это сработало — на самом деле. Нам не нужно было никого уговаривать. Они пришли и сами предложили себя для этого служения Гуру Махараджу.
 

Когда «ИСККОН Пресс» только зарождалось, Прабхупад подумывал о том, чтобы всё делать самим: закупить печатные, фальцевальные и режущие станки; всю работу с фотографией, вёрстку. Он отправил двоих преданных на профессиональное обучение — чтобы они смогли всё это делать.
 

Гурудев иногда говорил, что из всех Госвами только Джива Госвами отправился в Бенарес, чтобы изучать санскрит — это нужно было для его севы. Его севой было знать все тонкости санскрита и нюансы священных писаний — поэтому он отправился в Бенарес и углубил свои познания — ради этого служения. Гурудев сделал акцент именно на этом.

Оставить свою севу ради более высшей

[Динашрая дас:] У меня все ещё есть один вопрос.
[Госвами Махарадж:] Да, конечно.
[Динашрая дас:] Он также связан с этой темой. В книге «Прабхупада-лиламрита», где рассказывается о жизни Бхактиведанты Свами Махараджа. [Госвами Махарадж:] Как-как?
[Динашрая дас:] «Прабхупада-лиламрита».
[Госвами Махарадж:] «Прабхупад-лиламритам»?
[Динашрая дас:]  Да, о жизни Шрилы Свами Махараджа.
[Госвами Махарадж:] А, понятно. Динашрая дас: Там описывался такой случай, что когда Прабхупада собрался в Америку, то хотел взять с собой одного брахмачари. Но тот отказался, потому что его гуру запретил ему. И Прабхупад был в гневе. А я не мог понять, почему — ведь ясно же, что этот брахмачари не мог ослушаться своего Гуру. Госвами Махарадж: Здесь есть два момента. Во-первых, Прабхупад, хоть я и не знаю всей истории, он знал, что это был за гуру и решил, что для выполнения такого возвышенного служения, тот должен пожертвовать одним учеником. Что касается этого брахмачари, то он мог, теоретически, просто «спрятаться» за словами своего Гуру от этого служения. Это нехорошо. Поэтому Прабхупад, который, как мы знаем, чист, искренен и честен на все сто процентов — он многим давал шанс послужить. И что бы они там ни думали — они были неправы. Время показало, что прав был он.
 

Если вспомнить, как Рагхунатх Дас Госвами присоединился к Махапрабху, то началось всё с того, что его семейный Гуру — Ядунандана Ачарья — он занимает очень высокое положение в мире преданности; он был Гуру их семьи и также паршада-бхактой (вечным спутником Господа). Но к Рагхунату Дасу Госвами он пришёл с такой просьбой: один брахман оставил служение божествам. В книге так и написано — и можно сразу подумать: «В те времена тоже такое было! Он оставил свою севу». Так вот Ядунандана Ачарья пришёл просить Рагхуната Даса Госвами: «Кроме тебя, никто не сможет его убедить. Уговори его остаться — остаться и продолжить». Дас Госвами согласился, потому что понял: так он может сбежать. Но сам факт интересен.
на хи кальяна-крит кашчид
дургатим тата гаччхати 
  (Бхагавад-гита, 6.40) 

Нам придётся быть искренними в своих поступках и побуждениях. И не нужно этого бояться. Санатан Госвами советовался с Джагаданандой Пандитом о том, как ему поступить.

Гухьям акхьяти приччхати
(Упадешамрита, 4) 

Он раскрывает Джагадананде своё сердце и принимает его совет, хотя тот — младший преданный по сравнению с ним. Когда позже Махапрабху узнаёт об этом, то приходит в ярость. Он восклицает: «Джага» — имея ввиду Джагадананду Пандита — «Он же мальчишка! Как он смеет давать тебе советы!» Это, конечно, точка зрения Махапрабху; но интересно, что Санатан Госвами соглашается с полученным советом, а Махапрабху — с Санатаной Госвами. За Махапрабху всюду следует сто тысяч человек, это создаёт немалые волнения — и Санатана Госвами говорит Ему, что во Вриндаван лучше не идти с такой толпой, а взять лишь одного-двух. И позже Махапрабху согласился: «Да, поступлю, как Санатан Мне посоветовал».
 

Гуру Махарадж сказал бы, что мы не должны быть слишком уверены в своих собственных суждениях и оценках. А это значит, что нужно советоваться со старшими, более опытными и благонадёжными вайшнавами. И мы стремимся всегда оставаться в таком зависимом положении, а не мечтать о том дне, когда нам уже ни с кем не нужно будет советоваться. Шрила Гурудев всегда спрашивал мнение своих слуг перед принятием какого-либо решения.
 

Порой мы отвечаем неверно [смеётся]. Махапрабху как-то спросил: «Что вы думаете о Моём Нара, Моём Адвайте [Прабху]?» — и кто-то ответил: «Он — примерно, как Прахлад [Махарадж]». Тогда Махапрабху возмутился: «Что?! Мой Адвайта?! — Да Прахлад и Дхрува — мальчишки по сравнению с ним! Зелёные юнцы! Мой Адвайта обладает разумом миллионов Брихаспати!» Можно было подумать: ого, какой комплимент! — Ведь Брихаспати — это Гуру богов. Он появился в Гаура Лиле, заняв более высокое положение, как Сарвабхаума Бхаттачарья. А Махапрабху сказал: «Мой Адвайта по уровню сознания — как миллион Брихаспати!»

Иногда Гурудев задавал такие вопросы, на которые я научился не отвечать. [смеётся] Те, кто рвался ответить, могли пожалеть об этом. Нам нужно хорошо подумать перед тем, как высказывать своё мнение. Как-то Гуру Махарадж написал письмо в ИСККОН и перед отправкой попросил, чтобы его прочитали мне. Письмо было составлено безупречно. Но была в нём пара мест, о которых я знал, что они будут истолкованы превратно. И я предупредил Гуру Махараджа, что вот эти конкретные строки они посчитают оскорбительными. На что он ответил: «Тогда перефразируй их». Письмо было идеально, но я знал, что именно эти два момента выведут наших адресатов из себя. Поэтому мы их изменили.
 

Сарвабхаума Бхаттачарья изменил шлоку: мукти-паде са дайа-бхак (ШБ,10.14.8) на бхакти-паде са дайа-бхак (ЧЧ, Мадхья, 6.261). Махапрабху спросил его: «Это же шлока из «Бхагаватам» — зачем ты изменил её?» Но Он Сам завёл Сарвабхауму так далеко, что теперь тот ненавидит слово «мукти». «Теперь — только бхакти! Зачем там мукти?» — «Настоящее мукти — это и есть бхакти…» Подумать только — поменял шлоку из «Бхагаватам»! [смеётся]
 

Иногда Гуру Махарадж рассказывал, что до прихода в Гаудия Матх профессор Саньял был закоренелым атеистом. Это была настолько громадная перемена и Сарасвати Тхакур раскрыл ему такие глубины, что профессору даже пришлось провести пару лет в психиатрической больнице. Его мозг просто не смог справиться со всем этим. [смеётся] Не нужно бояться открывать своё сердце. Такой должна быть честность — а не то, что называется ею сейчас на западе, где человек стоит на пьедестале — это всё ложь; когда заявляют: «Я такой, какой есть — измениться не могу». Не эту честность я имел ввиду, а когда ты делишься тем, что у тебя на сердце: «Вот что меня волнует». Тогда Гуру и вайшнавы могут принять это в расчёт и внести какие-то поправки.

Кто-то спрашивал о молитвах Рупы Госвами к Шримати Радхарани, где в одном месте он сравнивает Её волосы со змеёй. Санатан Госвами Прабху заметил: «Это сравнение не кажется мне удачным», на что Рупа Госвами ответил: «Хорошо, я могу переписать». Чуть позже Санатан Госвами проходил мимо какого-то пруда, где купались девушки и вдруг заметил, что прямо к их головам подплывают змеи. Он крикнул им, чтобы предупредить: «Девушки! Осторожно! — Там змеи!» — но когда те повернулись, он понял, что это их волосы. Тогда он вернулся к Рупе Госвами и сказал: «Оставь, твоё сравнение очень хорошее» [смеётся], а тот ответил: «Хорошо, оставим». Харе Кришна. Ещё вопросы?

Страх в изначальном мире

[Динашрая дас:] Расешвари Диди из Бразилии и Нароттам Прабху передают дандаваты — Махараджу и всем преданным. Госвами Махарадж: Харе Кришна! Динашрая дас: Есть вопрос — про страх в духовном мире. Госвами Махарадж: Страх? Динашрая дас: Да. Следуя той логике, что всё в этом мире — это некое отражение мира духовного, что можно сказать про источник страха в Том мире?

[Госвами Махарадж:] Да, есть «бхаи» — это одна из семи дополнительных рас. Страх… Когда мы смотрим кино — и то больше боимся, а ведь этот страх даже не настоящий. Альфред Хичкок как-то сказал, что… Речь шла о современных фильмах, где постоянно что-то взлетает на воздух, полно взрывов и всего такого. Что касается са́спенса (сюжетного напряжения), Хичкок говорил: «Я могу продержать вас в тревожном ожидании на бомбе, которая никогда не взорвётся. Но вы будете сидеть на краешке своего стула, истекая по́том». Или медленно открывающаяся дверь — вы будете в абсолютном страхе, нервном напряжении. — И ничего не произойдёт. — Хичкок понял этот принцип — вот почему он великий мастер своего дела.
 

Мы предпочитаем думать, что все эти эмоции, вся палитра до последнего оттенка есть в Кришна-лиле. И когда друзья видят Кришну в кольцах змея Калии, то мы думаем: «Они, конечно, знают, чем всё закончится» — а вот и нет! Душа выворачивается наизнанку… — как там говорится? — Благодать нисходит в испытаниях? Что может зародиться в сердце, которое переживает все эти чувства? — Есть Тот, кого ты любишь больше, чем вообще возможно любить кого-либо в этом мире — Кришна… И преданные — это гьяна-шунья бхакти — они полностью погружены в Его Игры, где в этот самый момент кажется, что Кришну убьют. А они бессильны чем-либо помочь… и просто теряют сознание.

Чуть позже приходит Баларам и взывает к Кришне: «Это не преданные с Вайкунтхи или Айодхьи, из Рам-лилы. Это же Твои самые близкие и дорогие преданные. Как же Ты можешь так с ними поступать?» Он как бы умоляет Кришну. Но Тот, кто известен как бхава-грахи-джанардана, просто не может устоять перед тем, что рождается в сердцах Его преданных. И на самом-то деле, Йогамайя и Баладев создают эти Игры таким образом, чтобы сердца были способны такое породить. Ведь как построен сюжет фильма? — Чтобы страх, любовь, ужас — что бы там ни было — нарастало и усиливалось — раз за разом, опять и опять. И это сработает, только если все поверят. Вот зачем нужна Йогамайя. Поэтому они должны бояться, испугаться, что с Кришной что-нибудь случится. Страх — это очень сильное чувство.
 

Матушка Яшода только сняла Кришну с колен и посадила на землю, как во Вринадаван ворвался демон Тринаварта в виде пес чаной бури. И Яшода потеряла Кришну из виду. Иногда в интеренете нам попадаются ролики, где мать не может найти своего малыша. Это ужасно. Даже подумать об этом страшно. Но такого рода страх и сердечная боль присутствуют в Кришна-лиле. Однако, по словам Гуру Махараджа, они не приносят мучительной боли, а вместо этого вызывают кришна-прему высшей пробы, которая неодолимо влечёт Кришну к сердцу этого преданного. Такая вот прекрасная особенность.

В нашем мире:

бхайам двитийабхинивешатах сйад,
ишад апетасйа випарйайо ‘смритих

(ШБ, 11.2.37) 

Весь страх из-за того, что мы забыли Кришну. А их страх, в каком-то смысле, из-за слишком сильного памятования о Нём, когда же примешивается паракия-раса, то возникает и чувство, что ты можешь потерять возлюбленного, расстаться с ним. Она присутствует там как одна из семи второстепенных рас: бхаянака, вира, хасья, адбхута — страх, рыцарство, смех, изумление. Когда одна гопи… Гурудев любил цитировать эту шлоку: когда Кришна крадёт масло — случаев было несколько — в одном из них Он задувает лампу, чтобы стащить в темноте. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» говорит, что эта гопи притворилась, как будто она спит. И когда она слышит все эти звуки: Кришна, масло — то старается не улыбаться слишком заметно. Она очень счастлива. Звук задуваемой лампы означает, что Господь что-то у тебя ворует. И ещё кое-что невообразимое говорит Рупа Госвами: «Когда за всем этим наблюдает Нарада Муни, он тоже начинает улыбаться. И улыбка его настолько сияющая, что посеребряет облака». Вы такое когда-нибудь видели? [смеётся] — Должно быть, эта улыбка и впрямь лучистая [смеётся]. хари харайе намах кришна джадавайа намаха…



←  Празднование дня явления Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа. 13 октября 2015 года. Орск ·• Архив новостей •· «Капли нектара | Обретая центр целого | Вера». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 января 1983 года | Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 57.8 МБ)

 Больше лекций Госвами Махараджа на mahamandala.com

Russian


Как выполнять служение,
для которого не хватает навыков?

[Госвами Махарадж:] Есть ли вопросы?

[Динашрая дас:] От Павана Кришны Прабху, Гупта Говардхан, Чианг Май. Что делать, если к тебе приходит служение, а ты не способен выполнить его, потому что не хватает навыков? Что важнее: качество выполнения или сам факт того, что служение выполнено – несмотря ни на что?

[Госвами Махарадж:] В случае с Гуру Махараджем мы видим, что когда ему сообщили об одном предполагаемом служении, то он перечислил те свои недостатки, которые, по его мнению, помешали бы ему выполнить это служение. Речь идёт о неудачной попытке принести сознание Кришны на Запад. После того, как предыдущий проповедник вернулся назад полуобращённым, Шрила Сарасвати Тхакур хотел послать человека, которого невозможно обратить. – И на ум ему пришёл Шрила Гуру Махарадж. Нужно отметить, что это очень «престижное» служение. Но Гуру Махараджа больше заботился не о том, чтобы быть на виду, а о том, будет ли, в конечном счёте, выполнено служение. Поэтому он сказал Сарасвати Тхакуру, что не подходит по нескольким причинам, одна из которых – его природа затворника и отсутствие склонности близко общаться с людьми. И поскольку - речь шла о проповеди в англоязычном мире – хотя Шридхар Махарадж бегло говорил по-английски, ему трудно воспринимать интонации носителей языка. Он сказал: «Конечно, если Вы настаиваете, я поеду. Но я просто хотел, чтобы Вы знали всё это, ведь, полагаю, что Вы рассчитываете на определённый результат». Уже другой преданный сказал Гуру Махараджу: «Знаете, почему Прабхупад, Сарасвати Тхакур хотел, чтобы именно Вы поехали? – Потому Вас нельзя заставить отказаться от своих убеждений», - на что Гуру Махарадж ответил: «Да, это верно». Над этим нужно серьёзно поразмыслить. Но мы можем взять, например, готовку, чтобы посмотреть на вещи под другим углом. Зададим тот же вопрос: важно ли на кухне получить определённый результат или просто выполнить это служение? – Нет, мы должны получить конкретный результат в допустимых пределах. Нельзя просто испортить что-то или приготовить нечто несъедобное, сказав при этом: «Ну, служение-то, какое от меня просили, я сделал».
 

Это потерпят раз-другой, но менеджер проследит, чтобы этому человеку поручили что-нибудь ещё, а кто-то другой встал на его место. И хотя не всегда так можно поступить, но мы должны понять принцип.

Квалификация для служения
приходит из высшей реальности

Бывает и так, что человек не имеет опыта, но желает предложить себя в качестве инструмента для выполнения данного служения – тогда на него может снизойти и наполнить сила свыше. В «Чайтанья-чаритамрите» используется слово санчарйа. Говорится о рамананда-санчарйа:

[рāмā]бхидха-бхакта-мегхе
бхакти-сиддханта… ратнāлайатāм… 
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.1)
Поскольку в том была особая божественная потребность – конечно, он на него это снизошло: бхакти-сиддханта-чаямритани (ЧЧ, Мадхья, 8.10) – океан бхакти-сиддханты, из которого появилось столько сокровищ.

Конечно, можно сказать: «Это же Рамананда, он же – Вишакха». Всё равно, сами принципы остаются неизменными, поэтому из уст Рамананды звучит: «Я – как музыкальный инструмент, на котором Господь играет». Мы тоже можем так думать: инструмент не играет сам по себе. Некая посторонняя сила должна вмешаться, повлиять на него, чтобы можно было выразить что-либо.

В «Бхагавад-гите» есть такое выражение: нимитта-матрам бхава савйа-сачин (Б.-г. 11.31), что переводится как «стать инструментом». Шрила Прабхупад, Бхактиведанта Свами Прабхупад множество раз говорил – и не просто из вежливой скромности, а чтобы донести конкретную мысль: «Это за пределами моих возможностей. Я не учёный-санскритолог, не пандит (мудрец)» — он никогда не претендовал на подобное. И несмотря на это, предложив себя во служение, он был наполнен этой силой свыше настолько, что Гуру Махарадж назвал его «шактьявеша». Божественная сила снизошла и стала работать через него – настолько искренне пытался он выполнить приказ Гуру Махараджа.

Ещё во время их первой встречи в 1922 году Сарасвати Тхакур сказал о проповеди на английском языке на Западе. И на протяжении многих лет он именно этот приказ он хранил в своём сердце и сознании. Так много всего практического нужно сделать, но есть и такие указания, которым следуешь всю жизнь. Или божественные наставления – в общем. Например – раздавать сознание Кришны другим.
āмāра āгйāйа гуру ханā тāра’ эи деша
йāре декха, тāре каха ‘кришна’-упадеша
(Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 7.128) 
В самом приказе проповедовать уже заключена сила, потенция и всё необходимое, чтобы его выполнить.


Когда Шрила Прабхупада, следуя приказу Бхактисиддханты Сарасвати, поплыл на том корабле, «Джаладута», то посреди этого трансатлантического путешествия он пережил сердечный приступ, может быть, даже не один. Он решил, как говорится, всё поставить на карту, ничего не оставил для себя. Иногда он говорил, что читал комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура на шлоку: вйавасāйāтмикā буддхир экеха куру-нандана (Б.-г. 2.41). И в нём говорится, что наказ Гуру должен стать синонимом того, что французы называют «Raison d’être» - причина существования, смысл жизни. А Гуру Махарадж сказал, что Свами Махарадж полностью очистил себя от всех иных мыслей и соображений, кроме указания своего духовного наставника. Легко сказать. Но просто задумайтесь над этим: он полностью убрал всё ненужное…


Ум играет с нами, бросая из стороны в сторону. Но Шрилу Прабхупаду на ментальном уровне ничто не отвлекало. Он всегда искал способы распространить сознание Кришны.

Алтарь самопожертвования



Йена тена пракарена манах кршне нивешайет (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.4) Всегда жертвовал собой – таким образом. Алтарь самопожертвования. Как во время ягьи подношения бросаются в огонь, предлагаются огню. Идея в обновлении, появлении новой жизни. Воплощение идеи «умереть, чтобы жить».


Такие, как мы сейчас. Умереть такими, какие мы есть сейчас: неспособными выполнить данное служение. Пожертвовать таким собой, подчиниться приказу Гуру и вайшнавов. Тогда вас может наполнить божественная сила, необходимая для выполнения этой севы.

Шрила Гуру Махарадж обращал наше внимание: в молитвах Шрилы Прабхупады, Свами Махараджа – до того, как корабль причалил в Нью-Йорке, он попал в Бостонскую бухту, но права высадки на берег у них не было. И находясь на корабле, Прабхупад создал несколько стихов.


Один из них назывался «Маркине Бхагавата-дхарма» или «Проповедь сознания Кришны в Америке». А в 1976 в округе Вашингтон праздновалось 200-летие американской революции и Прабхупад в это время был там, мы – тоже. Мы также отмечали и годовщину приезда Прабхупады. Не 4-го июля, конечно, но тоже в начале месяца – в августе или сентябре: время, когда он прибыл в Америку. И мы читали вслух сочинённые им стихи в его присутствии. В том самом, «Ма̄ркине Бха̄гавата-дхарма», есть такие слова:
тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхам
стхитам саттве прасидати
(Шримад-Бхагаватам 1.2.19) 

И кое-что ещё о том, как люди находятся под властью страстей и неведения. Плюс, несколько живописаний: каково это – быть под их влиянием. Прабхупад был приятно удивлён, когда услышал это. Он улыбнулся и сказал: «Как я мог всё это знать? – Ведь тогда я ещё не сошёл на берег». Ш́а̄стра-чакшу– видеть глазами писаний. Как думаете, какой будет Америка? – Прабхупад уже знал ответ на этот вопрос, потому что это было известно ещё Ведавьясу. Один из моих духовных братьев сказал: «Что люди думают? - Если Ведавьяс ни разу не был в Нью-Йорке, то он не знает, что здесь творится?» Прабхупаду наше чтение понравилось. Он тихонько посмеивался и комментировал происходящее.

Близкий друг Кришны

Но другое его произведение носит характер более внутренний: это молитва лотосным стопам Кришны. Она состоит из неповторимых мыслей, мыслей-откровений. А Гуру Махарадж лучше всех смог объяснить смысл этого стиха. В нём Прабхупада обращается к Кришне, как Его друг. Он говорит о разлуке с Господом. И будучи на пике этой разлуке в тот день, Прабхупад начинает взывать к Кришне. Он ужасно скучает по тем дням, когда они играли и резвились в лесах Вриндавана, вместе сидели на пикнике – и всё это описано в очень сладостных выражениях. Но оканчивается молитва тем, что Прабхупада умоляет Кришну – и это удивительно, следующими словами: «Я знаю Тебя. Знаю, чего Ты хочешь».

Мы говорили о прия-нарма сакха – самые возвышенные и приближённые мальчишки-пастушки - например, Субал. Как говорил Гуру Махарадж, они знают сокровенные желания Кришны. У Кришны есть желания «обычные», внешние, а есть и внутренние. И эти пастушки желают их исполнить. Субал-милан… Однажды в полдень Кришну захлестнуло чувство разлуки со Шримати Радхарани. И у Него начинается… Забыл слово – когда у вас малярия и вы начинаете говорить, как сумасшедший.
[Бхакти Лалита]: Бред.
[Госвами Махарадж]: Бредовый. Чувство разлуки со Шримати Радхарани настолько велико, что у Кришны начинается бред. – Что вы на это скажете? – Может ли Абсолют, Атма-рама, Прекрасная Реальность, Бог стать невменяемым? Если этот Бог – Кришна, только в этом случае – Он становится безумен в разлуке со Шримати Радхарани и посылает Субала, чтобы тот что-нибудь придумал и сделал. Но это практически невозможно, потому что дело происходит днём. Однако нам известно, что Субал принадлежит к одной семье со Шримати Радхарани, поэтому внешне они довольно похожи. Только представьте себе – насколько он должен быть красив – этот мальчик, пастушок, который похож, очень похож на Шримати Радхарани. Поэтому он отправляется туда под предлогом того, что ищет заблудившегося телёнка. Видя его, девушки спрашивают: «О, Субал, что случилось?» - а он отвечает: «Да вот – телёнок потерялся…» А Радхарани он потом говорит: «Кришна бредит – из-за разлуки с Тобой. Ему нужно Тебя увидеть». – «Субал, но это невозможно. Солнце ещё… Хотя, может быть…» - И они обмениваются одеждой. Теперь Субал одет, как Радхарани, а Она прячет Свои волосы под тюрбан и прижимает к Себе телёнка. Субал же остаётся сидеть в той же позе, что Радхарани. Она идёт обратно. – «О, Субал, нашёл-таки телёнка?» - «Да-да». Они расходятся, а настоящий Субал остаётся там сидеть, так что все могут видеть Её, а на самом деле – его.


А Радхарани приходит к Кришне, но в виде Субала и говорит: «Ничего не получилось». А Тот в полубреду спрашивает: «Что ты такое говоришь?» - «Сейчас самый разгар дня, ничего не получится». А Кришна бредит всё больше и больше, почти уже теряет сознание. Радхарани же, чтобы испытать Его, говорит: «Но можно позвать Чандру» - то есть Чандравали. – «Её я могу сейчас привести», а Кришна отвечает: «Нет, ты не понимаешь! Нужна только Радхарани» - и Он почти теряет сознание. Тогда Она снимает с Себя тюрбан, так что становятся видны Её волосы: «Неужели Ты не узнаёшь Свою служанку. Я Твоя вечная слуга – не узнаёшь Меня?»


Поэтому Шрила Прабхупада – он знает, чего хочет Кришна. И по словам Гуру Махараджа, Прабхупада говорит: «Мой Гуру – это Радхарани» - таково понимание гаудия-вайшнавов. С одной точки зрения Гуру – Нитьянанда Прабху, но с позиций мадхура-расы он – Шримати Радхарани. А у этих пастушков есть связь с тем самым служением. Поэтому Прабхупад говорит: «Я знаю, чего Ты хочешь, но мой Гурудев…» - речь идёт о Сарасвати Тхакуре и – если смотреть шире – о Шримати Радхарани – «Он дал мне это служение. Если Ты поможешь мне выполнить эту севу, довести её до конца, достичь успеха – тогда Ты получишь Ее благосклонность, порадуешь Её и обретёшь с Ней связь». И как сказал Шрила Гуру Махарадж, так сладостно, так умоляюще, так непреодолимо Шрила Прабхупада, Шрила Свами Махарадж занял самого Кришну этим служением. И божественная сила низошла, чтобы действовать на его стороне. Так что нет ничего невозможного для искреннего слуги. По милости Гуру, а значит и Кришны, возможно всё.

Служение Кришне:
нет единого для всех решения

[Госвами Махарадж]: Ещё вопросы?
[Динашрая дас]: Махарадж, у меня вопрос, связанный с предыдущим. Мне вспоминается, что в одной лекции Шрила Шридхар Махарадж рассказывал: обращаясь к Арджуне, Кришна сказал: «Теперь, Арджуна, иди и сражайся! » Но если бы на месте Арджуны был Уддхава, то Кришна бы этого не произнёс. [Госвами Махарадж]: Гуру Махарадж сказал немного по-другому: «Выслушав эти наставления, Арджуна решает сражаться».

каришье вачанам тава (Бхагавад-гита, 18.73) – я готов следовать Твоим указаниям. И Гуру Махарадж говорит, что в «Уддхава-гите», когда Кришна так наставляет Уддхаву, что тот решает уйти в лес. Смысл в том, что нет единого решения для всех: «Иди и сражайся!» Также Гуру Махарадж сказал, что по окончании всей этой войны из Махабхараты, Арджуна вновь обратился к Кришне и попросил Его повторить свою речь. Ему казалось, что в первый раз обстановка его отвлекала. И Кришна ответил: «Мы, конечно, можем поговорить снова, но в точности то же самое, что и в первый раз, Я тебе уже не скажу. Это будет уже нечто другое — окрашено в другие цвета и выглядеть будет по другому». Я не могу утверждать – как мы только что сказали – что на этот вопрос можно ответить только так и не иначе.
 

Как говорят предавшиеся души… Шрила Гуру Махарадж сказал Сарасвати Тхакуру: «Если Вы настаиваете, я это сделаю. Но мне кажется, вам нужен конкретный результат. И вот две причины, по которым я не подхожу для этого дела». Это как если бы мы обратились к Динашрае Прабху: «Нужно, чтобы ты сделал халаву к празднику». А он бы ответил: «С удовольствием! Только предупреждаю, что до этого я халаву никогда не делал. И… людям моя стряпня обычно не нравится». – Я не говорю, что так оно и есть [смеются]. И потом бы он прибавил: «Но если больше желающих нет, то я готов!» А все бы замялись и сказали: «Ладно, мы ещё поищем». Или же, наоборот: «Да, больше никого нет – придётся тебе. Вот – просто делай по рецепту». Всё должно быть живым. Всё может меняться.
 

Например, командир наблюдает через бинокль. Полевой командир. И отдаёт приказы: «Направо!» Солдаты перемещаются, он снова смотрит и – новый приказ: «Теперь налево! Стоять! Ничего не предпринимайте! Отступаем! Вперёд!» И всё - исходя из текущей, живой оценки ситуации; того, что требуется для службы. Но в общем-то, любой солдат готов сделать всё, что потребуется. Такова главная идея, принцип: сделать шаг вперёд, когда появляется задание. Это уже потом может выясниться, что один – меткий стрелок, а другой принесёт армии больше пользы в качестве повара. Гуру Махарадж говорил – кажется, это слова Наполеона: «Один сытый солдат стоит десятка полуголодных».
 

Считается, что у Гаура Кишора Дас Бабаджи Махараджа был всего один ученик – Шрила Сарасвати Тхакур, у которого, в свою очередь, была тысяча учеников. Локанатх [Дас] Госвами – один ученик: Нароттам Тхакур, а у Нароттама Тхакура – сто тысяч. И как правильно истолковать наставления? – Мы недавно упоминали 64 принципа Рупы Госвами, некоторые из них гласят: не читайте много книг, не заводите много учеников – то есть не переусердствуйте в этих вопросах. А иначе это может стать…
 

атьяхарах прайасаш ча... (Упадешамрита, 2) Гуру Махарадж как-то спросил Сарасвати Тхакура: что если, опираясь на эти наставления Рупы Госвами – не принимать много учеников, не открывать много хармов, Матхов - кто-нибудь обвинит в этом Гаудия Матх. На что Сарасвати Тхакур легко ответил: «Всё зависит от способностей». Пример Гуру Махараджа был таков: один человек – генерал, который командует миллионами солдат и у него ещё остаётся свободное время. А у другого – жена с ребёнком – и ни минутки свободной. Так что всё зависит от способностей.
 

Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему миру, применяя принцип «делай то, что необходимо». Он очень любил это выражение: «делай то, что необходимо». Многие преданные, я в том числе – мы делали вещи, о которых и помыслить не могли. Например, когда я был в группе, которая проповедовала университетским преподавателям. Я и подумать о таком не мог. Но так или иначе мы это делали. Люди из нашей группы – они придумали, как всё это осуществить. Фактически, раньше такого не было. – Как сделать так, чтобы эти преподаватели заказали наши книги, потом отнесли их в свои библиотеки. Этим, в частности, занимались двое преданных: Махабуддхи Прабху; Ганашьям, который позже стал Бхакти Тиртхой — они придумали, как всё это воплотить, а потом научили тому же других.

«Движение сознания Кришны авторитетно»

И в процессе мы поняли, например, что нам нужен каталог. Казалось бы – логично: книжный каталог. До этого у нас его не было. Мне пришла в голову идея, как это можно сделать. Один мой друг – Субхананда – был прекрасным писателем. В общем, я полетел в Лос-Анджелес, чтобы претворить свою идею в жизнь. Там у меня были друзья: один отвечал за издательство журнала “Back to Godhead” («Обратно к Богу»), а другой печатал большие книги, такие как «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита». Моя маленькая брошюрка не представляла для них особого интереса. Поэтому, по умолчанию, решено было, что займусь этим я. А я прежде ничего подобного не делал. Но я был немного знаком с издательствами «ИСККОН Пресс», «Бхактиведанта Бук Траст». У меня там были друзья среди корректоров, санскритологов, фотографов, искусствоведов – и много где ещё. Они показывали мне, как сделать то, как сделать это. Так я переходил от одного к другому. И уже где-то через несколько недель я смог всё это сделать. С их помощью мы смогли напечатать эту маленькую брошюрку, которая называлась «Движение сознания Кришны. Одобрено» (“The Krishna Consciousness Movement is Authorized”). Общий тираж был 5 тысяч или 25 – уже не помню точно.

[Динашрая дас]: 25 тысяч – это невероятно!

[Госвами Махарадж]: Да. Но что получилось – этот буклет был не только полезен нам, он ещё и понравился Шриле Прабхупаде. И он попросил напечатать сто тысяч. Поэтому мы запустили второй тираж в сто тысяч экземпляров. Нам самим нужно было пять-десять копий, всё остальное было для Движения [сознания Кришны]. Прабхупаде понравилась сама идея: «Движение сознания Кришны. Одобрено». Это был не просто книжный каталог, буклет показывал, что движение – не секта.

The Guardian of Devotion Press:
как всё начиналось

Как бы то ни было, Прабхупаде это действительно понравилось, и на всех, кто участвовал, пролилась его милость. Я же познакомился со всем этим процессом. Это было где-то в 1974-75 году. А с августа 1981 и далее в 1982 мы получили связь и стали общаться с Гуру Махараджем. Тогда же было создано издательство «Хранитель Преданности» (“The Guardian of Devotion Press”). Теперь нам самим нужно было выпускать книги. И всё то, что я узнал ранее – это была тренировка, подготовка к тому, чтобы выпускать книги в “[The] Guardian of Devotion Press”: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и Его Милость», «Золотой Вулкан Божественной Любви», «Любовный Поиск Потерянного Слуги», «Субъективная эволюция сознания».
 

Мы с Махайоги совершали смелые, в чём-то поспешные и безрассудные действия. Купили большой станок для вёрстки, хотя понятия не имели, как им пользоваться. Стоило это удовольствие около 20,000 $. Мы ломали над ним голову, а потом догадались пригласить Сарвабхавану Прабху, из испанского Би-Би-Ти (Бхактиведанта Бук Траст). Он прилетел к нам как-то на выходные и провёл двухдневный курс по эксплуатации этой машины. Так мы научились её использовать. Следующей покупкой был печатный станок. Однажды, что касается этого станка… Приходят специальные люди, которые чистят коврики, всё профессионально. А мы не знали, как на нём работать. Пресс стоил 50,000 $. Это было серьёзной задачей. Мы сидели в комнате с этим прессом. Я достал Махайоги инструкцию, он что-то в ней прочёл и говорит: «Так, думаю…»

И как раз пришёл этот уборщик, который чистит коврики. Он не знал: мы просто хотели, чтобы эта машина хоть что-нибудь нам показала. Так что мы открыли чернила и специальным ножом чуть-чуть помазали валик в машине. И тут парень, чистивший коврики, подал голос: «А вы уверены, что это делается именно так?» [смех] Даже он подумал: «Бог ты мой…» - «Вы уверены, что делать нужно именно так?» [смех] Но один наш преданный из Англии, Кали-юга Павана, чей отец был типографистом, точнее, наборщиком – он рос в этой атмосфере и сам был профессиональным печатником. Он приехал с Видагдха Мадхавой и другими преданными. Видагдха Мадхава делал всё, что касается фотографии; до этого он уже работал в печати. Никто и представить себе не мог, что будет этим заниматься, но вдруг оказалось, что всё в издательстве и печати запущено и идёт полным ходом: всё – благодаря преданным. В каких-то случаях, у них был совсем небольшой опыт работы, но они стали настоящими профессионалами. Почему? – Потому что это были предавшиеся души и они хотели порадовать Гуру. Вот как это сработало — на самом деле. Нам не нужно было никого уговаривать. Они пришли и сами предложили себя для этого служения Гуру Махараджу.
 

Когда «ИСККОН Пресс» только зарождалось, Прабхупад подумывал о том, чтобы всё делать самим: закупить печатные, фальцевальные и режущие станки; всю работу с фотографией, вёрстку. Он отправил двоих преданных на профессиональное обучение — чтобы они смогли всё это делать.
 

Гурудев иногда говорил, что из всех Госвами только Джива Госвами отправился в Бенарес, чтобы изучать санскрит – это нужно было для его севы. Его севой было знать все тонкости санскрита и нюансы священных писаний – поэтому он отправился в Бенарес и углубил свои познания – ради этого служения. Гурудев сделал акцент именно на этом.

Оставить свою севу ради более высшей

[Динашрая дас:] У меня все ещё есть один вопрос.
[Госвами Махарадж:] Да, конечно.
[Динашрая дас:] Он также связан с этой темой. В книге «Прабхупада-лиламрита», где рассказывается о жизни Бхактиведанты Свами Махараджа. [Госвами Махарадж:] Как-как?
[Динашрая дас:] «Прабхупада-лиламрита».
[Госвами Махарадж:] «Прабхупад-лиламритам»?
[Динашрая дас:]  Да, о жизни Шрилы Свами Махараджа.
[Госвами Махарадж:] А, понятно. Динашрая дас: Там описывался такой случай, что когда Прабхупада собрался в Америку, то хотел взять с собой одного брахмачари. Но тот отказался, потому что его гуру запретил ему. И Прабхупад был в гневе. А я не мог понять, почему - ведь ясно же, что этот брахмачари не мог ослушаться своего Гуру. Госвами Махарадж: Здесь есть два момента. Во-первых, Прабхупад, хоть я и не знаю всей истории, он знал, что это был за гуру и решил, что для выполнения такого возвышенного служения, тот должен пожертвовать одним учеником. Что касается этого брахмачари, то он мог, теоретически, просто «спрятаться» за словами своего Гуру от этого служения. Это нехорошо. Поэтому Прабхупад, который, как мы знаем, чист, искренен и честен на все сто процентов – он многим давал шанс послужить. И что бы они там ни думали – они были неправы. Время показало, что прав был он.
 

Если вспомнить, как Рагхунатх Дас Госвами присоединился к Махапрабху, то началось всё с того, что его семейный Гуру - Ядунандана Ачарья – он занимает очень высокое положение в мире преданности; он был Гуру их семьи и также паршада-бхактой (вечным спутником Господа). Но к Рагхунату Дасу Госвами он пришёл с такой просьбой: один брахман оставил служение божествам. В книге так и написано – и можно сразу подумать: «В те времена тоже такое было! Он оставил свою севу». Так вот Ядунандана Ачарья пришёл просить Рагхуната Даса Госвами: «Кроме тебя, никто не сможет его убедить. Уговори его остаться - остаться и продолжить». Дас Госвами согласился, потому что понял: так он может сбежать. Но сам факт интересен.
на хи кальяна-крит кашчид
дургатим тата гаччхати 
  (Бхагавад-гита, 6.40) 

Нам придётся быть искренними в своих поступках и побуждениях. И не нужно этого бояться. Санатан Госвами советовался с Джагаданандой Пандитом о том, как ему поступить.

Гухьям акхьяти приччхати
(Упадешамрита, 4) 

Он раскрывает Джагадананде своё сердце и принимает его совет, хотя тот – младший преданный по сравнению с ним. Когда позже Махапрабху узнаёт об этом, то приходит в ярость. Он восклицает: «Джага» - имея ввиду Джагадананду Пандита – «Он же мальчишка! Как он смеет давать тебе советы!» Это, конечно, точка зрения Махапрабху; но интересно, что Санатан Госвами соглашается с полученным советом, а Махапрабху – с Санатаной Госвами. За Махапрабху всюду следует сто тысяч человек, это создаёт немалые волнения – и Санатана Госвами говорит Ему, что во Вриндаван лучше не идти с такой толпой, а взять лишь одного-двух. И позже Махапрабху согласился: «Да, поступлю, как Санатан Мне посоветовал».
 

Гуру Махарадж сказал бы, что мы не должны быть слишком уверены в своих собственных суждениях и оценках. А это значит, что нужно советоваться со старшими, более опытными и благонадёжными вайшнавами. И мы стремимся всегда оставаться в таком зависимом положении, а не мечтать о том дне, когда нам уже ни с кем не нужно будет советоваться. Шрила Гурудев всегда спрашивал мнение своих слуг перед принятием какого-либо решения.
 

Порой мы отвечаем неверно [смеётся]. Махапрабху как-то спросил: «Что вы думаете о Моём Нара, Моём Адвайте [Прабху]?» - и кто-то ответил: «Он – примерно, как Прахлад [Махарадж]». Тогда Махапрабху возмутился: «Что?! Мой Адвайта?! – Да Прахлад и Дхрува – мальчишки по сравнению с ним! Зелёные юнцы! Мой Адвайта обладает разумом миллионов Брихаспати!» Можно было подумать: ого, какой комплимент! – Ведь Брихаспати – это Гуру богов. Он появился в Гаура Лиле, заняв более высокое положение, как Сарвабхаума Бхаттачарья. А Махапрабху сказал: «Мой Адвайта по уровню сознания – как миллион Брихаспати!»

Иногда Гурудев задавал такие вопросы, на которые я научился не отвечать. [смеётся] Те, кто рвался ответить, могли пожалеть об этом. Нам нужно хорошо подумать перед тем, как высказывать своё мнение. Как-то Гуру Махарадж написал письмо в ИСККОН и перед отправкой попросил, чтобы его прочитали мне. Письмо было составлено безупречно. Но была в нём пара мест, о которых я знал, что они будут истолкованы превратно. И я предупредил Гуру Махараджа, что вот эти конкретные строки они посчитают оскорбительными. На что он ответил: «Тогда перефразируй их». Письмо было идеально, но я знал, что именно эти два момента выведут наших адресатов из себя. Поэтому мы их изменили.
 

Сарвабхаума Бхаттачарья изменил шлоку: мукти-паде са дайа-бхак (ШБ,10.14.8) на бхакти-паде са дайа-бхак (ЧЧ, Мадхья, 6.261). Махапрабху спросил его: «Это же шлока из «Бхагаватам» - зачем ты изменил её?» Но Он Сам завёл Сарвабхауму так далеко, что теперь тот ненавидит слово «мукти». «Теперь – только бхакти! Зачем там мукти?» - «Настоящее мукти - это и есть бхакти…» Подумать только – поменял шлоку из «Бхагаватам»! [смеётся]
 

Иногда Гуру Махарадж рассказывал, что до прихода в Гаудия Матх профессор Саньял был закоренелым атеистом. Это была настолько громадная перемена и Сарасвати Тхакур раскрыл ему такие глубины, что профессору даже пришлось провести пару лет в психиатрической больнице. Его мозг просто не смог справиться со всем этим. [смеётся] Не нужно бояться открывать своё сердце. Такой должна быть честность – а не то, что называется ею сейчас на западе, где человек стоит на пьедестале – это всё ложь; когда заявляют: «Я такой, какой есть – измениться не могу». Не эту честность я имел ввиду, а когда ты делишься тем, что у тебя на сердце: «Вот что меня волнует». Тогда Гуру и вайшнавы могут принять это в расчёт и внести какие-то поправки.

Кто-то спрашивал о молитвах Рупы Госвами к Шримати Радхарани, где в одном месте он сравнивает Её волосы со змеёй. Санатан Госвами Прабху заметил: «Это сравнение не кажется мне удачным», на что Рупа Госвами ответил: «Хорошо, я могу переписать». Чуть позже Санатан Госвами проходил мимо какого-то пруда, где купались девушки и вдруг заметил, что прямо к их головам подплывают змеи. Он крикнул им, чтобы предупредить: «Девушки! Осторожно! – Там змеи!» - но когда те повернулись, он понял, что это их волосы. Тогда он вернулся к Рупе Госвами и сказал: «Оставь, твоё сравнение очень хорошее» [смеётся], а тот ответил: «Хорошо, оставим». Харе Кришна. Ещё вопросы?

Страх в изначальном мире

[Динашрая дас:] Расешвари Диди из Бразилии и Нароттам Прабху передают дандаваты – Махараджу и всем преданным. Госвами Махарадж: Харе Кришна! Динашрая дас: Есть вопрос – про страх в духовном мире. Госвами Махарадж: Страх? Динашрая дас: Да. Следуя той логике, что всё в этом мире – это некое отражение мира духовного, что можно сказать про источник страха в Том мире?

[Госвами Махарадж:] Да, есть «бхаи» - это одна из семи дополнительных рас. Страх… Когда мы смотрим кино – и то больше боимся, а ведь этот страх даже не настоящий. Альфред Хичкок как-то сказал, что… Речь шла о современных фильмах, где постоянно что-то взлетает на воздух, полно взрывов и всего такого. Что касается са́спенса (сюжетного напряжения), Хичкок говорил: «Я могу продержать вас в тревожном ожидании на бомбе, которая никогда не взорвётся. Но вы будете сидеть на краешке своего стула, истекая по́том». Или медленно открывающаяся дверь – вы будете в абсолютном страхе, нервном напряжении. – И ничего не произойдёт. – Хичкок понял этот принцип – вот почему он великий мастер своего дела.
 

Мы предпочитаем думать, что все эти эмоции, вся палитра до последнего оттенка есть в Кришна-лиле. И когда друзья видят Кришну в кольцах змея Калии, то мы думаем: «Они, конечно, знают, чем всё закончится» — а вот и нет! Душа выворачивается наизнанку… — как там говорится? — Благодать нисходит в испытаниях? Что может зародиться в сердце, которое переживает все эти чувства? — Есть Тот, кого ты любишь больше, чем вообще возможно любить кого-либо в этом мире — Кришна… И преданные — это гьяна-шунья бхакти — они полностью погружены в Его Игры, где в этот самый момент кажется, что Кришну убьют. А они бессильны чем-либо помочь… и просто теряют сознание.

Чуть позже приходит Баларам и взывает к Кришне: «Это не преданные с Вайкунтхи или Айодхьи, из Рам-лилы. Это же Твои самые близкие и дорогие преданные. Как же Ты можешь так с ними поступать?» Он как бы умоляет Кришну. Но Тот, кто известен как бхава-грахи-джанардана, просто не может устоять перед тем, что рождается в сердцах Его преданных. И на самом-то деле, Йогамайя и Баладев создают эти Игры таким образом, чтобы сердца были способны такое породить. Ведь как построен сюжет фильма? — Чтобы страх, любовь, ужас — что бы там ни было — нарастало и усиливалось — раз за разом, опять и опять. И это сработает, только если все поверят. Вот зачем нужна Йогамайя. Поэтому они должны бояться, испугаться, что с Кришной что-нибудь случится. Страх — это очень сильное чувство.
 

Матушка Яшода только сняла Кришну с колен и посадила на землю, как во Вринадаван ворвался демон Тринаварта в виде пес чаной бури. И Яшода потеряла Кришну из виду. Иногда в интеренете нам попадаются ролики, где мать не может найти своего малыша. Это ужасно. Даже подумать об этом страшно. Но такого рода страх и сердечная боль присутствуют в Кришна-лиле. Однако, по словам Гуру Махараджа, они не приносят мучительной боли, а вместо этого вызывают кришна-прему высшей пробы, которая неодолимо влечёт Кришну к сердцу этого преданного. Такая вот прекрасная особенность.

В нашем мире:

бхайам двитийабхинивешатах сйад,
ишад апетасйа випарйайо ‘смритих

(ШБ, 11.2.37) 

Весь страх из-за того, что мы забыли Кришну. А их страх, в каком-то смысле, из-за слишком сильного памятования о Нём, когда же примешивается паракия-раса, то возникает и чувство, что ты можешь потерять возлюбленного, расстаться с ним. Она присутствует там как одна из семи второстепенных рас: бхаянака, вира, хасья, адбхута — страх, рыцарство, смех, изумление. Когда одна гопи… Гурудев любил цитировать эту шлоку: когда Кришна крадёт масло — случаев было несколько — в одном из них Он задувает лампу, чтобы стащить в темноте. Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» говорит, что эта гопи притворилась, как будто она спит. И когда она слышит все эти звуки: Кришна, масло — то старается не улыбаться слишком заметно. Она очень счастлива. Звук задуваемой лампы означает, что Господь что-то у тебя ворует. И ещё кое-что невообразимое говорит Рупа Госвами: «Когда за всем этим наблюдает Нарада Муни, он тоже начинает улыбаться. И улыбка его настолько сияющая, что посеребряет облака». Вы такое когда-нибудь видели? [смеётся] — Должно быть, эта улыбка и впрямь лучистая [смеётся]. хари харайе намах кришна джадавайа намаха…

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования