«Шри Нандотсава. Явление Вишва-варенья Триданди Свами Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 7 сентября 2015 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 110.57M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Шри Нандотсава.
Явление Вишва-варенья Триданди Свами
Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады

(7 сентября 2015 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

[Начало лекции без звука. Когда звук появляется, Шрипад Виджай Раман Прабху проводит сравнение между храмом в Лахте, когда в Финском заливе поднимается вода, и храмом в Навадвипе в сезон дождей.]

Шрипад Виджай Раман Прабху: Были времена, когда у нас не было дамбы. Когда вода поднимается больше двух метров — здесь вода…

Шрила Госвами Махарадж: Но сейчас в порядке все?

Шрипад Виджай Раман Прабху: Да, дамба есть. Там сейчас восемь шлюзов — для того, чтобы не вызывать пожарные машины с целью откачивания воды. [Раньше] вода приходила и до суток стояла. Потом она уходила, менялся ветер… Теперь открывают шлюзы, и вода вся уходит.

Шрила Госвами Махарадж: Значит, хорошо, что дамбу построили.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Мы ждали милости от природы, пока дамбу не построили. Приходилось ограждать храм от воды. У меня до сих пор остались высокие резиновые сапоги, чтобы ходить в воде.

#00:04:08#

Шрила Госвами Махарадж: Мы видели фотографии Гурудева, как он во время наводнений в Навадвипе иногда плыл в лодке, сделанной из ствола бананового дерева прямо по территории матха. Гуру Махарадж рассказывает, что на самом деле Гупта Говардхан — это возвышенность. И раньше, когда Ганга была глубже и шире, можно было увидеть, как мимо проходят пароходы, курсирующие между большими городами. Но, вспоминая о Шриле Прабхупаде, мы вправе сказать, что самое знаменитое путешествие по воде — это путешествие Шрилы Бхактиведанты Свами из Индии в Америку. И почему он отправился в этот путь в столь преклонном возрасте? Потому что его Гуру Махарадж дал ему указание, когда тот еще был молодым человеком, — проповедовать в англоязычных странах. Проповедовать сознание Кришны на Западе, в особенности в Америке.

#00:06:08#

…виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[1]

Шрила Гуру Махарадж написал в одной из своих пранама-мантр, сочиненных в честь Сарасвати Тхакура: «Пусть его вани, его наставления, вечно играют в наших сердцах».

#00:06:43#

Прабхупада познакомился с Шрилой Сарасвати Тхакуром в 1922 году. Получил инициацию в 1933 году. Начал [печатать] журнал «Назад к Богу» в 1944 году. Затем, в 1955 году и позже, перешел к ванапрастхе и к санньясе. В 1966 году он отправился в Америку. Итак, даже хотя Шрила Прабхупада познакомился с Сарасвати Тхакуром впервые более чем за сорок лет до того [как отправился в Америку], но он никогда за это время не переставал думать о том, как лучше исполнить его наставления. Он был предназначен для этого, это была его судьба. Гуру Махарадж вспоминает, что имя отца Шрилы Прабхупады — Гоур Мохан Де. И это имя — Гоур Мохан — указывает, насколько их семья привязана к Махапрабху.

#00:08:37#

Шрила Прабхупада рассказывал, что, когда он был мальчиком, в их дом приходили разные садху, проповедники. И мама Шрилы Прабхупады неизменно просила их: «Пожалуйста, благословите моего сына, чтобы он стал хорошим слугой Шримати Радхарани».

#00:08:56#

[санскрит]

Шрила Сарасвати Тхакур известен как тот, кто крайне дорог Шримати Радхарани. И Шрила Прабхупада стал в свою очередь его дорогим слугой. Однажды мне довелось пообщаться с представителями нитьянанда-вамши, то есть семьи, родственников Нитьянанды Прабху, что живут и до наших дней. Это было в Калькутте. И они говорили мне, что они крайне горды тем, что Шрила Прабхупада также имеет связь с ними. Они говорили: «Поскольку у него был кула-гуру — семейный Гуру, у которого он получил инициацию, — видите, благодаря связи с этой линией, с нитьянанда-вамшей, какого успеха он добился». Именно поэтому Сарасвати Тхакур дал одному из своих учеников — Бхакти Саранге Госвами Махараджу — титул «Апракрита», поскольку тот также происходил из семьи нитьянанда-вамша. Но Сарасвати Тхакур хотел подчеркнуть: он апракрита, трансцендентный, он не пракрита, материальный член этой семьи, но он настоящий апракрита. Однако богиня Сарасвати часто устраивает так, что правда является неожиданно, по-разному. Поэтому, когда тот представитель семьи нитьянанда-вамша говорил, что Прабхупада добился успеха благодаря связи с нитьянанда-вамшей, этой линией, его слова не были лишены правды.

#00:11:44#

суварн̣а-варн̣о хема̄н̇го… чандана̄н̇гадӣ… вара̄н̇гаш́…
саннйа̄са-кр̣ч чхамах̣ ш́а̄нто, ниш̣т̣ха̄-ш́а̄нти-пара̄йан̣ах̣[2]

Есть известный стих из «Вишну-сахасра-намы», который, в общем и целом, говорит о Махапрабху. Однако, что интересно, этот стих в равной степени применим и к Шриле Прабхупаде. Дело в том, что семьи Маллик и Де — их называют суварна-ваник. И эти семьи, торговцы золотом, происходят от Уддарана Датты Тхакура, который в свою очередь был очень любим Нитьянандой Прабху. И тогда возникает вопрос: является ли эта семья семьей торговцев золотом или же, как говорил Шрила Гуру Махарадж о Шриле Прабхупаде, — что Шрила Прабхупада распространил «бизнес» Гауранги и Нитьянанды и открыл его филиал в Америке. И, возвращаясь к путешествию Шрилы Прабхупады на пароходе, мы знаем, в том числе от Гуру Махараджа, что когда Шрила Прабхупада отправился в этот путь, то он поставил на кон всю свою жизнь ради исполнения воли Гуру.

#00:14:17#

вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана…[3]

Иногда Шрила Прабхупада говорил, что он получил вдохновение на этот шаг из комментария Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура к этому стиху, где тот приравнивает направленность на единую цель к преданности ради только одного желания — удовлетворить Гуру.

[Открывается или закрывается алтарь.]

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:15:36#

Однажды мне довелось работать в архивах издательства Бхактиведанты, и там у нас был доступ к оригинальным бумагам, документам Шрилы Прабхупады. В том числе там хранился его паспорт, с которым он приехал из Индии в Америку. И также там были страницы дневника, который Шрила Прабхупада вел на борту парохода «Джаладута». Интересно отметить, что на фото в его паспорте тилака была крайне яркой, он был без верхней одежды, только с уттарией — идеальный облик санньяси. Очень яркая тилака. И напротив фотографии в паспорте есть графа «Имя отца». И там было указано: «Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур». [Смеется.]

#00:17:20#

И в своем дневнике, когда путешествие доходит уже до середины океана, середина долгого путешествия, Шрила Прабхупада пишет: «Я чувствую острую разлуку с Их Светлостями, моими Божествами, которым я поклоняюсь, — Радхой-Дамодаром». Разумеется, также Радхой-Говиндой, Гопинатхом. Но [прежде всего] Радхой-Дамодаром — поскольку именно в этом храме Шрила Прабхупада прожил долгие годы. Другая запись гласит: «Ежедневно я наслаждаюсь нектаром чайтанья-лилы, которая является единственным источником моей жизни».

#00:18:23#

Итак, он плыл на этом пароходе с сундуком книг — «Шримад-Бхагаватам», с «Чайтанья-чаритамритой», с мридангой, караталами, необходимыми параферналиями для готовки на кухне, ежедневно повторял кришна-нам и читал «Чайтанья-чаритамриту». И на каждой странице дневника, то есть шаблона для дневников, что выдавали пассажирам этого парохода, который принадлежал пароходной компании «Синтия», был лозунг, который гласил: «Мы несем послание доброй воли Индии всему миру». В этом смысле они были правы буквально. Подобные вещи не могут быть просто совпадениями — это божественные указания. Само название парохода — «Джаладута», дословно — «Водный посланник». То есть этот пароход вез посланника Махапрабху по воде, поэтому пароход назывался «Джаладута».

#00:20:10#

Потом есть записи, которые соответствуют времени, когда Шрила Прабхупада перенес сердечный приступ. На самом деле может быть более, чем один. И в ретроспективе можно задуматься: «До какой степени Кришна может кого-то подталкивать?» Ему уже за семьдесят, он отправился в это путешествие на пароходе посреди океана и плюс ко всему этому — у него еще и сердечный приступ. Можно сказать, что его сердце было помещено под сильнейшее давление. И почему управляющая этой пароходной компанией, Сумати Морарджи, не хотела соглашаться на путешествие Прабхупады на ее пароходе, хотя ей в принципе было легко даровать это разрешение? Она опасалась, что если Шрила Прабхупада не переживет это путешествие, то на ее совести будет смерть садху. И страницы дневника, соответствующие тем дням, просто перечеркнуты по диагонали. И тогда, как мы знаем, во сне Шрила Прабхупада увидел Кришну, который пришел к нему и сказал: «Я беру на Себя управление этим пароходом. Поэтому не бойся, Абхай». Абхай — имя Прабхупады, означающее «бесстрашный». Абхай Чаранаравинда.

#00:23:05#

И капитан записал в своем бортовом журнале, что воды океана превратились в чистую гладь. Водная гладь подобна пруду — никогда за тридцать лет своей службы на кораблях капитан не видел ничего подобного. Поэтому он записал наблюдение в журнале об этом как о необычном событии. И, как объясняет Шрила Гуру Махарадж, — когда Шрила Прабхупада очистил себя от каких бы то ни было желаний, кроме одного желания — удовлетворить Гурудева, тогда божественная сила должна была, обязана была низойти и работать, помогая ему.

#00:24:15#

Отличительная черта преданности — когда Безграничное оказывается подчинено преданности ограниченного. И первая запись после тех сердечных приступов, когда он начал приходить в себя, гласит: «Сегодня я приготовил бати-чатчари». Гопал может объяснить, что это за блюдо. Готовится примерно так — картофель нарезается маленькими кубиками, с горчичным маслом, немного воды, все это помещается в сосуд и варится все вместе. Итак, Шрила Прабхупада достиг Америки. Корабль причалил в Бостоне. И только некоторое время спустя он отправился в Нью-Йорк. Однако в то время Прабхупада еще не мог спуститься с борта корабля. И в то время, находясь в Бостоне, он написал две поэмы. Одна из них называется «Проповедь бхагавата-дхармы в Америке». Это очень красивая проповедническая поэма.

#00:26:33#

ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣ш̣н̣ах̣,
пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣
хр̣дй антах̣ стхо хй абхадра̄н̣и,
видхуноти сухр̣т сата̄м

наш̣т̣а-пра̄йеш̣в абхадреш̣у,
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе,
бхактир бхавати наиш̣т̣хикӣ

тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣,
ка̄ма-лобха̄дайаш́ ча йе
чета этаир ана̄виддхам̇
стхитам̇ саттве прасӣдати[4]

эвам̇ прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах̣
бхагават-таттва…
[неразборчиво][5]

тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣…

#00:27:27#

Однажды нам довелось читать эту поэму, написанную Шрилой Прабхупадой, в присутствии его самого в 1976 году, если не ошибаюсь, в Вашингтоне, в Америке. И Шрила Прабхупада был очень счастлив услышать эту поэму. И он тогда прокомментировал, объяснил, что вдохновением для него были эти строки [из] «Шримад-Бхагаватам», где говорится о том, что население Земли в настоящее время находится во власти страсти и невежества. И он говорил: «Здесь ярко описано, что люди находятся под влиянием страсти и невежества». И, услышав те строки своей поэмы, Шрила Прабхупада заулыбался и сказал: «Откуда мне было знать, что жизнь в Америке такова, ведь я еще не сошел с корабля?» Это — шастра-чакшу — видение глазами писаний. Даже оказываясь в незнакомой ситуации, все равно — видеть глазами писаний.

#00:28:45#

Однако вторая поэма Шрилы Прабхупады была более личного, внутреннего характера. Еще скажу одну вещь по поводу первой проповеднической поэмы. Этот момент показывает смирение Шрилы Прабхупады, которое он проявил в этой поэме. Там он пишет: «О, Господь, я не знаю, зачем Ты меня привел сюда, в эту страну, но я догадываюсь, что у этого есть какая-то цель. И если Ты привел меня сюда танцевать, то заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, о, мой Господь». И подпись под поэмой: «Ничтожный нищий Бхактиведанта Свами». Однако в другой поэме, молитве лотосоподобным стопам Кришны, он скорбит, обращаясь с молитвой к Кришне. Он скорбит в разлуке с Кришной. И он, обращаясь к Кришне как к другу, говорит: «Я страдаю от разлуки с Тобой». Итак, он взывает к Кришне в разлуке. Он говорит: «Я скучаю по тем дням, когда мы снова сможем бегать по лесам Вриндавана, играть и дурачиться в своих забавах». Но далее он продолжает: «Но мой Гуру — Радхарани, дала мне некоторое служение». Ведь в линии гаудия, в высочайшей форме выражения, Гуру рассматривается как Шримати Радхарани. И Шрила Прабхупада очень очаровательным образом обращается к Кришне: «Я знаю, что Ты хочешь быть в обществе Шримати Радхарани, хочешь, чтобы Она была довольна Тобой. И если Ты поможешь мне выполнить севу, которую Она мне поручила, то несомненно Она будет довольна Тобой». Разве может быть более хороший способ задействовать Кришну в севе? [Смеется.] И, как говорит Гуру Махарадж, божественная сила должна была низойти и помогать Шриле Прабхупаде.

#00:33:01#

Итак, Шрила Прабхупада приехал в Америку. У него с собой были только томики «Шримад-Бхагаватам», мриданга или две, караталы и денег порядка десяти долларов. И он был готов заниматься чем угодно ради проповеди.

#00:33:32#

Однажды мне довелось проповедовать преподавателям, мы были в одном университете в штате Пенсильвания; город и университет называются Слиппери Рок [Slippery Rock], «скользкий камень». И преподаватель пригласил меня провести лекцию для студентов. И он тогда упомянул, что, оказывается, Шрила Прабхупада выступал на его занятиях где-то в 1966 году в городе Батлер, штат Пенсильвания, если не ошибаюсь. То есть Шрила Прабхупада ходил по книжным магазинам, продавая им «Шримад-Бхагаватам». Он пытался добиться успеха разными способами, но по истечении года у него так и не произошло ничего сколько-нибудь существенного, что можно было бы назвать успехом. Он обращался к своим духовным братьям, что остались в Индии, за помощью, но ничего не пришло. И Шрила Прабхупада подумал: «Ну что ж, я постарался, насколько смог, я приложил наибольшие усилия, на которые был способен».

[Открывается или закрывается алтарь.]

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Гирирадж-Говардхан ки джай!

Гопал Кришна ки джай!

Шри Нандотсав ки джай!

Бхакти Лалита Деви Даси(?): [неразборчиво; об отъезде Гирираджа].

Шрила Госвами Махарадж: В самом деле? [Смеется.]

Ашутош Кришна Прабху: Обратно в Киев.

Шрила Госвами Махарадж: Здесь нет Гирираджа?

Ашутош Кришна Прабху: Обычно нет. Только московский прибудет.

Шрила Госвами Махарадж: Хотя Гирираджа нет на алтаре, Он все равно здесь. Мы ждем возвращения Гирираджа, хотя Он уехал в Киев. Гирираджа и поклоняющихся Гирираджу.

…ниджа-никат̣а-нива̄сам̇ дехи говардхана! твам[6]

Шрила Мадхусудан Махарадж: Но зато Гирирадж есть на изображении на заднем плане [позади Божеств].

#00:36:28#

Шрила Госвами Махарадж: Итак, Шрила Прабхупада подумал: «Я предпринял разумные усилия, пора возвращаться». И он отправился к причалам, чтобы найти там расписание, когда будет ближайший пароход назад в Индию той самой компании — пароходной компании «Синтия». А доктор Говард Виллер, преподаватель английского, в это время как раз был там, в районе причала, и, столкнувшись со Шрилой Прабхупадой он спросил его: «А вы из Индии?» Шрила Прабхупада был одет, разумеется, в одежды санньяси, на нем были такие типичные индийские белые пластиковые туфли, которые ни с чем не спутаешь. Хаягрива Прабху говорил, что Прабхупада выглядел как джинн. Позже тот самый профессор Говард Виллер стал Хаягривой Прабху и главным редактором книг Шрилы Прабхупады. Через него Шрила Прабхупада познакомился с Алленом Гинзбергом, знаменитым поэтом-битником. Это была знаковая фигура шестидесятых. И Аллен был крайне очарован, пленен Шрилой Прабхупадой и часто участвовал в его программах, принимал участие в киртанах при всякой возможности. И поскольку Шрила Прабхупада говорил все время о Харе Кришна маха-мантре, то Аллен Гинзберг, находясь под его влиянием, также пытался познакомить других людей с Харе Кришна маха-мантрой.

#00:39:19#

На самом деле впервые я это увидел по телевидению, когда в сентябре 1968 года Аллен Гинзберг, находясь на одной телепрограмме, просто достал фисгармонию и начал играть и петь Харе Кришна прямо перед ведущим передачи. И когда у Шрилы Прабхупады возникли определенные вопросы по поводу его визы: он долго находился в Америке — «Сможет ли он далее оставаться в Америке?», «Продлят ли ему визу?», тогда Аллен Гинзберг, обладая связями, позвонил брату президента Кеннеди — Бобби Кеннеди, который в то время был генеральным прокурором, и сказал ему: «Этот человек нужен Америке, это хороший человек, это благо для Америки. Нужно его оставить». И тут же, не вешая трубки телефона, Аллен Гинзберг достал фисгармонию и начал играть и петь маха-мантру для того самого Бобби Кеннеди. [Смеется.]

#00:40:44#

Бобби Кеннеди, выслушав это, сказал: «Я думаю, что товарищу напротив, — под этим он подразумевал своего брата, президента Кеннеди в Белом доме, — я думаю, что ему это нужно еще больше, чем мне». [Смеется.] Но, так или иначе, очарование Шрилы Прабхупады через других творило чудеса. И затем, разумеется, движение сознания Кришны стало расти от города к городу, потом — от страны к стране и распространялось настолько бурно, что тот самый Хаягрива позже написал книгу, озаглавленную «Взрыв Харе Кришна». Мировой взрыв Харе Кришна. Было издано множество книг. В конце концов — шестьдесят томов «Шримад-Бхагаватам», восемнадцать томов «Чайтанья-чаритамриты».

#00:42:21#

Шрила Прабхупада умел бросать вызов преданным, то есть давать им крайне трудные задания, вдохновлять их на исполнение очень трудных заданий, поэтому восемнадцать томов «Чайтанья-чаритамриты» были изданы за восемнадцать месяцев. Представляете? [Смеется.] В твердой обложке, с полными иллюстрациями — одна книга в месяц. Фантастические сроки.

#00:43:09#

И после того, как восемнадцать томов «Чайтанья-чаритамриты» были изданы, мы занимались проповедью в Атланте, Джорджии, проповедовали преподавателям университетов. И поскольку я только недавно услышал эти слова от одного из преподавателей, я поделился ими с Прабхупадой на одной из утренних прогулок с ним. Я сказал: «Эти преподаватели поражены, они удивлены, что один человек способен написать столь много». И Прабхупада стал говорить: «Да, но это Прадьюмна Прабху, Джайадвайта — редактор…» То есть он стал говорить об издательстве «Би-Би-Ти», перенаправлять прославление на них. Но я не отступал, я добавил: «Но, Прабхупада, они знают, что у вас есть помощники. И все равно, даже зная это, они просто поражены, они крайне удивлены, что один человек даже с помощниками способен писать столь много, быть таким продуктивным». И Шрила Прабхупада тогда остановился со своей тросточкой и сказал: «Они в шоке? Я сам в шоке». [Смеется.]

#00:44:55#

Итак, были распространены сотни миллионов книг. На основе так называемого «трансцендентного состязания». Когда преданные конкурировали друг с другом, Прабхупада говорил: «Ну, это как в духовном мире разные группы гопи состязаются, соревнуются друг с другом».

#00:45:47#

Но я думаю, что результат той милости, что пролил на Прабхупаду Кришна, был реализован, показан явным образом на Ратха-ятре в Нью-Йорке в 1976 году. В городе Нью-Йорке Пятая авеню — это главная улица. И по ней закрыли движение специально для Ратха-ятры. Полиция заблокировала движение, чтобы эта улица была свободна для Ратха-ятры, были построены три огромных колесницы размером, как в Пури колесницы для Джаганнатха, Баллабхадры, Субхадры. И сам Шрила Прабхупада ехал на одной из этих колесниц — на колеснице Субхадры. Сотни преданных проводили харинам-санкиртану, пение святых имен Кришны, пройдя большое расстояние, я не помню точно, но, быть может, с Сорок второй улицы вплоть до Гринвич-Виллидж, до Томпкинс-сквера, в общем до места, где в свое время Шрила Прабхупада начинал свою проповедь.

#00:47:45#

Шрила Гуру Махарадж иногда говорил, ссылаясь на пример Прахлады Махараджа, что если вы хотите полностью посвятить себя служению Кришне, то приготовьтесь, что ваша жизнь будет полна проблем. Если вы исполнены решимости вырваться из этого мира, то не думайте, что мир станет устраивать парады в честь этого. Разумеется, только если вы не являетесь Его Божественной Милостью Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который въехал в Америку как, по его собственным словам, ничтожный нищий, с десятью долларами в кармане, с сундуком «Бхагаватам», с мридангой и караталами, а покидая эту страну, он восседал на огромной колеснице на Пятой авеню в Нью-Йорке. [Смеется.]

#00:49:05#

са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇…[7]

Сердца преданных пленены Кришной, они всегда думают о Кришне. Но Кришна сам пленен Своими преданными. Он не может перестать думать о Своих преданных. Поэтому устремление нашей жизни — это служить святым лотосоподобным стопам преданных Кришны. Потому что в этом случае естественным образом вы обретете Кришну. Преданные Кришны — эксперты, они знают, как обращаться с Кришной. Как сам Шрила Прабхупада сказал, обращаясь к Кришне: «Помоги мне в этом служении, и тогда Шримати Радхарани проявит к Тебе нежность и будет с Тобой».

#00:50:26#

Однажды у одного из секретарей Шрилы Прабхупады возникла светлая мысль — просматривая различные варианты маршрутов, он сказал: «А мы можем, кстати, устроить небольшую остановку в Москве». Наверное, все вы видели эту знаменитую фотографию Шрилы Прабхупады во время его утренней прогулки на Красной площади. Шрила Прабхупада всегда, где бы он ни был, совершал утренние прогулки. Это очень хорошая фотография. Человек, который ее сделал, соображал в фотографии: Прабхупада на утренней прогулке на Красной площади. Там на заднем плане видны спиральные купола собора Василия Блаженного. А неподалеку оттуда, совсем рядом с местом, где у нас сейчас храм на Кисельном, есть Институт востоковедения, где Прабхупада встречался с профессором Котовским. И с молодым человеком Анатолием, который, получив Харинам от Прабхупады, стал Анантой Шанти Прабху.

#00:52:31#

И когда я впервые встретился со Шрилой Гуру Махараджем, он спросил меня, каково мое служение. Я сказал, что мое служение — проповедовать в Восточной Европе и, в частности, в Советском Союзе. И Шрила Гуру Махарадж сказал необычную вещь: «Раньше над этой страной висело густое облако атеизма, но когда Шрила Прабхупада посетил эту страну, то это облако ушло. И, благодаря этому, теперь вы можете там проповедовать».

#00:53:36#

Как сказал однажды Шрила Говинда Махарадж: «Хотя прошло уже тридцать-сорок лет после этих божественных игр, деяний Шрилы Прабхупады, даже спустя все эти годы мы продолжаем принимать его прасад». Поэтому если бы Прабхупада знал, что храм Радхи и Кришны открылся в Петербурге — «храм Кришны на пороге города Ленина» — Шрила Прабхупада несомненно пустился бы в экстатический танец. Это — его мечта. Это его подношение своему Гуру Махараджу.

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Шрила Прабхупада авирбхав маха-махотсав титхи ки джай!

#00:55:21#

Шрила Мадхусудан Махарадж: И важно отметить, что только благодаря Шриле Прабхупаде мы, западные люди, получили возможность познакомиться с писаниями, с идеями преданности, с духовными знаниями, представленными в духе преданности.

#00:55:58#

Я лично не встречался со Шрилой Прабхупадой, но я знаю его по рассказам Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа. Он рассказывал о своей молодости, когда он жил на протяжении более чем десяти лет вместе с Гуру Махараджем в Калькутте у Шрилы Прабхупады. И Шрила Гурудев рассказывал, что у Шрилы Прабхупады всегда были большие планы. Он всегда очень хотел проповедовать и обратить умы лидеров человеческого общества. [Госвами Махарадж смеется.] Шрила Прабхупада писал письма Махатме Ганди, который в то время был крайне влиятельным политиком. Он писал: «Ныне вся Индия, вся страна смотрит на вас как на пример, поэтому вы должны дать всем сознание Кришны, потому что это воистину принесет всем мир». Хотя Прабхупада был до какой-то степени скрыт, в том смысле, что он представал в облике простого домохозяина, бизнесмена, но тем не менее его сердце всегда было исполнено сострадания, в особенности к внешнему миру, к миру непреданных, в стремлении дать им возможность соприкоснуться с преданностью.

#00:58:10#

Шрила Гурудев описывал великих проповедников — помощников Шрилы Сарасвати Тхакура, его учеников, как его паршадов, его спутников. И он рассказывал, что двое из учеников Сарасвати Тхакура — Бон Махарадж и Апракрита Бхакти Саранга Госвами Махарадж — направились в западный мир еще в более ранние годы. По указанию Шрилы Сарасвати Тхакура они отправились в Англию и позже в Германию, проповедуя там. И слова Шрилы Госвами Махараджа напоминают нам о том, как объяснял нам Гуру, — что когда те проповедники, Бон Махарадж и Бхакти Саранга Госвами Махарадж, отправились на Запад, хотя они сами не сумели добиться значительных плодов [успехов в проповеди], но они посадили семена сознания Кришны. И позже, когда Шрила Прабхупада начал проповедовать на Западе, тогда эти плоды, безусловно, явились.

#01:00:10#

Подобным же образом Шрила Прабхупада приезжал в Россию, в Москву. В то время он не мог здесь добиться значительных успехов, однако мы видим, как значительно, как быстро все у нас меняется — сколь сильно здесь развито это движение. Хотя Шрила Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж были крайне тесно связаны, на протяжении многих лет очень близко общались, но для большинства других их духовных братьев из Гаудия Матха Шрила Прабхупада казался всего лишь простым домохозяином, просто хорошим человеком. И Шрила Гурудев объясняет: «Мы не можем предсказать, через кого Кришна решит явить исполнение Своих планов, через кого Он решит действовать». Шрила Гурудев говорил, что Кришна выбрал, избрал Шрилу Прабхупаду для этой миссии. И то, чего добился Шрила Прабхупада, — это не было плодом человеческого труда, это было бы невозможно для человека — таким образом изменить весь мир, принеся в него сознание Кришны.

#01:02:47#

Поэтому, как об этом скромно говорит Шрила Шридхар Махарадж, мы не можем не прийти к заключению, что Шрила Прабхупада является шакти-авеша-аватаром, то есть уполномоченным воплощением Господа. И когда Гуру Махараджа спрашивали подробнее: «А чьим именно шакти-авеша-аватаром он является?», он ответил: «Нитьянанды Прабху», который пришел, чтобы распространить Святое Имя во все стороны.

#01:03:54#

Поэтому мы все крайне обязаны всем нашим трем столпам… Как мы иногда их называем — три столпа: Шрила Говинда Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Прабхупада. Но сегодня мы в особенности вспоминаем о Шриле Прабхупаде в его день [явления].

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна!

#01:04:25#

И нам также следует добавить, что благодаря Шриле Прабхупаде мы узнали, кто такой Шрила Шридхар Махарадж. Шрила Прабхупада сказал одному из своих учеников, который задавал вопросы о шикша-гуру, следующее: «Даже я считаю Шрилу Шридхара Махараджа шикша-гуру. Что уж говорить о том благе, которое вы получите от общения с ним?» И в иных случаях, иными способами он также говорил об этом. Например, он говорил: «После моего ухода, если возникнет необходимость обратиться к более высокому авторитету, то обратитесь к Шриле Шридхару Махараджу».

#01:05:29#

Поэтому мы понимаем: без милости Шрилы Прабхупады мы бы не пришли к связи со Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем. Все, что связано со Шрилой Прабхупадой, благоприятно в высочайшей степени.

#01:05:56#

И я хотел бы завершить пением в каком-то смысле любимой песни Шрилы Прабхупады — «Джайа Ра̄дха̄-Ма̄дхава кун̃джа-биха̄рӣ». Он всегда пел ее перед лекцией. Обычно он шел на утреннюю прогулку, потом, возвратившись с прогулки, получал даршан Божеств, представая перед Ними. Затем пел «Джая Радха-Мадхава», а после давал утреннюю лекцию по «Бхагаватам».

#01:06:38#

[Госвами Махарадж поет бхаджан «Джая Радха-Мадхава». Затем — воспевание Харе Кришна маха-мантры.]

#01:12:21#

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Шрила Прабхупада авирбхав маха-махотсав титхи ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Шри Гопал-джиу ки джай!

Шри Рупануга-гуру-варга ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди гаура-бхакта-вр̣нда ки джай!

Шри Шри Радха-Кришна, Гопи-Гопинатх, Шьяма-кунда, Радха-кунда, Гири-Говардхан ки джай!

Вриндаван-дхама ки джай!

Шри Кришна-Баларама-мандир ки джай!

Международное общество сознания Кришны ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Ганга Деви, Ямуна Деви, Бхакти Деви, Туласи Деви ки джай!

Ом Вишнупад Вишва-варенья Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада авирбхав маха-махотсав ки ки ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси ки джай!

Сева-вринда ки джай!

Самавета бхакта-вринда ки джай!

Шрила Прабхупада авирбхав маха-махотсав ки ки ки джай!

Шри Нандотсав ки джай!

Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Мадхусудан Махарадж: Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: И Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай! Он уже отправился на следующий фестиваль. [Смеется.] В Абхазии.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Хришикеш Махарадж слушал наш киртан в Сочи. Нанда Рани проводит [там] программу. Ночью они поедут в Сухуми, потому что ночью прохладно, а утром очень жарко.

Шрила Госвами Махарадж: Странствующее шоу Кришны продолжает свой путь.

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




1 Никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ, вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ / ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ, виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ — «Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца» (пранама-мантра Сарасвати Тхакуру, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

2  Госвами Махарадж, цитируя этот стих, меняет два слова местами: суварн̣а-варн̣о хема̄н̇го, вара̄н̇гаш́ чандана̄н̇гадӣ / саннйа̄са-кр̣ч чхамах̣ ш́а̄нто, ниш̣т̣ха̄-ш́а̄нти-пара̄йан̣ах̣ — «В ранний период Своих игр Он живет семейной жизнью. Тело Его, умащенное сандаловой пастой, отличающееся необыкновенной красотой, своим ярким сиянием напоминает расплавленное золото. В поздний период Он предстает отрешенным санньяси, невозмутимым и безмятежным. Он — высшая обитель мира и преданности, ибо заставляет умолкнуть безбожников-имперсоналистов» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.49).

3  Вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана / баху-ш́а̄кха̄ хй ананта̄ш́ ча, буддхайо ’вйаваса̄йина̄м — «О, потомок династии Куру! Разум тех, кто без остатка посвятил себя преданности Мне, целеустремлен и обладает великой верой в Меня, ибо Я его единственная цель. Однако разум тех, кто лишен такой исключительной преданности Мне, извращен бесконечными желаниями, ибо поглощен бесчисленными объектами чувств» (Бхагавад-гита, 2.41).

4  «Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного — очищает сердце преданного от стремления к мирским наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Благодаря регулярному посещению лекций по „Бхагаватам“ и служению чистому преданному, все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью устраняется, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества — похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.17–19).

5  Эвам̇ прасанна-манасо, бхагавад-бхакти-йогатах̣ / бхагават-таттва-виджн̃а̄нам̇, мукта-сан̇гасйа джа̄йате — «Так, утвердившись в гуне беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитивное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от любого материального общения» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.20).

6  Последняя строка стихов поэмы «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам» Шрилы Рагхунатха Даса Госвами.

7  Са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇, са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам / мад-анйат те на джа̄нанти, на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи — Господь Кришна говорит: «Чистый преданный всегда в Моем сердце, а Я всегда в сердце чистого преданного. Мои преданные не хотят знать ни о чем другом, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.68).




←  «День явления Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады». Шрила Б. С. Госвами Махарадж и Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 29 августа 2013 года | Лахта, Санкт-Петербург | Фестиваль VEDALIFE ·• Архив новостей •· Празднование Шри Кришна-джанмаштами. 7 сентября 2023 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 115.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Шри Нандотсава.
Явление Вишва-варенья Триданди Свами
Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа Прабхупады

(7 сентября 2015 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

[Начало лекции без звука. Когда звук появляется, Шрипад Виджай Раман Прабху проводит сравнение между храмом в Лахте, когда в Финском заливе поднимается вода, и храмом в Навадвипе в сезон дождей.]

Шрипад Виджай Раман Прабху: Были времена, когда у нас не было дамбы. Когда вода поднимается больше двух метров — здесь вода…

Шрила Госвами Махарадж: Но сейчас в порядке все?

Шрипад Виджай Раман Прабху: Да, дамба есть. Там сейчас восемь шлюзов — для того, чтобы не вызывать пожарные машины с целью откачивания воды. [Раньше] вода приходила и до суток стояла. Потом она уходила, менялся ветер… Теперь открывают шлюзы, и вода вся уходит.

Шрила Госвами Махарадж: Значит, хорошо, что дамбу построили.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Мы ждали милости от природы, пока дамбу не построили. Приходилось ограждать храм от воды. У меня до сих пор остались высокие резиновые сапоги, чтобы ходить в воде.

#00:04:08#

Шрила Госвами Махарадж: Мы видели фотографии Гурудева, как он во время наводнений в Навадвипе иногда плыл в лодке, сделанной из ствола бананового дерева прямо по территории матха. Гуру Махарадж рассказывает, что на самом деле Гупта Говардхан — это возвышенность. И раньше, когда Ганга была глубже и шире, можно было увидеть, как мимо проходят пароходы, курсирующие между большими городами. Но, вспоминая о Шриле Прабхупаде, мы вправе сказать, что самое знаменитое путешествие по воде — это путешествие Шрилы Бхактиведанты Свами из Индии в Америку. И почему он отправился в этот путь в столь преклонном возрасте? Потому что его Гуру Махарадж дал ему указание, когда тот еще был молодым человеком, — проповедовать в англоязычных странах. Проповедовать сознание Кришны на Западе, в особенности в Америке.

#00:06:08#

…виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[1]

Шрила Гуру Махарадж написал в одной из своих пранама-мантр, сочиненных в честь Сарасвати Тхакура: «Пусть его вани, его наставления, вечно играют в наших сердцах».

#00:06:43#

Прабхупада познакомился с Шрилой Сарасвати Тхакуром в 1922 году. Получил инициацию в 1933 году. Начал [печатать] журнал «Назад к Богу» в 1944 году. Затем, в 1955 году и позже, перешел к ванапрастхе и к санньясе. В 1966 году он отправился в Америку. Итак, даже хотя Шрила Прабхупада познакомился с Сарасвати Тхакуром впервые более чем за сорок лет до того [как отправился в Америку], но он никогда за это время не переставал думать о том, как лучше исполнить его наставления. Он был предназначен для этого, это была его судьба. Гуру Махарадж вспоминает, что имя отца Шрилы Прабхупады — Гоур Мохан Де. И это имя — Гоур Мохан — указывает, насколько их семья привязана к Махапрабху.

#00:08:37#

Шрила Прабхупада рассказывал, что, когда он был мальчиком, в их дом приходили разные садху, проповедники. И мама Шрилы Прабхупады неизменно просила их: «Пожалуйста, благословите моего сына, чтобы он стал хорошим слугой Шримати Радхарани».

#00:08:56#

[санскрит]

Шрила Сарасвати Тхакур известен как тот, кто крайне дорог Шримати Радхарани. И Шрила Прабхупада стал в свою очередь его дорогим слугой. Однажды мне довелось пообщаться с представителями нитьянанда-вамши, то есть семьи, родственников Нитьянанды Прабху, что живут и до наших дней. Это было в Калькутте. И они говорили мне, что они крайне горды тем, что Шрила Прабхупада также имеет связь с ними. Они говорили: «Поскольку у него был кула-гуру — семейный Гуру, у которого он получил инициацию, — видите, благодаря связи с этой линией, с нитьянанда-вамшей, какого успеха он добился». Именно поэтому Сарасвати Тхакур дал одному из своих учеников — Бхакти Саранге Госвами Махараджу — титул «Апракрита», поскольку тот также происходил из семьи нитьянанда-вамша. Но Сарасвати Тхакур хотел подчеркнуть: он апракрита, трансцендентный, он не пракрита, материальный член этой семьи, но он настоящий апракрита. Однако богиня Сарасвати часто устраивает так, что правда является неожиданно, по-разному. Поэтому, когда тот представитель семьи нитьянанда-вамша говорил, что Прабхупада добился успеха благодаря связи с нитьянанда-вамшей, этой линией, его слова не были лишены правды.

#00:11:44#

суварн̣а-варн̣о хема̄н̇го… чандана̄н̇гадӣ… вара̄н̇гаш́…
саннйа̄са-кр̣ч чхамах̣ ш́а̄нто, ниш̣т̣ха̄-ш́а̄нти-пара̄йан̣ах̣[2]

Есть известный стих из «Вишну-сахасра-намы», который, в общем и целом, говорит о Махапрабху. Однако, что интересно, этот стих в равной степени применим и к Шриле Прабхупаде. Дело в том, что семьи Маллик и Де — их называют суварна-ваник. И эти семьи, торговцы золотом, происходят от Уддарана Датты Тхакура, который в свою очередь был очень любим Нитьянандой Прабху. И тогда возникает вопрос: является ли эта семья семьей торговцев золотом или же, как говорил Шрила Гуру Махарадж о Шриле Прабхупаде, — что Шрила Прабхупада распространил «бизнес» Гауранги и Нитьянанды и открыл его филиал в Америке. И, возвращаясь к путешествию Шрилы Прабхупады на пароходе, мы знаем, в том числе от Гуру Махараджа, что когда Шрила Прабхупада отправился в этот путь, то он поставил на кон всю свою жизнь ради исполнения воли Гуру.

#00:14:17#

вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана…[3]

Иногда Шрила Прабхупада говорил, что он получил вдохновение на этот шаг из комментария Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура к этому стиху, где тот приравнивает направленность на единую цель к преданности ради только одного желания — удовлетворить Гуру.

[Открывается или закрывается алтарь.]

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:15:36#

Однажды мне довелось работать в архивах издательства Бхактиведанты, и там у нас был доступ к оригинальным бумагам, документам Шрилы Прабхупады. В том числе там хранился его паспорт, с которым он приехал из Индии в Америку. И также там были страницы дневника, который Шрила Прабхупада вел на борту парохода «Джаладута». Интересно отметить, что на фото в его паспорте тилака была крайне яркой, он был без верхней одежды, только с уттарией — идеальный облик санньяси. Очень яркая тилака. И напротив фотографии в паспорте есть графа «Имя отца». И там было указано: «Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур». [Смеется.]

#00:17:20#

И в своем дневнике, когда путешествие доходит уже до середины океана, середина долгого путешествия, Шрила Прабхупада пишет: «Я чувствую острую разлуку с Их Светлостями, моими Божествами, которым я поклоняюсь, — Радхой-Дамодаром». Разумеется, также Радхой-Говиндой, Гопинатхом. Но [прежде всего] Радхой-Дамодаром — поскольку именно в этом храме Шрила Прабхупада прожил долгие годы. Другая запись гласит: «Ежедневно я наслаждаюсь нектаром чайтанья-лилы, которая является единственным источником моей жизни».

#00:18:23#

Итак, он плыл на этом пароходе с сундуком книг — «Шримад-Бхагаватам», с «Чайтанья-чаритамритой», с мридангой, караталами, необходимыми параферналиями для готовки на кухне, ежедневно повторял кришна-нам и читал «Чайтанья-чаритамриту». И на каждой странице дневника, то есть шаблона для дневников, что выдавали пассажирам этого парохода, который принадлежал пароходной компании «Синтия», был лозунг, который гласил: «Мы несем послание доброй воли Индии всему миру». В этом смысле они были правы буквально. Подобные вещи не могут быть просто совпадениями — это божественные указания. Само название парохода — «Джаладута», дословно — «Водный посланник». То есть этот пароход вез посланника Махапрабху по воде, поэтому пароход назывался «Джаладута».

#00:20:10#

Потом есть записи, которые соответствуют времени, когда Шрила Прабхупада перенес сердечный приступ. На самом деле может быть более, чем один. И в ретроспективе можно задуматься: «До какой степени Кришна может кого-то подталкивать?» Ему уже за семьдесят, он отправился в это путешествие на пароходе посреди океана и плюс ко всему этому — у него еще и сердечный приступ. Можно сказать, что его сердце было помещено под сильнейшее давление. И почему управляющая этой пароходной компанией, Сумати Морарджи, не хотела соглашаться на путешествие Прабхупады на ее пароходе, хотя ей в принципе было легко даровать это разрешение? Она опасалась, что если Шрила Прабхупада не переживет это путешествие, то на ее совести будет смерть садху. И страницы дневника, соответствующие тем дням, просто перечеркнуты по диагонали. И тогда, как мы знаем, во сне Шрила Прабхупада увидел Кришну, который пришел к нему и сказал: «Я беру на Себя управление этим пароходом. Поэтому не бойся, Абхай». Абхай — имя Прабхупады, означающее «бесстрашный». Абхай Чаранаравинда.

#00:23:05#

И капитан записал в своем бортовом журнале, что воды океана превратились в чистую гладь. Водная гладь подобна пруду — никогда за тридцать лет своей службы на кораблях капитан не видел ничего подобного. Поэтому он записал наблюдение в журнале об этом как о необычном событии. И, как объясняет Шрила Гуру Махарадж, — когда Шрила Прабхупада очистил себя от каких бы то ни было желаний, кроме одного желания — удовлетворить Гурудева, тогда божественная сила должна была, обязана была низойти и работать, помогая ему.

#00:24:15#

Отличительная черта преданности — когда Безграничное оказывается подчинено преданности ограниченного. И первая запись после тех сердечных приступов, когда он начал приходить в себя, гласит: «Сегодня я приготовил бати-чатчари». Гопал может объяснить, что это за блюдо. Готовится примерно так — картофель нарезается маленькими кубиками, с горчичным маслом, немного воды, все это помещается в сосуд и варится все вместе. Итак, Шрила Прабхупада достиг Америки. Корабль причалил в Бостоне. И только некоторое время спустя он отправился в Нью-Йорк. Однако в то время Прабхупада еще не мог спуститься с борта корабля. И в то время, находясь в Бостоне, он написал две поэмы. Одна из них называется «Проповедь бхагавата-дхармы в Америке». Это очень красивая проповедническая поэма.

#00:26:33#

ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣ш̣н̣ах̣,
пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣
хр̣дй антах̣ стхо хй абхадра̄н̣и,
видхуноти сухр̣т сата̄м

наш̣т̣а-пра̄йеш̣в абхадреш̣у,
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе,
бхактир бхавати наиш̣т̣хикӣ

тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣,
ка̄ма-лобха̄дайаш́ ча йе
чета этаир ана̄виддхам̇
стхитам̇ саттве прасӣдати[4]

эвам̇ прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах̣
бхагават-таттва…
[неразборчиво][5]

тада̄ раджас-тамо-бха̄ва̄х̣…

#00:27:27#

Однажды нам довелось читать эту поэму, написанную Шрилой Прабхупадой, в присутствии его самого в 1976 году, если не ошибаюсь, в Вашингтоне, в Америке. И Шрила Прабхупада был очень счастлив услышать эту поэму. И он тогда прокомментировал, объяснил, что вдохновением для него были эти строки [из] «Шримад-Бхагаватам», где говорится о том, что население Земли в настоящее время находится во власти страсти и невежества. И он говорил: «Здесь ярко описано, что люди находятся под влиянием страсти и невежества». И, услышав те строки своей поэмы, Шрила Прабхупада заулыбался и сказал: «Откуда мне было знать, что жизнь в Америке такова, ведь я еще не сошел с корабля?» Это — шастра-чакшу — видение глазами писаний. Даже оказываясь в незнакомой ситуации, все равно — видеть глазами писаний.

#00:28:45#

Однако вторая поэма Шрилы Прабхупады была более личного, внутреннего характера. Еще скажу одну вещь по поводу первой проповеднической поэмы. Этот момент показывает смирение Шрилы Прабхупады, которое он проявил в этой поэме. Там он пишет: «О, Господь, я не знаю, зачем Ты меня привел сюда, в эту страну, но я догадываюсь, что у этого есть какая-то цель. И если Ты привел меня сюда танцевать, то заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, заставь меня танцевать, о, мой Господь». И подпись под поэмой: «Ничтожный нищий Бхактиведанта Свами». Однако в другой поэме, молитве лотосоподобным стопам Кришны, он скорбит, обращаясь с молитвой к Кришне. Он скорбит в разлуке с Кришной. И он, обращаясь к Кришне как к другу, говорит: «Я страдаю от разлуки с Тобой». Итак, он взывает к Кришне в разлуке. Он говорит: «Я скучаю по тем дням, когда мы снова сможем бегать по лесам Вриндавана, играть и дурачиться в своих забавах». Но далее он продолжает: «Но мой Гуру — Радхарани, дала мне некоторое служение». Ведь в линии гаудия, в высочайшей форме выражения, Гуру рассматривается как Шримати Радхарани. И Шрила Прабхупада очень очаровательным образом обращается к Кришне: «Я знаю, что Ты хочешь быть в обществе Шримати Радхарани, хочешь, чтобы Она была довольна Тобой. И если Ты поможешь мне выполнить севу, которую Она мне поручила, то несомненно Она будет довольна Тобой». Разве может быть более хороший способ задействовать Кришну в севе? [Смеется.] И, как говорит Гуру Махарадж, божественная сила должна была низойти и помогать Шриле Прабхупаде.

#00:33:01#

Итак, Шрила Прабхупада приехал в Америку. У него с собой были только томики «Шримад-Бхагаватам», мриданга или две, караталы и денег порядка десяти долларов. И он был готов заниматься чем угодно ради проповеди.

#00:33:32#

Однажды мне довелось проповедовать преподавателям, мы были в одном университете в штате Пенсильвания; город и университет называются Слиппери Рок [Slippery Rock], «скользкий камень». И преподаватель пригласил меня провести лекцию для студентов. И он тогда упомянул, что, оказывается, Шрила Прабхупада выступал на его занятиях где-то в 1966 году в городе Батлер, штат Пенсильвания, если не ошибаюсь. То есть Шрила Прабхупада ходил по книжным магазинам, продавая им «Шримад-Бхагаватам». Он пытался добиться успеха разными способами, но по истечении года у него так и не произошло ничего сколько-нибудь существенного, что можно было бы назвать успехом. Он обращался к своим духовным братьям, что остались в Индии, за помощью, но ничего не пришло. И Шрила Прабхупада подумал: «Ну что ж, я постарался, насколько смог, я приложил наибольшие усилия, на которые был способен».

[Открывается или закрывается алтарь.]

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Гирирадж-Говардхан ки джай!

Гопал Кришна ки джай!

Шри Нандотсав ки джай!

Бхакти Лалита Деви Даси(?): [неразборчиво; об отъезде Гирираджа].

Шрила Госвами Махарадж: В самом деле? [Смеется.]

Ашутош Кришна Прабху: Обратно в Киев.

Шрила Госвами Махарадж: Здесь нет Гирираджа?

Ашутош Кришна Прабху: Обычно нет. Только московский прибудет.

Шрила Госвами Махарадж: Хотя Гирираджа нет на алтаре, Он все равно здесь. Мы ждем возвращения Гирираджа, хотя Он уехал в Киев. Гирираджа и поклоняющихся Гирираджу.

…ниджа-никат̣а-нива̄сам̇ дехи говардхана! твам[6]

Шрила Мадхусудан Махарадж: Но зато Гирирадж есть на изображении на заднем плане [позади Божеств].

#00:36:28#

Шрила Госвами Махарадж: Итак, Шрила Прабхупада подумал: «Я предпринял разумные усилия, пора возвращаться». И он отправился к причалам, чтобы найти там расписание, когда будет ближайший пароход назад в Индию той самой компании — пароходной компании «Синтия». А доктор Говард Виллер, преподаватель английского, в это время как раз был там, в районе причала, и, столкнувшись со Шрилой Прабхупадой он спросил его: «А вы из Индии?» Шрила Прабхупада был одет, разумеется, в одежды санньяси, на нем были такие типичные индийские белые пластиковые туфли, которые ни с чем не спутаешь. Хаягрива Прабху говорил, что Прабхупада выглядел как джинн. Позже тот самый профессор Говард Виллер стал Хаягривой Прабху и главным редактором книг Шрилы Прабхупады. Через него Шрила Прабхупада познакомился с Алленом Гинзбергом, знаменитым поэтом-битником. Это была знаковая фигура шестидесятых. И Аллен был крайне очарован, пленен Шрилой Прабхупадой и часто участвовал в его программах, принимал участие в киртанах при всякой возможности. И поскольку Шрила Прабхупада говорил все время о Харе Кришна маха-мантре, то Аллен Гинзберг, находясь под его влиянием, также пытался познакомить других людей с Харе Кришна маха-мантрой.

#00:39:19#

На самом деле впервые я это увидел по телевидению, когда в сентябре 1968 года Аллен Гинзберг, находясь на одной телепрограмме, просто достал фисгармонию и начал играть и петь Харе Кришна прямо перед ведущим передачи. И когда у Шрилы Прабхупады возникли определенные вопросы по поводу его визы: он долго находился в Америке — «Сможет ли он далее оставаться в Америке?», «Продлят ли ему визу?», тогда Аллен Гинзберг, обладая связями, позвонил брату президента Кеннеди — Бобби Кеннеди, который в то время был генеральным прокурором, и сказал ему: «Этот человек нужен Америке, это хороший человек, это благо для Америки. Нужно его оставить». И тут же, не вешая трубки телефона, Аллен Гинзберг достал фисгармонию и начал играть и петь маха-мантру для того самого Бобби Кеннеди. [Смеется.]

#00:40:44#

Бобби Кеннеди, выслушав это, сказал: «Я думаю, что товарищу напротив, — под этим он подразумевал своего брата, президента Кеннеди в Белом доме, — я думаю, что ему это нужно еще больше, чем мне». [Смеется.] Но, так или иначе, очарование Шрилы Прабхупады через других творило чудеса. И затем, разумеется, движение сознания Кришны стало расти от города к городу, потом — от страны к стране и распространялось настолько бурно, что тот самый Хаягрива позже написал книгу, озаглавленную «Взрыв Харе Кришна». Мировой взрыв Харе Кришна. Было издано множество книг. В конце концов — шестьдесят томов «Шримад-Бхагаватам», восемнадцать томов «Чайтанья-чаритамриты».

#00:42:21#

Шрила Прабхупада умел бросать вызов преданным, то есть давать им крайне трудные задания, вдохновлять их на исполнение очень трудных заданий, поэтому восемнадцать томов «Чайтанья-чаритамриты» были изданы за восемнадцать месяцев. Представляете? [Смеется.] В твердой обложке, с полными иллюстрациями — одна книга в месяц. Фантастические сроки.

#00:43:09#

И после того, как восемнадцать томов «Чайтанья-чаритамриты» были изданы, мы занимались проповедью в Атланте, Джорджии, проповедовали преподавателям университетов. И поскольку я только недавно услышал эти слова от одного из преподавателей, я поделился ими с Прабхупадой на одной из утренних прогулок с ним. Я сказал: «Эти преподаватели поражены, они удивлены, что один человек способен написать столь много». И Прабхупада стал говорить: «Да, но это Прадьюмна Прабху, Джайадвайта — редактор…» То есть он стал говорить об издательстве «Би-Би-Ти», перенаправлять прославление на них. Но я не отступал, я добавил: «Но, Прабхупада, они знают, что у вас есть помощники. И все равно, даже зная это, они просто поражены, они крайне удивлены, что один человек даже с помощниками способен писать столь много, быть таким продуктивным». И Шрила Прабхупада тогда остановился со своей тросточкой и сказал: «Они в шоке? Я сам в шоке». [Смеется.]

#00:44:55#

Итак, были распространены сотни миллионов книг. На основе так называемого «трансцендентного состязания». Когда преданные конкурировали друг с другом, Прабхупада говорил: «Ну, это как в духовном мире разные группы гопи состязаются, соревнуются друг с другом».

#00:45:47#

Но я думаю, что результат той милости, что пролил на Прабхупаду Кришна, был реализован, показан явным образом на Ратха-ятре в Нью-Йорке в 1976 году. В городе Нью-Йорке Пятая авеню — это главная улица. И по ней закрыли движение специально для Ратха-ятры. Полиция заблокировала движение, чтобы эта улица была свободна для Ратха-ятры, были построены три огромных колесницы размером, как в Пури колесницы для Джаганнатха, Баллабхадры, Субхадры. И сам Шрила Прабхупада ехал на одной из этих колесниц — на колеснице Субхадры. Сотни преданных проводили харинам-санкиртану, пение святых имен Кришны, пройдя большое расстояние, я не помню точно, но, быть может, с Сорок второй улицы вплоть до Гринвич-Виллидж, до Томпкинс-сквера, в общем до места, где в свое время Шрила Прабхупада начинал свою проповедь.

#00:47:45#

Шрила Гуру Махарадж иногда говорил, ссылаясь на пример Прахлады Махараджа, что если вы хотите полностью посвятить себя служению Кришне, то приготовьтесь, что ваша жизнь будет полна проблем. Если вы исполнены решимости вырваться из этого мира, то не думайте, что мир станет устраивать парады в честь этого. Разумеется, только если вы не являетесь Его Божественной Милостью Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который въехал в Америку как, по его собственным словам, ничтожный нищий, с десятью долларами в кармане, с сундуком «Бхагаватам», с мридангой и караталами, а покидая эту страну, он восседал на огромной колеснице на Пятой авеню в Нью-Йорке. [Смеется.]

#00:49:05#

са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇…[7]

Сердца преданных пленены Кришной, они всегда думают о Кришне. Но Кришна сам пленен Своими преданными. Он не может перестать думать о Своих преданных. Поэтому устремление нашей жизни — это служить святым лотосоподобным стопам преданных Кришны. Потому что в этом случае естественным образом вы обретете Кришну. Преданные Кришны — эксперты, они знают, как обращаться с Кришной. Как сам Шрила Прабхупада сказал, обращаясь к Кришне: «Помоги мне в этом служении, и тогда Шримати Радхарани проявит к Тебе нежность и будет с Тобой».

#00:50:26#

Однажды у одного из секретарей Шрилы Прабхупады возникла светлая мысль — просматривая различные варианты маршрутов, он сказал: «А мы можем, кстати, устроить небольшую остановку в Москве». Наверное, все вы видели эту знаменитую фотографию Шрилы Прабхупады во время его утренней прогулки на Красной площади. Шрила Прабхупада всегда, где бы он ни был, совершал утренние прогулки. Это очень хорошая фотография. Человек, который ее сделал, соображал в фотографии: Прабхупада на утренней прогулке на Красной площади. Там на заднем плане видны спиральные купола собора Василия Блаженного. А неподалеку оттуда, совсем рядом с местом, где у нас сейчас храм на Кисельном, есть Институт востоковедения, где Прабхупада встречался с профессором Котовским. И с молодым человеком Анатолием, который, получив Харинам от Прабхупады, стал Анантой Шанти Прабху.

#00:52:31#

И когда я впервые встретился со Шрилой Гуру Махараджем, он спросил меня, каково мое служение. Я сказал, что мое служение — проповедовать в Восточной Европе и, в частности, в Советском Союзе. И Шрила Гуру Махарадж сказал необычную вещь: «Раньше над этой страной висело густое облако атеизма, но когда Шрила Прабхупада посетил эту страну, то это облако ушло. И, благодаря этому, теперь вы можете там проповедовать».

#00:53:36#

Как сказал однажды Шрила Говинда Махарадж: «Хотя прошло уже тридцать-сорок лет после этих божественных игр, деяний Шрилы Прабхупады, даже спустя все эти годы мы продолжаем принимать его прасад». Поэтому если бы Прабхупада знал, что храм Радхи и Кришны открылся в Петербурге — «храм Кришны на пороге города Ленина» — Шрила Прабхупада несомненно пустился бы в экстатический танец. Это — его мечта. Это его подношение своему Гуру Махараджу.

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Шрила Прабхупада авирбхав маха-махотсав титхи ки джай!

#00:55:21#

Шрила Мадхусудан Махарадж: И важно отметить, что только благодаря Шриле Прабхупаде мы, западные люди, получили возможность познакомиться с писаниями, с идеями преданности, с духовными знаниями, представленными в духе преданности.

#00:55:58#

Я лично не встречался со Шрилой Прабхупадой, но я знаю его по рассказам Шрилы Гурудева, Шрилы Говинды Махараджа. Он рассказывал о своей молодости, когда он жил на протяжении более чем десяти лет вместе с Гуру Махараджем в Калькутте у Шрилы Прабхупады. И Шрила Гурудев рассказывал, что у Шрилы Прабхупады всегда были большие планы. Он всегда очень хотел проповедовать и обратить умы лидеров человеческого общества. [Госвами Махарадж смеется.] Шрила Прабхупада писал письма Махатме Ганди, который в то время был крайне влиятельным политиком. Он писал: «Ныне вся Индия, вся страна смотрит на вас как на пример, поэтому вы должны дать всем сознание Кришны, потому что это воистину принесет всем мир». Хотя Прабхупада был до какой-то степени скрыт, в том смысле, что он представал в облике простого домохозяина, бизнесмена, но тем не менее его сердце всегда было исполнено сострадания, в особенности к внешнему миру, к миру непреданных, в стремлении дать им возможность соприкоснуться с преданностью.

#00:58:10#

Шрила Гурудев описывал великих проповедников — помощников Шрилы Сарасвати Тхакура, его учеников, как его паршадов, его спутников. И он рассказывал, что двое из учеников Сарасвати Тхакура — Бон Махарадж и Апракрита Бхакти Саранга Госвами Махарадж — направились в западный мир еще в более ранние годы. По указанию Шрилы Сарасвати Тхакура они отправились в Англию и позже в Германию, проповедуя там. И слова Шрилы Госвами Махараджа напоминают нам о том, как объяснял нам Гуру, — что когда те проповедники, Бон Махарадж и Бхакти Саранга Госвами Махарадж, отправились на Запад, хотя они сами не сумели добиться значительных плодов [успехов в проповеди], но они посадили семена сознания Кришны. И позже, когда Шрила Прабхупада начал проповедовать на Западе, тогда эти плоды, безусловно, явились.

#01:00:10#

Подобным же образом Шрила Прабхупада приезжал в Россию, в Москву. В то время он не мог здесь добиться значительных успехов, однако мы видим, как значительно, как быстро все у нас меняется — сколь сильно здесь развито это движение. Хотя Шрила Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж были крайне тесно связаны, на протяжении многих лет очень близко общались, но для большинства других их духовных братьев из Гаудия Матха Шрила Прабхупада казался всего лишь простым домохозяином, просто хорошим человеком. И Шрила Гурудев объясняет: «Мы не можем предсказать, через кого Кришна решит явить исполнение Своих планов, через кого Он решит действовать». Шрила Гурудев говорил, что Кришна выбрал, избрал Шрилу Прабхупаду для этой миссии. И то, чего добился Шрила Прабхупада, — это не было плодом человеческого труда, это было бы невозможно для человека — таким образом изменить весь мир, принеся в него сознание Кришны.

#01:02:47#

Поэтому, как об этом скромно говорит Шрила Шридхар Махарадж, мы не можем не прийти к заключению, что Шрила Прабхупада является шакти-авеша-аватаром, то есть уполномоченным воплощением Господа. И когда Гуру Махараджа спрашивали подробнее: «А чьим именно шакти-авеша-аватаром он является?», он ответил: «Нитьянанды Прабху», который пришел, чтобы распространить Святое Имя во все стороны.

#01:03:54#

Поэтому мы все крайне обязаны всем нашим трем столпам… Как мы иногда их называем — три столпа: Шрила Говинда Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Прабхупада. Но сегодня мы в особенности вспоминаем о Шриле Прабхупаде в его день [явления].

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна!

#01:04:25#

И нам также следует добавить, что благодаря Шриле Прабхупаде мы узнали, кто такой Шрила Шридхар Махарадж. Шрила Прабхупада сказал одному из своих учеников, который задавал вопросы о шикша-гуру, следующее: «Даже я считаю Шрилу Шридхара Махараджа шикша-гуру. Что уж говорить о том благе, которое вы получите от общения с ним?» И в иных случаях, иными способами он также говорил об этом. Например, он говорил: «После моего ухода, если возникнет необходимость обратиться к более высокому авторитету, то обратитесь к Шриле Шридхару Махараджу».

#01:05:29#

Поэтому мы понимаем: без милости Шрилы Прабхупады мы бы не пришли к связи со Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем. Все, что связано со Шрилой Прабхупадой, благоприятно в высочайшей степени.

#01:05:56#

И я хотел бы завершить пением в каком-то смысле любимой песни Шрилы Прабхупады — «Джайа Ра̄дха̄-Ма̄дхава кун̃джа-биха̄рӣ». Он всегда пел ее перед лекцией. Обычно он шел на утреннюю прогулку, потом, возвратившись с прогулки, получал даршан Божеств, представая перед Ними. Затем пел «Джая Радха-Мадхава», а после давал утреннюю лекцию по «Бхагаватам».

#01:06:38#

[Госвами Махарадж поет бхаджан «Джая Радха-Мадхава». Затем — воспевание Харе Кришна маха-мантры.]

#01:12:21#

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай!

Шрила Прабхупада авирбхав маха-махотсав титхи ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!

Шри Гопал-джиу ки джай!

Шри Рупануга-гуру-варга ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди гаура-бхакта-вр̣нда ки джай!

Шри Шри Радха-Кришна, Гопи-Гопинатх, Шьяма-кунда, Радха-кунда, Гири-Говардхан ки джай!

Вриндаван-дхама ки джай!

Шри Кришна-Баларама-мандир ки джай!

Международное общество сознания Кришны ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Ганга Деви, Ямуна Деви, Бхакти Деви, Туласи Деви ки джай!

Ом Вишнупад Вишва-варенья Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада авирбхав маха-махотсав ки ки ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ачарья-вринда ки джай!

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси ки джай!

Сева-вринда ки джай!

Самавета бхакта-вринда ки джай!

Шрила Прабхупада авирбхав маха-махотсав ки ки ки джай!

Шри Нандотсав ки джай!

Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Мадхусудан Махарадж: Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!

Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: И Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай! Он уже отправился на следующий фестиваль. [Смеется.] В Абхазии.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Хришикеш Махарадж слушал наш киртан в Сочи. Нанда Рани проводит [там] программу. Ночью они поедут в Сухуми, потому что ночью прохладно, а утром очень жарко.

Шрила Госвами Махарадж: Странствующее шоу Кришны продолжает свой путь.

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ, вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ / ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ, виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ — «Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца» (пранама-мантра Сарасвати Тхакуру, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем).

[2] Госвами Махарадж, цитируя этот стих, меняет два слова местами: суварн̣а-варн̣о хема̄н̇го, вара̄н̇гаш́ чандана̄н̇гадӣ / саннйа̄са-кр̣ч чхамах̣ ш́а̄нто, ниш̣т̣ха̄-ш́а̄нти-пара̄йан̣ах̣ — «В ранний период Своих игр Он живет семейной жизнью. Тело Его, умащенное сандаловой пастой, отличающееся необыкновенной красотой, своим ярким сиянием напоминает расплавленное золото. В поздний период Он предстает отрешенным санньяси, невозмутимым и безмятежным. Он — высшая обитель мира и преданности, ибо заставляет умолкнуть безбожников-имперсоналистов» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.49).

[3] Вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана / баху-ш́а̄кха̄ хй ананта̄ш́ ча, буддхайо ’вйаваса̄йина̄м — «О, потомок династии Куру! Разум тех, кто без остатка посвятил себя преданности Мне, целеустремлен и обладает великой верой в Меня, ибо Я его единственная цель. Однако разум тех, кто лишен такой исключительной преданности Мне, извращен бесконечными желаниями, ибо поглощен бесчисленными объектами чувств» (Бхагавад-гита, 2.41).

[4] «Шри Кришна, Личность Бога — Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного — очищает сердце преданного от стремления к мирским наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Благодаря регулярному посещению лекций по „Бхагаватам“ и служению чистому преданному, все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью устраняется, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце навечно утверждается любовное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества — похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.17–19).

[5] Эвам̇ прасанна-манасо, бхагавад-бхакти-йогатах̣ / бхагават-таттва-виджн̃а̄нам̇, мукта-сан̇гасйа джа̄йате — «Так, утвердившись в гуне беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитивное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от любого материального общения» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.20).

[6] Последняя строка стихов поэмы «Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам» Шрилы Рагхунатха Даса Госвами.

[7] Са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇, са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам / мад-анйат те на джа̄нанти, на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи — Господь Кришна говорит: «Чистый преданный всегда в Моем сердце, а Я всегда в сердце чистого преданного. Мои преданные не хотят знать ни о чем другом, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них» («Шримад-Бхагаватам», 9.4.68).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования