«Главные вопросы человеческой жизни». Шруташрава Прабху | Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 26 апреля 2008 года | Харьков, Украина



Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Главные вопросы человеческой жизни

(26 апреля 2008 года. Харьков, Украина)

 

Итак, если мы — вечные, сознательные живые существа, то существует ли мир сознания, где мы можем жить в вечности? Сейчас я знаю, что точно не умру, потому что с биологической точки зрения мое тело умерло уже по крайней мере восемь раз в этой жизни (каждые семь лет клетки тела полностью меняются). Я все еще существую, и все эти изменения нисколько не побеспокоили меня.

#00:00:49#

Итак, я вечен, но нахожусь во временных обстоятельствах. Это значит, что через несколько лет, когда эта «одежда», что сейчас на мне, будет выброшена наконец, я буду вынужден расстаться со всеми вещами, которые накапливал, к которым стремился на протяжении жизни. Я оставлю все, что у меня есть: свою семью, друзей, финансовое благосостояние, все свое знание, все мои электронные устройства. Но я вечен. Итак, почему же я тогда должен умирать? Я не хочу умирать. Почему тогда я вынужден все время сменять это [тело]? И, наконец, куда я перейду в этот момент?

#00:02:02#

Почему мы этим не интересуемся? Почему считается безумием задаваться такими вопросами? Есть ли хоть кто-нибудь в этой комнате, кто считает, что эта смертная оболочка никогда не умрет? Мы все прекрасно знаем, что она умрет, тогда почему мы не пытаемся узнать, куда мы направимся? Почему это считается безумием? Если, к примеру, сейчас в дверь зашел бы некий человек и всем раздал бумажки с уведомлением: «Через час вы уйдете», неужели бы вы не задались элементарным вопросом: «Куда уйдем?» Если он скажет: «Через сорок минут за вами придет автобус, погрузит всю группу и увезет», неужели вы не зададитесь вопросом: «Куда нас собираются везти? Куда мы идем?»

#00:03:23#

Итак, этот вопрос должен вызвать в нас любопытство. Откуда я пришел? Почему я здесь? Куда я иду? — это вопросы человеческой жизни. Растения, птицы, рыбы, насекомые, животные не в состоянии задумываться над этими вопросами. Хотя они являются такого же рода сознательными живыми существами, такими же атмами, как и я, тем не менее их сознание недостаточно развито для того, чтобы участвовать в таких дискуссиях, в какой участвуем мы с вами сейчас.

#00:04:21#

Как мы уже упоминали в начале, это не является некой сектантской информацией, но это — сведения о том, кто такой на самом деле «я». Мы не пытаемся обратить кого бы то ни было из одной системы религии в другую или в третью систему религии, из одной политической системы в другую — ничто из этого нас не интересует.

#00:04:55#

Например, в этой жизни я был рожден в католической семье. Но если в следующей жизни я стану собакой — буду ли я собакой-католиком? Возможно ли это? Но вполне возможно, что я стану собакой. Например, когда пандит Джавахарлал Неру умер, через некоторое время после его смерти один знаменитый, очень-очень известный индийский астролог высказал мнение, что по его расчетам сейчас Джавахарлал Неру родился собакой в доме шведского джентльмена. Итак, если в следующей жизни я буду собакой в доме шведского джентльмена, то какой собакой я буду? Буду ли я католической собакой, христианской, мусульманской, буддийской, иудейской собакой — какой собакой я буду?

#00:06:11#

Итак, нас интересует знание о «я», о душе, об атме, и это не является предметом какой-либо секты, хотя, разумеется, мы ни в коей степени не против всех этих религиозных путей. Мы не против чего бы то ни было, что приводит к возвышению сознательного живого существа, потому что возвышение сознания — это именно то, в чем мы нуждаемся. Именно в этом находится все, что мы ищем.

#00:06:51#

То, что мы ищем, не находится во внешнем мире, этого не найти в материи. У нас у всех есть опыт этого, но мы не верим своему собственному опыту, потому что находимся под влиянием пропаганды, которая уверяет нас, что мы сможем найти счастье в материи. И хотя у нас у всех есть опыт, что это неправда, что мы не найдем счастья в материи, все равно, слушая эту пропаганду, мы верим ей.

#00:07:33#

Когда я был юн, моими героями были рок-музыканты. Согласно тем представлениям, каким я следовал тогда, эти люди — знаменитые рок-музыканты — достигли вершины успеха. Так почему тогда они совершают самоубийства? Почему у них возникает необходимость неоднократно, по многу раз обращаться в клиники по реабилитации наркозависимых или алкоголиков? Однако я столь невежественен, что думаю: «Вот если бы у меня было все, что у них, тогда я был бы счастлив».

#00:08:38#

Итак, прекрасная часть этого послания в том, что все вы вечны, никогда не умрете. Все вы будете жить вечно. По крайней мере, эта новость должна вызвать улыбку на ваших лицах — она этого стоит. Плюс к этому, все, что вы ищете, к чему стремится ваше сердце, возможно обрести, можно найти. Это можно обрести через сознание.

#00:09:25#

Мне довелось выслушать множество высказываний так называемых «образованных людей». Они говорили разные вещи, например: «Не существует радости, не существует счастья». Как можно такое говорить, если каждое живое существо живет только в поисках счастья, только для того, чтобы стать счастливым? Неужели мы не можем признаться себе в этом: все мы живем ради счастья? Неужели хоть кто-нибудь сегодня утром, встав, когда он чистил зубы или одевался, занимался чем-нибудь еще, думал: «Как бы мне сегодня прожить свой день так, чтобы страдать побольше?» Нет, все мы думаем: «Сегодня я оденусь так-то, сегодня я пойду туда-то, сегодня я встречусь с теми-то людьми. У меня будет позитивный настрой, и я буду счастлив (счастлива)».

#00:10:37#

Иногда, когда я не в духе, когда я огорчен, когда я чувствую, что все идет не так, я стараюсь проследить в своем уме: что стало изначальной причиной этого? Тогда я возвращаюсь: «Да-да, именно та начальная точка стала причиной того, что сейчас я так напряжен».

#00:11:05#

Итак, все мы стремимся к счастью, к любви. Счастье, любовь — это чувства. Мы все стремимся к тому, чтобы испытать эти чувства. При этом вы не можете поместить эти понятия под микроскоп: «Да, я проанализировал, изучил счастье». Вы не можете поместить счастье, любовь или умиротворение на предметное стеклышко микроскопа. Когда люди слышат термин «душа», то зачастую они испытывают некое подозрение, смущение. Скажите, кто-нибудь в этой комнате когда-нибудь видел ум? В исследовательской лаборатории, пользуясь любыми приборами, рентгеновскими лучами или ультразвуком, кто-нибудь видел ум? [Смех.]

Из зала: Однажды на рынке я увидел вывеску: «Коровий ум» (мозги коровы). [Смех.]

#00:12:36#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Спасибо. Так или иначе, никто не видел ум. Но никто не сомневается в том, что ум существует, потому что у ума есть свои признаки. По этим признакам можно увидеть, что ум существует. Скажите, собравшиеся здесь, считаете ли вы, что у вас есть разум? Но хоть кто-нибудь когда-нибудь видел разум? На рынке? [Смех.] Никто никогда не видел его, потому что он слишком тонок для грубых инструментов.

#00:13:31#

Итак, выше ума, выше разума и даже еще тоньше — выше эго — находится «я», атма. Существуют признаки этого, а именно — сознание. Все эти реалии, к которым мы стремимся, существуют в сознании, потому что, как мы понимаем, все они являются чувствами.

#00:14:15#

Однажды, когда ко мне пришло такое понимание, в моем распоряжении находилась некая не маленькая сумма денег. Итак, я разложил деньги перед собой, смотрел на них и думал: «Я понимаю, что все эти деньги никак не смогут сделать меня счастливым». Даже если у вас будут не бумажные деньги, а золото, даже если вы возьмете это золото и станете натираться им, неужели это принесет вам счастье? Откуда тогда приходят все эти реалии [которые мы ищем], откуда приходим мы сами?

#00:15:04#

Сейчас мы просто логически пытаемся предложить вам альтернативную точку зрения. Когда мы говорим о «большом взрыве», очевидно, что это нелогично, это не было доказано. Даже этот ящик не мог возникнуть в результате случайного взрыва. Ни стул, ни стол — ничто из этого не могло произойти без применения разума.

#00:15:34#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
[иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’][1]

Один великий ученый задал вопрос Шри Чайтанье Махапрабху: «Кто я такой, и почему я страдаю?» Пару дней назад еще была весна, мы были в Запорожье, светило солнце, была замечательная погода. Сейчас мы в Харькове, и вдруг погода испортилась. Почему нам приходится страдать от всего этого?

Махапрабху ответил на вопрос:

#00:16:22#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
[кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’][2]

Все мы являемся дживами, сознательными живыми существами. Мы не являемся одним и тем же, каждый из нас индивидуален. Итак, джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’: все мы — вечные слуги Бога. Мы называем Бога Кришна, потому что это имя наиболее подходит Ему. Это слово означает «Всепривлекающий».

#00:17:17#

Если Бог существует, то Он должен быть безграничен. Если Он безграничен, то Он должен быть безгранично привлекателен. Он должен быть бесконечно красив, безгранично сладостен, сострадателен, прощающ.

[Обрыв записи.]

#00:17:40#

…на всех этапах жизни, во всех формах жизни. Итак, что же это за фундаментальный принцип жизни, что такое сознание? Без сознания ничего не существует. Если мы не в сознании, то для нас ничего нет: нет ни образов, ни звука. Если мы не в сознании, то мы не получаем никакого опыта, ничего не испытываем. Итак, как прийти к сознанию? Прежде всего, у нас у всех есть возможности чувственного восприятия: это такие чувства, как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Мы собираем информацию своими внешними чувствами, затем вся эта информация обрабатывается умом, а разум регулирует этот процесс, управляет им.

#00:18:57#

На основании наших заключений, выводов мы либо принимаем какие-то вещи, либо отвергаем, по мере того как мы соприкасаемся с ними и обрабатываем их. Однако этот сбор информации требует наличия сознания. Если у нас нет ни зрения, ни слуха, ни обоняния, ни осязания, ни вкуса, то мы ничего не сможем испытать. Без сознания даже сами органы восприятия будут бесполезны, бессмысленны. Например, мы спим, а потом просыпаемся, и нас спрашивают: «Скажи, а ты слышал, как прошла гроза?» — «Нет». — «А ты слышал, что в этой комнате мы проводили вечеринку?» — «Нет». Можно привести пример из хирургии, когда человеку после анестезии разрезают тело, проводят операцию над внутренними органами, режут, но он ничего не ощущает в этот момент.

#00:20:33#

Итак, когда я задаюсь этим вопросом: «Кто есть я?», я должен проследить ответ в сознании, поскольку сознание — это первичная, главнейшая часть моего бытия. Сознание является признаком души, «я», атмы.

#00:21:13#

В детстве я ходил в католическую школу, и там нам объясняли, что душа подобна маленькому белому шарику. Когда ты совершаешь некие дурные поступки, то он покрывается темными пятнышками. Если ты совершаешь большой грех, то вся твоя белая душа покрывается черным слоем. Однако мы видим, что на самом деле покрыто наше сознание, оно покрыто различными способами. Мы видим, что в растениях, в деревьях сознание скрыто очень глубоко, тем не менее доказано, что они обладают сознанием. Это научно доказано.

#00:22:17#

Далее мы видим постепенное развитие сознания: например, насекомые обладают более высоким уровнем сознания, их сознание в меньшей степени скрыто, покрыто. Птицы обладают еще более высоким уровнем сознания, животные обладают еще более высоким уровнем, люди обладают еще более высоким уровнем. Вместе с этим более высоким уровнем сознания к нам приходит ответственность. Например, если у нас не очень развитое сознание, то нам доверяют некую простую работу, которая не требует ответственности. Но каждый раз, когда нам дают повышение на работе, нам говорят: «С более высокой должностью к тебе приходит более высокая ответственность».

#00:23:20#

По сути, вся наша жизнь развивается таким образом. Когда мы только выходим из утробы матери, то сами мы практически ни на что не способны, и если кто-то не будет кормить нас, мыть, не будет заботиться о нас, то мы погибнем. Затем постепенно развивается сознание, и вместе с этим сознанием приходит ответственность. Нам говорят: «Теперь ты должен ходить в школу, теперь ты должен ходить туда, теперь ты должен делать то», и так, с каждым шагом, приходит все большая и большая ответственность.

#00:24:10#

Итак, вместе с человеческой жизнью к нам приходит определенная ответственность, и это очень хорошая, чудесная ответственность: ответственность найти ответ на этот вопрос. Это не является неким болезненным фокусом. Для ответа на этот вопрос нет необходимости проводить некие хитрые опыты в лаборатории, ломать мозги или копаться в интернете. Сколько информации сейчас содержится в интернете? Практически бесконечное количество информации — можно провести там всю жизнь.

#00:25:14#

Все, что нам нужно для того, чтобы найти ответ, — обладать серьезным настроением поиска, серьезным желанием найти ответ. Тогда мы сможем прийти к этому ответу в своем сердце, потому что ответ содержится повсюду. Благодаря логике и здравому смыслу мы видим ответы вокруг нас. Итак, когда мы ищем ответы на эти вопросы: «Кто есть я? Кто я такой?», то в этом поиске не может быть дурных новостей, только хорошие вести.

#00:25:58#

Бхагавад-гита говорит:

а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам...[3]

Просто получив эти вести, узнав об этом, вы будете поражены, ошеломлены этим, как чудом. Узнать, что я не являюсь этим мешком с различными веществами, который неизбежно будет выброшен уже через несколько лет, — это чрезвычайно чудесные, удивительные новости. Я вечен. Я вечно существую и никогда не умру.

#00:26:47#

Каждое живое существо вечно. Неужели это не счастливые новости? Когда этот мешок с веществами выбрасывается, мы все равно продолжаем существовать — неужели это не приободрит каждого здесь? По крайней мере, меня это воодушевляет. Я не хочу умирать, и я не обязан умирать. Я никогда не умру, и это — послание Бхагавад-гиты. Это ответ на базовый, фундаментальный вопрос: «Кто есть я?» На джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин[4] — там сказано, что на самом деле ты никогда не был рожден и никогда не умрешь.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102).

[2] «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[3] А̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит — «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее» (Бхагавад-гита, 2.29).

[4] На джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин, на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах̣ / аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄н̣о, на ханйате ханйама̄не ш́арӣре — «Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Она — нерожденная, неизменная, вечно существующая и наидревнейшая. Смерть физического тела не затрагивает ее» (Бхагавад-гита, 2.20).

 



←  День явления Господа Баладевы и другие духовные программы. Август 2015 года. Оренбург ·• Архив новостей •· «Полнота отношений с Господом». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 сентября 2015 года. Москва, Кисельный  →


Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Главные вопросы человеческой жизни

(26 апреля 2008 года. Харьков, Украина)

 

Итак, если мы — вечные, сознательные живые существа, то существует ли мир сознания, где мы можем жить в вечности? Сейчас я знаю, что точно не умру, потому что с биологической точки зрения мое тело умерло уже по крайней мере восемь раз в этой жизни (каждые семь лет клетки тела полностью меняются). Я все еще существую, и все эти изменения нисколько не побеспокоили меня.

#00:00:49#

Итак, я вечен, но нахожусь во временных обстоятельствах. Это значит, что через несколько лет, когда эта «одежда», что сейчас на мне, будет выброшена наконец, я буду вынужден расстаться со всеми вещами, которые накапливал, к которым стремился на протяжении жизни. Я оставлю все, что у меня есть: свою семью, друзей, финансовое благосостояние, все свое знание, все мои электронные устройства. Но я вечен. Итак, почему же я тогда должен умирать? Я не хочу умирать. Почему тогда я вынужден все время сменять это [тело]? И, наконец, куда я перейду в этот момент?

#00:02:02#

Почему мы этим не интересуемся? Почему считается безумием задаваться такими вопросами? Есть ли хоть кто-нибудь в этой комнате, кто считает, что эта смертная оболочка никогда не умрет? Мы все прекрасно знаем, что она умрет, тогда почему мы не пытаемся узнать, куда мы направимся? Почему это считается безумием? Если, к примеру, сейчас в дверь зашел бы некий человек и всем раздал бумажки с уведомлением: «Через час вы уйдете», неужели бы вы не задались элементарным вопросом: «Куда уйдем?» Если он скажет: «Через сорок минут за вами придет автобус, погрузит всю группу и увезет», неужели вы не зададитесь вопросом: «Куда нас собираются везти? Куда мы идем?»

#00:03:23#

Итак, этот вопрос должен вызвать в нас любопытство. Откуда я пришел? Почему я здесь? Куда я иду? — это вопросы человеческой жизни. Растения, птицы, рыбы, насекомые, животные не в состоянии задумываться над этими вопросами. Хотя они являются такого же рода сознательными живыми существами, такими же атмами, как и я, тем не менее их сознание недостаточно развито для того, чтобы участвовать в таких дискуссиях, в какой участвуем мы с вами сейчас.

#00:04:21#

Как мы уже упоминали в начале, это не является некой сектантской информацией, но это — сведения о том, кто такой на самом деле «я». Мы не пытаемся обратить кого бы то ни было из одной системы религии в другую или в третью систему религии, из одной политической системы в другую — ничто из этого нас не интересует.

#00:04:55#

Например, в этой жизни я был рожден в католической семье. Но если в следующей жизни я стану собакой — буду ли я собакой-католиком? Возможно ли это? Но вполне возможно, что я стану собакой. Например, когда пандит Джавахарлал Неру умер, через некоторое время после его смерти один знаменитый, очень-очень известный индийский астролог высказал мнение, что по его расчетам сейчас Джавахарлал Неру родился собакой в доме шведского джентльмена. Итак, если в следующей жизни я буду собакой в доме шведского джентльмена, то какой собакой я буду? Буду ли я католической собакой, христианской, мусульманской, буддийской, иудейской собакой — какой собакой я буду?

#00:06:11#

Итак, нас интересует знание о «я», о душе, об атме, и это не является предметом какой-либо секты, хотя, разумеется, мы ни в коей степени не против всех этих религиозных путей. Мы не против чего бы то ни было, что приводит к возвышению сознательного живого существа, потому что возвышение сознания — это именно то, в чем мы нуждаемся. Именно в этом находится все, что мы ищем.

#00:06:51#

То, что мы ищем, не находится во внешнем мире, этого не найти в материи. У нас у всех есть опыт этого, но мы не верим своему собственному опыту, потому что находимся под влиянием пропаганды, которая уверяет нас, что мы сможем найти счастье в материи. И хотя у нас у всех есть опыт, что это неправда, что мы не найдем счастья в материи, все равно, слушая эту пропаганду, мы верим ей.

#00:07:33#

Когда я был юн, моими героями были рок-музыканты. Согласно тем представлениям, каким я следовал тогда, эти люди — знаменитые рок-музыканты — достигли вершины успеха. Так почему тогда они совершают самоубийства? Почему у них возникает необходимость неоднократно, по многу раз обращаться в клиники по реабилитации наркозависимых или алкоголиков? Однако я столь невежественен, что думаю: «Вот если бы у меня было все, что у них, тогда я был бы счастлив».

#00:08:38#

Итак, прекрасная часть этого послания в том, что все вы вечны, никогда не умрете. Все вы будете жить вечно. По крайней мере, эта новость должна вызвать улыбку на ваших лицах — она этого стоит. Плюс к этому, все, что вы ищете, к чему стремится ваше сердце, возможно обрести, можно найти. Это можно обрести через сознание.

#00:09:25#

Мне довелось выслушать множество высказываний так называемых «образованных людей». Они говорили разные вещи, например: «Не существует радости, не существует счастья». Как можно такое говорить, если каждое живое существо живет только в поисках счастья, только для того, чтобы стать счастливым? Неужели мы не можем признаться себе в этом: все мы живем ради счастья? Неужели хоть кто-нибудь сегодня утром, встав, когда он чистил зубы или одевался, занимался чем-нибудь еще, думал: «Как бы мне сегодня прожить свой день так, чтобы страдать побольше?» Нет, все мы думаем: «Сегодня я оденусь так-то, сегодня я пойду туда-то, сегодня я встречусь с теми-то людьми. У меня будет позитивный настрой, и я буду счастлив (счастлива)».

#00:10:37#

Иногда, когда я не в духе, когда я огорчен, когда я чувствую, что все идет не так, я стараюсь проследить в своем уме: что стало изначальной причиной этого? Тогда я возвращаюсь: «Да-да, именно та начальная точка стала причиной того, что сейчас я так напряжен».

#00:11:05#

Итак, все мы стремимся к счастью, к любви. Счастье, любовь — это чувства. Мы все стремимся к тому, чтобы испытать эти чувства. При этом вы не можете поместить эти понятия под микроскоп: «Да, я проанализировал, изучил счастье». Вы не можете поместить счастье, любовь или умиротворение на предметное стеклышко микроскопа. Когда люди слышат термин «душа», то зачастую они испытывают некое подозрение, смущение. Скажите, кто-нибудь в этой комнате когда-нибудь видел ум? В исследовательской лаборатории, пользуясь любыми приборами, рентгеновскими лучами или ультразвуком, кто-нибудь видел ум? [Смех.]

Из зала: Однажды на рынке я увидел вывеску: «Коровий ум» (мозги коровы). [Смех.]

#00:12:36#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Спасибо. Так или иначе, никто не видел ум. Но никто не сомневается в том, что ум существует, потому что у ума есть свои признаки. По этим признакам можно увидеть, что ум существует. Скажите, собравшиеся здесь, считаете ли вы, что у вас есть разум? Но хоть кто-нибудь когда-нибудь видел разум? На рынке? [Смех.] Никто никогда не видел его, потому что он слишком тонок для грубых инструментов.

#00:13:31#

Итак, выше ума, выше разума и даже еще тоньше — выше эго — находится «я», атма. Существуют признаки этого, а именно — сознание. Все эти реалии, к которым мы стремимся, существуют в сознании, потому что, как мы понимаем, все они являются чувствами.

#00:14:15#

Однажды, когда ко мне пришло такое понимание, в моем распоряжении находилась некая не маленькая сумма денег. Итак, я разложил деньги перед собой, смотрел на них и думал: «Я понимаю, что все эти деньги никак не смогут сделать меня счастливым». Даже если у вас будут не бумажные деньги, а золото, даже если вы возьмете это золото и станете натираться им, неужели это принесет вам счастье? Откуда тогда приходят все эти реалии [которые мы ищем], откуда приходим мы сами?

#00:15:04#

Сейчас мы просто логически пытаемся предложить вам альтернативную точку зрения. Когда мы говорим о «большом взрыве», очевидно, что это нелогично, это не было доказано. Даже этот ящик не мог возникнуть в результате случайного взрыва. Ни стул, ни стол — ничто из этого не могло произойти без применения разума.

#00:15:34#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
[иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’][1]

Один великий ученый задал вопрос Шри Чайтанье Махапрабху: «Кто я такой, и почему я страдаю?» Пару дней назад еще была весна, мы были в Запорожье, светило солнце, была замечательная погода. Сейчас мы в Харькове, и вдруг погода испортилась. Почему нам приходится страдать от всего этого?

Махапрабху ответил на вопрос:

#00:16:22#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
[кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’][2]

Все мы являемся дживами, сознательными живыми существами. Мы не являемся одним и тем же, каждый из нас индивидуален. Итак, джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’: все мы — вечные слуги Бога. Мы называем Бога Кришна, потому что это имя наиболее подходит Ему. Это слово означает «Всепривлекающий».

#00:17:17#

Если Бог существует, то Он должен быть безграничен. Если Он безграничен, то Он должен быть безгранично привлекателен. Он должен быть бесконечно красив, безгранично сладостен, сострадателен, прощающ.

[Обрыв записи.]

#00:17:40#

…на всех этапах жизни, во всех формах жизни. Итак, что же это за фундаментальный принцип жизни, что такое сознание? Без сознания ничего не существует. Если мы не в сознании, то для нас ничего нет: нет ни образов, ни звука. Если мы не в сознании, то мы не получаем никакого опыта, ничего не испытываем. Итак, как прийти к сознанию? Прежде всего, у нас у всех есть возможности чувственного восприятия: это такие чувства, как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Мы собираем информацию своими внешними чувствами, затем вся эта информация обрабатывается умом, а разум регулирует этот процесс, управляет им.

#00:18:57#

На основании наших заключений, выводов мы либо принимаем какие-то вещи, либо отвергаем, по мере того как мы соприкасаемся с ними и обрабатываем их. Однако этот сбор информации требует наличия сознания. Если у нас нет ни зрения, ни слуха, ни обоняния, ни осязания, ни вкуса, то мы ничего не сможем испытать. Без сознания даже сами органы восприятия будут бесполезны, бессмысленны. Например, мы спим, а потом просыпаемся, и нас спрашивают: «Скажи, а ты слышал, как прошла гроза?» — «Нет». — «А ты слышал, что в этой комнате мы проводили вечеринку?» — «Нет». Можно привести пример из хирургии, когда человеку после анестезии разрезают тело, проводят операцию над внутренними органами, режут, но он ничего не ощущает в этот момент.

#00:20:33#

Итак, когда я задаюсь этим вопросом: «Кто есть я?», я должен проследить ответ в сознании, поскольку сознание — это первичная, главнейшая часть моего бытия. Сознание является признаком души, «я», атмы.

#00:21:13#

В детстве я ходил в католическую школу, и там нам объясняли, что душа подобна маленькому белому шарику. Когда ты совершаешь некие дурные поступки, то он покрывается темными пятнышками. Если ты совершаешь большой грех, то вся твоя белая душа покрывается черным слоем. Однако мы видим, что на самом деле покрыто наше сознание, оно покрыто различными способами. Мы видим, что в растениях, в деревьях сознание скрыто очень глубоко, тем не менее доказано, что они обладают сознанием. Это научно доказано.

#00:22:17#

Далее мы видим постепенное развитие сознания: например, насекомые обладают более высоким уровнем сознания, их сознание в меньшей степени скрыто, покрыто. Птицы обладают еще более высоким уровнем сознания, животные обладают еще более высоким уровнем, люди обладают еще более высоким уровнем. Вместе с этим более высоким уровнем сознания к нам приходит ответственность. Например, если у нас не очень развитое сознание, то нам доверяют некую простую работу, которая не требует ответственности. Но каждый раз, когда нам дают повышение на работе, нам говорят: «С более высокой должностью к тебе приходит более высокая ответственность».

#00:23:20#

По сути, вся наша жизнь развивается таким образом. Когда мы только выходим из утробы матери, то сами мы практически ни на что не способны, и если кто-то не будет кормить нас, мыть, не будет заботиться о нас, то мы погибнем. Затем постепенно развивается сознание, и вместе с этим сознанием приходит ответственность. Нам говорят: «Теперь ты должен ходить в школу, теперь ты должен ходить туда, теперь ты должен делать то», и так, с каждым шагом, приходит все большая и большая ответственность.

#00:24:10#

Итак, вместе с человеческой жизнью к нам приходит определенная ответственность, и это очень хорошая, чудесная ответственность: ответственность найти ответ на этот вопрос. Это не является неким болезненным фокусом. Для ответа на этот вопрос нет необходимости проводить некие хитрые опыты в лаборатории, ломать мозги или копаться в интернете. Сколько информации сейчас содержится в интернете? Практически бесконечное количество информации — можно провести там всю жизнь.

#00:25:14#

Все, что нам нужно для того, чтобы найти ответ, — обладать серьезным настроением поиска, серьезным желанием найти ответ. Тогда мы сможем прийти к этому ответу в своем сердце, потому что ответ содержится повсюду. Благодаря логике и здравому смыслу мы видим ответы вокруг нас. Итак, когда мы ищем ответы на эти вопросы: «Кто есть я? Кто я такой?», то в этом поиске не может быть дурных новостей, только хорошие вести.

#00:25:58#

Бхагавад-гита говорит:

а̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам...[3]

Просто получив эти вести, узнав об этом, вы будете поражены, ошеломлены этим, как чудом. Узнать, что я не являюсь этим мешком с различными веществами, который неизбежно будет выброшен уже через несколько лет, — это чрезвычайно чудесные, удивительные новости. Я вечен. Я вечно существую и никогда не умру.

#00:26:47#

Каждое живое существо вечно. Неужели это не счастливые новости? Когда этот мешок с веществами выбрасывается, мы все равно продолжаем существовать — неужели это не приободрит каждого здесь? По крайней мере, меня это воодушевляет. Я не хочу умирать, и я не обязан умирать. Я никогда не умру, и это — послание Бхагавад-гиты. Это ответ на базовый, фундаментальный вопрос: «Кто есть я?» На джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин[4] — там сказано, что на самом деле ты никогда не был рожден и никогда не умрешь.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102).

[2] «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[3] А̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит — «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее» (Бхагавад-гита, 2.29).

[4] На джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин, на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах̣ / аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄н̣о, на ханйате ханйама̄не ш́арӣре — «Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Она — нерожденная, неизменная, вечно существующая и наидревнейшая. Смерть физического тела не затрагивает ее» (Бхагавад-гита, 2.20).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования