«Бхакти — величайшая йога». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 20 июня 2015 года. Санкт-Петербург, iYoga-центр



Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Бхакти — величайшая йога

(21 июня 2015 года, Санкт-Петербург, iYoga-центр)

 

Притху Прабху: У нас в гостях Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж. Он прошел очень большой духовный путь. Он встретился в своей жизни с великими учителями: Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем, и провел в их обществе почти тридцать лет. Сейчас он ездит по разным странам, городам и представляет учение своих учителей. И, соответственно, он сегодня у нас в гостях. Давайте его поприветствуем. [Аплодисменты.] По традиции мы приветствуем почетных гостей цветочными гирляндами. Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

#00:01:00#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Говинда. Говинда. Говинда. Говинда. Проверка. В Индии мы постоянно слышим… Постоянно устанавливают какое-то оборудование, говорят: «Один, два, три, четыре, семь, двенадцать. Тест. Проверка, проверка. Итак, один, два, три, четыре и так далее».

#00:01:47#

Дорогие друзья, гости, спасибо вам большое, что вы пришли, приветствую вас. И позвольте вам представить: большинство наших гостей — все они жители или прихожане нашего храма в Лахте в Санкт-Петербурге. Некоторых из них я знаю по Индии, потому что я прожил в Индии какое-то время. Я заботился о паломниках, и они приезжали в паломничество, и мы познакомились с ними там. Они пригласили меня приехать и показали мне замечательный храм в Лахте, который стоит прямо на берегу Финского залива. И [пригласили] посетить этот храм, встретиться с преданными, которых я уже видел и которых еще не встречал.

#00:03:31#

Я в новостях сегодня прочитал, что сегодня Международный день йоги. Сегодня, в этом году двадцать первого числа, может быть это каждый год или не каждый, но... И мы с вами находимся в студии йоги. Студия «iYoga». Что означает «iYoga»? Почему «i»?

#00:04:04#

Виджай Раман Прабху: Почему начинается с буквы «i»?

Преданная: «Я йога» — «iYoga». iPhone, iPad.

Шрила Мадхусудан Махарадж: iPhone, iPad?

Преданная: [неразборчиво] …идея была Авадхута Махараджа.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Дал ли Авадхут Махарадж значение слова «i»? Сегодня в Индии проходит большой праздник. Нарендра Моди, премьер министр Индии, сам возглавил событие, и 35 000 человек его посетили. Сейчас йога известна по всему миру. Где мы с вами находимся? В Санкт-Петербурге в студии йоги. Естественно, это не единственная йога-студия. Должны быть йога-студии также в других местах в Санкт-Петербурге. Йога, практика йоги стала известной и распространилась по всему миру. Йога предназначена в целом для двух вещей. Первое — подарить спокойствие уму. И второе — соединить тебя с чем-то более высоким, с более высокой мыслью. В самом начале Бхагавад-гита говорит: «Как ты можешь обрести покой, если твой ум бесконтролен?» Если ум беспокоен, если он бегает туда-сюда, то как можно достичь счастья? Арджуна по этому поводу замечает… Он говорит, что ум и сила ума, то, как он действует, превосходит ветер в небесах, который разрывает облака, разнося их в разные стороны. И так много разных типов йоги преподают по всему миру. Это распространилось в ближайшие двадцать, тридцать, сорок, может, пятьдесят лет. Но, так или иначе, в последние годы. Нарендра Моди, премьер-министр Индии, сегодня, возглавив это движение, подтвердил, что Объединенные Нации провозгласили, что этот день будет теперь Международным днем йоги.

#00:08:51#

Существуют разные виды йоги. Например, мы сейчас с вами находимся в студии, мы видим, что здесь в основном люди выполняют упражнения, то есть контролируемые упражнения, контроль тела. Эта йога называется хатха-йога. Также мы видим, что те, кто практикуют йогу, они понимают, что присутствует контроль движения, сознательный контроль движения, то есть через ум. А этот ум контролируется разумом. Разумный контроль. Но если кто-то хочет пойти глубже и посмотреть внутрь себя, то он должен будет задуматься: «А что же находится выше разума?» Превыше разума находится душа, живое существо, атма. А превыше этой атмы находится Параматма — та, кто производит все атмы, все души. И начало всей йоги — это успокоить ум. Вначале нам говорят: «Практикуй йогу — у тебя будут здоровые почки, сердце, печень и так далее. Здоровое тело». Итак, сначала мы руководствуемся этим в йоге, мы пытаемся практиковать. Выполняем какую-то позу, пытаемся в ней застыть. Мы что-то растягиваем, и тело говорит: «Нет-нет! Не делай этого!» Но ум говорит: «Нет-нет. Надо делать». Но позже и ум начинает кричать: «Нет, давай прекратим!» И тогда разум вмешивается, он говорит: «Нет, для тебя это будет хорошо». Итак, эти три части — тело, ум, разум. Мы сегодня только что отмечали, что сегодня Международный день йоги празднуют в мире, что йога делает ваше тело здоровым. Но йога на самом деле предназначена для того, чтобы сделать здоровым ваш ум. Мы рассмотрели хатха-йогу — это контроль тела посредством ума.

#00:13:39#

Как называется вторая глава в Бхагавад-гите? Санкхья-йога. А третья глава как называется? Они все студенты йоги. [Смеется.] Как называется третья глава в Бхагавад-гите? Карма-йога. Четвертая глава? Отправим их обратно на обучение в школу. [Смеется.] Четвертая глава — это гьяна-йога. Итак, глава за главой Бхагавад-гита рассматривает разные виды йоги. Начиная с телесной концепции, она подводит человека все глубже, ко все более высоким идеям. Но суть ведь в том, что в эту эпоху люди не допускают спокойствия в свою жизнь и ум. Вместо того, чтобы немножко посидеть и успокоиться, они достают мобильники и начинают проверять — кто позвонил. Когда они приходят домой с работы, вместо того, чтобы посвятить время чему-то более высокому, что успокоит их ум, люди включают телевизор и тут же их бомбардируют самые разные идеи, мысли из маленького ящичка на их стене. И когда у нас выпадают выходные, мы тут же листаем каталоги, смотрим, чем бы занять себя в эти выходные, — поехать там покататься или что-то еще, шопинг. Мы постоянно думаем, чем себя развлечь. И мы не знаем, что нас успокоит. Да? Мы думаем: «Спокойный ум? Нет, это что-то не то». Но позитивная сторона спокойствия ума дана в понимании йоги. И эта позитивная сторона дана в бхакти-йоге.

#00:18:00#

Где сфокусирован наш ум? — это погружение в служение. Через отдание мы получаем. Но если мы эксплуатируем — мы берем в долг. Интересный момент, что в разделе Вед карма-канда есть описание того, как достичь успеха, как заработать хорошую карму. И все думают: «Хорошая карма — это означает, что мы выиграем в лотерею, разбогатеем, улучшим свое положение в обществе или на работе и будем загребать мешки денег». Но карма-канда также говорит, что эти деньги принесут большее беспокойство уму. Потому что эти деньги мы можем потратить на то, что уведет нас еще дальше в разных направлениях. Также люди думают: «Ага, так может быть не всегда. Нужно приберечь деньжат на черный день». И тогда… Карма-канда также говорит о том, как сохранить деньги лучшим образом. Но в конце заключает, что все равно риски присутствуют. Нигде ваше богатство не будет в безопасности. Кроме того, как давать их в пожертвование святым людям. И карма-канда заключает, что если вы жертвуете святым людям, то есть людям, которые обладают действительно подлинной духовной природой, то вам это возместится в будущем. И это подлинное вложение капитала.

#00:22:04#

Мы пытаемся заглушить свое познание мира разными способами. Спорт, какие-то развлечения, еще что-то. Мы постоянно пытаемся забыть о том, что происходит. Но бхакти-йога, подлинный духовный процесс, говорит, что настоящее богатство находится внутри нас. И говорится, что если бы мы могли едва увидеть свое подлинное естество, то нас бы уже ничто в этом материальном мире не могло привлечь. И чем бы мы занимались по жизни — только тем, что поддерживало бы нашу жизнь, душу вместе с телом. И что мы можем увидеть через процесс йоги — это природу атмы, живого существа.

Итак, мы с вами рассмотрели на примере хатха-йоги разные ступени. Мы говорим — сначала телесная концепция, затем ум, который управляет телом и нашими помыслами, третий — разум, и в конце концов мы приходим к тому, кто является обладателем разума. Мы приходим к идее атмы, души.

Сейчас мы задумались над тем, что же означает «iYoga». И мы попытались на эту тему поразмышлять с вами, каждый высказал свои идеи, но я думаю, что изначально идея Шрилы Авадхута Махараджа была такая — «iYoga», «i» означает «я». Кто такой «я»? То есть не конкретно я, а каждый из нас. Кто есть «я»? Весь процесс йоги направлен на то, чтобы обнаружить, кто такой «я». Кто приводит нас к идее атмы, души. Итак, Бхагавад-гита предлагает нам на рассмотрение разные йоги. Сначала она говорит о санкхья-йоге, природе души, потом карма-, гьяна-йоге. И постепенно она приводит нас к идее бхакти-йоги и мокша-йоги, раскрывая перед нами разные направления и давая более высокие идеи.

#00:26:58#

Сейчас время спутников. Первый спутник был запущен, и первый космонавт Юрий Гагарин отправился в космос и посмотрел на Землю. Он посмотрел на Землю в другой перспективе. Мы видим вокруг себя всего несколько метров и думаем, что все, что нас окружает, — это очень важно. Но он посмотрел на нас сверху. Возможно, в темноте ночного неба он увидел из космоса Санкт-Петербург. Нам кажется он огромным городом. Но из космоса он, наверное, показался совершенно крошечным. Но если бы Юрий Гагарин, который только что смотрел на Питер, обернулся бы и посмотрел в пустоту космоса — он увидел бы мириады звезд и планет, продолжающиеся творения. И конечно, он бы пришел к идее о том, как мала наша планета, как мал Санкт-Петербург и как малы живые существа. Но в основном мы пытаемся быть хозяевами. Мы проявляем свое эго. Мы говорим: «Мы хозяева всего в жизни». И это характерно не только для человеческой природы. Люди думают: «Я буду делать бизнес, я буду босс, я — то, я — се». Но это характерно и для других живых существ — для птиц, коров, для разных живых существ, для разных животных. Они тоже пытаются быть центром.

#00:31:01#

Представьте себя на месте космонавтов, которые смотрят на маленькую Землю, и задайте себе тот же самый вопрос, увидев, насколько мы крохотные в этом мире, задайте себе тот же самый вопрос: «Кто я такой? Какова моя цель здесь? В чем мое предназначение?» Бхакти-йога, постепенно проводя нас через разные ступени, отвечает на все наши вопросы и говорит о том, что подобными вопросами задавались не только мы. Многие великие мудрецы и мыслители уже задали этот вопрос. И с высоты космического корабля, увидев крохотную Землю, мы поймем, что эта Земля является скорее тюрьмой, в которой находятся живые существа для того, чтобы пройти через некое исправление. А если вы посмотрите в другую сторону от Земли… писания говорят о том, что там, превыше всего материального существования, есть другой, божественный, мир, который великие йоги, великие мудрецы достигли через развитие своего сознания. И подобно тому, как все мы с вами обладаем своим характером, определенными качествами и так далее, точно так же и обитатели того, божественного, мира, который пребывает за пределами этого несовершенного мира, этой тюрьмы, если хотите, для исправления, также обладают удивительными качествами характера и так далее. Разница между обитателями этого мира исправления и того божественного мира состоит в том, что здесь люди очень эгоцентричны, они эгоистичны, они делают все для себя. Например, я очень разбираюсь в чем-то, значит я буду это эксплуатировать, я буду таким образом зарабатывать.

#00:36:07#

Но в божественном мире каждый воспринимает себя как отдающее начало. Мы понимаем, что мы очень малы, но даже столь малой энергией, которая у нас есть, мы пытаемся скорее отдать, чем эксплуатировать. И если отдавать, то — кому? Это не то, что у меня есть десять рублей в кармане, я пошел и первому прохожему вручил десять рублей, направился дальше и почувствовал себя счастливым. Если мы понимаем, что мы сами крошечно малы, то также мы должны прийти к заключению, что кто-то и где-то очень большой. Но, так или иначе, неважно, как мы Его называем или как мы Его себе представляем, все равно люди должны прийти логически к тому заключению, что существует Творец, что все, что нас окружает, не произошло случайно. Оно было сотворено. Существует Творец. И мы также понимаем, что даже наши незначительные энергии, наши силы предназначены для Него, для Его удовлетворения. Есть такой пример — дома все принадлежит родителям, но маленькая девочка использует цветы для того, чтобы сделать букет [для родителей], или она использует соду, муку и готовит пирог для родителей. Может быть, у шестилетней девочки пирог сразу не получится, но она говорит: «Мама, папа, я сделала этот пирог для вас». А что мама и папа? Они, конечно, очень счастливы.

#00:40:08#

Каждый из нас обладает личностью, у каждого есть личностные качества. И почему мы можем считать, что ее нет у Создателя? Создатель также обладает личностью, желаниями. И откуда мы это получили? От камня? Нет. Творец также обладает всем этим, и мы предназначены в конечном счете для Него, для Его удовлетворения. Те, кто приняли это положение отдающего начала, используют, может быть, те же ингредиенты [что и эгоисты], используют фрукты, овощи, злаки, но для чего? Для собственного удовлетворения? Нет. Для удовлетворения Создателя. Для удовлетворения Творца. Через отдание, через отдачу они не испытывают нужды ни в чем, потому что, отдавая, они, как мы уже говорили ранее, получают это все в избытке.

Обитель Господа, о которой мы говорим, описана, начиная с Бхагавад-гиты, как Вайкунтха и Враджа. Враджа — это другое название Вриндавана. Через писания и от святых личностей, которые заняты практикой бхакти-йоги, мы узнаем, что божественный мир также населен, и что все, что существует здесь, оно существует там. И то, что движет нами, — этот поиск красоты, поиск Прекрасной Реальности. И мы называем это поиском Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

#00:43:57#

В частности, многие понимают, что йога пришла к нам из Индии, из Гималаев. Там, в Бадарикашраме, Ведавьяса записал ведическое знание. И в этих писаниях, записанных Вьясадевой, есть описания Господа. И говорится, что Он управляющий, Он всезнающий, всемогущий и многие другие вещи. Но мы ведь не этого ищем. То, чего ищем мы, — того, что Он всепривлекающий. То, что Он Бог любви и красоты. И тогда, когда мы приходим к этой концепции красоты, мы встречаемся с описанием Враджи, Вриндавана. Мы видим, как прекрасно описано это место, что, когда мы даже читаем о нем, нам не хочется закрывать книгу — потому что мы не можем оторваться. Это подобно мечтам маленьких детей, когда они думают: «Вот, когда я вырасту, куда я отправлюсь, куда я продолжу свой путь?» Но это скорее дано для взрослых, то есть это мечта взрослых: «Куда отправиться? Где я могу найти тот божественный мир?»

#00:46:56#

Подобно тому, как в этом мире все заняты некой деятельностью, точно так же и там существует деятельность. Как здесь — не только два человека работают, все заняты какой-то деятельностью, точно так же и там — все обитатели заняты деятельностью. Говорится, что с Господом возможны пять видов отношений: шанта — нейтральные отношения; затем дасья — отношения слуги и господина; сакхья — дружеские отношения; ватсалья — родительские отношения, отношения родителей и ребенка, когда Господь — ваш ребенок; и в завершение — мадхурья, то есть любовные, нежные отношения. И то, что существует здесь, существует также там в полностью пробужденном и удовлетворяющем образе.

Сегодня Международный день йоги. Чему учит нас йога? Отвлечь свое внимание от мира предметов, которые по сути являются временными и поэтому не могут нас удовлетворить, и вперить свой ум в высший мир, направить свое внимание на путь, который ведет нас домой, обратно к Богу. От ориентированных на себя, от эгоизма — к посвящению себя, к самоотдаче. И нам нужно уйти от идеи того, что Господь может сделать для нас: «Дай мне, пожалуйста, заработать денег, выиграть в лотерею, помоги мне… хлеб насущный дай мне и так далее». Скорее нам нужно прийти к идее: «Что я могу сделать для Тебя?» Со всеми своими ничтожными возможностями — «Чем я могу угодить Тебе?»

#00:51:04#

Мы можем увидеть, что все творение, все, что нас окружает, — это лишь частички Господа, то, что было сотворено Им. Нет места, где Его бы не было. Но, тем не менее, мы не помним о Нем. И когда мы находимся в других телах — в телах собаки, верблюда, кошки и любого другого животного, — мы заботимся только о «номере один», то есть о самих себе. Но сейчас у нас есть возможность задуматься глубже и понять, для чего мы живем, то есть переориентировать свой взгляд. Нужно вспомнить, где мы. Как когда мы смотрим из космического корабля, мы видим, что мы очень крохотные, и мы находимся в тюрьме. И если мы действительно задумаемся, насколько мы крошечны, насколько все наше существование сводится к какому-то минимуму, то мы естественным образом испытаем смирение. Мы не будем проявлять много амбиций по отношению к этому миру. Также говорится, что мы должны быть терпеливыми. Все, что происходит с нами, все наше окружение — оно чему-то нас учит. Постоянно испытывая какие-то трудности с окружением, мы понимаем, что так оно устроено. И это будет вести нас к тому, что мы будем это терпеть. И понимая то, что каждый в этом мире — искра Господа, искра Его сознания, Его творения, мы будем испытывать естественным образом почтение ко всем и каждому.

#00:55:04#

Что отличает нас от животных? Первое — что мы можем воспринимать опыт предыдущих поколений. У нас столько университетов, школ и так далее. Мы видим, что только люди образуют университеты. А жирафы, лягушки или кто-либо еще не учреждают свои образовательные учреждения. Процесс таков, что мы обучаемся у тех, кто был обучаем когда-то. А те обучались в свое время у тех, кого обучили. И второе, что отличает нас от лягушек, жирафов (так или иначе, мы сегодня о жирафах говорим) и других животных, — в том, что мы способны молиться, мы способны чувствовать то, что над нами всегда есть Господь, и обращать свои молитвы к высшему существу. Кто-то может сказать: «В целом я не молюсь». Но вспомните свою любую ситуацию, независимо от того, идете вы, бежите на экзамен или что-то случилось с вашим ребенком, или вы в какой-то беде. Что вы делаете? Вы молитесь: «Господи, отведи и спаси, пожалуйста». Но вы молитесь куда-то в пустоту. Но каков подлинный процесс? Со своей способностью к познанию мы должны будем прийти к такому заключению, что наша молитва не должна быть такой: «Чем Ты можешь помочь мне, Господь?», когда мы в беде, а такой: «Чем я могу служить Тебе? Что я могу для Тебя сделать? Чем я могу Тебе угодить?» И тогда, опять же, со своей способностью к познанию, мы будем искать тех личностей, которые осведомлены в этом процессе. Мы заинтересованы в этом случае в нисходящем знании. То знание, которое пришло к нам свыше от тех, кто уже знает. Вместо того, чтобы брать листок бумаги и пытаться изобрести электричество, стол или что-либо еще. Мы говорили уже о том, что Ведавьяса записал все ведическое знание, но он также открыл этот процесс — процесс познания этого — своему сыну Шукадеве Госвами. Тот, в свою очередь, передал [это духовное знание] Махараджу Парикшиту. И так, по цепи преемственности, это знание, сведения о личностях и сам процесс пришли к нам в сегодняшний день. Благодаря этому мы можем познакомиться.

#01:01:44#

Явившись на земле Индии, Гауранга и Нитьянанда открыли, показали Своим примером, чтó Ведавьяса, записавший Веды, предложил для быстрого исправления людей. Они показали этот процесс Своим примером. И какой это процесс? С этой стороны комнаты подсказывайте.

Из зала: Бхакти-йога.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Бхакти-йога — это название, но в чем заключается действие? Каков быстрый процесс для нас?

Из зала: [неразборчиво].

#01:02:36#

Шрила Мадхусудан Махарадж:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄[1]

В этом санскритском стихе говорится, что в этот железный век только воспевание Святого Имени Господа Кришны, только это воспевание и только оно может помочь живому существу, может помочь человечеству. И говорится: «Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». Таким образом Ведавьяса показывает, как мы можем обрести высокие божественные качества и оставить в стороне все негативное. Веды — то, что приходит к нам из Гималаев; мы также слышим о словесных формулах, о мантрах. Мы говорили о том, что нам необходимо успокоить наш ум, потому что счастье невозможно в беспокойном состоянии сознания. Существует очень много мантр, которые состоят из святых имен Господа. И одна из мантр упомянута особым образом, это маха-мантра, то есть величайшая мантра, которая предназначена специально для нашей эпохи, Кали-юги. Какая это мантра? [Неразборчиво.] Какая это мантра?

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#01:05:42#

Эта мантра дана нам как маха-мантра. Лучшая мантра для нашего ума и сердца. Наша жизнь вместе с маха-мантрой, то есть когда мы будем практиковать маха-мантру, мы почувствуем, что она — наш друг, который ведет нас домой, обратно к Богу. Она ведет нас от мира бренного, от мира смерти к бессмертию. Очень радостно сказать — к бессмертию. Она забирает нас от выживания и бесконечных проблем в тот мир, где нашими действиями руководит наша любовь и нежность. Туда, где всецело проявлена природа всех живых существ, которую ищут все живые существа, — анандам. Что такое анандам? В одном слове этом выражены радость, счастье, экстаз, очарование. И мы будет сознательными, пробужденными. В писаниях говорится — сат, чит, анандам; сатьям, шивам, сундарам: в божественном мире нет необходимости умирать, мы постоянно пребываем там в пробужденном и счастливом, в самом воодушевленном расположении духа.

Это наше небольшое вступление к университету, можно сказать, к личностям, которые возглавляют этот университет йоги, где эти высшие отношения могут быть найдены. [Показывает фото.] В это время, в этот век мы представляем вам замечательного святого, которого мы в свое время встретили в Индии в восемьдесят втором году — Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. И существуют многие другие святые… Он был, если хотите, профессором духовной науки. Многие другие святые, Гуру, учителя, они смотрели на него, чтобы удостовериться — то, что они делают, соответствует истине, соответствует правильному потоку, движению.

#01:10:54#

Шрила Шридхар Махарадж был величайшим из тех, кто возглавлял эту линию преемственности — рупануга гуру-варгу, а его самый любимый, самый близкий ученик, Шрила Говинда Махарадж, был тем, кому он доверил продолжать свое дело. И он распространял послание своего учителя до 2010 года, когда он оставил этот мир. Это те две личности, которые я, как и многие сидящие в этой комнате, приняли как своих профессоров, которые стали их учениками и находились под их руководством все эти годы. Мы беседовали с ними, и из этих бесед родилось много книг, лекций, видео, где есть потрясающие наставления, благодаря которым мы черпаем вдохновение для нашей духовной жизни день за днем. Сегодня эта презентация, это наше вступление — оно лишь для того, чтобы «просверлить» дыру, «пробить» некую брешь в этом тюремном мире для того, чтобы вы могли заглянуть в тот удивительный, потрясающий мир, о котором мы пытаемся вам рассказать. Сегодня весь мир отмечает день йоги.

#01:13:42#

Так или иначе, все заключения йоги представлены в совершенной форме этими двумя мастерами йоги, которые находятся в цепи непрерывной преемственности, восходящей к источнику Вед [Господу Кришне]. Мы призываем всех, кто входит в нашу семью, всех наших друзей, воспевать Святое Имя Кришны с добрым сердцем и скорее вернуться домой.

Вы видите, что в современном обществе очень сложно говорить на такие темы, дать людям понимание того, что действительно является важным в этом мире. И если уж мы над этим задумались, если мы действительно хотим попасть туда, мы должны подумать о том пути, о той цели, и обладать достаточной смелостью для того, чтобы отправиться в это путешествие. Мы ведь пытаемся в этом мире получить не деньги, не капиталы, не получше устроиться здесь, мы пытаемся обрести некую гармонию, мы пытаемся обрести любовь, нежность, очарование. К этому призывают нас наши учителя. У Шридхара Махараджа есть выражение: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Мы ищем Прекрасную Реальность. Мы ищем домашний уют, не чужбину. И это приглашение для всех.

Сегодня в Международный день йоги здесь, в центре «iYoga», я очень счастлив внести свой небольшой вклад в общее дело, представив вам здесь заключение бхакти-йоги, которая основана на воспевании Харе Кришна маха-мантры — святых имен Бога в настроении смирения и внутреннего почтения. Спасибо вам большое за ваше внимание, за ваше участие. Может быть, у вас есть какие-то вопросы?

#01:18:52#

Притху Прабху: Чуть-чуть подняли руку.

Шрила Мадхусудан Махарадж: В голове содержится мозг, но скорее мы ищем удовлетворение сердца. Имеется в виду — не мышечного органа, а центра нашего существования, центра нашего сознания. И это то, чего мы жаждем. Найти внутреннюю взаимность. Нас призывают отправиться в это удивительное путешествие и отвлечься от мира телевизоров, да. От мира того, что отвлекает нас. Отправиться в мир Божественного. Посмотрите на всех этих людей — у них есть опознавательные знаки в форме бус. У всех разный род занятий, но все они посвящены служению. Кто-то сейчас организует гик-фестиваль, гик-пикник на Елагином, кто-то занимается чем-то еще. Я даю лекции, кто-то еще чем-то, но все мы пытаемся так или иначе служить одному общему делу.

#01:20:54#

Посмотрите на всех этих людей. Если мы смогли, то и остальные тоже смогут. И мы идем по этому пути не одни. Были великие люди, которые прошли до нас, и они оставили нам писания, они оставили нам четкие указания, они разъяснили нам все трудности и сложности этого пути, а также описали нам удивительную красоту той цели, которой мы хотим достичь.

[Показывает фотографии на айпаде.] Это фотографии нашего главного центра в Навадвипе, где мы прожили, провели большую часть времени. Фотографии разных мест. Я предлагаю попробовать этот процесс, которому учат нас Ведавьяса и все великие учителя, все писания. Этот процесс воспевания Харе Кришна [маха-мантры]. Я думаю, ему можно уделить пару минут — для того, чтобы Господь обратил на нас милостивый взгляд, чтобы помог нам выбраться из этой тюрьмы. Мы споем эти шестнадцать слов в определенном порядке: Харе Кришна маха-мантру. А также несколько других мантр, чтобы сделать этот киртан. Киртан — это очень известное слово сейчас на Западе.

Джая Шрила Бхакти Ракшак Шрила Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джая Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Туласи Прия Деви Даси




1  «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, кроме воспевания Святого Имени, Святого Имени, Святого Имени Господа Хари» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).




←  «Раса-таттва — вкусы отношений с Господом» (часть 1). Сахадев Прабху. 25 ноября 2018 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Служение и эксплуатация». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 30 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург  →


Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Бхакти — величайшая йога

(21 июня 2015 года, Санкт-Петербург, iYoga-центр)

 

Притху Прабху: У нас в гостях Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж. Он прошел очень большой духовный путь. Он встретился в своей жизни с великими учителями: Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем, и провел в их обществе почти тридцать лет. Сейчас он ездит по разным странам, городам и представляет учение своих учителей. И, соответственно, он сегодня у нас в гостях. Давайте его поприветствуем. [Аплодисменты.] По традиции мы приветствуем почетных гостей цветочными гирляндами. Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

#00:01:00#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Говинда. Говинда. Говинда. Говинда. Проверка. В Индии мы постоянно слышим… Постоянно устанавливают какое-то оборудование, говорят: «Один, два, три, четыре, семь, двенадцать. Тест. Проверка, проверка. Итак, один, два, три, четыре и так далее».

#00:01:47#

Дорогие друзья, гости, спасибо вам большое, что вы пришли, приветствую вас. И позвольте вам представить: большинство наших гостей — все они жители или прихожане нашего храма в Лахте в Санкт-Петербурге. Некоторых из них я знаю по Индии, потому что я прожил в Индии какое-то время. Я заботился о паломниках, и они приезжали в паломничество, и мы познакомились с ними там. Они пригласили меня приехать и показали мне замечательный храм в Лахте, который стоит прямо на берегу Финского залива. И [пригласили] посетить этот храм, встретиться с преданными, которых я уже видел и которых еще не встречал.

#00:03:31#

Я в новостях сегодня прочитал, что сегодня Международный день йоги. Сегодня, в этом году двадцать первого числа, может быть это каждый год или не каждый, но... И мы с вами находимся в студии йоги. Студия «iYoga». Что означает «iYoga»? Почему «i»?

#00:04:04#

Виджай Раман Прабху: Почему начинается с буквы «i»?

Преданная: «Я йога» — «iYoga». iPhone, iPad.

Шрила Мадхусудан Махарадж: iPhone, iPad?

Преданная: [неразборчиво] …идея была Авадхута Махараджа.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Дал ли Авадхут Махарадж значение слова «i»? Сегодня в Индии проходит большой праздник. Нарендра Моди, премьер министр Индии, сам возглавил событие, и 35 000 человек его посетили. Сейчас йога известна по всему миру. Где мы с вами находимся? В Санкт-Петербурге в студии йоги. Естественно, это не единственная йога-студия. Должны быть йога-студии также в других местах в Санкт-Петербурге. Йога, практика йоги стала известной и распространилась по всему миру. Йога предназначена в целом для двух вещей. Первое — подарить спокойствие уму. И второе — соединить тебя с чем-то более высоким, с более высокой мыслью. В самом начале Бхагавад-гита говорит: «Как ты можешь обрести покой, если твой ум бесконтролен?» Если ум беспокоен, если он бегает туда-сюда, то как можно достичь счастья? Арджуна по этому поводу замечает… Он говорит, что ум и сила ума, то, как он действует, превосходит ветер в небесах, который разрывает облака, разнося их в разные стороны. И так много разных типов йоги преподают по всему миру. Это распространилось в ближайшие двадцать, тридцать, сорок, может, пятьдесят лет. Но, так или иначе, в последние годы. Нарендра Моди, премьер-министр Индии, сегодня, возглавив это движение, подтвердил, что Объединенные Нации провозгласили, что этот день будет теперь Международным днем йоги.

#00:08:51#

Существуют разные виды йоги. Например, мы сейчас с вами находимся в студии, мы видим, что здесь в основном люди выполняют упражнения, то есть контролируемые упражнения, контроль тела. Эта йога называется хатха-йога. Также мы видим, что те, кто практикуют йогу, они понимают, что присутствует контроль движения, сознательный контроль движения, то есть через ум. А этот ум контролируется разумом. Разумный контроль. Но если кто-то хочет пойти глубже и посмотреть внутрь себя, то он должен будет задуматься: «А что же находится выше разума?» Превыше разума находится душа, живое существо, атма. А превыше этой атмы находится Параматма — та, кто производит все атмы, все души. И начало всей йоги — это успокоить ум. Вначале нам говорят: «Практикуй йогу — у тебя будут здоровые почки, сердце, печень и так далее. Здоровое тело». Итак, сначала мы руководствуемся этим в йоге, мы пытаемся практиковать. Выполняем какую-то позу, пытаемся в ней застыть. Мы что-то растягиваем, и тело говорит: «Нет-нет! Не делай этого!» Но ум говорит: «Нет-нет. Надо делать». Но позже и ум начинает кричать: «Нет, давай прекратим!» И тогда разум вмешивается, он говорит: «Нет, для тебя это будет хорошо». Итак, эти три части — тело, ум, разум. Мы сегодня только что отмечали, что сегодня Международный день йоги празднуют в мире, что йога делает ваше тело здоровым. Но йога на самом деле предназначена для того, чтобы сделать здоровым ваш ум. Мы рассмотрели хатха-йогу — это контроль тела посредством ума.

#00:13:39#

Как называется вторая глава в Бхагавад-гите? Санкхья-йога. А третья глава как называется? Они все студенты йоги. [Смеется.] Как называется третья глава в Бхагавад-гите? Карма-йога. Четвертая глава? Отправим их обратно на обучение в школу. [Смеется.] Четвертая глава — это гьяна-йога. Итак, глава за главой Бхагавад-гита рассматривает разные виды йоги. Начиная с телесной концепции, она подводит человека все глубже, ко все более высоким идеям. Но суть ведь в том, что в эту эпоху люди не допускают спокойствия в свою жизнь и ум. Вместо того, чтобы немножко посидеть и успокоиться, они достают мобильники и начинают проверять — кто позвонил. Когда они приходят домой с работы, вместо того, чтобы посвятить время чему-то более высокому, что успокоит их ум, люди включают телевизор и тут же их бомбардируют самые разные идеи, мысли из маленького ящичка на их стене. И когда у нас выпадают выходные, мы тут же листаем каталоги, смотрим, чем бы занять себя в эти выходные, — поехать там покататься или что-то еще, шопинг. Мы постоянно думаем, чем себя развлечь. И мы не знаем, что нас успокоит. Да? Мы думаем: «Спокойный ум? Нет, это что-то не то». Но позитивная сторона спокойствия ума дана в понимании йоги. И эта позитивная сторона дана в бхакти-йоге.

#00:18:00#

Где сфокусирован наш ум? — это погружение в служение. Через отдание мы получаем. Но если мы эксплуатируем — мы берем в долг. Интересный момент, что в разделе Вед карма-канда есть описание того, как достичь успеха, как заработать хорошую карму. И все думают: «Хорошая карма — это означает, что мы выиграем в лотерею, разбогатеем, улучшим свое положение в обществе или на работе и будем загребать мешки денег». Но карма-канда также говорит, что эти деньги принесут большее беспокойство уму. Потому что эти деньги мы можем потратить на то, что уведет нас еще дальше в разных направлениях. Также люди думают: «Ага, так может быть не всегда. Нужно приберечь деньжат на черный день». И тогда… Карма-канда также говорит о том, как сохранить деньги лучшим образом. Но в конце заключает, что все равно риски присутствуют. Нигде ваше богатство не будет в безопасности. Кроме того, как давать их в пожертвование святым людям. И карма-канда заключает, что если вы жертвуете святым людям, то есть людям, которые обладают действительно подлинной духовной природой, то вам это возместится в будущем. И это подлинное вложение капитала.

#00:22:04#

Мы пытаемся заглушить свое познание мира разными способами. Спорт, какие-то развлечения, еще что-то. Мы постоянно пытаемся забыть о том, что происходит. Но бхакти-йога, подлинный духовный процесс, говорит, что настоящее богатство находится внутри нас. И говорится, что если бы мы могли едва увидеть свое подлинное естество, то нас бы уже ничто в этом материальном мире не могло привлечь. И чем бы мы занимались по жизни — только тем, что поддерживало бы нашу жизнь, душу вместе с телом. И что мы можем увидеть через процесс йоги — это природу атмы, живого существа.

Итак, мы с вами рассмотрели на примере хатха-йоги разные ступени. Мы говорим — сначала телесная концепция, затем ум, который управляет телом и нашими помыслами, третий — разум, и в конце концов мы приходим к тому, кто является обладателем разума. Мы приходим к идее атмы, души.

Сейчас мы задумались над тем, что же означает «iYoga». И мы попытались на эту тему поразмышлять с вами, каждый высказал свои идеи, но я думаю, что изначально идея Шрилы Авадхута Махараджа была такая — «iYoga», «i» означает «я». Кто такой «я»? То есть не конкретно я, а каждый из нас. Кто есть «я»? Весь процесс йоги направлен на то, чтобы обнаружить, кто такой «я». Кто приводит нас к идее атмы, души. Итак, Бхагавад-гита предлагает нам на рассмотрение разные йоги. Сначала она говорит о санкхья-йоге, природе души, потом карма-, гьяна-йоге. И постепенно она приводит нас к идее бхакти-йоги и мокша-йоги, раскрывая перед нами разные направления и давая более высокие идеи.

#00:26:58#

Сейчас время спутников. Первый спутник был запущен, и первый космонавт Юрий Гагарин отправился в космос и посмотрел на Землю. Он посмотрел на Землю в другой перспективе. Мы видим вокруг себя всего несколько метров и думаем, что все, что нас окружает, — это очень важно. Но он посмотрел на нас сверху. Возможно, в темноте ночного неба он увидел из космоса Санкт-Петербург. Нам кажется он огромным городом. Но из космоса он, наверное, показался совершенно крошечным. Но если бы Юрий Гагарин, который только что смотрел на Питер, обернулся бы и посмотрел в пустоту космоса — он увидел бы мириады звезд и планет, продолжающиеся творения. И конечно, он бы пришел к идее о том, как мала наша планета, как мал Санкт-Петербург и как малы живые существа. Но в основном мы пытаемся быть хозяевами. Мы проявляем свое эго. Мы говорим: «Мы хозяева всего в жизни». И это характерно не только для человеческой природы. Люди думают: «Я буду делать бизнес, я буду босс, я — то, я — се». Но это характерно и для других живых существ — для птиц, коров, для разных живых существ, для разных животных. Они тоже пытаются быть центром.

#00:31:01#

Представьте себя на месте космонавтов, которые смотрят на маленькую Землю, и задайте себе тот же самый вопрос, увидев, насколько мы крохотные в этом мире, задайте себе тот же самый вопрос: «Кто я такой? Какова моя цель здесь? В чем мое предназначение?» Бхакти-йога, постепенно проводя нас через разные ступени, отвечает на все наши вопросы и говорит о том, что подобными вопросами задавались не только мы. Многие великие мудрецы и мыслители уже задали этот вопрос. И с высоты космического корабля, увидев крохотную Землю, мы поймем, что эта Земля является скорее тюрьмой, в которой находятся живые существа для того, чтобы пройти через некое исправление. А если вы посмотрите в другую сторону от Земли… писания говорят о том, что там, превыше всего материального существования, есть другой, божественный, мир, который великие йоги, великие мудрецы достигли через развитие своего сознания. И подобно тому, как все мы с вами обладаем своим характером, определенными качествами и так далее, точно так же и обитатели того, божественного, мира, который пребывает за пределами этого несовершенного мира, этой тюрьмы, если хотите, для исправления, также обладают удивительными качествами характера и так далее. Разница между обитателями этого мира исправления и того божественного мира состоит в том, что здесь люди очень эгоцентричны, они эгоистичны, они делают все для себя. Например, я очень разбираюсь в чем-то, значит я буду это эксплуатировать, я буду таким образом зарабатывать.

#00:36:07#

Но в божественном мире каждый воспринимает себя как отдающее начало. Мы понимаем, что мы очень малы, но даже столь малой энергией, которая у нас есть, мы пытаемся скорее отдать, чем эксплуатировать. И если отдавать, то — кому? Это не то, что у меня есть десять рублей в кармане, я пошел и первому прохожему вручил десять рублей, направился дальше и почувствовал себя счастливым. Если мы понимаем, что мы сами крошечно малы, то также мы должны прийти к заключению, что кто-то и где-то очень большой. Но, так или иначе, неважно, как мы Его называем или как мы Его себе представляем, все равно люди должны прийти логически к тому заключению, что существует Творец, что все, что нас окружает, не произошло случайно. Оно было сотворено. Существует Творец. И мы также понимаем, что даже наши незначительные энергии, наши силы предназначены для Него, для Его удовлетворения. Есть такой пример — дома все принадлежит родителям, но маленькая девочка использует цветы для того, чтобы сделать букет [для родителей], или она использует соду, муку и готовит пирог для родителей. Может быть, у шестилетней девочки пирог сразу не получится, но она говорит: «Мама, папа, я сделала этот пирог для вас». А что мама и папа? Они, конечно, очень счастливы.

#00:40:08#

Каждый из нас обладает личностью, у каждого есть личностные качества. И почему мы можем считать, что ее нет у Создателя? Создатель также обладает личностью, желаниями. И откуда мы это получили? От камня? Нет. Творец также обладает всем этим, и мы предназначены в конечном счете для Него, для Его удовлетворения. Те, кто приняли это положение отдающего начала, используют, может быть, те же ингредиенты [что и эгоисты], используют фрукты, овощи, злаки, но для чего? Для собственного удовлетворения? Нет. Для удовлетворения Создателя. Для удовлетворения Творца. Через отдание, через отдачу они не испытывают нужды ни в чем, потому что, отдавая, они, как мы уже говорили ранее, получают это все в избытке.

Обитель Господа, о которой мы говорим, описана, начиная с Бхагавад-гиты, как Вайкунтха и Враджа. Враджа — это другое название Вриндавана. Через писания и от святых личностей, которые заняты практикой бхакти-йоги, мы узнаем, что божественный мир также населен, и что все, что существует здесь, оно существует там. И то, что движет нами, — этот поиск красоты, поиск Прекрасной Реальности. И мы называем это поиском Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

#00:43:57#

В частности, многие понимают, что йога пришла к нам из Индии, из Гималаев. Там, в Бадарикашраме, Ведавьяса записал ведическое знание. И в этих писаниях, записанных Вьясадевой, есть описания Господа. И говорится, что Он управляющий, Он всезнающий, всемогущий и многие другие вещи. Но мы ведь не этого ищем. То, чего ищем мы, — того, что Он всепривлекающий. То, что Он Бог любви и красоты. И тогда, когда мы приходим к этой концепции красоты, мы встречаемся с описанием Враджи, Вриндавана. Мы видим, как прекрасно описано это место, что, когда мы даже читаем о нем, нам не хочется закрывать книгу — потому что мы не можем оторваться. Это подобно мечтам маленьких детей, когда они думают: «Вот, когда я вырасту, куда я отправлюсь, куда я продолжу свой путь?» Но это скорее дано для взрослых, то есть это мечта взрослых: «Куда отправиться? Где я могу найти тот божественный мир?»

#00:46:56#

Подобно тому, как в этом мире все заняты некой деятельностью, точно так же и там существует деятельность. Как здесь — не только два человека работают, все заняты какой-то деятельностью, точно так же и там — все обитатели заняты деятельностью. Говорится, что с Господом возможны пять видов отношений: шанта — нейтральные отношения; затем дасья — отношения слуги и господина; сакхья — дружеские отношения; ватсалья — родительские отношения, отношения родителей и ребенка, когда Господь — ваш ребенок; и в завершение — мадхурья, то есть любовные, нежные отношения. И то, что существует здесь, существует также там в полностью пробужденном и удовлетворяющем образе.

Сегодня Международный день йоги. Чему учит нас йога? Отвлечь свое внимание от мира предметов, которые по сути являются временными и поэтому не могут нас удовлетворить, и вперить свой ум в высший мир, направить свое внимание на путь, который ведет нас домой, обратно к Богу. От ориентированных на себя, от эгоизма — к посвящению себя, к самоотдаче. И нам нужно уйти от идеи того, что Господь может сделать для нас: «Дай мне, пожалуйста, заработать денег, выиграть в лотерею, помоги мне… хлеб насущный дай мне и так далее». Скорее нам нужно прийти к идее: «Что я могу сделать для Тебя?» Со всеми своими ничтожными возможностями — «Чем я могу угодить Тебе?»

#00:51:04#

Мы можем увидеть, что все творение, все, что нас окружает, — это лишь частички Господа, то, что было сотворено Им. Нет места, где Его бы не было. Но, тем не менее, мы не помним о Нем. И когда мы находимся в других телах — в телах собаки, верблюда, кошки и любого другого животного, — мы заботимся только о «номере один», то есть о самих себе. Но сейчас у нас есть возможность задуматься глубже и понять, для чего мы живем, то есть переориентировать свой взгляд. Нужно вспомнить, где мы. Как когда мы смотрим из космического корабля, мы видим, что мы очень крохотные, и мы находимся в тюрьме. И если мы действительно задумаемся, насколько мы крошечны, насколько все наше существование сводится к какому-то минимуму, то мы естественным образом испытаем смирение. Мы не будем проявлять много амбиций по отношению к этому миру. Также говорится, что мы должны быть терпеливыми. Все, что происходит с нами, все наше окружение — оно чему-то нас учит. Постоянно испытывая какие-то трудности с окружением, мы понимаем, что так оно устроено. И это будет вести нас к тому, что мы будем это терпеть. И понимая то, что каждый в этом мире — искра Господа, искра Его сознания, Его творения, мы будем испытывать естественным образом почтение ко всем и каждому.

#00:55:04#

Что отличает нас от животных? Первое — что мы можем воспринимать опыт предыдущих поколений. У нас столько университетов, школ и так далее. Мы видим, что только люди образуют университеты. А жирафы, лягушки или кто-либо еще не учреждают свои образовательные учреждения. Процесс таков, что мы обучаемся у тех, кто был обучаем когда-то. А те обучались в свое время у тех, кого обучили. И второе, что отличает нас от лягушек, жирафов (так или иначе, мы сегодня о жирафах говорим) и других животных, — в том, что мы способны молиться, мы способны чувствовать то, что над нами всегда есть Господь, и обращать свои молитвы к высшему существу. Кто-то может сказать: «В целом я не молюсь». Но вспомните свою любую ситуацию, независимо от того, идете вы, бежите на экзамен или что-то случилось с вашим ребенком, или вы в какой-то беде. Что вы делаете? Вы молитесь: «Господи, отведи и спаси, пожалуйста». Но вы молитесь куда-то в пустоту. Но каков подлинный процесс? Со своей способностью к познанию мы должны будем прийти к такому заключению, что наша молитва не должна быть такой: «Чем Ты можешь помочь мне, Господь?», когда мы в беде, а такой: «Чем я могу служить Тебе? Что я могу для Тебя сделать? Чем я могу Тебе угодить?» И тогда, опять же, со своей способностью к познанию, мы будем искать тех личностей, которые осведомлены в этом процессе. Мы заинтересованы в этом случае в нисходящем знании. То знание, которое пришло к нам свыше от тех, кто уже знает. Вместо того, чтобы брать листок бумаги и пытаться изобрести электричество, стол или что-либо еще. Мы говорили уже о том, что Ведавьяса записал все ведическое знание, но он также открыл этот процесс — процесс познания этого — своему сыну Шукадеве Госвами. Тот, в свою очередь, передал [это духовное знание] Махараджу Парикшиту. И так, по цепи преемственности, это знание, сведения о личностях и сам процесс пришли к нам в сегодняшний день. Благодаря этому мы можем познакомиться.

#01:01:44#

Явившись на земле Индии, Гауранга и Нитьянанда открыли, показали Своим примером, чтó Ведавьяса, записавший Веды, предложил для быстрого исправления людей. Они показали этот процесс Своим примером. И какой это процесс? С этой стороны комнаты подсказывайте.

Из зала: Бхакти-йога.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Бхакти-йога — это название, но в чем заключается действие? Каков быстрый процесс для нас?

Из зала: [неразборчиво].

#01:02:36#

Шрила Мадхусудан Махарадж:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха̄[1]

В этом санскритском стихе говорится, что в этот железный век только воспевание Святого Имени Господа Кришны, только это воспевание и только оно может помочь живому существу, может помочь человечеству. И говорится: «Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». Таким образом Ведавьяса показывает, как мы можем обрести высокие божественные качества и оставить в стороне все негативное. Веды — то, что приходит к нам из Гималаев; мы также слышим о словесных формулах, о мантрах. Мы говорили о том, что нам необходимо успокоить наш ум, потому что счастье невозможно в беспокойном состоянии сознания. Существует очень много мантр, которые состоят из святых имен Господа. И одна из мантр упомянута особым образом, это маха-мантра, то есть величайшая мантра, которая предназначена специально для нашей эпохи, Кали-юги. Какая это мантра? [Неразборчиво.] Какая это мантра?

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#01:05:42#

Эта мантра дана нам как маха-мантра. Лучшая мантра для нашего ума и сердца. Наша жизнь вместе с маха-мантрой, то есть когда мы будем практиковать маха-мантру, мы почувствуем, что она — наш друг, который ведет нас домой, обратно к Богу. Она ведет нас от мира бренного, от мира смерти к бессмертию. Очень радостно сказать — к бессмертию. Она забирает нас от выживания и бесконечных проблем в тот мир, где нашими действиями руководит наша любовь и нежность. Туда, где всецело проявлена природа всех живых существ, которую ищут все живые существа, — анандам. Что такое анандам? В одном слове этом выражены радость, счастье, экстаз, очарование. И мы будет сознательными, пробужденными. В писаниях говорится — сат, чит, анандам; сатьям, шивам, сундарам: в божественном мире нет необходимости умирать, мы постоянно пребываем там в пробужденном и счастливом, в самом воодушевленном расположении духа.

Это наше небольшое вступление к университету, можно сказать, к личностям, которые возглавляют этот университет йоги, где эти высшие отношения могут быть найдены. [Показывает фото.] В это время, в этот век мы представляем вам замечательного святого, которого мы в свое время встретили в Индии в восемьдесят втором году — Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. И существуют многие другие святые… Он был, если хотите, профессором духовной науки. Многие другие святые, Гуру, учителя, они смотрели на него, чтобы удостовериться — то, что они делают, соответствует истине, соответствует правильному потоку, движению.

#01:10:54#

Шрила Шридхар Махарадж был величайшим из тех, кто возглавлял эту линию преемственности — рупануга гуру-варгу, а его самый любимый, самый близкий ученик, Шрила Говинда Махарадж, был тем, кому он доверил продолжать свое дело. И он распространял послание своего учителя до 2010 года, когда он оставил этот мир. Это те две личности, которые я, как и многие сидящие в этой комнате, приняли как своих профессоров, которые стали их учениками и находились под их руководством все эти годы. Мы беседовали с ними, и из этих бесед родилось много книг, лекций, видео, где есть потрясающие наставления, благодаря которым мы черпаем вдохновение для нашей духовной жизни день за днем. Сегодня эта презентация, это наше вступление — оно лишь для того, чтобы «просверлить» дыру, «пробить» некую брешь в этом тюремном мире для того, чтобы вы могли заглянуть в тот удивительный, потрясающий мир, о котором мы пытаемся вам рассказать. Сегодня весь мир отмечает день йоги.

#01:13:42#

Так или иначе, все заключения йоги представлены в совершенной форме этими двумя мастерами йоги, которые находятся в цепи непрерывной преемственности, восходящей к источнику Вед [Господу Кришне]. Мы призываем всех, кто входит в нашу семью, всех наших друзей, воспевать Святое Имя Кришны с добрым сердцем и скорее вернуться домой.

Вы видите, что в современном обществе очень сложно говорить на такие темы, дать людям понимание того, что действительно является важным в этом мире. И если уж мы над этим задумались, если мы действительно хотим попасть туда, мы должны подумать о том пути, о той цели, и обладать достаточной смелостью для того, чтобы отправиться в это путешествие. Мы ведь пытаемся в этом мире получить не деньги, не капиталы, не получше устроиться здесь, мы пытаемся обрести некую гармонию, мы пытаемся обрести любовь, нежность, очарование. К этому призывают нас наши учителя. У Шридхара Махараджа есть выражение: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Мы ищем Прекрасную Реальность. Мы ищем домашний уют, не чужбину. И это приглашение для всех.

Сегодня в Международный день йоги здесь, в центре «iYoga», я очень счастлив внести свой небольшой вклад в общее дело, представив вам здесь заключение бхакти-йоги, которая основана на воспевании Харе Кришна маха-мантры — святых имен Бога в настроении смирения и внутреннего почтения. Спасибо вам большое за ваше внимание, за ваше участие. Может быть, у вас есть какие-то вопросы?

#01:18:52#

Притху Прабху: Чуть-чуть подняли руку.

Шрила Мадхусудан Махарадж: В голове содержится мозг, но скорее мы ищем удовлетворение сердца. Имеется в виду — не мышечного органа, а центра нашего существования, центра нашего сознания. И это то, чего мы жаждем. Найти внутреннюю взаимность. Нас призывают отправиться в это удивительное путешествие и отвлечься от мира телевизоров, да. От мира того, что отвлекает нас. Отправиться в мир Божественного. Посмотрите на всех этих людей — у них есть опознавательные знаки в форме бус. У всех разный род занятий, но все они посвящены служению. Кто-то сейчас организует гик-фестиваль, гик-пикник на Елагином, кто-то занимается чем-то еще. Я даю лекции, кто-то еще чем-то, но все мы пытаемся так или иначе служить одному общему делу.

#01:20:54#

Посмотрите на всех этих людей. Если мы смогли, то и остальные тоже смогут. И мы идем по этому пути не одни. Были великие люди, которые прошли до нас, и они оставили нам писания, они оставили нам четкие указания, они разъяснили нам все трудности и сложности этого пути, а также описали нам удивительную красоту той цели, которой мы хотим достичь.

[Показывает фотографии на айпаде.] Это фотографии нашего главного центра в Навадвипе, где мы прожили, провели большую часть времени. Фотографии разных мест. Я предлагаю попробовать этот процесс, которому учат нас Ведавьяса и все великие учителя, все писания. Этот процесс воспевания Харе Кришна [маха-мантры]. Я думаю, ему можно уделить пару минут — для того, чтобы Господь обратил на нас милостивый взгляд, чтобы помог нам выбраться из этой тюрьмы. Мы споем эти шестнадцать слов в определенном порядке: Харе Кришна маха-мантру. А также несколько других мантр, чтобы сделать этот киртан. Киртан — это очень известное слово сейчас на Западе.

Джая Шрила Бхакти Ракшак Шрила Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джая Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Туласи Прия Деви Даси




[1] «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, кроме воспевания Святого Имени, Святого Имени, Святого Имени Господа Хари» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования