«Прасад». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 27 мая 2015 года (утро). Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 134.95M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Прасад

(27 мая 2015 года. Москва, Кисельный)

 

Шрила Мадхусудан Махарадж: Что касается прасада и всех разнообразных вкусов, которые в нем есть, — мы должны всегда помнить о том, что это [существует] в первую очередь для удовлетворения Господа, вайшнавов. И только после этого мы почитаем прасад [их милость]. Где вы были вчера?

Нитья Гопал Прабху: Я был в «Джаганнате».

Шрила Мадхусудан Махарадж: А, с Джаганнатхом были вчера!

Нитья Гопал Прабху: Гурудев рассказывал о том, что, когда он готовил для Гуру Махараджа, он каждый день готовил что-то новое. Ему нужно было всегда готовить новые блюда.

#00:01:36#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Благодаря милости Гурудева мы все смогли соприкоснуться с Гуру Махараджем. Гурудев был нашим «входным билетом», нашим разрешением [для посещения Шридхара Махараджа]. И по милости Гурудева через какое-то время даже западным преданным было позволено что-то готовить и предлагать еду Гуру Махараджу. Сколько сейчас тебе лет?

Нитья Гопал Прабху: Почти тридцать.

#00:02:39#

Шрила Мадхусудан Махарадж: В те времена, когда Нитья Гопал еще не родился, то есть был еще где-то очень старым человеком (он родился в Навадвипе, если кто-то не знает), до рождения Нитьи Гопала в Матхе у нас была одна очень искренняя преданная, которую звали Калангана. Среднего возраста: не старая, не молодая. Мы знаем, что у женщин в ДНК заложено желание готовить, кормить. И она очень хотела готовить еду для Гуру Махараджа, но он не позволял этого. Он принимал еду только от Гурудева и обученных, специально назначенных поваров. И она была очень расстроена из-за этого. Она даже готовила какие-то блюда для Гуру Махараджа, но он их не принимал. Она даже плакала из-за этого. И Гурудев, поскольку он был очень сострадательным, очень милостивым, увидел эту ситуацию, увидел переживания этой женщины. Однажды он к ней подошел и сказал: «Не переживай. Завтра я устрою все так, что Гуру Махарадж примет от тебя приготовленную тобой еду. Я сам позабочусь об этом».

#00:06:36#

И Гурудев выбрал очень благоприятный момент — он вообще умел выбирать правильное время для своих действий. И, когда Гуру Махарадж принимал прасад и был очень счастлив, Гурудев принес ему блюдо от Каланганы Деви и предложил ему попробовать хотя бы чуть-чуть того, что она приготовила. Он рассказал, как она будет расстраиваться, если он этого не сделает. Тогда Гуру Махарадж согласился и попробовал чуть-чуть. И она была очень-очень счастлива. Таким образом она стала первым западным преданным, который когда-либо готовил для Гуру Махараджа. Впоследствии другие западные преданные также готовили для Гуру Махараджа. Я даже помню один случай, когда на Рождество… Мы, конечно, кришнаиты, но, тем не менее, мы праздновали Рождество. И западные преданные приготовили рождественский торт. Гуру Махарадж попробовал его и был очень доволен.

#00:09:05#

Этот пример с приготовлением и предложением еды иллюстрирует, что только благодаря милости Гурудева мы, западные преданные, смогли как-то приблизиться к Гуру Махараджу. Потому что Гуру Махарадж не был расположен принимать западных учеников. И так же, как Гурудев поступил с этой преданной, он дал нам возможность соприкоснуться с Гуру Махараджем. Гурудев также занимался тем, что следил, чтобы мы, западные преданные, не беспокоили Гуру Махараджа. То есть он выделял каждому время, когда можно подойти пообщаться [со Шридхаром Махараджем] и очень внимательно за этим следил. Он был на страже доступа к Гуру Махараджу.

#00:10:59#

Гуру Махарадж был крайне строг относительно соблюдения этикета и всех правил. И Гурудев так же получил очень строгое воспитание. Но, поскольку он был более молодым, его сердце было более открытым. Можно сказать, что он был готов адаптироваться к, может быть, не всегда правильному поведению [западных учеников]. Он не только мог адаптироваться, но также мог исправлять те ошибки, которые мы совершали. Как-то раз мы были в Дам-Дам Парке [в Колкате], и Гурудев должен был уезжать через несколько дней в большой тур. Мы знаем, что все, что говорил Гурудев, имело определенный смысл — даже в неформальной беседе это все было очень многозначительно. Я не помню, кто тогда принес завтрак, потому что Гурудев собирался позавтракать, может быть это был Нитья Гопал — не помню. И Гурудев сказал: «Я — млеччха-гуру. Я поеду в млеччха-деш. Теперь мне нужно поменять мое видение, поменять мои действия каким-то образом».

#00:14:00#

Вы знаете, что в Индии совершенно невозможно себе представить, чтобы человек ел левой рукой. Это не принято. Но Гурудев специально убрал правую руку, взял левой рукой еду и съел. Нам на Западе кажется, что у нас нет каких-то жестких правил, предписаний относительно поведения, но на самом деле что-то есть. Например, когда мы встречаем людей, мы встречаем их рукопожатием, здороваемся [таким образом], и никому даже в голову не придет здороваться левой рукой. Мы всегда здороваемся правой. Таким образом, мы можем понять и индийские правила, индийскую строгость в отношении использования только правой руки [при приеме пищи и принятии подношений]. В Индии, конечно, правил побольше. Большее количество правил для большего количества ситуаций. Иногда преданные мне рассказывают о каких-то правилах, о которых я никогда не слышал от Гурудева, и я удивляюсь. И я потом отдельно еще спрошу у вас [у Нитьи Гопала Прабху] относительно каких-то вопросов на эту тему.

#00:16:42#

Индия, вообще, — очень благоприятное место, там очень разные религиозные направления. Мы знаем, что Южная Индия крайне религиозна. Даже внутри Индии — между, например, Бенгалией и Южной Индией, есть некоторые различия в традициях и правилах. Сейчас я имею в виду конкретный, определенный случай, который недавно произошел, когда готовились к фестивалю в Южной Индии. Мы увидели отличия, которые есть в правилах и в соблюдении правил. Иногда преданные из Южной Индии попадали в ситуации, когда они что-то делали и говорили: «Вот, у нас так принято». Но Гуру Махарадж и Гурудев говорили: «Нет, это не так. У нас не так принято». Безусловно, когда обнаруживаются какие-либо отличия в правилах, мы всегда следуем тому, что говорят Гуру Махарадж и Гурудев. Харе Кришна. Какое ваше любимое блюдо, которое вы не знали до появления Нитьи Гопала?

#00:19:12#

Нитья Гопал Прабху: Сабджи с соевым мясом. Сабджи с мясом, но с вегетарианским мясом. [Ревати Диди смеется.] У нас в «Джаганнате» как-то был случай, когда пришли люди, которые не были вегетарианцами, и они попробовали это сабджи и сказали: «О, это же прям как мясо. Так я могу не есть мясо? Легко».

#00:20:16#

Шрила Мадхусудан Махарадж: В Навадвипе мы не употребляем соевое мясо уже много лет. Мы покупали соевое мясо только для собаки Гурудева. Это была собачья еда. Но сейчас иногда это допускается. Использование соевых продуктов и предложение их [Господу на алтаре] — это одно из нововведений. У Гурудева была собака — Роузи. Она была женского пола. Гурудев посмотрел на нее и решил, что ей нужен муж. Тогда ей достали где-то мужа-добермана. Но эти собаки тоже занимались служением, безусловно. И позже их держали в определенном загоне на крыше. Но после вечернего арати этот загон открывали, их выпускали. И они прекрасно знали свои обязанности — что они должны были охранять [территорию Матха]. И Гурудев тоже признавал, что даже еда для собак тоже должна быть предложена Господу. И он считал, что соевое мясо… что оно как мясо. Таким образом соевое мясо появилось в Матхе, потому что собакам необходимо было чем-то похожим на мясо питаться. И, как выход из ситуации, появилось соевое мясо. Как собачья еда. Мы каждое утро поем бхаджан, в котором есть такие слова: «Кали-куккура-кадана йади ча̄о хе». Это означает: «Мы собаки Кали-юги». В некотором роде мы можем сказать такое о себе. Поэтому нам тоже можно соевое мясо. [Смеется.]

#00:24:13#

Нитья Гопал Прабху: Один из преданных пытался как-то предложить мясо одной из этих собак Гурудева, но они не стали его есть.

#00:24:24#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна. Это были очень большие, сильные собаки, но они были крайне умные. Мы могли видеть, что у них на самом деле очень открытые сердца, наполненные любовью. Мы видим, что любовь есть во всех существах. Эти собаки были настолько умны, что они понимали, кто такой Гурудев, они оказывали [ему] почтение. Можно было видеть, что их желание — склониться перед ним, хотя они и не складывали ладони [в почтении]. Они никогда на него не запрыгивали, не ставили на него лапы, они вели себя очень подобающе ситуации. Но все-таки собаки — это собаки, люди — это люди. Собаки — все-таки собаки. Они не брахманы. Если вы приедете в Матх, вы увидите, что у нас установлены ворота, которые закрываются на ночь, когда собаки бегают, чтобы они не забегали в святые места, такие как самадхи Гуру Махараджа, например, и другие. Ворота закрываются таким образом, чтобы ограничить их свободу. Харе Кришна. Так какое блюдо — ваше любимое?

#00:28:17#

Враджа Кишор Прабху: Гопал настолько прекрасен, что он своим присутствием затмевает все вкусы.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я попробовал дал и сразу понял, что это вы готовили.

Нитья Гопал Прабху: Да, я специально готовил.

#00:29:10#

Шрила Мадхусудан Махарадж: В Бенгалии едят гораздо меньше свежих продуктов, чем на Западе. Например, [овощной] салат не так популярен. Как правило, все овощи — приготовленные. Видимо, это для дезинфекции в том числе.

#00:29:53#

Нитья Гопал Прабху: В Индии вообще не очень распространено такое блюдо, как салат. Они просто режут овощи, может быть, помидоры и огурцы, но изысканных салатов там нет. Сейчас в Индии популярно есть суп. Это тоже недавно появилось. И очень часто, когда человек ест суп — это значит, что он заболел.

#00:31:07#

Шрила Мадхусудан Махарадж: На самом деле даже в разных частях Индии существуют отличия. Если в Бенгалии основное блюдо — это всегда рис, то если вы приедете во Вриндаван, вы увидите, что там — в основном чапати и может быть немножко риса. А может быть вообще нет риса, только чапати. Сейчас в Индии очень жарко. Я читал сводку новостей недавно — уже более восьмисот человек погибло от жары. Недавно я говорил с Махайоги [Прабху], он рассказывал, что вчера утром в Мексике произошел очень странный случай — налетел резкий, неожиданный шторм, торнадо, который поднимал машины и бросал их в дома и разбивал. Есть фотографии у меня на компьютере, которые показывают, как разбитые машины валяются повсюду. В данный момент столько разных вещей происходит в мире. Подумайте об этом. Кого-то грабят, кто-то рождается, кто-то умирает. И все это происходит прямо сейчас. Но в этот момент Кришна собрал нас здесь — в Своем доме в Москве. Именно нас, именно здесь. Мы не можем изменить мир, но мы можем приспосабливаться к окружающей среде, к обстоятельствам. Особенно в случае с преданными. Харе Кришна.

[Говорят о завершении программы, времени приема прасада, окончании лекции.]

#00:35:48#

Сейчас, если вы пойдете на рынок где-то в Навадвипе, то один плод манго будет вам стоить около двух рупий. Это считайте, как два рубля. А знаете, сколько стоит манго в Томске? Двадцать долларов. Такая вот небольшая разница. Подумайте теперь о ценности сознания Кришны. Если какое-то манго просто из-за того, что оно редкое и вкусное, стоит двадцать долларов, то как мы можем определить цену сознания Кришны? Насколько это редкая концепция, насколько она вкусна и сладостна.

#00:37:20#

Враджа Кишор Прабху: Мы сейчас говорили о многих внешних вещах — о коровах, о собаках, о соевом мясе. Но мне интересно: как вы относитесь и какое Гурудев уделял внимание внутренней работе, ментальной составляющей личности?

#00:39:12#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Наше настроение, наша ментальность должна быть всегда, не временно, а постоянно такой: «Я желаю быть занятым в служении преданным, преданным преданных и так далее». Если мы не заняты служением, то мы чувствуем себя бесполезными. Мы хотим всегда быть занятыми в служении вайшнавам, мы хотим, чтобы они нас использовали. Мы ищем тех, кто даст нам указания, что нам делать. Мы хотим оставить наш менталитет контролирующего, наше желание контролировать все. И хотим приспособиться к менталитету получающего руководство свыше. Для этого нам нужна вера — шраддха, и шаранагати — самопредание. У Гуру Махараджа есть прекрасные книги на эту тему, и если вы хотите больше узнать об этом — читайте их. Одна из книг — «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». И чем больше вы читаете, тем больше скрытых сокровищ вы находите. В этой книге есть подробное поэтапное описание шаранагати. И чем больше вы читаете, тем глубже вы будете проникать в его смысл. Также, чем больше мы читаем, тем больше мы узнаем о вайшнавах, тем лучше мы понимаем, что может их порадовать, удовлетворить. Наша идентификация — слуга слуги слуги.

#00:42:40#

Враджа Кишор Прабху: Например, один человек может находиться в алтарной и оскорбительно относиться [к происходящему], не принимать то, что происходит, из-за своего эгоизма. А другой человек может видеть в этом некий [духовный] поток, который идет от Гурудева. Какие рекомендации?

#00:44:08#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Для начала: не нужно, чтобы у вас была привычка к оскорблениям. То, что мне сразу приходит в голову относительно этой ситуации, хотя я не до конца понял, что там за оскорбления, но Гурудев по десять раз в день повторял нам:

#00:44:20#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[1]

Это именно то настроение, которое помогает нам развиваться. Если мы смиренны, если мы оказываем почтение (имеется в виду почтение не только людям, но также другим объектам внешнего мира), это то настроение, которое нам помогает во всем, в нашей [духовной] практике. От наших старших мы можем получить много ценных советов. Один из таких советов, который давал Шрила Шридхар Махарадж, — что нам нужно хорошо изучить теорию, как быть благодарными. Первое, чему мы должны научиться, — это быть благодарными за то, что мы здесь, за то, что мы находимся в обществе преданных, что у нас есть возможность служить Гирираджу и преданным. Опять же, задумайтесь о тех событиях, которые сейчас происходят в мире. Мы могли бы быть где угодно — я не буду сейчас опять перечислять явления мирского характера. Но мы находимся здесь, в этом обществе, и мы должны испытывать чувство благодарности за эту возможность. Какую бы помощь мы ни получали, не важно, из какого источника, мы должны быть благодарны за это. Возможность просто быть с преданными — это уже, безусловно, большая помощь.

#00:48:13#

Также Гурудев всегда давал нам такое наставление, что мы должны во всех преданных видеть в первую очередь их качества преданных. Такая позиция поможет нам ценить их общество и быть благодарными. И [нам] не [следует] быть «канализационным инспектором». Один из секретов, которые нам рассказывал Гуру Махарадж, — если мы «пережевываем», обсуждаем какие-то плохие качества других преданных, эти плохие качества проявятся в нас. И точно так же, если мы видим только хорошие качества и обсуждаем их, то эти хорошие качества проявляются в нас. Гуру Махарадж сам называл это секретом.

#00:50:07#

Шрила Говинда Махарадж тоже говорил: «Моя религия — не искать недостатки в других, а искать недостатки в себе и исправлять их». Если мы размышляем об этих высказываниях, это поможет нам быть в этом состоянии благодарности, ценить все, что происходит. А это состояние является противоположным состоянием тому, в котором мы наносим оскорбления.

#00:51:47#

Первое наставление, которое Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж всегда давали своим ученикам вместе с четками [при духовном посвящении], — это выучить десять оскорблений Святого Имени и избегать их. И одно из этих оскорблений, которое мы должны хорошо запомнить, — это вайшнава-апарадха, оскорбление преданных. Когда мы видим список десяти оскорблений, это не значит, что мы должны бояться сделать что-то не так. Мы просто делаем противоположное тому, что указано в оскорблении. Если мы хотим избегать, например, оскорбления вайшнавов — мы им служим. Мы служим, мы ценим их общество, мы им благодарны. И это будет помогать нам избегать этих оскорблений.

#00:53:24#

В писаниях, а конкретно в «Чайтанья-чаритамрите», мы можем найти очень много примеров, как жили настоящие, правильные, здоровые вайшнавы. И в жизнях Гурудева и Гуру Махараджа мы можем видеть очень много примеров — как правильно жить, в каком настроении находиться. Таким образом, мы все очень благодарны и очень рады. И ценим сегодняшнюю возможность быть в обществе друг друга. Я хотел бы выразить вам почтение и благодарность за все служение, которое вы совершаете, чтобы удовлетворить Гурудева. Я молюсь о том, чтобы быть полезным [для вас], сделать что-нибудь полезное, пока я здесь эти два дня. Если вы хотите хороший дал, это, конечно, не ко мне. [Смеется.]

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай!

Харе Кришна.

Нитья Гопал Прабху: Отличный получился разговор.

#00:55:22#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это ежедневная реальность нашей практики предания [себя Богу и вайшнавам]. Каждый, кто когда-либо встречал Гурудева, может подтвердить, что мы видели живой пример этого. Он всегда терпел нас и очень милостиво к нам относился. Харе Кришна. Безусловно, мы были для него в некотором роде испытанием. [Смеется.] Харе Кришна.

Враджа Кишор Прабху: Как и мы для вас.

#00:56:21#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Еще пока нет, но вы попробуйте. [Смеется.] Поскольку с нами сегодня представитель Бенгалии, я думаю, что он должен спеть бенгальскую песню. Вы знаете, что Нитья Гопал Прабху родился буквально через несколько домов от нашего Матха? Буквально недавно родился. [Смеется.]

Нитья Гопал Прабху: Я помню, когда мне было шесть лет, я увидел Гуру Махараджа.

#00:57:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Никто не знал заранее, что Гуру Махарадж оставит тело, но это как-то чувствовалось. Местные деревенские жители все пришли — было очень много людей, они почувствовали это. И когда мы маленькие, когда нам четыре, пять, шесть лет, мы запоминаем только очень яркие события. Безусловно, этот день был очень ярким, очень необычным, запоминающимся. Представьте, насколько необычный был день, если Нитья Гопал помнит, когда ему было пять-шесть лет. Очень насыщенный день.

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Алексей ([email protected]),
Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шикшаштакам», 3).




←  «Путь длиною в вечность | Ратха-ятра Шри Джаганнатхадева». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 25 июня 2017 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Настойчивость Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 17 ноября 2016 года. Гупта Говардхан  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 141.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Прасад

(27 мая 2015 года. Москва, Кисельный)

 

Шрила Мадхусудан Махарадж: Что касается прасада и всех разнообразных вкусов, которые в нем есть, — мы должны всегда помнить о том, что это [существует] в первую очередь для удовлетворения Господа, вайшнавов. И только после этого мы почитаем прасад [их милость]. Где вы были вчера?

Нитья Гопал Прабху: Я был в «Джаганнате».

Шрила Мадхусудан Махарадж: А, с Джаганнатхом были вчера!

Нитья Гопал Прабху: Гурудев рассказывал о том, что, когда он готовил для Гуру Махараджа, он каждый день готовил что-то новое. Ему нужно было всегда готовить новые блюда.

#00:01:36#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Благодаря милости Гурудева мы все смогли соприкоснуться с Гуру Махараджем. Гурудев был нашим «входным билетом», нашим разрешением [для посещения Шридхара Махараджа]. И по милости Гурудева через какое-то время даже западным преданным было позволено что-то готовить и предлагать еду Гуру Махараджу. Сколько сейчас тебе лет?

Нитья Гопал Прабху: Почти тридцать.

#00:02:39#

Шрила Мадхусудан Махарадж: В те времена, когда Нитья Гопал еще не родился, то есть был еще где-то очень старым человеком (он родился в Навадвипе, если кто-то не знает), до рождения Нитьи Гопала в Матхе у нас была одна очень искренняя преданная, которую звали Калангана. Среднего возраста: не старая, не молодая. Мы знаем, что у женщин в ДНК заложено желание готовить, кормить. И она очень хотела готовить еду для Гуру Махараджа, но он не позволял этого. Он принимал еду только от Гурудева и обученных, специально назначенных поваров. И она была очень расстроена из-за этого. Она даже готовила какие-то блюда для Гуру Махараджа, но он их не принимал. Она даже плакала из-за этого. И Гурудев, поскольку он был очень сострадательным, очень милостивым, увидел эту ситуацию, увидел переживания этой женщины. Однажды он к ней подошел и сказал: «Не переживай. Завтра я устрою все так, что Гуру Махарадж примет от тебя приготовленную тобой еду. Я сам позабочусь об этом».

#00:06:36#

И Гурудев выбрал очень благоприятный момент — он вообще умел выбирать правильное время для своих действий. И, когда Гуру Махарадж принимал прасад и был очень счастлив, Гурудев принес ему блюдо от Каланганы Деви и предложил ему попробовать хотя бы чуть-чуть того, что она приготовила. Он рассказал, как она будет расстраиваться, если он этого не сделает. Тогда Гуру Махарадж согласился и попробовал чуть-чуть. И она была очень-очень счастлива. Таким образом она стала первым западным преданным, который когда-либо готовил для Гуру Махараджа. Впоследствии другие западные преданные также готовили для Гуру Махараджа. Я даже помню один случай, когда на Рождество… Мы, конечно, кришнаиты, но, тем не менее, мы праздновали Рождество. И западные преданные приготовили рождественский торт. Гуру Махарадж попробовал его и был очень доволен.

#00:09:05#

Этот пример с приготовлением и предложением еды иллюстрирует, что только благодаря милости Гурудева мы, западные преданные, смогли как-то приблизиться к Гуру Махараджу. Потому что Гуру Махарадж не был расположен принимать западных учеников. И так же, как Гурудев поступил с этой преданной, он дал нам возможность соприкоснуться с Гуру Махараджем. Гурудев также занимался тем, что следил, чтобы мы, западные преданные, не беспокоили Гуру Махараджа. То есть он выделял каждому время, когда можно подойти пообщаться [со Шридхаром Махараджем] и очень внимательно за этим следил. Он был на страже доступа к Гуру Махараджу.

#00:10:59#

Гуру Махарадж был крайне строг относительно соблюдения этикета и всех правил. И Гурудев так же получил очень строгое воспитание. Но, поскольку он был более молодым, его сердце было более открытым. Можно сказать, что он был готов адаптироваться к, может быть, не всегда правильному поведению [западных учеников]. Он не только мог адаптироваться, но также мог исправлять те ошибки, которые мы совершали. Как-то раз мы были в Дам-Дам Парке [в Колкате], и Гурудев должен был уезжать через несколько дней в большой тур. Мы знаем, что все, что говорил Гурудев, имело определенный смысл — даже в неформальной беседе это все было очень многозначительно. Я не помню, кто тогда принес завтрак, потому что Гурудев собирался позавтракать, может быть это был Нитья Гопал — не помню. И Гурудев сказал: «Я — млеччха-гуру. Я поеду в млеччха-деш. Теперь мне нужно поменять мое видение, поменять мои действия каким-то образом».

#00:14:00#

Вы знаете, что в Индии совершенно невозможно себе представить, чтобы человек ел левой рукой. Это не принято. Но Гурудев специально убрал правую руку, взял левой рукой еду и съел. Нам на Западе кажется, что у нас нет каких-то жестких правил, предписаний относительно поведения, но на самом деле что-то есть. Например, когда мы встречаем людей, мы встречаем их рукопожатием, здороваемся [таким образом], и никому даже в голову не придет здороваться левой рукой. Мы всегда здороваемся правой. Таким образом, мы можем понять и индийские правила, индийскую строгость в отношении использования только правой руки [при приеме пищи и принятии подношений]. В Индии, конечно, правил побольше. Большее количество правил для большего количества ситуаций. Иногда преданные мне рассказывают о каких-то правилах, о которых я никогда не слышал от Гурудева, и я удивляюсь. И я потом отдельно еще спрошу у вас [у Нитьи Гопала Прабху] относительно каких-то вопросов на эту тему.

#00:16:42#

Индия, вообще, — очень благоприятное место, там очень разные религиозные направления. Мы знаем, что Южная Индия крайне религиозна. Даже внутри Индии — между, например, Бенгалией и Южной Индией, есть некоторые различия в традициях и правилах. Сейчас я имею в виду конкретный, определенный случай, который недавно произошел, когда готовились к фестивалю в Южной Индии. Мы увидели отличия, которые есть в правилах и в соблюдении правил. Иногда преданные из Южной Индии попадали в ситуации, когда они что-то делали и говорили: «Вот, у нас так принято». Но Гуру Махарадж и Гурудев говорили: «Нет, это не так. У нас не так принято». Безусловно, когда обнаруживаются какие-либо отличия в правилах, мы всегда следуем тому, что говорят Гуру Махарадж и Гурудев. Харе Кришна. Какое ваше любимое блюдо, которое вы не знали до появления Нитьи Гопала?

#00:19:12#

Нитья Гопал Прабху: Сабджи с соевым мясом. Сабджи с мясом, но с вегетарианским мясом. [Ревати Диди смеется.] У нас в «Джаганнате» как-то был случай, когда пришли люди, которые не были вегетарианцами, и они попробовали это сабджи и сказали: «О, это же прям как мясо. Так я могу не есть мясо? Легко».

#00:20:16#

Шрила Мадхусудан Махарадж: В Навадвипе мы не употребляем соевое мясо уже много лет. Мы покупали соевое мясо только для собаки Гурудева. Это была собачья еда. Но сейчас иногда это допускается. Использование соевых продуктов и предложение их [Господу на алтаре] — это одно из нововведений. У Гурудева была собака — Роузи. Она была женского пола. Гурудев посмотрел на нее и решил, что ей нужен муж. Тогда ей достали где-то мужа-добермана. Но эти собаки тоже занимались служением, безусловно. И позже их держали в определенном загоне на крыше. Но после вечернего арати этот загон открывали, их выпускали. И они прекрасно знали свои обязанности — что они должны были охранять [территорию Матха]. И Гурудев тоже признавал, что даже еда для собак тоже должна быть предложена Господу. И он считал, что соевое мясо… что оно как мясо. Таким образом соевое мясо появилось в Матхе, потому что собакам необходимо было чем-то похожим на мясо питаться. И, как выход из ситуации, появилось соевое мясо. Как собачья еда. Мы каждое утро поем бхаджан, в котором есть такие слова: «Кали-куккура-кадана йади ча̄о хе». Это означает: «Мы собаки Кали-юги». В некотором роде мы можем сказать такое о себе. Поэтому нам тоже можно соевое мясо. [Смеется.]

#00:24:13#

Нитья Гопал Прабху: Один из преданных пытался как-то предложить мясо одной из этих собак Гурудева, но они не стали его есть.

#00:24:24#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна. Это были очень большие, сильные собаки, но они были крайне умные. Мы могли видеть, что у них на самом деле очень открытые сердца, наполненные любовью. Мы видим, что любовь есть во всех существах. Эти собаки были настолько умны, что они понимали, кто такой Гурудев, они оказывали [ему] почтение. Можно было видеть, что их желание — склониться перед ним, хотя они и не складывали ладони [в почтении]. Они никогда на него не запрыгивали, не ставили на него лапы, они вели себя очень подобающе ситуации. Но все-таки собаки — это собаки, люди — это люди. Собаки — все-таки собаки. Они не брахманы. Если вы приедете в Матх, вы увидите, что у нас установлены ворота, которые закрываются на ночь, когда собаки бегают, чтобы они не забегали в святые места, такие как самадхи Гуру Махараджа, например, и другие. Ворота закрываются таким образом, чтобы ограничить их свободу. Харе Кришна. Так какое блюдо — ваше любимое?

#00:28:17#

Враджа Кишор Прабху: Гопал настолько прекрасен, что он своим присутствием затмевает все вкусы.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я попробовал дал и сразу понял, что это вы готовили.

Нитья Гопал Прабху: Да, я специально готовил.

#00:29:10#

Шрила Мадхусудан Махарадж: В Бенгалии едят гораздо меньше свежих продуктов, чем на Западе. Например, [овощной] салат не так популярен. Как правило, все овощи — приготовленные. Видимо, это для дезинфекции в том числе.

#00:29:53#

Нитья Гопал Прабху: В Индии вообще не очень распространено такое блюдо, как салат. Они просто режут овощи, может быть, помидоры и огурцы, но изысканных салатов там нет. Сейчас в Индии популярно есть суп. Это тоже недавно появилось. И очень часто, когда человек ест суп — это значит, что он заболел.

#00:31:07#

Шрила Мадхусудан Махарадж: На самом деле даже в разных частях Индии существуют отличия. Если в Бенгалии основное блюдо — это всегда рис, то если вы приедете во Вриндаван, вы увидите, что там — в основном чапати и может быть немножко риса. А может быть вообще нет риса, только чапати. Сейчас в Индии очень жарко. Я читал сводку новостей недавно — уже более восьмисот человек погибло от жары. Недавно я говорил с Махайоги [Прабху], он рассказывал, что вчера утром в Мексике произошел очень странный случай — налетел резкий, неожиданный шторм, торнадо, который поднимал машины и бросал их в дома и разбивал. Есть фотографии у меня на компьютере, которые показывают, как разбитые машины валяются повсюду. В данный момент столько разных вещей происходит в мире. Подумайте об этом. Кого-то грабят, кто-то рождается, кто-то умирает. И все это происходит прямо сейчас. Но в этот момент Кришна собрал нас здесь — в Своем доме в Москве. Именно нас, именно здесь. Мы не можем изменить мир, но мы можем приспосабливаться к окружающей среде, к обстоятельствам. Особенно в случае с преданными. Харе Кришна.

[Говорят о завершении программы, времени приема прасада, окончании лекции.]

#00:35:48#

Сейчас, если вы пойдете на рынок где-то в Навадвипе, то один плод манго будет вам стоить около двух рупий. Это считайте, как два рубля. А знаете, сколько стоит манго в Томске? Двадцать долларов. Такая вот небольшая разница. Подумайте теперь о ценности сознания Кришны. Если какое-то манго просто из-за того, что оно редкое и вкусное, стоит двадцать долларов, то как мы можем определить цену сознания Кришны? Насколько это редкая концепция, насколько она вкусна и сладостна.

#00:37:20#

Враджа Кишор Прабху: Мы сейчас говорили о многих внешних вещах — о коровах, о собаках, о соевом мясе. Но мне интересно: как вы относитесь и какое Гурудев уделял внимание внутренней работе, ментальной составляющей личности?

#00:39:12#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Наше настроение, наша ментальность должна быть всегда, не временно, а постоянно такой: «Я желаю быть занятым в служении преданным, преданным преданных и так далее». Если мы не заняты служением, то мы чувствуем себя бесполезными. Мы хотим всегда быть занятыми в служении вайшнавам, мы хотим, чтобы они нас использовали. Мы ищем тех, кто даст нам указания, что нам делать. Мы хотим оставить наш менталитет контролирующего, наше желание контролировать все. И хотим приспособиться к менталитету получающего руководство свыше. Для этого нам нужна вера — шраддха, и шаранагати — самопредание. У Гуру Махараджа есть прекрасные книги на эту тему, и если вы хотите больше узнать об этом — читайте их. Одна из книг — «Шри Шри Прапанна-дживанамритам». И чем больше вы читаете, тем больше скрытых сокровищ вы находите. В этой книге есть подробное поэтапное описание шаранагати. И чем больше вы читаете, тем глубже вы будете проникать в его смысл. Также, чем больше мы читаем, тем больше мы узнаем о вайшнавах, тем лучше мы понимаем, что может их порадовать, удовлетворить. Наша идентификация — слуга слуги слуги.

#00:42:40#

Враджа Кишор Прабху: Например, один человек может находиться в алтарной и оскорбительно относиться [к происходящему], не принимать то, что происходит, из-за своего эгоизма. А другой человек может видеть в этом некий [духовный] поток, который идет от Гурудева. Какие рекомендации?

#00:44:08#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Для начала: не нужно, чтобы у вас была привычка к оскорблениям. То, что мне сразу приходит в голову относительно этой ситуации, хотя я не до конца понял, что там за оскорбления, но Гурудев по десять раз в день повторял нам:

#00:44:20#

тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[1]

Это именно то настроение, которое помогает нам развиваться. Если мы смиренны, если мы оказываем почтение (имеется в виду почтение не только людям, но также другим объектам внешнего мира), это то настроение, которое нам помогает во всем, в нашей [духовной] практике. От наших старших мы можем получить много ценных советов. Один из таких советов, который давал Шрила Шридхар Махарадж, — что нам нужно хорошо изучить теорию, как быть благодарными. Первое, чему мы должны научиться, — это быть благодарными за то, что мы здесь, за то, что мы находимся в обществе преданных, что у нас есть возможность служить Гирираджу и преданным. Опять же, задумайтесь о тех событиях, которые сейчас происходят в мире. Мы могли бы быть где угодно — я не буду сейчас опять перечислять явления мирского характера. Но мы находимся здесь, в этом обществе, и мы должны испытывать чувство благодарности за эту возможность. Какую бы помощь мы ни получали, не важно, из какого источника, мы должны быть благодарны за это. Возможность просто быть с преданными — это уже, безусловно, большая помощь.

#00:48:13#

Также Гурудев всегда давал нам такое наставление, что мы должны во всех преданных видеть в первую очередь их качества преданных. Такая позиция поможет нам ценить их общество и быть благодарными. И [нам] не [следует] быть «канализационным инспектором». Один из секретов, которые нам рассказывал Гуру Махарадж, — если мы «пережевываем», обсуждаем какие-то плохие качества других преданных, эти плохие качества проявятся в нас. И точно так же, если мы видим только хорошие качества и обсуждаем их, то эти хорошие качества проявляются в нас. Гуру Махарадж сам называл это секретом.

#00:50:07#

Шрила Говинда Махарадж тоже говорил: «Моя религия — не искать недостатки в других, а искать недостатки в себе и исправлять их». Если мы размышляем об этих высказываниях, это поможет нам быть в этом состоянии благодарности, ценить все, что происходит. А это состояние является противоположным состоянием тому, в котором мы наносим оскорбления.

#00:51:47#

Первое наставление, которое Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж всегда давали своим ученикам вместе с четками [при духовном посвящении], — это выучить десять оскорблений Святого Имени и избегать их. И одно из этих оскорблений, которое мы должны хорошо запомнить, — это вайшнава-апарадха, оскорбление преданных. Когда мы видим список десяти оскорблений, это не значит, что мы должны бояться сделать что-то не так. Мы просто делаем противоположное тому, что указано в оскорблении. Если мы хотим избегать, например, оскорбления вайшнавов — мы им служим. Мы служим, мы ценим их общество, мы им благодарны. И это будет помогать нам избегать этих оскорблений.

#00:53:24#

В писаниях, а конкретно в «Чайтанья-чаритамрите», мы можем найти очень много примеров, как жили настоящие, правильные, здоровые вайшнавы. И в жизнях Гурудева и Гуру Махараджа мы можем видеть очень много примеров — как правильно жить, в каком настроении находиться. Таким образом, мы все очень благодарны и очень рады. И ценим сегодняшнюю возможность быть в обществе друг друга. Я хотел бы выразить вам почтение и благодарность за все служение, которое вы совершаете, чтобы удовлетворить Гурудева. Я молюсь о том, чтобы быть полезным [для вас], сделать что-нибудь полезное, пока я здесь эти два дня. Если вы хотите хороший дал, это, конечно, не ко мне. [Смеется.]

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада ки джай!

Харе Кришна.

Нитья Гопал Прабху: Отличный получился разговор.

#00:55:22#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Это ежедневная реальность нашей практики предания [себя Богу и вайшнавам]. Каждый, кто когда-либо встречал Гурудева, может подтвердить, что мы видели живой пример этого. Он всегда терпел нас и очень милостиво к нам относился. Харе Кришна. Безусловно, мы были для него в некотором роде испытанием. [Смеется.] Харе Кришна.

Враджа Кишор Прабху: Как и мы для вас.

#00:56:21#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Еще пока нет, но вы попробуйте. [Смеется.] Поскольку с нами сегодня представитель Бенгалии, я думаю, что он должен спеть бенгальскую песню. Вы знаете, что Нитья Гопал Прабху родился буквально через несколько домов от нашего Матха? Буквально недавно родился. [Смеется.]

Нитья Гопал Прабху: Я помню, когда мне было шесть лет, я увидел Гуру Махараджа.

#00:57:58#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Никто не знал заранее, что Гуру Махарадж оставит тело, но это как-то чувствовалось. Местные деревенские жители все пришли — было очень много людей, они почувствовали это. И когда мы маленькие, когда нам четыре, пять, шесть лет, мы запоминаем только очень яркие события. Безусловно, этот день был очень ярким, очень необычным, запоминающимся. Представьте, насколько необычный был день, если Нитья Гопал помнит, когда ему было пять-шесть лет. Очень насыщенный день.

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Алексей ([email protected]),
Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шикшаштакам», 3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования