«О Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуре». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 0.00P)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

О Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуре

(9 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:46#

Был такой великий вайшнавский святой — Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он жил в XVII–XVIII веках. Он был великим непревзойденным санскритским ученым и великим знатоком священных писаний. Он также известен как комментатор Бхагавад-гиты. Это одна из его самых известных работ.

#00:01:28#

Второй очень известный комментатор Бхагавад-гиты — Баладев Видьябхушан. Он так же написал очень известный комментарий к Бхагавад-гите. Но если говорить о известных комментаторах священных писаний, то еще в XII веке Шридхар Свами написал комментарии к Бхагавад-гите. Однако комментарии Вишванатха Чакраварти Тхакура отличались от всех комментариев. Все признали его как обладающего любовью к Богу мыслителя, который пролил новый свет на кришна-лилу. Также Вишванатх Чакраварти написал «Расика-ранджана-бхашью», а Баладев Видьябхушан — «Видья-бхашью».

#00:03:40#

Слово «расик» означает «тот, кто способен извлекать вкус» и «тот, кто пребывает глубоко на субъективном плане бытия». Автор написал: «Я пишу свои объяснения для тех, кто находится на очень глубоком плане трансцендентного бытия». Его «коллега» Вишванатх Чакраварти Тхакур так же написал очень сложный комментарий. Не только к Гите, он комментировал и такие писания, как «Шримад-Бхагаватам» и другие. В Индии это наиболее известный автор, которого знают все ученые. Пандиты, знатоки священных писаний, оценили его комментарий очень высоко. Его комментарий к Гите известен в большей степени ученым-санскритологам.

#00:05:47#

Вишванатх Чакраварти Тхакур также известен тем, что написал выдающуюся поэзию, описывающую явление Шри Чайтаньи. Есть очень известная шлока, которая звучит как а̄ра̄дхйо бхагават-премн̣о[1]. Эта шлока — философское заключение, которое изошло из его уст. Шлока — это короткое поэтическое изречение, которое несет философский смысл. В его изречении было всего лишь четыре строчки, но этими четырьмя строками он раскрыл всю глубину и смысл прихода Шри Чайтаньи Махапрабху в этот мир.

#00:07:22#

Даршан — это название философских систем, философских школ, таких как «Веданта-даршана», «Бхагавата-даршана» и так далее. Можно сказать, что в своих четырех строках он изложил квинтэссенцию, весь сокровенный смысл того, что описывали все эти системы философии. Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил концепцию сознания Кришны, но объяснил ее через призму явления в этот мир Шри Чайтаньи Махапрабху. Он показал связь между Чайтаньей и Кришной, явил смысл всего.

#00:08:37#

Все ученые, услышав эту шлоку, сказали: «Да, это подлинное заключение. В этом учении заключена сама суть».

#00:08:50#

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам,
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н,
ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣

Вот эта шлока. А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа.

#00:10:07#

Суть этой шлоки такова. Он говорит, что весь мир поклоняется Верховной Личности Бога. Все пребывает в Нем. Но что это за Верховная Личность Бога? Кто Он? Великие мудрецы, Веды, писания и их заключения утверждают, что изначальная Верховная Личность Бога — это Господь Кришна. Но какой Господь Кришна? Тот Самый Господь Кришна, Который принял воплощение Нанда-нанданы, Который пришел как сын Махараджи Нанды во Вриндаване. Он занимает высшее положение в божественной реальности.

#00:19:57#

Также все мудрецы, все священные писания, полубоги заключают, каково высшее место, где проявлено Божественное. Самый высший план духовного бытия называется Вриндаван Дхам. Там пребывает Господь Кришна. Это неповторимое уникальное место — Вриндаван. Там находятся Радха-кунда, холм Говардхан, там места божественных деяний Господа. Эта земля подобна драгоценному камню, который исполняет все желания и является высшим прибежищем чистых преданных. В этом божественном мире, где пребывает Кришна, в мире, который является обителью всех преданных, преданные следуют идеалам преданного служения. Эти идеалы преданного служения необходимы каждому живому существу. В чем же заключаются эти идеалы? Эти идеалы состоят в бескорыстной, чистой любви, которую испытывают к Кришне враджа-гопи. Лишь благодаря такой любви, не имеющей ни капли корысти, можно достичь Его сердца.

#00:13:26#

Эта высшая концепция была записана в форме «Шримад-Бхагаватам» великим мудрецом Ведавьясой. А мы — те, кто следует этим высшим духовным наставлениям. Жизнь в бхаджане, жизнь в служении Кришне построена на идее полного удовлетворения Кришны в чистом умонастроении бескорыстной и полной самоотдачи.

#00:15:10#

Как я уже неоднократно говорил, существуют пять видов умонастроений [в служении Богу]: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхура. Эти умонастроения служения, дружбы, родительской любви и любви возлюбленных являются основой служения Господу в духовном мире. Необходимо обрести чистое умонастроение, чтобы удовлетворить Господа, одну из этих составляющих. Таким образом, враджа-васи — это преданные, которые достигли чистого состояния бескорыстной любви в одном из этих умонастроений. Они вечно поклоняются Господу в духовном мире.

#00:16:13#

Веды показывают, что Кришна и Радхарани, Которые пребывают в трансцендентном мире Вриндавана, в Кали-югу объединяются в одно единое Целое и являются как инкарнация Шри Чайтанья Махапрабху. Этот Шри Чайтанья Махапрабху приходит и одаривает всех сознанием Кришны.

#00:17:02#

Когда однажды собрались великие ученые мудрецы, брахманы, пандиты, Вишванатх Чакраварти Тхакур, будучи великим комментатором и знатоком священных писаний, на этом собрании предъявил все доказательства, утверждения священных писаний [касательно Шри Чайтаньи Махапрабху]. И все великие ученые были с ним согласны, они подтвердили его точку зрения.

#00:17:37#

Это — не только наша проповедническая идея. Это идея, которую мы должны принять, реализовать в своей жизни, жить этой идеей, занимаясь духовной практикой. В конечном итоге в своей духовной жизни мы должны достичь такой чистоты, чтобы в нашем сердце прежде всего пробудилось чувство служения. Затем это чувство служения трансформируется в некую близость с Господом. Мы будем чувствовать, что связаны с Ним крепкой дружбой. Но даже больше, чем к дружбе, наше сердце может стремиться к умонастроению супружества, к умонастроению родительской любви с Господом. В высшей степени наше сердце может обрести упоение супружеской любви и любви, которая даже выше, чем супружеская, — любви без ограничений, самой чистой любви — любви возлюбленных.

#00:20: 24#

В вайшнавской теологии есть одна из важнейших книг. Эта книга, можно сказать, современное священное писание. Непревзойденная квинтэссенция духовного знания. Она называется «Чайтанья-чаритамрита». Во второй части [Мадхья-лила] «Чайтанья-чаритамриты», в восьмой главе, содержится потрясающая беседа Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая, которая называется Рамананда-самвада. В этой беседе раскрываются все грани духовной жизни.

#00:21:26#

И я могу сказать, что в нашей миссии многие преданные знакомы не понаслышке с этой частью «Чайтанья-чаритамриты», той частью, где явлены высшие духовные наставления. Многие наши проповедники знают суть [духовного] потока, который описан там. Если кто-либо из присутствующих здесь будет настолько удачлив, чтобы услышать эти комментарии, то это будут развернутые комментарии о росте духовного сознания. Вы будете в высшей степени удовлетворены, услышав их. Постигающий эти писания очистит свое сердце. И в его чистом сердце очень быстро начнет развиваться любовь к Богу.

#00:22:36#

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄…[2]

Существуют три стадии, которые должен пройти человек, прежде чем он достигнет совершенства. Первая — это вера. Только вера рождает потребность и способность человека обрести подлинное духовное общение. Но духовное общение также дает свои плоды. Когда человек обретает подлинное духовное общение, он всем сердцем стремится совершать служение. Таким образом, три стадии — вера, духовное общение и служение, самопосвящение в достижении Божественного — вот основа духовной жизни.

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Авадхут Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

[непереведенные реплики]

Шрила Говинда Махарадж: Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

#00:24:27#

[Шрила Говинда Махарадж исполняет бхаджан «Джая Радха-Мадхава».]

[киртан]

Шрила Говинда Махарадж: Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Речь идет о следующей шлоке: а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам, рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄ / ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н, ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣ — «Шри Кришна — Всевышний, единственный объект божественного поклонения. Его вечная обитель известна как Шридхам Вриндаван. Высочайший метод поклонения — это любовное служение пастушек Враджи (враджа-гопи). „Шримад-Бхагаватам“ — чистейший источник знания о Всевышнем среди всех богооткровенных писаний. Любовь к Кришне — высшая цель. Такова суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Наш высочайший интерес связан лишь с учением Махапрабху и ни с чем иным» («Чайтанья-матта-манджуса», комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура).

[2] А̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄ / тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄ттато ниш̣тха̄ ручи-статах — «[Существуют разные стадии проявления премы:] Сначала шраддха, то есть вера; затем садху-санга, или общение со святыми; после этого бхаджана-крия, или духовная практика; затем анартха-нивритти, то есть прекращение оскорблений или устранение препятствий; затем ништха — устойчивость, за которой идет ручи — [духовный] вкус» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

 



←  Новое приложение «Guru Online» Дорогие друзья! Мы рады предложить вашему вниманию приложение «Guru Online»
·• Архив новостей •· «Шри Рагхунандан Тхакур». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 апреля 2012 года. Чиангмай, Таиланд  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, размер неизвестен)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

О Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуре

(9 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:46#

Был такой великий вайшнавский святой — Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. Он жил в XVII–XVIII веках. Он был великим непревзойденным санскритским ученым и великим знатоком священных писаний. Он также известен как комментатор Бхагавад-гиты. Это одна из его самых известных работ.

#00:01:28#

Второй очень известный комментатор Бхагавад-гиты — Баладев Видьябхушан. Он так же написал очень известный комментарий к Бхагавад-гите. Но если говорить о известных комментаторах священных писаний, то еще в XII веке Шридхар Свами написал комментарии к Бхагавад-гите. Однако комментарии Вишванатха Чакраварти Тхакура отличались от всех комментариев. Все признали его как обладающего любовью к Богу мыслителя, который пролил новый свет на кришна-лилу. Также Вишванатх Чакраварти написал «Расика-ранджана-бхашью», а Баладев Видьябхушан — «Видья-бхашью».

#00:03:40#

Слово «расик» означает «тот, кто способен извлекать вкус» и «тот, кто пребывает глубоко на субъективном плане бытия». Автор написал: «Я пишу свои объяснения для тех, кто находится на очень глубоком плане трансцендентного бытия». Его «коллега» Вишванатх Чакраварти Тхакур так же написал очень сложный комментарий. Не только к Гите, он комментировал и такие писания, как «Шримад-Бхагаватам» и другие. В Индии это наиболее известный автор, которого знают все ученые. Пандиты, знатоки священных писаний, оценили его комментарий очень высоко. Его комментарий к Гите известен в большей степени ученым-санскритологам.

#00:05:47#

Вишванатх Чакраварти Тхакур также известен тем, что написал выдающуюся поэзию, описывающую явление Шри Чайтаньи. Есть очень известная шлока, которая звучит как а̄ра̄дхйо бхагават-премн̣о[1]. Эта шлока — философское заключение, которое изошло из его уст. Шлока — это короткое поэтическое изречение, которое несет философский смысл. В его изречении было всего лишь четыре строчки, но этими четырьмя строками он раскрыл всю глубину и смысл прихода Шри Чайтаньи Махапрабху в этот мир.

#00:07:22#

Даршан — это название философских систем, философских школ, таких как «Веданта-даршана», «Бхагавата-даршана» и так далее. Можно сказать, что в своих четырех строках он изложил квинтэссенцию, весь сокровенный смысл того, что описывали все эти системы философии. Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил концепцию сознания Кришны, но объяснил ее через призму явления в этот мир Шри Чайтаньи Махапрабху. Он показал связь между Чайтаньей и Кришной, явил смысл всего.

#00:08:37#

Все ученые, услышав эту шлоку, сказали: «Да, это подлинное заключение. В этом учении заключена сама суть».

#00:08:50#

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам,
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н,
ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣

Вот эта шлока. А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа.

#00:10:07#

Суть этой шлоки такова. Он говорит, что весь мир поклоняется Верховной Личности Бога. Все пребывает в Нем. Но что это за Верховная Личность Бога? Кто Он? Великие мудрецы, Веды, писания и их заключения утверждают, что изначальная Верховная Личность Бога — это Господь Кришна. Но какой Господь Кришна? Тот Самый Господь Кришна, Который принял воплощение Нанда-нанданы, Который пришел как сын Махараджи Нанды во Вриндаване. Он занимает высшее положение в божественной реальности.

#00:19:57#

Также все мудрецы, все священные писания, полубоги заключают, каково высшее место, где проявлено Божественное. Самый высший план духовного бытия называется Вриндаван Дхам. Там пребывает Господь Кришна. Это неповторимое уникальное место — Вриндаван. Там находятся Радха-кунда, холм Говардхан, там места божественных деяний Господа. Эта земля подобна драгоценному камню, который исполняет все желания и является высшим прибежищем чистых преданных. В этом божественном мире, где пребывает Кришна, в мире, который является обителью всех преданных, преданные следуют идеалам преданного служения. Эти идеалы преданного служения необходимы каждому живому существу. В чем же заключаются эти идеалы? Эти идеалы состоят в бескорыстной, чистой любви, которую испытывают к Кришне враджа-гопи. Лишь благодаря такой любви, не имеющей ни капли корысти, можно достичь Его сердца.

#00:13:26#

Эта высшая концепция была записана в форме «Шримад-Бхагаватам» великим мудрецом Ведавьясой. А мы — те, кто следует этим высшим духовным наставлениям. Жизнь в бхаджане, жизнь в служении Кришне построена на идее полного удовлетворения Кришны в чистом умонастроении бескорыстной и полной самоотдачи.

#00:15:10#

Как я уже неоднократно говорил, существуют пять видов умонастроений [в служении Богу]: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхура. Эти умонастроения служения, дружбы, родительской любви и любви возлюбленных являются основой служения Господу в духовном мире. Необходимо обрести чистое умонастроение, чтобы удовлетворить Господа, одну из этих составляющих. Таким образом, враджа-васи — это преданные, которые достигли чистого состояния бескорыстной любви в одном из этих умонастроений. Они вечно поклоняются Господу в духовном мире.

#00:16:13#

Веды показывают, что Кришна и Радхарани, Которые пребывают в трансцендентном мире Вриндавана, в Кали-югу объединяются в одно единое Целое и являются как инкарнация Шри Чайтанья Махапрабху. Этот Шри Чайтанья Махапрабху приходит и одаривает всех сознанием Кришны.

#00:17:02#

Когда однажды собрались великие ученые мудрецы, брахманы, пандиты, Вишванатх Чакраварти Тхакур, будучи великим комментатором и знатоком священных писаний, на этом собрании предъявил все доказательства, утверждения священных писаний [касательно Шри Чайтаньи Махапрабху]. И все великие ученые были с ним согласны, они подтвердили его точку зрения.

#00:17:37#

Это — не только наша проповедническая идея. Это идея, которую мы должны принять, реализовать в своей жизни, жить этой идеей, занимаясь духовной практикой. В конечном итоге в своей духовной жизни мы должны достичь такой чистоты, чтобы в нашем сердце прежде всего пробудилось чувство служения. Затем это чувство служения трансформируется в некую близость с Господом. Мы будем чувствовать, что связаны с Ним крепкой дружбой. Но даже больше, чем к дружбе, наше сердце может стремиться к умонастроению супружества, к умонастроению родительской любви с Господом. В высшей степени наше сердце может обрести упоение супружеской любви и любви, которая даже выше, чем супружеская, — любви без ограничений, самой чистой любви — любви возлюбленных.

#00:20: 24#

В вайшнавской теологии есть одна из важнейших книг. Эта книга, можно сказать, современное священное писание. Непревзойденная квинтэссенция духовного знания. Она называется «Чайтанья-чаритамрита». Во второй части [Мадхья-лила] «Чайтанья-чаритамриты», в восьмой главе, содержится потрясающая беседа Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая, которая называется Рамананда-самвада. В этой беседе раскрываются все грани духовной жизни.

#00:21:26#

И я могу сказать, что в нашей миссии многие преданные знакомы не понаслышке с этой частью «Чайтанья-чаритамриты», той частью, где явлены высшие духовные наставления. Многие наши проповедники знают суть [духовного] потока, который описан там. Если кто-либо из присутствующих здесь будет настолько удачлив, чтобы услышать эти комментарии, то это будут развернутые комментарии о росте духовного сознания. Вы будете в высшей степени удовлетворены, услышав их. Постигающий эти писания очистит свое сердце. И в его чистом сердце очень быстро начнет развиваться любовь к Богу.

#00:22:36#

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄…[2]

Существуют три стадии, которые должен пройти человек, прежде чем он достигнет совершенства. Первая — это вера. Только вера рождает потребность и способность человека обрести подлинное духовное общение. Но духовное общение также дает свои плоды. Когда человек обретает подлинное духовное общение, он всем сердцем стремится совершать служение. Таким образом, три стадии — вера, духовное общение и служение, самопосвящение в достижении Божественного — вот основа духовной жизни.

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Бхагаван Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ки джай!

Харинам-санкиртана ки джай!

Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Авадхут Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

[непереведенные реплики]

Шрила Говинда Махарадж: Нитай-Гаура премананде!

Преданные: Харибол!

#00:24:27#

[Шрила Говинда Махарадж исполняет бхаджан «Джая Радха-Мадхава».]

[киртан]

Шрила Говинда Махарадж: Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] Речь идет о следующей шлоке: а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам, рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄ / ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н, ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣ — «Шри Кришна — Всевышний, единственный объект божественного поклонения. Его вечная обитель известна как Шридхам Вриндаван. Высочайший метод поклонения — это любовное служение пастушек Враджи (враджа-гопи). „Шримад-Бхагаватам“ — чистейший источник знания о Всевышнем среди всех богооткровенных писаний. Любовь к Кришне — высшая цель. Такова суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Наш высочайший интерес связан лишь с учением Махапрабху и ни с чем иным» («Чайтанья-матта-манджуса», комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура).

[2] А̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄ / тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄ттато ниш̣тха̄ ручи-статах — «[Существуют разные стадии проявления премы:] Сначала шраддха, то есть вера; затем садху-санга, или общение со святыми; после этого бхаджана-крия, или духовная практика; затем анартха-нивритти, то есть прекращение оскорблений или устранение препятствий; затем ништха — устойчивость, за которой идет ручи — [духовный] вкус» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования