«Где искать источник счастья?» Шрипад Шруташрава Прабху/Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 23 марта 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 26.2 МБ)

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Где искать источник счастья?

(23 марта 2008 года, Лахта, Санкт-Петербург)

  

Сейчас популярно движение йоги: существует множество клубов йоги, школ йоги — есть что угодно, связанное с йогой. Но чем является йога на самом деле? Патанджали описывает: прежде чем человек начнет садиться в какие-либо асаны, он должен пройти этапы яма и нияма. Это означает, что его жизнь должна быть строжайшим образом урегулирована, он не должен жить произвольным образом.

#00:01:03#

Мы читаем в Пуранах (древних исторических писаниях) истории жизни мудрецов. Мы видим там примеры великих святых, таких как Вишвамитра Муни, который медитировал на протяжении шестидесяти тысяч лет, при этом его медитация не принесла желанного плода. Через шестьдесят тысяч лет, проведенных в медитации, он так и не обрел плода. Поэтому десять-пятнадцать минут или даже полчаса в день не дадут нам существенной помощи с духовной точки зрения.

#00:01:54#

Это может помочь нам с внешней точки зрения: сосредоточить ум, улучшить свои способности к концентрации и так далее, но с духовной точки зрения это не даст нам многого. В шестой главе Бхагавад-гиты Кришна объясняет Арджуне, каковы должны быть предварительные условия для занятий йогой: как следует сидеть, в каком месте, что следует делать, каково должно быть состояние ума человека для занятий йогой — столь много предварительных условий. А сейчас существует множество новоизобретенных процессов.

#00:02:58#

В Индии существует огромная группа, которая называется «Миссия Рамакришны». Йата мата тата патха[1] — она очень популярна по той простой причине, что они следуют такой идее: по какому бы пути ты ни следовал, это и есть правильный путь. Но каким образом, следуя такой идее, можно обрести что-либо духовное? Многие люди совершают ужасные глупости, прикрываясь именем Бога, то есть они говорят: «Бог сказал мне сделать это».

#00:03:57#

Если мы возьмем словарное определение понятия «Бог», то увидим, что Бог — это Верховная Личность. Если Он — Верховная Личность, то Он должен также обладать верховным разумом. Те, кто наделен великим разумом, не могут давать дурных советов. Но люди зачастую совершают отвратительные, ужасные поступки и при этом говорят: «Бог сказал мне сделать это». Очевидно, что это не может быть правдой, потому что Бог не дает дурных советов. Его советы несут только благо.

#00:05:00#

На протяжении многих тысяч лет ученые, духовные люди изучали Бхагавад-гиту. Бхагавад-гита — это книга, в которой содержатся советы, наставления Бога Его близкому другу, Арджуне. Эти советы даны с великой любовью и нежностью. В конце Бхагавад-гиты Кришна не говорит Арджуне: «Таков Мой совет тебе, и если ты не последуешь ему, будешь низвергнут навечно в ад, тебя ждут страдания». Не написано ничего подобного.

#00:05:55#

...вимр̣ш́йаитад аш́еш̣ен̣а
йатхеччхси татха̄ куру[2]

В конце Бхагавад-гиты Кришна говорит Арджуне: «Я дал тебе Свои наставления. Теперь поразмысли над этим и далее поступай так, как тебе кажется правильным». Не так: «Делай то, что Я тебе сказал, иначе ты будешь наказан». Нет, там сказано: «Поразмысли, прими этот Мой дружеский совет тебе, а дальше делай так, как пожелаешь».

#00:06:58#

Бог не только безгранично разумен, но также Он безгранично нежен, испытывает безграничную любовь и привязанность, Он безгранично милостив ко всем и бесконечно прощает [каждого]. Таковы качества, такова природа Высшей Личности. Он обладает всеми положительными качествами в безграничной, бесконечной степени, Им движет нежность и любовь, потому что Он исполнен бесконечных нежности и любви.

#00:07:47#

Когда у нас возникают какие-либо проблемы, мы склонны обвинять в этом Бога. Например, почему с хорошими людьми происходят дурные события? Мы часто слышим подобную фразу. Но с хорошими людьми дурного не происходит, каждый получает только то, что заслуживает. Не существует никакой иной системы, это научное утверждение, и ученые принимают его. Каждое действие влечет за собой равное и обратно направленное противодействие, и вся вселенная подчиняется этому принципу.

#00:08:47#

Когда мы получаем негативный, дурной результат, это следствие того, что мы совершили некие негативные поступки. Мы выбрали неправильное место, мы пришли в этот материальный мир, чтобы занять здесь положение наслаждающегося. Мы не можем винить никого другого в своих собственных неправильных решениях. Но к нам всегда обращено это нежное приглашение, этот зов вернуться домой, вернуться к своему естественному положению, в тот дом, где не существует конкуренции или взаимной эксплуатации, где, напротив, все стараются заботиться друг о друге.

#00:10:22#

Когда мы впервые пришли к лотосным стопам Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа (его портрет находится с правой стороны от алтаря, к сожалению, он скрыт сейчас растениями), как раз была опубликована его книга, которая называлась «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности». Реальность прекрасна — эта идея поразила меня.

#00:11:04#

Несколько лет спустя (быть может, через пять лет) он опубликовал еще одну книгу, которая называлась «Любовный поиск потерянного слуги», и эта идея была еще более поразительной для меня. Тот факт, что я буду искать Бога, кажется мне нормальным и естественным. Поскольку я стремлюсь обрести, найти что-то в жизни, то я буду искать Его, буду искать Кришну, Прекрасную Реальность, однако тот факт, что Он будет искать меня, причем искать с любовью, казался для меня чем-то поразительным.

#00:12:25#

Учитель Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа — Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — написал в одном месте: материалистичное восприятие не может вместить в себя понимание трансцендентного Автократа, который всегда, вечно приглашает все души вступить в Его божественную обитель любви и счастья. В этом мире мы всегда испытываем лишь последствия своих собственных поступков, и поэтому с нами происходят различные вещи, но мы всегда склонны обвинять в своих страданиях других: «Я несчастен, потому что цены на бензин выросли, потому что цена на что-то еще выросла. Я несчастен, потому что полиция плохая, потому что жена плохая. Я несчастен, потому что…» Множество различных причин.

#00:13:45#

На самом деле я несчастен потому, что я сам совершаю глупости, в этом подлинная причина. Я совершаю глупости, эгоистические поступки, не только с внешней точки зрения преступные вещи, речь не идет о криминальных поступках. Я не граблю банки — речь идет о другом. Проблема в том, что я пытаюсь наслаждаться множеством вещей, которые мне не принадлежат. Я хочу наслаждаться фактически всем, что вижу. Смотрю ли я на закат солнца или его восход, на прекрасный пейзаж, укрытый белым снегом, или еще какие-нибудь красоты природы, замерзшее Балтийское море, я хочу наслаждаться всем этим, но это не принадлежит мне изначально. Солнце, восход, закат, снег, Балтийское море — ничего из всей природы не принадлежит мне.

#00:15:29#

...сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[3]

Кришна описывается как Первопричина всех причин, то есть Он не творит непосредственно этот мир, потому что у Него есть множество других, более интересных занятий, нежели непосредственное конструирование мира. Одна из экспансий экспансий Его экспансий заботится о процессе творения.

#00:16:20#

Когда я признаю, что этот мир не принадлежит мне, что у него есть другой хозяин, мое дурное поведение может быть исправлено естественным образом. Это не некое безумное предположение, но, напротив, — предназначение, смысл жизни любого живого существа, потому что каждое живое существо хочет счастья. Все, что мы делаем, мы делаем для этого. Все, что мы одеваем, едим, все в нашей жизни определяется этим нашим желанием — быть счастливыми.

#00:17:28#

Прежде всего нам необходимо определиться с тем, каково наше положение. Счастье — это наше право по рождению. Мы существуем для того, чтобы быть счастливыми. Ведический афоризм говорит нам: ш́р̣н̣ванту виш́ве амр̣тасйа путра̄х̣[4]! Вы все рождены из нектара, ваша естественная природа — пребывать в океане нектара, однако сейчас вы оказались не в том окружении. Когда мы говорим «не то окружение», речь идет не о географической позиции, о внешних вещах, речь идет о сознании. Когда я изменю свое сознание, тогда я смогу быть счастлив, где бы я ни был. Растут ли цены или падают, какова бы ни была общественная или политическая система, что происходит во внешнем мире, здоров я или болен — вне зависимости от всех этих внешних факторов я могу быть счастливым.

#00:19:19#

Когда используют анестезию, сознание покидает определенную часть тела. Тогда с этой частью тела можно производить любые манипуляции — можно вскрыть черепную коробку, можно разрезать живот и достать оттуда внутренние органы, затем поместить обратно. Вы нисколько не будете возражать, вы не будете чувствовать никаких неудобств в это время. Например, в юности мне врачи делали операцию — была некая проблема с носовым хрящом. На самом деле, в прямом смысле, врачи делают эту операцию, используя молоток и зубило соответствующего образца. Тем не менее поскольку в это время была применена анестезия, я не чувствовал ничего. Мое сознание было изменено определенным образом с помощью анестезии, поэтому я ничего не чувствовал, хотя они били молотком и зубилом по моему носу.

#00:21:00#

Итак, через возвышение сознания все боли и страдания внешней, материальной жизни могут быть устранены, и мы больше не будем переживать эти проблемы. Однако возвышение сознания не может быть чем-либо искусственным. Невозможно возвысить свое сознание через какой-либо материальный процесс. Анестезия, быть может, — вариант, но если применить слишком сильную анестезию, вы можете умереть.

#00:21:49#

Во времена моей юности в некоторых кругах была популярна идея, что, принимая определенные таблетки или определенные химические вещества, вы можете обрести счастье. Но никто не обрел успеха на этом пути. Хотя многие пытались, никто не достиг успеха. Итак, только через подлинно духовный процесс мы можем изменить свое сознание, потому что все, чего мы на самом деле желаем, находится на более высоком уровне сознания. У высшего мира есть свое местоположение, но также он является миром более высокого уровня сознания.

#00:23:07#

Итак, соприкосновение с духовным — не вопрос неких внешних обстоятельств, внешних аспектов, но это вопрос уровня сознания. Все можно проверить, у всего есть свои признаки. Духовность также может быть проверена, у духовной личности есть свои собственные специфические признаки, которые можно проверить. Существуют признаки, по которым можно узнать того, кто обладает высшим сознанием. Все мы могли бы легко принять внешние вещи, которые обычно ассоциируются с духовными людьми: одевать особенные одежды, говорить каким-нибудь особенным, тихим голосом, научиться красиво петь и другим вещам, жестам, однако все это никак не связано с духовностью.

#00:24:37#

Признак высокого уровня сознания — отсутствие склонности эксплуатировать. Это проявляется в том, что мы больше не хотим использовать, эксплуатировать те вещи, которые, по сути, не принадлежат нам, и при этом наше сердце исполнено всех благих качеств — таковы признаки высшего сознания.

#00:25:11#

Разумеется, высшее сознание — это не сектантское, не ограниченное понятие. Необходимым образом высшее сознание должно быть свободно от любого сектантства. Здесь не может быть речи о том, что это существует только в группе A, или что группа A лучше, чем группа Б, группа Б лучше, чем группа В, группа В лучше, чем группа Г. Нет, не может быть ничего подобного. К примеру, если бы мы сегодня вечером раздали всем собравшимся здесь некие анкеты, в которых были бы перечислены различные качества, с вопросом: «Пожалуйста, отметьте те качества, которые, как вам кажется, должны быть присущи человеку более высокого уровня сознания (святому)». Наверняка вне зависимости от религии, внешнего вероисповедания — будь человек христианином, мусульманином, буддистом или иудеем, даже неверующим, атеистом — скорее всего, все отметили бы одни и те же качества.

#00:27:06#

Святость — это не сектантское понятие. Речь идет об определенных качествах: если человек обладает ими, то он святой вне зависимости от того, к какой именно группе он принадлежит. Если у людей нет качеств святого, то эти люди не являются святыми, к какой бы группе они ни принадлежали.

#00:27:46#

Особое живое существо, которое обладает всеми благими качествами, всеми положительными качествами в безграничной степени, называют Богом. У Бога множество имен. Даже у меня — у незначительного живого существа — есть много имен. Одно имя написано у меня в паспорте, другое имя — это мое прозвище, которым ко мне обращаются близкие друзья. Мои дети могут обращаться ко мне своим, особенным образом, жена может называть меня своими словами, мои враги могут называть меня как-нибудь по-другому... Итак, даже я обладаю множеством различных имен.

#00:29:07#

Кришна обладает бесконечным количеством имен. Мы называем Бога Кришной, мы используем именно это Имя, потому что Оно указывает на то, что Он обладает непостижимой красотой, является всепривлекающим — это и есть перевод Имени Кришна. Мы находим множество вещей в этом мире, которые притягивают нас, но у Безграничного, Бесконечного есть бесконечно привлекательные качества.

#00:30:03#

Чем выше наше сознание, тем в большей степени мы обретаем качества святых в результате соприкосновения с Безграничным. Наиболее практичный и эффективный путь, способ для обретения этой связи с Безграничным именно в нашу эпоху, в наших обстоятельствах, в это время, в которое мы с вами живем, — пение святых имен Кришны. Это наиболее эффективный и простой духовный процесс. Поскольку Бог абсолютен, Он неотличен от Своего Имени и является перед нами в Его образе.

#00:31:30#

У нас нет возможности увидеть Его своими глазами, прикоснуться к Нему своими пальцами, воспринять Его своими несовершенными чувствами, тем не менее Он Сам нисходит к нам, делает Себя доступным в образе Своего божественного Святого Имени. Постепенно, по мере развития нашего сознания, благодаря повторению Святого Имени Кришны мы обнаружим, что связь с этим Именем оказывает совершенно ошеломляющее воздействие на нас. Когда люди, находящиеся на высшем уровне сознания, повторяют Святое Имя Кришны, это повторение приносит им крайнюю степень счастья и экстаза.

#00:32:51#

...но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ[5]

Один из величайших учителей, величайший святой написал на санскрите: «Я даже не в состоянии выразить, сколь много сладости, сколь много привлекательного содержится в этом Имени, в этих двух слогах: Криш-на!» Насколько Безграничное безгранично невозможно понять. В Имени Кришны содержится безграничное, бессчетное счастье, экстаз. Постепенно, по ходу развития нашего сознания, благодаря повторению Святого Имени Кришны мы сами соприкоснемся с этим, мы сами непосредственно испытаем это.

#00:34:28#

Мы лишь передаем это приглашение от величайших святых. Мы не сами вас приглашаем, но мы передаем это приглашение от величайших святых этого мира: «Пожалуйста, примите это Святое Имя Кришны, примите этот удивительный процесс!» У меня есть свой собственный опыт, однако мой опыт не поможет вам. Вам необходимо, чтобы у вас появился свой собственный опыт.

#00:35:16#

Это очень простой и доступный, легкий процесс. Мы не требуем ничего за это, мы не просим денег. Иногда бывает так (особенно в прежние времена), что люди просят деньги за мантры — у них там свой ценник: «За эту мантру я возьму столько-то, за эту мантру ты должен заплатить столько-то», но маха-мантра — величайшая мантра — доступна всем и каждому без каких-либо условий. На самом деле все устраивается таким образом, что люди в состоянии обрести полноту счастья в своей жизни. Наша смиренная молитва ко всем: «Пожалуйста, уделите этому внимание, пожалуйста, постарайтесь принять это».

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Сколько мнений, столько и путей».

[2] Ити те джн̃а̄нам а̄кхйа̄там̇ гухйа̄д гухйатарам̇ майа̄ /вимр̣ш́йаитад аш́еш̣ен̣а йатхеччхси татха̄ куру — «Итак, Я раскрыл тебе самые сокровенные истины. Теперь хорошо обдумай Мои слова и поступай, как пожелаешь» (Бхагавад-гита, 18.63).

[3] Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах, сач-чид-а̄нанда-виграхах / ана̄дир а̄дир говиндах̣, сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам — «Говинда-Кришна — Высший Владыка всех миров, Сама Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

[4] «Внемлите, дети нектара!» («Шветашватара-упанишад», 2.5).

[5] Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

 

← Субботняя программа в Абхазии. 3 января 2015 года ·• Архив новостей •· «Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Бхагавад-гита в составе «Махабхараты» →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования