«Празнование Шри Кришна-джанмаштами в Индии и по всему миру». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 18 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian 

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Празднование Шри Кришна-джанмаштами
в Индии и по всему миру

(18 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Сегодня день рождения Кришны, поэтому это счастливый и радостный день для всех индийцев. Им известно, что Кришна любит сладости. Те из вас, кто был в Индии, знают, что гостеприимство в Индии подразумевает сладости и воду. Сегодня по всей Индии люди готовят подношения, разные блюда, но прежде всего сладости. В данный момент в Навадвипе (временная разница полтора часа) ровно восемь вечера, и восемь вечера во Вриндаване также. И там, и там — везде происходят храмовые программы, подобные той, что происходит здесь сейчас, и, начиная со времени арати, на протяжении нескольких часов преданные будут петь многие песни.

#00:02:04#

Это день, когда происходят празднования во всех окрестных деревнях Навадвипы. Скорее всего, сейчас в Навадвипе не так много иностранцев, потому что западные люди считают обычно, что в это время года в Навадвипе слишком жарко. Но сейчас, к восьми вечера, наш храм в Навадвипе заполнен огромной толпой, это местные жители, в первую очередь дети, подростки и взрослые, пришедшие из города и его окрестностей.

#00:03:22#

Программа там будет длиться весь вечер, вплоть до полуночи, а незадолго до полуночи начнется грандиозный киртан, в котором будут принимать участие максимальное количество человек. Сразу же по наступлении полуночи начнется бхога-арати, церемония подношения Кришне пищи. Сейчас повара уже заняты приготовлением блюд, скорее всего, в эту ночь пир будет состоять из ста восьми блюд. В этом пире будут использоваться особые чашечки в качестве тарелок: небольшие чашечки, сделанные из необожженной глины. Алтарь будет весь уставлен многочисленными тарелочками с разными блюдами, подношениями.

#00:05:04#

В особенности в меню будет присутствовать огромное разнообразие молочных сладостей. И все эти подношения в основном будут готовиться руками самих преданных: то не будут какие-то продукты, купленные в магазине, но блюда, приготовленные преданными с преданностью.

#00:06:07#

После бхога-арати в двенадцать-десять или в двенадцать-пятнадцать начнется другая церемония поклонения — грандиозное арати, в котором, в частности, будут предлагать светильник со ста восьмью свечами. И это арати будет длиться долго, до часа-тридцати.

#00:06:41#

Нитай, ты помнишь свое пребывание в Навадвипе во время Джанмаштами? В свое время, когда он был ребенком, он провел в Навадвипе два года. В нашей памяти свежи воспоминания о тех событиях, как в час-тридцать заканчивается арати и после арати раздается анукалпа, то есть не зернобобовый прасадам. И мы помним, что только глубокой ночью (где-то без пятнадцати два) мы могли после дня поста принять прасадам.

#00:07:57#

А сейчас в Навадвипе очень-очень шумно, и храм заполнен огромными толпами паломников, пришедших из окрестных деревень. В полночь шум праздника достигнет своего пика, когда начнут пускать фейерверки и петарды. Действительно, некоторые из них очень, очень громкие. Я помню, как во время одного из подобных праздников огромная толпа находилась на территории храмового комплекса Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, и огромная толпа — в нат-мандире. Я хотел пройти мимо, думая, что есть проход, и когда я шел мимо, рядом стали кидать эти петарды, которые в буквальном смысле слова меня оглушили.

#00:09:45#

Мой рассказ призван просто дать вам некоторое представление, некоторое впечатление. Я пытаюсь поделиться с вами впечатлениями от праздника в Навадвипе. Я рассказываю это не для того, чтобы вдохновить вас устроить подобное здесь.

#00:10:24#

А во Вриндаване присутствуют Божества, которые являются, если мне будет позволено так выразиться, родными братом и сестрой этих Божеств, Гауранги Радхи-Мадхавы Сундара, поскольку Они происходят из практически одного места в Раджастане. Божества Вриндавана носят имена Гауранга-Гандхарва Раса-Бихари.

#00:11:16#

Тамошний нат-мандир (то есть храмовый зал, алтарная комната) в два раза меньше этого зала, и Божества находятся гораздо ближе к людям, чем здесь. Прямо перед Божествами стоит толпа. Поэтому мы находимся практически в той же самой комнате, что и Божества, в той комнате, где Они непосредственно находятся, мы совсем рядом. И также на алтаре в храме во Вриндаване (как он официально называется: Шри Чайтанья Сарасват Матх и Миссия) находится Гирирадж. Также другая пара Божеств, которая именуется Радха-Раса-Бихари (меньшего размера), — на алтаре. И эти Божества Радха-Раса-Бихари являются старинными Божествами, которым поклонялись согласно местным традициям поклонения в одном доме, который находится в том месте.

#00:13:11#

Та собственность, которая мистическим и удивительным образом пришла к Шриле Говинде Махараджу, то есть участок земли и недвижимость, включала тот самый старый дом. И подобно тому как это происходит во многих домах во Вриндаване, в этом доме совершалось на протяжении многих поколений поклонение Божествам Радхи-Раса-Бихари. И вместе с этой собственностью к нам пришли эти Божества.

#00:14:13#

Шрила Гурудев испытывал большую любовь и благоговение к этим Божествам, он говорил буквально следующее: «Эти Божества разговаривают». Мы слышали многочисленные истории из священных писаний о том, как Божества разговаривают, ходят, едят, съедая все до последней крошки, и тому подобные истории. Как бы то ни было, я не слышал, как Они говорили, разговаривали, но Шрила Гурудев слышал. Как бы то ни было, эти Божества были первыми Божествами в нашем ашраме там. Вначале, соответственно традиции, Шрила Гурудев построил в этом месте ашрам для преданных, а уже затем, когда ашрам был воздвигнут, был построен храм для главной пары Божеств.

#00:16:14#

Этим Божествам Радха-Раса-Бихари поклонялись в комнате, находившейся рядом с комнатой Шрилы Говинды Махараджа, совершали мангала-арати и другое поклонение очень сладостным образом. Однажды преданные задали Шриле Говинде Махараджу вопрос: известно ли нам, насколько эти Божества старинные? Он ответил: «Нам не известно, мы не знаем точно, сколько Им лет, но нам доподлинно известно, что Им сотни и сотни лет».

#00:17:23#

Когда же появилась главная пара Божеств, то Шрила Говинда Махарадж дал Им имена в честь изначальных Божеств (вариацию имени Гандхарва-Раса-Бихари). Когда эти главные Божества проявились, Шрила Говинда Махарадж (по его собственным словам) был изумлен Их красотой. Он не раз делал это утверждение, обращаясь к разным преданным, он говорил разным людям о том, что его изумляет (или поражает) красота этих Божеств, и его изумляет то обстоятельство, что эти Божества пришли в наш Матх.

#00:19:00#

В этом храме во Вриндаване в эту ночь в полночь происходит дополнительная церемония, это абхишека (омовение) маленьких (изначальных) Божеств Радха-Раса-Бихари. И сегодня вечером ради участия в этих вечерних и ночных программах в наш храм во Вриндаване приезжают многочисленные преданные из Дели, из разных уголков Уттар-Прадеша, из Раджастана и так далее.

Где наш Капила? Капила здесь? Нет? Здесь его нет.

#00:21:17#

Удивительно и примечательно то, что некоторые индийские преданные, подобно этому молодому человеку Капиле, который является студентом медицинской академии, стали преданными в России. Они не были преданными в Индии, но когда они приехали в Россию, они встретили здесь преданных, и теперь они едут в храм в Индию во Вриндаване, чтобы принять участие в празднике. В Индии, для того чтобы получить полноценное образование врача, требуется заплатить четверть миллиона долларов, двести пятьдесят тысяч долларов. Но в России они могут получать медицинское образование за очень маленькую плату, крохотную по сравнению с теми деньгами. Поэтому многие индийцы приезжают в Россию за образованием, в частности, за медицинским образованием.

#00:23:04#

Но это к слову, говоря о цене образования. Суть здесь такова: когда эти молодые люди жили в Индии (в детстве, будучи подростками), они не сталкивались с сознанием Кришны, но затем, когда они стали молодыми людьми, студентами, они приехали в Россию, и здесь они повстречали преданных и сознание Кришны их привлекло. И сейчас, в этот праздничный вечер, они приезжают из разных уголков Индии, где они живут и работают, для того чтобы принять участие в празднике.

#00:24:20#

Вриндаван является домом Кришны, и во Вриндаване есть около пяти тысяч храмов Кришны. Вриндаван не такой большой город, как Санкт-Петербург, он гораздо меньше. Но практически везде, на каждом шагу, углу в этом городе есть храм Кришны. Поэтому легко представить, что особенно во Вриндаване сегодня великий праздник. Наш храм — не единственное место, где запускают фейерверки сегодня. Вриндаван этим вечером и ночью будет полон праздничной толпы, ликования, фейерверков. А завтра будет повсеместный пир, когда всех будут угощать.

#00:26:06#

И этот фестиваль — это праздник Нанды Махараджа, он именуется Нанда-утсава (или Нандотсава), то есть буквально (утсава — это «фестиваль») «фестиваль Нанды». Этот праздник проходит везде, во всем Вриндаване и также во всей Навадвипе. В Индии пир — это пир в подлинном смысле слова. Я видел, что здесь, в этом храме в Санкт-Петербурге, даже повседневная пища — это праздничная пища, это словно пир. Здесь пир каждый день. Повара в этот праздничный день начинают готовить до мангала-арати, то есть в ранние утренние часы, на рассвете. В буквальном смысле слова в три-тридцать ночи просыпаются повара и берут огромные бревна, дрова, разводятся костры, начинается процесс приготовления пищи, который длится до обеда, и готовится великое множество разных блюд.

#00:28:17#

В Навадвипе Нандотсава, опять же, выглядит так же, как и Кришна-джанмаштами: это праздник, на который приезжают преимущественно жители окрестных деревень и считанные единицы западных преданных. Уже сейчас вечером, в восемь-тридцать по навадвипскому времени, эти гости прибыли (местные жители и жители окрестных деревень), но завтра их будет гораздо больше: тысячи и тысячи людей, все они будут принимать участие в пире. А если вы хотите знать, какие именно блюда будут на этом пире присутствовать, что они будут есть и что будет есть Кришна, то подобное описание содержится, в частности, в «Чайтанья-чаритамрите», где есть детальное описание многих-многих видов прасада.

#00:30:18#

Подобные события происходят сейчас в Навадвипе, во Вриндаване и по всей Индии в домах многих-многих людей. До начала нашего собрания мы в обществе Махайоги Прабху слушали с ним запись выступления Шрилы Говинды Махараджа в 2005 году в Индии в этот день. В этой речи он говорил о том, что лишь человек, лишенный чувств, подобный камню, не имеет понятия о празднике рождения, явления Кришны, который сейчас происходит. Он говорил: независимо от того, какова религиозная принадлежность человека, все жители Индии, все и каждый знают о том, что сегодня явился Кришна и Кришна есть Верховный Господь. И далее, говорит Шрила Говинда Махарадж, не только в Индии празднуется явление Кришны, не только в Индии все знают Его положение в качестве Верховной Личности, но и за пределами Индии, во всем мире празднуют рождение Кришны и знают Кришну как Верховного Бога.

#00:33:21#

И уже сейчас течение этого потока, празднования начинает свое движение по миру с востока в сторону запада в этих странах: Австралия, Китай, Таиланд, Малайзия… Уже сейчас в интернете появляются фоторепортажи, рассказы о праздниках, которые происходят в среде преданных в этих странах. Преданные делятся с нами снимками тех подношений, которые приготовили они. Но мы не должны смотреть на эти картинки до завтра, а иначе нас будет мучить голод. Мы можем думать о том, как замечательно то, как Кришна принимает эти подношения.

#00:34:47#

Это волна пройдет по всему миру через это место и далее она пойдет в Европу. Она достигнет Лондона, где не так давно был официально открыт новый центр рядом с аэропортом Хитроу. Этот центр расположен так удачно, что можно дойти пешком из международного аэропорта Хитроу в храм за десять минут. (Если ты такого же высокого роста, как и Махапрабху, и у тебя длинные ноги, то можно смело дойти за десять минут.)

#00:35:40#

Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, Бхарати Махарадж, Тривикрам Махарадж, Ньяси Махарадж, Тьяги Махарадж, Парват Махарадж — все эти санньяси находятся сейчас в этом новом центре в Лондоне. Сегодня по всему миру совершает свое движение эта волна праздника, в глобальных масштабах, в различных отделениях, центрах Шри Чайтанья Сарасват Матха, также в различных храмах Международного общества сознания Кришны, в семьях, домах многих-многих индийцев и не только индийцев. По всему миру огромный, всемирный праздник.

#00:37:58#

Сегодня утром мы уже читали фрагменты «Шримад-Бхагаватам», посвященные явлению Кришны, и об это говорил Махайоги Прабху здесь сегодня днем. Мы говорим о рождении Кришны и сейчас, в течение вечера мы услышим Шрилу Госвами Махараджа и других вайшнавов, которые представят нам рождение Кришны с философской стороны. По крайней мере, я попытался в отведенное мне время поделиться с вами впечатлением, дать вам некоторое представление о том, как этот праздник выглядит и проходит в Навадвипе и Вриндаване.

#00:39:13#

Есть ли у кого-то вопросы? Вы отказываетесь мне задавать вопросы, поэтому позвольте спросить вас: сегодня день рождения Кришны, сколько лет Кришне исполняется?

Шачи Сута Прабху: Пять тысяч с чем-то.

[Муралишвар Прабху переводит.]

#00:40:18#

Шачи Сута Прабху: Я, кстати, когда первый раз пришел сюда на Кришна-джанмаштами, спросил: сколько Кришне лет исполнилось? Я не думал, что Кришна — Господь, Абсолют. На меня посмотрели так странно: Он бесконечен, Он Абсолют. И потом спросили: «Вы читали Бхагавад-гиту?» [Далее неразборчиво.]

#00:41:4#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Чудесно! В известном смысле ваша жизнь в преданности началась сегодня, в этот день. Сегодня около двадцати человек получили посвящение в Гаятри-мантру, была проведена огненная ягья здесь, на территории храма. И это день рождения, поскольку посвящение рассматривается как рождение. Сегодняшний праздничный день в высшей степени подходящий, благоприятный для совершения огненной ягьи и для начала нового жизненного этапа. Примечательно (во всяком случае для меня): я всегда думал, что самый большой праздник в году во Вриндаване — это Кришна-джанмаштами. Но самый большой праздник во Вриндаване — это Радхаштами. И это несомненно так благодаря влиянию Шрилы Рупы Госвами, Санатаны Госвами и других Госвами Вриндавана.

#00:43:45#

Как бы то ни было, мы не можем имитировать браджабаси, но мы можем их наблюдать. Если вы будете читать или читаете книги Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, слушать их речи, то для вас станет кристально ясным представление, согласно которому наша преданность — не преданность Кришне, но преданность Радхе-Кришне. Поэтому во Вриндаване в среде браджабаси в высшей степени развито сознание Радхи.

#00:44:53#

Как говорил Гурудев, то, что они делают, мы не считаем ошибочным или неправильным и не осуждаем их за то, что делают они, но их поведение не есть образец для нашего подражания, мы не подражаем им, но покланяемся тому, что они делают, на расстоянии.

#00:45:36#

В Навадвипе самый пышный, грандиозный пир, который я когда-либо наблюдал. Что касается Навадвипа, то я упоминаю это обстоятельство потому, что мы говорим о праздниках и пирах. Так вот, самый большой, грандиозный, широкомасштабный пир, который я наблюдал в своей жизни, был устроен в Навадвипе Шрилой Говиндой Махараджем в 1988 году, спустя десять дней после того, как Шрила Гуру Махарадж покинул этот мир.

#00:46:44#

В то время мы не были богаты, средства храма были очень ограничены. Но когда этот фестиваль планировался, Шрила Говинда Махарадж сказал: «Для того чтобы устроить этот фестиваль в память Шрилы Гуру Махараджа, я готов снять с себя последнюю рубаху. Я готов отдать все, что у меня есть, ради того, чтобы этот праздник состоялся». И те подношения, те блюда, которые были любимыми блюдами Шрилы Гуру Махараджа, были приготовлены Шрилой Говиндой Махараджем.

#00:48:03#

Существует одна разновидность манго, которую в особенности любил Шрила Гуру Махарадж, но они созревают в августе месяце. Поскольку то не был сезон манго, Шрила Говинда Махарадж послал в Калькутту джип. Калькутта — большой город, эти манго везут через Калькутту в ранние утренние часы, и было необходимо где-то в Калькутте их приобрести. В Индии манго доступны на каждом шагу, и Шрила Говинда Махарадж мог купить манго на месте подешевле, но он предпочел купить те труднодоступные и очень дорогие, редкие манго. Для этого фестиваля он приобрел лучшие, избранные продукты (чхану, гхи).

#00:50:11#

Я в своей жизни принимал участие не менее чем в ста фестивалях, моя память хранит воспоминания о бесчисленных фестивалях, которые проходили в Навадвипе и не только, но этот пир был единственным пиром в моей жизни, когда я видел, как Шрила Говинда Махарадж открыто, обращаясь к людям, рассказывает о том, сколько денег он потратил. И это были большие суммы, он прилюдно об этом говорил. Мы можем понять из этого, в частности, о том, какую важную роль играют угощения, прасадам во время праздника.

#00:52:08#

Мы можем с крайним тщанием, заботой, внимательно относиться к тому, как мы режем овощи, как мы срезаем с них кожуру, и какого размера они у нас выходят. Приготовление прасадама с нежностью и любовью — это крайне, крайне важно, поскольку речь идет об удовлетворении вайшнавов и Господа. Таковы отличительные черты, признаки, специфика Шри Кришна-джанмаштами сегодня и Нандотсава завтра.

Джай Шри Кришна-джанмаштами ки джай!
Джай Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Навадвип Дхам ки джай!
Джай Вриндаван Дхам ки джай!
Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут ки джай!
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!
Всем собравшимся преданным ки джай!
Нитай-Гаура-премананде Харибол!

Преданные: Джай Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Мадхумати Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 



←  «Шри Кришна-джанмаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 августа 2000 года. Москва, Вешняки ·• Архив новостей •· «Праздник по всему миру». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 6 сентября 2015 года. Лахта, Cанкт-Петербург  →


Russian 

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Празднование Шри Кришна-джанмаштами
в Индии и по всему миру

(18 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Сегодня день рождения Кришны, поэтому это счастливый и радостный день для всех индийцев. Им известно, что Кришна любит сладости. Те из вас, кто был в Индии, знают, что гостеприимство в Индии подразумевает сладости и воду. Сегодня по всей Индии люди готовят подношения, разные блюда, но прежде всего сладости. В данный момент в Навадвипе (временная разница полтора часа) ровно восемь вечера, и восемь вечера во Вриндаване также. И там, и там — везде происходят храмовые программы, подобные той, что происходит здесь сейчас, и, начиная со времени арати, на протяжении нескольких часов преданные будут петь многие песни.

#00:02:04#

Это день, когда происходят празднования во всех окрестных деревнях Навадвипы. Скорее всего, сейчас в Навадвипе не так много иностранцев, потому что западные люди считают обычно, что в это время года в Навадвипе слишком жарко. Но сейчас, к восьми вечера, наш храм в Навадвипе заполнен огромной толпой, это местные жители, в первую очередь дети, подростки и взрослые, пришедшие из города и его окрестностей.

#00:03:22#

Программа там будет длиться весь вечер, вплоть до полуночи, а незадолго до полуночи начнется грандиозный киртан, в котором будут принимать участие максимальное количество человек. Сразу же по наступлении полуночи начнется бхога-арати, церемония подношения Кришне пищи. Сейчас повара уже заняты приготовлением блюд, скорее всего, в эту ночь пир будет состоять из ста восьми блюд. В этом пире будут использоваться особые чашечки в качестве тарелок: небольшие чашечки, сделанные из необожженной глины. Алтарь будет весь уставлен многочисленными тарелочками с разными блюдами, подношениями.

#00:05:04#

В особенности в меню будет присутствовать огромное разнообразие молочных сладостей. И все эти подношения в основном будут готовиться руками самих преданных: то не будут какие-то продукты, купленные в магазине, но блюда, приготовленные преданными с преданностью.

#00:06:07#

После бхога-арати в двенадцать-десять или в двенадцать-пятнадцать начнется другая церемония поклонения — грандиозное арати, в котором, в частности, будут предлагать светильник со ста восьмью свечами. И это арати будет длиться долго, до часа-тридцати.

#00:06:41#

Нитай, ты помнишь свое пребывание в Навадвипе во время Джанмаштами? В свое время, когда он был ребенком, он провел в Навадвипе два года. В нашей памяти свежи воспоминания о тех событиях, как в час-тридцать заканчивается арати и после арати раздается анукалпа, то есть не зернобобовый прасадам. И мы помним, что только глубокой ночью (где-то без пятнадцати два) мы могли после дня поста принять прасадам.

#00:07:57#

А сейчас в Навадвипе очень-очень шумно, и храм заполнен огромными толпами паломников, пришедших из окрестных деревень. В полночь шум праздника достигнет своего пика, когда начнут пускать фейерверки и петарды. Действительно, некоторые из них очень, очень громкие. Я помню, как во время одного из подобных праздников огромная толпа находилась на территории храмового комплекса Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, и огромная толпа — в нат-мандире. Я хотел пройти мимо, думая, что есть проход, и когда я шел мимо, рядом стали кидать эти петарды, которые в буквальном смысле слова меня оглушили.

#00:09:45#

Мой рассказ призван просто дать вам некоторое представление, некоторое впечатление. Я пытаюсь поделиться с вами впечатлениями от праздника в Навадвипе. Я рассказываю это не для того, чтобы вдохновить вас устроить подобное здесь.

#00:10:24#

А во Вриндаване присутствуют Божества, которые являются, если мне будет позволено так выразиться, родными братом и сестрой этих Божеств, Гауранги Радхи-Мадхавы Сундара, поскольку Они происходят из практически одного места в Раджастане. Божества Вриндавана носят имена Гауранга-Гандхарва Раса-Бихари.

#00:11:16#

Тамошний нат-мандир (то есть храмовый зал, алтарная комната) в два раза меньше этого зала, и Божества находятся гораздо ближе к людям, чем здесь. Прямо перед Божествами стоит толпа. Поэтому мы находимся практически в той же самой комнате, что и Божества, в той комнате, где Они непосредственно находятся, мы совсем рядом. И также на алтаре в храме во Вриндаване (как он официально называется: Шри Чайтанья Сарасват Матх и Миссия) находится Гирирадж. Также другая пара Божеств, которая именуется Радха-Раса-Бихари (меньшего размера), — на алтаре. И эти Божества Радха-Раса-Бихари являются старинными Божествами, которым поклонялись согласно местным традициям поклонения в одном доме, который находится в том месте.

#00:13:11#

Та собственность, которая мистическим и удивительным образом пришла к Шриле Говинде Махараджу, то есть участок земли и недвижимость, включала тот самый старый дом. И подобно тому как это происходит во многих домах во Вриндаване, в этом доме совершалось на протяжении многих поколений поклонение Божествам Радхи-Раса-Бихари. И вместе с этой собственностью к нам пришли эти Божества.

#00:14:13#

Шрила Гурудев испытывал большую любовь и благоговение к этим Божествам, он говорил буквально следующее: «Эти Божества разговаривают». Мы слышали многочисленные истории из священных писаний о том, как Божества разговаривают, ходят, едят, съедая все до последней крошки, и тому подобные истории. Как бы то ни было, я не слышал, как Они говорили, разговаривали, но Шрила Гурудев слышал. Как бы то ни было, эти Божества были первыми Божествами в нашем ашраме там. Вначале, соответственно традиции, Шрила Гурудев построил в этом месте ашрам для преданных, а уже затем, когда ашрам был воздвигнут, был построен храм для главной пары Божеств.

#00:16:14#

Этим Божествам Радха-Раса-Бихари поклонялись в комнате, находившейся рядом с комнатой Шрилы Говинды Махараджа, совершали мангала-арати и другое поклонение очень сладостным образом. Однажды преданные задали Шриле Говинде Махараджу вопрос: известно ли нам, насколько эти Божества старинные? Он ответил: «Нам не известно, мы не знаем точно, сколько Им лет, но нам доподлинно известно, что Им сотни и сотни лет».

#00:17:23#

Когда же появилась главная пара Божеств, то Шрила Говинда Махарадж дал Им имена в честь изначальных Божеств (вариацию имени Гандхарва-Раса-Бихари). Когда эти главные Божества проявились, Шрила Говинда Махарадж (по его собственным словам) был изумлен Их красотой. Он не раз делал это утверждение, обращаясь к разным преданным, он говорил разным людям о том, что его изумляет (или поражает) красота этих Божеств, и его изумляет то обстоятельство, что эти Божества пришли в наш Матх.

#00:19:00#

В этом храме во Вриндаване в эту ночь в полночь происходит дополнительная церемония, это абхишека (омовение) маленьких (изначальных) Божеств Радха-Раса-Бихари. И сегодня вечером ради участия в этих вечерних и ночных программах в наш храм во Вриндаване приезжают многочисленные преданные из Дели, из разных уголков Уттар-Прадеша, из Раджастана и так далее.

Где наш Капила? Капила здесь? Нет? Здесь его нет.

#00:21:17#

Удивительно и примечательно то, что некоторые индийские преданные, подобно этому молодому человеку Капиле, который является студентом медицинской академии, стали преданными в России. Они не были преданными в Индии, но когда они приехали в Россию, они встретили здесь преданных, и теперь они едут в храм в Индию во Вриндаване, чтобы принять участие в празднике. В Индии, для того чтобы получить полноценное образование врача, требуется заплатить четверть миллиона долларов, двести пятьдесят тысяч долларов. Но в России они могут получать медицинское образование за очень маленькую плату, крохотную по сравнению с теми деньгами. Поэтому многие индийцы приезжают в Россию за образованием, в частности, за медицинским образованием.

#00:23:04#

Но это к слову, говоря о цене образования. Суть здесь такова: когда эти молодые люди жили в Индии (в детстве, будучи подростками), они не сталкивались с сознанием Кришны, но затем, когда они стали молодыми людьми, студентами, они приехали в Россию, и здесь они повстречали преданных и сознание Кришны их привлекло. И сейчас, в этот праздничный вечер, они приезжают из разных уголков Индии, где они живут и работают, для того чтобы принять участие в празднике.

#00:24:20#

Вриндаван является домом Кришны, и во Вриндаване есть около пяти тысяч храмов Кришны. Вриндаван не такой большой город, как Санкт-Петербург, он гораздо меньше. Но практически везде, на каждом шагу, углу в этом городе есть храм Кришны. Поэтому легко представить, что особенно во Вриндаване сегодня великий праздник. Наш храм — не единственное место, где запускают фейерверки сегодня. Вриндаван этим вечером и ночью будет полон праздничной толпы, ликования, фейерверков. А завтра будет повсеместный пир, когда всех будут угощать.

#00:26:06#

И этот фестиваль — это праздник Нанды Махараджа, он именуется Нанда-утсава (или Нандотсава), то есть буквально (утсава — это «фестиваль») «фестиваль Нанды». Этот праздник проходит везде, во всем Вриндаване и также во всей Навадвипе. В Индии пир — это пир в подлинном смысле слова. Я видел, что здесь, в этом храме в Санкт-Петербурге, даже повседневная пища — это праздничная пища, это словно пир. Здесь пир каждый день. Повара в этот праздничный день начинают готовить до мангала-арати, то есть в ранние утренние часы, на рассвете. В буквальном смысле слова в три-тридцать ночи просыпаются повара и берут огромные бревна, дрова, разводятся костры, начинается процесс приготовления пищи, который длится до обеда, и готовится великое множество разных блюд.

#00:28:17#

В Навадвипе Нандотсава, опять же, выглядит так же, как и Кришна-джанмаштами: это праздник, на который приезжают преимущественно жители окрестных деревень и считанные единицы западных преданных. Уже сейчас вечером, в восемь-тридцать по навадвипскому времени, эти гости прибыли (местные жители и жители окрестных деревень), но завтра их будет гораздо больше: тысячи и тысячи людей, все они будут принимать участие в пире. А если вы хотите знать, какие именно блюда будут на этом пире присутствовать, что они будут есть и что будет есть Кришна, то подобное описание содержится, в частности, в «Чайтанья-чаритамрите», где есть детальное описание многих-многих видов прасада.

#00:30:18#

Подобные события происходят сейчас в Навадвипе, во Вриндаване и по всей Индии в домах многих-многих людей. До начала нашего собрания мы в обществе Махайоги Прабху слушали с ним запись выступления Шрилы Говинды Махараджа в 2005 году в Индии в этот день. В этой речи он говорил о том, что лишь человек, лишенный чувств, подобный камню, не имеет понятия о празднике рождения, явления Кришны, который сейчас происходит. Он говорил: независимо от того, какова религиозная принадлежность человека, все жители Индии, все и каждый знают о том, что сегодня явился Кришна и Кришна есть Верховный Господь. И далее, говорит Шрила Говинда Махарадж, не только в Индии празднуется явление Кришны, не только в Индии все знают Его положение в качестве Верховной Личности, но и за пределами Индии, во всем мире празднуют рождение Кришны и знают Кришну как Верховного Бога.

#00:33:21#

И уже сейчас течение этого потока, празднования начинает свое движение по миру с востока в сторону запада в этих странах: Австралия, Китай, Таиланд, Малайзия… Уже сейчас в интернете появляются фоторепортажи, рассказы о праздниках, которые происходят в среде преданных в этих странах. Преданные делятся с нами снимками тех подношений, которые приготовили они. Но мы не должны смотреть на эти картинки до завтра, а иначе нас будет мучить голод. Мы можем думать о том, как замечательно то, как Кришна принимает эти подношения.

#00:34:47#

Это волна пройдет по всему миру через это место и далее она пойдет в Европу. Она достигнет Лондона, где не так давно был официально открыт новый центр рядом с аэропортом Хитроу. Этот центр расположен так удачно, что можно дойти пешком из международного аэропорта Хитроу в храм за десять минут. (Если ты такого же высокого роста, как и Махапрабху, и у тебя длинные ноги, то можно смело дойти за десять минут.)

#00:35:40#

Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, Бхарати Махарадж, Тривикрам Махарадж, Ньяси Махарадж, Тьяги Махарадж, Парват Махарадж — все эти санньяси находятся сейчас в этом новом центре в Лондоне. Сегодня по всему миру совершает свое движение эта волна праздника, в глобальных масштабах, в различных отделениях, центрах Шри Чайтанья Сарасват Матха, также в различных храмах Международного общества сознания Кришны, в семьях, домах многих-многих индийцев и не только индийцев. По всему миру огромный, всемирный праздник.

#00:37:58#

Сегодня утром мы уже читали фрагменты «Шримад-Бхагаватам», посвященные явлению Кришны, и об это говорил Махайоги Прабху здесь сегодня днем. Мы говорим о рождении Кришны и сейчас, в течение вечера мы услышим Шрилу Госвами Махараджа и других вайшнавов, которые представят нам рождение Кришны с философской стороны. По крайней мере, я попытался в отведенное мне время поделиться с вами впечатлением, дать вам некоторое представление о том, как этот праздник выглядит и проходит в Навадвипе и Вриндаване.

#00:39:13#

Есть ли у кого-то вопросы? Вы отказываетесь мне задавать вопросы, поэтому позвольте спросить вас: сегодня день рождения Кришны, сколько лет Кришне исполняется?

Шачи Сута Прабху: Пять тысяч с чем-то.

[Муралишвар Прабху переводит.]

#00:40:18#

Шачи Сута Прабху: Я, кстати, когда первый раз пришел сюда на Кришна-джанмаштами, спросил: сколько Кришне лет исполнилось? Я не думал, что Кришна — Господь, Абсолют. На меня посмотрели так странно: Он бесконечен, Он Абсолют. И потом спросили: «Вы читали Бхагавад-гиту?» [Далее неразборчиво.]

#00:41:4#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Чудесно! В известном смысле ваша жизнь в преданности началась сегодня, в этот день. Сегодня около двадцати человек получили посвящение в Гаятри-мантру, была проведена огненная ягья здесь, на территории храма. И это день рождения, поскольку посвящение рассматривается как рождение. Сегодняшний праздничный день в высшей степени подходящий, благоприятный для совершения огненной ягьи и для начала нового жизненного этапа. Примечательно (во всяком случае для меня): я всегда думал, что самый большой праздник в году во Вриндаване — это Кришна-джанмаштами. Но самый большой праздник во Вриндаване — это Радхаштами. И это несомненно так благодаря влиянию Шрилы Рупы Госвами, Санатаны Госвами и других Госвами Вриндавана.

#00:43:45#

Как бы то ни было, мы не можем имитировать браджабаси, но мы можем их наблюдать. Если вы будете читать или читаете книги Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, слушать их речи, то для вас станет кристально ясным представление, согласно которому наша преданность — не преданность Кришне, но преданность Радхе-Кришне. Поэтому во Вриндаване в среде браджабаси в высшей степени развито сознание Радхи.

#00:44:53#

Как говорил Гурудев, то, что они делают, мы не считаем ошибочным или неправильным и не осуждаем их за то, что делают они, но их поведение не есть образец для нашего подражания, мы не подражаем им, но покланяемся тому, что они делают, на расстоянии.

#00:45:36#

В Навадвипе самый пышный, грандиозный пир, который я когда-либо наблюдал. Что касается Навадвипа, то я упоминаю это обстоятельство потому, что мы говорим о праздниках и пирах. Так вот, самый большой, грандиозный, широкомасштабный пир, который я наблюдал в своей жизни, был устроен в Навадвипе Шрилой Говиндой Махараджем в 1988 году, спустя десять дней после того, как Шрила Гуру Махарадж покинул этот мир.

#00:46:44#

В то время мы не были богаты, средства храма были очень ограничены. Но когда этот фестиваль планировался, Шрила Говинда Махарадж сказал: «Для того чтобы устроить этот фестиваль в память Шрилы Гуру Махараджа, я готов снять с себя последнюю рубаху. Я готов отдать все, что у меня есть, ради того, чтобы этот праздник состоялся». И те подношения, те блюда, которые были любимыми блюдами Шрилы Гуру Махараджа, были приготовлены Шрилой Говиндой Махараджем.

#00:48:03#

Существует одна разновидность манго, которую в особенности любил Шрила Гуру Махарадж, но они созревают в августе месяце. Поскольку то не был сезон манго, Шрила Говинда Махарадж послал в Калькутту джип. Калькутта — большой город, эти манго везут через Калькутту в ранние утренние часы, и было необходимо где-то в Калькутте их приобрести. В Индии манго доступны на каждом шагу, и Шрила Говинда Махарадж мог купить манго на месте подешевле, но он предпочел купить те труднодоступные и очень дорогие, редкие манго. Для этого фестиваля он приобрел лучшие, избранные продукты (чхану, гхи).

#00:50:11#

Я в своей жизни принимал участие не менее чем в ста фестивалях, моя память хранит воспоминания о бесчисленных фестивалях, которые проходили в Навадвипе и не только, но этот пир был единственным пиром в моей жизни, когда я видел, как Шрила Говинда Махарадж открыто, обращаясь к людям, рассказывает о том, сколько денег он потратил. И это были большие суммы, он прилюдно об этом говорил. Мы можем понять из этого, в частности, о том, какую важную роль играют угощения, прасадам во время праздника.

#00:52:08#

Мы можем с крайним тщанием, заботой, внимательно относиться к тому, как мы режем овощи, как мы срезаем с них кожуру, и какого размера они у нас выходят. Приготовление прасадама с нежностью и любовью — это крайне, крайне важно, поскольку речь идет об удовлетворении вайшнавов и Господа. Таковы отличительные черты, признаки, специфика Шри Кришна-джанмаштами сегодня и Нандотсава завтра.

Джай Шри Кришна-джанмаштами ки джай!
Джай Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Навадвип Дхам ки джай!
Джай Вриндаван Дхам ки джай!
Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут ки джай!
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай!
Всем собравшимся преданным ки джай!
Нитай-Гаура-премананде Харибол!

Преданные: Джай Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Мадхумати Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования