«Сознание» (часть 3). Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 30 апреля 2008 года | Ижевск



скачать (формат MP3, 18.92M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Сознание

(часть 3)

(30 апреля 2008 года. Ижевск)

 

Когда мы используем термин «душа», то зачастую мы чувствуем себя неуютно. Как можно говорить о душе — ее же никто не видел! Тем не менее существует столько понятий, которых никто ни разу не видел, но которые мы признаем как реальные, например: ум, разум. Этого никто не видел, но это существует. Кто-нибудь из сидящих здесь считает, что у него есть ум? Но хоть кто-нибудь при этом видел ум (в лаборатории, при помощи любых инструментов, ученый или врач)? Мы все принимаем, что у нас есть ум, хотя никто не видел его. Что говорить о нас: мы простые люди, мы, может быть, никогда не видели микроскопов, но даже ученые не видели ума. Тем не менее существуют определенные признаки ума, и вы можете высказать суждение о том, каковы они.

#00:01:33#

Также есть признаки души, и главный признак души — сознание. Итак, везде, где вы видите сознание, есть душа, там жизнь, там живое существо. Но каков максимальный потенциал этого живого существа? В каком мире можно реализовать этот потенциал? В этом ли мире, где мы без конца рождаемся и умираем, рождаемся и умираем снова и снова, даже не понимая природы своего «я»?

#00:02:35#

Один из моих любимых примеров: после смерти Джавахарлала Неру, известного индийского политика, один очень-очень известный астролог в Индии после соответствующих расчетов выдвинул суждение, что сейчас Неру родился собакой в доме шведского джентльмена. И если подобное положение вещей возможно для Неру — этого великого человека, которого называли пандитом, мудрецом, — то что уж говорить о простом человеке, как я? Сможем ли мы найти счастье в этом [мире]? Счастье — это мотивация каждого из нас, все мы стремимся к счастью, но сможем ли мы найти подлинное счастье в этом мире, если уже скоро нам придется съехать, и мы даже не знаем, куда мы въедем?

#00:03:51#

Все мы, очевидно, куда-то въедем, в какой-то «номер», потому что сознание никогда не исчезнет, сознание вечно. Так почему же мы тогда не устремляемся в вечный мир, в тот мир, где нам больше не придется постоянно съезжать с одного места и переезжать в другое? Найти то вечное место, в котором каждый шаг подобен танцу, в котором каждое слово — песня, в котором каждая капля подобна нектару, где все вечно свежо, где все прекрасно и сладостно, где существует не просто вечное счастье, но вечно возрастающее счастье.

#00:04:47#

Здесь, в этом мире, мы почти никогда не соприкасаемся со счастьем, скорее, просто страдания иногда оставляют нас. Например, если мы не испытываем голода, то даже еда не приносит нам счастья. Поэтому разве мы соприкасаемся в этом мире с настоящим счастьем? Тем не менее все мы ищем счастья. Счастье существует, и счастье — это право по рождению для каждого из нас, более того — мы родились из счастья. Нам может казаться, что мы рождены от союза двух людей, но на самом деле мы рождены из счастья. Почему? Потому что мы произошли от высшей, безграничной Личности, а сама Его природа — это счастье и экстаз.

#00:06:00#

Сейчас, например, наши тела состоят из ужасных компонентов: из желчи, крови, всевозможных внутренних органов. На самом деле если содрать несколько слоев кожи с нас, то предстанет ужасающее зрелище. Но тело высшей Личности состоит из экстаза. В этом мире существует разница между нашим телом и нашим подлинным «я», но в высшем мире, в мире сознания, разницы между «я» и между телом не существует. Мы — неотъемлемые частицы этого высшего Существа, и наше предназначение — соприкасаться с этим экстазом.

#00:07:08#

Главный процесс бхакти-йоги — мантра-медитация. Мы поем и повторяем Харе Кришна мантру. Это очень легкий процесс, каждый может заниматься этим. Вам не обязательно повторять это вместе с нами, вам необязательно менять свой стиль жизни или свою одежду. Вы можете повторять это где угодно: в одиночестве, в душе, в машине, на улице — как вам угодно! Это непревзойденный процесс развития сознания. Высшая стадия развития сознания — это осознание Бога. Этот процесс очень прост, очень доступен: любой в любое время, в любых обстоятельствах может посвятить себя этому процессу.

#00:08:25#

Любая духовная или религиозная традиция прекрасно знает силу божественного звука. Например, в детстве, будучи мальчиком, я многие тысячи раз произносил эту Иисусову молитву: «Отец наш, сущий на небесах, да святится имя Твое...», но как и большинство людей я никогда не спрашивал: «Какое имя?» Хотя столько тысяч раз я произносил эти слова, но ни разу не спросил: «Какое имя?» Несомненно, одно из имен Бога — Кришна. Поэтому повторяйте имя Кришна или, если хотите, повторяйте любое другое имя Бога, но именно эта комбинация, эта Харе Кришна маха-мантра — наиболее эффективное сочетание имен Бога.

#00:09:39#

Итак, мы не пытаемся ни в коем случае обратить кого-либо из чего-то во что-то еще, поскольку сам подход был бы противоречием этих духовных идей. Мы пытаемся достичь свободы, освободиться от множества заблуждений. Духовность начинается с той точки, с того момента, когда мы избавляемся от ложных представлений о себе и приходим к соприкосновению со своим подлинным «я». И лучший метод для этого — повторение Харе Кришна.

#00:10:27#

Мы хотели бы поблагодарить всех вас за то, что вы столь терпеливо слушали все это время. Если я обидел кого-нибудь своими словами, то, пожалуйста, простите меня, это было не специально. Итак, я думаю, у нас есть еще несколько минут на вопросы и ответы.

#00:10:55#

Вопрос: Такая вещь, как наводнение в Таиланде… Вы знаете? Умерло много людей. Ваше отношение к этому... То есть как этот закон... он вернулся туда... Я думаю так же, как и вы… [неразборчиво].

Шрипад Вайшнав Махарадж: Тот факт, что мы понимаем закон кармы, еще не делает нас людьми с жестким сердцем, это не означает, что мы лишены сострадания. Я не подлинно святой человек, но знаю, что единственная боль, что живет в сердце подлинного святого, это когда он видит страдания других людей. Святые также знают, что в конечном счете единственное полное решение проблемы — полностью вырваться из этого материального мира. Все остальные решения будут только временной помощью и в конечном счете не окажут большого воздействия.

#00:12:48#

Да, конечно же, всем людям, которые пострадали во время этого цунами в Таиланде, было предначертано быть там, пострадать. Понимание кармы и того, что многие люди погибли, пострадали, потеряли своих родственников, свою собственность заслуженно, ни в коем случае не приносит нам радости. В конечном счете все будет забрано у каждого из нас, каждый из нас потеряет все. В одной форме или в другой, но мы все потеряем: в результате наводнения или в результате так называемой естественной смерти. Хотя на самом деле не может быть естественной смерти, само понятие «смерть» неестественно для нас. Поэтому мы относимся с состраданием к тем людям, которые были унесены цунами. Но мы понимаем, что и те люди, и все другие неизбежно будут «унесены» рано или поздно.

#00:14:07#

Вопрос: Меня зовут Александр. В Гите Кришна говорит: мы рождались в прошлом, присутствуем сейчас и будем рождаться в будущем. То есть получается, что божественная или просветленная личность отличается от нас тем, что она осознает все это. Будем ли мы дальше рождаться после этого осознания, просветления?

#00:14:56#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, у нас есть возможность обрести это понимание сейчас.

на тв эва̄хам̇ джа̄ту на̄сам̇
на твам̇ неме джана̄дхипа̄х̣
на чаива на бхавиш̣йа̄мах̣
сарве вайам атах̣ парам[1]

В Бхагавад-гите сразу после того стиха, который вы упомянули, дается следующий пример, с помощью которого каждый из нас сможет понять, о чем идет речь.

#00:15:31#

дехино ’смин йатха̄ дехе...[2]

Следующий стих говорит, что на протяжении жизни человек меняет тела: тело младенца на тело ребенка, юноши, взрослого, старика. Как человек меняет одежду, подобным же образом в старости, когда тело человека станет негодно, он переселится в следующее. Нам нет нужды ждать смерти или следующего рождения, чтобы понять это. Этот пример позволяет нам увидеть, что мы сменили множество тел уже в этой жизни. Именно сейчас, именно наш настоящий момент — самый важный для нас.

#00:16:24#

Вопрос: Я бы хотел уточнить этот вопрос. Вопрос в том, что Кришна говорит, что мы будем продолжать рождаться, выполняя свой долг на этой Земле, то есть неважно, просветлен человек или нет. Я хотел бы спросить: закончится ли наше путешествие на этой Земле?

#00:17:03#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В Бхагавад-гите минимум в сотне мест говорится об этом разными словами. Да, конечно.

на тад бха̄сайате сӯрйо
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣
йад гатва̄ на нивартанте
тад дха̄ма парамам̇ мама[3]

Например, в одном месте Кришна говорит: «Есть Моя высшая обитель, в которой нет необходимости ни в солнце, ни в луне, ни в каком-либо другом источнике света, потому что там все является источником света само по себе. И тот, кто достигает этой обители, никогда больше не возвращается сюда». Он говорит об этом во многих местах.

#00:17:54#

Вопрос: О чем вы мечтаете? Чего вы хотите?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Кришна-према — чистая любовь к Богу.

Вопрос: Кем вы хотели стать, когда были юным?

#00:18:26#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Много кем хотел стать. По мере того как мы растем, вырастаем, наши герои, наши идеалы в этом мире меняются. В один момент я хотел быть одиноким странником, в другой момент я хотел быть Зорро, кем-то еще, потом я хотел стать Джоном Кеннеди, потом я хотел стать Джоном Ленноном. Мои идеалы менялись.

Вопрос: Кем вы официально работаете?

#00:19:16#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Официальной работы нет — все мои работы неофициальны.

Есть один важный момент. Мы все стремимся подражать стольким идеалам, которые мы видим вокруг себя, но при этом нас не учат заглядывать внутрь себя. Духовность означает научиться заглядывать прежде всего внутрь себя, в свой внутренний мир. Мы увидим, что внутри коренятся все наши проблемы и внутри существуют все ответы.

Вопрос: В статье было написано, что вы часто путешествуете. Опишите свой последний опыт, какое-то яркое впечатление, что очень сильно вас поразило.

#00:20:55#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В своих путешествиях я видел много удивительных вещей и встречался со многими удивительными, прекрасными людьми. Я вижу, сколь многое объединяет людей, даже если они живут в самых разных уголках света. По мере того как устраняется наше невежество, мы обретаем все большую способность оценить, увидеть это единство. К примеру, всего лишь несколько лет назад в результате некой политической ситуации, людям, живущим здесь, в советской стране, невозможно было представить, что люди, живущие в Америке или в других западных странах, на самом деле такие же, как и они. И наоборот: американцы не могли себе представить, что люди в Советском Союзе на самом деле такие же люди, как и они.

#00:22:26#

Пропаганда говорила нам, что в западном мире все — декаденствующие, аморальные, капиталистические свиньи. А на Западе учили, что в Советском Союзе все — коммунистические черти. И это не шутка, это правда. Эта пропаганда очень глубоко застряла в нас. Но сейчас мы видим, что истина вовсе не такова. По мере того как устраняется наше невежество, во все меньшей и меньшей степени мы видим различия и все в большей и большей степени мы видим единство. Но с детства в нас воспитывают предрассудки.

Вопрос: Что вы думаете по поводу воспитания патриотизма в каждой стране?

#00:23:30#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это основано на иллюзии, потому что временно. Если я, как Неру, в следующей своей жизни стану собакой в доме шведского джентльмена, буду ли я очень патриотической шведской собакой? Или, например, у меня есть замечательная собака, и если я привезу ее из Америки сюда, будут ли все русские собаки испытывать некие особые предрассудки, предвзятое отношение к моей американской собаке?

#00:24:32#

Когда эта вещь (мое тело) уже через несколько лет будет выброшена, я уже не буду американцем. Тогда что толку от моего патриотизма? Однако это вовсе не означает, что я не ценю способность к самопожертвованию. Например, через несколько дней мы будем отмечать девятое мая, День Победы в Великой отечественной войне. В этот день отмечается героизм людей, которые пожертвовали своими жизнями ради общего дела. Это не означает, что мы не в состоянии оценить их самопожертвование, их жертвенность, но в то же самое время считать, что я принадлежу только этому месту, потому что родился здесь, — иллюзия.

Вопрос: Снился ли вам Кришна?

#00:25:44#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет, Кришна не снился.

Вопрос: А какие сны снятся?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Разные сны, как и всем.

Вопрос: Говорят, существуют духовные сны…

#00:26:16#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нужно судить по результату, по плодам. Например, мне приснился духовный сон, затем я проснулся. Стану ли я от этого духовного сна посвящать свою энергию в большей степени духовной жизни? Если это на самом деле духовный сон, значит, проснувшись после этого сна, я должен стать более духовным человеком. Это означает, что мой интерес к духовному возрастет, к материальным вещам ослабеет, и в результате во мне в большей степени разовьются те хорошие, благие качества, о которых мы говорили.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

Сознание (часть 1)
Сознание (часть 2)

 


[1] «Не было такого времени, когда не существовали Я, ты и все эти цари. И в будущем никто из нас не перестанет существовать» (Бхагавад-гита, 2.12).

[2] Дехино ’смин йатха̄ дехе, каума̄рам̇ йауванам̇ джара̄ / татха̄ деха̄нтара-пра̄птир, дхӣрас татра на мухйати — «Как воплощенная в теле душа постепенно переходит из детского тела во взрослое, а затем в старческое, так и после смерти этого тела она обретает новое. Подобные изменения не вводят в заблуждение мудреца» (Бхагавад-гита, 2.13).

[3] «Мир, где нет нужды в свете солнца, луны и огня, достигнув которого, не возвращаются обратно, — это Моя духовная обитель» (Бхагавад-гита, 15.6).

 



←  Публичная программа в отеле Козацкий. Киев, 27 сентября 2014 года ·• Архив новостей •· Субботняя программа в Абхазии. 4 октября 2014 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.8 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Сознание

(часть 3)

(30 апреля 2008 года. Ижевск)

 

Когда мы используем термин «душа», то зачастую мы чувствуем себя неуютно. Как можно говорить о душе — ее же никто не видел! Тем не менее существует столько понятий, которых никто ни разу не видел, но которые мы признаем как реальные, например: ум, разум. Этого никто не видел, но это существует. Кто-нибудь из сидящих здесь считает, что у него есть ум? Но хоть кто-нибудь при этом видел ум (в лаборатории, при помощи любых инструментов, ученый или врач)? Мы все принимаем, что у нас есть ум, хотя никто не видел его. Что говорить о нас: мы простые люди, мы, может быть, никогда не видели микроскопов, но даже ученые не видели ума. Тем не менее существуют определенные признаки ума, и вы можете высказать суждение о том, каковы они.

#00:01:33#

Также есть признаки души, и главный признак души — сознание. Итак, везде, где вы видите сознание, есть душа, там жизнь, там живое существо. Но каков максимальный потенциал этого живого существа? В каком мире можно реализовать этот потенциал? В этом ли мире, где мы без конца рождаемся и умираем, рождаемся и умираем снова и снова, даже не понимая природы своего «я»?

#00:02:35#

Один из моих любимых примеров: после смерти Джавахарлала Неру, известного индийского политика, один очень-очень известный астролог в Индии после соответствующих расчетов выдвинул суждение, что сейчас Неру родился собакой в доме шведского джентльмена. И если подобное положение вещей возможно для Неру — этого великого человека, которого называли пандитом, мудрецом, — то что уж говорить о простом человеке, как я? Сможем ли мы найти счастье в этом [мире]? Счастье — это мотивация каждого из нас, все мы стремимся к счастью, но сможем ли мы найти подлинное счастье в этом мире, если уже скоро нам придется съехать, и мы даже не знаем, куда мы въедем?

#00:03:51#

Все мы, очевидно, куда-то въедем, в какой-то «номер», потому что сознание никогда не исчезнет, сознание вечно. Так почему же мы тогда не устремляемся в вечный мир, в тот мир, где нам больше не придется постоянно съезжать с одного места и переезжать в другое? Найти то вечное место, в котором каждый шаг подобен танцу, в котором каждое слово — песня, в котором каждая капля подобна нектару, где все вечно свежо, где все прекрасно и сладостно, где существует не просто вечное счастье, но вечно возрастающее счастье.

#00:04:47#

Здесь, в этом мире, мы почти никогда не соприкасаемся со счастьем, скорее, просто страдания иногда оставляют нас. Например, если мы не испытываем голода, то даже еда не приносит нам счастья. Поэтому разве мы соприкасаемся в этом мире с настоящим счастьем? Тем не менее все мы ищем счастья. Счастье существует, и счастье — это право по рождению для каждого из нас, более того — мы родились из счастья. Нам может казаться, что мы рождены от союза двух людей, но на самом деле мы рождены из счастья. Почему? Потому что мы произошли от высшей, безграничной Личности, а сама Его природа — это счастье и экстаз.

#00:06:00#

Сейчас, например, наши тела состоят из ужасных компонентов: из желчи, крови, всевозможных внутренних органов. На самом деле если содрать несколько слоев кожи с нас, то предстанет ужасающее зрелище. Но тело высшей Личности состоит из экстаза. В этом мире существует разница между нашим телом и нашим подлинным «я», но в высшем мире, в мире сознания, разницы между «я» и между телом не существует. Мы — неотъемлемые частицы этого высшего Существа, и наше предназначение — соприкасаться с этим экстазом.

#00:07:08#

Главный процесс бхакти-йоги — мантра-медитация. Мы поем и повторяем Харе Кришна мантру. Это очень легкий процесс, каждый может заниматься этим. Вам не обязательно повторять это вместе с нами, вам необязательно менять свой стиль жизни или свою одежду. Вы можете повторять это где угодно: в одиночестве, в душе, в машине, на улице — как вам угодно! Это непревзойденный процесс развития сознания. Высшая стадия развития сознания — это осознание Бога. Этот процесс очень прост, очень доступен: любой в любое время, в любых обстоятельствах может посвятить себя этому процессу.

#00:08:25#

Любая духовная или религиозная традиция прекрасно знает силу божественного звука. Например, в детстве, будучи мальчиком, я многие тысячи раз произносил эту Иисусову молитву: «Отец наш, сущий на небесах, да святится имя Твое...», но как и большинство людей я никогда не спрашивал: «Какое имя?» Хотя столько тысяч раз я произносил эти слова, но ни разу не спросил: «Какое имя?» Несомненно, одно из имен Бога — Кришна. Поэтому повторяйте имя Кришна или, если хотите, повторяйте любое другое имя Бога, но именно эта комбинация, эта Харе Кришна маха-мантра — наиболее эффективное сочетание имен Бога.

#00:09:39#

Итак, мы не пытаемся ни в коем случае обратить кого-либо из чего-то во что-то еще, поскольку сам подход был бы противоречием этих духовных идей. Мы пытаемся достичь свободы, освободиться от множества заблуждений. Духовность начинается с той точки, с того момента, когда мы избавляемся от ложных представлений о себе и приходим к соприкосновению со своим подлинным «я». И лучший метод для этого — повторение Харе Кришна.

#00:10:27#

Мы хотели бы поблагодарить всех вас за то, что вы столь терпеливо слушали все это время. Если я обидел кого-нибудь своими словами, то, пожалуйста, простите меня, это было не специально. Итак, я думаю, у нас есть еще несколько минут на вопросы и ответы.

#00:10:55#

Вопрос: Такая вещь, как наводнение в Таиланде… Вы знаете? Умерло много людей. Ваше отношение к этому... То есть как этот закон... он вернулся туда... Я думаю так же, как и вы… [неразборчиво].

Шрипад Вайшнав Махарадж: Тот факт, что мы понимаем закон кармы, еще не делает нас людьми с жестким сердцем, это не означает, что мы лишены сострадания. Я не подлинно святой человек, но знаю, что единственная боль, что живет в сердце подлинного святого, это когда он видит страдания других людей. Святые также знают, что в конечном счете единственное полное решение проблемы — полностью вырваться из этого материального мира. Все остальные решения будут только временной помощью и в конечном счете не окажут большого воздействия.

#00:12:48#

Да, конечно же, всем людям, которые пострадали во время этого цунами в Таиланде, было предначертано быть там, пострадать. Понимание кармы и того, что многие люди погибли, пострадали, потеряли своих родственников, свою собственность заслуженно, ни в коем случае не приносит нам радости. В конечном счете все будет забрано у каждого из нас, каждый из нас потеряет все. В одной форме или в другой, но мы все потеряем: в результате наводнения или в результате так называемой естественной смерти. Хотя на самом деле не может быть естественной смерти, само понятие «смерть» неестественно для нас. Поэтому мы относимся с состраданием к тем людям, которые были унесены цунами. Но мы понимаем, что и те люди, и все другие неизбежно будут «унесены» рано или поздно.

#00:14:07#

Вопрос: Меня зовут Александр. В Гите Кришна говорит: мы рождались в прошлом, присутствуем сейчас и будем рождаться в будущем. То есть получается, что божественная или просветленная личность отличается от нас тем, что она осознает все это. Будем ли мы дальше рождаться после этого осознания, просветления?

#00:14:56#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Да, у нас есть возможность обрести это понимание сейчас.

на тв эва̄хам̇ джа̄ту на̄сам̇
на твам̇ неме джана̄дхипа̄х̣
на чаива на бхавиш̣йа̄мах̣
сарве вайам атах̣ парам[1]

В Бхагавад-гите сразу после того стиха, который вы упомянули, дается следующий пример, с помощью которого каждый из нас сможет понять, о чем идет речь.

#00:15:31#

дехино ’смин йатха̄ дехе...[2]

Следующий стих говорит, что на протяжении жизни человек меняет тела: тело младенца на тело ребенка, юноши, взрослого, старика. Как человек меняет одежду, подобным же образом в старости, когда тело человека станет негодно, он переселится в следующее. Нам нет нужды ждать смерти или следующего рождения, чтобы понять это. Этот пример позволяет нам увидеть, что мы сменили множество тел уже в этой жизни. Именно сейчас, именно наш настоящий момент — самый важный для нас.

#00:16:24#

Вопрос: Я бы хотел уточнить этот вопрос. Вопрос в том, что Кришна говорит, что мы будем продолжать рождаться, выполняя свой долг на этой Земле, то есть неважно, просветлен человек или нет. Я хотел бы спросить: закончится ли наше путешествие на этой Земле?

#00:17:03#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В Бхагавад-гите минимум в сотне мест говорится об этом разными словами. Да, конечно.

на тад бха̄сайате сӯрйо
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣
йад гатва̄ на нивартанте
тад дха̄ма парамам̇ мама[3]

Например, в одном месте Кришна говорит: «Есть Моя высшая обитель, в которой нет необходимости ни в солнце, ни в луне, ни в каком-либо другом источнике света, потому что там все является источником света само по себе. И тот, кто достигает этой обители, никогда больше не возвращается сюда». Он говорит об этом во многих местах.

#00:17:54#

Вопрос: О чем вы мечтаете? Чего вы хотите?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Кришна-према — чистая любовь к Богу.

Вопрос: Кем вы хотели стать, когда были юным?

#00:18:26#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Много кем хотел стать. По мере того как мы растем, вырастаем, наши герои, наши идеалы в этом мире меняются. В один момент я хотел быть одиноким странником, в другой момент я хотел быть Зорро, кем-то еще, потом я хотел стать Джоном Кеннеди, потом я хотел стать Джоном Ленноном. Мои идеалы менялись.

Вопрос: Кем вы официально работаете?

#00:19:16#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Официальной работы нет — все мои работы неофициальны.

Есть один важный момент. Мы все стремимся подражать стольким идеалам, которые мы видим вокруг себя, но при этом нас не учат заглядывать внутрь себя. Духовность означает научиться заглядывать прежде всего внутрь себя, в свой внутренний мир. Мы увидим, что внутри коренятся все наши проблемы и внутри существуют все ответы.

Вопрос: В статье было написано, что вы часто путешествуете. Опишите свой последний опыт, какое-то яркое впечатление, что очень сильно вас поразило.

#00:20:55#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В своих путешествиях я видел много удивительных вещей и встречался со многими удивительными, прекрасными людьми. Я вижу, сколь многое объединяет людей, даже если они живут в самых разных уголках света. По мере того как устраняется наше невежество, мы обретаем все большую способность оценить, увидеть это единство. К примеру, всего лишь несколько лет назад в результате некой политической ситуации, людям, живущим здесь, в советской стране, невозможно было представить, что люди, живущие в Америке или в других западных странах, на самом деле такие же, как и они. И наоборот: американцы не могли себе представить, что люди в Советском Союзе на самом деле такие же люди, как и они.

#00:22:26#

Пропаганда говорила нам, что в западном мире все — декаденствующие, аморальные, капиталистические свиньи. А на Западе учили, что в Советском Союзе все — коммунистические черти. И это не шутка, это правда. Эта пропаганда очень глубоко застряла в нас. Но сейчас мы видим, что истина вовсе не такова. По мере того как устраняется наше невежество, во все меньшей и меньшей степени мы видим различия и все в большей и большей степени мы видим единство. Но с детства в нас воспитывают предрассудки.

Вопрос: Что вы думаете по поводу воспитания патриотизма в каждой стране?

#00:23:30#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это основано на иллюзии, потому что временно. Если я, как Неру, в следующей своей жизни стану собакой в доме шведского джентльмена, буду ли я очень патриотической шведской собакой? Или, например, у меня есть замечательная собака, и если я привезу ее из Америки сюда, будут ли все русские собаки испытывать некие особые предрассудки, предвзятое отношение к моей американской собаке?

#00:24:32#

Когда эта вещь (мое тело) уже через несколько лет будет выброшена, я уже не буду американцем. Тогда что толку от моего патриотизма? Однако это вовсе не означает, что я не ценю способность к самопожертвованию. Например, через несколько дней мы будем отмечать девятое мая, День Победы в Великой отечественной войне. В этот день отмечается героизм людей, которые пожертвовали своими жизнями ради общего дела. Это не означает, что мы не в состоянии оценить их самопожертвование, их жертвенность, но в то же самое время считать, что я принадлежу только этому месту, потому что родился здесь, — иллюзия.

Вопрос: Снился ли вам Кришна?

#00:25:44#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нет, Кришна не снился.

Вопрос: А какие сны снятся?

Шрипад Вайшнав Махарадж: Разные сны, как и всем.

Вопрос: Говорят, существуют духовные сны…

#00:26:16#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Нужно судить по результату, по плодам. Например, мне приснился духовный сон, затем я проснулся. Стану ли я от этого духовного сна посвящать свою энергию в большей степени духовной жизни? Если это на самом деле духовный сон, значит, проснувшись после этого сна, я должен стать более духовным человеком. Это означает, что мой интерес к духовному возрастет, к материальным вещам ослабеет, и в результате во мне в большей степени разовьются те хорошие, благие качества, о которых мы говорили.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

Сознание (часть 1)
Сознание (часть 2)

 


[1] «Не было такого времени, когда не существовали Я, ты и все эти цари. И в будущем никто из нас не перестанет существовать» (Бхагавад-гита, 2.12).

[2] Дехино ’смин йатха̄ дехе, каума̄рам̇ йауванам̇ джара̄ / татха̄ деха̄нтара-пра̄птир, дхӣрас татра на мухйати — «Как воплощенная в теле душа постепенно переходит из детского тела во взрослое, а затем в старческое, так и после смерти этого тела она обретает новое. Подобные изменения не вводят в заблуждение мудреца» (Бхагавад-гита, 2.13).

[3] «Мир, где нет нужды в свете солнца, луны и огня, достигнув которого, не возвращаются обратно, — это Моя духовная обитель» (Бхагавад-гита, 15.6).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования